Сколько оперативной памяти нужно для Windows и игр. Максимальный объём оперативной памяти в Windows

На сегодняшний день, вопрос об оптимальном выборе является немного размытым, но таким острым, как раньше, он уже не является. Существуют недорогие компьютеры с 4 Гб ОЗУ и это является практически стандартом. Раньше это казалось немыслимым. Но все же, возникают некоторые вопросы по поводу оперативки, например, сколько памяти нужно для нормальной работы компьютера или сколько нужно добавить, для того, чтобы увеличить .

На данный момент существуют объемы памяти: 4, 8 16, 32 и более гигабайт оперативной памяти и разница в них конечно же есть, но не только это главное, ведь еще существуют и другие нюансы. В общем, в этой статье мы попробуем разобраться, какой оптимальный объем оперативной памяти нужен компьютеру или ноутбуку и нужно ли ставить дополнительные модули.

Немного о RAM (Random Access Memory)

Существуют понятия локальная и оперативная память , так вот, многие пользователи часто путают их. Самое интересное, измеряются они в одни и тех же единицах, например, в ГБ.

Локальная и оперативная память различаются лишь сроком хранения данных, а так, они оба предназначены для временного хранения данных, но оперативная память намного быстрее локальной. Локальная память, к которой относятся жесткие диски или , позволяет хранить файлы даже после выключения компьютера, а вот в оперативной памяти данные исчезают. Поэтому, говорят, что оперативная память является энергозависимой, а локальную энергонезависимой.

С использование оперативной памяти можно создавать так называемые , которые по скорости могут превосходить даже SSD. О понятии RAM-диска вы можете почитать по указанно ссылке.

Оптимальный объем оперативной памяти для ПК

В начале 80-х годов, такое количество оперативной памяти, как 100-200 Мб, считалось огромным, сейчас же, самые дешевые компьютеры имеют по 4 Гб оперативки. Локальное же хранилище может вообще измеряться в терабайтах.

Существуют много различных конфигураций, которые имеют по 4, 6 или 8 Гб, они являются базовыми. А вот предложенные 12, 16, 32 или 64 Гб неплохо подойдут для игр и мультимедиа. Поэтому вопрос об оптимальном выборе оперативной памяти является довольно запутанным и точный ответ дать нельзя. Все зависит от того, каким видом деятельности Вы занимаетесь на своем компьютере.

Даже, если Вы не играете в игры, на сегодняшний день, казалось бы обычные программы, легковесные, потребляют больше памяти, чем некоторые игры. Например, сама Windows может потреблять до 1 Гб памяти, плюс установленный антивирус, потребляющий от 100 до 300 Мб, а также различные браузеры. А это ведь не все программы. Тогда, можно смело сказать, что 2 или 3 Гб нам уже будет недостаточно.

Для современных игр может понадобится просто куча оперативной памяти. Лично у меня стоит 6 Гб и для некоторых игр это казалось мало. А все потому, что почти 2 Гб занимает сама ОС и установленные программы, а все остальное может занимать игра. В пример можно привести RUST или Call of Duty.

Если говорить о ноутбуках, то в них используют интегрированную в процессор графику (видео ядра), которые тоже потребляют немало памяти, а все потому, что не располагают своей. Короче говоря, у меня уже есть статья, там указаны все важные сведения, которые помогут вам приобрести оперативку правильно.

Выводы и соображения

Нужно запомнить один небольшой аспект, заключающийся в том, что в 32-х разрядных системах не поддержки более 4 Гб оперативной памяти, даже если у Вас на компьютере будет стоять, например, 32 Гб, то такая система попросту будет стоять на своем и показывать 4 Гб, если не меньше. Чтобы такого не было, рекомендуется использовать 64-х разрядные операционные системы.

