Первая компьютерная мышь появилась. Факты об изобретателе

26.04.2014 0 20200

Для того, чтобы в полной мере осветить вопрос о видах компьютерных мышей, а также дать вам советы о том, как выбрать лучшую для себя, необходимо сначала рассказать об истории создания первой компьютерной мыши, показать как она выглядела, кто и когда был ее изобретателем

История создания первой компьютерной мыши и кто является ее изобретателем?

Дуглас Энджелбар считается изобретателем первой компьютерной мыши, работу над ней он начал в 1964 году. Свое название она получила благодаря проводу, который, по мнению изобретателя, был похож на мышиный хвост. Впервые компьютерная мышь была представлена публике 9 декабря 1968 года в Калифорнии на показе интерактивных устройств. Корпус первой компьютерной мышки был ручной работы и делался из дерева. Сверху располагалась одна единственная кнопка, а снизу два диска, один двигался, когда мышь перемещалась по вертикали, другой, соответственно, по горизонтали.

В 1970 году Дуглас Энджелбар получает патент на свое изобретение.

В 1981 году компания Xerox, которая в настоящее время специализируется на производстве принтеров и картриджей, представила компьютерную мышь как часть персонального компьютера Xerox 8010 Star Information System. Манипулятор обладал уже тремя кнопками, а также были заменены диски на шарик и ролики. Стоимость достигала этого устройства достигала $500.

В 1983 году компания Apple представила собственную версию компьютерной мыши для их компьютера Lisa. Им удалось создать удобное и дешевое устройство стоимостью 20 долларов. Во многом это определило такой ошеломительный успех.

В СССР выпускалась компьютерная мышь Манипулятор Колобок, который обладал тяжелым металлическим шаром.

Виды компьютерных мышей

Существуют следующие виды компьютерных мышей :

  • механические
  • оптические
  • лазерные
  • трекбол
  • индукционные
  • гидроскопически
  • сенсорные

Механические компьютерные мыши или шариковые, уже практически не используются. Их отличительной характеристикой являются размер и наличие тяжёлого резинного шарика, а также обязательным наличием коврика, который призван улучшить позиционирование, которое у механических мышей оставляет желать лучшего, особенно это ощущается в быстрых компьютерных играх. Еще одним недостатком их является необходимость постоянной чистки шарика от грязи и мелких частиц.

В оптических мышах вместо вращающегося шарика используется светодиод и сенсор, что улучшает позиционирование и уменьшает размер устройства. Такие манипуляторы работают как фотокамеры, сканируя поверхность по которой перемещаются. Некоторые модели делают по несколько тысяч снимков в секунду, которые обрабатывает микропроцессор мыши и отправляет информацию на компьютер. Эта мышь может работать и без коврика, но не так хорошо, как лазерная.

Лазерная компьютерная мышь внешне не отличается от оптической, однако вместо светодиода и сенсора в ней используется лазер. Это позволяет значительно увеличить ее точность и снизить энергопотребление. Кроме того, она может работать практически на любой поверхности (стекло, ковер и пр.)

Трекбол обладает выпуклым шариком и напоминает перевернутую механическую компьютерную мышь. Вращая этот шарик вы перемещаете курсор по экрану, саму мышь при этом перемещать не надо. Отсюда вытекает его преимущество, для его работы нужно меньше места, чем классической компьютерной мыши. Кроме того, у него значительно выше показатели эргономичности, так исследования показали, что после 4-х часов активного использования компьютерной мыши, рука становится на 60% слабее вследствие усталости, в то время как использование трекбола такого негативного влияния не оказывает.

Индукционные мыши работают за счет использования индукционной энергии. Для их функционирования необходим специальный коврик, который работает по принципу графического плантеша. Такие мыши обладают хорошей точностью, однако они очень не практичные и дорогие. Гироскопические мыши - новое поколение устройств, распознающие движение не только в плоскости, но и в пространстве, т.е. ее можно вообще убрать со стола.

Сенсорные мыши. Последние модели этих манипуляторов не имеют ни кнопок, ни колесика, и поддерживают технологию сенсорного тачпада. Это позволяем при помощи различных жестов осуществлять нажатие, прокрутку в любом направлении, масштабирование, настроить выполнение нужных вам команд. Они отличаются изумительным внешним видом, компактностью.

