Sweet home 3d описание программы. Справка по программе

Продолжим работу над проектированием интерьера жилого здания. В данном уроке подробнее изучим уровни программы Sweet Home 3D . Только обновленные версии продукта открывают доступ ко второму этажу.

Построим второй этаж в Sweet home 3d

К сожалению, далеко не все пользователи программы Sweet Home 3D умеют пользоваться всем её широким функционалом. Всё дело в том, что в программе вместо слова «Этаж» упоминается «Уровень». Что же касается подробной системы рассмотрения планировки второго этажа, она совпадает с первым по многим пунктам. Конструктору нужно только установить стены в нужных местах, а затем вместо прозрачного поля нарисовать полы. Нельзя забывать еще и о лестнице. Можно дополнить проект не только внешней, но и внутренней лестницей. Лучше запланировать соответствующее место еще в момент создания первого этажа.

Для выполнения поставленной задачи нужно кликнуть по кнопке «Плана», а затем выбрать на нижней панели вкладку «Добавить уровень». Подробный порядок действий указан на рисунке ниже:

Теперь главное рабочее поле отобразит прозрачный слой, расположившийся над первым этажом. Собственно это и будет основа под второй этаж. При необходимости в такой программе вы всегда можете сделать не только два, но также 9 и больше этажей. Всё зависит от вашей фантазии.

На следующем этапе работы вы можете расположить стены по плану, который был продуман изначально, а после этого уложить полы. Верхний и нижний экран после создания основы будет выглядеть следующим образом:

Прежде всего, данная программа будет востребована теми людьми, которые хотят обновить или просто сделать дизайн интерьера быстро и без больших усилий (от банальной перестановки мебели до постройки совершенно нового дома). На протяжении создания дома или создания нового дизайна интерьера, вас будут сопровождать многочисленные подсказки, которые при желании можно отключить.

После просмотра этого руководства, вы сможете создавать стены самым быстрым способом, чертить комнаты и располагать мебель так, как вам это нравится. Данный обзор программы был осуществлен при использовании приложения Sweet Home 3D версии 3.3.

Также существует видео обзор программы Sweet Home 3D, который доступен по .

Интерфейс программы

Каждое окно Swet Home3D можно условно разделить на четыре главных окна, размер которых можно изменить по желанию, а также панель инструментов.

1. Каталог образцов мебели
Этот каталог имеет в себе образцы той мебели, которые вы можете добавить в дизайн своего проекта. Образцы мебели, которые входят в категорию, будут отображаться при нажатии на плюсик (треугольник) слева от названия этой самой категории.

2. Список тех образцов мебели, которые используются в проекте.
Здесь хранится информация о всех образцах мебели (название, размер и т.д), которая используется в проекте. Список можно сортировать, нажимая на необходимые характеристики.

3. 2D план
Специальная область в которой вы будете ставить мебель и рисовать стены.

4. 3D просмотр
Здесь можно рассмотреть свой дом в 3D режиме. Есть два вида просмотра вашего дома: вид сверху и вид изнутри (функция «виртуального поситителя»).

Все 4 области имеют фокус в котором заключается список возможных действий. Он (фокус) отображается прямоугольником. Чтобы переключать фокус между областями, используется комбинация клавиш Tab, Shift+Tab, а также можно задействовать простое кликанье мышью.

Начало стройки


Перед тем, как начинать возводить стены, необходимо проверить настройку Sweet Home. Для Mac OS X щёлкните Sweet Home 3D –> Preferences, а для остальных ОС – нажимаете File –> Preferences (Файл – Настройки). Убедитесь, устраивают ли вас настройки Sweet Home по умолчанию такие, как толщина и высота стен, ну и прочие параметры.

И так, для начала создания дома вам нужно нажать на кнопку «New home» (Создать новый план), которая находиться на панели инструментов.

Для программы Sweet Home предполагается последующая очередность действий:

Кроме этого, когда будете создавать или же редактировать ваш дом, вы нередко будете прибегать к 3D просмотру дома, чтобы поменять точку или же угол просмотра.

Помните, нужно периодически сохранять ваш чертеж, для этого используйте кнопку Save home (Сохранить план). Файлами, сделанными программкой Sweet Home 3D, возможно обмениваться с другими юзерами, файлы могут содержать импортированные 3D образцы, недостающие в программе по умолчанию. Кроме этого у вас есть возможность сделать скриншоты 3D вашего здания с форматом PNG или загрузить 3D просмотр вашего здания в формате OBJ MTL.

Импорт плана (blueprint)


1-ый шаг – импорт плана (фонового рисунка), этот шаг не обязательный, хотя значимо ускоряющий черчение стенок уже имеющегося здания. Потому пробуйте отыскать его и отсканировать. Убедитесь, что план верно размещен. Загружать планы большого размера и высокого качества не рекомендуется, так как он поможет вам скорее создать стены и различные переходы, но не искуснее нарисовать дом.

Чтобы загрузить фоновое изображения 2D плана, вам нужно нажать на панели управления Plan –> Import background image. Данная функция поможет вам подобрать и загрузить фоновое изображения 2D плана, а также масштабировать его.

1. Кликните на кнопочку Choose image (Выбрать изображение) и подберите отсканированный план здания. Программа Sweet Home 3D поддерживает такие форматы как: BMP, JPEG, GIF или PNG.

2. Когда изображение загрузилось, нажмите Continue (Продолжить).

3. Определите размер изображения с помощью движения концов цветной полосы на изображении, чтобы данная линия подходила ранее известной длине. Потом введите настоящую длину выбранной полосы и нажмите кнопку Continue (Продолжить).

4. Укажите место положение вашего изображения на плане таким образом, чтобы точка на импортируемом изображении, соответствовала координатам (0;0) (то есть точка на рисунке должна иметь координаты (0;0)). Далее кликайте на Finish (Готово).

Как только вы прикроете мастер, ваш рисунок покажется за сетью плана. В случае, если вы случайно установили неверный масштаб, либо положение фонового рисунка, вы можете изменить их, запустив второй раз мастера из меню Plan –> Modify background image (План- Изменение фонового изображения).

Рисования стен


Для того, чтобы нарисовать стену, нужно на панели инструментов кликнуть на кнопку «Create walls» (Создать стены).

