Энергетические каналы (сушумна, ида, пингала). Кадуцей

Из всего состава тел многомерной анатомии человека наиболее изучены наукой физическое и эфирное тела.

Основной вклад в изучение структурных элементов эфирного тела внесли индо-тибетская, китайская, японская ветви восточной медицины, западноевропейская медицинская электропунктура (основоположник Р. Фолль). Эфирное тело со всеми его образованиями, как и весь тонкоматериальный каркас, окружающий физическое тело, представляет собой чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая эзотерическая традиция описывает его как бы с разных сторон и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно.

Автор сделала попытку это огромное количество разрозненных описаний свести к более или менее стандартизированной общей схеме, максимально приблизив ее к схеме практической реализации, необходимой для р/э исследования. Для этой цели нам необходимо четко представить основные структурные элементы, из которых состоит эфирное тело, а затем модель взаимодействия их между собой. Сама практика р/э работы над эфирным телом представлена в , .

Если панорамно представить эфирное тело, контур которого точно повторяет контуры физического тела, то прежде всего мы увидим густую сеть каналов, пронизывающих буквально все эфирное тело. Их насчитывается по разным источникам от 64000 до 72000. Они были обнаружены интравер-тными методами (ясновидение, яснослышание и др.), подробно изучались индо-тибетской медициной, где им было присвоено название «нади» (поток). Открытие новых мелких каналов и поиски методов воздействия на них с лечебной целью продолжаются до сих пор (корейская ветвь - Су Джок).

Можно ли увидеть какие-то топографические закономерности в ходе этих каналов? Оказывается можно. Для этого нам нужно рассмотреть спинной мозг в разрезе. Если рассмотреть поперечное сечение спинного мозга на разных уровнях, мы обнаружим серое вещество, в поперечном сечении похожее по форме на лотос, а восходящие и нисходящие пути нервных волокон соответствуют как раз ходу мелких каналов (нади), циркулирующая энергия которых контролирует физиологические функции определенных частей тела . Циркулирующая по каналам (нади) энергия считается в индо-тибетской эзотерической традиции первичной космической энергией, имеющей две составляющие: жизненная энергия прана и ментальная энергия манас-шахти - энергия управления (информационная). Жизненная энергия прана, контролирующая все жизненные процессы в организме, имеет разные названия: ЧИ или ЦИ у китайцев, КИ - у японцев. В переводе на язык современной физиологии жизненная энергия выступает в роли регулятора молекулярных процессов в физическом теле. Напомним, что биоэнергетика живой клетки (свободная энергия, выделяемая при гидролизе АТФ) в западноевропейской науке так и рассматривается как результат молекулярных процессов; жизненная энергия (прана, ЧИ, ЦИ, КИ) регулирует эти молекулярные процессы.

В сети огромного числа каналов (нади), по которым циркулирует жизненная энергия, выделяют три важнейших: Сушумну, Иду, Пингалу .

Сушумна - центральный канал, проходящий вдоль позвоночника, представляет собой полую трубку, внутри которой есть еще три концентрические трубки, каждая последовательно тоньше предыдущей . Это строение для нас очень важно для дальнейших р/э исследований степени засорения этих каналов и определения степени их нормального функционирования. Этот проход, или тоннель из тонкой энергии, связывает сферу бессознательного со сверхсознанием. Как это происходит?

Чтобы понять этот процесс, необходимо рассмотреть совместную работу каналов Сушумны, Иды и Пингалы (проходящих параллельно Сушумне) и энергетических центров (чакр), расположенных вдоль позвоночника. Ида и Пингала, начинаясь, так же как и Сушумна, у основания позвоночника, поднимаются вверх в виде переплетающихся спиралей и заканчиваются: Ида - в левой ноздре, Пингала - в правой . Ида представляет собой отрицательно поляризованный по отношению к Сушумне поток Инь энергии (лунный, пассивный, женский). Пингала - положительно поляризованный поток Ян энергии (солнечный, жизненный, активный, мужской). На физическом уровне каналы Ида и Пингала контролируют физиологические функции вегетативной нервной системы (ВНС), ее два отдела: симпатический отдел (Ян), управляющий всеми процессами возбуждения в организме, и парасимпатический отдел (Инь), управляющий всеми процессами торможения в организме.

