8 гб оперативной памяти много или мало. Сколько оперативной памяти нужно для компьютера? Альтернативные способы увеличения ОЗУ

Оперативная память применяется в компьютере или ноутбуке для хранения временной информации, используемой операционной системой, программами или компьютерными играми во время работы. В этом хранилище заложены данные, которые будут воспроизведены в ближайшее время. Игры, видео и программы хранятся на жестком диске, но при использовании загружаются в оперативку. Чтобы расширить возможности железа и увеличить быстродействие современного компьютера, понадобится планка хотя бы на 8 ГБ оперативной памяти. Чем больше объем, тем быстрее компьютер выполняет задачи и лучше работает в режиме многозадачности. Существует ряд особенностей, которые важно знать для подбора оперативной памяти.

Оперативная память: особенности и разнообразие

Планки ОЗУ объемом 8 ГБ появились сравнительно недавно, но прогресс не стоит на месте и сегодня представлены решения объемом 12, 16 и 32 ГБ. Такие решения предназначены для серверных, игровых и производительных рабочих компьютеров, нуждающихся в больших объемах оперативной памяти для обработки огромных массивов информации. А для бытового использования одной или двух планок ОЗУ объемом 8 ГБ более чем достаточно.

В зависимости от формфактора планки делятся на две группы: для компьютеров и для ноутбуков. Первые называются DIMM, вторые - SO-DIMM, отличаются техническими характеристиками и размерами. Первые подключаются к материнской плате персонального компьютера, вторые - ноутбука, между собой они не взаимозаменяемые. Существует подвид FB-DIMM, но подобные решения - удел высокопроизводительных северных компьютеров.

В зависимости от поколения платы делятся на DDR2, DDR3 и DDR4. Каждое новое поколение превосходит предыдущее в плане скорости, пропускной способности и экономности потребления энергии. Но, опять же, между собой они несовместимы. При выборе важно определить, с каким поколением работает материнская плата компьютера, иначе вы можете купить планки оперативной памяти 8 ГБ, которые в итоге не сможете подключить. В комплект может входить одна, две или четыре планки памяти, суммарный объем которых составляет 8 ГБ. Это важно учитывать при выборе, ведь количество доступных слотов для подключения памяти на материнской плате ограничено.

Как выбрать ОЗУ 8 ГБ?

Стоит определиться с формфактором и поколением, которое поддерживается материнской платой компьютера. Технические характеристики моделей третьего и четвертого поколения удовлетворяют требования современных пользователей, а поколение DDR2 считается устаревшим.

Обратите внимание на тактовую частоту работы памяти. Чем она выше, тем больше операций выполняет модуль за одну секунду и выше скорость работы компьютера. Но скоростная оперативная память 8 ГБ на 2400 МГц по цене может в несколько раз превышать модель на 1600 МГц. Важный момент: если на компьютере устанавливаются две планки памяти, то обе должны работать на одной частоте.

Оперативная память — одна из основных составляющих стабильной работы компьютера. Без неё работа ПК невозможна, а не имея достаточного количества ОЗУ, пользователь не сможет запустить часть программ. Рассмотрим, как работает ОЗУ, как увеличить объём оперативной памяти и прочие моменты.

Для начала разберёмся в том, что означает сокращение ОЗУ или RAM. На русском это звучит как «Оперативное Запоминающее Устройство», а на английском — «Random Access Memory». Особенности детали кроются в том, что она работает только когда компьютер включен. В RAM сохраняется обрабатываемые процессором данные и выполняемые коды.

Принцип работы ОЗУ следующий:

  1. У каждой ячейки памяти есть своя строка и столбец.
  2. При работе компьютер отправляет сигнал к одной из строк.
  3. Из-за электрического сигнала транзистор открывается.
  4. Отправленный заряд из конденсатора переходит в одному из доступных столбцов, к которому подключен чувствительный усилитель.
  5. Поданый разрядившимся конденсатором поток проходит регистрацию через усилитель, после чего происходит подача требуемой команды.