Часто может возникать вопрос, а что делать, если память полностью заполнена, например, на 80-90%. На самом деле повода для беспокойства здесь нет, так как, Майкрософт над этим уже давно поработала. Для решения проблемы используется технология SuperFetch , которая появилась еще в Windows Vista о ней мы писали . Если объем оперативной памяти будет загружен до 90 и более процентов, то Windows будет продолжать работать в штатном режиме. А дело в том, что на локальном диске используется выделенная область для виртуальной памяти, на нее Windows записывает некоторые данные из оперативной памяти, которые не используются.

Главное запомнить одну вещь, что локальная память намного медленнее оперативной памяти, а если система часто обращается к виртуальной памяти, компьютер может начать тормозить, тогда стоит задуматься о расширении оперативки.

Если в вашем компьютере мало оперативной памяти (допустим, всего 4 Гбайт), велики шансы, что многие игры, в которые вы хотите поиграть попросту не будут работать или заработают, но с подтормаживаниями. Например, блокбастер уже не первой свежести Mass Effect: Andromeda требует 8 Гбайт оперативки в качестве необходимого минимума. Это, впрочем, соответствует требованиям и других современных видеоигр.

Даже тем, у кого установлено 6 Гбайт оперативной памяти, мы все равно рекомендуем увеличить этот ресурс до 8 Гбайт, поскольку помимо запущенной игры в фоновом режиме ПК работают и другие программы, которые хранят данные в RAM-модулях. Комплекты памяти с емкостью 8 Гбайт не шибко дорогостоящие и продаются в любом магазине комплектующих. В качестве бюджетного варианта для апгрейда такое решение подойдет как нельзя кстати.

Но как насчет увеличения количества ОЗУ? Например, до 16 Гбайт или 32 Гбайт. Если ваша материнская плата поддерживает работу с такими наборами — 16 Гбайт DDR4 на борту будет достаточно для солидной игровой системы. По крайней мере, вы сможете легко сворачивать игру в «Панель задач», переносить окно с игрой на другой монитор, переключаться между игрой и мессенджерами, а также выполнять другие задачи без заметных «фризов» и ожиданий.

Когда вы задумаетесь об установке 32 Гбайт оперативной памяти, станет очень ощутимым ценовой вопрос этой затеи. На наш взгляд, единственной причиной для такого апгрейда может стать желание создать некий запас на будущее. А что касается просто компьютерных игр — 16 Гбайт вам будет вполне достаточно. Да и с 8 гигабайтами вы будете чувствовать себя относительно комфортно. С точки зрения кадровой частоты разницу между 8 и 16 Гбайт вы точно не обнаружите.

Портал Techspot провел интересные тесты, которые это подтверждают. В первом сценарии запускалась игра GTA V. При этом в фоновом режиме был запущен браузер Chrome с 65 активными вкладками, которые потребляли 2,2 Гбайт оперативки. Вкупе с запущенной игрой, суммарной использование оперативной памяти составило 9 Гбайт, но при этом в 8-гигабайтной конфигурации разницы не было никакой. При использовании 4 Гбайт DDR4 в одноканальном режиме количество FPS упало на один кадр.

Не менее показательными выглядят тесты с игрой Batman: Arkham Knight, которая вкупе с открытым обозревателем «кушала» практически 10 Гбайт памяти при наличии 16 Гбайт на борту. Несмотря на это, 16-гигабайтная сборка была всего на один кадр быстрее, чем 8-гигабайтная конфигурация, и на 4 кадра — с 4 гигабайтами ОЗУ. Иначе говоря, при использовании 16 Гбайт оперативной памяти кадровая частота повысилась на 4% в сравнении с 4 Гбайт.

стоит не так остро, как раньше, сегодня он по-прежнему волнует многих пользователей. В последнее время даже самые дешевые компьютеры имеют по крайней мере 4 Гб памяти – количество, которое когда-то казалось немыслимым, а в настоящее время является стандартом де-факто. Вопреки этому многие задаются вопросом: этого достаточно? Ускорит ли работу компьютера дополнительная память, или особого эффекта не будет?

