Else в программировании. Условный оператор if в PHP
Последнее обновление: 30.07.2016
Условные конструкции - один из базовых компонентов многих языков программирования, которые направляют работу программы по одному из путей в зависимости от определенных условий.
В языке C# используются следующие условные конструкции: if..else и switch..case
Конструкция if/else
Конструкция if/else проверяет истинность некоторого условия и в зависимости от результатов проверки выполняет определенный код:
Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }
После ключевого слова if ставится условие. И если это условие выполняется, то срабатывает код, который помещен далее в блоке if после фигурных скобок. В качестве условий выступают ранее рассмотренные операции сравнения.
В данном случае у нас первое число больше второго, поэтому выражение num1 > num2 истинно и возвращает true , следовательно, управление переходит к строке Console.WriteLine("Число {num1} больше числа {num2}");
Но что, если мы захотим, чтобы при несоблюдении условия также выполнялись какие-либо действия? В этом случае мы можем добавить блок else:
Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); }
Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else if (num1 < num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine("Число num1 равно числу num2"); }
Также мы можем соединить сразу несколько условий, используя логические операторы:
Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2 && num1==8) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }
В данном случае блок if будет выполняться, если num1 > num2 равно true и num1==8 равно true .
Конструкция switch
Конструкция switch/case аналогична конструкции if/else , так как позволяет обработать сразу несколько условий:
Console.WriteLine("Нажмите Y или N"); string selection = Console.ReadLine(); switch (selection) { case "Y": Console.WriteLine("Вы нажали букву Y"); break; case "N": Console.WriteLine("Вы нажали букву N"); break; default: Console.WriteLine("Вы нажали неизвестную букву"); break; }
После ключевого слова switch в скобках идет сравниваемое выражение. Значение этого выражения последовательно сравнивается со значениями, помещенными после оператора сase . И если совпадение будет найдено, то будет выполняться определенный блок сase .
В конце каждого блока сase должен ставиться один из операторов перехода: break , goto case , return или throw . Как правило, используется оператор break . При его применении другие блоки case выполняться не будут.
Однако если мы хотим, чтобы, наоборот, после выполнения текущего блока case выполнялся другой блок case, то мы можем использовать вместо break оператор goto case:
Int number = 1; switch (number) { case 1: Console.WriteLine("case 1"); goto case 5; // переход к case 5 case 3: Console.WriteLine("case 3"); break; case 5: Console.WriteLine("case 5"); break; default: Console.WriteLine("default"); break; }
Если мы хотим также обработать ситуацию, когда совпадения не будет найдено, то можно добавить блок default , как в примере выше.
Применение оператора return позволит выйти не только из блока case, но и из вызывающего метода. То есть, если в методе Main после конструкции switch..case, в которой используется оператор return , идут какие-либо операторы и выражения, то они выполняться не будут, а метод Main завершит работу.
Оператор throw применяется для выброса ошибок и будет рассмотрен в одной из следующим тем.
Тернарная операция
Тернарную операция имеет следующий синтаксис: [первый операнд - условие] ? [второй операнд] : [третий операнд] . Здесь сразу три операнда. В зависимости от условия тернарная операция возвращает второй или третий операнд: если условие равно true , то возвращается второй операнд; если условие равно false , то третий. Например:
Int x=3; int y=2; Console.WriteLine("Нажмите + или -"); string selection = Console.ReadLine(); int z = selection=="+"? (x+y) : (x-y); Console.WriteLine(z);
Здесь результатом тернарной операции является переменная z. Если мы выше вводим "+", то z будет равно второму операнду - (x+y). Иначе z будет равно третьему операнду.
Последовательное выполнение стль обычно, что мы редко о нем вспоминаем, как об управляющей структуре. Последовательность операторов выполняется в порядке их естественнго расположения в программе, с возможным отклонением для вызова внешнего франмента (функции), но с обязательным возратом в точку вызова.
Ветвление в простейшем случае описывается в языке Си с помощью условного оператора. имеющего вид:
if (выражение)
оператор_1; else оператор_2; |
где часть else может и отсутствовать. Сначала вычисляется "выражение" в скобках; если оно истинно то выполняется оператор_1 . Если "выражение" ложно (равно нулю - NULL ), то оператор_1 пропускается, а выполняется оператор_2 . Если на месте условно выполняемых операторов должна располагаться группа из нескольких операторов языка, то они заключаются в фигурные скобки - { }. Часто "выражение" в скобках представляет условие, заданное с помощью операций отношений и логических операций. Операции отношения обозначаются в Си следующим образом:
= = равно; ! =
не равно; < меньше; > больше;
< = меньше или равно; > = больше или равно.
Символ !
в языке Си обозначает
логическое отрицание. Есть еще две логические
операции: ||
означает или, а &&
- логическое И
. Операции отношения имеют
приоретет ниже арифметических операций, так что
выражение вида k > n%i
вычисляется
как k > (n%i).
Приоритет &&
выше, чем у ||, но обе логические операции
выполняются после операций отношения и
арифметических. В сомнительных случаях лучше
расставлять скобки.
Для иллюстрации применения условного оператора рассмотрим программу определения большего из трех чисел. Первый if оператор представляет полную условную конструкцию, во втором случае else отсутствует. Обратите внимание, что точка с запятой, завершая оператор присваивания max=x, не нарушает единство if - оператора. Если else - ветвь пропускается во вложенных условиях, возможна неоднозначность их толкования. Во избежание двусмысленностей решают так: else соответствует ближайшему if, не имеющего своего else .
Пример 1.3.
