Не работает кулер что делать. Компьютер не включается, но вентиляторы системного блока работают

Под понятием «кулер» подразумевается радиатор и прикрепленный к нему вентилятор. При комплектации компьютера могут применяться кулера следующих видов:

  1. для системного блока;
  2. на центральный процессор;
  3. для видеокарты;
  4. для блока питания;
  5. на жесткий диск.

Основное назначение кулера – это обеспечение вентиляции нагревающихся комплектующих компьютера. Этим предотвращается их перегрев и поломка и обеспечивается работа всего компьютера.

Проблемы работоспособности кулера

Основной проблемой является запыленность и загрязненность кулера. Грязь затрудняет работу устройства, что на начальных этапах вызывает повышение уровня издаваемого шума, а впоследствии его полную остановку. При этом устройство, на котором закреплен кулер, перегревается и может выйти из строя.

После остановки кулера, расположенном на процессоре, компьютер просто выключится, и этим предотвратит перегрев. Однако поломка кулера, расположенного на видеокарте, не вызовет выключения системы. Но при этом работоспособность всех частей будет постепенно замедляться и приведет к тому, что видеокарта сгорит.

Второй часто встречающейся проблемой является нарушение электропитания кулера.

Пути решения проблем

Главной причиной загрязненности кулера является запыленность системного блока. Для предотвращения поломки кулера стоит регулярно продувать компьютер.

Если же кулер начал шуметь или остановился, то необходимо предпринять следующие шаги для его очистки:

  1. отсоединить питание устройства, к которому подключен кулер;
  2. снять радиатор с кулером;
  3. отсоединить радиатор от кулера;
  4. на обратной части кулера расположен резиновый затвор, который необходимо снять, и сухим ватным тампоном собрать всю грязь;
  5. приготовить веретенное масло или жидкую силиконовую смазку, не рекомендуется использовать автомобильное масло, так как оно резко увеличивает вязкость при нагреве;
  6. используя шприц или пипетку, аккуратно залить несколько капель внутрь кулера, при этом необходимо прокручивать устройство для равномерного распределения смазки;
  7. собрать кулер.

Если после произведенной чистки кулер продолжает шуметь, его следует заменить или обратиться в сервисный центр.

Особенности чистки кулера для процессора

Непосредственно чистка такого охлаждающего устройства ни чем не отличается. Однако при установке следует обязательно очистить поверхность процессора от слоя старой термопасты. Это лучше сделать спиртом, применять спиртосодержащие растворы или растворители не рекомендуется. После этого необходимо нанести новый слой и только потом вновь устанавливать кулер.

Решение проблемы с электропитанием

Эту проблему достаточно трудно диагностировать и можно это сделать методом исключения:

  1. кулер почистить;
  2. проверить - нет ли затруднений при прокрутке лопастей вручную, если они есть, то требуется капитальный ремонт;
  3. установить кулер на другой компьютер.

В случае нормальной работы после всех вышеописанных пунктов стоит признать, что в компьютере существует проблема с электропитанием. Однако ее решение следует доверить специалистам.

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Давайте разберемся подробнее.

Почему не работает вентилятор

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

  • старая засохшая смазка или ее недостаток
  • высохший конденсатор
  • перегорание термического реле или предохранителя
  • витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
  • механическое смещение вала двигателя

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание - неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

Напольный вентилятор не крутится

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом - включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.




Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.




Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

Как разобрать вентилятор — инструкция с фото

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

Снизу к нему подходит специальная тяга.

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга - три винта редуктора - внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание - по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Замыкание обмоток или обрыв проводов

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок - 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Схема подключения напольного ветилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:




Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.




Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке "0". При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку - другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

Как проверить обмотки вентилятора

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше - 100-200 Ом.

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Разборка и неисправность двигателя

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.




Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Неисправность термопредохранительного реле

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.




В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш "термопредохранитель" сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Смещение вала и обрыв витков

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

Конечно, при движении ремень может порваться у любого автолюбителя. Что же можно посоветовать предпринять в ситуации, когда обрыв ремня привода вентилятора автомобиля произошел в дороге?

Самое главное, чтобы двигатель не перегрелся, поэтому внимательно следим за температурой охлаждающей жидкости. Пока автомобиль движется с постоянной скоростью, происходит естественное охлаждение радиатора, и в этом случае температура не поднимается, двигатель работает в оптимальном температурном режиме. Скорость движения, необходимая для обеспечения естественного охлаждения радиатора, зависит от температуры окружающей среды и может быть вычислена водителем экспериментально — если температура начинает подниматься, значит надо ехать быстрее. Как правило, поддержания даже относительно небольшой скорости вполне достаточно для нормального охлаждения радиатора. Если же двигаться на необходимой скорости не представляется возможным, то не стоит доводить температуру охлаждающей жидкости до «красной зоны» — глушите двигатель, открывайте капот и «остывайте».

Следует четко понимать, что еще не доходя до «красной зоны», уже начинаются определенные негативные процессы в двигателе. А именно, вследствие расширения металла двигатель начинает «подклинивать», появляются задиры, что естественно не пройдет бесследно. Именно поэтому надо внимательно следить за температурой!

Если же ехать надо, а обеспечивать температурный режим не получается (например, в пробке быстро не поедешь), то можно либо отбуксировать автомобиль до автосервиса (найти добровольца-буксировщика), либо вызвать эвакуатор, что будет оптимальным решением.

Ну и напоследок, несколько экзотических решений, которые могут пригодиться в самых крайних случаях.

Если в вашем багажнике случайно оказалась старая камера, то из нее можно постараться вырезать кольцо, имеющее в ширину приблизительно 20 мм. Именно его можно использовать в качестве ремня для вентилятора.

Помочь Вам также сможет ремень подходящего диаметра, от которого необходимо отрезать кусок, а затем связать его концы, используя мягкую проволоку. С помощью такого ремня Вы сможете проехать довольно длительную дорогу.

Выручить Вас в дороге может и простая веревка для белья. Чтобы она смогла заменить лопнувший ремень вентилятора, следует, сложив эту веревку в 3 раза по длине, так чтобы ее концы длиной 10-20 см остались свободными, и переплести. Потом концы переплетенной таким образом веревки нужно просунуть через петли, а затем надеть веревку на шкивы. После чего ее концы нужно закрепить двойным узлом. Когда Вы будете надевать веревку, обязательно проследите, чтобы этот узел остался снаружи вентилятора. Конечно, надеяться на то, что такой ремень, изготовленный из веревки, сможет прослужить Вам довольно долго не стоит. Однако с его помощью Вы вполне доедете до ближайшего автомагазина или автосервиса.

А еще помочь Вашей беде смогут самые простые женские чулки или колготки, которые Вы можете натянуть жестко на шкивы. Тогда они вполне справятся с ролью ремня привода вентилятора Вашего автомобиля при движении до 90 км.

Вывод: если не можете ехать с постоянной скоростью и обеспечивать естественное охлаждение радиатора, то глушите двигатель, вызывайте эвакуатор или ищите буксировщика. Главное, ни в коем случае не доводите двигатель до перегрева!

Каждый пользователь ноутбука догадывается, что его устройство ни в коем случае не должно представлять собой сковороду для жарки яиц, другими словами - ноут не должен перегреваться. В стандартной комплектации современного ноутбука роль охлаждающей системы играет воздушный кулер, который охлаждает радиатор, охлаждающий центральный процессор, а иногда и целую материнскую плату.

Если кулер не крутится и ноут не перегревается, то не стоит сильно беспокоиться: скорее всего, ваш гаджет не считает необходимым запускать кулер даже на малых оборотах, потому что температура процессора находится в допустимых пределах его тепловой отдачи устройству это не повредит.

В любом другом случае крайне необходимо как можно скорее устранить проблему. Несмотря на то, что в современных ноутбуках стоит система экстренного отключения (предохранитель от перегрева), тем не менее стоит остерегаться, что какая-то внутренняя часть сможет выйти из строя. И не это главное, ведь чаще всего ноутбук используют для работы, а значит, он может в самый неподходящий момент отключиться, ведь именно так работает система экстренного отключения.

Диагностика кулера состоит из 4 шагов, первые два из которых опытный владелец компьютера может решить самостоятельно. Обязательно обратитесь за помощью в сервисный центр, чтобы полную диагностику выполнил профессиональный мастер по ремонту цифровой и мобильной техники.

Шаг 1. Шумит и временами не крутится

В данном случае высока вероятность, что кулер сильно загрязнен. В таких случаях необходимо разобрать ноутбук, достать кулер, разобрать его и хорошенько смазать, после чего собрать все обратно.

Кулер часто загрязняется, ведь ноутбуком могут пользоваться не только на идеально чистом столе, но и на складах, в пыльных помещениях и даже в работе, связанной с подземными работами. После чистки и смазки кулер должен вести себя как новый, это будет заметно сразу после включения. Звук хорошо работающего кулера тихий, слегка жужжащий на полных оборотах. Ни в коем случае не должен издавать сторонних звуков: писк, треск, скрежет и прочего.

Шаг 2. Не крутится совсем (вышел из строя)

Умер ли ваш кулер - легко проверить открыв ноутбук и подав напряжение на вентилятор сторонним источником постоянного тока. При этом стоит помнить, что красный провод подает 5 Вольт на вентилятор, а белый управляет скоростью (0 Вольт - не крутится, 3 Вольта — максимальная скорость вращения), черный провод — земля. Итак, если после подачи напряжения на белый и красный провод кулер не начал вращение, то скорее всего, проблема в том, что сервопривод вышел из строя совсем и требуется заменить либо электромотор, либо заменить кулер целиком.

Шаг 3. Не крутится совсем (проблема в bios)

Если после подачи напряжения из внешнего источника кулер начал вращение и при этом контакт на материнской плате, отвечающий за подачу напряжения на кулер также выдает 5 вольт, значит проблема может быть в bios. Чтобы перепрошить bios, необходимо выпаять элемент ios из материнской платы с помощью комбинации паяльник/фен и через программатор залить на него новую прошивку для bios-контроллера, которую можно скачать с официального сайта производителя. Не забудьте считать и сохранить предыдущий вариант дампа, чтобы избежать неприятностей, если новая прошивка не захочет работать. После процедуры заливки необходимо впаять микросхему bios"а обратно.

Шаг 4. Не крутится совсем (проблема в мультиконтроллере)

Если перепрошивка bios не помогла, то значит проблема в управляющем напряжении. Следует заметить, что из 4 пинов кулера четвертый пин отвечает за входное напряжение вращения, третий за входное напряжение управления скоростью вращения, второй пин за землю, а первый за выходное напряжение в мультиконтроллер, которое позволяет считывать скорость вращения кулера, обычно на кулере 3 пина: первый считывается не всегда, по умолчанию входное управляющее напряжение и принимается за скорость кулера.

Так как управляет подающим напряжением мультиконтроллер, значит он требует замены (неисправен). Очень аккуратно следует выпаять его с помощью строительного фена, с температурой около 400-450 градусов, после чего заменить на аналогичный и впаять обратно. Будьте аккуратны, чтобы не перегреть плату и дорожки. После удачной пайки следует обязательно просмотреть под микроскопом все ножки, они должны быть крепко припаян к своим дорожкам, так как часто после пайки пара ножек может незаметно отойти или отпаяться во время нагрева работающего компьютера (при плохой пайке).

После этих 4 шагов проблема должна быть устранена, потому что в ином случае будет выгоднее приобрести новую материнскую плату, так как предстоящий ремонт не будет стоить вложенных средств и затраченного времени.

Принудительный отбор теплого воздуха из камеры, его циркуляция через испаритель в форме радиатора было бы не возможно без вентилятора. В системе Ноу Фрост, основанной на конвективном теплообмене, вентилятор – главный прибор. С его помощью поддерживается равномерная температура по высоте камеры холодильника.

В камере охлаждения, расположенной за внутренней стенкой холодильника или морозилки происходит процесс отбора тепла, и влаги из зон охлаждения. В компактном пространстве размещении испаритель, с тэном оттайки и вентилятор. Лопасти вентилятора в момент вращения создают разряжение, втягивают газ.

Теплый воздух из холодильника поступает в камеру, направляется вентилятором через зазоры между трубками испарителя под напором, охлаждается, оставляет влагу на трубках радиатора. Через щели камеры газ задувается обратно. Происходит циркуляция.

Направление потоков производители выбирают разные. Холодный воздух может подаваться с потолка, с боков, на каждую полку. Особый случай – два конвекционных независимых контура охлаждения с 2 вентиляторами, термостатами для холодильной и морозильной камеры.

Пока испаритель охлаждается фреоном, подаваемым компрессором, ветродуй крутится, продукты охлаждаются. Останавливается пропеллер, автоматика включает ТЭН, лед оттаивает и через дренажное отверстие уходит в специальный лоток. Если вентилятор остановится аварийно, испаритель будет холодным, но в камерах станет тепло, компрессор будет работать впустую.

Вентиляторы в холодильнике применяются не только при Ноу Фрост. В холодильнике с обычным замораживанием и ручной уборкой льда, имеющим функцию ускоренного охлаждения тоже стоит вентилятор. Он работает короткое время, нагнетая холод для быстрого охлаждения новой порции продуктов. Есть вентиляторы для обдува холодильника, охлаждения компрессоров и конденсаторов в шкафах большого объема. Назначение у них одно – снижение температуры в узле.

Как проверить вентилятор холодильника

Вентилятор представляет узел из мотора и пропеллера с общим валом. Аппарат включен в общую электрическую схему через плавкий предохранитель, имеет электронное управление, работает по команде таймера оттайки.

Как и любой механизм, ветродуй при работе создает шум вращающими лопастями и мотором. Громкость работы прибора около 40 дБ. Вентилятор работает одновременно с компрессором, передавая холод от испарителя холодильнику. Если своевременно не происходит полной оттайки радиатора, лед нарастает, пропеллер начинает издавать треск и скрип. Усилившийся шум обращает на себя внимание. Проверить, работает ли вентилятор, можно, подставив ладонь под воздушный душ, в момент работы компрессора. В системе используются осевые и радиальные вентиляторы.

Рассмотрим вентилятор холодильника Индезит, с системой Ноу Фрост. В двухкомпрессорном холодильнике 2 конвекционных системы, работающие от нижнего испарителя. Проблемы с вентилятором высвечиваются на табло, кодом ошибки. Чаще всего отказы бывают в системе управления. Ремонт выполняет специалист. В поисках неиспраность он прозванивает контакты, заменяет неисправные элементы, устраняет обрыв.

Не отключается вентилятор холодильника

Если вентилятор холодильника не отключается, работает непрерывно причин немного. Прибор не останавливается, потому что работает компрессор. Это случится, если нет команды на останов или в камере тепло. Причин несколько:

  • испортился терморегулятор или воздушный датчик;
  • произошла утечка фреона или забилась капиллярная трубка;
  • нарушено примыкание двери к контуру.

Однако, свою лепту неисправностей может внести вентилятор — заледенели и плохо крутятся лопасти, снижена производительность и напор.

Гудит вентилятор холодильника

Если вентилятор дребезжит, гудит, трещит – причин может быть несколько. Временами система требует не только разморозки, необходимо смазать подшипники мотора. При высыхании ее слышен неприятный скрежет и гул. Гудит не сам вентилятор, а весь холодильник от вибраций. Необходимо осмотреть амортизаторы узла, уменьшить контакт со стенкой шкафа.

Другая причина повышенной шумности связана с плохой оттайкой или забитым дренажным отверстием. Лед накапливается на радиаторе, в камере охлаждения. Постепенно зарастают инеем щели между трубок, глыба нарастает и зажимает лопасти. Мотор гудит перед тем, как сгореть от большой нагрузки. Нужно срочно разморозить холодильник. После включения аппарата, нужно убедиться, что компрессор работает корректно, оттайка включается, лопасти вентилятора крутятся.

Замена вентилятора холодильника

Бывает, якобы исправный вентилятор создает шум, несовместимый с дальнейшей эксплуатацией. Специалисты считают лучшим и не очень дорогим ремонтом замену вентилятора.

Случается, мотор работает, а пластковые крылья поистрепались, растрескались, одна лопасть рассыпалась, нарушая центровку. Производитель удешевляет производство, используя некачественный пластик.

Возможно, в результате повышенной нагрузки или из-за скачков напряжения сломался мотор. Все эти обстоятельства требуют ремонта или замены вентилятора холодильника. Диагностировать и устранять неисправности должен профессионал.

Мотор вентилятора холодильника

В разных моделях холодильников установлены двигатели вентиляторов с напряжением около 12 В, скоростью вращения пропеллера до 2000 об/ мин, мощностью 1,5 Вт. При подборе нового вентилятора нужно сравнить параметры тока на корпусе мотора и в электрической схеме холодильника. В подводке вентилятора установлен плавкий предохранитель. Запускается двигатель электронным блоком управления или пусковым реле, одновременно с компрессором. Замену ответственного узла выполняют специалисты.

Видео

Посмотрите видео по замене вентилятора в холодильнике Ноу Фрост.

Не работает вентилятор в холодильнике