Из-за того, что оперативная память работает на полупроводниках, она не может сохранять информацию при отсутствии тока.

Как увеличить оперативную память в компьютере и ноутбуке?

Если описывать кратко, существует несколько способов увеличения объёма ОЗУ. Основной — добавление новых планок в материнскую плату. Альтернативно — можно изменить данные файла подкачки. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Увеличение объёма с помощью модулей памяти

Для стабильной работы современным компьютерам нужно иметь как минимум 2 ГБ ОЗУ в зависимости от установленной операционной системы. Например, такой же объём требуется для Windows 10 64 bit. Основной способ увеличения этого показателя — добавление либо замена планок RAM.

Важно понимать, что модуль должен подходит к компьютеру или ноутбуку. Например, ПК со старыми процессорами не поддерживают ОЗУ с частотой 1666 МГц. То же самое касается и материнских плат — большинство старых моделей не могут работать с деталями, имеющими больше 4 ГБ памяти.

Чтобы не прогадать, владельцу ПК нужно знать название модели материнской платы и процессора.

Для проверки процессора нужно выполнить немного инные действия:

Таким образом можно проверить совместимость ОЗУ с другими деталями ПК.

Как определить тип оперативной памяти

Перед покупкой новых устройств также важно знать их тип. Если купить неподходящую планку, её придётся возвращать.

Существует 4 вида оперативной памяти:

  • Ddr1 — самая «древняя»;
  • Ddr2 — также устаревшая;

  • Ddr3 — используется и сейчас;
  • Ddr4 — самая новая разработка:

Есть несколько способов определения того, какой тип установлен в компьютере. В первую очередь необходимо ознакомиться с наклейкой на лицевой стороне планки, если такая есть. Чаще всего на ней и указывается тип памяти, объём и прочая информация. Если напрямую не указан тип, тогда можно воспользоваться другими пометками. Например, если написано «PC3», тогда это ддр3, а если «PC2» — ддр2.

Самый надёжный метод — посмотреть на вырезы между жёлтыми контактными площадками. Схема ниже поможет в этом разобраться:

Последний метод: использование специального программного обеспечения для сканирования установленных компонентов. Например, для этого отлично подойдёт «AIDA64» .

У ноутбуков используется та же маркировка, но немного другая схема. Размеры планок значительно меньше.

Установка модулей ОЗУ

В первую очередь, нужно открыть корпус компьютера с той стороны, где можно получить доступ к материнской плате. Обязательно полностью отключаем компьютер, вытягиваем провод из розетки и обесточиваем его, зажав кнопку «Пуск». В зависимости от типа используемого корпуса, придётся открутить винты на задней стороне ПК и демонтировать крышку, снять защёлки или просто открыть как дверцу.

Находим на материнской плате слоты для RAM. Они должны выглядеть примерно так:

Если уже есть модули, вместо которых должны быть установлены новые, нужно их демонтировать. Для этого нужно нажать на защёлки по бокам и извлечь планки. Необходимо быть очень аккуратным, так как это очень чувствительная, хрупкая деталь.

Теперь берём новую RAM и устанавливаем в свободный слот. Для этого нужно вставить планку так, чтобы паз совпадал с выступом в разъёме. Нужно слегка надавить на модуль, чтобы он полностью вошёл в разъём. Во время установки может быть слышен щелчок — это означает, что защёлки автоматически защёлкнулись и память установлена корректно. Если этого не произошло, но планка установлена, вручную «защёлкиваем» её.

Парные ОЗУ рекомендуется вставлять в слоты одинакового цвета, если такие есть. На большинстве материнских плат разъёмы окрашены в два цвета — 2 в один, 2 в другой. Установка двух одинаковых деталей в слоты с одинакового раскраской позволят устройствам работать в двухканальном режиме.

После этого закрываем крышку корпуса, закручиваем болты и подключаем ПК к электричеству. Пробуем запустить компьютер — если запуск системы происходит как обычно, тогда всё сделано правильно. Если есть сомнения в работоспособности, рекомендуется проверить новые детали с помощью .

