Что такое технология? Технология вики.

Термин "технология" - это сочетание двух греческих слов: "техно" - мастерство, умение, и "логос" - способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным. К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.

Теперь вы понимаете, в каких областях чаще всего этот термин используется. Хотя надо сказать, что данное слово в настоящее время стало подменять другие традиционные слова. К примеру, мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». И в этом нет ничего удивительного, современные термины быстро приживаются, меняя свое истинное наполнение.

Каждый ученик сталкивается со словом технология, когда идет на урок с таким же названием. Чему там учат? По сути, это те же труды, которые были в школьной программе, где дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами или приборами. Обычно мальчики обучались токарному или деревообрабатывающему делу. Девочки учились шить и кроить, познавали поварское искусство. И сегодня на уроках технологии все это присутствует, просто к практическим навыкам добавились теоретические знания, который учитель преподносит в виде обзорной лекции.

Информационные технологии

Именно это словосочетание сегодня на слуху. ? Это совокупность процессов, связанных с хранением, обработкой, защитой, передачей и получением необходимой информации. И для всего этого используются компьютеры и другие современные устройства. В современном мире это самая необходимая технология, которая пользуется большой популярностью у огромного количества людей. И если с производственными технологиями мы сталкиваемся по мере необходимости (в процессе работы и так далее), то с информационными мы имеем дело каждый день.

Жизненный цикл технологии

Как и любой процесс, как и любой продукт, технология живет своей жизнью. Она появляется (ее кто-то придумывает), она видоизменяется (в нее вносятся какие-то дополнения, новшества, убираются не оправдавшие себя элементы, экономически невыгодные) и, в конце концов, умирает, предоставляя место для новых технологий, более эффективных. Хотя надо отдать должное некоторым, которые до сих пор существуют. К примеру, технология выпекания хлеба, размола зерна в муку, изготовление керамики, производство железа. Это вечные технологические процессы, которые изменились с момента появления незначительно.

Цикл технологии производства муки

Хотелось бы на примере производства муки, самого важного продукта на земле, показать, как происходит технологический процесс. Не будем здесь затрагивать технологию выращивания пшеницы, сразу начнем с того, что зерно поступает на мельницу. Оговоримся, что будем говорить о современном производстве.

  1. Зерно с полей поступает в хранилище, которое называется элеватор. Здесь оно частично очищается от камешков, грязи и пыли.
  2. С элеватора зерно подают на мельницу. Здесь его размалывают и просеивают, разделяя на муку, манную крупу и отруби.
  3. Далее мука поступает в хранилище, где она расфасовывается по бумажным пакетам или вывозится специальными машинами муковозами в пекарни, где пекут хлебобулочные изделия.

Любая производственная технология разбита на циклы (этапы, стадии, процессы), это и есть ее сущность, ее основа. Очень часто в разных технологиях используют большое количество ингредиентов, одни из которых являются основными, другие дополнительными.

На данный момент практически каждый человек дома имеет компьютер, и почти у каждого есть Интернет. Сеть, в которой находятся миллионы Web-страниц с большим количеством информации. Раньше такие страницы мог создавать только один человек, разработчик. А люди, которые пользовались этими страницами, были только потребителями. Но недавно появилась технология Wiki. Технология, позволяющая другим пользователям не только брать для себя новую информацию, но и вносить свои поправки на этих страницах.

Многие существующие поныне сайты пользуются технологией Wiki. Например, самый известный сайт, основанный на этой технологии - это Википедия. Широко распространенная интернет-энциклопедия. На этом сайте люди всего мира могут вносить туда свои заметки, поправки, создавать свои полезные и интересные страницы, и конечно получать для себя новые знания. Этим сайтом пользуются множество людей разных статусов и возрастов: школьники в своих рефератах, студенты в своих исследовательских.

Wiki-технологию используют во многих профессиях: врача, учителей, инженеров и многих других.

