Аудит безопасности и методы его проведения. Аудит информационной безопасности

Аудит представляет собой независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит - это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Рекомендуется проводить внешний аудит регулярно, а, например, для многих финансовых организаций и акционерных обществ это является обязательным требованием со стороны их учредителей и акционеров. Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделениями службы безопасноти и утверждается руководством организации.

Целями проведения аудита безопасности являются:

анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов;

Оценка текущего уровня защищенности ИС;

Локализация узких мест в системе защиты ИС;

Оценка соответствия ИС существующим стандартам в области информационной безопасности;

Аудит безопасности предприятия (фирмы, организации) должен рассматриваться как конфиденциальный инструмент управления, исключающий в целях конспирации возможность предоставления информации о результатах его деятельности сторонним лицам и организациям.

Для проведения аудита безопасности предприятия может быть рекомендована следующая последовательность действий.

1. Подготовка к проведению аудита безопасности:

выбор объекта аудита (фирма, отдельные здания и помещения, отдельные системы или их компоненты);

Составление команды аудиторов-экспертов;

Определение объема и масштаба аудита и установление конкретных сроков работы.

2. Проведение аудита:

общий анализ состояния безопасности объекта аудита;

Регистрация, сбор и проверка статистических данных и результатов инструментальных измерений опасностей и угроз;

Оценка результатов проверки;

Составление отчета о результатах проверки по отдельным составляющим.

3. Завершение аудита:

составление итогового отчета;

Разработка плана мероприятий по устранению узких мест и недостатков в обеспечении безопасности фирмы.

Для успешного проведения аудита безопасности необходимо:

Активное участие руководства фирмы в его проведении;

Объективность и независимость аудиторов (экспертов), их компетентность и высокая профессиональность;

Четко структурированная процедура проверки;

Активная реализация предложенных мер обеспечения и усиления безопасности.

Аудит безопасности, в свою очередь, является действенным инструментом оценки безопасности и управления рисками. Предотвращение угроз безопасности означает в том числе и защиту экономических, социальных и информационных интересов предприятия.

Отсюда можно сделать вывод, что аудит безопасности становится инструментом экономического менеджмента.

В зависимости от объема анализируемых объектов предприятия определяются масштабы аудита:

Аудит безопасности всего предприятия в комплексе;

Аудит безопасности отдельных зданий и помещений (выделенные помещения);

Аудит оборудования и технических средств конкретных типов и видов;

Аудит отдельных видов и направлений деятельности: экономической, экологической, информационной, финансовой и т. д.

Следует подчеркнуть, что аудит проводится не по инициативе аудитора, а по инициативе руководства предприятия, которое в данном вопросе является основной заинтересованной стороной. Поддержка руководства предприятия является необходимым условием для проведения аудита.

Аудит представляет собой комплекс мероприятий, в которых помимо самого аудитора, оказываются задействованными представители большинства структурных подразделений компании. Действия всех участников этого процесса должны быть скоординированы. Поэтому на этапе инициирования процедуры аудита должны быть решены следующие организационные вопросы:

Права и обязанности аудитора должны быть четко определены и документально закреплены в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;

Аудитором должен быть подготовлен и согласован с руководством план проведения аудита;

В положении о внутреннем аудите должно быть закреплено, в частности, что сотрудники предприятия обязаны оказывать содействие аудитору и предоставлять всю необходимую для проведения аудита информацию.

На этапе инициирования процедуры аудита должны быть определены границы проведения обследования. Если какие-то информационные подсистемы предприятия не являются достаточно критичными, их можно исключить из границ проведения обследования.

Другие подсистемы могут оказаться недоступными для аудита из-за соображений конфиденциальности.

Границы проведения обследования определяются в следующих категориях:

1. Список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов.

2. Площадки (помещения), попадающие в границы обследования.

3. Основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита.

4. Организационные (законодательные, административные и процедурные), физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены).

План и границы проведения аудита обсуждается на рабочем собрании, в котором участвуют аудиторы, руководство компании и руководители структурных подразделений.

Для понимания аудита ИБ как комплексной системы может быть использована его концептуальная модель, показанная на рис. 1.1. Здесь выделены главные составляющие процесса:

Объект аудита:

Цель аудита:

Рис. 1.1 .

предъявляемые требования;

Используемые методы;

Масштаб:

Исполнители;

Порядок проведения.

С точки зрения организации работ при проведении аудита ИБ выделяют три принципиальных этапа:

1. сбор информации;

Ниже более подробно рассмотрены эти этапы.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». К информационной безопасности данный термин, упомянутый в этом законе, отношения не имеет. Однако так уж сложилось, что специалисты по информационной безопасности достаточно активно его используют в своей речи. В этом случае под аудитом понимается процесс независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В тоже время надо понимать, что в различных отечественных нормативных актах термин «аудит информационной безопасности» применяется не всегда - его часто заменяют либо термин «оценка соответствия», либо немного устаревший, но все еще употребляемый термин «аттестация». Иногда еще применяется термин «сертификация», но применительно к международным зарубежным нормативным актам.

Аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решени

Но какой бы термин не использовался, по сути, аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Во втором случае аудит носит добровольный характер, и решение о его проведении принимается самой организацией. В первом же случае отказаться от проведения аудита невозможно, та как это влечет за собой нарушение установленных нормативными актами требований, что приводит к наказанию в виде штрафа, приостановлению деятельности или иным формам наказания.
В случае обязательности аудита он может проводиться как самой организацией, например, в форме самооценки (правда, в этом случае о «независимости» уже речи не идет и термин «аудит» применять здесь не совсем правильно), так и внешними независимыми организациями - аудиторами. Третий вариант проведения обязательного аудита - контроль со стороны регулирующих органов, наделенных правом осуществлять соответствующие надзорные мероприятия. Этот вариант чаще называется не аудитом, а инспекционной проверкой.
Так как добровольный аудит может проводиться абсолютно по любому поводу (для проверки защищенности системы ДБО, контроля активов приобретенного банка, проверки вновь открываемого филиала и т.п.), то данный вариант рассматривать не будем. В этом случае невозможно ни четко очертить его границы, ни описать формы его отчетности, ни говорить о регулярности - все это решается договором между аудитором и проверяемой организацией. Поэтому рассмотрим лишь формы обязательного аудита, присущие именно банкам.

Международный стандарт ISO 27001

Иногда можно услышать о прохождении тем или иным банком аудита на соответствие требованиям международного стандарта «ISO/IEC 27001:2005» (его полный российский аналог - «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 - Информационная технология - Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности - Требования»). По сути, данный стандарт - это набор лучших практик по управлению информационной безопасностью в крупных организациях (небольшие организации, в том числе и банки, не всегда в состоянии выполнить требования этого стандарта в полном объеме).
Как и любой стандарт в России, ISO 27001 - сугубо добровольный документ, принимать который или не принимать решает каждый банк самостоятельно. Но ISO 27001 является стандартом де-факто по всему миру, и специалисты многих стран используют этот стандарт как некий универсальный язык, которым следует руководствоваться, занимаясь информационной безопасностью.

С ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов

Однако с ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Во-первых, аудиту по данному стандарту подлежит не вся система обеспечения информационной безопасности банка, а только одна или несколько из ее составных частей. Например, система защиты ДБО, система защиты головного офиса банка или система защиты процесса управления персоналом. Иными словами, получение сертификата соответствия на один из оцениваемых в рамках аудита процессов не дает гарантии, что остальные процессы находятся в таком же близком к идеальному состоянию. Второй момент связан с тем, что ISO 27001 является стандартом универсальным, то есть применимым к любой организации, а значит, не учитывающим специфику той или иной отрасли. Это привело к тому, что в рамках международной организации по стандартизации ISO уже давно ведутся разговоры о создании стандарта ISO 27015, который является переложением ISO 27001/27002 на финансовую отрасль. В разработке этого стандарта активное участие принимает и Банк России. Однако Visa и MasterCard против проекта этого стандарта, который уже разработан. Первая считает, что проект стандарта содержит слишком мало нужной для финансовой отрасли информации (например, по платежным системам), а если ее туда добавить, то стандарт надо переносить в другой комитет ISO. MasterCard также предлагает прекратить разработку ISO 27015, но мотивация другая - мол, в финансовой отрасли и так полно регулирующих тему информационной безопасности документов. В-третьих, необходимо обращать внимание, что многие предложения, встречающиеся на российском рынке, говорят не об аудите соответствия, а о подготовке к аудиту. Дело в том, что право проводить сертификацию соответствия требованиям ISO 27001 имеет всего несколько организаций в мире. Интеграторы же всего лишь помогают компаниям выполнить требования стандарта, которые затем будут проверены официальными аудиторами (их еще называют регистраторами, органами по сертификации и т.д.).
Пока продолжаются споры о том, внедрять банкам ISO 27001 или нет, отдельные смельчаки идут на это и проходят 3 стадии аудита соответствия:

  • Предварительное неформальное изучение аудитором основных документов (как на территории заказчика аудита, так и вне нее).
  • Формальный и более глубокий аудит внедренных защитных мер, оценка их эффективности и изучение разработанных необходимых документов. Этим этапом обычно заканчивается подтверждение соответствия, и аудитор выдает соответствующий сертификат, признаваемый во всем мире.
  • Ежегодное выполнение инспекционного аудита для подтверждения ранее полученного сертификата соответствия.

Кому же нужен ISO 27001 в России? Если рассматривать этот стандарт не только как набор лучших практик, которые можно внедрять и без прохождения аудита, но и как процесс сертификации, знаменующий собой подтверждение соответствия банка международным признанным требованиям по безопасности, то ISO 27001 имеет смысл внедрять либо банкам, входящим в международные банковские группы, где ISO 27001 является стандартом, либо банкам, планирующим выход на международную арену. В остальных случаях аудит соответствия ISO 27001 и получение сертификата, на мой взгляд, не нужно. Но только для банка и только в России. А все потому, что у нас есть свои стандарты, построенные на базе ISO 27001.

Де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС

Комплекс документов Банка России СТО БР ИББС

Таким стандартом, а точнее набором стандартов, является комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учетом требований российского законодательства. В основе данного набора документов (далее СТО БР ИББС), содержащего три стандарта и пять рекомендаций по стандартизации, лежит и ISO 27001 и ряд других международных стандартов по управлению информационными технологиями и информационной безопасностью.
Вопросы аудита и оценки соответствия требованиям стандарта, как и для ISO 27001, прописаны в отдельных документах - «СТО БР ИББС-1.1-2007. Аудит информационной безопасности», «СТО БР ИББС-1.2-2010. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010» и «РС БР ИББС-2.1-2007. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0».
Во время оценки соответствия по СТО БР ИББС проверяется выполнение 423 частных показателей ИБ, сгруппированных в 34 групповых показателя. Результатом оценки является итоговый показатель, который должен находиться на 4-м или 5-м уровне по пятибалльной шкале, установленной Банком России. Это, кстати, очень сильно отличает аудит по СТО БР ИББС от аудита по другим нормативным актам в области ИБ. В СТО БР ИББС не бывает несоответствия, просто уровень соответствия может быть разный: от нуля до пяти. И только уровни выше 4-го считаются положительными.
По состоянию на конец 2011 года около 70–75% банков внедрили или находятся в процессе внедрения этого набора стандартов. Несмотря ни на что они де-юре носят рекомендательный характер, но де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС (хотя явно это никогда и нигде не звучало).
Ситуация изменилась с 1 июля 2012 года, когда в полную силу вступил закон «О национальной платежной системе» и разработанные для его исполнения нормативные документы Правительства России и Банка России. С этого момента вопрос необходимости проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС вновь встал на повестке дня. Дело в том, что методика оценки соответствия, предложенная в рамках законодательства о национальной платежной системе (НПС), и методика оценки соответствия СТО БР ИББС могут очень сильно расходиться в итоговых значениях. При этом оценка по первой методике (для НПС) стала обязательной, в то время как оценка по СТО БР ИББС по-прежнему де-юре носит рекомендательный характер. Да и в самом Банке России на момент написания статьи еще не было принято решение о дальнейшей судьбе этой оценки. Если раньше все нити сходились в Главное управление безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), то с разделением полномочий между ГУБЗИ и Департаментом регулирования расчетов (LHH) вопрос пока остается открытым.

Уже сейчас ясно, что законодательные акты о НПС требуют обязательной оценки соответствия, то есть аудита

Законодательство о национальной платежной системе

Законодательство о НПС находится только на заре своего становления, и нас ждет немало новых документов, в том числе и по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но уже сейчас ясно, что выпущенное и утвержденное 9-го июня 2012 года Положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» требует в п.2.15 обязательной оценки соответствия, то есть аудита. Такая оценка осуществляется либо самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций. Как уже сказано выше, проводимая в рамках 382-П оценка соответствия похожа по своей сути на то, что описано в методике оценки соответствия СТО БР ИББС, но выдает совершенно иные результаты, что связано с вводом специальных корректирующих коэффициентов, которые и определяют отличающиеся результаты.
Никаких особых требований к привлекаемым для аудита организациям положение 382-П не устанавливает, что вступает в некоторое противоречие с Постановлением Правительства от 13 июня 2012 года №584 «О защите информации в платежной системе», которое также требует организации и проведения контроля и оценки выполнения требований к защите информации один раз в 2 года. Однако Постановление Правительства, разработанное ФСТЭК, требует, чтобы внешний аудит проводился только организациями, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Дополнительные требования, которые сложно отнести к одной из форм аудита, но которые накладывают на банки новые обязанности, перечислены в разделе 2.16 Положения 382-П. Согласно этим требованиям оператор платежных систем обязан разработать, а банки, присоединившиеся к этой платежной системе, обязаны выполнять, требования по регулярному информированию оператора платежной системы о различных вопросах информационной безопасности в банке: о выполнении требований по защите информации, о выявленных инцидентах, о проведенных самооценках, о выявленных угрозах и уязвимостях.
Дополнительно к аудиту, проводимому на договорной основе, ФЗ-161 о НПС также устанавливает, что контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в 584-м Постановлении и Банком России в 382-м Положении, осуществляются ФСБ ФСТЭК и Банком России соответственно. На момент написания статьи ни ФСТЭК, ни ФСБ не имели разработанного порядка проведения такого надзора, в отличие от Банка России, который выпустил Положение от 31 мая 2012 года №380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» (для кредитных организаций) и Положение от 9 июня 2012 года №381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального Закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».
Нормативные акты в области защиты информации в национальной платежной системе находятся только в начале подробной разработки. С 1 июля 2012 года Банк России начал их апробацию и сбор фактов по правоприменительной практике. Поэтому сегодня преждевременно говорить о том, как будут применяться эти нормативные акты, как будет проводиться надзор по 380-П, какие выводы будут делаться по итогам самооценки, проводимой раз в 2 года и отправляемой в Банк России.

