Роль информатизации в развитии общества.

На вопрос Какие основные этапы в истории развития вычислительной техники можно выделить? заданный автором Олеся лучший ответ это Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Некоторые характерные черты информационного общества:
решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
главной формой развития станет информационная экономика;
в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека;
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.
Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, где основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
Основной инструмент компьютеризации - ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.
Основными этапами развития вычислительной техники являются:
I. Ручной - с 50-го тысячелетия до н. э. ;
II. Механический - с середины XVII века;
III. Электромеханический - с девяностых годов XIX века;
IV. Электронный - с сороковых годов XX века.
I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке - наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т. е. наличие некоторой позиционной системы счисления.
В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути.
1623 г. - немецкий ученый В. Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами.
1642 г. - Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. Впоследствии была создана серия из 50 таких машин, одна из которых являлась десятиразрядной. Так формировалось мнение о возможности автоматизации умственного труда.
1673 г. - немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.
1881 г. - организация серийного производства арифмометров

Ответ от Прослойка [активный]
Первые ЭВМ, как аналоговые (АВМ) , так и цифровые (ЦВМ) , появились в середине 1940-х годов. В развитии вычислительной техники обычно выделяют 4 поколения ЭВМ: на электронных лампах (1940-е - начало 1950-х годов) , дискретных полупроводниковых приборах (середина 1950-х - 1960-е годов) , интегральных микросхемах (1960-е годы) , больших интегральных микросхемах (с середины 1960-х годы) . В начале 1980-х годов появились ЭВМ, возможности которых позволяют отнести их к ЭВМ нового (пятого) поколения. Особую группу составляют персональные ЭВМ (ПЭВМ) . С середины 1970-х годов термин «ЭВМ» употребляется главным образом как синоним электронных цифровых вычислительных машин. В зарубежной, а с 1980-х годов и в отечественной литературе для обозначения ЭВМ применяется термин компьютер. В начале 1990-х годов в мире насчитывалось несколько десятков миллионов ПЭВМ, около 1 млн. высокопроизводительных ЭВМ, в т. ч. несколько сотен ЭВМ с рекордной производительностью (суперЭВМ) . ЭВМ используются преимущественно при научно-технических расчетах, обработке информации (в планировании, учете, прогнозировании) , автоматическом управлении.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Образование больших потоков информации обусловливается:

  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов;
  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат – наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:


  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться вполном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого , в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания вовсех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие: 1. Наличие компьютеров; 2. Уровень развития компьютерных сетей 3. Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека. Таким образом, человек обладает информационной культурой, если:

  • имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
  • умеет использовать информационное при решении задач с помощью компьютера;
  • умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
  • умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
  • умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
  • умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;
  • умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
  • знает и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
  • соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Оставьте свой комментарий!

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

§ чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

§ постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

§ появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления :

§ появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;

§ существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

§ возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов .

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.

Пример 1.2. В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном в 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой промышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

§ в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;

§ в станкостроительной отрасли в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;

§ в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

Еще по теме РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Что такое процесс информатизации общества:

  1. 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса.

Россия находится в самом начале формирования информационного общества, однако жизнь уже очень серьёзно изменилась по сравнению с тем, что было 20 или даже 10 лет тому назад. Причём, речь здесь идёт в данном случае не об изменениях социально-политического характера. Резко возросло количество людей, занятых в секторе информации (производство, хранение, передача данных). Производство материальных благ становится всё более информационно-ёмким. В себестоимости продукции всё большую долю составляют информационные и маркетинговые затраты (Акинин, 2003, С.16).

Теперь работники и не только высшего звена, заняты решением относительно сложных творческих задач, зачастую не поддающихся формализации: разработкой перспективных планов на основе интуитивного прогнозирования, аккумуляцией накопленного опыта, решением стратегических задач. Информационные технологии всё шире проникают в нашу жизнь на бытовом уровне (начиная с повального увлечения детей компьютерными играми).

Информатизация способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом, активизирует участие различных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местными сообществами, поднимает на требуемый уровень сбор, обработку и анализ информации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развития государства, поступающей во властные структуры. Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методов его деятельности.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество (Зайцева, 2004, С.15). Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Информатизация общества как одна из закономерностей современного социального прогресса. Расширение прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом как следствие информатизации. Вхождение России в мировое информационное общество.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Информатизация как сложный социальный процесс, его основные этапы и внедрение в общество на современном этапе. Критерии развитости информационного общества, его характерные черты. Направления развития молодежи в российском обществе, их эффективность.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Сущность информации и роль процесса информатизации в современном обществе. Информационная открытость и транспарентность власти как основа публичной политики. Государственная информационная политика в развитии информационного общества Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2018

    Экономические, социальные, геополитические проблемы, связанные с переходом к инновационной экономике и социально ориентированной политике государства. Венчурные фонды как институт инновационной экономики. Проблемы становления информационного общества.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Анализ мирового опыта в построении информационного общества. Основные тенденции, характеризующие его развитие в современной России. Уровень электронизации правительств штатов Америки. Значение информатизации для совершенствования устройства государств.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Изучение социальных отношений в "информационной экосистеме" и последствий глобальной информатизации. Рассмотрение индивидуализации поведения людей в условиях интернет-революции. Определение необходимости государственного регулирования кибер-пространства.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2010

    Исследование социокультурной составляющей общества потребления. Анализ характера влияния общества потребления на самоактуализацию личности. Ценности общества потребления как фактор самоактуализации молодежи. Специфика самоактуализации молодежи в России.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015