Подключение и работа с vk api. Что такое API ВКонтакте и зачем оно нужно

Всем привет!

Захотелось мне тут поработать с API Вконтакте чтобы можно было полноценно управлять своим аккаунтом и группами/пабликами прямо из скриптов. И причем все на PHP. К слову сказать для Ruby есть подходящий Gem, а для PHP куча статей половина из которых уже содержит неактуальные сведения. И что же делать?

Как говорится тот кто ищет тот всегда найдет. На просторах GitHub нашелся подходящий проект - vkPhpSdk который довольно сильно упрощает работу с этой соцсетью

Для начала отмечу что тут есть два варианта для работы:

2) С созданием приложения и последующей пользовательской авторизации для работы.

Вкратце объсню в чем различия. В первом случае можно просто делать запросы к API без всякой авторизации и получать различные данные. К примеру список друзей определенного пользователя, сообщения со стенки и прочее. Практически все get-функции доступны без access_token. Поэтому всякие различные парсеры и прочие штуки можно пилить уже так.

Второй же вариант предполагает также возможность публикации записей, загрузки медаконтента и вообще полноценное управление аккаунтом (даже статусы можно выставлять, лол). Но тут также необходимо создать Standalone-приложение (Приложение для Web-сайта не выбирайте, из него нет возожности делать set-запросы) и получить для него определенные права у пользователя.

Итак. Давайте посмотрим на примере из vkPhpSdk:

api("getProfiles", array("uids" => $vkPhpSdk->getUserId(), "fields" => "uid, first_name, last_name, nickname, screen_name, photo_big",)); echo "My profile:{br/}"; echo "{pre}"; //тут просто парсер на сайте корежит, думаю догадаетесь что надо сделать =) print_r($result); echo "{/pre}"; ?>

Тут мы просто получаем данные о пользователе. Поля прописаны в запросе.

authorize() === true) { // Init vk.com SDK $vkPhpSdk = new VkPhpSdk(); $vkPhpSdk->setAccessToken($oauth2Proxy->getAccessToken()); $vkPhpSdk->setUserId($oauth2Proxy->getUserId()); // API call - wall post $result = $vkPhpSdk->api("wall.post", array("owner_id" => $vkPhpSdk->getUserId(), "message" => "Wellcome to vkPhpSdk!",)); echo "Wall post response: {br /}"; echo "{pre}"; print_r($result); echo "{/pre}"; } else echo "Error occurred"; ?>

А вот уже тут мы постим пользователю сообщение на стенку. После того как он зайдет на страницу с этим кодом то появится запрос прав от приложения. Если пользователь соглашается то на стене у него постится запись.

Client_id и client_secret можно получить при создании приложения

В параметре scope передаются функции разрешение выполнения которых требует приложение

В данном примере я записал все функции, включая offline. Особенность этой функции такая что получив один раз access_token можно просто запихнуть его в $vkPhpSdk->setAccessToken и Oauth2Proxy даже не вызывать. В итоге приложение будет работать с правами одного авторизованного пользователя до тех пор пока он не сменит пароль. Это пригодится если вы напишете бота и один раз его авторизовав будете рулить им из скрипта.

Ну вот как то так. Как видите все на самом деле очень просто. Удачи! =)

Начнем с основ: что такое API? Аббревиатура расшифровывается как Application Programming Interface, или интерфейс для программирования приложений. Название, вроде бы, говорит само за себя, но лучше рассмотреть более детальное объяснение.

Как уже было сказано, API – это, в первую очередь, интерфейс. Интерфейс, который позволяет разработчикам использовать готовые блоки для построения приложения. В случае с разработкой мобильных приложений в роли API может выступать библиотека для работы с "умным домом" – все нюансы реализованы в библиотеке и вы лишь обращаетесь к этому API в своём коде.

В случае веб-приложений, API может отдавать данные в отличном от стандартного HTML формате, благодаря чему им удобно пользоваться при написании собственных приложений. Сторонние общедоступные API чаще всего отдают данные в одном из двух форматов: XML или JSON. На случай, если вы решили сделать API для своего приложения, запомните, что JSON намного более лаконичен и прост в чтении, чем XML, а сервисы, предоставляющие доступ к данным в XML-формате, постепенно отказываются от последнего.