Сушумна контролирует физиологические функции центральной нервной системы (ЦНС).

| Ида и пингала

Ида и Пингала

«Из 72 000 нади тела, две - ида и пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит Самбхави-Шакти». Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)


Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия — ида, пингала, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.


Из них считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа — пингала .


Луна движется в иде, а солнце — в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце — раджаса. Солнце источает яд, а луна — нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка — аламбуша.

Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног.

Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини — к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.


От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади».
«Шандилья упанишада» (1.15)

Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов — нади. Корень «над» означает «поток». Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно «Хатха-йога-прадипике» и «Горакша паддхати» число нади семьдесят две тысячи. Главные из них — ида, пингала и сушумна.


Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами «десяти ворот». Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).


Солнечный и лунный потоки () находятся справа и слева от центрального канала. Поднимаясь из , они пересекаются с сушумной в точках чакр, соединяясь в (в месте, именуемом «мукта-тривени»). От аджна-чакры идут к ноздрям и заканчиваются там (см. рисунок).

«Слева — ида. Обвиваясь вокруг сушумны, она идет к правой ноздре.

Справа — пингала. Обвивая вокруг сушумну, она идет к левой ноздре».

«Шива Самхита» (2.25 — 26)

«Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте йогин достигает Освобождения». «Шива Самхита» (5.131)

Насколько ветры двигаются по боковым каналам, настолько человек ограничен телом, пространством и временем.

«Солнечная энергия пронизывает солнечную нади, а лунная — лунную нади. Тот, кто овладел этим процессом, властвует над тремя мирами».

«Шива Свародайя» (67)

Каналы ида и пингала являются проекциями двух фундаментальных энергий вселенной в человеческом теле.

«Чандра или лунный поток олицетворяет женский принцип, а сурья или солнечный поток — мужской принцип. Знайте, что луна — это Шакти, а солнце — Шива. Когда активна ида, лучше совершать спокойную работу».

«Шива Свародайя» (60)

Левый канал является воплощением женской энергии луны, правый воплощает собой мужскую энергию солнца.

«Когда активна пингала, совершайте грубую и тяжелую работу, но когда активна сушумна, благоприятно совершать действия, ведущие к бхакти (преданности) и мукти (Освобождению)».

«Шива Свародайя» (61)

Во время активной пингалы следует выполнять практики с опорой на усилие. Когда активна ида, благоприятна практика самоотдачи, устранения усилия, безусильного созерцания.

«В течение первых трех дней двух светлых недель активизируются лунные потоки нади. Затем происходит чередование, и в первые три дня темных двух недель активизируются солнечные потоки нади. И опять чередование. Вам необходимо знать время возрастания свары». «Шива Свародайя» (62)

Работа левого и правого каналов строго связана с лунными фазами.

Ида

«Левая нади подобна нектару, питающему целый мир. Поток левой нади дарит сиддхи». «Шива Свародайя» (57, 58)


Ида — это канал силы ума (манас-шакти).


Тусклого цвета, подобного луне, ида начинается в левом яичке и заканчивается в правой ноздре. Женский лунный канал ида очищает и насыщает тело животворной энергией, поэтому во всех пранаямах (кроме сурья-бхеды-пранаямы) вдох всегда начинают с левой ноздри. Нектар белой бинду, падающий вниз из сома-чакры, разделяется на две части. Первая идет по лунному каналу, вторая — по центральному каналу, солнце (красная капля) в пупке поглощает этот нектар.

Согласно свара-шастрам, йогин в светлое время суток должен держать иду активной для равновесия с пингалой . По левому каналу движется мягкая саттвичная кармическая прана, поэтому во время активности иды благоприятно занятие созерцанием. Ида активна на растущей луне во время восхода и заката в течение девяти дней. Божество иды — Луна.

