Dvd rw описание. Что такое DVD-RW

Форматы DVD±R и их совместимость

Стандарт записи DVD-R(W) был разработан в 1997 году группой компаний, входящих в DVD Forum, как официальная спецификация записываемых (впоследствии и перезаписываемых) дисков.

Однако цена лицензии на эту технологию была слишком высока, и поэтому несколько производителей пишущих приводов и носителей для записи объединились в DVD+RW Alliance (англ.), который и разработал в середине 2002 года стандарт DVD+R(W), стоимость лицензии на который была ниже.

Поначалу болванки (чистые диски для записи) DVD+R(W) были дороже, чем болванки DVD-R(W), но теперь цены сравнялись.

Среди остальных приводов форматы «+» и «-» одинаково популярны — половина производителей поддерживает один стандарт, половина — другой.

Идут споры, вытеснит ли один из этих форматов своего конкурента или они продолжат мирно сосуществовать. Однако, поскольку формат DVD-R(W) появился почти на 5 лет раньше DVD+R(W), многие старые или дешёвые плееры вероятнее всего поддерживают лишь DVD-R(W).

Это следует учитывать, особенно при записи дисков для распространения, когда тип читающего устройства (плеера или DVD-привода) заранее неизвестен.

Прошло уже довольно много лет с момента появления DVD дисков, однако до сих пор для многих пользователей остается загадкой, какие же диски лучше использовать: DVD+R(W) или DVD-R(W)?

DVD-R(W)

Спецификации на указанные диски созданы организацией DVD Forum, в которую входят около 200 различных компаний из Азии, Европы и Америки. Данной организацией разработаны спецификации на DVD-ROM, DVD-RAM и DVD-R(W) диски.

Это однократно записываемые диски. Они бывают двух типов: диски общего назначения (general purpose) и диски для авторинга (authoring). DVD-R общего назначения, в отличие от дисков для авторинга, содержат встроенную систему защиты от нелегального копирования.

Диски общего назначения можно записывать на обычном DVD рекордере.

Для записи авторинговых дисков используются специальные рекордеры. Записанные таким образом диски не содержат защиты от нелегального копирования и используются только для последующего тиражирования на заводах. Объем DVD-R общего назначения - 4,7 Гб.

Это формат перезаписываемых DVD дисков. Один DVD-RW носитель можно стирать и записывать до 1"000 раз. Объем данного диска также составляет 4,7 Гб.

DVD+R(W)

Эти диски разработаны организацией DVD+RW Alliance, в которую вошли несколько известных компаний (например Sony, Philips и другие). Спецификации указанных дисков появились в 2001 (RW) и 2002 (R) годах, т.е. значительно позже своих конкурентов.

Это позволило разработчикам спецификаций формата «плюс», создать технически более совершенные носители.

По аналогии с форматом «минус» данные диски бывают однократно записываемыми (DVD+R) и перезаписываемыми (DVD+RW). Один носитель DVD+R(W) вмещает также 4,7 Гб информации. DVD+RW диски поддерживают до 1"000 циклов перезаписи.

РАЗЛИЧИЯ ФОРМАТОВ

Следует отметить, что форматы DVD-R(W) и DVD+R(W) не совместимы . Однако считываться записанные диски могут в большинстве современных DVD проигрывателей. Дело в том, что различия форматов сказываются, главным образом, на записи дисков, а не на их считывании.

ТАК КАКОЙ ЖЕ ДИСК ВЫБРАТЬ?

Формат DVD «плюс» с точки зрения технических характеристик более привлекателен. Он позволяет легче реализовывать запись данных на диск с более высокой скоростью, за счёт применения технологии ADIP.

Запись информации на DVD+R(W) носители происходит с более высоким качеством, за счёт получения приводом более точных параметров записи от самого диска.

Объем служебной информации, которая появляется при многосессионной записи, на DVD+R(W) дисках ниже, чем на DVD-R(W).

И, наконец, DVD+R(W) диски позволяют производить более точное сопряжение данных, если запись была приостановлена.

В заключении стоит отметить, что, несмотря на все приведенные различия, большинство современных рекордеров позволяют записывать диски обоих форматов.

Перед тем как сделать выбор в пользу каких-либо носителей, обязательно просмотрите список дисков, поддерживаемых вашим рекордером.

Матрица: перегрузка
Много информации утекло с тех далеких пор, когда полная версия новейшего 3D Action занимала всего три дискеты. С ностальгией вспоминаю добрых дядек с радиорынка, у которых в любое время суток всего за червонец можно было отовариться парой-тройкой свежих игрушек "в свою тару" (на свою дискету то бишь). Но что
было - то прошло, и ныне в моде лазерные дискотеки, лазерные мечи и лазерные же диски.
Появление первых CD-дисков выглядело как откровение свыше. На одном носителе умещалось до 500-600 игр, которых хватало на месяцы непрерывного захватывающего гейм-процесса. Первый тревожный звоночек прозвучал, когда в свет вышел культовый квест Myst - которому одного диска уже катастрофически не хватало. Потом звонки эти превратились в не смолкающую трель: последующие игровые продукты без стеснения занимали по три-четыре диска. Назревала очередная информационная революция.
Ныне скорости пишущих CD-приводов достигли спринтерского темпа - 700 Мб информации закатываются на болванку всего за три-четыре минуты. Емкость уперлась рогом в отметку 800 Мб и дальше расти, похоже, просто не может. А тем временем восьми миллионов байт пользователям уже недостаточно. Душа просит праздника, хлеба и зрелищ. Индустрия тут как тут: услужливо протягивает лоток с новым, многослойным носителем слова человеческого...
Рожденная Голливудом
История нового стандарта записи олицетворяет собой крылатую фразу "Спрос рождает предложение". Если стандарт CD стал ответом производителей на запросы звукозаписывающих компаний, то DVD появился на свет с легкой руки Голливуда. В незапамятном 1994 году акулы кинобизнеса
сформулировали требования к новому носителю видеоинформации:
• разрешение видеопотока, превышающее тогдашние возможности CD-дисков формата MPEG-1;
• CD-качество звукового сопровождения и поддержка Dolby Surround;
• не менее 133 минут видео на одной стороне диска;
• возможность выбора между разными языками дубляжа (5-6 языков);
• субтитры на разных языках;
• поддержка широкоэкранных форматов изображения;
• защита информации от копирования;
• обратная совместимость с CD-дисками;
• низкая цена.
Зов голливудского льва разбудил дремлющие стаи разработчиков. В погоне за клиентами были забыты все разногласия. Ушел в небытие мертворожденный стандарт Super Density Digital Video Disc , разработанный компаниями Toshiba и Time Warner , исчезли так и не нареченные стандарты записи от Sony и Philips . В 1995 году был создан консорциум по разработке новейших технологий записи и воспроизведения. В его состав вошли такие монстры IT-индустрии, как Hitachi , Matsushita (Panasonic) , Mitsubishi , Philips , Pioneer , Sony , Thomson , Time Warner , Toshiba и JVC . Звезды выстроились самым что ни на есть правильным образом и подарили консорциуму новый стандарт сжатия видео MPEG2 на блюдечке с цифровой каемочкой. Блюдечко нарекли незамысловато, но звучно: DVD (Digital Video
Disk - "цифровой видео-диск"). Чуть позже, немного понаблюдав за развитием новорожденного, "папаши" решили "быть ширше" и окрестили стандарт новым именем - Digital Versatile Disk ("цифровой многофункциональный диск"). Предположительно, именно с этого момента всем колеблющимся стало ясно, что перспективы у DVD - немалые. И спустя всего несколько месяцев стан поклонников нового стандарта увеличился до 240 компаний. В частности, консорциум почтили своим присутствием такие гранды, как IBM , Intel , NEC , Sharp , LG Electronics и Samsung . У лука есть слои, у людоеда есть слои
(с) Шрек

Внешне CD и DVD - двое из ларца, одинаковы с лица. Диски обоих стандартов выглядят абсолютно идентично. Физическая структура дисков DVD и CD также схожа. Этакий круглый бутерброд диаметром двенадцать сантиметров, состоящий из защитного слоя, прозрачной полимерной основы и отражающего слоя. Неизменным остался и принцип записи: есть отражение луча - "1" , нет отражения - "0" . Главное различие - в размере минимального сектора записи информации (аналог магнитной ячейки у дискеты или жесткого диска). Длина его уменьшилась в два раза и составляет 440 нм. Информация на диск по-прежнему наносится по спирали, от центра к краям. Но шаг спирали также изменился
вдвое - теперь он составляет всего 740 нм против 1500 у CD. Для считывания "компактных" секторов пришлось уменьшить и размер "патефонной иголки" - длина волны лазера сократилась с 780 нм до 635 нм.
Существенная разница также в том, что "бутерброд" DVD одинаково полезен с обеих сторон - для записи и считывания информации могут быть использованы и верхняя, и нижняя поверхности диска. Даже если вторая сторона не задействована для записи, она присутствует на всех носителях.
Емкость диска DVD первого поколения составила 4,7 Гб, и он получил официальное наименование DVD-5 . В 1996 году спецификации были впервые представлены страждущим массам. И уже в конце года приводы и носители информации появились в открытой продаже в Стране восходящего солнца. Именно из Японии новый стандарт начал победное шествие по миру, трансформируясь и обрастая новыми слоями.
Через некоторое время, не желая останавливаться на достигнутом, консорциум DVD, уже переименованный в "DVD-форум" , принял новый стандарт записи - DVD-9 . Идея новой технологии - в использовании многослойных дисков для увеличения объема хранимой информации. Первый слой по-прежнему получается механической прессовкой, а дополнительный слой наносится напылением. Причем дополнительный верхний слой является полупрозрачным и не препятствует чтению "глубинного" собрата. Диск стандарта DVD-9 способен хранить до 8,54 Гб данных.
Единственный минус "слоеного ноу-хау" в том, что для чтения информации требуется дорогой лазер с изменяемым фокусным
расстоянием. Соответственно этому значительно увеличивается стоимость конечных устройств - "ридеров".
Дальнейшим развитием стандартов DVD-5 и DVD-9 стали двухсторонние DVD-10 (9,4 Гб) и DVD-18 (17,08 Гб). Современные DVD-ROM без проблем читают диски всех описанных форматов. К сожалению, в нашей стране большее распространение получили именно односторонние однослойные диски (DVD-5), хотя в буржуазной Европе-Америке уже достаточно давно в открытой продаже имеются и видео-, и аудиодиски стандартов DVD-10 и DVD-18.
Таблица совместимости форматов*
Формат диска Привод DVD-ROM Привод DVD-R(G) Привод DVD-R(A) Привод DVD-RW Привод DVD-RAM Привод DVD+RW
DVD-ROM + + + + + +
DVD-R(G) +** +/+ +/- +/+ +/- +/-
DVD-R(A) +** +/- +/+ +/- +/- +/-
DVD-RW +** +/- +/- +/+ +**/- +**/-
DVD-RAM - -/- -/- -/- +/+ -/-
DVD+RW +** +**/- +**/- +**/- +**/- +/+
* Читает/пишет.
** Возможны исключения, например некоторые DVD-R(G) не читаются на первых модификациях приводов DVD-ROM.
Мой номер - 245, на телогреечке печать
При разработке Digital Versatile Disk были также учтены интересы голливудских воротил, не на шутку обеспокоенных проблемой защиты информации. Для начала, в лучших традициях детей лейтенанта Шмидта, весь мир был поделен на шесть региональных зон.

Каждый DVD-ROM содержит в своей прошивке намертво вбитый номер региона, для которого данный плеер предназначен. Такой же номер зашит и в любой лицензионный DVD-диск. Если коды регионов не совпадают - дело швах. Кина не будет.
Идеологическая подоплека такого подхода в том, что прокат и продажа фильма начинается в разных регионах в разные сроки.
Зачастую версии одних и тех же фильмов для Америки, Европы и всеядной России различаются как небо и земля. Кроме того, играют свою роль местная цензура и законодательные ограничения. Разделение мира на регионы позволило временно предотвратить нелегальное распространение голливудской классики по миру. Как вскорости выяснилось, защита оказалась настолько эффективной, что смогла заблокировать продажи даже вполне легальной продукции. Тому способствовали запутанные реселлерские каналы компьютерных продавцов и медлительность процесса "локализации" дисков. Отличные японские ридеры, по случаю привезенные из Сибири, тяжело воспринимали великолепные англоязычные фильмы с Канарских островов. В итоге многие производители плееров сперва нелегально, а потом с молчаливого попустительства отцов индустрии начали выпускать проигрыватели с отключенной региональной защитой. Тем не менее в продаже все еще можно встретить "географически подкованный" плеер, который не дружит с пиратскими сокровищами Горбушки.
Зональная защита - далеко не единственный цербер, оберегающий информацию от расхитителей капсобственности. На службе DVD стоят еще несколько оригинальных технических решений, серьезно затрудняющих нелегальное копирование.
Стандарт защиты Macrovision оберегает видеосигнал от записи на видеомагнитофоны. Принцип действия - в создании постоянных помех, что сбивает автоподстройку видеомагнитофонов под входящий видеосигнал и искажает запись до неузнаваемости. Способы борьбы с данным "злом" уже найдены и заключаются в использовании выхода RGB или в изменении прошивки плеера. Алгоритм CGMS (Copy
Generation Management System) защищает видеопоток от захвата платами видеомонтажа и ТВ-тюнерами. Для этого в сигнал NTSC добавляется специальная строка защиты, искажающая картинку и звук. Механизм защиты CSS (Content Scrambling System) шифрует все данные, содержащиеся на DVD-диске, чтобы потом при воспроизведении расшифровывать их на лету. В 1999 году этот хитрый алгоритм не выдержал напора пиратских страстей и пал жертвой хакеров, одарив мир сотнями нелегальных дисков.
Не осталась без внимания и аудиочасть диска D
VD. Система защиты CPPM (Content Protection for Prerecorded Media) надежно сторожит музыкальные хиты путем добавления в проигрываемый файл особой метки, препятствующей копированию музыки в компьютерных системах. А бытовые системы выдают на линейный выход сигнал с пониженным битрейтом, сводя результат всех изобретательских потуг на абсолютный ноль.Меняю DVD-проигрыватель на DVD-выигрыватель
Какая свадьба без баяна, и какой стандарт
хранения информации без возможности самостоятельной записи дисков? Стандарт DVD, не успев надежно обосноваться на рынке накопителей информации, столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны традиционных CD-дисков. На рынок хлынул поток дешевых пишущих приводов. Сегодня продажи накопителей CD-RW вплотную приблизились к продажам традиционных приводов CD-ROM. Цены на дисководы CD-RW упали практически ниже себестоимости и стали чарующе близки к кошельку практически любого покупателя.
Само собой, DVD-форум вынужден бороться со сложившейся ситуацией. На переднем рубеже защиты встали широкой грудью так называемые "комбо-приводы" (CD/DVD-combo) . Они удачно сочетают в себе возможность чтения дисков стандарта DVD-ROM и запись дисков стандартов CD-R и CD-RW. Доля данных устройств на рынке сравнительно мала - у крупных производителей накопителей модели данной линейки занимают 3-5 процентов от общего ассортимента продукции. Но именно они являются лучшим выбором для тех людей, кому традиционного CD-RW дисковода уже мало, а возможность записи дисков DVD их пока не интересует.
Действительно, "зачем платить больше" и покупать два раздельных привода, если комбинированные дисководы полностью заменяют их за гораздо более низкую цену. Зачастую именно этот довод являются решающим при покупке лазерного привода стандарта CD-RW/DVD. Ибо иных преимуществ перед конкурирующими устройствами, кроме цены, комбо-приводы не имеют. Что ни говори, а стандарт CD-RW/DVD является бабочкой-однодневкой, призванной развлекать пользователей до того момента, когда цены на пишущие приводы DVD упадут до разумных пределов.Одноразовое удовольствие
История рождения на свет пишущих приводов стандарта DVD немного напоминает детскую басню о лебеде, раке и щуке. Денежная идея устройства, способного упихать на один носитель до 4,7 Гб информации, внесла раздор в ранее монолитные ряды DVD-форума. Вдоволь насытившись плодами коллективного творчества, ведущие бренды вновь рассыпались на группы заинтересованных товарищей.
Первыми на рынок вышли диски DVD-R от патриарха цифровой индустрии - компании Pioneer. Носители и устройства этого формата поступили в продажу еще в далеком 1997 году. При создании спецификации за основу была взята уже отлаженная и проверенная идея формата CD-R. Если вкратце, то отличие болванки DVD-R от обычного диска DVD-ROM заключается в специальном пигментном слое, чутко реагирующем на прикосновения лазерного луча.
Лазер с длиной волны 635 нм просто выжигает необходимую информацию на светоотражающем слое. То есть, говоря иными словами, принципиальных отличий от технологии записи дисков CD-R нет. Единственная разница - в высокой плотности записи информации и иной файловой системе. Первый диск, изготовленный по технологии DVD-R, вмещал "всего" 3,95 Гб информации и стоил порядка 50 долларов США. Сам пишущий привод был выпущен на рынок по астрономически высокой цене в $17 000 . Чуть позже, в 1999 году, появилась версия 1.9 стандарта DVD-R. Диск, изготовленный по новой идеологии, вмещает 4,9 Гб информации.
Так же как и диски CD/DVD, DVD-R выпускается в двух форм-факторах - диаметром 80 и 120 мм. Толщина диска составляет 1,2 мм.
Формат DVD-R версии 1.9 получил официальный сертификат DVD-форума. Настало время подумать о пресловутой защите авторских прав. Именно в думах о сохранении копирайта и родился последний на сегодняшний день стандарт DVD R 2.0 , включающий в себя защиту от нелегального копирования. Решение традиционно: в служебную зону болванки записывается информация, предотвращающая перезапись его содержимого.
С распространением понятия "копирайт" DVD-R практически моментально разделился на два микростандарта - для записывающих студий и для обычных пользователей. Их главное отличие друг от друга - в длине волны применяемого лазера. Для профессионального формата используется 635 нм, для "домашнего" формата - 650 нм. То есть записать на бытовом устройстве студийный диск нельзя, равно как и на студийном не закатать обычную DVD-R болванку. Чтение информации с дисков обоих типов происходит без проблем.

Профессиональный формат DVD-R(A) (DVD-R For Authoring) сохранил обратную совместимость с версиями 1.0 и 1.9. Привод DVD-R(A) без проблем прожигает болванки старого типа. Основная изюминка стандарта - возможность записи заголовков дисков в формате Cutting Master Format (CMF) . Это позволяет использовать болванки DVD-R(A) в качестве мастер-дисков для последующего серийного тиражирования. Из заголовков CMF заводские дупликаторы получают всю необходимую им для функционирования
информацию.
Также отметим, что в формат изначально не была включена возможность потокового шифрования данных CSS.
Стандарт DVD-R(G) (DVD-R For General) ориентирован на массового потребителя. Длина волны записывающего лазера в 650 нм не позволяет корректно прожигать диски старых форматов DVD-R 1.0 и 1.9; их можно только считывать. Для записи информации используются диски стандарта General DVD-R. Поддерживаются как односторонние (на 4.7 Гб), так и двусторонние (на 9,4 Гб) диски.
Еще одним преимуществом формата является низкая стоимость пишущих приводов - примерно на один нолик дешевле, чем у профессиональных "писак" DVD-R(A). Именно формат DVD-R(G) ныне является общепринятым синонимом DVD-R и поддерживается практически всеми проигрывателями DVD-ROM.
Единственный недостаток формата - невозможность использования DVD-R(G) в качестве мастер-диска для последующего тиражирования (отсутствует поддержка CMF). Считается, что в домашних условиях эта возможность вряд ли будет востребована.
Записки Pioneer
После появления однократно записываемых DVD-R следующим логичным шагом стал выпуск многократно перезаписываемых дисков DVD-RW . И вновь пионером в этой области стала фирма Pioneer. За основу разработчики взяли уже проверенную временем идею перезаписываемого формата CD-RW.
В пишущем приводе, как и в устройствах DVD-R, используется лазер с длиной волны 635 нм. Единственная разница заключается в материале информационного слоя. Он может многократно менять свои оптические характеристики под воздействием лазерного луча разной мощности. Гарантируется до 1000 циклов качественной перезаписи. Пока существуют только односторонние диски DVD-RW емкостью 4,7 Гб. Благодаря конструктивному родству приводы DVD-RW без проблем пишут диски стандарта DVD-R(G).
Первая версия стандарта вышла в декабре 1999 года. Она включала в себя систему защиты CSS, встраиваемую в пишущий привод и не позволяющую ему прожигать копии лицензионных дисков. По спецификации в заголовке (lead-in) диска выдавливается служебная информация. Она-то и предотвращает нелегальное копирование содержимого болванки. Как побочный эффект использования CSS - у многих DVD-RW версии 1.0 возникли проблемы с чтением в бытовых проигрывателях. В итоге была выпущена версия стандарта 1.1 , в которой lead-in прописывался лазерным лучом. Это позволило решить проблему несовместимости. Именно диски стандарта DVD-RW 1.1 являются наиболее частыми гостями на наших прилавках.
Специально для хранения защищенной информации впоследствии была разработана версия стандарта 1.1b . По ее спецификации каждый диск обладает уникальным 56 -битным идентификационным номером, с помощью которого шифруются все
содержащиеся на нем данные. В итоге, даже если информацию удастся переписать, она не прочитается из-за отсутствия ключа.

Первые болванки и приводы нового стандарта появились на рынке в 2001 году. С тех пор доля дисков DVD-RW на рынке значительно возросла. В итоге они практически полностью совместимы со всем существующим парком DVD-приводов. Исключение составляют лишь очень старые модели DVD-ROM и бытовых проигрывателей, мощности лазера которых не хватает на чтение информации с информационной подложки. Ведь отражающая способность ее серьезно уступает традиционным дискам DVD-ROM и DVD-R.
Лазерный винчестер
Но DVD-RW не суждено было стать "самодержавным пионером" рынка перезаписываемых DVD носителей. На лакомый кусочек рынка нацелился исследовательский отдел корпорации Matsushita (в миру - Panasonic). Она разработала свой, альтернативный формат перезаписываем
ых носителей, получивший название DVD-RAM . В процессе технологических пертурбаций стандарт утратил практически все свойственные DVD черты, включая совместимость с приводами DVD-ROM. Первые приводы DVD-RAM появились на рынке в 1998 году.
В накопителях и дисках нового стандарта слились воедино основные технологии DVD и MO (магнитооптика). Лазер нагревает поверхность диска, и она меняет свои отражающие свойства. Основное
отличие от дисков DVD-RW - нанесенные на поверхность диска метки секторов. Это роднит технологию DVD-RAM с традиционными винчестерами и позволяет форматировать болванки DVD-RAM под любую "традиционную" файловую систему, включая FAT32 . Емкость одностороннего диска составляет 4,7 Гб, двустороннего - 9,4 Гб. Диски выдерживают до 100 000 циклов перезаписи.
Приводы без особых проблем читают все известные форматы DVD. Физически носитель DVD-RAM представляет собой одно- или двусторонний диск, помещенный в пластиковый картридж размерами 124,6x135,5x8,0 мм. Именно из-за этого картриджа шансы прочитать диск DVD-RAM в обычном накопителе DVD близки к нулю. Если картридж не запаян намертво, можно извлечь диск и попробовать прочитать его в "обычном" дисководе с поддержкой стандарта DVD-RAM.
На данный момент основным применением пишущих приводов и дисков данного стандарта является резервное копирование информации. Здесь очень пригодятся и высокий ресурс, и большая емкость носителей.
Заменим минусы на плюсы

Прочие члены форума DVD тоже не хотели оставаться голодными и разработали собственный стандарт перезаписываемых дисков, внеся свою долю в общую неразбериху названий и
аббревиатур. Philips, Sony, Hewlett-Packard, Dell, Ricoh и Yamaha , объединившись, заменили "тире" в аббревиатуре DVD-RW на "плюс" и выпустили свой стандарт DVD+RW . Работоспособная версия спецификации с поддержкой видеодисков и носителей емкостью в 4,7 Гб появилась в 1999 году.
Никаких принципиальных технологических отличий между DVD-RW и DVD+RW нет. Разница в формате представления информации. DVD+RW, в отличие от DVD-RW, поддерживает мультисессионную запись (запись в несколько приемов). Более высокая точность позиционирования лазерного луча позволяет осуществлять коррекцию данных "на лету", в реальном времени переписывая отдельные сбойные сектора диска. Также, по мнению многих специалистов, в DVD+RW реализован более совершенный алгоритм коррекции ошибок.

Помимо поддержки записи DVD+RW дисков, стандарт официально позволяет производить запись дисков CD-R и CD-RW. У приводов других стандартов такая возможность официально не заявлена. В плане совместимости диски DVD+RW не уступают своим конкурентам DVD-RW - они также читаются всеми новыми моделями бытовых и компьютерных проигрывателей.
Вот такие вот мы нестандартные
Не останавливаясь на достигнутом уровне хаоса, члены консорциума любителей "плюсов" выпустили в 2002 году однократно записываемые носители DVD+R . Принципы нового стандарта полностью аналогичны DVD+RW - та же "продвинутая коррекция ошибок" и мультисессионная запись информации.
В дисках DVD+R также применяется специальный отражающий слой с повышенными рефлективными способностями. Это позволяет устранить проблемы с совместимостью дисков из-за недостаточной мощности лазера и низкой точности позиционирования луча в бытовых проигрывателях и старых приводах DVD-ROM.
Единственным, но критичным недостатком формата стало то, что ни один старый привод DVD+RW не способен записать диски DVD+R - их лазеры не поддерживают нужного режима работы. Эти проблемы обратной совместимости серьезно замедлили распространение стандарта в массах. А тем временем не за горами новые технологии записи.
Голубой вагон бежит, качается...
Устав от бесконечной череды стандартов и названий, принесшей немало убытков технологии DVD, ведущие игроки рынка решили снова объединить свои усилия. Компании Sony, Matsushita (Panasonic), Samsung, LG, Philips, Thomson, Hitachi, Sharp и Pioneer объявили о разработке нового формата носителей информации. Именно он в свое время станет преемником DVD. Будущий герой получил название Blu-Ray ("Голубой луч").
Носитель стандарта Blu-Ray сохранил размеры своих предшественников - все те же 120 мм в диаметре. Емкость диска увеличена практически в 7 раз. Односторонний однослойный диск Blu-Ray способен нести до 27 Гб информации. Своим названием стандарт обязан применению синего лазера с длиной волны 405 нм. Для справки: в дисках CD и DVD применялись лазеры красного спектра. Уменьшившаяся длина волны позволила понизить шаг спирали вдвое, до 320 нм.
Изменилась также и толщина защитного покрытия диска - с 0,6 мм до
0,1 мм. Это позволит уменьшить ошибки, возникающие при чтении и записи информации. Предусмотрены различные размеры дисков Blu-Ray. Так, компания Philips выпустила 30- мм диск емкостью в 1 Гб и привод к нему. Подобные диски предназначены для мобильных ПК и не менее мобильных телефонов.
Диски Blu-Ray емкостью 27 Гб недавно были стандартизированы и получили наименование BD-27 . В производство также запущены двухслойные диски емкостью 54 Гб. Подобного объема хватит для сохранения двухчасового фильма в набирающем популярность стандарте HDTV . Выпуском данных носителей занимаются компании Sony, JVC, TDK и Samsung . Массовый выход приводов на рынок намечен на 2004 год. Предполагается, что основным конкурентом нового стандарта станет все тот же DVD . Аналитики предсказывают массовое падение цен на DVD-приводы и накопители.Возможно, они сместятся из сектора middle-end систем в массовый сектор рынка, полностью вытеснив формат CD-ROM. Viva la Revolution!

Спецификации наиболее популярных форматов DVD
Параметр DVD-ROM однослойный DVD-ROM двухслойный DVD-R Authoring DVD-R General DVD-RW DVD+RW
Емкость, Гб 4,7 8,54 4,7 (3,95) 4,7 4,7 4,7
Длина волны, нм 650 650 635 650 650 650
Отражающая способность, % 45-85 18-30 45-85 45-85 18-30 18-30
Глубина модуляции >0,6 >0,6 >0,6 >0,6 >0,6 >0,6
Ширина дорожки, мкм 0,74 0,74 0,74 0,74 0,74 0,74
Минимальная длина пита, мкм 0,4 0,44 0,4 (0,44) 0,4 (0,44) 0,4 0,4

Новые технологии уже не просто "быстро входят в нашу жизнь", они стремительно сменяют друг друга, и новые поколения техники уже не вытесняют старые, а мирно сосуществуют рядом с ними, предоставляя нам широчайшие возможности для выбора. Еще недавно мы смотрели любительские кинопленки , а теперь большинство пользователей уже обзавелись CD-RW, но вот уже пришло время подумать о покупке пишущего DVD-привода, а на горизонте уже маячит Blu-ray .

DVD-RW vs. DVD+RW

Как известно, на рынке записываемых DVD присутствуют три конкурирующих формата: DVD-R/W и DVD+R/W и DVD-RAM. Последний сочетает в себе полную несовместимость с чем-либо и высокую надежность хранения данных, что делает его хорошим нишевым решением для резервного копирования и в то же время закрывает дорогу на массовый рынок. Поэтому данный формат в отличие от двух других особого интереса не представляет.

А вот DVD-RW и DVD+RW интерес представляют, причем не только академический. Споры о том, какой формат лучше, ведутся уже долго, и конца им не видно, что говорит только об одном: у обоих форматов нет явных плюсов и минусов (если не считать названия). Оба формата предоставляют пользователю примерно одинаковые возможности, надежность и скорость записи по приблизительно одинаковой цене. Абстрагируясь от бескомпромиссных заявлений и откровенной рекламы, можно сказать, что DVD-R чуть лучше совместим с бытовыми плейерами, что скоро будет неактуально, так как парк старых плейеров, имеющих проблемы с чтением качественных записываемых DVD , неуклонно сокращается; DVD+R чуть удобнее для записи данных благодаря технологиям Mount Rainier и Random Access, - тоже не великое преимущество. Если еще недавно на DVD-RW нельзя было стирать финализацию диска, что приводило к необходимости перезаписывать диск каждый раз заново без возможности добавить информацию в конец диска, то теперь, с появлением технологии Quick Grow в приводах Pioneer DVR-A05 и DVR-105 эта проблема решена. Так же в этих приводах присуствует технология Multi-Border, являющаяся аналогом мультисессий на CD-R/W, которая, помимо повышения удобства записи дисков, еще и избавляет их от проблемы невозможности записи на диск менее гигабайта информации. Так что теперь формат DVD-R/W вплотную приблизился к DVD+R/W по технологическим возможностям, что позволит ему еще долго не отдавать более молодому конкуренту пальму первенства.

В итоге получается, что определяющим фактором при выборе формата записи является цена, причем и устройств записи, и самих болванок, а также рыночные перспективы формата. Разумеется, большее влияние на распространение технологии оказывает цена приводов, а не дисков (за исключением развивающихся стран, где доля контрафактной продукции велика, а уровень жизни населения низок, что приводит к использованию подобной техники не домашними и корпоративными пользователями, а банальными пиратами, для которых себестоимость копии гораздо важнее стоимости оборудования).

В ценовом плане преимущество пока на стороне DVD-R/W, однако не стоит забывать, что у дешевых носителей этого формата имеются проблемы с качеством, если же сравнивать схожие по качеству носители обоих форматов, то преимущество DVD-RW уже не выглядит столь существенным. К тому же превосходство DVD-RW выражается только в ценах на болванки, но не на приводы. Так что главным тормозом в данный момент является не цена дисков а пассивная политика DVD+RW Alliance по продвижению своего формата на рынок.

Чего ждет DVD+RW Alliance?

В чем причина такого поведения альянса? Если вспомнить что в нем много сильных компаний (чего стоят HP, Dell, Mitsubishi, Philips … а теперь и примкнувшая к ним "великая и ужасная" Microsoft), то создается странное впечатление. Те же Apple и Toshiba устанавливают DVD-RW-приводы в Маки и ноутбуки стандартной комплектации, а HP и Dell при своих огромных возможностях почему-то до недавнего времени не комплектовали свои компьютеры DVD+RW-приводами даже опционально. Та же Mitsubishi, входящая в альянс, спокойно продолжает изготавливать носители DVD-R/W, даже не ставя никаких акцентов на производстве DVD+R/W (почти 80% дисков DVD+R производит Ritek, еще около 10% - Ricoh ). С приводами ситуация похожа: самые дешевые в данный момент DVD+RW-рекордеры выпускает NEC, не имеющая никакого отношения к DVD+RW-альянсу. Практически все предыдущие модели пишущих приводов были сделаны на транспорте Ricoh, ни одна другая компания не удосужилась создать что-то свое. История с отсутствием поддержки формата DVD+R старыми моделями пишущих приводов наглядно показала как несерьезное отношение альянса к данному рынку, так и пренебрежение к конкурирующему формату.

В итоге, несмотря на огромный потенциал, DVD+RW Alliance пока проигрывает по количеству проданных болванок и приводов альянсу RWPPI. И, по прогнозам, в текущем году ситуация не изменится.

Да, конечно, на популярность стандарта сильно повлияла легкость перевода производственных мощностей с выпуска CD-R на DVD-R, чем не преминули воспользоваться не только крупнейшие тайваньские производители дисков Ritek и CMC и средние, такие как Princo и Gigastorage, но и множество мелких и мало кому известных заводов, расположенных как на Тайване, так и в Китае, однако DVD+RW-альянсу грех жаловаться на нехватку средств для налаживания производства дисков.

В общем, тенденция к увеличению рыночной доли DVD+RW имеет место быть, однако в ближайший год перелома ждать не стоит. А уже через год-два DVD±RW полностью вытеснят CD-RW, а сами будут потеснены новым поколением оптических дисков Blu-ray в качестве средства хранения информации и набирающими популярность флэш-картами в качестве удобного средства для ее переноса. Так что незыблемого формата, каким был, например, 3,5-дюймовый флоппи-диск, прослуживший верой и правдой два десятка лет, больше не будет; срок жизни новых форматов будет сокращаться, а число поколений устройств, одновременно присутствующих на рынке, - увеличиваться.

О вреде конкуренции

То, что два (если не сказать три) несовместимых стандарта записи DVD сильно затормозили развитие отрасли, мнение большинства независимых аналитиков. Мнение субъективное, так как построить достаточно точную ситуационную модель при условии наличия единого формата не представляется возможным.

Аналитики, в частности, считают, что стандарт записываемых дисков, будучи объектом инфраструктуры, должен быть одним и должен подразумевать только внутреннюю конкуренцию производителей оборудования и дисков и внешнюю конкуренцию со стороны отличных по сути форматов хранения данных. Наличие нескольких конкурирующих стандартов внутри одного сектора рынка недопустимо. Если бы существовало два несовместимых формата для CD-RW, мы бы сейчас наверняка спорили, какой из них лучше, а многие не решались бы купить ни один, при этом себестоимость приводов и болванок, а также норма прибыли были бы выше в связи с меньшим объемом каждого сектора. Единый стандарт для каких-либо устройств - это база инфраструктуры, такая же как железные дороги… Представьте, что в Украине существовало бы два типа железных дорог с разной шириной колеи. Привела бы такая конкуренция к положительным результатам?

Но что было бы, не будь войны форматов? Во-первых, при едином стандарте покупателю оставалось бы выбрать только модель драйва и не забивать себе голову вопросами, какому формату отдать предпочтение и в чем их отличия. Нередко встречаются люди, которые берут резак одного типа, а болванки другого. Попадаются даже менеджеры крупных компаний, которые сами не знают, что продают и что существует два формата. Во-вторых, общий рынок устройств записи DVD к нынешнему моменту был бы шире, так как производители продвигали бы на рынок единый стандарт и средств на разработку R&D уходило бы меньше, чем сейчас, что позволило бы снизить цены. А конкуренция была бы ничуть не ниже (между отдельными производителями резаков и отдельными производителями болванок). В-третьих, цены, скорее всего, снизились бы, так как единый стандарт сразу станет популярным для мэйнстрим-сектора домашних и офисных компьютеров и начнет вытеснять CD-RW на рынок low-end. При этом объемы производства как приводов, так и болванок возрастут многократно, и прибыль вполне можно будет получать при гораздо более низкой марже, чем сейчас (болванки и для "+", и для "-" обходятся конечному потребителю в три-семь раз дороже себестоимости, тогда как для CD-R розничная цена всего вдвое выше себестоимости).

Мультиформатные приводы - панацея или компромисс?

Как мы уже выяснили, оба конкурирующих стандарта отличаются друг от друга мало и не предоставляют пользователю особых преимуществ. Если исходить из этих соображений, то получается, что мультиформатные приводы не нужны - это просто компромисс, вызванный неопределенностью ситуации. Выпуск подобных устройств оправдан только в том случае, если их стоимость не будет превышать стоимость писалки одного формата. Но даже если мультиформатные приводы заполонят рынок, производителям дисков не слишком удобно выпускать носители обоих форматов, легче перевести все линии на изготовление болванок одного формата (ведь суммарная емкость рынка не увеличивается от существования нескольких форматов записи).

Однако в реальности все получается не совсем так: после того, как вышел первый мультиформатный привод Sony DRU-500A, сразу несколько производителей анонсировали собственные модели таких устройств. В их числе - NEC, Teac, LiteOn, и их становится все больше, а цены падают все ниже, так что, возможно, мультиформатные приводы вытеснят с рынка устройства, рассчитанные на запись дисков только одного формата.

DVD±RW - пока еще экзотика, рядовой покупатель только присматривается к этой технологии, а на горизонте уже маячит следующее поколение записываемых оптических дисков - технология, использующая синий лазер и позволяющая записывать от 17 до 27 Гбайт на одностороннюю однослойную болванку. Самое интересное, что и новому поколению записываемых дисков, похоже, не избежать войны стандартов: Blu-ray, предложенный девяти крупнейшими компаниями, против формата Advanced Optical Disc System (далее AODS) от Toshiba-NEC. История повторяется: альянс против DVD-Forum, который, поддержав AODS, тем самым, возможно, подписал себе смертный приговор как авторитетной стандартообразующей организации.

В данном случае по одну сторону баррикад - Sony, Matsushita, Samsung, LG, Philips, Thomson, Hitachi, Sharp и Pioneer, а по другую - Toshiba, NEC и слабеющий DVD-Forum. Берусь предположить, что и Microsoft поддержит именно Blu-ray. Казалось бы, у альянса Toshiba-NEC нет шансов, но тут, как и в случае с противостоянием DVD-R и DVD+R, вмешивается себестоимость болванок и легкость перевода существующих линий на их производство. AODS позволяет использовать существующие линии для изготовления DVD-R (а возможно, даже CD-R, судя по всему - опять заменой матрицы, что обойдется всего в $200 тысяч), а вот для изготовления дисков Blu-ray нужны новые линии.

Да и по вопросу лицензирования наверняка AODS будет более приемлемым для производителей, чем Blu-ray. Кстати, интересно, что DVD-Forum поддержал AODS только из-за того, что консорциум Blu-ray просто не стал подавать заявку на утверждение своего формата.

Если так, то получается абсолютно непонятная ситуация: Blu-ray сам создает себе довольно сильного конкурента. Возможно, конечно, эти девять фирм решили не делиться с другими участниками DVD-форума, ведь если бы он утвердил их стандарт, лицензионные отчисления платились бы именно DVD-форуму и распределялись между всеми его участниками, коих насчитывается аж 215.

Да и вообще говорить о победе Blu-ray уже поздно. Хоть альянс и собрал девять сильнейших компаний, еще не известно, насколько активно они будут продвигать свой стандарт. Если так же нерешительно, как DVD+RW Alliance - свой, то AODS может сразу же вырваться в лидеры. А если вспомнить, что именно NEC и Toshiba выбрали самую агрессивную ценовую политику при продвижении нынешних форматов записи DVD и что AODS гораздо дешевле с точки зрения производства дисков, можно быть уверенным, что если этот стандарт не опоздает, у него есть большие шансы занять существенную долю рынка, с которой Blu-ray будет вытеснять его довольно долго (хотя в конце концов вытеснит). Однако есть ощущение, что стандарт опаздывает: первое устройство записи Blu-ray уже выпущено компанией Sony, производство дисков тоже началось, а вот AODS ожидается лишь к концу года. А ведь ему надо успеть выйти на массовый рынок раньше, пока мастодонт Blu-ray не успел развернуться. Иначе шансы у него мизерные… Кстати, поддержка DVD-Forum ровным счетом ничего не значит, и если бы Blu-ray -консорцум захотел ее получить, он бы ее получил

DVD — универсальный цифровой диск, на котором вы можете хранить данные, представленные в самых разных форматах. В настоящий момент времени, существует сразу-же несколько стандартов записи таковых дисков. Сами по себе, они являются практически идентичными. Тем не менее, существуют некоторые отличия в плане их совместимости, а также процесса прожига диска, который сам по себе не отличается ничем особенным.

Что собой представляет DVD-R и DVD-RW?

В простонародье DVD-R нередко называют еще «минусом». По сути дела, этот стандарт записи дисков является самым первым. Разработан он был компанией Pioneer, в далеком 1997 году и согласно некоторым своим характеристикам очень похож на обыкновенные CD-R. Он воспринимается в качестве стандарта бытовых плееров, ввиду чего, абсолютно все те диски, которые были записаны на DVD-R болванках, смогут без каких-либо проблем читаться на всех бытовых плеерах.


Обыкновенные разновидности таковых дисков, вы сможете записать всего лишь один раз. Ну а вот что касаетсямультисессионных DVD-R, то их вы сможете «дописать». Если верить официальному заявлению представителей вышеупомянутой компании, то следовало бы отметить, что диски DVD-R могут вмещать 3,95 Гб . При этом, хранить информацию на них, вы сможете в течение 100 лет.

С одного только названия DVD ReWritable, которое переводится, как перезаписываемый DVD, можно понять, что пользуясь им, вы сможете многократно переписывать ту или иную информацию. Принцип работы этого стандарта записи дисков, является аналогичным тому, который предусмотрен в DVD-R. Единственным их отличием, может считаться разве то, что в DVD-RW, потребителю будет предоставлена возможность многократно менять отражающую способность используемой поверхности . DVD-RW совместим далеко не со всеми DVD-устройствами. Объясняется такое положение дел тем, что мощности лазера, используемого в старых приводах, далеко не всегда хватает для полноценного отражения от поверхности диска. По этому и происходит так, что диск не совсем корректно читается, а в некоторых случаях и вовсе не распознается. Главным преимуществом их использования, сейчас считается то, что перезаписывать их можно чуть ли не 1500 раз.

Интересные факты касательно обоих этих стандартов

Возможно некоторым из вас это покажется не совсем правдоподобным, но стандарт DVD RW появился раньше, чем DVD R. За его создание ответственны несколько членов DVD-форума. В настоящий момент времени, приводы, которые поддерживают DVD RW, изготавливаются компаниями SONY, Philips, HP. Отличительной особенностью данного стандарта, является то, что он, имеет возможность похвастаться наличием возможности, которая позволяет конечному потребителю отформатировать диск в такую файловую систему, которая была бы совместимой с FAT.


Таким образом больше не нужно будет стирать диск целиком, ведь если такая необходимость у вас все же возникнет, удалить можно будет один, конкретный файл. Существует сейчас также и такой стандарт записи дисков, который принято называть DVD RAM. Об его существование стало известно 1998 году. Разработан он был представителями компании Panasonic и изначально, вмещал в себя 2,6 Гб, ну а теперь этот показатель был увеличен к 9,4 Гб . Отличительной особенностью DVD RAM является то, что он обладает нестандартной конструкцией. Кстати говоря, именно ввиду наличия последней, такие диски помещаются в специальный картридж, который необходим для его защиты от всевозможных механических воздействий, влияний окружающей среды и так далее.

Чем DVD R отличается от DVD RW?

Основное отличия данных форматов записи дисков, сводится к тому, что DVD R, могут быть использованы для однократной записи, в то самое время, DVD-RW поддерживают многократную перезапись, которая в некоторых, определенных случаях составляет целых 1500 раз . Их емкость может быть подобрана с учетом ваших индивидуальных потребностей и пожеланий. Ну а вот, если вы предполагаете, что перезаписывать информацию на ранее приобретенном диске, вам нужно будет несколько раз, то лучше всего перестраховаться и обзавестись DVD RW. Цена этих дисков, находится на одном и том же уровне и именно по этому, мы и рекомендуем вам обзавестись DVD RW, так как переписывать приобретенный диск вам наверняка потребуется, причем неоднократно!

Теперь вряд ли кого-то можно удивить оптическим диском. Все уже давно используют эти нехитрые устройства для хранения фильмов, музыки, игр и прочей полезной и бесполезной цифровой информации. Хотя сейчас диски понемногу начинают выходить из нашего обихода, так как их всё чаще и чаще заменяет флеш-память, но всё равно данные носители остаются достаточно востребованными. Поэтому необходимо разобраться со стандартами и отличиями типов оптических дисков.

Размеры, емкость и прочие «пузомерки»

Два основных и, опять же, всем прекрасно известных стандарта CD и DVD-R имеют одинаковые размеры. Диаметр полноформатного диска составляет 120мм и 80 мм у мини версии (миньон).

Если говорить относительно ширины дорожки, то у CD-диска она составляет 1,6 мкм, при минимальной длинне пита в 0,833 мкм. Компакт-диски имеют емкость 650 или 750 Мбайт, а у «миньонов» - 185 или 210 Мбайт.

Ширина дорожки DVD равна 0,8 или 0,74 мкм, при длинне пита – 0,44 или 0,40 мкм. По этим цифрам видно значительное уплотнение записываемой информации по сравнению с CD. DVD-диски имеют емкость 4,7 Гбайт (стандарт), а у «миньонов» - 1,4 Гбайт. Диски стандарта DVD, в различных своих интерпретациях могут быть двухсторонними (емкость 9,4 Гбайт) или двухслойными (емкость 8,5 Гбайт) .

Немного о дисках Blu-ray. Эти диски поддерживают плотность записи около 25 Гбайт на один слой. Особенность названия вытекает из способа чтения/записи данных дисков, для этого используется специальный сине-фиолетовый лазер с длинной волны 405 нм, что почти в два раза меньше, чем у стандартов CD (780нм) и (DVD 650 нм). За счёт таких уменьшений, появилась возможность сузить дорожку вдвое по сравнению с обычными DVD, при этом, соответственно, увеличилась плотность записи данных на носитель. У Blu-ray ширина дорожки составляет 0,32 мкм.


Отличия типов дисков DVD,СD «-», DVD, CD «+»

Я думаю не стоит напоминать о том, что диски RW – это перезаписываемый тип дисков (DVD-RW, СD-RW), то есть записав один раз информацию вы сможете стереть её и записать новую, но количество операций стираний/записи – жёстко ограничено.

Хотелось бы подробнее обсудить типы дисков плюс «+» и минус «–«. То есть сравнить типы DVD-R, СD-R и DVD+R, СD+R. Чем же они отличаются?

Начну с того, что «минус» (DVD-R) – это более старый стандарт, который поддерживается даже самыми древними (DVD/CD-плеерами). Данный тип поддерживает битовые потери, то есть его резонно применять для записи потоковых данных, к примеру мультимедиа(музыка, фильмы и прочая подобная информация). Соответственно «плюс» (DVD+R) битовых потерь не допускает, поэтому преимущественно оптимизирован под запись программ, где имеется туча различных мелких файлов. Но это не означает, что фильмы и музыку нельзя писать на DVD+R, просто для этого более оптимизирован DVD-R.

Ещё одно значительное отличие – это поддержка мультисессионности. «Плюс» поддерживает, а «минус» – нет. То есть вы сможете спокойно дописывать данные на DVD + R. Если же будет произведена «дозапись» на диск DVD – R, то это будет в ущерб старой информации, которая уже записана на диск.

Также мы предлагаем вам ознакомится с материалом на тему: RAID-массив . Вы узнаете что это такое, а также ознакомитесь с уровнями массивов RAID.

Если говорить про DVD, CD + RW и DVD,CD – RW, то тут «плюс» значительно лучше, так как он поддерживает множество интересных технологий, по типу исключения bad блоков (media defect mangment) и другие.