Стандарт безопасности платежных карт PCI DSS

Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) - стандарт безопасности данных платежных карт, разработанный Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC), который был учрежден международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Стандарт PCI DSS представляет собой совокупность 12 высокоуровневых и свыше 200 детальных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт, которые передаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах организаций.

Требования стандарта распространяются на все компании, работающие с международными платежными системами Visa и MasterCard. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций, каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые эти компании должны выполнять. Эти уровни отличаются в зависимости от платежной системы.

Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо - существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты

Проверка выполнения требований стандарта PCI DSS осуществляется в рамках обязательной сертификации, требования к которой отличаются в зависимости от типа проверяемой компании - торгово-сервисное предприятие, принимающее платежные карты за оплату товаров и услуг, или поставщик услуг, оказывающий услуги торгово-сервисным предприятиям, банкам-эквайерам, эмитентам и т.п. (процессинговые центры, платежные шлюзы и т.п.). Такая оценка может осуществляться в разных формах:

  • ежегодные аудиторские проверки с помощью аккредитованных компаний, имеющих статус Qualified Security Assessors (QSA);
  • ежегодное проведение самооценки;
  • ежеквартальное сканирование сетей с помощью уполномоченных организаций, имеющих статус Approved Scanning Vendor (ASV).

Законодательство о персональных данных

Последний нормативный документ, также имеющий отношение к банковской индустрии и устанавливающий требования по оценке соответствия, - Федеральный закон «О персональных данных». Однако ни форма такого аудита, ни его периодичность, ни требования к организации, проводящей такой аудит, пока не установлены. Возможно, этот вопрос будет снят осенью 2012 года, когда выйдет очередная порция документов Правительства РФ, ФСТЭК и ФСБ, вводящих новые нормативы в области защиты персональных данных. Пока же банки могут спать спокойно и самостоятельно определять особенности аудита вопросов защиты персональных данных.
Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных 19-й статьей 152-ФЗ, осуществляются ФСБ и ФСТЭК, но только для государственных информационных систем персональных данных. Контроль коммерческих организаций в области обеспечения информационной безопасности персональных данных пока осуществлять по закону некому. Чего не скажешь о вопросах защиты прав субъектов персональных данных, то есть клиентов, контрагентов и просто посетителей банка. Эту задачу взял на себя Роскомнадзор, который очень активно осуществляет свои надзорные функции и считает банки одними из злостных нарушителей закона о персональных данных.

Заключительные положения

Выше рассмотрены основные нормативные акты в области информационной безопасности, касающиеся кредитных организаций. Этих нормативных актов немало, и каждый из них устанавливает свои требования по проведению оценки соответствия в той или иной форме - от самооценки в виде заполнения опросных листов (PCI DSS) до прохождения обязательного аудита один раз в два года (382-П) или один раз в год (ISO 27001). Между этими самыми распространенными формами оценки соответствия существуют и другие - уведомления оператора платежной системы, ежеквартальные сканирования и т.п.

Стоит также помнить и понимать, что в стране до сих пор отсутствует единая система взглядов не только на государственное регулирование процессов аудита информационной безопасности организаций и систем информационных технологий, но и вообще саму тему аудита информационной безопасности. В Российской Федерации существует целый ряд ведомств и организаций (ФСТЭК, ФСБ, Банк России, Роскомнадзор, PCI SSC и т.п.), ответственных за информационную безопасность. И все они действуют на основании своих собственных нормативных документов и руководств. Разные подходы, разные стандарты, разные уровни зрелости… Все это мешает установлению единых правил игры. Картину портит и появление фирм-однодневок, которые в погоне за прибылью предлагают очень некачественные услуги в области оценки соответствия требованиям по информационной безопасности. И к лучшему ситуация вряд ли изменится. Раз есть потребность, то будут и желающие ее удовлетворить, в то время как на всех квалифицированных аудиторов просто не хватит. При небольшом их числе (показано в таблице) и длительности аудита от нескольких недель до нескольких месяцев очевидно, что потребности в аудите серьезно превышают возможности аудиторов.
В так и не принятой ФСТЭК «Концепции аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций» была такая фраза: «в то же время в отсутствие необходимых национальных регуляторов такая деятельность /по нерегулируемому законодательством аудиту со стороны частных фирм/ может нанести непоправимый вред организациям». В заключение, авторы Концепции предлагали унифицировать подходы к аудиту и законодательно установить правила игры, включая правила аккредитации аудиторов, требования к их квалификации, процедуре проведения аудита и т.п., но воз и ныне там. Хотя, учитывая то внимание, которое отечественные регуляторы в области информационной безопасности (а у нас их 9) уделяют вопросам защиты информации (только за прошедший календарный год было принято или разработано 52 нормативных акта по вопросам информационной безопасности - один нормативный акт в неделю!), не исключаю, что к этой теме вскоре вновь вернутся.

СТАНДАРТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В таких условиях, к сожалению, приходится признавать, что основная цель аудита информационной безопасности банка - повышение доверия к его деятельности - в России недостижима. У нас мало кто из клиентов банка обращает внимание на уровень его безопасности или на результаты проведенного в банке аудита. К аудиту у нас обращаются либо в случае выявления очень серьезного инцидента, приведшего к нанесению серьезного материального ущерба банку (или его акционерам и владельцам), либо в случае законодательных требований, которых у нас, как было показано выше, немало. И на ближайшие полгода требованием №1, ради которого стоит обратить свое внимание на аудит безопасности, является положение Банка России 382-П. Уже есть первые прецеденты запроса со стороны территориальных управлений ЦБ сведений об уровне защищенности банков и выполнении требований 382-П, а получаются эти сведения именно в результате внешнего аудита или проведенной самооценки. На второе место я бы поставил аудит выполнения требований закона «О персональных данных». Но проводить такой аудит стоит не раньше весны, когда будут выпущены все обещанные ФСТЭК и ФСБ документы и когда станет понятная судьба СТО БР ИББС. Тогда же можно будет поднять и вопрос проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС. Уже станет понятным не только будущее комплекса документов Банка России, но и его статус по отношению к похожему, но все-таки отличному 382-П, а также по-прежнему ли будет СТО БР ИББС покрывать вопросы защиты персональных данных.
Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо - существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Да и от квалификации и независимости аудиторов зависит очень многое. Опыт прошедших лет показывает, что даже в организациях, успешно прошедших аудит соответствия стандартам PCI DSS, ISO 27001 или СТО БР ИББС, бывают инциденты, и инциденты серьезные.