API в веб-приложениях на примерах

Некое приложение – например, Github – имеет свой API, которым могут воспользоваться другие разработчики. То, как они будут пользоваться им зависит от возможностей, которые предоставляет API и от того, насколько хорошо работает фантазия у разработчиков. API Гитхаба позволяет, например, получать информацию о пользователе, его аватаре, читателях, репозиториях и множество других полезных и интересных сведений.

Подобным образом можно посылать запрос на любом языке, в том числе и на Ruby. Ответом на запрос будет примерно такая информация:

{ "login" : "Freika" , "id" : 3738638, "avatar_url" : "https://avatars.githubusercontent.com/u/3738638?v=3" , "gravatar_id" : "" , "url" : "https://api.github.com/users/Freika" , "html_url" : "https://github.com/Freika" , "followers_url" : "https://api.github.com/users/Freika/followers" , "following_url" : "https://api.github.com/users/Freika/following{/other_user}" , "gists_url" : "https://api.github.com/users/Freika/gists{/gist_id}" , "starred_url" : "https://api.github.com/users/Freika/starred{/owner}{/repo}" , "subscriptions_url" : "https://api.github.com/users/Freika/subscriptions" , "organizations_url" : "https://api.github.com/users/Freika/orgs" , "repos_url" : "https://api.github.com/users/Freika/repos" , "events_url" : "https://api.github.com/users/Freika/events{/privacy}" , "received_events_url" : "https://api.github.com/users/Freika/received_events" , "type" : "User" , "site_admin" : false , "name" : "Evgeniy" , "company" : "" , "blog" : "http://frey.su/" , "location" : "Barnaul" , "email" : "" , "hireable" : true , "bio" : null, "public_repos" : 39, "public_gists" : 13, "followers" : 15, "following" : 21, "created_at" : "2013-03-01T13:48:52Z" , "updated_at" : "2014-12-15T13:55:03Z" }

Как видно из блока выше, ответ содержит логин, аватар, ссылку на профиль на сайте и в API, статус пользователя, количество публичных репозиториев и прочую полезную и интересную информацию.

Одного API недостаточно

Создать полноценный API для своего приложения – лишь половина дела. Как вы предполагаете обращаться к API? Как к нему будут обращаться ваши пользователи?

Первое, что приходит в голову, это обычная серия HTTP-запросов с целью получения нужной информации, и это неправильный ответ. Самый очевидный способ в этом случае не является самым удобным и простым. Гораздо разумнее будет создать специальную библиотеку для работы с интерфейсом, в которой будут описаны все необходимые способы получения и отправки информации при помощи API.

Еще раз воспользуемся Github для приведения примера: для работы с АПИ этого прекрасного сервиса (а интерфейс у него предоставляет обширнейшие возможности) создано несколько библиотек на различных языках, например гем Octokit . В документации к таким библиотекам (и приведенному в качестве примера гему) любой заинтересованный разработчик сможет отыскать все необходимые способы получения информации от Гитхаба и отправки её обратно через API сервиса.

Таким образом, если вы создаете собственный API, подумайте, возможно стоит озаботиться созданием так же и библиотек для работы с ним на наиболее распространенных языках. И будьте готовы, что при определенном уровне востребованности вашего приложения кто-то другой может создать собственную библиотеку для работы с вашим API. Это нормально.

Полезные ссылки

В последующих статьях мы расскажем о том, как правильно создавать API, обеспечить его безопасность и ограничить доступ к части информации.

Для начала, давайте определимся, что же такое VK API и какие возможности он нам предоставляет. API Вконтакте — позволяет разработчику взаимодействовать напрямую с базой данных вконтакте при помощи специальных http запросов. Чем нам, как разработчикам это может быть полезно? При помощи API мы можем извлекать самую различную информацию о пользователях, группах, записи со стены, фотографии и многое другое. Само собой, сервис имеет определенные ограничения, об этом подробнее под катом.