Разница между 4, 8, 16 и больше гигабайт RAM несомненно есть, но для массового пользователя связь между объемом установленной памяти и производительностью ПК остается слегка размытой. В этом материале я постараюсь пролить свет на этот вопрос и кратко ответить, каков оптимальный объем оперативной памяти и есть ли смысл в установке дополнительных модулей RAM.

Что такое Random Access Memory (RAM)?

Хотя компьютеры уже давно стали обыденностью, многие люди до сих пор путают понятия «оперативная» и «локальная» память. Заблуждение чаще исходит из того, что оба типа памяти измеряются в одних и тех же единицах – последнее время обычно в гигабайтах (GB). Вопреки тому, что и оперативная, и локальная память служат для хранения информации, они отличаются с точки зрения срока хранения данных. Оперативная память как правило в несколько раз быстрее локальной и служит для временного хранения данных. После выключения компьютера все хранящиеся в ней данные бесследно исчезают. В локальной памяти (жесткие диски и SSD устройства) информация сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен. Именно поэтому оперативную память обычно определяют как энергозависимую, а локальную – как энергонезависимую.

Сколько памяти нужно ПК?

Долгое время Биллу Гейтсу приписывается фраза «640 Кб памяти достаточно для всего». В конечном счете сам Гейтс выступил с официальным заявлением, сказав, что не является автором этого утверждения, которое он назвал чистой глупостью.

Однако в начале 80-х годов прошлого века это звучало не так комично, потому что объемы порядка 100-200 Мб считались огромными. Сегодня даже самые дешевые компьютерные системы имеют 2-4 Гб оперативной памяти, а локальное пространство для хранения информации измеряется в терабайтах.

Базовые конфигурации имеют от 4 до 8 Гб RAM, а high-end модели (мультимедийные или игровые) предлагают 12-16, иногда 32 (и больше) Гб оперативной памяти. Так сколько можно назвать «оптимальным»? К сожалению, дать точный ответ, выраженный в конкретной цифре весьма непросто, так как оптимальное количество зависит от задач, для которых вы используете компьютер. Так, например, на Windows PC только сама операционная система может потребовать больше одного гигабайта для своих системных библиотек. Если вы используете антивирусную программу, то это еще 30-200 мегабайт в фоновом режиме в зависимости от конкретного продукта. Большинство веб-браузеров, офисных приложений и мультимедийных проигрывателей требуют от 100-800 Мб и больше памяти. Если вы запускаете их одновременно (т.е. используете Windows по предназначению – многозадачно), эти объемы становятся совокупными – чем больше запущенных программ, тем выше потребление RAM.

Чемпионами по потреблению оперативной памяти остаются видеоигры. Популярные заглавия типа Call of Duty могут без особых проблем «проглотить» 4-5 Гб памяти.

Большинство современных ноутбуков использует интегрированную графику, которая также является потребителем RAM. Интегрированные в процессор видео ядра не располагают своей собственной памятью (в отличие от дискретных решений) и «съедают» часть доступной оперативной памяти. Поэтому если ваш ноутбук по спецификациям оснащен 4 Гб RAM и интегрированной графикой, Windows сообщит, что вам доступно только 3.9 Гб (или меньше) памяти.

Другие соображения

Оптимальное количество оперативной памяти имеет и софтверный (возможно, правильнее будет сказать системный) аспект. Старые версии операционной системы используют 32-битный метод адресации памяти. В настоящее время он уже устарел и восходит к временам, когда объемы свыше 4 Гб RAM казались немыслимыми. Вот почему 32-разрядные версии Windows просто не могут использовать больше 4 Гб оперативной памяти. Даже если у вас больше памяти 32-разрядная операционная система будет настаивать на том, что вас только 4 Гб (хотя обычно еще меньше – 3-3.5 Гб) оперативной памяти. Для полноценного использования объемов свыше 4 гигов вам понадобится 64-разрядная Windows.

Другой интересный вопрос, связанный с памятью, касается темпа заполнения RAM, а также того, что будет, если исчерпать всю доступную память.