Пингала

«Правая нади, обладающая свойством движения, всегда творит мир».

«Шива Свародайя» (57)

Пингала — это канал активной энергии (прана-шакти). Пингала красного цвета, подобного солнцу, содержит в себе яд, грубую нечистую энергию (клеша-прану). Божество правого канала — Солнце.


Йогин должен сохранять пингалу активной ночью для долголетия и здоровья. Пингала — активный раджасический канал. Пингала проявляется как манаваха-нади и пранаваха-нади.

Пингала
доминирует на убывающей луне девять дней во время восхода и заката.


Корень пингалы — в , она выходит с правой стороны и поднимается по спирали вверх вдоль позвоночника, пересекаясь с идой в чакрах и заканчиваясь в корне левой ноздри. Управляет правой стороной тела.

Энергетические каналы человека (нади) – это внутренние каналы в человеке, по которым движется энергия. Количество этих каналов по разным источникам отличается. И на самом деле, наверное, никто их никогда не считал. И вообще, вряд ли это возможно.

Для нас на данном этапе это не принципиально. Если вы уйдете с головой в йогу и будете докапываться до сути, тщательно изучая всю литературу по этой теме, то это очень хорошо. И тогда вы более глубоко исследуете эту тему.

Вот вам пара статей для начинающих в йоге:

Энергетические каналы человека. Два взгляда.

Здесь существуют противоречия и разногласия, которые можно объяснить как неверными переводами древних санскритских писаний, так и видением мира переводчика. То есть, если переводчик связан с медициной, то в некоторой степени он будет искать смысл йогических текстов именно в своей науке.

Медицина является более прагматичной наукой, которая объясняет то, что ВИДИТ . В то время, как йога – это в большей степени самонаблюдение и контроль своих ОЩУЩЕНИЙ . И они очень часто говорят совсем о разном, но проводятся аналогии и сопоставляются не сопоставимые вещи и определения.

Нади, согласно многих источников, – это энергетические каналы человека, которые можно отождествлять с нервами, артериями, венами, трубками внутри нашего тела (). По ним движется кровь, воздух вода, другие питательные вещества.

Это один взгляд.

Другой взгляд. Нади – это ни в коем случае не нервы, вены и все материальные и видимые нити и связи , по которым передается вещество. Это каналы, по которым движется жизненная энергия.

Жизненная энергия прана — о ней . Об энергии кундалини — .

Четкое определение нади дать не получится. Как говорят йоги, нади – это то, что можно почувствовать и узнать только на практике . Вообще йога не та наука, которая стремится к четким ярлыкам и определениям.

Это свойственно медицине. Возможно, отсюда и возникают вопросы. Вероятно, для более точного объяснения понятий, описанных в древних текстах по йоге, проводится ассоциация их с понятиями, которые известны и понятны медицине и обычному человеку.

Но вопрос в том, нужно ли понимать то, что записано на древнем санскрите в йогических текстах, обычному непросвещенному человеку. Возможно, что по-настоящему понять их может только тот, кто осознал и почувствовал на себе то, о чем там написано. Человек, понимающий и подготовленный практикой йоги.

Каналы нади. Основная информация.

Энергетические каналы человека (нади) – это каналы, по которым течет энергия. Она может быть различной, в разных формах. Но движется она по нади. Это проводники энергии .

Нади пронизывают все наше тело, от пяток до макушки головы.

Также считается, что нади присутствуют во всех наших телах: в физическом, тонком и причинном . Медицина знает только о физическом (плотном) теле, в то время как тонкое и причинное абсолютно не изучены.

Проводники не всегда бывают чистыми и проводящими на «полную мощность». Каналы могут засоряться и забиваться, что вызывает как физические, так и психические болезни. Одна из задач йоги в очищении и нормализации проведения энергии по нади .

Согласно литературе по йоге, нади начинаются в точках сразу под пупком и в сердце. Оттуда они выходят и разветвляются по всем направлениям.