Уже создана страница по медицине, основанная на технологии Wiki. Благодаря этому сайту человек возьмет для себя информацию по лечению от какой-либо болезни, абитуриенты медицинского учреждения возьмут для себя дополнительные знания, выходящие за рамки обучения, врачи с разных точек Земли могут делиться своими знаниями и опытом.

Или Wiki-сервисы позволяют журналистам создавать внутренние сайты, обмениваться информацией с коллегами и аудиторией, коллективно работать над совместными проектами и отдельными текстами. И все это - в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на звонки и бесконечные электронные письма.

Поэтому Wiki-страницы удобны.

Это хорошо, что придумали такую полезную вещь, и именно поэтому мы хотим изучить ее лучше, а именно изучить историю и понятие Wiki-страницы и, конечно же, самим попробовать внести небольшой вклад в развитии Википедии.

Цель работы:

1. Освоить технологию создания Wiki-страниц.

1. Дать определение Wiki-технологии.

2. Изучить историю появления Wiki-технологии.

3. Найти самые распространенные Wiki-порталы.

4. Рассмотреть техническую основу Википедии.

5. Создать свою Wiki-страницу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Физико-математический факультет

Кафедра информатики и вычислительной техники

Реферат

Технология Wiki. Алгоритм создания wiki-страницы

Преподаватель: Т.В. Кормилицына

Саранск 2017

1. Определение Wiki-технологии

5.2. Алгоритм создания Wiki-страницы

5.2.3. Создать статью

5.2.4. Правильно начать статью

5.2.5. Оформление заголовков

5.2.6. Цитаты

5.2.7. Сноски

5.2.8. Списки

5.2.9. Шаблоны

5.2.10. Шаблон-карточка

5.2.14. Записывание статьи

Заключение

Введение

На данный момент практически каждый человек дома имеет компьютер, и почти у каждого есть Интернет. Сеть, в которой находятся миллионы Web-страниц с большим количеством информации. Раньше такие страницы мог создавать только один человек, разработчик. А люди, которые пользовались этими страницами, были только потребителями. Но недавно появилась технология Wiki. Технология, позволяющая другим пользователям не только брать для себя новую информацию, но и вносить свои поправки на этих страницах.

Многие существующие поныне сайты пользуются технологией Wiki. Например, самый известный сайт, основанный на этой технологии - это Википедия. Широко распространенная интернет-энциклопедия. На этом сайте люди всего мира могут вносить туда свои заметки, поправки, создавать свои полезные и интересные страницы, и конечно получать для себя новые знания. Этим сайтом пользуются множество людей разных статусов и возрастов: школьники в своих рефератах, студенты в своих исследовательских.

Wiki-технологию используют во многих профессиях: врача, учителей, инженеров и многих других.

Уже создана страница по медицине, основанная на технологии Wiki. Благодаря этому сайту человек возьмет для себя информацию по лечению от какой-либо болезни, абитуриенты медицинского учреждения возьмут для себя дополнительные знания, выходящие за рамки обучения, врачи с разных точек Земли могут делиться своими знаниями и опытом.

Или Wiki-сервисы позволяют журналистам создавать внутренние сайты, обмениваться информацией с коллегами и аудиторией, коллективно работать над совместными проектами и отдельными текстами. И все это - в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на звонки и бесконечные электронные письма.

Поэтому Wiki-страницы удобны.

Это хорошо, что придумали такую полезную вещь, и именно поэтому мы хотим изучить ее лучше, а именно изучить историю и понятие Wiki-страницы и, конечно же, самим попробовать внести небольшой вклад в развитии Википедии.

Цель работы:

1. Освоить технологию создания Wiki-страниц.

Задачи:

1. Дать определение Wiki-технологии.

2. Изучить историю появления Wiki-технологии.

3. Найти самые распространенные Wiki-порталы.

4. Рассмотреть техническую основу Википедии.

5. Создать свою Wiki-страницу.

Рассмотрим различные определения словарей.

В распространенных словарях (Ожегова, Ушакова, Даля) не было определения Вики-технологии. Ведь Вики-технология появились сравнительно недавно, а именно в 1995 году.