Кликните на крайнюю точку плана здания – это будет начало стены, двойной клик – это ее завершение. Пока вы не нажмете на клавиатуре Escape или же не используете двойной клик мыши, каждый новый клик мышкой будет указывать на окончание текущей стены и начало новой.

Для более точного рисования стенок есть кнопки Zoom (Увеличить/Уменьшить). Также можно ввести угол и длину не только созданной, но и еще не законченой стены, нажав Enter.

Не нужно оставлять отверствий для окон и дверей, надо рисовать сплошные стенки, программа автоматически вычислит нужные отверствия в стенах. На скриншоте показано, что стены одновременно нарисованы в 3D и 2D планах. В любое время можно изменить угол обзора здания, перемещая мышку с зажатой левой кнопкой.

Для более простого черчения параллельных стенок, Swet Home3D по умолчанию настроена на «прилипание», то есть отрисовка стен будет всегда кратна 15°, то есть вы можете нарисовать стены лишь под углом кратным 15 градусам. Но магнетизм можно не использовать, удерживая клавишу Shift во время рисования или же отключив «магнетизм» в насторойках.

Редактирования параметров стен



После того, как вы уже закончили рисовать стены, нужно нажать на кнопку Select (Подобрать объект на плане), что разсположены на панели приборов, чтобы изменить стены. При включении этого режима, вам предоставляется возможность выделить, а далее и редактировать один или несколько объектов на плане.

Для движения, перемещения стен (либо других объектов) на плане здания, просто перетаскивайте их мышкой, либо задействуйте клавиши со стрелками на клавиатуре. Задействовав функцию «поделить стену» (Plan > Split wall), вы можете поменять место ее начала и конца или же просто разделить стену на отдельные доли. Чтобы изменить параметры стены, нужно два разы кликнуть мышкой на нее и перед вами всплывет диалог, где можно изменить цвет,текстуру, толщину, высоту и т.д. стен. Также данный диалог можно вызвать, нажав на панели интсрументов Plan –> Modify walls (План – Поменять стену).

Добавляем двери, окна и мебель


Для того, чтобы добавить в ваше здание мебель, нужно просто перетащить мышкой подходящую модель из каталога в область плана здания или же в перечень образцов мебели, как указано на скриншоте. Кроме этого с помощью кнопки «add furniture», можно добавить подобранную вами 3D модель в программу, а затем и в план вашего здания.

Вся фурнитура, которая добавляется на 2D план вашего проекта, одновременно отображается и в 3D окне.

Внимание: в программе Sweet Home 3D слово «furniture» означает не слово «мебель», а словом «фурнитура».

Как только создали стены, то сразу переходите к созданию дверей и окон. Если вы не выключили функцию магнетизма в опциях программы, то двери и окна станут автоматоматически сориентированы и прилажены согласно с месторасположением и размером ваших стены.

Далее прибавляйте образцы мебели, настроив месторасположение, наклоны и размеры. Если же функцию «магнетизма» активировать, то все модели будут сами по себе размещены внешней стороной к стене. Ежели вы располагаете один объект над другим, который больше по размеру и находящимся на уровне пола, то он станет сразу размещен над нижним.

При выделении какого-либо объекта, вы можете изменить его размеры, приподнятость над уровнем пола или же угол, используя один из доступных индикаторов, которые окружают данную модель.

Каждый индикатор выполняет отдельною функцию. Всего их четыре:

1.Индикатор вращения
Наведя курсор и зажав левую кнопку мыши разверните обьект на нужный вам угол. Чтобы повернуть на угол кратный 15 градусам, нужно зажать клавишу Shift.

2.Индикатор приподнятости
Изменяет приподнятость объекта над полом.

3.Индикатор высоты
Позволит изменить высоту модели, которою вы выбрали.

4.Индикатор размера
Изменит размер мебели.

Если кликнуть два раза мышкой на нужной модели или обьекте, либо пункт меню Furniture –> Modify (Фурнитура – Поменять), то откроется диалог параметров фурнитуры. Открыв диалог изменения мебели у вас есть возможность настроить такие характеристики как ее название, угол вращения, размещение, приподнятость над полом, размеры, расцветка, видимость на плане, также есть возможность показать нужный обьект зеркально.

Если вы сделали мебель невидимой, то ее не будет видно не только на 2D плане и в 3D режиме, но и в списке образцов мебели она останется для того, чтобы в нужный момент сделать ее снова видимой.

Импорт 3D моделей


Если в программе Sweet Home 3D нет нужного вам объекта, то его можно загрузить, используя функцию «Импорта фурнитуры». Данную функцию можно найти, нажав на панели инструментов «Фурнитура» –> «Импорт фурнитуры» или воспользоватся набором горячих клавиш Ctrl+Shift+I. На отдельной страничке нашего сайта вы можете скачать различные 3D модели для вашего проекта. Кроме этого вы можете сами сделать собственные модели в таких программах, как Blender или же Art of Illusion, так как рассматриваемые программы поддерживают такие форматы 3D-моделей, как: OBJ, DAE, 3DS, LWS, и еще ZIP-архив имеющий файл кого-то из поддерживаемых форматов.

Если нажать кнопку «Import furniture» (Импорт фурнитуры), то запустится мастер, который поможет в выборе файла и настройке 3d моделей. Если вы пользователь ОС Windows или же MAC OS X, то можно просто перетащить файл с 3D объектами в окно программы для того, чтобы сразу запустить мастер.

В мастере «импорта моделей» вам нужно пройти всего четыре шага, чтобы загрузить объект в программу:

1. Нажмите на кнопку Choose model (Подобрать модель) и в открывшемся окошке выберете ту модель, которую хотите загрузить. Или же можете просто перетащить нужный файл на окошко мастера. Когда образец загрузится, жмите Continue (Продолжить).

2. Расположите модель таким образом, чтобы вид впереди загружаемого объекта располагался в подходящем окне. После этого нажмите Continue (Продолжить).

3. В этом окне можно изменить имя, размер, приподнятость, расцветку модели, ещё можно изменить вид модели (окно, дверь либо мебель). Далее нажмите Continue (Продолжить).

4. Поверните вашу 3D модели так, чтобы вам было понятно, какой образец вы выбрали в каталоге мебели. Потом нажмите Finish (Завершить).

После завершения роботы мастера импорта фурнитуры, в каталоге фурнитуры появиться образец, который только что импортировался.