Если системный инструмент «Диспетчер задач» показывает, что весь объем памяти почти полностью исчерпан, т.е. все запущенные процессы занимают 70-80% или даже больше RAM, это еще не повод для беспокойства. Microsoft уже давно серьезно изменила свою философию по отношению к memory management (управление памятью), а потому, начиная с Windows Vista, не используемую RAM компания считает «плохой RAM».

Так как оперативная память во много раз быстрее любого жесткого или даже твердотельного диска, в Microsoft решили, что будет лучше, если Windows будет держать как можно больше часто используемых пользовательских модулей и приложений постоянно загруженными в системную RAM. Благодаря этому при повторном обращении к ним система реагирует гораздо быстрее, нежели когда ей снова и снова приходится считывать их с локального диска.

В этом и суть технологии SuperFetch, которая развивается со времен Vista. Введение этой концепции указывает на один важный вывод – чем большем оперативной памяти есть в распоряжении современных версий Windows, тем лучше (быстрее) они работают. Конечно, речь не идет об экспоненциальном росте – наибольшая разница будет при прыжке с 2 до 4 Гб RAM. С каждым последующим удвоением – 4 до 8 Гб, 8 до 16 и так далее, влияние на общую производительность системы будет снижаться. Однако если вы регулярно работаете с тяжелыми программами, держите десятки открытых вкладок в браузере и активно играете, то принцип выбора оптимального объема памяти сводится к одной простой вещи: чем больше, тем лучше.

Если в какой-то момент имеющийся объем памяти будет исчерпан, Windows не перестанет работать. В таких случаях операционная система опирается на так называемую . Для этой цели используется выделенная на локальном диске область и на нее Windows записывает все данные из оперативной памяти, которые не используется в настоящее время, и по просьбе пользователя снова их считывает, используя ресурсы локального диска. Поскольку локальная память медленнее чипов RAM, процесс чтения данных с диска занимает значительно больше времени, в течение которого компьютер может заметно «подтормаживать». Если система регулярно обращается к виртуальной памяти, это верный признак, что настало время рассмотреть вопрос о расширении оперативной памяти.

Отличного Вам дня!

Оперативная память играет важную роль в любом ПК, будь то компьютер или ноутбук. От того, какое количество ОЗУ стоит на вашем устройстве, зависит его быстродействие. Но не каждый пользователь знает, сколько памяти может использовать его компьютер. В сегодняшней статье мы расскажем, как же узнать ответ на этот вопрос.

Чтобы узнать, какой объем оперативной памяти стоит на вашем устройстве, можно использовать как дополнительное ПО, так и стандартные инструменты Windows. Мы рассмотрим различные варианты.

Способ 1: AIDA64

Одна из наиболее известных программ, которая позволяет просмотреть и провести диагностику всего оборудования, подключенного к компьютеру — . Это отличное решение для тех, кто хочет знать о своем ПК как можно больше. Также с помощью данного продукта можно узнать информацию и про операционную систему, установленное программное обеспечение, сеть и сторонние подключаемые устройства.


Способ 2: Piriform Speccy

Еще одна популярная, но уже бесплатная программа для просмотра информации обо всех аппаратных и программных компонентах ПК — . Она обладает довольно простым интерфейсом, но в то же время мощным функционалом, чем и заслужила симпатию пользователей. С помощью данного продукта вы также можете узнать объем установленной RAM, ее тип, скорость работы и многое другое: просто запустите программу и перейдите во вкладку с соответствующим названием. На открывшейся странице будет представлена подробная информация о доступной памяти.

Способ 3: Просмотр через BIOS

Не самый удобный способ, но он также имеет место быть — это просмотр характеристик через БИОС устройства. Для каждого ноутбука и компьютера способы входа в указанное меню могут отличаться, но наиболее часто встречаются варианты нажатия клавиш F2 и Delete во время загрузки ПК. На нашем сайте есть рубрика, посвященная методам входа в БИОС для различных устройств:

Затем останется найти пункт, который называется «System Memory» , «Memory Information» или же другой вариант, содержащий слово Memory . Там вы и узнаете объем доступной памяти и другие ее характеристики.

Способ 4: Свойства системы

Один из самых простых вариантов: просмотрите свойства системы, ведь там описаны основные характеристики вашего компьютера, и ОЗУ в том числе.


Способ 5: Командная строка

Также вы можете воспользоваться Командной строкой и узнать более развернутую информацию о RAM. Для этого запустите консоль через Поиск (или любым другим методом) и введите туда следующую команду:

wmic MEMORYCHIP get BankLabel,DeviceLocator,Capacity,Speed

Теперь рассмотрим каждый параметр подробнее:

  • BankLabel — здесь указаны разъемы, к которым подключены соответствующие планки ОЗУ;
  • Capacity — это объем памяти для указанной планки;
  • DeviceLocator — слоты;
  • Speed — быстродействие соответствующего модуля.

Способ 6: «Диспетчер задач»

Наконец, даже в «Диспетчере задач» указывается объем установленной памяти.


Как видите, все рассмотренные способы довольно простые и вполне под силу обычному пользователю ПК. Надеемся, мы помогли вам разобраться с данным вопросом. В противном случае пишите в комментарии свои вопросы и мы обязательно ответим как можно скорее.

Сколько же ОЗУ необходимо для современных игр? Таким вопросом сейчас задается все большее число пользователей, но оно и понятно, ведь раньше игровая индустрия была развита не столь сильно, как сейчас. С выходом новых шутеров (и не только) требования к железу неумолимо растут вверх, и тут вопрос напрашивается сам собой: что это - нежелание разработчиков нормально оптимизировать приложения, или существует реальная необходимость увеличивать системные требования с каждым годом?

Как бы оно ни было, необходимо отталкиваться от того, что имеем, а имеем мы на настоящий момент игры, в системных требованиях которых пишут «требуется 4–8 ГБ оперативной памяти». Вот сегодня и проверим так ли оно на самом деле, и сколько необходимо оперативной памяти. Эта статья никоим образом не претендует на объективность, поскольку количество приложений по которым будут проводиться тесты небольшое. Но данная статья даст некоторую «пищу» для размышлений, так сказать.

Немного теории…

Как известно, 32-битная ОС (x86) в теории может использовать не более 4 ГБ (2 в степени 32) оперативной памяти. На практике, учитывая особенности адресации устройств, получится еще меньше - около 3,5 ГБ. И это не проблема конкретно Windows, просто архитектура x86 так работает. Предположим, что у нас установлена ОС Windows 7, то есть как минимум 800 МБ оперативной памяти уже занято системой (в случае 32-битной версии). Итого остается 2,7 ГБ свободной памяти. Но ведь еще есть такая штука, как «виртуальное адресное пространство», которое у 32-разрядной windows ограничено 2 ГБ.

Иными словами, каждое приложение, запущенное в 32-битной среде, не может потреблять больше 2 Гигабайт оперативки (то есть это я к тому, что основной массе приложений для стабильной работы, как правило, больше и не требуется).

Дабы обойти это ограничение еще со времен Windows XP была представлена технология Intel Physical Address Extensions (PAE), поддерживающая 36-битную адресацию. Она должна была повысить порог памяти, выделяемой каждому отдельно взятому приложению с 2 до 4 ГБ, что само по себе неплохо. Однако, технология так и не была реализована должным образом, возникли проблемы с драйверами; а еще, как оказалось, некоторые приложения, разработанные в 32-битном окружении, очень глючно работали в 36-битной среде.

Но ведь есть еще 64-битные ОС. Например, та же Windows 7 с такой разрядностью сразу после загрузки занимает не 800 МБ, а уже около 1 ГБ ОЗУ. Однако теоретический объем памяти возрастает уже до космических величин (2 в степени 64), которые в реальности, даже для топовых компов, ограничены 64 ГБ ОЗУ. Естественно, с возросшим общим объемом оперативной памяти, увеличилось и виртуальное адресное пространство. В 64-разрядных системах каждое приложение может занимать сколь угодно большой объем памяти.