В ноутбуках принцип почти тот же, однако есть небольшие отличия. Для начала нужно выключить ноутбук и отключить его от сети. Далее извлекаем аккумулятор — в зависимости от модели устройства, придётся открутить винты на задней крышке или использовать другой метод для открытия корпуса. После того, как аккумулятор выняли, нужно нажать кнопку включения — это позволит избавить от статических зарядов.

Чтобы найти слот для RAM нужно снять панель на нижней части устройства. Панелей может быть несколько, поэтому, для надёжности рекомендуется ознакомиться с документами, полученными при покупке или поискать в сети разборку конкретной модели.

Чаще всего доступно два слота для оперативной памяти. Бюджетные модели могут похвастаться только одним разъёмом. Более дорогие устройства могут иметь больше места для увеличения объёма ОЗУ. Чтобы извлечь старые планки нужно открыть защёлки по бокам. Как только они будут освобождены, деталь подниметься под 45° углом.

Аккуратно вставляем новый модуль под тем же углом, проверяя, чтобы он правильно входил в разъём. Дальше необходимо нажать сверху вниз на планку, чтобы защёлки по бокам автоматически закрылись. Дальше возвращаем все панели на место, устанавливаем аккумулятор и закрываем крышку корпуса. Пробуем включить устройство. Если есть сомнения по поводу работоспособности ноутбука, проверяем его с помощью

Альтернативные способы увеличения ОЗУ

Помимо установки новых компонентов, можно воспользоваться другими способами, дающими увеличения оперативной памяти компьютера.

Расширение ОЗУ с помощью флешки

Самый простой и доступный способ добавить RAM к компьютеру или ноутбуку — использовать флешку.

Начиная с ОС Windows 7 есть возможность воспользоваться утилитой «Ready Boost» .

  1. Для начала необходимо вставить флешку в USB-разъём на компьютере.
  2. Открываем «Проводник» и правой кнопкой мыши нажимаем по названию флешки в левом меню.
  3. Выбираем пункт «Свойства» и переходим к разделу «Ready Boost» .
  4. Ставим галочку в пункте «Использовать это устройство».
  5. Указываем объём флешки, который будет использоваться как ОЗУ, можно указывать весь объём сразу.
  6. Кликаем «Применить» , потом «ОК» и закрываем окно.

Этот метод хорош тем, что не требует дополнительных затрат при наличии свободной флешки. До покупки новых модулей можно смело им воспользоваться.

Изменение настроек BIOS

Смена настроек BIOS нужна для разгона оперативной памяти. Вообще, главная задача БИОС — предоставление возможности пользователю настраивать работу компонентов, компьютера и так далее.

  1. Перезагружаем компьютер и нажимаем клавишу для входа в БИОС — «Del» , «Esc» , «F2» и так далее. Можно нажимать сразу несколько клавиш, чтобы потом не перезагружать ПК заново.
  2. Нажимаем «Ctrl+F1» , откроется окно расширенных настроек, если не выходит — переходим к пункту «Advanced BIOS Features» .
  3. Выбираем пункт «System Memory Multiplier» или «Advanced DRAM Configuration» .
  4. В разделе «DRAM Timing Selectable» устанавливаем режим «Manual» , то есть ручной настройки.
  5. Сохраняем изменения, при желании экспериментируем с изменением таймингов.
  6. Перезапускаем компьютер, в специальных программах (например, AIDA64) изменяем настройки.

Таким образом можно настроить ПК под себя. Важно понимать, что изменения в настройках должен делать человек, который хотя бы чуть-чуть разбирается в этом.

Надеемся, что после этого вам понятен принцип увеличения оперативной памяти компьютера. Если у вас остались вопросы, обязательно задавайте их в комментариях!

Добрый день.

Сегодняшняя статья посвящена оперативной памяти, а точнее ее количеству на наших компьютерах (оперативную память часто сокращают - ОЗУ). ОЗУ играет большую роль в работе компьютера, если памяти не хватает - ПК начинает тормозить, игры и приложения открываются неохотно, картинка на мониторе начинает «дергаться», повышается нагрузка на жесткий диск. В статье как раз и остановимся на вопросах связанных с памятью: ее видах, о том, сколько нужно памяти, на что она влияет.