Пять энергий текут по нади: это прана, апана, удана, вьяна, самна. Если существует гармония между этими энергиями и каналами, по которым они движутся, то это невероятное состояние тела и души. Такой человек никогда не болеет, он абсолютно гармоничен и счастлив. Как пишется в книгах, его тело становится «небесами на земле». Если такого баланса нет, то человек будет болеть.

Основные каналы нади.

Среди всех нади основными считаются десять каналов . Это Сушумна, Ида, Пингала, Гандхари, Хасти, Джихва, Пуша, Яшасвини, Аламбуша, Куху и Шанкини.

Из этих десяти три считаются самыми главными: Сушумна, Ида и Пингала . Это пранические каналы , по ним движется жизненная энергия «прана ».

Сушумна – это центральный канал, проходящий через позвоночник . Начинается она в анусе, поднимается вверх и заканчивается в в макушке головы. Она проходит через все основные чакры человека (Вот статьи по , и ). По этому каналу йоги поднимают пробужденную кундалини-энергию вверх к высшему энергетическому центру.

Этот энергетический канал ассоциируют с огнем. Так обозначается та божественная энергия, которая спит в нас, но которую можно разбудить и поднимать, словно огонь, вверх вдоль позвоночника. Сегодня чаще встречается слово «кундалини» при обозначении этой энергии. Также творческая энергия, шакти.

Ида – это нади, энергетический канал, который начинается в левой ноздре, далее идет к макушке головы и опускается вниз к началу позвоночника.

Пингала – Этот нади начинается в правой ноздре, далее через макушку головы к низшей точке позвоночника.

Пингала – это солнце, по нему течет солнечная, горячая, согревающая энергия.

Ида – это Луна, по нему течет лунная, холодная, охлаждающая энергия.

По пути эти каналы переплетаются в основных узлах – чакрах, но при этом абсолютно независимы и один не может быть заменен другим. Каждый необходим. Поэтому здоровая работа каждой из ноздрей нашего носа чрезвычайно важна.

Если заложена левая ноздря, то нади Ида не работает.

Когда мы дышим, происходит автоматическое чередование активных ноздрей. Иногда работают одновременно две.

Наше тело само регулирует баланс энергий. Но если нос заложен, то этого не происходит, что очень пагубно сказывается на здоровье.

Очень важно, чтобы обе ноздри были одинаково в рабочем состоянии, а нос был здоровым и носовые пазухе не были заложены.

Как очистить нади и носовые пазухи?

Для очищения ноздрей и самих каналов Ида и Пингала, отлично подходит практика поочередного дыхания, которая подробно .

При регулярных занятиях пранаямой проблемы с носом покинут вас, в этом не сомневайтесь. У йогов не бывает насморка.

Итак, энергетические каналы человека, три главных:

  1. Сушумна , которая представляет собой течение божественной силы;
  2. Ида – лунная энергия;
  3. Пингала – солнечная энергия.

Какой праздник символизирует три энергетических канала: Ида, Пингала и Сушумна?

Существует праздник, который посвящен этим нади. Он называется Кубха-мела и проходит раз в двенадцать лет. Это праздник трех рек, Ганги, Ямуны и Сарасвати, которые ассоциируют с тремя главными энергетическими каналами человека.

Ганга и Ямуна – это обычные реки, которые постоянно и непрерывно текут. Сарасвати — это подземная река, которая раз в двенадцать лет в связи с особенным расположением планет выходит на поверхность и соединяется с водами рек Ганги и Ямуны, что символизирует единение и единство энергий.

Миллионы паломников, в основном индусов, приезжают туда, чтобы окунутся в воды священных рек и очистить свою карму.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

| Учение о каналах (нади), узлах (грантхи) и ветрах (праны)

Учение о каналах (нади), узлах (грантхи) и ветрах (праны)

Сеть каналов

(нади)

"Тогда Шандилья так вопрошал Атхарвана: "Как очищаются каналы (нади)? Сколько их? Как они возникают? Какие жизненные ветры (вайю) находятся в них? Где они находятся? Каковы их функции? Пожалуйста, поведай мне все, что следует знать о теле".