Аудит информационных систем дает актуальные и точные данные о том, как работает ИС. На базе полученных данных можно планировать мероприятия для повышения эффективности предприятия. Практика проведения аудита информационной системы - в сравнении эталона, реальной обстановки. Изучают нормативы, стандарты, регламенты и практики, применимые в других фирмах. При проведении аудита предприниматель получает представление о том, как его фирма отличается от нормальной успешной компании в аналогичной сфере.

Общее представление

Информационные технологии в современном мире развиты исключительно сильно. Сложно представить себе предприятие, не имеющее на вооружении информационные системы:

  • глобальные;
  • локальные.

Именно за счет ИС компания может нормально функционировать и идти в ногу со временем. Такие методологии необходимы для быстрого и полного обмена информацией с окружающей средой, что позволяет компании подстраиваться под изменения инфраструктуры и требований рынка. Информационные системы должны удовлетворять ряду требований, меняющихся по прошествии времени (внедряются новые разработки, стандарты, применяют обновленные алгоритмы). В любом случае информационные технологии позволяют сделать доступ к ресурсам быстрым, и эта задача решается через ИС. Кроме того, современные системы:

  • масштабируемые;
  • гибкие;
  • надёжные;
  • безопасные.

Основные задачи аудита информационных систем - выявление, соответствует ли внедренная ИС указанным параметрам.

Аудит: виды

Очень часто применяется так называемый процессный аудит информационной системы. Пример: внешние специалисты анализируют внедренные системы на предмет отличия от эталонов, изучая в том числе и производственный процесс, на выходе которого - программное обеспечение.

Может проводиться аудит, направленный на выявление того, насколько правильно применяется в работе информационная система. Практику предприятия сравнивают со стандартами производителя и известными примерами корпораций международного масштаба.

Аудит системы информационной безопасности предприятия затрагивает организационную структуру. Цель такого мероприятия - найти тонкие места в кадрах ИТ-отдела и обозначить проблемы, а также сформировать рекомендации по их решению.

Наконец, аудит системы обеспечения информационной безопасности направлен на качественный контроль. Тогда приглашенные эксперты оценивают, в каком состоянии процессы внутри предприятия, тестируют внедренную информационную систему и делают некоторые выводы по полученной информации. Обычно применяется модель TMMI.

Задачи аудита

Стратегический аудит состояния информационных систем позволяет определить слабые места во внедренной ИС и выявить, где применение технологий оказалось неэффективными. На выходе такого процесса у заказчика будут рекомендации, позволяющие устранить недочеты.

Аудит позволяет оценить, как дорого обойдётся внесение изменений в действующую структуру и сколько времени это займет. Специалисты, изучающие действующую информационную структуру компании, помогут подобрать инструментарий для реализации программы улучшений, учитывая особенности компании. По итогам можно также выдать точную оценку, в каком объеме ресурсов нуждается фирма. Проанализированы будут интеллектуальные, денежные, производственные.

Мероприятия

Внутренний аудит информационных систем включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • инвентаризация ИТ;
  • выявление нагрузки на информационные структуры;
  • оценка статистики, данных, полученных при инвентаризации;
  • определение, соответствуют ли требования бизнеса и возможности внедренной ИС;
  • формирование отчета;
  • разработка рекомендаций;
  • формализация фонда НСИ.

Результат аудита

Стратегический аудит состояния информационных систем - это процедура, которая: позволяет выявить причины недостаточной эффективности внедрённой информационной системы; провести прогнозирование поведения ИС при корректировке информационных потоков (числа пользователей, объема данных); предоставить обоснованные решения, помогающие повысить продуктивность (приобретение оборудования, совершенствование внедренной системы, замена); дать рекомендации, направленные на повышение продуктивности отделов компании, оптимизацию вложений в технологии. А также разработать мероприятия, улучшающий качественный уровень сервиса информационных систем.

Это важно!

Нет такой универсальной ИС, которая подошла бы любому предприятию. Есть две распространенных базы, на основе которых можно создавать уникальную систему под требования конкретного предприятия:

  • Oracle.

Но помните, что это лишь основа, не более. Все усовершенствования, позволяющие сделать бизнес эффективным, нужно программировать, учитывая особенности конкретного предприятия. Наверняка придется вводить ранее отсутствовавшие функции и отключать те, которые предусмотрены базовой сборкой. Современная технология аудита банковских информационных систем помогает понять, какие именно особенности должна иметь ИС, а что нужно исключить, чтобы корпоративная система была оптимальной, эффективной, но не слишком «тяжелой».

Аудит информационной безопасности

Анализ, позволяющий выявить угрозы информационной безопасности, бывает двух видов:

  • внешний;
  • внутренний.

Первый предполагает единовременную процедуру. Организует ее руководитель компании. Рекомендовано регулярно практиковать такую меру, чтобы держать ситуацию под контролем. Ряд АО, финансовых организаций ввели требование внешнего аудита ИТ-безопасности обязательным к выполнению.

Внутренний - это регулярно проводимые мероприятия, регламентированные локальным нормативным актом «Положение о внутреннем аудите». Для проведения формируют годовой план (его готовит отдел, ответственный за аудит), утверждает генеральный директор, другой руководитель. ИТ-аудит - несколько категорий мероприятий, аудит безопасности занимает не последнее место по значимости.

Цели

Главная цель аудита информационных систем в аспекте безопасности - это выявление касающихся ИС рисков, сопряженных с угрозами безопасности. Кроме того, мероприятия помогают выявить:

  • слабые места действующей системы;
  • соответствие системы стандартам информационной безопасности;
  • уровень защищенности на текущий момент времени.

При аудите безопасности в результате будут сформулированы рекомендации, позволяющие улучшить текущие решения и внедрить новые, сделав тем самым действующую ИС безопаснее и защищённые от различных угроз.

Если проводится внутренний аудит, призванный определить угрозы информационной безопасности, тогда дополнительно рассматривается:

  • политика безопасности, возможность разработки новой, а также иных документов, позволяющих защитить данные и упростить их применение в производственном процессе корпорации;
  • формирование задач обеспечения безопасности работникам ИТ-отдела;
  • разбор ситуаций, сопряженных с нарушениями;
  • обучение пользователей корпоративной системы, обслуживающего персонала общим аспектам безопасности.