Как узнать количество оперативной памяти?

1) Самый простой способ это сделать - зайти в «мой компьютер» и нажать правой кнопкой мышки в любом месте окна. Далее выбрать в контекстном меню проводника «свойства». Так же можно открыть панель управления, в поисковую строку ввести «система». См. скриншот ниже.

Количество оперативной памяти указано рядом с индексом производительности, под информацией о процессоре.

4GB - объем оперативной памяти. Чем больше - тем лучше. Но не забывайте, что если процессор в системе не такой мощный - то ставить большой объем ОЗУ нет никакого смысла. Вообще, планки могут быть совершенно разного объема: от 1гб до 32 и более. Об объеме см. ниже.

1600Mhz PC3-12800 - Рабочая частота (пропускная способность). Разобраться с данным показателем поможет вот эта табличка:

Модули DDR3

Название

Частота шины

Пропускная способность

Как видно из таблицы пропускная способность такого ОЗУ равна 12800 мб/с. Не самая быстрая на сегодняшний день, но как показывает практика, для быстродействия компьютера куда важнее объем этой самой памяти.

Количество оперативной памяти на компьютере

1 ГБ - 2 ГБ

На сегодняшний день данное количество оперативной памяти может использоваться только на офисных компьютерах: для редактирования документов, просмотра интернета, почты. Запустить игры с таким объемом ОЗУ, конечно можно, но лишь самые простые.

Кстати, с таким объемом можно установить и Windows 7, она будет нормально работать. Правда, если вы откроете пяток документов - система может начать «задумываться»: будет не так резко и рьяно реагировать на ваши команды, картинка на экране может начать «дергаться» (особенно, это касается игр).

Так же при нехватки оперативной памяти, компьютер будет использовать : часть информации из оперативной памяти, которая в данный момент не используется, будет записываться на жесткий диск, а затем, по мере необходимости - считываться с него. Очевидно, что при таком положении дела возникнет повышенная нагрузка на жесткий диск, а так же это сильно может отразиться на скорости работы пользователя.

4 ГБ

Самое популярное количество ОЗУ в последнее время. На многие современные ПК и ноутбуки под управлением Windows 7/8 ставят 4 гб памяти. Этого объема достаточно для нормальной работы и с офисными приложениями, позволит запускать почти все современные игры (пусть и не на максимальных настройках), просматривать HD видео.

8 ГБ

Такой объем памяти с каждым днем все более популярен. Он позволяет открывать десятки приложений, при этом компьютер ведет себя очень «шустро». К тому же, при таком объеме памяти можно запускать на высоких настройках многие современные игры.

Однако, стоит сразу отметить. Что такой объем памяти будет оправдан в том случае, если у вас в системе установлен мощный процессор: Core i7 или Phenom II X4. Тогда он сможет использовать память на все сто - и файл подкачки использовать вообще не придется, тем самым скорость работы повышается в разы. К тому же уменьшается нагрузка на жесткий диск, снижается энергопотребление (актуально для ноутбука).

Кстати, здесь действует и обратное правило: если процессор у вас бюджетного варианта - то ставить 8 гб памяти нет никакого смысла. Просто процессор будет обрабатывать некоторый объем оперативной памяти, скажем 3-4 гб, а остальная память не добавит абсолютно никакой скорости вашему компьютеру.

В последнее время цены на модули оперативной памяти значительно подешевели.
Это приводит к тому, что за те же деньги пользователь может купить уже не 1 GB памяти, а 4 и больше.

Но здесь таится другая проблема: 32-битные операционные системы не способны использовать для нужд одного приложения более 3,25 GB памяти.
Всё, что превышает этот порог, используется для обеспечения работы комплектующих, а при большом объёме - просто простаивает.
Решить эту проблему помогают 64-битные редакции операционных систем.
Однако остаются вопросы целесообразности и экономической эффективности.