Как выбрать лучшую компьютерную мышь для себя?

  • покупайте сенсорные (см. описание выше), либо лазерные оптические модели
  • беспроводные мыши намного удобнее проводных
  • эргономика, компьютерная мышь должна удобно сидеть в вашей руке
  • время работы от аккумуляторов в режиме работы и ожидания
  • показатель dpi (чем выше, тем точнее будет мышь)
  • обратите внимание на фирму, наиболее востребованные сейчас Razer, Microsoft, A4Tech, Genius, Logitech, Defender
  • если это кнопочная мышь, обратите внимание на мышей, у которых не слышны нажатия на кнопки, удобно, если пользуетесь компьютером дома в ночное время
  • дополнительные программное обеспечение, которое позволяет задавать программируемые кнопки и жесты


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:

С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:

Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:

Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:

Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

Небольшое руководство по выбору компьютерной мыши.
Казалось бы, чего тут такого? Обычно на таки вопросы отвечают - "Лишь бы работала", "Пришел, увидел что понравилось, сравнил цены и купил", "А у неё разве есть какие то характеристики?" и т.п.
Но если неудачно выбрать компьютерную мышь, то могут быть неудобства в работе, что впоследствии может привести к такой болезни, как Синдром запястного канала.

Конечно, не всё так плачевно, да и менеджеры в магазине могут Вам помочь. Но всё же сейчас немного разберемся в данном вопросе. У меня самого 4 мыши разного типа.

Какие бывают компьютерные мыши?

Основное различие - это беспроводные и проводные.

Беспроводные будут хорошим решением для ноутбуков, а так же для тех, кто не любит провода (не в маниакальном смысле, а чтобы не мешались).
К недостаткам разумеется можно отнести то, что нужно менять батарейки. Срок службы зависит как от самих батареек, так и от частоты использования. Разумеется дешевые батарейки и повседневная работа быстро их разрядит. По своему опыту могу сообщить, что при использовании дорогих батареек и повседневной работы, срок службы составил около полугода.
Производители понимают для чего покупают большинство таких типов мышек, поэтому часто стараются их делать более миниатюрными или складными

но встречаются и игровые варианты

Прогресс не стоит на месте и сейчас начали выпускать некое подобие беспроводных мышей, манипуляторов на руку.

Правда я в магазинах ещё не встречал такие, хотя их начали производить уже год назад. Может со временем появятся.

Из рекомендаций по выбору беспроводных мышей я советую акцентировать внимание в первую очередь на то, как будет находится в руке. Её комфортность при работе. Т.е. даже если у Вас рука большая, то лучше выбрать вариант побольше, чем на миниатюрную.

Какие бывают проводные мыши?

Основное различие - это оптические и лазерные.

Принцип оптических мышек основан на там, что применяется оптоэлектронный датчик, состоящий из светодиода, излучающего световой сигнал на поверхность, на которой находится мышка, и приемника отраженного сигнала, который вычисляет положение и перемещение мышки, а затем передает эти данные курсору для перемещения его на экране монитора. Работают оптические мышки практически на любых поверхностях, за исключением стеклянных и зеркальных.


Основным параметром оптических мышек является чувствительность и разрешение.
Измеряется в точках на дюйм и чем больше значение, тем точнее мышь. Так, например, чувствительность современных оптических мышек находится в диапазоне от 400 до 4000 точек на дюйм (dpi).
Сегодня почти любая оптическая мышка по точности сможет удовлетворить любого обычного пользователя.

Из рекомендаций по выбору, кроме тех, что описаны выше, отмечу так же что нужно обращать внимание н комфортность в руке.

Принцип лазерных мышек практически не отличается от оптической, только там вместо оптического датчика, используется лазер, который в разы повышает ее точность. Так же эти мыши работают на любых поверхностях, включая зеркальные и стеклянные.
Такие мыши любят геймеры. Так как помимо точности, в ней ещё предусмотрены всякого рода примочки, в виде дополнительных клавиш (которые ещё можно и запрограммировать) и специальной кнопки, позволяющей в один клик регулировать чувствительность.

Лазерные мыши обычно делают тяжеловесными. Сделано это специально для геймеров, чтобы мышь просто так в процессе игры не поднималась с коврика. Обычно в них присутствуют специальные грузы для этого.

Так же можно купить мышь на палец. Работает на всех поверхностях. Но думаю непривычно будет.

Сейчас выбор мышей очень разнообразен. Различаются они не только теми характеристиками которые я описал выше (комфортность в руке, точность, разрешение), а так же форм-фактором и разумеется брендами.

Немного о форм-факторе.
Можно встретить мышки в виде машинок или женского тела (а так же другие). Да, выглядят красиво, но вот при прямом использовании это извращенство будет затруднительно. Лучше такое подарить, а сами не использовать. Как подарок будет выглядеть прикольно

Так же неплохим вариантом на альтернативу беспроводной мыши для ноутбука (а именно для него чаще всего покупаются такую мыши), может послужить мышь с "улиткой" для скручивания провода. Удобства, как говорится "на лицо" : и маленькая, и места много не занимает, и провод не мешается (при регулировании).

Теперь о брендах, марках и производителях.

Производители офисных и домашних мышек: Genius, Logitech, Defender, Microsoft, Samsung, Sven.

Производители игровых мышек: A4Tech (недорогие бюджетные модельки), SteelSeries, Razer.

Часто можно на прилавках встретить таких производителей как: Chicony, Kreolz, Oklick и прочие. По своему опыту могу сообщить, что это обычно дешевые российские производители. Которые, тем не менее, хотят выбиться в лидеры. Но я бы такие не брал ибо процент брака у них слишком велик пока что.
Конечно от брака никто не застрахован, но у крупных компаний он меньше.

Добрый день, друзья!

Сегодня мы поговорим об одном очень удобном устройстве, к которому мы так привыкли и без которого уже не представляем работы на компьютере.

Что такое «мышь»?

«Мышь» — это кнопочный манипулятор, предназначенный вместе с клавиатурой для ввода информации в .

Действительно, он похож на мышь с хвостиком. Современный компьютер уже немыслим без этой штуковины.

«Мышью» пользоваться гораздо удобнее, чем, например, встроенным манипулятором ноутбука.

Поэтому частенько пользователи отключают это ноутбучный «коврик» и подключают «мышь».

Как же устроена эта удобная штука?

Первые конструкции манипуляторов

Первые манипуляторы включали в себя шарик, который касался двух валиков с дисками.

Внешний обод каждого диска имел перфорацию . Валы были расположены перпендикулярно друг к другу.

Один вал отвечал за координату Х (горизонтальное перемещение), другой – за координату Y (вертикальное перемещение).

При перемещении манипулятора по столу шарик вращался, передавая крутящий момент на валы.

Если перемещение манипулятора выполнялось в направлении «вправо-влево», то вращался преимущественно вал, отвечающий за координату Х. Курсор на экране монитора перемещался также вправо-влево. Если мышь перемещалась в направлении «к себе-от себя», вращался преимущественно вал, отвечающий за координату Y. Курсор на экране монитора перемещался вверх-вниз.

Если манипулятор перемешался в произвольном направлении, вращались оба вала, соответственно перемещался и курсор.

Оптические датчики в старых «мышах»

Такие устройства содержали в себе два оптических датчика – оптопары . Оптопара включает в себя излучатель (светодиод, излучающий в ИК диапазоне) и приемник – (фотодиод или фототранзистор). Излучатель и приемник расположены на близком расстоянии друг от друга.

При движении манипулятора вращаются валы с жестко закрепленными на них дисками. Перфорированный край диска периодически пересекает поток излучения от излучателя к приемнику. В итоге на выходе приемника получается серия импульсов, которая поступает на микросхему-контроллер. Чем быстрее будет перемещаться мышь, тем быстрее будут вращаться валы. Будет большей частота импульсов, и быстрее будет перемещаться курсор по экрану монитора.

Кнопки и колесо прокрутки

Любой манипулятор имеет, как минимум, две кнопки.

Двойной «клик» (нажатие) на одну из них (обычно левую) запускает исполнение программы или файла, нажатие на другую – запускает контекстное меню для соответствующей ситуации.

Устройства, предназначенные для компьютерных игр, могут иметь 5-8 кнопок.

Нажав на одну из них, можно пальнуть в монстра из гранатомета, на другую – пустить ракету, на третью – разрядить в него добрый старый винчестер.