Внутренний аудит: особенности

Перечисленные задачи, которые ставят перед сотрудниками, когда проводится внутренний аудит информационных систем, по своей сути, не аудит. Теоретически проводящий мероприятия лишь в качестве эксперта оценивает механизмы, благодаря которым система обезопасена. Привлеченное к задаче лицо становится активным участником процесса и теряет независимость, уже не может объективно оценивать ситуацию и контролировать ее.

С другой стороны, на практике при внутреннем аудите остаться в стороне практически невозможно. Дело в том, что для проведения работ привлекают специалиста компании, в прочее время занятого другими задачами в сходной области. Это значит, что аудитор - это тот самый сотрудник, который обладает компетенцией для решения упомянутых ранее заданий. Поэтому приходится идти на компромисс: в ущерб объективности привлекать работника к практике, чтобы получить достойный итог.

Аудит безопасности: этапы

Таковые во многом сходны с шагами общего ИТ-аудита. Выделяют:

  • старт мероприятий;
  • сбор базы для анализирования;
  • анализ;
  • формирование выводов;
  • отчетность.

Инициирование процедуры

Аудит информационных систем в аспекте безопасности начинается, когда на это дает отмашку руководитель компании, так как именно начальники - те персоны, которые более прочих заинтересованы в эффективной проверке предприятия. Проведение аудита невозможно, если руководство не поддерживает процедуру.

Аудит информационных систем обычно комплексный. В нем принимает участие аудитор и несколько лиц, представляющих разные отделы компании. Важна совместная работа всех участников проверки. При инициации аудита важно уделить внимание следующим моментам:

  • документальная фиксация обязанностей, прав аудитора;
  • подготовка, согласование плана аудита;
  • документальное закрепление того факта, что сотрудники обязаны оказывать аудитору посильную помощь и предоставлять все запрашиваемые им данные.

Уже в момент инициации проверки важно установить, в каких границах проводится аудит информационных систем. В то время как некоторые подсистемы ИС критичны и требуют особенного внимания, другие таковыми не являются и достаточно маловажны, поэтому допускается их исключение. Наверняка найдутся и такие подсистемы, проверка которых будет невозможна, так как вся информация, хранимая там, конфиденциальна.

План и границы

Перед началом работ формируется список ресурсов, которые предполагается проверить. Это могут быть:

  • информационные;
  • программные;
  • технические.

Выделяют, на каких площадках проводят аудит, на какие угрозы проверяют систему. Существуют организационные границы мероприятия, аспекты обеспечения безопасности, обязательные к учету при проверке. Формируется рейтинг приоритетности с указанием объема проверки. Такие границы, а также план мероприятия утверждаются генеральным директором, но предварительно выносятся темой общего рабочего собрания, где присутствуют начальники отделов, аудитор и руководители компании.

Получение данных

При проведении проверки безопасности стандарты аудита информационных систем таковы, что этап сбора информации оказывается наиболее продолжительным, трудоемким. Как правило, ИС не имеет документации к ней, а аудитор вынужден плотно работать с многочисленными коллегами.

Чтобы сделанные выводы оказались компетентными, аудитор должен получить максимум данных. О том, как организована информационная система, как она функционирует и в каком состоянии находится, аудитор узнает из организационной, распорядительной, технической документации, в ходе самостоятельного исследования и применения специализированного ПО.

Документы, необходимые в работе аудитора:

  • организационная структура отделов, обслуживающих ИС;
  • организационная структура всех пользователей.

Аудитор интервьюирует работников, выявляя:

  • провайдера;
  • владельца данных;
  • пользователя данных.

Для этого нужно знать:

  • основные виды приложений ИС;
  • число, виды пользователей;
  • услуги, предоставляемые пользователям.

Если в фирме есть документы на ИС из перечисленного ниже списка, обязательно нужно предоставить их аудитору:

  • описание технических методологий;
  • описание методик автоматизации функций;
  • функциональные схемы;
  • рабочие, проектные документы.

Выявление структуры ИС

Для корректных выводов аудитор должен располагать максимально полным представлением об особенностях внедренной на предприятии информационной системы. Нужно знать, каковы механизмы безопасности, как они распределены в системе по уровням. Для этого выясняют:

  • наличие и особенности компонентов используемой системы;
  • функции компонентов;
  • графичность;
  • входы;
  • взаимодействие с различными объектами (внешнее, внутреннее) и протоколы, каналы для этого;
  • платформы, примененные для системы.

Пользу принесут схемы:

  • структурная;
  • потоков данных.

Структуры:

  • технических средств;
  • информационного обеспечения;
  • структурных компонентов.

На практике многие из документов готовят непосредственно при проведении проверки. Анализировать информацию можно лишь при сборе максимального объема информации.

Аудит безопасности ИС: анализ

Есть несколько методик, применяемых для анализа полученных данных. Выбор в пользу конкретной основывается на личных предпочтениях аудитора и специфике конкретной задачи.

Наиболее сложный подход предполагает анализировать риски. Для информационной системы формируются требования к безопасности. Они базируются на особенностях конкретной системы и среды ее работы, а также угроз, свойственных этой среде. Аналитики сходятся во мнении, что такой подход требует наибольших трудозатрат и максимальной квалификации аудитора. Насколько хорош будет результат, определяется методологией анализа информации и применимостью выбранных вариантов к типу ИС.

Более практичный вариант предполагает обращение к стандартам безопасности для данных. Таковыми определяется набор требований. Это подходит для различных ИС, так как методика выработана на основе крупнейших фирм из разных стран.

Из стандартов следует, каковы требования безопасности, зависящие от уровня защиты системы и принадлежности ее тому или иному учреждению. Многое зависит от предназначения ИС. Главная задача аудитора - определить корректно, какой набор требований по безопасности актуален в заданном случае. Выбирают методику, по которой оценивают, соответствуют ли стандартам имеющиеся параметры системы. Технология довольно простая, надежная, поэтому распространена широко. При небольших вложениях в результате можно получить точные выводы.

Пренебрегать недопустимо!

Практика показывает, что многие руководители, особенно небольших фирм, а также те, чьи компании работают уже достаточно давно и не стремятся осваивать все новейшие технологии, относятся к аудиту информационных систем довольно халатно, так как просто не осознают важности этой меры. Обычно лишь ущерб бизнесу провоцирует начальство принимать меры по проверке, выявлению рисков и защите предприятия. Иные сталкиваются с тем, что у них крадут данные о клиентуре, у других утечки происходят из баз данных контрагентов или уходит информация о ключевых преимуществах некоего субъекта. Потребители перестают доверять компании, как только случай подвергается огласке, и компания терпит еще больший урон, нежели просто от потери данных.

Если есть вероятность утечки информации, невозможно построить эффективный бизнес, имеющий хорошие возможности сейчас и в будущем. У любой компании есть данные, представляющие ценность для третьих лиц, и их нужно беречь. Чтобы защита была на высочайшем уровне, необходим аудит, выявляющий слабые стороны. В нем нужно учитывать международные стандарты, методики, новейшие наработки.