В ответ Атхарван отвечал: "Длина этого тела - девяносто шесть пальцев. Прана простирается на двенадцать пальцев за пределы тела. Тот, кто занимаясь йогой укорачивает свою прану внутри своего тела, делая ее равной или не меньшей огню в нем, становится величайшим из йогов.

У людей область огня, которая имеет форму треугольника и сияет как жидкое золото, расположена в середине тела. У животных с четырьмя ногами эта область (огонь) имеет форму четырехугольника. У птиц она имеет форму шара. В области этого жизненного центра находится очищающее благотворное тонкое пламя.

На два пальца выше ануса и на два пальца ниже полового органа находится центр тела у мужчин. У животных с четырьмя ногами он находится в середине сердца. У птиц он находится в середине тела.

В девяти пальцах выше центра тела расположена овальная форма, занимающая четыре пальца в длину и ширину. В ее середине - пупок. В нем расположена чакра с двенадцатью лучами. В середине чакры странствует сознание существа, направляемое своими хорошими и плохими деяниями. Как паук движется в разных направлениях внутри паутины из тонких нитей, так и прана перемещается здесь. В этом теле сознание перемещается на пране.

Кундалини обитает в середине пупка и над ним. Кундалини -Шакти имеет форму восьми пракрити (материй), и она свернута восемь раз. Движение ветров (жизненных энергий) проверяет должным образом пищу и напитки повсюду вокруг скандхи. Она закрывает своей головой отверстие брахмарандры и благодаря йоге пробуждается как огонь. Тогда она сияет как безграничное величие и мудрость в пространстве сердца.

Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия - ида, пингала, сушумна, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.

Из них сушумна считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа - пингала.

Луна движется в иде, а солнце - в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце - раджаса. Солнце источает яд, а луна - нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка - аламбуша. Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног. Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини - к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.

От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади".

"Шандилья упанишада" (1.15)


"Из семидесяти двух тысяч нади тела две - ида и пингала - важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит шамбхави-шакти".

"Хатха-йога-прадипика" (4.18)


Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов - нади. Корень "над" означает "поток". Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно "Хатха-йога-прадипике" и "Горакша паддхати" число нади семьдесят две тысячи. Главные из них - ида, пингала и сушумна.

Каналы "десяти ворот"

Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами "десяти ворот". Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).

Канда

"Ниже пупка и выше мужского органа находится канда-йони, по форме подобная яйцу птицы. Там начало семидесяти двух тысяч нади".

Махасиддх Горакшанатх "Горакшашатака" (1.25)



Канда ("корень") располагается над основанием промежности, перед анусом. Ее высота - с длину ладони (около 20 см), ее ширина - четыре пальца. Она белая и мягкая, будто обернута куском материи.

В физическом теле увидеть ее нельзя, духовным же зрением она видится сразу над муладхарой, там, где соединяются сушумна и муладхара, в виде яйца, корня или клубня растения с корешками. Канда - это изначальный источник, из которого выходят все каналы (нади) тела. Это место называют грантхистхана, т.е. "основание всех узлов". Лепестки муладхара-чакры выходят из краев основания канды.

Если мы рассмотрим позвоночник, то на уровне нижней части спины спинной мозг сужается, продолжаясь в виде длинных шелковистых нитей, нервных окончаний ("конский хвост" - кауда эквина). Эти нити, тонкие волокна нисходят от основания этого "хвоста" и продолжаются до основания позвоночного столба. Считается, что они соответствуют канде в физическом теле.


"Кундалини-Шакти обвита восемь раз вокруг канды. Для йогина - это дар к Освобождению, и рабская зависимость для непосвященного".

Махасиддх Горакшанатх "Горакшашатака" (1.56)


"Пранава, гуданала, налини, сарпини, ванковали, кшая, саури и кундали - таковы восемь витков Кундалини*".

