Систематизация и хранение информации. Систематизация информации

Поиск научной информации может вестись различными методами, которые можно условно разбить на две группы : методы получения готового информационного продукта и методы моделирования (рис. 6.4).

Естественно, для исследователя наибольший интерес представляют свежие данные авторитетных источников. Но прежде чем начинать их



Рис. 6.4. Основные методы поиска научной информации


поиск, следует уяснить «что нужно искать». Для этого вначале должен быть разработан план научного исследования (его замысел), позволяющий приступить к целенаправленному адресному поиску.

Начиная информационный поиск, следует сразу решить вопрос отображения и хранения отобранных данных (на магнитных носителях, в картотеке, в рабочей тетради), в противном случае найденные сведения могут быть скоро забыты, утрачен точный смысл информации. Если сразу не зафиксировать полный адрес источника, то будет затруднен возврат к нему, если это потребуется.

Поиск готового информационного продукта рекомендуется начинать с ознакомления с информационными изданиями, которые в отличие от библиографических изданий оперируют не только сведениями о самом источнике, но и фактами, идеями, содержащимися в нем. При этом формируется область (границы) дальнейшего поиска.

Далее начинается детальное ознакомление с конкретными документами, выявленными на предыдущем этапе (монографиями, статьями, отчетами по НИОКР, диссертациями). Изучение литературных источников рекомендуется проводить по этапам (рис. 6.5):

Беглый просмотр публикации с целью получения общего представления о ее содержании;

Детальное изучение той части произведения, которая представляет для исследователя наибольший интерес;

Выписка из текста (копирование) наиболее заинтересовавших исследователя фактов (фрагментов текста);

Обработка полученной информации (ее критический анализ; редактирование; выбор цитат; «чистовая» запись материала в форме, удобной для исследования).

Рис. 6.5. Последовательность изучения литературных источников информации

Следует обратить внимание на следующую рекомендацию при поиске готового информационного продукта: изучая литературные источники, нужно просматривать библиографические списки диссертаций, монографий, обычно помещаемых в конце работы. Это важно, потому что авторы отчетов, монографий, диссертаций в ходе своего исследования уже проанализировали состояние науки и практики в данной области знания, в том числе, изучили имеющуюся литературу. По сути дела, они дают исследователю готовое «поле информации», на котором можно расставлять свои акценты.

При изучении литературных и иных источников следует собирать не любые, а только научные факты – элементы научного знания. Только на их основе можно выявить закономерности поведения систем и явлений, вывести законы, разработать теории.

Если точность научного факта вызывает сомнение, надо провести дополнительный анализ, перепроверку факта путем получения его подтверждения (либо отрицания) из других источников. При этом исследователь должен быть объективным: нельзя отбрасывать факты только потому, что они не отвечают нынешним представлениям автора, что их трудно объяснить или применить сегодня на практике. Многие новые научные факты могут быть необычными для первого восприятия, недостаточно доступно раскрытыми и объясненными читателю. История науки имеет много примеров, когда созданное новое знание или отдельные научные факты оказываются востребованными через десятилетия.

При поиске научной информации любой исследователь стремится получить достоверные сведения, а они в значительной мере зависят от достоверности источника и характера самой информации (быстро стареющие сведения могут существенно утратить достоверность, даже будучи полученными из надежного источника, но по прошествии длительного времени после его образования). Наиболее достоверными следует считать описания изобретений, официальные издания государственных органов и организаций. Высокой степенью достоверности обладают учебники, учебные пособия, монографии, в которых публикуются результаты научной работы коллективов наиболее авторитетных ученых; эти издания проходят коллективное рецензирование и экспертизу ученых советов, кафедр, научных подразделений.

Менее достоверными источниками в этой связи следует считать научные статьи, доклады на конференциях, симпозиумах. В них авторы могут выражать не только коллективное, но и свое личное субъективное мнение, которое, естественно, может быть ошибочным. Тем не менее, подобные источники нельзя игнорировать. Более того, оперативность и свежесть содержащихся в них сведений всегда привлекала и будет привлекать научных работников, но эти источники следует относить к той группе, информацию которой надо перепроверять. Если статья или доклад наряду с самым научным фактом содержит строгое обоснование, доказательство его содержания, то такая информация, факт и сам источник, безусловно, являются достоверными.

