Контрольная работа Статистическое наблюдение и формы его организации. Понятие статистического наблюдения, его основные этапы

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в которой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы).

Каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, которые являются носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, которые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — это особым сформированный бланк, в котором содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, которая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, поэтому к информации предъявляется ряд требований:
1. Достоверность — это соответствие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а, следовательно, и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения - это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации - наличное (фактически находящееся в данной местности в момент переписи) или постоянное (живущее в данной местности постоянно). При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены к промышленным.

В ряде случаев пользуются тем или иным цензом.

Ценз - это ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Так, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что - к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи - только действующее или находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения - это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К бланку прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов.

Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы следующие:

    Программа должна содержать только те вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Т.е. вопросов должно быть минимальное, но необходимое количество.

    В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы.

    чтобы обеспечить единообразное толкование некоторые вопросы следует пояснять, давать подсказки в скобках или в виде вариантов ответов;

    Не следует включать в программу вопросы, вызывающие подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

    Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответы на одни вопросы позволяли контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения связаны с определением субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определить субъект наблюдения - значит установить, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики и их кадровые работники, в некоторых случаях для статистического наблюдения привлекаются и другие специалисты.

При установлении времени наблюдения определяют либо период (сутки, декада, месяц, квартал, год), в течение которого будет проводиться наблюдение (срок наблюдения), либо время, к которому относятся регистрируемые сведения (объективное время наблюдения). Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения. Устанавливая критический момент, можно с фотографической точностью отразить истинное состояние явления в данный момент.

Программа статистического наблюдения.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:

  • - программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.
  • -вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, а также лёгкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении объектов.
  • - при разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок вопросов поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.
  • - целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме.
  • - для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой единицы программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, её подчинённость. Различают 2 системы статистического формуляра:индивидуальную (карточную) и списочную .Индивидуальный предусматривает запись на нём ответов на вопросы только об одной единице наблюдения,списочный – о нескольких. Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнение форм отчётности, переписного листа, анкеты. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Место и время наблюдения.

Выбор места проведения обследования зависит от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении 2-х вопросов:

  • - установление критического момента (даты) или интервала времени;
  • - определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Выбор критического момента или интервала времени зависит от цели исследования.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объёма работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации.

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в кᴏᴛᴏᴩой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы)

Стоит сказать, что каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, кᴏᴛᴏᴩые будут носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения будет совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на кᴏᴛᴏᴩые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — ϶ᴛᴏ особым сформированный бланк, в кᴏᴛᴏᴩом содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, кᴏᴛᴏᴩая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, по϶ᴛᴏму к информации предъбудет ряд требований:
1. Достоверность — ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой изучаемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако в нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу слишком узко, ведь в исследования могут не попасть важные вопросы.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в выполнении которой участвуют десятки и даже сотни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятными для всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр. Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют различные названия: форма первичного учета или отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, которая включает перечень вопросов программы, возведенная графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например, "Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также отмечается, кем и когда утвержден формуляр или статистическое наблюдение.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо отправлять полученную информацию. Правильность данных обследования утверждается подписями ответственных лиц.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

Карточным (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные только об одном единицу наблюдения. Общее количество карточек должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности.

Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольким единицам наблюдения. Например, при переписи населения 1970 списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения В 1989 г.- по двое.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние более экономичные и удобные для машинной обработки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и организаций, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюдения.

Списке формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г.. Конструкция статистических формуляров обусловлено в значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными носителями информации при введении их в ЭВМ. Именно при таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк данных (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядке.

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений в значительной степени обусловлено качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют Статистической инструкции или докладной инструкции).

Инструкция - это документ, который объясняет вопрос программы статистического наблюдения, его цель, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы. (Инструкция является одним из важнейших документов наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент наблюдения и т. Д.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или заполняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г.. Ставился вопрос "национальность". Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось: "Записывается национальность, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Только в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национальность детей, следует отдать предпочтение национальности матери ". Такое уточнение порядка записей на вопрос переписи дает пригоден для обработки первичный материал.

Отсутствие в инструкции толкований определенному вопросу приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопрос по-своему, в результате чего собранные материалы совсем обесценятся.

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа.

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере.

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АСДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возможности усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев управления.

Приведем пример разработки программы и проведения статистического наблюдения.

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена задача изучить общее производство продукции этими предприятиями и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию данные годовых отчетов и качественной оценки земли.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных.

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам.

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, по которым определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую; б) объем продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в цилому- по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продукции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдаемым предприятиях, стоимость продукции берут не в фактических, а в сопоставимых ценах.

2. Выясняют основные факторы, которые определяют объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства производства, удобрения и корма.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га; 2) площадь пахотных земель, га; 3) среднегодовая численность работников предприятия, чел.; 4) денежные затраты на удобрения; 4) денежные расходы на использованные корма; 6) балл оценки качества земли.

3. Решается вопрос о порядке записи в программе наблюдения избранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наводнения в формах отчетности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программы.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в том числе продукция растениеводства, грн. (...) 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел. (...) 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. (...) 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн. (...) 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (...) 7) в том числе пашни, га (...) 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн. (...) 9) оценка качества земли, баллов.

4. Разрабатывают форму статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис. 1).

Рис. 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в форму занесены значения признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в строку 9 - балл оценки качества земли.

5. Осуществляют статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия "Светоч".

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее).