Приоритетное направление науки и техники. Приоритетные направления развития науки, техники и технологий рф
Перед современным российским обществом стоит задача инновационного развития. Под инновациями понимается создание принципиально новых технологий, которые смогут обеспечить России XXI века достойное место в мировом сообществе. При этом главным конкурентным преимуществом страны являются уникальные знания или технологии. Условием эффективного использования таких уникальных знаний и технологийявляется концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под ними понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны и достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.
В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить ряд критических технологий.
Под критическими технологиями понимаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер и создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей, или направлений исследований и разработок, и дают в совокупности определяющий вклад в решение ключевых проблем, существующих в реализации приоритетных направлений развития науки и техники.
Развитие приоритетных направлений развития науки и техники началось в Российской Федерации сразу после распада СССР, с 1992 г., в том числе в рамках федеральных целевых программ, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Впервые на федеральном уровне приоритетные направления развития науки и техники, а также критические технологии, были утверждены 21 июля 1996 года. Было принято постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» и «О доктрине развития российской фундаментальной науки». Приоритетными направлениями стали фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые композитные материалы и химические продукты, технологии поддержания биологических и живых систем.
С тех пор регулярно каждые несколько лет принимаются новые приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ. Так, в 2002 году Президент РФ утвердил основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу. В стране был создан Совет по науке и высоким технологиям. Целью выделения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники была консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на стратегически значимых точках роста. К приоритетным направлениям были отнесены: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии. Их развитие невозможно без фундаментальной науки.
В 2004 г. по поручению Правительства, на основании комплексных научных исследований, с привлечением ведущих ученых, экспертов и представителей бизнеса, перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники был сокращен. Основными критериями отбора были выбраны обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики.
Перечень критических технологий охватывал перспективные области: технологии передачи, обработки и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; биоинформационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания биосовместимых материалов; биосенсорные технологии; биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека; технологии биокатализа и биосинтеза; технологии новых и возобновляемых источников энергии.
В 2007 г. была принята Федеральная целевая программа «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В 2009 г., в целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших задач модернизации и технологического развития экономики, Правительством РФ была проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальной науки, технологий и техники, что нашло отражение в перечне критических технологий.
Основной целью является уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития, среднесрочных задач социально-экономического развития страны с учетом необходимости формирования экономики, знаний, разработки и реализации важнейших государственных программ и проектов. Приоритетные направления и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом, концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, и долгосрочным прогнозом технологического развития страны до 2025 года.
В результате работы экспертных групп, федеральных органов исполнительной власти, государственных Академий наук и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было сформировано 7 приоритетных направлений и 27 критических технологий, которые являются наиболее перспективными с позиций технологического и инновационного развития. Они и являются определяющими ориентирами для совершенствования отечественного научно-технического комплекса с учетом среднесрочных социально-экономических задач развития страны. Современные «гражданские» приоритеты выглядят так: индустрия нанотехнологий и наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, живые системы (в медицине).
Фундаментальные исследования упомянуты в качестве приоритетных лишь в 1996 г., затем их «растворили» в других приоритетах, где они играют вспомогательную роль. Лидерами являются информационно-телекоммуникационные технологии и индустрия наносистем, в которую трансформировалась позиция «новые материалы и химические технологии». Хотя нанотехнологии прямо и не указаны в президентских направлениях технологического прорыва, предполагается, что именно реализация этой позиции и позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого
назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальнойбезопасности, созданию отечественной элементной базы, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.
Таким образом, индустрия наносистем пронизывает все остальные приоритеты и направления, однако её развитие невозможно без фундаментальных исследований.
Инновационное развитие страны непременно связывается с высокими технологиями. Однако следует помнить, что высокие технологии – это средство, а не самоцель.
В развитых странах, построивших у себя конкурентоспособные национальные инновационные системы, очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта. Этого пока нельзя сказать о России. Здесь хотелось бы отметить два момента.
Во-первых, российский интеллектуальный потенциал достаточно высок (об этом свидетельствует хотя бы число наших исследователей, работающих за границей, в том числе по причине недостаточного финансирования их работ на Родине).
Во-вторых, переносить зарубежный опыт на отечественную почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности институциональной заграничной среды, в которой он сформировался, так и российскую специфику.
В последние годы стабильно развивается вузовский сектор науки: число организаций, выполняющих в вузах исследования и разработки, выросло на 17 %, численность исследователей – на 16,4 %. Такой динамике способствовала государственная поддержка, ориентированная на вовлечение преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов – в научные исследования. По данным экспертов, объем финансирования исследований в вузах Российского образования с 2002 по 2012 г. вырос с 8,69 млрд. до 27,91 млрд. руб.
Сокращение объемов финансирования сказывается на масштабах образовательной деятельности государственных Академий наук и не позволяет в полной мере обеспечить решение кадровой проблемы, прежде всего, подготовку специалистов для работы в сфере фундаментальных
исследований. Одним из путей решения могло бы стать создание нескольких академических исследовательских университетов, по аналогии с уже созданными федеральными исследовательскими университетами, а также расширение участия академических институтов в реализации образовательных программ Министерства образования и науки РФ.
Представляется, что меры по совершенствованию организации академической науки должны приниматься взвешенно и аккуратно, поскольку она является основой культурного и интеллектуального потенциала нации. При этом важнейшей задачей государственной политики является повышение роли фундаментальной науки в решении стратегических задач модернизации.
Смещение акцентов государства в сторону национальных исследовательских университетов и центров не приведет к постепенному угасанию государственных академий наук. Государству, вузам и академическим организациям надо искать пути консолидации усилий по созданию конкурентоспособной национальной инновационной системы. Политика государства в отношении науки должна быть направлена на отработку взаимоприемлемых норм и правил, стимулирующих повышение эффективности работы всех научно-исследовательских и образовательных организаций.