Предупреждаю сразу, статья не для новичков и некоторые моменты я пояснять не буду, так как статья получится очень длинной. Данными статьями я хочу лишь показать принцип работы с VK API и примеры кода. И конечно же код будет доступен на github .

Основная информация

Первое, что нам нужно для создания нашего приложения, это перейти по адресу https://vk.com/dev . Далее переходим в «Мои приложения» и нажимаем кнопку «Создать приложение» . Вконтакте позволяет регистрировать 3 типа приложений, краткое описание каждого:

  • Standalone-приложение - это для мобильных клиентов, десктопных программ и сайтов на которых взаимодействие с API будет вестись из Javascript.
  • Веб-сайт - если вы хотите написать скрипт для веб сайта, который будет использовать API указывайте этот вариант.
  • IFrame/Flash приложение - игры в вконтакте и т.д.

Пишем имя приложения, тип выбираем «Веб-сайт», в адрес сайта и базовый домен указываем собственно адрес вашего сайта и домен. Если разрабатываете локально, можно указывать http://localhost .

Создание приложения

Наше приложение создано, теперь в разделе редактирования, переходим в «Настройки». На этой странице будут нужные нам данные, а именно id , защищенный ключ и сервисный ключ . Все это нужно для авторизации пользователя. Алгоритм взаимодействия с API очень простой:

  1. Пользователь авторизирует учетную запись ВК в приложении.
  2. Получает специальный токен.
  3. Выполняет запросы к API.

Теперь нужно собственно написать код, который позволит нам взаимодействовать с API. Писать мы будем на PHP с подключением некоторых библиотек. Нам понадобится composer , если у вас не установлен, то можете скачать его перейдя по этой ссылке .

В папке проекта создаем файл composer.json и записываем в него следующее:

{ "require": { "slim/slim": "^3.0", "twbs/bootstrap": "4.0.0-alpha.6", "illuminate/database": "^5.4", "slim/twig-view": "^2.2", "guzzlehttp/guzzle": "~6.0" } }

Сохраняем файл, открываем консоль и переходим в папку с нашим проектом в котором есть созданный нами файл. Выполняем команду composer install .
Этой командой мы установили мини фреймворк Slim, Bootstrap для быстрой верстки, пакет для работы с базой данных и шаблонизатор.

Структура приложения

Структура очень проста и включает в себя несколько файлов и папок.

  • app — для настроек приложения, в этой папке будем держать маршруты, классы и прочие файлы настроек.
  • public — основная папка в которой содержится файл index.php и файлы стилей
  • resources — папка для представлений(views)

Создаем файлы

public/index.php

run();

В этом файле мы только запускаем наше приложение, все настройки будем производить в других файлах. Это наша точка входа.

app/app.php

include "../vendor/autoload.php"; // Debug $config = [ "settings" => [ "displayErrorDetails" => true, "LogLevel" => "debug", "vk" => [ "client_id" => "ID ВАШЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ", "client_secret" => "СЕКРЕТНЫЙ КЛЮЧ ВАШЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ", "redirect_uri" => "http://vk-tutor.com/authorize", "display" => "popup", "scope" => "friends,wall,offline", "response_type" => "code" ] ], ]; $app = new Slim\App($config); // DI for twig view $container = $app->getContainer(); $container["view"] = function ($container) { $view = new \Slim\Views\Twig("../resources/views", [ "cache" => false ]); $basePath = rtrim(str_ireplace("index.php", "", $container["request"]->getUri()->getBasePath()), "/"); $view->addExtension(new Slim\Views\TwigExtension($container["router"], $basePath)); return $view; }; include "classes/VK.php"; // Routes require "routes.php";

Не пугайтесь, сложного нет ничего. Просто подключаем загрузчик, внедряем зависимость для применения Twig и подключаем файл с маршрутами.

app/routes.php

get("/", function ($request, $response) { $vk = new VK($this->get("settings")["vk"]); if (isset($_SESSION["vk"])) { if (!isset($_SESSION["account"])) { // Устанавливаем токен $vk->accessToken = $_SESSION["vk"]->access_token; // Получаем информацию о текущем пользователе // Записываем всю информацию в сессию $_SESSION["account"] = $vk->getAccountInfo($_SESSION["vk"]->user_id); } return $this->view->render($response,"index.html", ["vk" => $vk, "account" => $_SESSION["account"]->response]); } return $this->view->render($response,"index.html", ["vk" => $vk]); }); $app->get("/authorize", function ($request, $response) { // Проверяем, есть ли в адресной строке код if ($request->getQueryParam("code") != NULL) { $vk = new VK($this->get("settings")["vk"]); // Получаем токен $_SESSION["vk"] = $vk->getAccessToken($request->getQueryParam("code")); } return $response->withStatus(302)->withHeader("Location", "../"); });

Теперь наше приложение полностью готово к использованию. Для рендеринга страницы, нужно поместить шаблон в директорию resources/views . Можем приступать к написанию самого кода, который позволит нам взаимодействовать с API вконтакте. Поскольку нам нужно будет выполнять HTTP запросы к API, я установил Guzzle. Это HTTP клиент который позволит нам очень просто выполнять HTTP запросы к vkontakte.

Класс для работы с VK API

client_id = $params["client_id"]; $this->client_secret = $params["client_secret"]; $this->redirect_uri = $params["redirect_uri"]; $this->display = $params["display"]; $this->scope = $params["scope"]; $this->response_type = $params["response_type"]; } public function getLoginLink() { $params = [ "client_id" => $this->client_id, "redirect_uri" => $this->redirect_uri, "scope" => $this->scope, "response_type" => $this->response_type ]; return $this->loginUrl . http_build_query($params); } public function getAccessToken($code) { $client = new \GuzzleHttp\Client(); $response = $client->request("POST", $this->queryUrl, [ "form_params" => [ "client_id" => $this->client_id, "client_secret" => $this->client_secret, "redirect_uri" => $this->redirect_uri, "code" => $code, ], "verify" => false, ]); $data = json_decode($response->getBody()); return $data; } public function getAccountInfo($id) { $url = "https://api.vk.com/method/users.get"; $client = new \GuzzleHttp\Client(); $response = $client->request("POST", $url, [ "form_params" => [ "user_ids" => $id, "fields" => "photo_50,counters", "name_case" => "Nom", "access_token" => $this->accessToken ], "verify" => false ]); $data = json_decode($response->getBody()); return $data; } }

Я написал небольшой класс, который пока еще умеет только авторизировать пользователя.
Метод getLoginLink() генерирует ссылку для авторизации, метод getAccessToken() запрашивает токен для доступа и последний метод getAccountInfo() загружает информацию об авторизованом пользователе.

На этом логика приложения завершена и при авторизации пользователя мы получим в сессии массив с данным пользователя и можем отобразить это.
Поскольку я подключил Twig шаблонизатор, шаблоны у меня записываются в html файлы, но вы можете использовать и обычные php файлы или другой шаблонизатор.

Код файла для отображения информации.

{% extends "layout/app.html" %} {% block content %}

{% if account %}

Учетная запись


{% for acc in account %}
{{ acc.first_name }} {{ acc.last_name }}
Друзей: {{ acc.counters.friends }}
Подписчиков: {{ acc.counters.followers }}
{% endfor %} {% else %}

Авторизировать пользователя


Авторизация {% endif %}
{% endblock %}

Фреймворк slim очень хорошо подходит для создания небольших приложений и API для своих проектов, поэтому я его и использовал в этой статье и будем продолжать использовать далее. В следующей статье посмотрим как можно достать посты со стены в группе и обработать их.

Апрель 2018-го года. Мне было 14. Мы с друзьями играли в тогда очень популярную онлайн-викторину «Клевер» от ВКонтакте. Один из нас (обычно я) всегда был за ноутбуком, чтобы пытаться быстро гуглить вопросы и глазами искать в поисковой выдаче правильный ответ. Но вдруг я понял, что каждый раз выполняю одно и то же действие, и решил попробовать написать это на частично известном мне тогда Python 3.

Шаг 0. Что здесь происходит

Для начала я освежу в вашей памяти механику «Клевера».