3D модели с расширением SH3f можно загружать группами. Для того, чтобы импортировать модели с расширением SH3f нужно нажать (Фурнитура – Импорт библиотеки фурнитуры) на панели инструментов.

Чертим комнаты


Для того, чтобы создать комнату на вашем 2D плане, нужно нажать на кнопку «Create rooms» (Создать комнату). Создать новою комнату можно двумя методами:

  • На 2D плане щелкните в каждом из углов комнаты, а потом двойным щелчком на последнем либо просто нажмите клавишу Escape для завершения процесса.
  • Двойным щелчком мыши внутри уже существующей замкнутой области.

Перед тем, как начать чертить комнаты, сначала чертите стены и вставляйте двери. Если вы будете пользоваться именно этим способом, вы сможете очень быстро создавать комнаты. Все, что вам нужно будет сделать, – это двойным щелчком мыши указать на замкнутые области. Не забывайте, что половина площади комнаты, созданная методом наведенным выше, включает в себя и половину дверного проема. Это гарантирует, что переход из одной комнаты в другую будет происходить корректно.

После того, как создадите комнату с помощью функции «Изменить комнаты», можете редактировать ее имя, цвет, текстуру и т.д. Данную функцию можно найти на панели управления, нажав на вкладку Plan –> Modify rooms (План – Изменить комнаты).

С помощью индикаторов, что расположены по углам комнаты, можно редактировать ее расположение.

Настройка 3D просмотра


Если захотите рассмотреть свое здание сверху или изнутри с помощью функции «виртуального посетителя», то вам нужно обратится к 3D просмотру. Чтобы переключить вид отображения 3D окна, пользуйтесь пунктом меню 3D view –> Aerial view (Вид 3D – Вид сверху) или 3D view –> Virtual visit (Вид 3D – Виртуальный посетитель). Для изменения обзора своего 3D проекта воспользуйтесь мышкой или клавиатурой.

Когда вы просматриваете комнату с помощью функции «виртуального посетителя», то его иконка отображается на 2D плане. Ваше расположение будет меняться одновременно, как на 2D, так и на 3D плане. На 2D плане виртуальный посетитель окружен 4 индикаторами:

1. Показывает наклон головы
2. Поле зрения виртуального посетителя
3. Поворот тела налево или направо.
4. Индикатор высоты глаз.

Если захотите настроить виртуальное посещение более детально, то вам нужно использовать команду 3D view –> Modify (Вид 3D – Изменить). Здесь вы сможете настроить многие параметры такие как рост, зрение, цвет, прозрачность стен и текстура окружающей среды.

На скриншотах, которые расположены ниже, показано, какая есть разница между двумя функциями 3D окна «видом сверху» и «виртуальным посетителем » после редактирования цвета и текстур.

Дополнительные возможности

Наносим размеры


Для того, чтобы нанести размер на план, используется функция Create dimensions (Создать размеры)

Чтобы нанести размер на 2D план, нужно всего три клика мышки.

Первый – точка начала
Второй – точка конца
Третий – вынесение размера линии на нужное расстояние.

Если вам нужно сделать выносную линию, то после второго щелчка, вам просто нужно передвинуть мышь на нужное вам расстояние.

Добавляем текст


Для того, чтобы добавить комментарий (текст) на план, нужно нажать кнопку «Add texts», которая расположена на панели инструментов.

На том месте, где должен находиться текст, нужно кликнуть мышкой и ввести надпись в появившемся окне.

Кроме этого на панели инструментов есть кнопки с помощью каких можно изменить размер или стиль надписи.


Чтобы распечатать ваш 3D план, используйте следующий набор команд: File –> Print (Файл – Печать) или File –> Print to PDF (Файл – Сохранить в PDF), для предпросмотра проекта перед печатью используйте команду File –> Print preview (Файл – Предпросмотр печати).

Если настройки выставлены по умолчанию, то программа будет выводить на печать пердметы интерьера, что использованы в программе, план и положение здания в 3D окне, размер используемой бумаги, границы печати.

Для изменения параметров печати нужно использовать следующую команду «File > Page setup» (Файл – Настройки страницы)

Фотографии (скриншот) 3D окна


Для того, чтобы создать фотографию 3D вида, нужно использовать следующую команду: «3D view » –> «Create photo» (Вид 3D – Создать фото), выставите желаемый размер и масштаб фотографии, затем можно сохранять. Кроме этого можно выставить качество фотографии, чем выше качество, тем реалистичней будет выглядеть фотография.

В зависимости от характеристик вашего ПК зависит длительность преобразования 3D вида у фотографию, но при этом вы можете продолжать роботу с программой даже во время создания фото.

Экспорт в формате OBJ


Если вы захотите экспортировать свой проект в программы, что работают с 3D графикой, то вам нужно будет воспользоваться пунктом меню «3D view» –> «Export to OBJ format» (Вид 3D – Экспорт в формате OBJ). Кроме самого проекта, рисунков и текстур, которыми вы пользовались, будет доступна информация и об каждом объекте, который использовался в программе.

Добавление расширений (plug-ins)


Если вы владеете языком программирования Java и хотите помочь расширить возможности программы, то можете создать какое-то расширение для Sweet Home 3D.
Расширения (плагины) – это файл формата SH3P, который размещен в каталоге расширений (plug-ins) программы. Для того, чтобы установить расширение, нужно два раза по нем щелкнуть мышью (Windows или Mac OS X), а если вы используете ОС Linux, то вам нужно скопировать этот файл в каталог.eteks/sweethome3d/plugins .

Чтобы новые функции плагина вступили в действие, нужно перезапустить программу Sweet Home 3D.

Чтобы удалить плагин из программы, нужно удалить файл формата SHP3 из каталога расширений Е

Размещение каталогов:

Windows – C:\Documents andSettings\user\Application Data\eTeks\Sweet Home 3D\plugins,

Mac OSX – Library/Application Support/eTeks/Sweet Home 3D/plugins папки пользователя (userfolder),

Linux -.eteks/sweethome3d/plugins папки пользователя(user folder).



Установка

Программа Sweet Home 3D кроссплатформенна и может работать на операционных системах Windows, Mac OS X 10.4 to 10.14, Linux и Solaris, и переведена на 27 языков.
В зависимости от Вашей операционной системы: загрузите установочный файл программы Sweet Home 3D и установите его:

Windows:

Пользовательский интерфейс

Каждое окно программы Sweet Home 3D разделено на четыре, изменяющие размер, рабочие области с панелью инструментов наверху, как показано на рис. 2.