Современные мыши имеют в себе и scroll – колесико прокрутки, что очень удобно при просмотре объемного документа. Просматривать такой документ можно, только вращая колесико и не используя кнопки. Некоторые модели имеют два колеса прокрутки, при этом можно просматривать текст или графическое изображение перемещаясь как вверх-вниз, так и влево-вправо.

Под колесиком прокрутки обычно имеется еще одна кнопка. Если, просматривать документ, вращая колесико и одновременно нажать на него, драйвер манипулятора подключает такой режим, что документ сам начинает перемещаться вверх по экрану. Скорость перемещения зависит от того, с какой скорость пользователь вращал колесико до нажатия на него.

В таком режиме курсор изменяет свое начертание. Это еще более повышает удобство… Короче говоря, добыли, приготовили, разжевали, осталось только проглотить. Повторное нажатие на колесико осуществляет переход от «автопросмотра» в обычный режим.

Оптические «мыши»

В дальнейшем манипулятор был усовершенствован.

Появились так называемые оптические «мыши».

Такие устройства содержат излучающий светодиод (обычно красного цвета), прозрачную отражающую призму из пластика, светочувствительный сенсор и управляющий контроллер.

Светодиод испускает лучи, которые, отражаясь от поверхности, улавливаются сенсором.

При движении манипулятора поток принятого излучения меняется, что улавливается сенсором и передается контроллеру, который вырабатывает стандартные сигналы для конкретного интерфейса. Оптическая мышь более чувствительна к перемещению и не требует для себя коврика, как старый манипулятор с шариком.

В оптической «мыши» нет трущихся частей (за исключением потенциометра, вращение на который передается с колеса прокрутки), которые изнашиваются или загрязняются. Это также является преимуществом.

Возможные проблемы с манипуляторами

Манипулятор «мышь», как и любая техника, имеет ограниченный срок службы. Ни для кого не секрет, что основная часть компьютерной техники делается в Китае. Цель любого бизнеса – это прибыль, поэтому китайские товарищи экономят даже на кабелях для «мышей», максимально утончая их.

Поэтому первое слабое место у манипуляторов – именно кабель.

Чаще всего внутренний обрыв одной или нескольких жил бывает в месте входа кабеля в мышь.

В кабеле имеется 4 провода, два из них – питание, третий – тактовая частота, четвертый – информационный.

Если мышь не видится компьютером, первым делом надо «позвонить» кабель .

Если обнаружен обрыв, следует отрезать часть кабеля с разъемом (за местом входа кабеля в корпус «мыши» ближе к разъему) и оставшийся кусок к печатной плате манипулятора, соблюдая, естественно, расцветку.

Мыши с разъемом PS/2 нельзя переключать «на ходу» .

В противном случае ее контроллер (крохотный ее «мозг») может выйти из строя. И хорошо еще, если дело ограничится только этим. Может выйти из строя и контроллер интерфейса PS/2 на материнской плате, что гораздо хуже.

Если кабель цел, а мышь не опознается контроллером, то, скорее всего, вышел из строя ее контроллер, и она подлежит замене. Обрыв кабеля у оптических мышей можно заподозрить и по отсутствию свечения светодиода (который расположен вблизи поверхности, которая ездит по столу). В других случаях свечения может не быть из-за неисправности светодиода или контроллера, но такое бывает редко.

Манипуляторы с интерфейсом COM или USB можно переключать «на ходу». Впрочем, в настоящее время устройства с интерфейсом COM практически не встречаются.

«Кликать» мышкой приходится многие тысячи раз, и кнопки после длительной работы могут отказывать. Чтобы заменить кнопку, надо разобрать манипулятор и припаять другую. Не обязательно использовать такую же, какая была. Главное здесь – соблюсти высоту, чтобы сохранить длину хода клавиши. Впрочем, манипуляторы давно уже весьма доступны, и большинство пользователей не заморачиваются с их ремонтом.

Скажем «спасибо» добрым старым «мышкам» с шариком в брюхе – они хорошо нам послужили…

Заканчивая статью, отметим, что существуют разновидности манипуляторов с лазерным излучателем вместо светодиода, которые обеспечивают более точное и быстрое позиционирование курсора. Эти скорость и точность особенно востребованы в играх.

Существуют и wireless (радио) «мыши», в которых обмен информацией с компьютером осуществляется не по проводу, а по радиоканалу. Поэтому они содержат собственный источник питания – пару пальчиковых гальванических элементов типоразмера АА или ААА. Напомним еще раз, что разъем манипулятора вставляется в один из портов .

На сегодня все.

С вами был Виктор Геронда.

До встречи на блоге!

Такая маленькая деталь как мышка значительно упрощает взаимодействие с компьютером. Но мало кому понравится прыгающий по тексту или в игре курсор мышки. О том как правильно выбрать это нехитрое устройство мы и поговорим в этой статье.

Для офисного компьютера (документы, интернет) достаточно будет самой простой мышки A4Tech, которые даже в нижнем ценовом диапазоне обладают хорошим качеством.
Мышь A4Tech OP-620D Black USB

Для длительной работы с документами, интернетом лучше взять мышку эргономичной формы. Также хорошо если будет широкое колесико, кнопка двойного клика и дополнительная клавиша «Office», помогающая в работе. Такие мышки нужно искать прежде всего среди брендов Logitech и Microsoft, но могут также попасться интересные модели среди более бюджетных брендов A4Tech, Sven и Genius.
Мышь Microsoft Basic Optical Mouse Black USB

Для таких задач как дизайн, архитектура, трехмерное моделирование существуют специализированные мышки с повышенной точностью позиционирования и дополнительными элементами управления (колесики, трекболы). Одними из лучших для этих задач являются мышки Logitech. Но их не всегда можно найти в продаже и стоят они не дешево, поэтому для этих целей можно использовать любую удобную лазерную мышку.
Мышь Logitech M500

Для ноутбука оптимальным вариантом будет беспроводная мышка. Оптимальными по соотношению цена/качество являются беспроводные мышки Logitech и Microsoft. Не рекомендую приобретать беспроводную мышку более дешевых брендов (A4Tech, Genius и т.п.), так как они в основном работают со сбоями (глючат).
Мышь Logitech Wireless Mouse M235 Grey-Black USB

2. Назначение мышки

– это недорогая мышка для обычной работы без каких-либо дополнительных кнопок и функций.

– имеет более удобную, естественную для руки форму, более удобное широкое колесико и дополнительные кнопки, расширяющие ее функциональность и делающие работу удобней.

– ориентирована прежде всего на использование в играх, обычно с более чувствительным сенсором, дополнительными клавишами и прорезиненными поверхностями для лучшего хвата и исключения проскальзывания.

– компактная мышка с коротким проводом, которую удобно носить с ноутбуком. Сейчас к ним на смену пришли еще более удобные беспроводные мышки.

– довольно удобная, но стоит дороже и менее надежна. Она плохо подходит для игрового компьютера, но идеальна для ноутбука.

Специализированные мышки – дорогие модели со специальными элементами управления (боковыми колесиками, трекболами) для использования, например, в дизайнерской сфере.

3. Тип сенсора

Современные мышки имеют оптический сенсор, который бывает светодиодным и лазерным. При этом мышки со светодиодным сенсором называются оптическими, а с лазерным – лазерными.

Оптические мышки стоят дешевле, но имеют не высокую точность позиционирования курсора, так как светодиодный сенсор менее чувствителен чем лазерный и неоднозначно работает на разных поверхностях (стола или коврика). Недорогая оптическая мышка хорошо подойдет для простой офисной работы.

Лазерные мышки более чувствительны, точно позиционируются и хорошо работают на различных поверхностях, но стоят в несколько раз дороже оптических. Если вы любите игры или занимаетесь графикой, то рекомендую приобретать лазерную мышку.

4. Форма мышки

Несимметричная – может иметь удобную эргономичную форму, но не подходит для левши.

Симметричная – подойдет для всех пользователей, как для правши, так и для левши. В последнем случае назначение левой и правой кнопки можно легко поменять в настройках операционной системы.