Особую ценность имеют научно-технические статьи, в которых излагаются результаты завершенных исследований и приводятся сведения об их реализации, внедрении в практику, полученном при этом экономическом или производственном эффекте. Такие публикации обладают не только достоверностью фактов, положений, но и представляют большой научный и практический интерес.

Статьи о результатах незаконченных исследований и информационные статьи имеют меньшую значимость, т.к. содержат лишь гипотезы, концепции, идеи, предложения постановочного характера, не имеющие строгого обоснования и подтверждения достоверности. Они могут быть приняты к сведению с последующим продолжением поиска новых данных в порядке развития работы авторов статьи, доклада.

Достоверность научной информации во многом связана не столько с характером ее источника, но и с профессиональным и научным авторитетом ее автора, авторского коллектива. Поэтому, организуя информационный поиск, исследователь должен, в первую очередь, изучать труды наиболее известных в отрасли и в науке вузов, научно-исследовательских учреждений, а также отдельных ученых – признанных авторитетов в науке и практике.

Все вышеизложенное касается поиска готового информационного продукта. В научной работе такого рода данные не всегда возможно получить. Например, нельзя сказать, как будет вести себя вновь создаваемая, не имеющая аналогов в прошлом, организационно-штатная структура, предназначенная для строительства дорог в особых условиях, как повлияет инфраструктура строительной организации (банки, карьеры, поставщики материалов, строительные организации – конкуренты и др.) на ее экономические показатели в условиях рынка строительной продукции в перспективе, на несколько лет вперед. Подобная информация может быть получена методом моделирования , который был рассмотрен в разделе 4.

Мы рассмотрели методы поиска информации. Но она поступает к исследователю в различной форме, не всегда удобной для использования в выполняемой им работе. Она должна быть обработана и приведена к соответствующему виду.

Методы обработки информации разнообразны . Получаемые исследователем сведения могут в дальнейшем использоваться прямо или косвенно (рис. 6.6).

Цитирование – наиболее распространенный метод обработки литературных источников, позволяющий использовать в научной работе заимствованные результаты исследований других авторов в их оригинальном виде без искажений и комментариев.

Цитаты обязательно берутся в кавычки, после которых делается ссылка на первоисточник и страницу (нередко авторы ограничиваются лишь ссылкой на первоисточник – автора, название работы, города и года издания или указанием номера первоисточника в перечне литературы).

Цитаты позволяют исследователю подтвердить свою точку зрения, идею, гипотезу, равно как отвергнуть то или иное утверждение, построить систему доказательств. На основе цитат можно развивать собственную мысль, анализируя их содержание, анализируя и синтезируя факты, идеи, взгляды других авторов.

Рис. 6.6. Методы обработки информации

Группировка – метод обработки информации, заключающийся в рассмотрении многочисленных сведений по группам, разделам, классам данных, построенным по определенным признакам (критериям). При этом признаки могут быть различными. Например, автор высказал идею, гипотезу и хочет подтвердить ее, зная, что у ряда авторов он получит поддержку, а некоторые будут возражать. Поэтому, анализируя труды специалистов данной отрасли знаний, автор может «делить полученную в них информацию на две группы: высказывания «за» (т.е. в поддержку своей идеи) и «против». В каждую группу он может заносить цитаты, факты и цифры со своим комментарием и т.п.

Классификация данных как метод обработки информации имеет общее с группировкой, так как основана на разбиении сведений на классы, группы. Однако классификация – это не простая группировка, а построение строгой иерархической системы разделения информации по принципу «от общего к частному» или наоборот (т.е. на принципах анализа и синтеза). Примером классификации информации являются информационные системы: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

Классификация научной информации может осуществляться по различным критериям и на разную глубину . В рассмотренном выше примере информация, сгруппированная по признаку «за» и «против», может быть классифицирована по схеме, представленной на рис. 6.7.

Три рассмотренные метода ориентированы на прямое использование данных. Однако это не всегда возможно (либо нецелесообразно). Допустим, для подтверждения какого-либо факта, суждения, имеется несколько источников, из которых исследователь выписал цитаты, сгруппировав их в своем банке данных.

Цитаты громоздки, имеют некоторые противоречия, и в тексте работы автор должен кратко отразить свое резюме. Для этого надо провести редактирование информации. Редактирование применяется в тех случаях, когда нужно в нескольких фразах сформулировать мысль, аккумулирующую данные нескольких источников, либо когда цитата первоисточника громоздка, и ее удобнее изложить в сжатом виде.

Агрегирование данных предполагает соединение двух и более разнотипных банков данных в интересах выполнения исследования в целом или его раздела.

Преобразование информации в новую форму характерно для обеспечения экспериментальных исследований.



Рис. 6.7. Вариант классификации информации для подготовки к защите научной идеи (гипотезы)


Преобразование данных наиболее характерно в автоматизированных информационных системах. Здесь к форме и содержанию данных предъявляются четкие требования унификации информации, которые воспринимаются техническими средствами.

После поиска информации и ее соответствующей обработки возникает проблема хранения данных . Здесь исследователь должен решить несколько вопросов: как долго должна храниться информация (нужна ли она только для промежуточного этапа исследования или к ней будут возвращаться многократно; она может использоваться в первоначальном виде или будет преобразована и сохраняться в новой форме); на каких носителях следует хранить данные; следует ли их хранить с открытым доступом, либо в силу конфиденциальности к ним должен быть санкционированный доступ.

Сроки хранения определяются содержанием информации (нормативные документы, сведения фундаментального характера хранятся дольше), скоростью ее старения (быстро стареющие данные, как правило, часто обновляются), видом научного исследования, в интересах которого информация собирается (в исторических, экономических и других науках, где перспектива формируется с учетом ретроспективы, т.е. данных прошлого времени, следует постоянно хранить старые сведения, т.к. они позволяют установить тенденции развития систем, общества от прошлого в будущее). В науке не существует строгих правил расчета сроков хранения данных. Здесь весьма сильное влияние оказывают субъективные факторы (опыт и стиль работы исследователя, уровень его информированности и др.).

Важным вопросом хранения данных является выбор носителей информации . Это могут быть специальные папки для хранения документов (папки–скоросшиватели, папки архивные), картотеки, магнитные и другие современные носители. В качестве носителей используются также рабочие тетради, подшивки газет и журналов и т.п.

В настоящее время, наряду с магнитными носителями информации (гибкими и жесткими дисками), широко используются оптические (CD-диски, DVD-диски) и электронные носители информации (flash-устройства) .

Возможность переноса на дискету, оптический диск и флэш-карту содержания книги, быстрого обновления содержащейся информации, редактирования, копирования и выполнения других процедур обусловила огромную популярность оптических и электронных носителей в среде научно-технических специалистов, аспирантов, студентов. Эта популярность особенно возросла с появлением системы ИНТЕРНЕТ .

В то же время выявились и недостатки цифровых носителей информации:

Хранение данных на жестких дисках компьютеров нередко приводит к утрате информации из-за выхода из строя ЭВМ, нарушения правил пользования ими. Это требует дублирования данных (например, записав их на жесткий диск компьютера, пользователь должен сделать копию на дискете, оптическом диске, flash-устройстве либо распечатать ее на принтере и поместить в папку документов);

К информации, хранящейся на цифровых носителях, в компьютерных информационных системах, возможен несанкционированный доступ, что затрудняет сохранение конфиденциальности информации с точки зрения авторского права, новизны, секретности и т.д.;

Установление защиты от несанкционированного доступа часто требует значительных затрат.

Сбор исходных источников информации – это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

Систематизация – это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура. Такой анализ – это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

Рассмотрим основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации.Наиболее часто при подготовке научных работ используются библиотечные каталоги, так как библиотеки по-прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд.