рис.2. Области и панель инструментов программы Sweet Home 3D
1

Каталог образцов мебели
Это каталог образцов мебели, расположенных по категориям, содержит все образцы мебели, которые Вы можете добавить в дизайн Вашего дома. Образцы мебели, входяшие в категорию, отображаюся при нажатии на трегольник слева от названия категории.

3

План дома
Эта область плана Вашего дома. Именно в этой области Вы будете рисовать стены и расставлять мебель.

2

Список образцов мебели, используемых в проекте
Этот список содержит все образцы мебели, используемые в проекте, отображая название, размер и прочие характеристики образцов. Список может быть отсортирован при нажатии на название необходимой характеристики.

4 3D просмотр
Эта область 3D просмотра Вашего дома. Вы можете рассмотреть свой дом как сверху, так и используя виртуального посетителя.

Каждая из четырех рабочих областей может иметь фокус, от которого зависит список возможных действий. Фокус рабочей области отображается прямоугольным выделением вокруг нее, например: на рис.2 фокус имеет область плана. Чтобы перенести фокус с одной области на другую используйте кнопки Tab или Shift + Tab , или кликните мышкой на области.

Строим новый дом

Перед тем, как приступить к воздвижению стен, необходимо проверить настройки программы. Для Mac OS X выберите Sweet Home 3D > Preferences , для остальных операционных систем File > Preferences (Файл > Настройки) . Проверьте устраивают ли Вас настройки программы по умолчанию: толщина и высота стен и другие настройки.


рис. 3. Настройки программы

В программе Sweet Home 3D предлагается следующая последовательность действий:

Во время создания Вашего дома, Вы часто будете обращаться к 3D просмотру и .

Импорт плана (blueprint)

Выберите пункт меню Plan > Import background image (План > Импорт фонового изображения) , чтобы появился мастер фонового изображения, который поможет Вам выбрать необходимый рисунок и масштабировать его (рис.4).

рис. 4. Мастер фонового изображения

1

Нажмите на кнопку Choose image (Выбрать изображение) и выберите отсканированный план дома. Программа Sweet Home 3D поддерживает следующие форматы BMP, JPEG, GIF or PNG. Отсканированное изображение, используемое в этом руководстве доступно по адресу:

2

Как только рисунок загрузился нажмите кнопку Continue (Продолжить) .

3

Определите масштаб изображения путем перемещения концов цветной линии на изображении, таким образом, чтобы эта линия соответствовала уже известной длине. Затем введите реальную длину, выбранной линии, и нажмите кнопку Continue (Продолжить) .

4

Определите положение Вашего рисунка на плане, таким образом, чтобы точка на импортируемом изображении, на плане в программе Sweet Home 3D соответсвовала координатам (0;0) (т.е. точка на импортируемом изображении в программе будет иметь координаты (0;0)). Затем нажмите Finish (Готово) .

Как только Вы закроете мастер, ваш рисунок появится за сеткой плана. Если Вы установили неверный масштаб или положение фонового изображения, измените их запустив повторно мастера из меню Plan > Modify background image (План > Изменение фонового изображения) .


рис. 5. Фоновое изображение в рабочей области ПЛАН

Рисуем стены

Щелкните в плане дома, это будет начальной точкой новой стены, двойном щелчоком завершите стену. Пока Вы не нажмете клавишу Escape или двойной клик мышки, каждый новый одинарный щелчок будет указывать на конец текущей и начало новой стены.

Не оставляйте отверстий для будущих окон и дверей, рисуйте сплошные стены, программа Sweet Home 3D при добавлении окон и дверей автоматически вычислит необходимые проемы в стенах. Как показано на Рис.6, стены одновременно отрисовываются и в 2D и в 3D планах. Также в любое время Вы можете , пермещая мышку с нажатой левой кнопкой.


рис.6. Рисуем стены

Редактируем параметры стен

Для перемещения стен (или других объектов) на плане дома, просто перетаскивайте их мышкой, или используйте кнопки со стелками на клавиатуре. При выделении одной стены, возможно изменить точки ее начала и конца или разделить стену на части, используя пунк меню Plan > Split wall (План > Разделить стену).
Двойной клик мышкой на стене или пункт меню Plan > Modify walls (План - Изменить стену) откроет диалог настройки параметров стены.
Как показано на рис.7, диалог поможет настроить такие параметры стен, как цвет или текстура левой и правой стороны стены, толщину, высоту, наклон, а также точки начала и конца стены. Если Вы хотите использовать собственную текстуру, нажмите на кнопку Import (Импорт) в диалоге выбора текстур, и следуйте указаниям помощника импорта текстур.


рис. 7. Редактирование параметров стен

Добавляем двери, окна и мебель

Чтобы добавить образец мебели в Ваш дом, просто перетащите мышкой нужную модель из каталога мебели в область плана дома или в список образцов мебели, как показано на рис. 8. Используя кнопку Add furniture (Добавить каталог фурнитуры к плану) на панели инструментов, также можно добавить выбранный образец в план Вашего дома.
Все объекты добавляемые в проект, одновременно отражаются в списке образцов, 2D плане и в 3D окне.

Обратите внимание, что в некоторых случаях английское слово "furniture" переведено не словом "мебель", а словом "фурнитура", поскольку в интерфейсе программы, локализованном на русский язык, Вы встретите именно это слово (напр.:Мастер импорта фурнитуры ). В русском же языке слово "фурнитура" имеет значение "аксессуары мебели", подразумевая дверные ручки, петли и т.д. (прим. переводчика).


рис. 8. Добавление дверей, окон и мебели к плану Вашего дома

Для начала добавьте двери и окна. Если Вы не отключили функцию магнетизма в настройках программы, то двери и окна будут автоматически сориентированны и подогнаны в соответствии с расположением и размером стены.
Затем добавляйте образцы мебели, настроив расположение, наклон и размеры. Если функция магнетизма активирована, то модели будут автоматически расположены тыльной стороной к стене, а если Вы располагаете один объект над другим, большим по размеру и находящимся на уровне пола, то он будет автоматически расположен над нижним.

При выделении одного объекта, Вы можете изменять его размеры, приподнятость над уровнем пола или угол, используя один из четырех индикаторов окружающих выделенный объект (см. рис. 9).

рис. 9. Индикаторы выделенного образца фурнитуры

Двойной клик мышкой на выделенном объекте или пункт меню Furniture > Modify (Мебель > Изменить) откроет диалог настройки параметров мебели. Открыв диалог изменения фурнитуры (см. рис. 10), Вы можете настроить такие параметры, как наименование, угол вращения, расположение, приподнятость над уровнем пола, размеры, цвет, видимость на плане, а также возможность отразить объект зеркально.


рис. 10. Настройка параметров объектов

Импорт новых 3D объектов

Если нужный объект отсутствует в программе Sweet Home 3D, Вы можете загрузить файл, содержащий необходимую модель, и использовать в своем проекте. На странице участников проекта Sweet Home 3D можно скачать более 500 моделей фурнитуры . Вы можете создавать и свои собственные модели в программах Blender или , поскольку программа Sweet Home 3D поддерживает такие форматы 3D моделей, как OBJ, DAE, 3DS, а также ZIP-архив содержащий файл одного из поддерживаемых форматов.

рис. 11. Мастер импорта фурнитуры

1

Нажмите на кнопку Choose model (Выбрать модель) и в открывшемся окне выберите файл, содержащий 3D модель. Вы также можете просто перетащить файл на окно мастера. Как только образец загрузится нажмите Continue (Продолжить) .

2

Расположите модель таким образом, чтобы вид спереди у загружаемого объекта находился в соответствующем окошке. Затем нажмите Continue (Продолжить) .

3

Если необходимо, измените имя, размер, приподнятость над полом, цвет модели, а также вид модели (окно, дверь или мебель). Затем нажмите Continue (Продолжить) .

4

Поверните иконку образца мебели таким образом, чтобы Вам было наглядно видно, какой образец Вы выбираете в каталоге мебели. Затем нажмите Finish (Завершить) .

Как только мастер импорта фурнитуры завершит работу, импортируемый образец появится в каталоге фурнитуры и/или на плане в зависимости от настроек загрузки. Загруженный образец можно использовать, как и любой другой поставляемый с программой.

Создайте новую комнату на плане любым из предложенных способов:

  • щелкните в каждом углу комнаты, затем двойным щелчком мыши на последнем углу комнаты или нажатием кнопки Escape для завершения,
  • Двойным щелчком мыши внутри существующей замкнутой области (напр.: окруженной стенами), (см. рис. 12).


рис. 12. Создание комнаты двойным щелчком мыши, включающим половину дверного проема

Создав комнату, Вы можете изменить ее имя, цвет или текстуру пола и потолка, используя пункт меню Plan > Modify rooms (План > Изменить комнаты) , как показано на рис. 13.


рис. 13. Настройка параметров комнаты

Если выбрана только одна комната, Вы можете изменять расположение углов комнаты или расположение самой комнаты пользуясь индикаторами расположенными по углам.

Настройка 3D просмотра

В любое время Вы можете обратится к 3D просмотру при необходимости меняя точку обзора. Вы можете рассмотреть свой дом либо сверху, либо используя функцию виртуального посетителя. По умолчанию окно 3D просмотра настроено на вид сверху. Для изменения вида отображения 3D окна воспользуйтесь строкой меню 3D view > Aerial view (Вид 3D > Вид сверху) или 3D view > Virtual visit (Вид 3D > Виртуальный посетитель) . В обоих случаях для изменения точки обзора используйте мышку или клавиши клавиатуры (см. рис. 14 и 15).

Если Вы выбрали просмотр от лица виртуального посетителя, то его фигурка отразится и на 2D плане, на котором Вы также можете менять его расположение. Местоположение посетителя обновляется одновременно и в 2D плане и в 3D окне. Виртуальный посетитель окружен 4 индикаторами (см. рис. 16).

рис. 16. Индикаторы Виртуального посетителя

Для более детальной настройки виртуального посетителя, используйте команду меню 3D view > Modify 3D view (Вид 3D > Изменить) . В открывшемся диалоге Вы можете настроить такие параметры, как поле зрения, рост посетителя, цвет или текстуру земли и неба, яркость освещения, а также прозрачность стен (см. рис. 17).


рис. 17. Настройка параметров 3D окна

На рис. 18 изображены два 3D окна из проекта созданного в этом руководстве после изменения цвета/текстуры земли и неба.

Дополнительные возможности

Наносим размеры

Каждое нанесение размера создается тремя кликами мышки:

  1. Первый клик - начальная точка,
  2. Второй клик - конечная точка,
  3. Третий клик - вынесение линии размера на необходимое растояние. Если Вы не передвинете мышь между вторым и третим кликом, то нанесенный Вами размер не будет иметь вынесенной линии.


рис. 19. Нанесение размеров

Добавляем текст (надпись)

Щелкните мышкой на том месте, где текст должен находиться и введите текст в появившемся диалоге.


рис. 20. Текст, полужирным шрифтом

Печать

Для печати Вашего проекта используйте команды меню: File > Print (Файл > Печать) или File > Print to PDF (Файл > Сохранить в PDF) , для просмотра - File > Print preview (Файл > Предпросмотр печати) . По умолчанию, программа Sweet Home 3D выводит на печать список используемых предметов интерьера, план и текущее положение дома в 3D окне, используя размер бумаги, ориентацию при печати и границы, также заданные по умолчанию.
Для изменения настроек печати по умолчанию используйте пункт меню File > Page setup (Файл > Настройки страницы) (см. рис. 21).


рис. 21. Настройки страницы

Создаем фотографии 3D окна

Для создания фотографии 3D окна используйте команду меню 3D view > Create photo (Вид 3D > Создать фото) ,установите желаемый размер и масштаб, затем сохраните в формате PNG. Диалог создания фотографии содержит настройку качества изображения, чем выше качество, тем фотография получится более реалистичной.


рис. 22. Создание фотографии

Выгрузка (Экспорт) в OBJ формат

В программе существует возможность экпорта в программы 3D графики, например: Blender или для редактирования или улучшения изображения, для осуществления выгрузки выберите пункт меню 3D view > Export to OBJ format (Вид 3D > Экспорт в формате OBJ) , после этого Вы можете загружать OBJ файл в программы 3D графики. Вместе с самим домом выгрузится информация обо всех объектах использованных в проекте в файле с расширением MTL, также как и все текстуры и рисунки, которые Вы использовали. На рис. 23 изображена выгруженная комната в программе Blender после добавления света и теней.


рис. 23. Рендеринг выгруженного дома в программе Blender

Добавление расширений (plug-ins)

Возможности программы Sweet Home 3D могут быть расширены благодаря дополнениям (plug-ins), которые Вы можете написать сами, если владеете языком программирования Java.
Расширение (plug-in) - это файл в формате SH3P расположенный в каталоге расширений (plug-ins) программы Sweet Home 3D. Для установки SH3P файла в этот каталог дважды щелкните по нему (если Вы используете Windows или Mac OS X). Если же Вы пользователь Linux, то Вам надо просто скопировать SH3P файл в каталог.eteks/sweethome3d/plugins Вашей домашней директории (user folder) (если ничего не происходит при двойном щелчке мыши).
Как только расширение установлено, перезапустите программу Sweet Home 3D, чтобы новые возможности отобразились в меню. Например: расширение добавляет две новых строки в меню Plan (План) (вращение по и против часовой стрелки).

Для удаления расширения (plug-in) из программы, удалите файл SH3P из каталога расширений (plug-ins):

  • Windows, удалите из каталога C:\Documents and Settings\user\Application Data\eTeks\Sweet Home 3D\plugins ,
  • Mac OS X, удалите из каталога Library/Application Support/eTeks/Sweet Home 3D/plugins папки пользователя (user folder),
  • Linux, удалите из каталога.eteks/sweethome3d/plugins папки пользователя (user folder).

Thanks to Smirnoff Yuri for his contribution to the translation of this page.
Перевод Юрия Смирнова.

Last update: May 22, 2018

Почти у каждого из нас хоть раз в жизни возникает ситуация, когда нужно сделать ремонт в квартире или в офисе, затеять перестановку мебели, в конце концов, просто сменить обои или перекрасить стены. И удобнее всего приступать к подобной работе, четко представляя, как должен выглядеть конечный результат. То есть иметь перед глазами план и хотя бы несколько картинок интерьера, иллюстрирующих грядущие изменения именно вашего помещения, а не какого-нибудь другого из глянцевого журнала.

В таком случае м ожно обратиться за помощью к дизайнеру, можно использовать какую-нибудь из специализированных программ. Но и услуги профессионального дизайнера, и большинство приложений для проектирования дизайна интерьеров довольно дорого стоят. К тому же сложными программными пакетами вряд ли так уж просто овладеть за короткий промежуток времени, да и не всегда они нужны, особенно в тех случаях, когда объем работ невелик. Ведь если нужно закрепить полку на стене, никто не тратит время на углубленное изучение механики, чтобы понять принципы взаимодействия шурупа, отвертки и объекта, в который данный шуруп должен быть вкручен. Обычному человеку просто нужен удобный инструмент, с помощью которого вышеупомянутая полка будет закреплена надежно, и главное — быстро.

Sweet Home 3D — именно такой инструмент, предназначенный для проектирования интерьеров. Обо всех возможностях этой программы не дают полного представления даже видеоруководство и документация на официальном сайте, из-за чего Sweet Home 3D, к сожалению, пока не получила такого широкого распространения.

Эта программа рассчитана в основном на тех, кому необходимо очень быстро сделать дизайн интерьера, не обладая специальными навыками работы в подобных приложениях. Она позволяет буквально на лету создавать планы любых помещений, размещать на этих планах окна и двери, расставлять мебель и фурнитуру, отображая при этом все действия в окне трехмерного вида с настраиваемым режимом визуализации.

Основными достоинствами программы являются:

  • Кроссплатформенность. Sweet Home 3D может работать на компьютерах с операционными системами Windows, Linux, Mac OS и Solaris;
  • Бесплатность;
  • Полная русификация;
  • Легкое освоение и простота использования, благодаря интуитивно понятному интерфейсу и наличию подробнейших интерактивных подсказок по ходу работы над проектом;
  • Небольшой размер дистрибутива — всего около 34 Мбайт.

⇡ Знакомство с интерфейсом

Интерфейс Sweet Home 3D не перегружен различными кнопками и меню. При запуске программы перед пользователем открывается поделенное на четыре рабочие области окно с небольшой панелью инструментов наверху. Размеры этих областей можно произвольно менять, просто перетаскивая мышью границы между ними. В левой верхней части окна программы находится каталог мебели, по умолчанию упорядоченный по категориям и содержащий все образцы мебели и фурнитуры, которые можно использовать в проекте. Если нажать на кнопку слева от названия категории, можно увидеть список образцов, входящих в нее. Когда курсор наводится на строку с названием образца, рядом с ним появляется увеличенное изображение этого образца, что помогает пользователю определиться с выбором.

Если пользователь пожелает изменить вид, в котором представлен каталог мебели, он может легко сделать это в окне настроек программы. При переключении к другому представлению нужную категорию можно будет выбрать из раскрывающегося списка вверху области каталога мебели, а образцы, входящие в эту категорию, отобразятся ниже в виде более крупных и наглядных изображений.

Под областью каталога находится таблица образцов мебели, которые используются в проекте. Она обновляется каждый раз, когда к чертежу добавляется новый объект, отображая его название, размер и прочие характеристики. Характеристики объекта, которые должны выводиться в таблице, можно задавать и сортировать с помощью специального меню, вызываемого щелчком правой кнопкой мыши.

Справа вверху уместилась основная рабочая область, в которой чертится план и производится расстановка мебели. Под ней располагается область 3D-вида. Трехмерный вид проекта при необходимости можно и вовсе вынести в отдельное окно, увеличивая таким образом расположенную выше рабочую область. Размеры этого выделенного окна трехмерного вида также можно изменять, правда вручную, а не автоматически. Закрывая окно, пользователь не удаляет текущий 3D-вид из проекта, а просто возвращает его на исходную позицию.

Поскольку, работая в Sweet Home 3D, пользователь постоянно ориентируется на отображение своего проекта в 3D-виде, важно, что в программе предусмотрена его настройка. Из контекстного меню 3D-вида можно вызвать диалоговое окно трехмерного отображения проекта, которое помогает увеличить или уменьшить освещенность (для более контрастного отображения чертежа), задать цвет и текстуру для земли и неба, а также отрегулировать степень прозрачности стен. Правда, последний параметр не будет отображаться на чертеже.

⇡ Навигация в рабочих окнах

Во всех областях, кроме 3D-вида, можно перемещаться вертикально не только с помощью ползунков, но и просто прокручивая колесико мыши. В области черчения плана к этому добавляется возможность произвольно передвигать чертеж мышью, удерживая клавишу «пробел», и масштабировать чертеж, если зажать клавишу Ctrl и прокручивать колесико мыши.

Что касается области 3D-вида, то здесь навигацию можно осуществлять как мышью, так и с помощью специального элемента управления в виде окружности со стрелками, каждая из которых отвечает за перемещение или масштабирование объектов, находящихся в этой области. Причем увеличивать объект при помощи мыши следует, двигая её вертикально при зажатой средней кнопке, а для обзора объекта использовать левую или правую кнопку мыши.

⇡ Предварительная настройка программы

Перед началом работы в программе следует проверить её настройки («Файл» → «Настройки») и установить единицы измерения для чертежа, отображение стрелок навигации 3D-вида, линеек и сетки в зоне черчения, иконок мебели на плане, а также нужную толщину и высоту стен плюс толщину перекрытия этажа для дизайна планировки помещения, имеющего более одного уровня.

Окно настроек позволяет также задавать периодичность сохранения данных для восстановления проекта в случае возникновения каких-либо непредвиденных осложнений. Нужно отметить, что, несмотря на наличие в программе этой автоматической функции, для большей надежности текущую работу стоит сохранять и вручную. Все установленные настройки при необходимости легко можно менять в процессе работы над проектом.

⇡ Использование чертежей в качестве ориентира

Облегчить работу над дизайном конкретного помещения помогут предусмотренные в программе готовые чертежи (blueprint) или рисунки, которые можно использовать в качестве фона для будущего проекта. Можно, конечно, просто начать строить стены на чертеже, ориентируясь исключительно на собственную фантазию, но все же импорт готового плана может существенно ускорить работу. Стоит лишь позаботиться о том, чтобы загружаемый рисунок был не слишком велик, а также правильно его расположить. Пошагово выполнить загрузку, масштабирование и расположение фонового рисунка поможет «Мастер фонового изображения».

На готовом чертеже можно проставить все необходимые размеры и вставить любой текст. Как и все остальные объекты чертежа, все это можно в любой момент отредактировать. Правда, набор редактируемых параметров в этом случае ограничен лишь возможностью пошагово откорректировать размер текста, изменить его наклон, жирность и собственно само содержание. Вносить изменения ещё хотя бы в цвет текста и размерных линий пока нет возможности.

Стоит также обязательно упомянуть о важном режиме, позволяющем закрепить базовый план. Для этого в левом верхнем углу рабочей области имеется специальный значок в виде замка. Щелчок мышью по этому значку блокирует или разблокирует план. Управление режимом блокировки также доступно из контекстного меню окна рабочей области. Режим закрепления базового плана особенно полезен тогда, когда на чертеже имеется множество деталей и объектов. Это действие блокирует для изменений и сам план, и все, что к нему причислено. Например, когда вы расставили группу мебели, ее можно заблокировать. Нужно уточнить, что мебель и фурнитура будут защищены от случайных изменений лишь в том случае, если режим блокировки включен для базового плана.

⇡ Построение стен

После загрузки фонового рисунка можно приступать к подготовке поля деятельности для дизайна помещений — построению стен. Об установке окон и дверей будет сказано чуть позже, поскольку они, как и лестницы, светильники, растения и собственно мебель, относятся к так называемой фурнитуре и находятся в соответствующих категориях каталога.

Стены следует чертить, включив режим их создания при помощи контекстного меню или соответствующей кнопки на панели инструментов. При щелчке мышью в углах пересечения стен построение одной стены будет завершено и программа перейдет к другой. При этом не стоит заботиться о том, где будут находиться проемы для дверей и окон. Нужно чертить стены сплошной линией, ориентируясь (в случае если был использован blueprint) по фоновому рисунку.

Для упрощения черчения в программе по умолчанию включен режим привязки, или «залипания» конечных точек стен в процессе отрисовки, кратный пятнадцати градусам. В том случае, когда этот режим мешает правильному черчению, он на лету отключается, если во время черчения удерживать нажатой клавишу Shift. Для завершения построения стен нужно дважды щелкнуть мышью или нажать клавишу Esc. Примечательно, что при включении любого режима построения, будь то создание стен или комнаты, размеров или текста, на экране всегда будет появляться окошко с подробной подсказкой по действиям в этом режиме. Чтобы скрыть подсказки, нужно установить флажок в соответствующем чекбоксе.

После построения стен их нужно отредактировать. К слову, процесс редактирования любого объекта может начаться только тогда, когда объект (стена, окно, дверь, мебель) выбран при помощи мыши или меню и подсвечивается голубым цветом. Редактирование осуществляется с помощью специальных диалоговых окон, в которых находится множество изменяемых параметров — геометрических и текстурных. В окне редактирования стен можно менять их расположение и длину, высоту в начале и в конце стены, толщину, устанавливать радиус кривизны для закругленных стен или ограждений, указывать цвет, текстуру и характер поверхности.

При необходимости стены разбиваются на участки, размеры которых можно скорректировать при помощи мыши и специальных маркеров, появляющихся при наведении курсора на конечные точки редактируемых участков (это может понадобиться для наложения на разные стены разных текстур).

⇡ Добавление объектов из каталогов моделей и текстур

После того как стены отредактированы, на план добавляются окна и двери, а затем и прочая фурнитура из каталога программы. Выбранный в каталоге образец захватывается мышью и просто перетаскивается на план. При этом программа помогает установить этот образец как можно более точно, показывая пользователю в интерактивных размерных линиях расстояния от образца до стен. К тому же, если пользователь не отключил режим привязки, устанавливаемая из каталога фурнитура (мебель, элементы заполнения проемов, растения и прочее) автоматически ориентируется программой таким образом, что к поверхности стены оказывается повернутой тыльная часть объекта.

Помимо этого, если не отключен режим автоматической привязки, двери и окна, которые вы установили в соответствии с фоновым чертежом, будут автоматически подогнаны с учетом толщины и расположения стен. Очень удобно, что программа учитывает соотношения размеров устанавливаемых на плане объектов и в случае наложения одного из них на другой автоматически размещает меньший по величине объект над бо льшим. Конечно, как уже было сказано, параметры каждого объекта чертежа (и высота его расположения в том числе) корректируются с помощью диалоговых окон, но насколько приятнее и, главное, быстрее работать, когда этих рутинных операций можно избежать. Это можно хорошо прочувствовать, например, если возникает необходимость расставить сервиз на столе или вазоны с цветами на подоконниках.

Объекты, которые вставлены из каталога, можно редактировать прямо на чертеже с помощью специально предусмотренных для этого индикаторов вращения, изменения высоты, габаритов и геометрического расположения, которые находятся по углам этих объектов. Когда наводишь курсор на индикатор, он меняет свой вид в зависимости от действия, которое становится доступным в этот момент.

Наряду с этим редактировать вставленную на чертеж мебель можно в диалоговом окне, вызываемом двойным щелчком мыши по объекту. Настраиваемые параметры в этих окнах включают в себя размеры и расположение объекта мебели, угол его вращения на чертеже, цвет, текстуру и характер поверхности, а также возможность зеркального отображения объекта в плане.

Не так давно в Sweet Home 3D появилась очень удобная функция выравнивания объектов с указанием различных вариантов расположения. А так как объекты можно просто копировать, эта полезнейшая дополнительная функция позволяет максимально быстро и легко расставлять объекты на плане не порознь, а группами.

Помимо предустановленного каталога библиотек мебели и фурнитуры, в Sweet Home 3D также имеется каталог текстур. Их можно накладывать при редактировании объектов на плане.

⇡ Импорт моделей в каталог

В Sweet Home 3D также есть хорошо продуманный мастер импорта новой фурнитуры и текстур в уже установленные программные библиотеки. Если пользователю необходима мебель или текстуры, которых нет в программе, с помощью этого мастера можно импортировать в программу файлы, имеющиеся на компьютере, или бесплатно загрузить их из Интернета, воспользовавшись ссылками, представленными на сайте Sweet Home 3D.

Таким образом, пользователь получает возможность постепенно наполнять свой каталог избранными библиотеками мебели, фурнитуры и текстур. Нужно также отметить, что мастер импорта позволяет загружать в программу не только одиночные модели, но и целые библиотеки (файлы с расширением SH3F). После загрузки они сразу же появляются в каталоге. Sweet Home 3D поддерживает все основные форматы 3D-моделей: OBJ, 3DS, DAE, LWS. Кроме того, без предварительной распаковки программа самостоятельно извлекает из ZIP-архивов и помещает в каталог файлы любого поддерживаемого формата, что тоже ускоряет работу, давая возможность не отвлекаться на мелкие технические операции.

⇡ Построение комнат и добавление этажей

В программе есть режим построения комнаты. Работая в нем, пользователь может увидеть на плане площадь каждого помещения. Для этого нужно очертить мышью каждую комнату, щелкая по её углам. Если на чертеже уже есть стены, в которых обозначены двери и окна, можно просто дважды щелкнуть мышью в любом месте внутри помещения, для которого «строится» комната. При этом в окне 3D-вида тотчас отразится, как в этой области автоматически появляется пол, который с этого момента становится доступным для редактирования, подобно прочим объекты чертежа.

Кстати, режим создания комнат не только позволяет сделать видимым пол в помещениях, но и дает возможность строить стены. Для этого его нужно включить сразу же после загрузки фонового изображения. В этом режиме пользователю достаточно «общелкать» мышью контуры помещения, а затем дважды щелкнуть внутри полученной таким образом замкнутой области. После этого по начерченному контуру мгновенно создадутся стены с параметрами, установленными в настройках программы.

С недавнего времени в Sweet Home 3D можно строить дополнительные этажи (или уровни), работа с которыми ведется так же, как и с начальным уровнем. При этом каждый этаж может иметь свое фоновое изображение. Как в окне чертежа, так и в окне 3D-вида для наглядности и удобства восприятия можно включать или выключать отображение уровней чертежа.

⇡ Визуализация проекта и создание видеопрезентации

Работа по созданию дизайн-проекта помещения с помощью Sweet Home 3D была бы, пожалуй, бессмысленной тратой времени, не будь в неё заложены функции создания снимков трехмерного вида проекта с различной степенью фотореалистичности.

Настройки изображения устанавливаются в диалоговом окне создания фото и включают в себя размер будущего изображения в пикселях, а также дату и время съемки, влияющие на освещение и характер теней на итоговом изображении. Там же выбирается режим камеры и, самое главное, устанавливается качество будущего изображения. Если высокая реалистичность не имеет принципиального значения, можно передвинуть ползунок, отвечающий за качество, в сторону скорости и получить результат буквально через секунды.

Программа также позволяет записать видеопрезентацию прогулки виртуального посетителя, разглядывающего интерьер. При этом гостя можно перемещать по плану, регулировать его рост, наклон головы и поворачивать в разные стороны. Полученный видеофайл сохраняется в формате MOV, при этом имеется возможность выбора профилей настроек видео.

⇡ Заключение

Sweet Home 3D постоянно развивается и улучшается за счет поддержки многочисленных энтузиастов со всего мира, организованных в сообщество и имеющих собственный форум. Примечательно, что любой зарегистрированный на форуме пользователь может не только получить консультацию по работе в программе, но и предложить внести в нее какие-нибудь изменения в соответствии со своими предпочтениями. Это помогает совершенствовать Sweet Home 3D, оперативно устраняя ошибки, выявленные в процессе использования, и делая её более удобной для пользователей.

Приятным дополнением к общему хорошему впечатлению от программы служит возможность использования её онлайн, без загрузки на компьютер. В этом случае задействуются почти все возможности программы, за исключением сохранения получившегося результата. Однако и это можно сделать, всего лишь бесплатно зарегистрировавшись на форуме.

Конечно, как и у любой другой программы, у Sweet Home 3D есть и недостатки. Например, кому-то будет не хватать возможности интерактивного составления сметы расходов на реализацию готового проекта, кто-то посетует на сравнительно небольшой каталог фурнитуры, входящий в состав программы по умолчанию. Вполне вероятно, что многим хотелось бы с помощью этой программы не только проектировать интерьеры, но и строить разрезы и моделировать ландшафт. Но если вспомнить о бесплатном статусе, то стоит признать, что Sweet Home 3D очень выигрышно смотрится на фоне других программ для дизайна интерьеров, удачно сочетая в себе очень скромный размер с достаточно широкими функциональными возможностями.