Кейс по литературе примеры. Использование кейс – технологии на уроках русского языка и литературы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

Тема: «Кейс-технологии на уроках и литературы»

учитель русского языка

и литературы вкк

г. о. Коломна 2016

Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится о значении учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования. Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных . Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

В кейс-технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.

Существуют следующие кейс – технологии:

Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

Метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);

Метод ситуационно-ролевых игр;

Метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение, игровое проектирование;

Метод дискуссии.

Различают виды кейсов:

Печатный кейс (содержит графики, диаграммы, иллюстрации, (делает кейс более наглядным));


Мультимедиа кейс (зависит от технического оснащения школы);

Видео – кейс.

Типы и функция кейсов:

а) тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);

б) обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);

в) аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);

г) исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; д) систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);

е) прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).

Кейс создаётся по определённой схеме

Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели;

Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;

Определение источников и методов сбора информации;

Выбор техники работы с данным кейсом;

Определение желаемого результата (лист оценки);

Создание заданной модели;

Апробация в процессе обучения.

Можно выделить три уровня сложности кейсов:

1уровень. Есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Например, согласны ли вы с утверждением критика Н. Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами о том, что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

2 уровень. Есть практическая ситуация, найди ее решение. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в начала 19 века»? или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и. т.д.

3 уровень. Есть практическая ситуация, определи проблему и найди пути решения. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение. Например, «чем вызван конфликт Базарова и и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Кейс должен быть интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вот некоторые примеры кейсов.

На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

Повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна); развитие навыков (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем; развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

Обучение в малых группах (4 – 5 человек);

Перед каждой группой ставится одна и та же задача;

Задача не должна иметь однозначного решения;

Обязательное наличие информационного материала;

При этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

Обязательным условием является внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

Подбор ситуации и материала к ее решению;

Подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

Знакомство с кейсом;

Изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

Групповое обсуждение пути решения;

Демонстрация решения своей группы;

Дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что она позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с . Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы. Вот некоторые примеры кейс-заданий на уроках русского языка и литературы.

1) Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте заметку – при этом вы можете оставить или заменить её название.

2) писал: « Знаки препинания служат нотами при чтении». Докажите справедливость этого суждения на примере предложенного текста.

3) Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.

4) Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След».

а) Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения?

б) В каких двух значениях употребляется слово след?

в) Выпишите развёрнутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.

г) Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом – задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

4) Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

5) В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое?

Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями. Также в начале урока нередко применяю проблемный метод подачи темы урока и формулирования задач. Стремлюсь построить занятия таким образом, чтобы ребята сами подводили итоги урока, оценивали достижение цели и личные достижения. Придерживаюсь демократичного стиля преподавания. Провожу отдельные занятия со слабоуспевающими ребятами по пройденным темам.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Её преимущества в том, что кейс - технология обеспечивает активизацию школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.

Примеры кейсов для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1) Ученикам даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты учащимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);

· Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у учащихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также ученики пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Учащимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

- Вы ранены? - промолвил он.

- Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

- Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

- Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

- Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

- Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

Базаров оглянулся.

- Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

- Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

- Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

- Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

- О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

· Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;

· Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста учениками как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

- Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

- Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

- И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

- Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

- Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII ]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни) .

Задания:

· Определить возможность подобного изменения ситуации;

· Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у учащихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Учащиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Учащимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

- Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

- О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

- Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

- Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

- Что же прилично? Ругаться?

- Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

- Как ты назвал Павла Петровича?

- Я его назвал, как следует, - идиотом.

- Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

- Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

- Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

- Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

- Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

- Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

- Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

- Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI ]

Задания:

· Распределить роли в группе;

· Обсудить ситуацию со своих позиций;

· Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Учащимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

· Распределить задания в группе;

· Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);

· Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Учащиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

· Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);

· Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Учитель предлагает учащимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

- Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

- Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

- Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

- Помилуй, папаша, зачем?

- Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

- Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

- Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

- Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

- Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

- Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III ]

Задания:

· Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;

· Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Учащиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что

ученики учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8) Учащимся предлагается ситуация, где они будут авторами рекламы романа «Отцы дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не ущемлены.

Задания:

· Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Ученики, во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать учащимся в качестве отдельного проекта.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.


Казюлина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

Цели кейс–метода заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.
Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.


Список литературы
  1. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  2. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  5. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/
  6. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

Список литературы и источников готовых кейсов

1. Амренова М.М. Новые подходы к развитию физической культуры / М.М.Амренова, Т.В.Степкина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 9, 2003.

2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б.Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен. – М.: Гардарики, 2000. - 502с.

3. Бринкендорф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. – М.: Hippo, 2005. -224с.

4. М. Буравой Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж, № 10 – 11, 1997.

5. Виханский О.С. Российский менеджмент. Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту./ О.С.Виханский, А.И.Наумов, А.М.Зобов. – М.: ГАУ,1997.

6. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2007.

7. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.

8. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003

9. Использование кейс-технологии в профессиональном образовании / Г.С. Стуканова // статья в журнале «Приложение к журналу Среднее профессиональное образование» № 8, 2007.

10. Использование кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / Т.Н. Банникова // статья в журнале «Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» № 9, 2009.

11. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.

12. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

13. Кейс-технология обучения / Т.В. Могузова // статья в журнале «Профессиональное образование № 5, 2004.

14. Кейс-метод при проведении практического занятия / И.Б. Поперняк // статья в журнале «Специалист» № 4,2005.

15. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.

16. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю, Темина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 1, 2010.

17. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. 1995. N5-6, c.65-90.

18. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.

19. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с.8-11.

20. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.

21. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. - 1999.-№5 с. 113-120; №6. с. 117-123.

22. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

23. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография. Под ред Г.Н. Прозументовой. Томск. Изд-во Том. Ун-та 2005 г.

24. Применение кейс-метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2009.

25. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.

26. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г.

27. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г.

28. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода \ под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития 2002г.


Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании


Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели


Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему


Глоссарий Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).


Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.


Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.


Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.


Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.




Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)


Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения


Уровни сложности кейсов 1 уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение


Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.


Действия учителя в кейс- технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.


Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме


Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.


Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.


Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.


Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи


Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.


Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.