Дополнительные возможности для научно-исследовательской работы в настоящее предоставляют электронные библиотеки. Так, электронная библиотека Российской таможенной академии решает следующие задачи:

Поддержка образовательного процесса посредством предоставления учебных изданий в электронном виде;

Совершенствование библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей, используя новейшие информационные компьютерные технологии;

Пополнение фонда электронных ресурсов библиотеки;

Освоение современных систем хранения и передачи данных;

Формирование собственного электронного ресурса;

Запрос в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий из других библиотек, используя службу электронной доставки документов;

Распространение фондов электронных ресурсов и предоставляемых электронной библиотекой услуг.

В процессе научно-исследовательской работы, особенно на ее начальных этапах, трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом (как традиционным, так и электронным). Каталог представляет собой систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. Он содержит в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного, периодического или электронного издания, состоящего на хранении и учете в данной библиотеке (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Средства поиска, сбора и систематизации исходных данных об источниках информации

Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, хронологические, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

Алфавитный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.).

Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике – его названии и авторе.

Тематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

Предметный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т.п.).

Хронологический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

Архивный каталог перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже – хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

Библиографический каталог перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.

К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученного из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

Генеральный систематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, экономика и т.д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т.д. Генеральный систематический каталог предоставляет оптимальные возможности для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников.

Специальный каталог перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

Научно-справочный аппарат книги . Важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно-справочный аппарат книги. К научно-справочному аппарату книги (от лат. apparatus – «приспособление») принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях. К ним относятся:

Сведения о названии источника;

Сведения о функциональном назначении источника;

Сведения об издателях;

Краткая характеристика издания;

Выходные данные издания.

Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – и в конце источника. Перечисленные сведения помогают читателю составить предварительное мнение об источнике, и о том, насколько он соответствует его требованиям.

Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги определенным образом дополняют и разъясняют авторский (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются они до и после основного текста источника. С их помощью читатель получает дополнительную характеристику содержания источника, в том числе о причинах и условиях написания.

Поисковые элементы научно-справочного аппарата упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относятся содержание (оглавление) и указатели (в том числе предметные, алфавитные, указатели имен, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике (например, относящуюся к определенному году, персоналии и т.п.).

В ряде случаев научно-справочный аппарат книги включает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получить дополнительные, иногда достаточно специфические сведения об исходном источнике информации и его содержании. К таким элементам относятся и комментарии.

Не зря говорят, что лень — двигатель прогресса. Лично меня она подвигает на постоянный поиск каких-то способов упрощения повседневной жизни. Помогает мне в этом внутренний радар, настроенный на восприятие новой информации. Как только я слышу про что-то новенькое в интересной для меня области, стараюсь сразу проверить, не будет ли оно для меня полезным.

Иногда я сознательно ищу решения для упорядочивания информации, поток которой захлестывает ежедневно и ежечасно. И тогда я стараюсь накопать побольше, отобрать лучшие варианты и испробовать их на практике, чтобы остановиться на самом удобном и пользоваться долго.

Самое удивительное, что часто эти программы находятся совсем рядом, просто нужен другой человек, свободное время или конкретная задача, чтобы «открыть Америку» лично для себя. Поскольку мне регулярно приходится открывать глаза своих знакомых на те инструменты организации информации, которые находятся под рукой и даже не стоят денег, сегодня я хочу сказать о трех самых сильных из них (по моему субъективному мнению). Возможно, какая-то из них пригодится и вам тоже.

1. MS OneNote — это поистине программа-невидимка и золотая находка. Живет она в офисном пакете Windows, начиная с MS Office 2003, но большинство моих знакомых о ней ничего не слышали. По сути, это программа-блокнот с несколькими уровнями иерархии, позволяющими создавать записные книжки, разделы, страницы и подстраницы.