Тогда рассмотрим более современные словари.

Wiki-технология обычно обладает двумя свойствами:

1. Любой может редактировать страницы Wiki, и любой может откатывать сделанные правки

2. Создавать новые страницы Wiki довольно просто, потому, что не требуется знания и использования HTML

(Для обоих правил существуют исключения) - Такое определение нам дает Oddmuse.org.

Вики (англ. wiki) -технология, на основе которой создается веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов производится с использованием викиразметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедия. - Такое определение нам дает Википедия.

Wiki - технология создания веб-сайтов, которые идеально подходят для создания базы знаний, технических заданий и подготовки различных документов, над которыми происходит совместная работа нескольких пользователей. -Такое определение нам дает wikia.com

2. История появления Wiki-технологии

В конце 1980 -х Уорд Каннингем (американский программист, один из пионеров в области паттернов и экстремального программирования) начал разрабатывать концепцию вики. Впервые реализовал её на практике в середине 1990-х. 25 марта 1995 года был открыт первый сайт «Портлендское хранилище образцов» программного кода, работающий на этой технологии, для чего был написан первый вики-движок WikiWikiWeb.

Слово "Wiki” Каннингем позаимствовал с гавайского языка, означающее «быстрый». Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая, возможно, работает».

Позже этому слову был придуман английский бэкроним:

What

Know

Is...

В переводе получим: «Я знаю, что...»

Оно и понятно, Вики была создана для обработки информации большим количеством людей.

■ Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на Вики-сайте, используя обычный веб браузер без каких-либо его расширений.

■ Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.

■ Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Создание этой Вики страницы сделало большой шаг в развитии.

3. Самые распространенные Wiki-порталы

В данное время существует уже много сайтов, основанные на Викитехнологии. Самыми распространенными являются:

«Википедия» и остальные проекты корпорации Викимедиа (викисловарь, викицитатник и т.д.) - всемирные интернет-энциклопедия.

«Луркоморье» - в отличие от Википедии, которая описывает всё, эта энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур

«Викилаборатория» - предлагает исследователям объединяться, чтобы вести совместную научную деятельность прямо на сайте

«Русский писатель» - о русскоязычных поэтах, писателях, их произведениях и переводах от прошлого до современности.

«Родовод» - открытое генеалогическое древо.

«Википедия - свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. Может быть полезной самому широкому кругу читателей - от школьников до докторов наук». Такое определение дает нам сам этот сайт.

На данный момент это наиболее распространенная интернет-энциклопедия, основанная на Wiki-технологии. Все, у кого есть Интернет, знают об этой энциклопедии. Она основывается на том, что любой человек может пополнить этот сайт. Создавать и редактировать статьи Википедии может, в принципе, каждый пользователь сети интернет, причём в абсолютном большинстве случаев даже без регистрации на сайте энциклопедии. Все вносимые такими добровольцами в какую-либо статью этой энциклопедии изменения незамедлительно становятся видными всем посетителям сайта.

Википедия создаётся добровольцами со всего мира на 282 мировых языках. Она содержит более 20 миллионов статей.

Мало кто знает, что помимо выполнения функции энциклопедического справочника, Википедия стала главным объектом внимания СМИ как сетевой источник последних новостей по причине того, что информация в статьях постоянно обновляется.

Несколько языковых версий опубликовали подборку статей Википедии в версии на оптических дисках. А в 2009 году художник Роб Мэттьюс (RobMatthews) распечатал избранные статьи английского раздела Википедии на 5000 страниц и сшил их в книгу с твёрдым переплётом. Как он написал в пояснении к этому своему проекту: «Воспроизведение Википедии в ущербной физической форме помогает легче ставить под сомнение разумность её использования»

4. Техническая основа Википедии

Для создания вики-среды необходимо особое ПО - движок вики - это набор программ, служащий для преобразования вики-разметки в удобочитаемое представление на языке НТМЬ.Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа (некоммерческой организация, обеспечивающая материальную основу для ряда интернет-сообществ, создающих свободно распространяемое содержимое) основана на движке MediaWiki.

