Проект на тему человек и информация. Человек и информация в современном обществе

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литература и её роль в духовной жизни человека

Словесность как вид искусства существует на Земле столько же, сколько существует на ней человечество. На протяжении тысячелетий люди создавали культурные ценности, среди которых важное место занимали разные виды искусства. Может показаться, что развитие человеческой культуры сходно с постепенным восхождением на высокую гору: от примитивных орудий труда люди шли к высоким технологиям, языческие обряды сменялись созданием театральных действ, на месте холодных землянок появлялись удобные дома… Менялись представления людей об окружающем мире, менялось и искусство.

Внутри каждой цивилизации действует своя закономерность культурного развития, своя национальная традиция, имеются свои стадии развития. Поступательное развитие литературы внутри цивилизации называется литературным процессом.

Фольклор – устное народное творчество, возникшее в долитературный период, оказавшее значительное влияние на формирование литературы. Устное народное творчество

Фольклор Эпос Лирика Драма Жанры: трагедия, рассказ, лирическая песня, былина, пословица, комедия, лирическое стихотворение, сказка, роман, историческая песня, загадка. - Распределите жанры в таблице

фольклор эпос лирика драма лирическая песня рассказ лирическое стихотворение трагедия былина роман комедия пословица сказка Историческая песня загадка Проверь себя

Какие фольклорные жанры сегодня являются архаичными, а какие – живые? - Из каких жанров устного народного творчества сформировались отдельные литературные жанры? Установите возможные параллели.

1. Размах и величие изображаемых событий, гиперболизация образов, характеров (в сказках и былинах). 2. Поэтика повтора (повторение тем, сюжетов, эпизодов, реплик, речевых оборотов), экспрессивная тавтология («думу думать»). 3. Наличие постоянных эпитетов. 4. Использование традиционных сравнений и символов, психологический параллелизм. Поэтика фольклора

В прошлом существовали древнекитайская, древнеегипетская, античная литературы, но они развивались сами по себе, не образуя единого художественного процесса. Внутри каждой из этих литератур появлялись подлинные художественные шедевры, которыми по праву гордится всё человечество, но эти шедевры остаются достоянием отдельных национальных литератур. Мировая литература начала складываться лишь тогда, когда стали появляться произведения, выходящие за пределы своей национальной традиции, оказывающие влияние на читателей и писателей народов, говорящих на другом языке.

* Что из себя представляет данное произведение? * Почему, в каких условиях возникло? * Каким потребностям общества отвечало? * Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? * Какое значение для общества и литературы имело и имеет? - На какие основные вопросы отвечает история литературы?

Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?

* Былина «Садко» * «После бала» Л.Н. Толстого *»Бородино» М.Ю. Лермонтова * «Повесть о Петре и Февронии Муромских» * «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина * «Песня о Соколе» М. Горького Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:

1. Былина «Садко» 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 3. «Песнь о В ещем Олеге» А.С. Пушкина 4. «Бородино» М.Ю. Лермонтова 5. «После бала» Л. Н. Толстого 6. «Песня о Соколе» М. Горького Проверьте себя

Говоря об истории русской литературы, мы приобщаемся к главному национальному богатству, так как великие произведения прошлого и настоящего, словно зеркало, отразили в себе исторический путь народа, становление его самосознания. Обратимся к учебнику: литература -9, стр.4.


Урок 1

Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;

углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.

Ход урока.

    Вступительная беседа.

    Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

    Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

Вывод:

Художественная литература

Писатель читатель

мысли переживания соразмышление сопереживание

соучастие

6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?

    Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)

    Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в)

а) образом; б) персонажем; в) типом.

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

9. Сюжет – это:

б) совокупность событий и действий;

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

III. Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса:

      Древнерусская литература.

      Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.

      Литература XIX века. Романтизм. Реализм.

      Литература XX века.

IV. Роль литературы в духовной жизни человека?

    V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».

Приложение к уроку 1.

Литература как искусство слова

      Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

9. Сюжет – это:

а) основное содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

10. В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12. Для определения жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.

Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока.

    Повторение изученного в 5-8 классах.

    Беседа по статье «Древнерусская литература».

    Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?

    Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?

    Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

    Дайте определение слову «жанр».

    Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

(См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

    Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).

Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?

    Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)

переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст

Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?

3. Слово учителя о переводах «Слова…».

4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».

5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».

III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.

Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».

Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.

Ход 3 урока.

      Проверка домашнего задания.

1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»

План событий по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным частям

«Слова…»

    Выступление в поход князя Игоря.

    Солнечное затмение.

    Первое удачное столкновение с половцами.

    Неудачи второго боя.

    Ранение и пленение Игоря.

    Набеги половцев на Русь.

    Побег Игоря.

      Вступление.

      Сборы в поход, предзнаменование.

      Первый бой.

      Второй бой.

      история сражения с половцами.

      Поражение.

      Лирическое рассуждение о междоусобицах.

      Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

      обращение к князьям.

      Плач Ярославны.

      Возвращение Игоря.

      Приветственная встреча.

●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?

●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?

2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.

II.Изучение нового материала.

– Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?

    Характеристика образной системы «Слова…».

    Какие образы «Слова…» вам запомнились?

    Как вы их себе представляете?

●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?

● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?

● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?

    Кто главный герой «Слова…»?

    Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).

    Изучение композиции «Слова…».

● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?

●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?

●А с чего начинается «Слово…»?

●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?

III. Домашнее задание:

Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?

Как природа откликается на происходящее?

●Сообщения: жанровые особенности произведения;

Наизусть отрывок из произведения.

Ход 4 урока.

      Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

    Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?

(В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)

в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;

● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)

● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?

● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).

4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?

      Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».

      Продолжение беседы:

      Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».

      Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)

Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»

2.Возвращение князя Игоря на родную землю.

Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа

Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...

Цель урока:

Определить роль литературы в духовной жизни общества,
Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,
Выявить уровень литературного развития учащихся.

Кроме литературы, чем и дышать,

Опускаясь на дно морское…

М.Щербаков. Целое лето

1. Орг. Момент

2. Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

(Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

А.Ахматова

Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

5. Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
“Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтися никогда!

Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

8. Домашнее задание

Ответить письменно на один из вопросов:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».