Подходит для систематизации и хранения любой информации, которая обычно болтается у вас на рабочем столе и в «Моих документах», в лучшем случае разложенная по папочкам — текст, картинки, целые страницы из интернета прямо со ссылками, аудио и видеофайлы. Например в ней можно хранить:

  • информацию по определенной теме для последующего выбора — если вы выбираете пылесос, телефон, автомобиль или курсы по тайм-менеджменту
  • информацию о покупках — где и за сколько купили, сроки гарантии
  • информацию о документах, особенно, если часто приходится заполнять какие-то данные в электронном виде
  • информацию о ваших клиентах, студентах
  • рецепты
  • планы
  • любые списки:
    • wish list,
    • подарки, которым обрадовались бы ваши друзья,
    • книги, которые вы прочли или только хотели бы,
    • фильмы, которые вы хотели бы посмотреть и ваши впечатления
  • информацию для поездки, списки вещей в дорогу
  • ваш дневник, ключевые события, которые хотели бы сохранить в памяти, заметки из путешествий
  • конспекты прочитанных книг, записи по учебным курсам, ваши собственные статьи, черновики и наброски
  • идеи для рукоделия
  • свайп-файлы
  • рисунки и пометки

Возможности программы безграничны. Можно выбрать вид «подложки», всевозможно редактировать текст, делать списки с чек-боксами (для отметки галочками), рисованные пометки. Можно использовать теги — ключевые слова, или просто пользоваться поиском.

Есть версии для android, iOs и OSX. Для любителей Apple есть ещё и платная программа Outline: для IOS — полный вариант, для MacOS доступна пока только версия для чтения готовых заметок. Её преимущество в том, что записные книжки можно хранить только на компьютере.

Единственным достойным конкурентом OneNote я считаю Evernote . Вы могли видеть на своем телефоне или планшете зеленого слона — это она. Суть программы та же. Несколько в другом формате представлены записки. Изначально ориентирована на синхронизацию с мобильными устройствами через интернет. У нее есть ограничения по использованию бесплатного аккаунта. Зато эта программа может использоваться и на платформах Apple, и на старых версиях android.

Пользователи Linux могут попробовать Keynote (не путать с программой для презентаций от Apple) — удобная, но, на мой взгляд, не такая дружелюбная для неподготовленного пользователя, как две первые.

2. Вторым по важности удобнячком считаю программы по построению карт памяти — mind maps . Много лет использую разные программы для графического представления различной информации. В частности:

Для планов статей
для конспектов книг, лекций, подготовки вопросов к экзамену
развернутого планирования достижения целей
планирования мероприятий
поиска решений

Безусловным лидером таких программ, на мой взгляд является Mind Manager — это самая удобная программа, но вместе с тем и самая дорогая. Вариант подешевле — Xmind . У нее есть бесплатная версия — вы сможете делать карты для собственного использования, но не сможете экспортировать в pdf, чтобы показать другу, у которого не установлена эта программа.

Самый доступный вариант Freemind — она бесплатна, интуитивно понятна и подходит для любой платформы.

3. Очень долго я искала удобный для меня планировщик . Так как я не очень рациональный человек, и с трудом могу действовать четко по намеченному плану, мне нужна была программа гибкого планирования, которая бы не стала кладбищем несбывшихся дел, при этом не будучи слишком примитивной. Не менее важным именно в этом случае было бы иметь синхронизацию с телефоном или планшетом, чтобы в нее можно было заглянуть на ходу или записать что-то новенькое.

Сейчас существует огромное количество планировщиков разной степени сложности. И, возможно, мой выбор окажется неудачным решением для тех, кто предпочитает строить все планы в единой структуре в одном месте, или имеет много задач, привязанных ко времени. Я же предпочитаю ежедневное планирование на бумаге, поэтому программа-планировщик служит для меня в первую очередь в качестве обзора всех задуманных задач (по сути, это для меня электронный вариант системы «Автофокус»).

Итак, моего победителя зовут Wunderlist . Сначала программа показалась мне совсем простой, пока я не обнаружила, что в ней есть подзадачи и место для дополнительной информации. То есть если в теме «Порядок» у меня есть пункт «Отдать даром ненужные вещи», то внутри я могу составить список вещей, а так же список мест, куда я могу обратиться для этого.