5. Размер мышки

Бытует мнение, что для удобного использования мышь должна занимать всю ладонь. Значит для большой руки нужна большая мышь, для средней ­– средняя по размеру, для маленькой (детской) – совсем маленькая. Однако, мой опыт показал, что это правило действует только в одном направлении. То есть, для маленькой руки будет неудобным использование мыши большого размера, а вот для большой руки маленькая мышь может быть довольно удобной. Я был удивлен, когда один мой знакомый с довольно крупной кистью руки похвастался приобретением довольно маленькой мышки для своего ноутбука, при этом восхищаясь ее удобством.

Дело все вот в чем. Когда мышка довольно большая и занимает всю ладонь – это конечно может казаться на первый взгляд удобным – рука лежит естественно, кисть меньше устает. Но когда дело доходит до точного позиционирования курсора (при работе с графикой или в играх), то оказывается, что сделать это не всегда легко, так как рука как бы немного висит над поверхностью стола и для перемещения мышки используются суставы локтя и кисти. Курсор часто промахивается мимо мелких деталей и его положение приходиться несколько раз корректировать.

Что касается мышки маленького размера, то безусловно для маленькой (детской) ладошки подойдет только она, так как в противном случае пальцы просто не будут дотягиваться до клавиш и к ним все время придется тянуться. А вот в большой ладони такая мышка способна творить чудеса, так как для ее передвижения не будет использоваться локоть, а только кисть и пальцы. При этом вам не придется держать кисть навесу или опирать ее на саму мышку, так как кисть будет лежать на мягком коврике. Позиционирование курсора в этом случае будет гораздо более точным и быстрым, а движения легкими.

Я уже не раз слышал отзывы людей о положительном опыте работы с маленькой мышкой и ощутил это на себе. Особенно чувствуется разница, когда всю жизнь пользовался большой «удобной» мышкой, а тут вдруг раз и прозрел

Тем не менее, это конечно тоже индивидуально и тут нужен некоторый опыт работы. Благо «качество» современных устройств дает нам возможность за довольно короткий период оценить опыт использования новых моделей ввиду быстрого выхода из строя старых… Хотя моя недорогая игровая мышка A4Tech X7 прожила 7 лет и я бы пользовался ей дальше, если бы мне не подарили новую

6. Клавиши и колесики

Левая и правая кнопки мыши могут быть как отдельными элементами конструкции, так и являться продолжением корпуса. Это не имеет большого значения, главное, чтобы они имели отчетливое нажатие.

Колесико – важный элемент управления. Желательно, чтобы оно было обрезинено и имело мелкие насечки. При прокрутке должны отчетливо чувствоваться деления. Нажатие на него должно быть в меру тугим и отчетливым. Для офисной мышки может быть удобно более широкое колесико. Некоторые мышки могут иметь дополнительное колесико для прокрутки в горизонтальном направлении, что может быть удобно если вы работаете с большими форматами документов или чертежами.

Клавиша двойного клика – присутствует на некоторых офисных моделях, позволяет выполнять двойной клик нажатием одной специальной клавиши, что в ряде случаев может быть довольно удобно.

Клавиша тройного клика – присутствует на многих игровых моделях и позволяет выполнять тройной клик нажатием одной специальной клавиши, что используется в играх. Иногда так приятно выпустить очередь из гранатомета во врага

Боковые клавиши – для игровых мышек крайне желательно наличие дополнительных боковых кнопок, на которые можно задать какие-то действия.

Клавиша офис – предназначена для вызова специального меню с ярлыками для запуска основных офисных приложений и используется совместно со специальной программой для мыши. Не является необходимой, но может быть полезна в офисной работе, если вы часто запускаете и закрываете много программ.

Клавиша изменения чувствительности – есть на большинстве игровых мышек. С ее помощью можно быстро менять скорость перемещения курсора, что очень полезно в играх. Обычно мышки имеют 4-5 уровней чувствительности. Если такая кнопка одна, то чувствительность меняется только в большую сторону и сбрасывается на минимум после достижения самого большого значения. Если таких кнопки две, то изменять чувствительность можно как в большую, так и в меньшую сторону, что удобнее.

Программируемые клавиши – на некоторых мышках есть дополнительные клавиши, на которые можно назначить различные сочетания с помощью специального программного обеспечения. Но это больше нужно заядлым геймерам, которые точно знают чего хотят.