MediaWiki - это один из самых полнофункциональных вики-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда «Викимедиа», частных и государственных организациях.

Этот движок предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, возможность обработки текста как в собственном формате викитекст, так и в форматах HTML и TeX (для формул), возможность загрузки изображений и других файлов, а также другие возможности. Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные новые возможности и программные интерфейсы.

Логотип MediaWiki представляет собой желтый цветок на фоне четырех квадратных скобок. Это символизирует применяемый язык разметки, в котором для создания ссылок используются квадратные скобки, что гораздо проще традиционного синтаксиса HTML.

5. Практика реализации Wiki-страниц в Википедии

5.1. Основные понятия и термины Википедии

Для начала познакомимся с терминами, которые мы будем использовать.

Вики разметка - разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы.

Тегами помечают страницы для быстрого поиска нужной страницы.

Версия - одна из сохраненных правок вики-страницы.

Текущая версия - последняя версия вики-страницы, которая в данный момент видна на сайте.

5.2.1. Выбрать тему для статьи

Нашей темой статьи будет: «сайт privetstudent.com»

5.2.2. Поискать, существует ли уже такая статья

Мы произвели поиск ключевых слов выбранной нами темы с помощью поля поиска. Отдельной статьи на эту тему не существует.

5.2.3. Создать статью

При поиске такой статьи Википедия предлагает создать страницу на эту тему. Для того чтобы это сделать, надо нажать на красную ссылку. Здесь откроется поле ввода.

5.2.4. Правильно начать статью.

Статья начинается с повторения названия и выделения его полужирным шрифтом. Для этого используют тег: ""текст"".

После этого через тире пишем определение, указывая там, где это возможно внутренние ссылки по Википедии. Ведь в Википедии все страницы взаимосвязаны. Для того чтобы указать ссылку в Википедии нужно в двойных квадратных скобках сначала ввести точное название статьи в Википедии, а через вертикальную черточку текст, который увидит пользователь.

Например: [[Название статьи в Википедии|то, что увидит пользователь]]

{{ карточка сайта | websitename = privetstudent.com

| логотип сайта = [[Файл:Логотип privetstudent.png|200px|Логотип сайта privetstudent.com]]

| url = [ http://privetstudent.com privetstudent.com]

| скриншот = [[Файл:Главная страница сайта privetstu-dent.com.jpeg|250px|Главная страница «privetstudent.com»]]

| commercial = Да

I type = [[Образовательные сайты (Интер-нет)|образовательные сайты]]

| reg = Свободная

| language = [[Русский язык|русский]]

| date_of_launch =[]

| те кущий статус = Работает и развивается }}

""«privetstudent.com»"" - бесплатный русскоязычный, пополняемый зарегистрированными пользователями [[образовательные сайты (Интернет)|образовательные сайты]], качественными студенческими работами.

История ==

Сайт privetstudent.com появился осенью 2012 года.

Функциональность ==

Сервер сайта, расположен в Германии. Компания privetstudent.com зарегистрирована офшорной зоне в Панаме.

На сайте privetstudent.com пользователи могут скачать множество студенческих работ: рефераты, курсовые, дипломные работы, презентации.

После регистрации, пользователь может добавить свою работу в свободный доступ.

Главное отличие от других подобных сайтов это минимум рекламы.

* [ http://privetstudent.com/ Официальный сайт]

5.2.5. Оформление заголовков

После краткого описания нужно создать заголовки с описанием. Если заголовком будет больше четырех, то Википедия автоматически соберет содержание.

Чтобы создать заголовок n-уровня, название заголовка обрамляют n знаками «равно».(п от 2 до 5; от 2-ух, так как заголовок первого уровня - это название статьи, ставится автоматически)

Например: ==Заголовок 2==

5.2.6. Цитаты

Иногда в статье можно использовать цитаты. Для цитат в Википедии есть особое оформление, чтобы его применить цитату обрамляют вот так:

Например: {{начало цитаты}} «Цитата» {{конец цитаты|источник=кто сказал}}

5.2.7. Сноски

При цитировании в разделе «Примечания» обычно устанавливаются сноски. Чтобы создать сноску, используют парный тег - , указывая между тегами название источника (сайт). А в самом разделе «Примечания», созданным вручную, устанавливают тег

Например: Источник

Примечания==

5.2.8. Списки

Для того чтобы создать маркированный (нумерованный) список, перед каждым элементом списка нужно ввести * (#)

Например:

*Пункт 1 #Пункт 1

*Пункт 2 #Пункт 2

(Для создания текста курсивом обрамляем этот ""текст"")

5.2.9. Шаблоны

В Википедии существуют некоторые шаблоны. Их можно просмотреть на отдельном сайте в Википедии. Для вставки шаблона «Образовательный сайт» в последнем разделе пишем: {{Образовательные сайты}}. В конце статьи получим вот такой шаблон-таблицу:

5.2.10. Шаблон-карточка

При описании есть шаблон-карточка:

После введения информации сбоку на странице получится:

Обязательно в статье нужно указать ссылки

Также нужно указать в последнем разделе категорию. Они выводятся внизу статьи. В Википедии есть страница со всеми категориями.

Википедия - международная энциклопедия, имеющая разделы на десятках языков мира. Для связи статей на разных языках нужно создать интер-вику (ссылку на статью в иноязычной Википедии). Она выводится слева от статьи. Но перед этим нужно убедиться, что статья на иностранном языке имеет такую, же тему, о которой мы пишем.

Например: [[код языка:Название статьи на иностранном языке]]

5.2.14. Записывание статьи

Осталось нажать на кнопку «Записать страницу», и статья уже в просторах интернета. В скором времени ее проверят администраторы сайта. Если будет что-то неправильно, они это укажут, исправят, а если страница совсем негодна, то ее удалят.

Заключение

В ходе выполнения данной работы нам удалось познакомиться с таким новым понятием, как Вики-технология, рассмотреть его особенности, техническую основу, также были найдены и исследованы наиболее популярные вики-порталы. В результате чего было замечено, что наиболее популярным среди них на сегодняшний день является портал Википедия. Нам удалось внести вклад в это хранилище знаний, пополнив страницы данного портала своей собственной статьей.

Пускай этот вклад небольшой, но он значительный. Ведь если каждый человек сделает свою страницу, то Википедия расширится в несколько тысяч раз больше.

Список использованных интернет-ресурсов

1. Свободная электронная энциклопедия Википедия: Руководство для быстрого старта.

URL :http://m.wikipedia.org/wiki/Википедия:Руководство для быстрого %D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8E (дата обращения 09.2011-04.2012)


Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

Однако технология - это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента » (М.Х. Мельсон и др.), где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический способ производства, но и средства производства, например: инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия «технология» во втором определении более ярко выражена.

Итак, определение технологии, которое складывается при бег лом взгляде на проблему, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными пара метрами.

При таком взгляде ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Полученное определение по сути является определением методики. Оно просто ставит знак равенства между методикой и технологией, что не совсем правомерно.

Данный подход к понятию «технология» не позволяет найти отличие между методикой и технологией. Попытаемся это сделать, взглянув на те подходы, которые излагаются в педагогической литературе.

Существующие подходы к понятию «технология обучения».

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.


Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Про исходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В. Давыдова -Д.Б. Эльконина », то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией) говорят «технология В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина) не изменилась.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П. Беспалько , являются учащиеся и преподаватели. технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Не смотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия «технология» - скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ.

А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Успех многих промышленных предприятий заключается именно в том, что они отказываются от устаревших и неэффективных технологий и используют новые и новейшие технологии, основанные на самых последних научных разработках. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других, еще не вполне оформившихся. Среди них выделяется взгляд на технологию обучения как на способ формирования учебной программы отдельных курсов из набора модулей (блоков). Каждый из таких модулей представляет собой содержание и методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Считается, что, варьируя такими готовыми модулями (блоками), переставляя их местами, преподаватель может добиться наилучшего результата.