В платной версии программы можно даже прикреплять файлы и направлять задания другим людям. Хотя большинству вполне достаточно будет и бесплатной. Несмотря на то, что программа просит зарегистрироваться, можно пользоваться автономной версией программы бесконечно долго, и зарегистрироваться, только когда решите синхронизировать информацию на компьютере и телефоне.

Wunderlist позволяет выделять важные события, ставить дедлайны и напоминания, в том числе для повторяющихся событий.

Программа доступна для Windows, всех платформ Apple, android и в качестве web-приложения.

Вот такая тройка лидеров. А какие программы для упрощения жизни используете вы? Напишите в комментариях, я буду рада узнать что-нибудь новое.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы сбора и систематизации информации. Способы хранения информации. 10 класс.

Информация не существует сама по себе, она подразумевает наличие объекта (источника), отражающего информацию, и субъекта (приемника, потребителя), воспринимающего ее. Всякое событие, всякое явление служит источником информации.

Первоначально «информация» - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) Информация - сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактического мира в процессе коммуникации.

Информационные процессы Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Исторически сложилось так, что исследованием непосредственно информации занимаются две комплексные отрасли науки - кибернетика и информатика Исследования смыслового содержания информации основываются на комплексе научных теорий под общим названием семиотика

По способу восприятия:

По способу восприятия: Визуальная - воспринимаемая органами зрения. Аудиальная - воспринимаемая органами слуха. Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления:

По форме представления: Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая - в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём. Видеоинформация - передаваемая в виде видеозаписи.

Качество информации это степень развитости свойств информации, определяющая ее практическую пригодность для исследования. Качество информации зависит от следующих характеристик: достоверность; относимость; своевременность; полнота; важность.

Классификация информационных процессов Поиск Сбор Хранение Передача Обработка Использование Защита

Поиск информации Поиск информации - это извлечение информации. Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска – эти умения необходимы каждому человеку в наше время.

Методы поиска информации

Методы поиска информации непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы.

2. Сбор информации Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. Методы: записи (в том числе электронные документы), зарисовки, схемы, конспекты, списки литературы и другие.

3. Хранение информации Хранение информации (Что это?) – содержание в течение некоторого времени в неизменном (первоначальном) виде. Хранение информации (Где?) – во внутренней памяти человека (компьютера) или во внешней памяти.

3. Хранение информации Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография- альбом).

Хранение информации человеком

Хранение информации компьютером Сканер (буфер) Сервер ((память) Справочник телефона (память) Гибкие дискеты (носитель информации)

Информационные системы Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.

Информационные системы Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

4. Передача информации Прием и передача информации осуществляется: между людьми; между человеком и техническим устройством (компьютером); между техническими устройствами (компьютерами, автоматами). Прием и передача информации осуществляется по каналам связи.

Пример схемы передачи информации Телефонный звонок? ? ?

5. Обработка информации Обработка информации - упорядочение собранных материалов путем их систематизации с целью сделать обозримыми, компактными, пригодными для анализа, т. е. приведения их к виду, когда фактические данные начинают "говорить". Систематизация информации - организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней.

Интерпретация информации Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации - установить смысл, значение собранной - информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт - лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом.

Примеры обработки информации Примеры Входная информация Выходная информация Правило Таблица умножения Множители Произведение Правила арифметики Определение времени полета рейса "Москва-Ялта" Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту Время в пути Математическая формула Отгадывание слова в игре "Поле чудес" Количество букв в слове и тема Отгаданное слово Формально не определено Получение секретных сведений Шифровка от резидента Дешифрованный текст Свое в каждом конкретном случае Постановка диагноза болезни Жалобы пациента + результаты анализов Диагноз Знание + опыт врача

6. Использование Информация используется при принятии решений. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение. Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

6. Использование Информационная культура пользователя включает в себя: понимание закономерностей информационных процессов; знание основ компьютерной грамотности; технические навыки взаимодействия с компьютером; эффективное применение компьютера как инструмента; привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями; применение полученной информации в практической деятельности.