Игра для всех начинается в одно и то же время - в 13:00 и в 20:00 по Москве. Чтобы сыграть, нужно в это время зайти в приложение и подключиться к прямой трансляции. Игра идет 15 минут, в течение которых участникам на телефон одновременно приходят вопросы. На ответ дается 10 секунд. Затем объявляется верный ответ. Все, кто угадали, проходят дальше. Всего вопросов 12, и если ответить на все – получишь денежный приз.

Получается, наша задача - мгновенно ловить новые вопросы от сервера Клевера, обрабатывать их через какой-либо поисковик, а по результатам выдачи определять правильный ответ. Вывод ответа было решено производить в телеграм-бота, чтобы уведомления из него всплывали на телефоне прямо во время игры. И все это желательно за пару секунд, ведь время на ответ сильно ограничено. Если вы хотите увидеть, как довольно простой, но рабочий код (а посмотреть на такой будет полезно новичкам) помогал нам обыгрывать Клевер – добро пожаловать под кат.

Тем, кто решил заняться разработкой приложений для ВКонтакте рано или поздно придется столкнуться с таким понятием как API (application programming interface), что в дословном переводе означает интерфейс прикладного программирования.


Более просто – API это целый комплекс разнообразных готовых функций, готовых классов, констант и т.д., которые можно использовать в сторонних . API ВКонтакте постоянно дорабатывается и сегодня это – уже полнофункциональный набор дополнений, позволяющий .

Подробно ознакомиться с документацией вы можете вот .
Последнее глобальное преобразование этой среды разработки было проведено еще в апреле 2009 года. Конечно, и после этого сайт постоянно модифицировался. Отметим основные возможности API ВКонтакте

  1. На API был реализован доступ приложений к друзьям, их фото, видеозаписям. Приложения сейчас могут самостоятельно создавать альбомы, размещать в них информацию . Ранее такого не было. Что важно, пользователь при установке такого приложения сам решает, открывать ему доступ к личным данным или нет.
  2. Рассылка приложениями уведомлений. Да, это порой надоедливое всплывающее уведомление в левой нижней части экрана также реализовано на API.
  3. Приглашать друзей в приложения стало проще также благодаря интерфейсу прикладного программирования , на котором была реализована данная функция массового приглашения. Впоследствии эти приглашения стали использоваться и для рекламы.
  4. Со страниц приложений исчезла реклама от ВК. Теперь разработчик игры или программы для ВК сам решает, нужна ли ему в его «флешке» реклама. Если да – он вправе разместить собственную и получать с нее 100% прибыль .
  5. Как назвали это разработчики ВК, пользователи, интегрирующие приложения, получили доступ к внутренней экономике сети. Проще говоря, стало доступным API позволяющее использовать ВКонтакте в качестве внутренних расчетов .
  6. Возможность запуска приложений в полноэкранном режиме . Увеличение максимального размера фрейма дало возможность для размещения дополнительных баннеров с рекламой, так что сегодня разработка приложений для ВК – это не просто удовольствие, а довольно прибыльное занятие при решении заняться рекламой, продажей баннеров с него.
  7. Сторонние приложения распространяются сейчас и через ленту новостей . Это еще один шаг для их популяризации. Кроме того (пусть уже и было это давно, приложению доступной стала миниатюрная иконка).
  8. Порядок вывода приложений также реализован на API. Сегодня по умолчанию, те игры, которые запускаются чаще всего – находятся у вас на первых позициях. Которыми давно не пользовались – найдете в конце списка.
  9. Благодаря API стала доступна и подробная встроенная статистика. Сегодня вы легко можете посчитать посетителей, просмотры страниц, пол, возраст, местонахождение пользователя приложения. Вся информация представляется максимально наглядный образом, в виде flash графиков, которые строятся моментально. Сделано это в первую очередь для рекламы (продажи рекламных площадей). Вы получаете статистику, видите что приложение используют десятки тысяч людей. Показываете это рекламодателю, который наверняка захочет оплатить баннер именно в таком приложении.
  10. Для самых популярных приложений стала возможна регистрация коротких поддоменов (например chat.vk.com и аналогичных) для простого запоминания и быстрого доступа.
  11. Ну и, наконец, появилась возможность вывода информации на личных страницах пользователей .