При этом государство должно учитывать в своих мерах дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, академическим организациям и вузам, предусматривая разумный социальный баланс науки и образования.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
У К А З
В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
А) приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
Б) перечень критических технологий Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
1. Безопасность и противодействие терроризму.
2. Индустрия наносистем.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Науки о жизни.
5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование.
7. Транспортные и космические системы.
8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Перечень критических технологий Российской Федерации
1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Файлы к материалу:
- Указ Президента России от 07 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (.pdf, 114 Кб)
В рамках приоритетных направлений развития науки и технологий предусматривается проведение задельных исследований и разработок по следующим тематическим областям.
3.1. Информационно-телекоммуникационные системы:
Компьютерные архитектуры и системы;
Телекоммуникационные технологии;
Технологии обработки информации;
Элементная база и электронные устройства, робототехника;
Предсказательное моделирование, методы и средства создания и обеспечения функционирования перспективных систем;
Алгоритмы и программное обеспечение.
3.2.Биотехнологии:
3.2.1. Развитие научно-методической базы исследований в области
биотехнологии:
Высокопроизводительные методы анализа геномов, транскриптомов, протеомов и метаболомов;
Системная и структурная биология;
Синтетическая биология, метаболическая инженерия и биоинженерия;
Иммунобиотехнологии;
Клеточные биотехнологии;
Исследование природного биоразнообразия с целью создания новых биотехнологий, в том числе разработка методов изучения микроорганизмов, «некультивируемых» в лабораторных условиях, методов анализа метагеномов микробных сообществ.
3.2.2.Промышленные биотехнологии.
3.2.3.Агробиотехнологии.
3.2.4.Экологические биотехнологии.
3.2.5.Пищевые биотехнологии.
3.2.6.Лесные биотехнологии.
3.2.7.Аквабиокультура.
3.3.Медицина и здравоохранение:
Поиск, разработка и исследования перспективных лекарственных кандидатов на основе установления молекулярных фармакологических мишеней;
Молекулярная диагностика для профилактической и персонализированной медицины;
Протеомное профилирование человека;
Биомедицинские клеточные технологии;
Биодеградируемые и композитные материалы медицинского назначения;
Биоэлектродинамика и лучевая медицина;
Геномная паспортизация человека для профилактической и персонализированной медицины.
3.4. Новые материалы и нанотехнологии:
3.4.1.Конструкционные материалы:
Материалы с повышенной прочностью;
Материалы с высокой термостабильностью;
Легкие материалы;
Материалы, обеспечивающие защиту конструкций;
Интеллектуальные и настраиваемые конструкционные материалы;
Конструкционные материалы для энергетики.
3.4.2.Функциональные материалы:
Сенсорные материалы;
Материалы для энергетики и электротехники;
Оптические материалы и материалы для светотехники;
Магнитные материалы;
Функциональные покрытия и слоистые материалы;
Наноразмерные катализаторы для глубокой переработки сырья;
Наноструктурированные мембранные материалы;
Биомиметические материалы и материалы медицинского назначения.
3.4.3.Гибридные материалы и конвергентные технологии.
3.4.4.Компьютерное моделирование материалов и процессов.
3.4.5.Диагностика материалов.
3.5.Транспортные и космические системы:
Развитие единого транспортного пространства;
Повышение безопасности и экологичности транспортных систем;
Технологии, лабораторные образцы и стенды для создания перспективных транспортных и космических систем.
3.6.Рациональное природопользование:
Технологии сохранения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
Перспективные технологии мониторинга состояния окружающей среды, оценки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Технологии изучения недр, поиска, разведки и комплексного освоения минеральных и углеводородных ресурсов;
Изучение и освоение ресурсов Мирового океана, Арктики и Антарктики.
3.7. Энергоэффективность и энергосбережение:
Перспективные энергетические технологии;
Интеллектуальные энергетические системы будущего;
Эффективное потребление энергии;
Моделирование перспективных энергетических технологий и систем;
Новые материалы и катализаторы для энергетики будущего.
3.8. Междисциплинарные исследования социально-экономической и
гуманитарной направленности:
Моделирование и прогнозирование глобальных и национальных тенденций в социально-экономической и политической сфере с учетом развития науки и технологий;
Новые механизмы экономической деятельности;
Моделирование и прогнозирование развития науки и технологий;
Развитие человеческого потенциала;
Социальная стабильность, сплоченность и конфликты в обществе;
Региональная политика и устойчивое развитие регионов и городских агломераций;
Гуманитарные проблемы инновационного развития.
Данный перечень корректируется с учетом параметров прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, сформированного с использованием системы технологического прогнозирования .
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Финансирование работ, выполняемых программ направлен на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем. Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Особыми объектами науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры. Результаты их научных исследований получили международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров. Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа. Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- - существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
- - принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ. Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов. В настоящее время в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических программ можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий. Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов. Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:
- - соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
- - значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
- - невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
- - принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
- - возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
- - достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
- - реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
Критерии их отбора -- обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики. Эти направления для России стратегически важны, а значит профессионалы, работающие в этих направлениях, будут всегда востребованы.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации:
1. Безопасность и противодействие терроризму.
2. Индустрия наносистем.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Науки о жизни.
5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование.
7. Транспортные и космические системы.
8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Перечень критических технологий Российской Федерации:
1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
В газете «Поиск» № 27-28 от 15 июля 2011 г. опубликован скорректированный список приоритетных направлений. Указ Президента станет руководством к действию при выделении средств на науку.