Рассмотрим пример программы, в которой применяются несколько вложенных друг в друга условных операторов. В этой программе сторока float A, B, X объявляет эти три переменные как величины вещественного типа. Форматная строка функции scanf предписывает ввести два вещественные числа, которые станут значениями переменных A и B соответственно.
Пример 1.4
/*РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ
AX=B*/ #include main() { float
A,B,X; |
Посмотрите, как выглядит
ветвление, когда глубина вложенности условных
операторов равна трем (пример 1.5). Если хоть одно
условие истинно, то все оставшиеся, разумеется,
пропускаются. При глубине вложенности условных
операторов свыше трех ветвление теряет
наглядность и понятность.
Для реализации многозадачного
ветвления обычно прибегают к управляющей
стркутуре выбор (переключатель) (см.
п.9.4). Когда управляющяя структура ветвления
становится особенно запутанной, определенную
ясность могут внести фигурные скобки. Они
обязательны, когда в условном операторе
содержится более одного опрератора или функции,
например
Лабораторная Работа
На тему: "Оператор условия if - else "
1. Назначение и синтаксис
Оператор условия if-else служит для выбора направления работы программы в зависимости от условий, сложившихся в данной точке программы на момент ее выполнения.
Общая форма записи условного оператора
if ( <условие>)
<блок операторов 1>;
<блок операторов 2>;
Если на момент выполнения <условие> истинно, программа передает управление <блоку операторов 1> и, далее, первому оператору за пределами конструкции if-else. При этом <блок операторов 2> не выполняется. Иначе, если <условие> ложно, выполняется <блок операторов 2>, а <блок операторов 1> пропускается. Соответствующая блок-схема
Фигурные скобки в синтаксисе оператора if-else используются для выделения в тексте блоков 1 и 2. Старайтесь располагать закрывающую скобку под открывающей для улучшения читаемости программного кода. Для этой же цели текст внутри фигурных скобок необходимо смещать вправо на несколько позиций.
В качестве условия в операторах if-else могут использоваться любые логические выражения, принимающие значения «истинно» или «ложно» (true – false). Ниже приведена таблица с указанием простейших операций сравнения целых и вещественных чисел
Пример 1. Требуется написать программу, переводящую температуру по шкале Цельсия T C (°С) в температуру по Кельвину T K (К). Значение T C вводится пользователем с клавиатуры.
Решение. Используем известную формулу преобразования – T K = T C – T 0 , где T 0 = –273 °С – температура абсолютного нуля. Будем считать введенное T C некорректным, если оно меньше T 0 .
// – KelvinvsCelsius–
#include
#include
#pragma argsused
floatT0 = -273; // объявляем и инициализируем T0
floatTc, Tk; // объявляем вещественные Tc и Tk
cout<<» VvediteTc=»; // выводим приглашение
cin>>Tc; // запрашиваем Tc
if
(
Tc
<
T
0)
// проверяем условие Tc cout<<» Tc < T0!»; // условие истинно, выводим на }
// экран сообщение об ошибке Tk = Tc-T0; // условие ложно, рассчитываем cout << «Tk =» << Tk; // Tk и выводим на экран getch(); // задержка до нажатия на клавишу return 0; // завершение программы Наберите приведенный выше код, откомпилируйте его и запустите программу на выполнение. Исследуйте результаты работы при различных значениях T C
. 2. Сокращенные варианты записи
При программировании обыденной является ситуация, когда требуются некоторое действие в ответ на сложившиеся условия (например, если получены неверные исходные данные от пользователя, то выдать сообщение об ошибке и выйти из программы). В таких случаях в программах на C++ может использоваться сокращенная запись оператора условия с отсутствующим блоком else. Общая форма такой записи if
(
<условие>)
<блок операторов>; Здесь в случае истинности условия управление передается блоку операторов в фигурных скобках. В случае ложности условия этот блок пропускается. Соответствующая блок-схема отличается от предыдущей отсутствием одного «плеча» Другой вариант сокращения применяется в случае, когда какой-либо из блоков if или else состоит только из одного оператора. В этом случае допускается отсутствие фигурных скобок, ограничивающих этот блок. if
(
<условие>)
оператор 1; оператор 2; Здесь в качестве операторов 1 и 2 могут быть не только простые однострочные арифметические действия или операторы ввода-вывода, но и сложные многострочные конструкции, например другие (вложенные) операторы условия или операторы цикла, которые будут рассмотрены ниже. 3. Вложенные операторы
Операторы условия могут быть вложенными друг в друга, в соответствии с тем программным алгоритмом, который они реализуют. Допускается произвольная степень их «вложенности». Если один оператор if-else вложен в другой, то первый оператор входит во второй полностью
, а не только какой-либо одной своей частью if или else. Недопустимым является частичное перекрывание между собой их отдельных блоков. В приведенном примере один из операторов (выделен полужирным шрифтом) вложен в другой. Запись Б) является ошибочной в силу того, что блок else внутреннего оператора условия частично пересекается с обоими блоками if и else внешнего оператора. Пример 2.
Пользователь вводит с клавиатуры три целых числа a, b, c. Необходимо вывести на экран наибольшее из этих чисел. Решение. Один из возможных алгоритмов решения этой задачи показан на следующей блок-схеме. Схема может быть реализована программно с помощью вложенных операторов if-else // – Выбор наибольшего из 3 чисел – #include #include #pragma argsused int main (int argc, char* argv) float a, b, c; // объявляем три переменные cout<< «Vvedite a –»; // вводимзначения a, b, c cout<< «Vvedite b –»; cout<< «Vvedite c –»; if (a>b) // если a > b if (a>c) // иесли a > c