Получается, что технологией обучения здесь называется возможность перестановки различных модулей. Однако подобную перестановку назвать технологией обучения учащегося никак нельзя - это по сути дела способ подбора учебного материала преподавателем, способ компоновки содержания предмета. Конечно, последовательность изложения материала и его качественный состав имеют отношение к методам и способам, так как для изучения определенного содержания можно использовать определенные методы и приемы. Однако, как бы ни менялись местами модули (блоки), их преподавание обычно ведется в русле единой методики, которую использует в своей практике педагог или образовательное учреждение.

Как мы видим, наиболее часто встречаемые в педагогической литературе 90-х гг. подходы к понятию «технология» также не дают ответа на вопрос о ее отличии от методики. Для того чтобы это отличие обнаружить, необходимо взглянуть на технологию под другим углом зрения. Сделаем это, обратившись к историк вопроса.

Первоначальный смысл термина «технология».

Термин «технология» широко используется в промышленности и строительстве. Именно из этих двух сфер и пришло в педагогику это понятие. Этому переходу способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования. Их появление и интенсивное развитие в образовании привели к быстрому распространению новой терминологии.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий на зад, в период становления промышленности. Этот период развития общества характеризуется ростом машинного производства, увеличением объемов продукции, произведенной на фабриках, в условиях более высокой производительности. Другими словами - это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».

Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке:

Случайный опыт ------- Ремесло -------- Технология

На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения своей жизнедеятельности. Это пери од начального освоения явления. На втором этапе - этапе развития ремесла - человек не просто осваивает данное явление, но и, отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии.

По первоначальному смыслу технология означает процесс производства продукции техническими средствами ~ станками, группой станков, поточной линией. Каждая из технологий означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства. Любое изменение в наборе средств производства (например, замена на заводе фрезерных станков на станки с другими техническими характеристиками) приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а следовательно, к изменению самой технологии.

Переход от ремесленнического способа производства к промышленному означает значительное усложнение производства, так как в производстве принимают участие машины, заменяющие человека частично или полностью. Технологии во многом зависят от технических характеристик используемых в промышленности технических средств. Поэтому при машинном производстве потребовалось усложнить и детализировать описание каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), уже недостаточно. Более того, в описание процесса производства пришлось вносить точные характеристики каждого вида технических средств производства, так как весь процесс производства строится именно на этих характеристиках.

Таким образом, промышленная технология представляет собой определенный способ производства (образованный совокупностью и последовательностью применения методов) какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств производства под управлением человека. Причем средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Примером может служить машинное производство, ткани в промышленности, где на десятки станков, производящих сотни и тысячи метров ткани, приходится один оператор.

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся.

По-видимому, различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чем заключается различие между технологией и ремесленничеством в производственной и строительной сферах. Это различие между высокопроизводительным машинным производством и относительно низкоэффективным ручным трудом.

Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения.

Рассмотрим структуру технологии обучения учащихся в начальной школе.

Она включает в себя следующие основные компоненты (см. рис. 3):

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование поступивших в 1 класс учащихся по таким критериям, как умение читать и скорость чтения, умение считать и писать, позволяет распределить первоклассников II классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний и слабый. Обучение в каждом из таких классов строится по-разному. Проводя занятия по одним и тем же учебникам, учи теля, делая поправку на подготовленность учащихся, с сильным классом после короткого повторения быстро переходят к освоению нового материала, а со слабым, в котором учащиеся почти не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр, учат читать и считать в пределах десятка.

Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах при наборе в первые классы и группировка начинающих обучение в классы с одинаковым (или близким) уровнем подготовленности доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только при наборе в 1 класс, но и в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета. Это может быть подбор в группы для изучения иностранного языка, прохождения психологического тренинга и др.