Махасиддх Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (22)


*Восемь витков Кундалини соответствуют восьми состояниям энергии (пракрити) в ее изначальном (скрытом) состоянии, которые переживаются при ее пробуждении:

~ первичная Сфера (Бинду),

~ изначальное Семя (Биджа),

~ космическая Вибрация (Нада),

~ пять танматр: звучание, осязаемость, способность видеть, вкус и запах.

Из первичной Сферы рождается знание (джняна), из изначального Семени рождается воля (иччха), из космической Вибрации (Нада) рождается действие (крийя).

Узлы

(грантхи)

"Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну - в сердце, а узел Рудры - в центре между бровями. Эти три освобождают".

Махасиддха Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (17)

Грантхи - преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки.

Узел Брахмы

(Брахма-грантхи)

Узел Брахмы находится в муладхара-чакре. Если он не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.

Практики для развязывания узла Брахмы: яма, нияма, аскетизм, пратьяхара, ашвини-мудра, мула-бандха, нади-шодхана.

Узел Вишну

(Вишну-грантхи)

Узел Вишну находится в области груди (анахата-чакра). Узел Вишну связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне - привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри - чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога.

Для развязывания узла Вишну применяется практика бхастрика-пранаямы.

Узел Рудры

(Рудра-грантхи)

Узел Рудры находится в межбровье (аджна-чакра). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к "я", захваченность Пустотой.

Практики развязывания узла Рудры: анулома-вилома, сахита-кумбхака, концентрация на точке в межбровье (аджна-чакра), медитация Пустоты.

Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов.

Как развязать три узла

"Эта задержка, называемая бхастрика, дает возможность развязать три грантхи, поэтому йогин должен выполнять бхастрику".

"Хатха-йога-прадипика" (2.67)


Для развязывания трех основных узлов используется бхастрика-пранаяма. Энергия, генерируемая с помощью бхастрики, раскрывает эти узлы, давая возможность двигаться Кундалини далее. Если у йогина есть ограничения на выполнение бхастрика-пранаямы, он должен усердно упражняться в Шат-чакра-йоге, сосредотачиваясь на точках, соответствующих узлам.

Ветры

(праны)

"Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая - эти десять вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.

Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бедрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах.

Самана пронизывает все части тела, наряду с огнем она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идет к коже, костям и т.д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнем и пищу над водой (или в ней), она идет к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.

Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания.

Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т.д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.

Вайю выводит урину, фекалии и т.д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. Функции праны - вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны - выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны - [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы - поддержание тела прямым и т.д.

[Функции] саманы - питание тела. [Функции] наги - рвота и т.д.; [функции] курмы - движение век; [функции] крикары - вызов чувства голода и т.д.; [функции] девадатты - вызов лени и т.д.; [функции] дхананджаи - порождение мокроты.

Обретя, таким образом полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади".

Прана и состояние сознания

Люди - в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на видимый физический мир.

В состоянии сна со сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецируя сновидения и создавая иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.

В глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании "Я"-субъекта, за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.

Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне. Самана-вайю переживается и доминирует во сне без сновидений. Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна без сновидений (турья). Вьяна-вайю переживается в состоянии трансцендентального единства с Ясным Светом (турьятита).

Функции основных пран

"Жизненные силы тела - это прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух, циркулирующий по телу), нага (воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананджая.

Прана всегда находится в груди (сердце), апана - в области прямой кишки, самана - в области пупка, удана двигается посредине горла. Вьяна наполняет все тело. Сказано, что пять воздухов, начиная с праны, есть главные".


"Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти".

Махасиддх Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (13)


Роды, оргазм, выделения, которые происходят через мочеиспускательный канал, половые органы - это функция апаны. Накопление энергии связано с функцией праны в груди. Переваривание пищи - функция саманы. Мимика лица, движение в горле - функция удана-вайю. Кровообращение - функция вьяна-вайю.