7. Длина и толщина провода

Длина провода мышки должна составлять 1,7-2 м. Если длина провода 1,5 м и меньше, то он даже если и дотянется до системного блока стоящего далеко под столом, то будет внатяжку, что сделает использование мышки некомфортным. Обратите внимание, что некоторые, с виду обычные мышки, предназначены для ноутбуков и имеют очень короткий провод.

Что касается толщины провода, то чем он тоньше тем лучше, так как толстый провод будет более тяжелым и хуже скользить по поверхности стола, что будет для вас ощутимо и напрягать при работе мышью. Очень тонкий провод практически неощутим, как будто его и нет вовсе.

Игровые мышки часто имеют провод с оплеткой, что также улучшает эксплуатационные характеристики.

Длину кабеля вы можете посмотреть на сайте производителя, а толщину и наличие оплетки можно определить даже визуально по картинке или сходите посмотрите в живую в магазине.

8. Дополнительные функции

Некоторые, в основном игровые модели, имеют подсветку и программируемые или дублирующие клавиатуру клавиши. Это опять же для тех, кто знает зачем (MMO-RPG).

Некоторые игровые мыши (например, A4Tech Oscar) имеют возможность, с помощью специальной программы, программировать клавиши на выполнение любых клавиатурных комбинаций, что может быть востребовано в играх со сложной системой управления (MMO-RPG). Кроме того в них можно сохранять профили для разных игр и быстро переключать их. Поскольку эти настройки хранятся прямо во внутренней памяти мыши, то подключив ее к другому компьютеру можно сразу пользоваться всеми заданными комбинациями.

Некоторые игровые модели имеют съемные грузики, которые позволяют самым продвинутым геймерам управлять весом мышки. Тут могу сказать, что мышь не должна быть слишком легкой или слишком тяжелой. Игровая мышь должна весить в 2-3 раза больше чем офисная, примерно как современный смартфон 120-140 грамм. Сколько весит мышь можно найти на сайте производителя, поиском в интернете или пойти в магазин и подержать в руках разные модели.

Некоторые дорогие модели могут иметь регулируемую конструкцию, что вероятно оценят геймеры с очень прямыми руками

9. Интерфейс подключения

Старые мышки подключались к компьютеру через разъем PS/2.

Большинство современных мышек имеют разъем USB.

Если вы покупаете мышь для довольно старого компьютера, то лучше берите с разъемом PS/2, так как мышь USB может не работать при использовании дисков для установки, диагностики и восстановления системы. Но убедитесь, что на вашей материнской плате есть соответствующий разъем.

Старые материнские платы имели два разъема PS/2 – отдельно для клавиатуры и мыши.

Современные материнские платы могут не иметь таких разъемов или иметь один совмещенный, в который можно подключить либо клавиатуру, либо мышь.

Есть также специальные переходники, но они не всегда работают.

10. Беспроводные мышки

Беспроводная мышка работает от батареек, которые нужно менять раз в 6-12 месяцев и подключается по радиоканалу или Bluetooth.

Радиоканал – самый распространенный тип подключения беспроводной мыши. В этом случае к USB разъему компьютера подключается специальный приемник.

Отсутствие проводов – это удобно и эстетично, но менее надежно и стоит несколько дороже. Дело в том, что радиоприемник мыши работает на той же частоте, что и Wi-Fi (2,4 ГГц), поэтому никто не может гарантировать, что при наличии у вас или ваших соседей Wi-Fi роутера ваша мышь будет работать стабильно. Иногда наблюдаются кратковременные разрывы связи между мышью и приемником. Это не всегда можно увидеть при обычной работе, но сильно заметно в играх, когда вы часто теряете управление на время порядка 1 секунды, но это бывает фатально В принципе, если вы приобретете беспроводную мышь таких, зарекомендовавших себя брендов как Logitech или Microsoft, то вероятность возникновения таких проблем будет минимальна. Но для игр все же лучше использовать классический проводной вариант.

Bluetooth – честно говоря сомнительный способ подключения мыши. Во-первых, для него все равно потребуется приемник, во-вторых – эта технология еще менее надежна. Можно, конечно подключить такую мышку к ноутбуку, у которого уже имеется интегрированный Bluetooth адаптер, если нет свободного USB разъема для подключения дополнительного приемника.

11. Комплекты клавиатура с мышкой

Такие комплекты в первую очередь преследуют цель экономии, во вторую – единый дизайн. Это актуально как для офисных дешевых проводных вариантов, так и для беспроводных комплектов для домашних компьютеров и медиацентров.