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Мотивация представляет собой одно из ведущих направлений работы учителя. При введении технологий обучения это направление в работе учителя приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие, хотя и такое возможно (к примеру, компьютерные игры очень привлекают учащихся). По этому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.

Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей технологии и увеличению необходимого для обучения времени. С этой точки зрения процесс обучения схематично можно изобразить так (рис. 1, 2):

Рис. 1. Процесс обучения, Рис. 2. Процесс обучения, построенный на основе построенный по технологическим методики принципам

Необходимо заметить, что использование средств обучения (средств контроля, диагностики и т.п.) возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности (третий этап). Использование средств обучения на всех других этапах гопорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.

Рис. 3. Обучение, построенное как технологический процесс

Особенности технологии обучения.

Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности.

Для технологии обучения характерны следующие особенности:

Неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;

Периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

Выявление и отбор неуспевающих;

Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;

Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;

В случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.

Требования к технологическому процессу в обучении.

В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.

Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводить учитель.

В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом.

Это становится возможным, если:

1) средства обучения играют в обучении ведущую роль;

2) цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);

3) достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70Уо (по данному уровню усвоения).

К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей» .

Некоторые определения понятия «технология»

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» .

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» .

История

  • металлы
  • минералы
  • дерево
  • горючие материалы
  • питательные вещества
  • химические произведения
  • обрабатывание животных
  • ткани
  • бумага
  • орудия

Высокие технологии

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech ). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника , вычислительная техника , робототехника , атомная энергетика , самолётостроение , космическая техника , микробиологическая промышленность.

Производственные технологии

Технологии могут классифицироваться или в связи с определённой отраслью производства, или в связи с конкретными материалами и способами их получения и обработки. К отраслевым технологиям относятся, например, технология горных работ, технология машиностроения, технология строительства, с материалами связаны технология металлов, технология волокнистых веществ, технология тканей .

В основе химической технологии лежат процессы, происходящие при химических реакциях, вследствие которых изменяются состав, строение, а в результате и свойства преобразуемых продуктов .

Технология металлов

Технология металлов охватывает как получение металлов из сырья, основанное на изменении его химического состава, химических и физических свойств, включая в себя металлургию, так и на изменении формы, структуры и физических свойств обрабатываемых заготовок и деталей, включая в себя литейное производство , сварку и пайку , механическую обработку металлов (обработка металлов резанием и др.), электрофизические и электрохимические методы обработки металлов, нанесение на металл защитных покрытий .

Химическая технология

Химическая технология - «наука о процессах, методах и средствах массовой химической переработки сырья и промежуточных продуктов» .

Появление химической технологии относится к концу XVIII века, тогда она занималась описанием отдельных химических производств, их основного оборудования, материальных и энергетических балансов. К 30-м годах XX века химическая промышленность достигла такого уровня развития, что появилась необходимость изучения общих закономерностей химико-технологических процессов, разработки и практической реализации их оптимальных вариантов. Химическая технология реализует и объединяет в единый комплексный процесс различные химические, физико-химические и механические процессы :

Машиностроительные технологии

Технология машиностроения занимается изучением и разработкой технологических процессов, включая конструирование и производство различных машин и приборов. Сюда относятся технические расчёты, выбор материалов и способов их обработки, контроль качества, способы изготовления деталей и соединения деталей и узлов , проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

Технология строительства

Строительство - отрасль материального производства, продукцией которой являются готовые к эксплуатации здания и сооружения , т. о. оно занимается возведением и реконструкцией зданий, а также их разборкой и перемещением. В строительстве технологические процессы подразделяются на две основные группы - внеплощадочные и внутриплощадочные. Строительный процесс - это производственный процесс , осуществляемый непосредственно на строительной площадке. Строительная площадка - место, на котором расположен объект строительства с прилегающими вспомогательными территориями. В ходе строительного процесса его участники при помощи орудий труда (инструменты , механизмы и приспособления), постепенно преобразуют предметы труда (материалы , изделия и конструкции) в строительную продукцию (объект строительства) .