7. Защита информации Защитой информации называется предотвращение: доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Информация - Информационная работа - Качество информации - Отбор информации. Накопление информации - Хранение информации - Обработка информации - Выдача информации - Обработка информации - Отбор и обработка материалов по теме исследования - Документирование -

Источники информации http://www.iis.nsk.su/solver/sheredek.html Гринюк Е.В. Информационный процесс. Обработка информации. http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/infpro/1/infor/inf2.html http://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf3.htm


Поиск и систематизация информации

Постановка задачи

Приступая к работе с информацией, необходимо определить (поставить) цель этой работы. Цель определяет направления поиска, источники информации и методы ее получения, формы ее представления и способы распространения.

Цель информационной работы всегда состоит в приобретении и (или) распространении сведений, необходимых для осуществления конкретных действий, изменения поведения людей, принятия решений.

То, для каких действий или решений необходима информация, определяет, какие информационные материалы понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах проекта его основных параметров сэкономит ресурсы, сделает усилия более эффективными.

Сбор информации

Этот процесс может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации.

Для того, чтобы сориентироваться в информации без дополнительных временных затрат, полезно наметить общее направление сбора в соответствии с целью работы. Цель помогает определить основные параметры нужной информации: "широту" требуемой информации, степень детализации и глубину проработки.

Существует множество путей получения информации, среди которых:

  • работа с литературным материалом;
  • запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные образовательные организации);
  • привлечение к работе консультантов или экспертов;
  • поиск информации в автоматизированных информационных системах;
  • поиск в ресурсах компьютерных сетей;
  • собственные наблюдения.

Информационный поиск может быть

  • адресный (по формальным признакам);
  • семантический (по смыслу, содержанию);
  • документальный; фактографический и др.

Исходя из представления о желаемой информации, следует определить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация. К источникам педагогической информации можно отнести огромное количество книг, статей, специализированных автоматизированных информационных систем, электронных баз данных и т.п., данные образовательных организаций различных типов, информацию различных категорий педагогических работников.

Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации. Для некоторых практических применений существенным оказывается "статус" источника информации.

Свойства источника информации:

  • Достоверность - подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.
  • Полнота - означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение "существенные" означает "существенные с точки зрения поставлен ной цели".
  • Ссылки и обоснования. Информация либо берется из другого источника, либо создается. Информация может создаваться, с одной стороны, в результате собственных наблюдений или измерений, с другой стороны - путем вычислений или выводов на основе некоторой исходной информации. При этом новая информация, как правило, создается с использованием определенных методик. Сведения о происхождении приводимой информации важны для правильного ее понимания и оценки, эффективной работы с материалом. Наличие таких сведений в источнике информации позволяет оценить его достоверность и, в некоторой мере, степень его полноты.
  • Отсутствие неоднозначности, неопределенности.
  • Современность источника информации - предполагает оперативность и своевременность получаемых из данного источника не устаревшей информации.
  • Избыточность - если используется только один метод, один источник для получения информации, сведения могут оказаться односторонними, неполными или попросту недостоверными. Информацию следует собирать и анализировать с некоторым запасом, с превышением того объема, который непосредственно нужен для описания проблемы. Такой подход предоставит необходимую свободу при дальнейшей работе с информацией, позволит быть готовым к освещению незапланированных частных вопросов, адекватно отреагировать на внезапно возникающие предложения оппонентов или партнеров. Мера такого превышения определяется конкретной ситуацией.
  • Разумная достаточность - сбор информации необходимо ограничивать "в ширину" - с точки зрения круга источников или методов, и "в глубину" - с точки зрения степени детализации, глубины проработки во проса. Успешность информационной работы существенным образом зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности.

Средства автоматизации процессов информационного поиска

Автоматизированный поиск информации является многоступенчатым процессом, связанным с нахождением определенных ресурсов компьютерной сети, абонентской системы, требуемой Базы Данных (БД) либо Базы Знаний (БЗ), нужного информационного файла и т.д., содержащих необходимые сведения.