"Огонь саманы есть высшая форма вьяны, а между ними - образование уданы. То, что поднимает или опускает то, что было выпито и съедено, есть удана".


Для йогов наиболее важными являются самана-вайю и вьяна-вайю. Эти два ветра связаны с сушумной. Прана-вайю связана с идой. Апана-вайю связана с пингалой. Подъем Кундалини связан с удана-вайю.

Йогин стимулирует самана-вайю за счет объединения прана-вайю и апана-вайю. Когда они смешиваются в области саманы, самана-вайю очищается и пробуждается.

Нади – это энергетические каналы в теле, через которые проходят различные формы

Праны. Существуют 72 главные суры , или зоны, через которые проходят нади. Три

главные нади – это

- ида с левой стороны позвоночника,

- пингала – с правой стороны и

- сушумна , которая проходит вверх по центру позвоночника.

Канал иды заканчивается в левой ноздре. Он соотносится с успокаивающей, расширяющейся и охлаждающей женской энергией Луны. Канал пингалы заканчивается в правой ноздре. Он соотносится с возбуждающей, согревающей, стимулирующей мужской энергией Солнца.

Когда сушумна вибрирует, к ней присоединяются ида и пингала. Когда ида, пингала и

сушумна синхронизируются, все 72 канала нади резонируют и воздействуют на 72000

каналов, проходящих через все системы тела.

Когда открывается коронная чакра, 1000 её лотосных лепестков излучают 1000 искр или

мыслей. Эти 1000 семян, или проявлений, ума пробуждают 72 основных меридиана, или

канала, производя 72 тысячи вибраций. Ум взаимодействует с 72 основными каналами

для пробуждения всех десяти тел и чакр, а также – для того, чтобы наше сознание

открылось осознанию Бесконечности.

Кундалини изначально располагается у основания позвоночника, там, где встречаются

ида, пингала и сушумна. Кундалини восходит через сушумну к макушке головы. Через

концентрацию на позвоночном столбе во время пения мантр и дыхания, а также через

применение замков мы можем пробудить сушумну, которая влияет на всю систему.

Поднимая Кундалини

Прана – это вселенская жизненная сила, которая пробуждает каждый атом и каждую

клеточку нашего существа. Описанные выше различные формы Праны действуют на

грубом физическом уровне, а также – на тончайших уровнях нашего существа. Для того

чтобы понять процесс подъёма Кундалини, мы разделим праническую энергии на две

Прана – это жизненная энергия выше пупка.

Апана – это жизненная энергия ниже пупка.

72 тысячи нади, или каналов, которые проводят эту жизненную энергию, исходят из

Пупочного центра и заканчиваются в стопах и ладонях. Эти каналы несут прану во все

части нашего физического тела и тонких тел. Основных каналов три – ида, пингала и

Ида проходит между левой ноздрёй и основанием позвоночника. Ида несёт апану ,

негативно заряженную лунную энергию, которая необходима для вывода отходов и

негативности. Энергия апаны охлаждающая, успокаивающая и укрепляющая. Она

воплощает успокаивающую, расширяющуюся и сжимающуюся, постоянно меняющуюся

энергию Луны. Ида выражает дающую женскую полярность.

Пингала проходит между правой ноздрёй и основанием позвоночника. Она несёт

позитивно заряженную солнечную энергию праны . Солнечная энергия возбуждает и

производит жар, или таппу. Пингала выражает мужскую полярность и принимающую

энергию Солнца.

Сушумна начинается в основании позвоночника и заканчивается на макушке головы.

Кундалини поднимается по сушумне через Коронную чакру.

Эти три нади встречаются у основания позвоночника в месте расположения Кундалини.

Кундалини остаётся спящей до тех пор, пока её не разбудят. Для того, чтобы Кундалини

пробудилась и поднялась, в Корневой чакре должны быть сбалансированы и объеденены

две энергии – прана и апана. Они должны быть одинаково сильными, чтобы создать

необходимое для пробуждения Кундалини давление, которое вызовет её подъём через

сушумну к Коронной чакре.