Процесс состоит из множества частей, простейшей из которых является организационно неделимая и технологически однородная рабочая операция . Совокупный строительный процесс состоит из отдельных видов работ, которые названы либо по конструктивным элементам, производимых данным видом работ (кровельные, изоляционные), либо по материалам, с которыми производятся работы (земляные, каменные, бетонные). Все комплексы работ, производимые во время строительства, относятся к нулевому, надземному, отделочному или специальному циклу. К нулевому циклу относятся основные работы, выполняемые ниже уровня пола нижнего этажа, к наземному - выше, в отделочный цикл входят работы, влияющие в основном только на внешний вид, в специальный - связанные с устройством внутренних сетей и установкой приборов .

Технологии, связанные с электричеством

Совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов . Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества .

Акустические технологии

Технологии электроники

Нанотехнология

Междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники , имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами .

Биотехнология

Дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов , их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии . Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах - химической и информационной технологиях и робототехнике.

Космические технологии

Космическая техника связана с запуском объектов или живых существ в космос , спуском на Землю , или с непосредственной работой в космосе. Космической техникой являются абсолютно все космические аппараты , в том числе спутники , космические телескопы , межпланетные автоматические станции , орбитальные станции , а также оборудование, которое на них расположено. Ракеты-носители , шаттлы , спускаемые аппараты, и прочая техника не работающая напрямую в космосе, но связанная с ним, также считается и относится к космической.

Военные технологии

Транспортные технологии

В конце XX века и в начале XXI информационные технологии находят широкое применение в разных сферах человеческой деятельности, в их числе :

  • наука - обработка экспериментальных данных, моделирование и др.
  • образование - электронные учебники, системы дистанционного обучения и др.
  • медицина - диагностика, аналитические системы и др.
  • искусство - вплоть до обеспечения электронных видов искусства;
  • военное дело - мониторинг, анализ боевой обстановки, ситуационное моделирование и др.
  • государственное управление - электронное голосование, справочные и аналитические системы и др.
  • производство - автоматизация процессов производства и его проектирования;
  • бизнес - управление компаниями, обеспечение их взаимодействия, интернет-магазины, заказ билетов через интернет и др.

Информационные технологии включают в себя технические средства, программные средства, организационно-методическое обеспечение и стандартизацию .

Технические средства

Различают средства компьютерной техники и коммуникационной техники .

Средства компьютерной техники существуют для ввода, обработки, вывода и хранения данных. Для ввода информации используют клавиатуры, цифровые камеры, устройства ввода аудио- и видеоданных , компьютерная мышь . Существуют специализированные устройства для лиц с ограниченными физическими возможностями .

Для хранения информации применяются магнитные диски, ленты, устройства флеш-памяти и др .

Коммуникационная техника осуществляет передачу информации на расстояние. Коммуникационные средства могут предназначаться как для самостоятельного функционирования, так и в комплексе со средствами компьютерной техники .

Социальные технологии

Телекоммуникационные технологии

См. также

Примечания

  1. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. - Орёл: ОГУ. 2010.
  2. Technology
  3. Технология (неопр.) . Глоссарий.ru . Проверено 2 сентября 2017.
  4. , pp. 9-10.
  5. History of technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016
  6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7 изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
  7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. Н. Н. Марчук. - М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.
  8. Ушаков Д. Н., Волин Б. М. Толковый словарь русского языка. В четырёх томах. Том 4. - М.: ГИНС, 1940. - 1500 с.
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «Азъ Ltd.», 1992, - 960 с.
  10. Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // Historiy of technology. 1984/ Vol. 1. P. 113-156.
  11. Севергин В. М. О предметах учений технологий // Технологический журнал. 1822. Т. 7. Ч. 1. С. 1.
  12. Технология - статья из .
  13. Технология металлов - статья из Большой советской энциклопедии .
  14. Металлургия - статья из

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.