При аудите:

  • оценивают уровень защиты;
  • анализируют применяемые технологии;
  • корректируют документы по безопасности;
  • моделируют рисковые ситуации, при которых возможна утечка данных;
  • рекомендуют внедрение решений для устранения уязвимостей.

Проводят эти мероприятия одним из трех образов:

  • активный;
  • экспертный;
  • выявляющий соответствие стандартам.

Формы аудита

Активный аудит предполагает оценку системы, на которую смотрит потенциальный хакер. Именно его точку зрения «примеряют» на себя аудиторы - изучают сетевую защиту, для чего применяют специализированное ПО и уникальные методики. Обязателен и внутренний аудит, проводимый также с точки зрения предполагаемого преступника, желающего украсть данные или нарушить работу системы.

При экспертном аудите проверяют, насколько соответствует внедренная система идеальной. При выявлении соответствия стандартам за основу берут абстрактное описание стандартов, с которыми сравнивают имеющийся объект.

Заключение

Корректно и качественно проведенный аудит позволяет получить следующие итоги:

  • минимизация вероятности успешной хакерской атаки, ущерба от нее;
  • исключение атаки, основанной на изменении архитектуры системы и информационных потоков;
  • страхование как средство уменьшения рисков;
  • минимизация риска до уровня, когда таковой вовсе можно не учитывать.

На предприятии должен проводиться аудит информационной безопасности. Рассмотрим, для чего это нужно и как осуществить проверку. Почти вся деятельность организаций связана с компьютерными обработками сведений.

Растет количество и объем операций, требующих широкого использования компьютеризированной информационной системы.
При наличии ошибок может блокироваться работа системы.

Может вызываться цепная реакция, в результате чего уменьшается доходность компаний и теряется их репутация. Именно поэтому стоит уделять особое внимание аудиту ИБ.

Что нужно знать

Проведение аудита ИБ – важная процедура, при которой преследуются определенные цели и выполняется ряд задач.

Необходимые термины

Информационной безопасности называют системную процедуру, при которой получают объективные качественные и количественные оценки о текущем положении информационной безопасности предприятия.

При этом придерживаются определенных критериев и показателей безопасности. Под информационной безопасностью понимают сохранность информационных ресурсов и защиту законного права личности и общества в информационной отрасли.

Зачем это нужно?

С помощью аудита можно дать оценку текущей безопасности работы информационной системы, оценку и прогнозирования рисков, управлять их воздействием на бизнес-процесс.

При грамотном проведении проверки возможна максимальная отдача от средств, что инвестируются в создание и обслуживание системы безопасности компании.

Цель осуществления аудиторской процедуры:

  • анализ риска;
  • оценивание текущих уровней защищенности информационной системы;
  • локализация узкого места в защитной системе;
  • дать рекомендации, как внедрить и повысить эффективность механизма безопасности информационной системы.

Задача:

  • разработать политику безопасности по защите данных;
  • установить задачи для ИТ-сотрудников;
  • разбирать инциденты, что связаны с нарушениями информационной безопасности.

Правовое регулирование

Главные законодательные положения:

  1. Методическая документация.

Аудит информационной безопасности предприятия

Основное направление проверки информационной безопасности:

Аттестация
  • аттестуются автоматизированные системы, средства связи, обработки и передачи данных;
  • аттестуются помещения, что используются при ведении переговоров;
  • аттестуются технические средства, что устанавливаются в выделенном помещении
Контроль защищенных данных
  • выявляются технические каналы утечки данных;
  • контролируется эффективность используемых средств защищенности данных
Специальное исследование средств технического характера
  • исследуется ЭВМ, средство связи и обработки данных;
  • локальная вычислительная система;
  • оформляются результаты исследования согласно нормам Гостехкомиссии
Проектируются объекты в защищенных исполнениях
  • разрабатывается концепция безопасности информации;
  • проектируются автоматизированные системы, обработки данных в защищенных исполнениях;
  • проектируются помещения, что необходимы для осуществления переговоров

Применяемые методики

Возможно использование методики:

Экспертного аудита, при котором оценивают степень защиты того компонента информационной системы Состоит из нескольких стадий:
  • проведение анализа информационных систем;
  • анализируются значимые активы;
  • формируются модели угрозы, нарушителей;
  • анализируются требования к безопасности среды данных;
  • оценивается текущее состояние;
  • разрабатываются рекомендации по устранению недостатков;
  • создается отчетная рекомендация
Активного аудита При проведении теста возможна оценка защищенности информационных систем, обнаружение слабых мест, проверка надежности существующего механизма защиты систем от незаконных действий. Компания получает детальные отчеты с результатами анализа.Объект тестирования на проникновение – внешний сервер, сетевое оборудование, отдельный сервис.

Есть несколько видов тестирования:

  1. Метод «черного ящика». Тест проводится без наличия знания об объекте, что тестируется. Сведения собираются при помощи общего доступного источника.
  2. Метод «белого ящика». Объекты исследуются более детально. Могут запросить дополнительные документы, исходный код, доступы к объектам. Тестом моделируется ситуация, что возможна при утечках данных.
  3. Метод «серого ящика». Игнорируют известные данные и сочетают методы, что указаны выше.

Этапы проведения работ по тестам предусматривают:

  • осуществление анализа доступных сведений;
  • осуществление инструментального сканирования, когда применяются специализированные средства;
  • проведение детального анализа вручную;
  • проведение анализа и оценки недостатков
Проверка web–приложений Нужна, чтобы обнаружить и идентифицировать уязвимые места. Обязательно:
  • проведение автоматического сканирования;
  • использование метода черного и белого ящика;
  • оценивание риска;
  • подготовка рекомендаций;
  • реализация рекомендаций
Комплексного аудита Возможна систематизация угрозы безопасности информации и предоставление предложения по устранению недостатков. Осуществляется техническая проверка сетей, проводится тестирование на проникновение и т. д.
Аудита соответствия стандартам Анализируется и оценивается система управления риском безопасности информации, политика регламента, принципы управления активами и сотрудниками

Составление плана

При проведении аудита информационной безопасности составляют план работ и определения целевой задачи. Заказчики и исполнители должны согласовать область и структуру компании, которую затрагивает проверка.

Оговаривают ответственность каждой стороны. В плане должна отражаться:

  • цель проверки;
  • критерии;
  • области проверки с учетом идентификации организационной и функциональной единицы и процесса, что подлежит аудиту;
  • дата и место проведения аудита;
  • длительность проверки;
  • роль и обязательства членов аудиторских групп и сопровождающих лиц.

Возможно также включение:

  • списка представителей проверяемого предприятия, что будет оказывать услуги сопровождения аудиторской группы;
  • разделов отчета;
  • технического обеспечения;
  • рассмотрения вопросов конфиденциальности;
  • сроков и целей следующей проверки информационной безопасности.

План анализируют и представляют проверяемому предприятию до того, как будет проводиться аудит. Пересмотренный документ согласовывают вовлеченной стороной до продолжения аудита.

Проведение внутреннего аудита

Аудит включает такие действия:

  • инициируется процесс (определяют и закрепляют в документации права и обязательства аудитора, готовится план проведения аудита);
  • собираются данные;
  • анализируется информация;
  • вырабатываются рекомендации;
  • готовится отчет.

Для осуществления аудита определяют критерии, что отражены в нормативной документации. Сначала организуют проверку, анализируют документы и осуществляют подготовку к аудиту ИБ на месте его осуществления.

Обязательно назначают руководство аудиторских групп, определяют цели и область проверки, возможности, устанавливают начальные контакты с аудируемым предприятием.

Нюансы для малого предприятия

На малом предприятии обеспечению информационной безопасности уделяют не так много внимания, как на крупных фирмах.

Хотя техническая ситуация является таковой, что защита ИБ необходима как раз для малых компаний. Такие предприятия имеют небольшой ИТ-бюджет, что позволил бы купить все оборудование, ПО.

Именно поэтому аудит позволил бы своевременно устанавливать уязвимые места, проверив:

  • как используется межсетевой экран для обеспечения безопасности информации;
  • обеспечено ли защиту электронной почты (есть ли необходимые антивирусы);
  • обеспечено ли антивирусную защиту;
  • как организовано работы в 1С предприятие;
  • как настроено ПК пользователей;
  • как используется Proxy-сервер;
  • обеспечено ли защиту информационной среды компании

При процедуре в банке

  • проверка вокруг ПК;
  • проверка с применением ПК.

Контроль может быть общим и прикладным. Общими считают операции, что обеспечивают уверенность в непрерывности работы компьютерной системы.

Осуществляются такие виды контроля:

  • организационный;
  • контроль компьютеров;
  • операционных системы;
  • контролирование доступа;
  • контроль помещения с техническими объектами;
  • разработок и поддержания функционирования систем.

Прикладным контролем называют запрограммированный процесс определенного прикладного программного обеспечения и ручные процессы.

Он необходим, чтобы обеспечить обоснованную уверенность в том, что автоматическая обработка информации является полной, точной и правильной.

Представлен:

  • контролем ввода (это самое слабое место в информационных системах);
  • обработок;
  • вывода.

Программа проверок информационной системы банковских учреждений включает:

Участие внутренних аудиторов При разработке систем и прикладного пакета программы
Обзор и подтверждение Проверяющим лицом изменений программного обеспечения
Проведение аудита внутреннего контроля И тестов с соблюдением постоянства и последовательности
Проверку документации компьютерного обеспечения Есть ли документы, обновляются ли они, отражают ли реальную ситуацию
Проведение проверок программного обеспечения На факт того, нет ли несанкционированных изменений, целостны ли сведения
Проведение оценки купленного программного обеспечения На соответствие описанию подготовленных систем
Ежеквартальная проверка и возобновление плана действий При форс-мажоре и критической ситуации

Чтобы не были допущены нежелательные проникновения и атаки в будущем, стоит:

Аудитор может проводить такие работы:

Организация для государственных информационных систем

Рассмотрим на примере школы. Осуществление аудита включает 3 стадии. Сначала учреждение должно представить все необходимые документы.

Определяют цель, задачи проверки, составляют . Устанавливают, что будет входить в состав аудиторской группы. Составляют программ проверки.

Сама проверка осуществляется в соответствии с программой аудита, что разрабатывалась и согласовывалась с руководством школы.

Проверяется и оценивается, насколько качественны нормативные документы, эффективны технические меры по защите данных, а также действия сотрудников. Устанавливают:

  • правильно ли классифицировано ИСПДн;
  • достаточны ли представленные сведения;
  • выполняются ли требования по обеспечению безопасности информации.

При проведении технической проверки используют экспертные, экспертно-документальные, инструментальные методы. По итогам проверки готовят , где прописаны недочеты и даны рекомендации по их устранению.

Сертификация систем менеджмента

Проверка и сертификация соответствия стандартам направлены на усовершенствование управление предприятием, укрепление доверия.

Хотя и установлено международные стандарты, на данный момент сертификацию на соответствие ISO 17799 не проводят, поскольку отсутствует его 2 часть с описанием сертификации соответствия британским стандартам BS 7799.

Проводят сертификацию на соответствие британским стандартам. Проверка соответствия стандартам осуществляется аудиторскими/консалтинговыми фирмами, что являются членами UKAS

Сертификаты по BS 7799-2 влияют на качество построения систем управления ИБ. Решается ряд технических вопросов.

Государственных стандартов на управление системами не принято, а значит, аналог – Специальные требования и рекомендации по защите сведений технического плана Гостехкомиссии России.

Оформление результатов

При завершении аудита составляется отчетный документ, что передается заказчикам. Отчет должен содержать такие сведения:

  • рамки регламент проведения аудита;
  • структуру информационной системы предприятия;
  • методы и средства, что применяются при проведении аудита;
  • описания обнаруженных уязвимых моментов и недостатков с учетом уровня их риска;
  • рекомендации по улучшению комплексных систем обеспечения ИБ;
  • предложения к планам реализации мероприятия, что должны минимизировать выявленные риски.

В отчете должна отражаться полная, четкая и точная информация по проверке безопасности информации. Указывается, где проводился аудит, кто является заказчиком и исполнителем, какова цель проверки.

Отчеты могут включать и такие данные:

  • план проверки;
  • список сопровождающих аудиторов лиц;
  • краткая суть процедуры, с учетом элемента неопределенности и проблем, что могут отражаться на надежности заключения по итогам проверки;
  • любые отрасли, что не охвачены проверкой и т. д.

Аудит информационной безопасности – это эффективный инструмент, который позволяет получить независимую и объективную оценку текущей стадии защищенности от ряда угроз.

Результат проверки даст основание для формирования стратегий развития систем по обеспечению ИБ компании.
Но стоит помнить, что аудит безопасности не является разовой процедурой.

Его проведение обязательно на постоянной основе. Только в таком случае будет реальная отдача и появится возможность усовершенствования безопасности информации.

Сакральная фраза – «владение информацией – владение миром» актуальна как никогда. Потому, сегодня «красть информацию» присуща большинству злоумышленников. Избежать этого можно путем внедрения ряда защиты от атак, а также своевременное проведение аудита информационной безопасности. Аудит информационной безопасности – понятие новое, которое подразумевает актуально и динамическое развивающееся направление оперативного и стратегического менеджмента, которое касается безопасности информационной системы.

Информационный аудит – теоретические основы

Объем информации в современном мире растет стремительно быстро, так как во всем мире наблюдается тенденция глобализации использования компьютерной техники во всем слоях человеческого общества. В жизни рядового человека, информационные технологии являются основной составляющей.

Это выражается в использовании Интернета, как в рабочих целях, так и с целью игры и развлечения. Параллельно с развитием информационных технологий, растет монетизация сервисов, а значит и количество времени, которое затрачивается на совершение разных платежных операций с использованием пластиковых карт. В их число входит безналичный расчет за разные товары и потребленные услуги, транзакции в платежной системе онлайн банкинга, обмен валют, прочие платежные операции. Это все влияет на пространство во всемирной паутине, делая ее больше.