Для поиска информации в базах данных создаются информационно-поисковые системы (ИПС). Они осуществляют поиск по заявкам пользователей. Нередко этот поиск происходит по индексам и ключевым словам.

По характеру выдаваемой информации ИПС делятся на два типа.

  • Документальная система по заданию пользователя выдает необхо димые ему документы (книги, статьи, законы, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведения об искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и другие реквизиты.
  • Более сложной является фактографическая ИПС. Ее задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (фактов). Поиск информации осуществляется на естественном языке. Для этих целей осуще ствляется индексирование документов.

Обработка и систематизация

Подходы к обработке информации специфичны для конкретных ее типов и видов. Применяемые методы обработки могут предъявлять определенные требования к предыдущему этапу — сбору информации. Например, для применения статистических методов может оказаться необходимым определенное количество исходных данных. Обработка может также выявить ошибки, допущенные при сборе информации.

Техническая обработка

Некоторые типы информации требуют специальных процедур ее обработки (наиболее характерный пример - статистическая обработка количественных данных). Данные, которые возникают в результате обработки, являются исходными для последующей интерпретации.

Научная обработка

Научная обработка информации включает:

  • аналитико-синтетическую обработку сообщений (см. "Некоторые подходы к проектированию информационно-педагогических модулей");
  • структурирование информации;
  • свертывание (оценка социальной значимости информационного материала с одновременным снижением объема, при этом потери информативности должны быть минимальны);
  • альтернативное, справочное или рекомендательное аннотирова ние (краткое сжатое изложение того, чему посвящена данная работа, каков основной достигнутый результат, используемые подходы и методы, применение результатов);
  • реферирование (краткая передача содержания документа с включением приведенных в документе данных фактографического и фактологического характера по структуре: аналитическое описание, текст (чему посвящен материал, основные результаты в синтетическом виде, наиболее интересные и существенные данные, выводы, аналитическая характеристика автора));
  • составление библиографических, реферативных, аналитических обзоров (макро-свертывание множества информационных объектов).

Систематизация информации

Систематизация информации — организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней. Это может быть компьютерная база данных, систематически организованная подборка первоисточников или просто таблица, содержащая результаты исследования. В результате этого этапа информация должна быть организована таким образом, чтобы обратиться к ней можно было через некоторое, возможно, весьма продолжительное время. Там, где это возможно, систематизация должна начинаться параллельно со сбором информации.

Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

Интерпретация информации

Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации - установить смысл, значение собранной - информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт - лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Содержанием интерпретации может быть, в частности, сравнение, классификация, обобщение (установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями). Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется творческая работа, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающую информацию.

Представление и распространение информации

Представление информации — подготовка на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации.

Одним из важнейших принципов представления и распространения информации является то, что разным категориям специалистов одну и ту же информацию следует сообщать по-разному. Кроме того, для разных категорий могут быть значимы или интересны разные аспекты одной и той же проблемы. Поэтому в большинстве случаев оправдана подготовка нескольких информационных материалов, рассчитанных на различные типы аудитории. Это и составляет содержание этапа представления информации.

Каналы распространения информации

Необходимо определить, каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов. Выбор каналов распространения информации, так же как и форм ее представления, определяется, в первую очередь, тем, с какими целевыми группами необходимо работать.

Характеристики, которые необходимо принимать во внимание при выборе различных каналов распространения информации:

  • размер аудитории;
  • качественный состав аудитории (профессиональный, социальный, по степени интереса к проблеме и т.д.);
  • срок доставки информации;
  • ресурсы, необходимые для распространения информации по данному каналу.

Эти характеристики полезно учитывать, определяя приоритетные каналы распространения информации для целевой аудитории. В свою очередь, сам канал распространения информации предъявляет дополнительные требования и к содержанию, и к оформлению материала.

Средства телекоммуникации выступают достойной альтернативой традиционным средствам распространения информации. В этом процессе активно привлекаются такие возможности и сервисы телекоммуникаций, как электронная почта, электронные телеконференции, информационные серверы и т.д.