Учтите одну особенность. Часто беспроводной комплект подключается одним приемником, что довольно удобно, но исключает возможность отдельного использования клавиатуры и мыши на разных устройствах.

Конечно, выбор таких комплектов меньше, чем отдельных устройств, но я себе приобрел такой комплект для телевизора всего за 25$. Отдельно это стоило бы на 40% дороже.

12. Материал и цвет корпуса

Все мыши массового производства изготавливаются из пластика, иногда с прорезиненными поверхностями.

Что касается пластика, то он может быть матовый и глянцевый. Матовый пластик более практичен и не так сильно царапается. Глянцевый пластик более подвержен царапинам, в результате чего поверхность быстро теряет вид. Для мыши, в отличии от клавиатуры, это еще и имеет дополнительное неудобство в том, что глянцевый пластик более скользкий и когда рука вспотеет, то пользоваться мышкой будет не очень комфортно.

Что касается цвета, то раньше мыши изготавливались преимущественно белого цвета, сейчас – черного, серебристого и множества других цветов радуги и оттенков. Поскольку большинство современных периферийных устройств компьютера (монитор, колонки, клавиатура) изготавливаются в черном и серебристом цветах, то более гармонично в эту гамму впишется мышь черного или черно-серебристого цвета. Но если ваш ноутбук имеет более веселый, не строгий цвет, то подбирайте мышь под него, будет смотреться красиво.

Учтите, что поверхности серебристого и других цветов могут быть окрашенными и краска со временем стирается, что сильно портит внешний вид и удовольствие от использования мыши. Рекомендуем выбирать мышь из однородного неокрашенного пластика нужного цвета.

13. Производители и гарантия

Мыши производит огромное количество производителей. Здесь я упомяну наиболее качественные, оптимальные по соотношению цена/качество и популярные.

Лучшие игровые мыши производят Razer, SteelSeries, Roccat, Mad Catz .

Довольно неплохим соотношением цена/качество обладают игровые мыши Hama , вроде побывавшей у нас на обзоре .

Из качественных беспроводные мышек могу порекомендовать Logitech и Microsoft .

Хорошим соотношение цена/качества обладают проводные мыши A4Tech , во всем своем широчайшем ассортименте – от офисных до геймерских.

Из недорогих офисных вариантов можно рассматривать еще Genius , о которых можно сказать только то, что они работают.

Заманчивые варианты можно найти у таких именитых брендов как Asus, Cooler Master, Corsair, Cougar, Zalman и популярных бюджетных Defender, Gigabyte, Oklick, Rapoo, Sven, Trust . Но очень внимательно отнеситесь к отзывам, так как среди них много некачественных моделей. В большинстве случаев лучше вместо них купить A4Tech .

От приобретения мышек указанных бюджетных и других непопулярных торговых марок я бы рекомендовал воздержаться.

Что касается гарантии, то для обычной недорогой мышки желательно, чтобы гарантия составляла не менее 1 года, для более дорогих игровых мышек – не менее 2 лет.

14. Цена

Мыши Logitech имеют достаточно широкий модельный ряд (около 80 моделей) и стоят от 7$ (офисные) до 110$ (профессиональные и игровые) и имеют высокое качество вне зависимости от цены.

Мыши Microsoft имеют высокое качество и эргономичность (около 50 моделей) и в среднем стоят несколько дороже – от 10$ до 90$.

Мыши A4Tech (около 230 моделей) и Genius (около 85 моделей) поделили средний ценовой сегмент и стоят от 4$ до 75$.

15. Настройка фильтров в интернет-магазине

  1. Зайдите в раздел «Мыши» на сайте продавца.
  2. Выберите рекомендуемых производителей.
  3. Укажите важные для вас параметры и функции.
  4. Просматривайте позиции, начиная с более дешевых.
  5. Выберете несколько понравившихся моделей и сравните их по удобству.
  6. Покупайте наиболее удобную модель.

Таким образом, вы получите оптимальную по соотношению цена/качество мышку, удовлетворяющую вашим требованиям за минимально возможную стоимость.


Мышь A4Tech Bloody A91
Мышь A4Tech Bloody Blazing A9