Информации о владельцах карт становится также, больше. Это является основой для расширения поля деятельности мошенников, которые на сегодняшний день, ухищряются произвести колоссальную массу атак, среди которых атаки поставщика услуг и конечного пользователя. В последнем случае, предотвратить атаку можно за счет использования соответствующего ПО, а вот если это касается вендора, необходимо применение комплекса мер, которые минимизируют перебои работы, утечку данных, взломы сервиса. Это осуществляется за счет своевременного проведения аудита информационной безопасности.

Задача, которую преследует информационные аудит лежит в своевременной и точной оценке состояния безопасности информации в текущий момент конкретного субъекта хозяйствования, а также соответствие поставленной цели и задачи ведения деятельности, с помощью которого должно производиться повышение рентабельности и эффективности экономической деятельности.

Иными словами, аудит информационной безопасности – это проверка того или иного ресурса на возможность противостоять потенциальным или реальным угрозам.

  • Аудит информационной безопасности преследует следующие цели:
  • Оценить состояние информационной системы информации на предмет защищенности.
  • Аналитическом выявлении потенциальных рисков, которые связаны с внешним проникновением в информационную сеть.
  • Выявлением локализации прорех в системе безопасности.
  • Аналитическом выявлении соответствия между уровнем безопасности и действующим стандартам законодательной базы.
  • Инициирование новых методов защиты, их внедрение на практике, а также создание рекомендаций, с помощью которых будет происходить усовершенствование проблем средств защиты, а также поиск новых разработок в данном направлении.

Применяется аудит при:

  • Полной проверке объекта, который задействован в информационном процессе. Частности, речь идет о компьютерных системах, системах средств коммуникации, при приеме, передаче, а также обработке данных определенного объема информации, технических средств, систем наблюдения т.д.
  • Полной проверке электронных технических средств, а также компьютерных системе на предмет воздействия излучения и наводок, которые будут способствовать их отключению.
  • При проверке проектной части, в которые включены работы по созданию стратегий безопасности, а также их практического исполнения.
  • Полной проверке надежности защиты конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен, а также определение «дыр» с помощью которых данная информация обнародуется с применением стандартных и нестандартным мер.

Когда возникает необходимость проведения аудита?

Важно отметить, что необходимость проведения информационного аудита возникает при нарушении защиты данных. Также, проверка рекомендована к проведению при:

  • Слиянии компании.
  • Расширении бизнеса.
  • Поглощении или присоединении.
  • Смене руководства.

Виды аудита информационных систем

На сегодняшний день, существует внешний и внутренний информационный аудит.

Для внешнего аудита характерно привлечение посторонних, независимых экспертов, которые имеют право на осуществление таковой деятельности. Как правило, данный вид проверки носит разовый характер и инициируется руководителем предприятия, акционером или органами правоохранения. Проведение внешнего аудита не является обязательным, носит, скорее всего, рекомендованный характер. Однако есть нюансы, закрепленные законодательством, при которых внешний аудит информационной безопасности является обязательным. К примеру, под действие закона попадают финансовые учреждения, акционерные общества, а также финансовые организации.

Внутренний аудит безопасности информационных потоков представляет собой постоянный процесс, проведение которого регламентировано соответствующим документом «Положением о проведении внутреннего аудита». Это мероприятие, в рамках компании имеет аттестационный характер, проведение которого отрегулировано соответствующим приказом по предприятию. За счет проведения внутреннего аудита, в компании обеспечивается за счет специального подразделения в компании.

Аудит классифицируют также как:

  • Экспертный.
  • Аттестационный.
  • Аналитический.

Экспертный включает в себя проверку состояния защиты информационных потоков и систем, которые основываются на опыте экспертов и тех, кто проводит эту проверку.

Аттестационный вид аудита касается систем, а также мер безопасности, в частности их соответствие принятым стандартам в международном обществе, а также соответствующими государственными документами, которые регулирую правовую основу данной деятельности.

Аналитический вид аудита касается проведения глубокого анализа информационной системы, с применением технических приспособлений. Данные действия должны быть направлены на то, чтобы выявить уязвимые места программно-аппаратного комплекса.

Методика и средства для проведения аудита на практике

Аудит проводится поэтапно и включает в себя:

Первый этап считается самым простым. Он определяет права и обязанности проводящего аудит, разработку пошагового плана действий и согласование с руководством. При этом на собрании сотрудников определяются границы анализа.

На втором этапе применяются большие объемы потребления ресурсов. Это обосновано тем, что изучается вся техническая документация, которая касается программно-аппаратного комплекса.

Третий этап проводится с помощью одного из трех методов, а именно:

  • Анализа рисков.
  • Анализа соответствия стандартам и законодательству.
  • Комбинации анализа рисков и соответствия закона.

Четвертый этап позволяет систематизировать полученные данные провести глубокий анализ. При этом проверяющий обязательно должен быть компетентным в этом вопросе.

Как пройти , чтобы не возникло проблем? Для чего нужна такая проверка? Наша статья расскажет об этом.

Что такое аудиторская проверка и какие виды аудита бывают? Об этом написано .

Вы узнаете, что такое налоговая проверка и для каких целей она нужна.

После проведения проверки обязательно должно быть составлено заключение, которое отражено в соответствующем отчетном документе. В отчете, как правило, отражаются такие сведенья:

  1. Регламент проведенного аудита.
  2. Структуру системы информационных потоков на предприятии.
  3. Какими методами и средствами была проведена проверка
  4. Точное описание уязвимых мест и недостатков, с учетом риска и уровня недостатков.
  5. Рекомендованные действия по устранению опасных мест, а также улучшению комплекса всей системы.
    Реальные практические советы, с помощью которых должны быть реализованы мероприятия, направлены на минимизацию рисков, которые были выявлены при проверке.

Аудит информационной безопасности на практике

На практике, довольно распространенным безобидным примером, является ситуация при которой сотрудник А, занимающийся закупками торгового оборудования вел переговоры с помощью определенной программы «В».

При этом сама программа является уязвимой, а при регистрации, сотрудник не указал ни электронного адреса, ни номера, а использовал альтернативный абстрактный адрес почты с несуществующим доменом.

По итогу, злоумышленник может зарегистрировать аналогичный домен и создать регистрационный терминал. Это позволит ему отправлять сообщения компании, которая владеет сервисом программы «В», с просьбой выслать утерянный пароль. При этом сервер будет отправлять почту на существующий адрес мошенника, так как у него работает редирект. В результате этой операции, мошенник имеет доступ к переписке, оглашает поставщику иные информационные данные, и управляет направлением груза по неизвестному, для сотрудника, направлению.

Актуальность информационного аудита в современном мире, становится все более востребование, в виду роста числа пользователей, как пространства всемирной паутины, так и применения различных способов монетизации в различных сервисах. Таким образом, данные каждого из пользователей становятся доступными для злоумышленников. Защитить их можно путем выявления очага проблемы – слабых мест информационных потоков.

Вконтакте