Но если мы просто возьмем и запустим 32-битное приложение в 64-битном окружении, то порог в 2 ГБ никуда не денется. А «родных» 64-битных игр даже на текущий момент далеко не большинство. Поэтому, для увеличения этого порога до 4 ГБ требуются приложения, поддерживающие флаг /LARGEADDRESSAWARE (что означает «большее адресное пространство»). Обратите внимание на то, что применение такого флага в 32-битном окружении позволит получить только 3 ГБ адресного пространства, если хотите больше - нужна именно Windows 64 бита. Вопрос времени, когда количество 32-разрядных копий Windows, загружаемых пользователями по всему миру, станет настолько мало, что при разработке игр ими можно будет пренебречь. Ну а пока что, разработчики вынуждены в лучшем случае делать две версии игрового приложения, для 32 и 64 разрядных систем - соответственно.

«В лучшем случае» - потому что многие не делают даже этого, ибо дороговато выходит, а выпускают игру как 32-битное приложение, ну или как максимум, с поддержкой ключа /LARGEADDRESSAWARE. И таких большинство. Из всего вышесказанного выходит, что современные игры не потребляют больше 4 ГБ, за редким исключением. Для начала приведу в пример несколько тестов 2009 года, взятых с авторитетного ресурса thg.ru. Да, хоть тесты и старые, но в них за основу взяты некоторые весьма прожорливые игры, даже по нынешним меркам (Crysis, GTA4, FarCry2, Left4Dead).

Как видно, в большинстве тестов разница между тремя и шестью гигабайтами оперативки на количество FPS влияет весьма слабо, точнее, нисколько не влияет, кроме GTA 4, в которой при увеличении с 3 до 6 ГБ фпс поднялся на 5 кадров. То есть 3 ГБ ОЗУ достаточно, это при всем при том, что (как уже ранее упоминалось) около 1 ГБ съедает сама ОС Windows 7 x64. Итого остается в районе 2 ГБ свободной ОЗУ. Иными словами, получается, что игры того времени не потребляли больше этой величины, а скорее даже меньше, что-то около 1–1,5 ГБ максимум, сколько бы кто чего ни говорил.

Независимые тесты

Я не поленился и решил устроить свои тесты с блэкджеком по тем играм, что были под рукой, так сказать. Это были: ETS2, STALKER Shadow of Chernobyl, TDU2, Car mechanic simulator 2015 и Watch dogs. На моем компьютере установлено ровно 4 ГБ ОЗУ. И вот что получилось в итоге:

Самой «прожорливой» оказалась Watch dogs, которая взяла в свое пользование аж 2,15 ГБ и это на высоких настройках графики при разрешении экрана 1680×1050 пикселей. В разрешении Full HD при ультра-настройках потребность в оперативке вырастет до 2,5–2,8 ГБ максимум. Получается, что достаточно и 4 ГБ, чтобы ничего не тормозило, а это существенно меньше заявленных разработчиками системных требований (6–8 ГБ) для конкретно Watch dogs, например.

Возможно в ближайшие два года отдельно взятой игре нужно будет 4 ГБ оперативной памяти, то есть уже необходимо будет иметь при себе 6 ГБ ОЗУ, чтобы ничего не тормозило. Как мне кажется, ситуация с завышением системных требований это общая тенденция, которая еще нескоро исчезнет. Разработчики как бы говорят: «чувак, вот сколько оперативки тебе нужно», тем самым уберегая себя от упреков по поводу плохой производительности со стороны пользователей. Но мы то теперь с вами знаем, что нужно куда меньше 😉

P.S.: рекомендую посмотреть видео по теме. Кстати говоря, у автора видео после перезагрузки Windows 7 x64 занимает аж 1,5 ГБ, думаю, это связано с многочисленными службами и приложениями, висящими в фоне, которые, по всей видимости, подгружаются автоматом при старте системы. У меня, повторюсь, это значение колебалось около 1 ГБ.