Рассмотрим же на практике влияние дополнительных гигабайт памяти на производительность и скорость реакции компьютера.
Для эксперимента использовался компьютер на базе производительного процессора Intel Core 2 Duo Е8400@3,6 GHz с установленной операционной системой Windows Vista Ultimate SP1 64 bit.

Оперативная память TEAM 2x2048MB 1066MHz (TXDD4096M1066HC5DCD) использовалась комплектами по 4 GB каждый, т.е., сначала тесты проводились на компьютере с 4 GB оперативной памяти, потом повторялись при 8 GB установленной памяти.

Количество занятой оперативной памяти при обычной офисной работе (Word, Excel, 1C, Avant 50-60 вкладок, Firefox 15-20 вкладок, почта, Folding, несложное редактирование графики) как было 2,0-2,2 GB, так и осталось.
После полной загрузки операционной системы объём занимаемой памяти составлял 1,3 GB в обоих случаях.

В очень редких случаях (как правило, при дефрагментации и запуске антивирусной программы) использование памяти повышалось до 2,8-3 GB.
Опять же, как при 4 GB, так и при 8 GB памяти.
В играх максимальное использование памяти не превышало 3,4-3,5 GB.
Ни при каких обычных условиях использования компьютера объём используемой памяти не приближался вплотную к 4 GB.

Далее рассмотрим влияние дополнительного объёма оперативной памяти на скорость загрузки программ.
В Windows Vista существует технология SuperFetch, которая отслеживает, какими приложениями пользователь пользуется чаще всего, и заблаговременно загружает их в кэш-память.

Когда пользователь запускает приложение, компоненты которого уже находятся в оперативной памяти, приложение запускается существенно быстрее.
При этом, если память требуется под приложения, необходимое количество тут же освобождается кэшем и выделяется приложению.

И действительно, время загрузки игры GRID до первого ролика при 4 GB памяти составило 14 секунд, при 8 GB - 12 секунд (прирост производительности 14,3%).
Загрузка операционной системы от момента нажатия кнопки «Power» до включения Windows Live Messenger при 4 GB памяти составляет 101 секунду, при 8 GB памяти - 94 секунды (прирост производительности 6,9%).
Выключение в обоих случаях занимает 31 секунду.

Время загрузки других часто используемых приложений также незначительно сократилось.
Те же программы, которые используются редко (а следовательно их данные отсутствуют в кэше SuperFetch), требовали одинакового времени для загрузки.

Таким образом, увеличение объёма оперативной памяти с 4 GB до 8 GB привело к ускорению загрузки операционной системы и приложений на 10-15%.
Использование памяти не увеличилось.

Следовательно, обычному домашнему компьютеру, который используется для работы с офисными приложениями, а также играми, вполне достаточно 4 GB оперативной памяти.
8 GB в такой системе не принесут никаких существенных преимуществ, но скушают некоторую сумму денег, которую лучше будет направить на более производительный процессор или видеокарту.

Вполне возможно, что в некоторых специфических задачах (например, обработка изображений в Photoshop или рендеринг видео) прирост производительности от дополнительных 4 GB памяти был бы более существенным.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional

Новая версия драйвера AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional повышает производительность в игре «Borderlands 3» и добавляет поддержку технологии коррекции изображения Radeon Image Sharpening.

Накопительное обновление Windows 10 1903 KB4515384 (добавлено)

10 сентября 2019 г. Microsoft выпустила накопительное обновление для Windows 10 версии 1903 - KB4515384 с рядом улучшений безопасности и исправлением ошибки, которая нарушила работу Windows Search и вызвала высокую загрузку ЦП.

Драйвер Game Ready GeForce 436.30 WHQL

Компания NVIDIA выпустила пакет драйверов Game Ready GeForce 436.30 WHQL, который предназначен для оптимизации в играх: «Gears 5», «Borderlands 3» и «Call of Duty: Modern Warfare», «FIFA 20», «The Surge 2» и «Code Vein», исправляет ряд ошибок, замеченных в предыдущих релизах, и расширяет перечень дисплеев категории G-Sync Compatible.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.