Создание фирменного стиля осуществляется путем разработки. Создание фирменного стиля: процесс и особенности

Сегодня многие руководители и крупных, и небольших организаций приходят к выводу, что создание бренда и фирменного стиля является одним из ключевых направлений в работе по продвижению на рынке. Однако нужно понимать, что выполнить необходимые мероприятия в начале своей деятельности под силу не каждой организации. При этом проблема не в наличии достаточного количества средств. Основная сложность состоит в понимании своего образа, идея которого и ложится в основу фирменного стиля. Если организация начинает работу без своей символики, то это может отрицательно отразиться на ее имидже. Создание фирменного стиля и логотипа позволит выделиться из массы конкурентов. Если же возможности организации ограничены, необходимо использовать хотя бы минимальный комплекс компонентов. Среди них, например, может присутствовать слоган, товарный знак, выполненный в определенной цветовой гамме.

Проектирование

Осуществляется в несколько этапов:


Исследования

В ходе них осуществляется изучение направлений работы организации, ее продукции, рынка сбыта и целевой аудитории. Создание фирменного стиля сопровождается анализом средств индивидуализации конкурентов, их отдельных компонентов. Это необходимо для исключения повторений чужих идей даже в некоторых деталях. На стадии маркетинговых исследований также целесообразно выполнить анализ зарегистрированных средств индивидуализации.

Образ

По окончании первой стадии формулируется основная идея. Она, как выше было сказано, должна соответствовать образу организации. Создание фирменного стиля направлено на формирование определенного имиджа. Продумывая идею, необходимо определить, какой организация будет выглядеть для потребителей: консервативной или современной, креативной или солидной, веселой или серьезной и так далее. Идея должна соответствовать имиджу. Подходы к ее формулировке можно использовать абсолютно разные, но стиль будет считаться успешным, если он передает суть компании, ее философию, характер, ценности, миссию, отражает принципы работы, статус и приоритеты. Вместе с этим все компоненты, характеризующие организацию, должны быть предельно понятны потребителю.

Важный момент

Создание фирменного стиля не предполагает объяснение в товарном знаке всей идеологии организации. Задача - в подкреплении заявлений экономического субъекта, сделанных по другим телекоммуникационным каналам. Речь, в частности, о рекламе на радио, телевидении, в прессе. В настоящее время в отечественной практике создание фирменного стиля предприятия сводится зачастую к обычному обыгрыванию наименования. Безусловно, у многих дизайнеров получаются запоминающиеся и оригинальные решения. Однако в большинстве случаев они не позволяют донести ту или иную информацию, не вызывают нужных ассоциаций.

Целевая аудитория

Создание фирменного стиля предполагает формулирование идеи, которая не только отражает образ организации, но и отвечает потребностям общества. В данном случае целесообразно ориентироваться на средний потребительский уровень. При разработке стиля следует избегать использования труднопроизносимых, малознакомых слов и сложных элементов. Решение должно соответствовать общественно-психологическим потребностям людей. Это поможет быстрее продвинуть продукцию или услугу.

Ключевые требования

Создание фирменного стиля предполагает соблюдение определенных правил:

Эстетичность

При создании стиля следует исключить любую вероятность двусмысленного восприятия. Кроме этого, товарный знак должен вызывать только положительные эмоции. Для повышения привлекательности логотип можно заключить в геометрическую фигуру. Если будет использоваться квадрат или круг, то компоненты, которые в них располагаются, должны быть яркими и оригинальными.

Универсальность

Следует помнить, что логотип будет использоваться в различных целях. В частности, для печати визиток, буклетов, плакатов, баннеров. Все эти рекламные средства имеют различный масштаб. Соответственно, логотип должен быть в таком формате, который можно адаптировать под тот или иной размер. Товарный знак нужно делать таким, чтобы он хорошо считывался с разных носителей. Особое внимание следует уделить контрастности и цветовой гамме. Все элементы логотипа должны четко просматриваться и в черно-белом исполнении.

Паспорт стандартов

  1. Фирменные CMYK, Pantone).
  2. Пропорции логотипа. Как правило, его размещают в пределах масштабно-координатной сетки с указанием параметров.
  3. Шрифты.
  4. Стандарты и специфика оформления официальных бланков, сувенирной продукции, интерьера, упаковки и пр.

Целесообразно описать особенности применения логотипа. К примеру, стоит указать, что недопустимо размещать его на неоднородном фоне, использовать отдельные его компоненты или добавлять дополнительные детали. В паспорте можно установить запрет на инверсию товарного знака. К проекту логотипа целесообразно приложить также описание символики, обозначений, желательные ассоциации.

Разработка фирменного стиля имеет фундаментальное значение для успешного развития любой современной компании. Безликие фирмы, предлагающие свои товары или услуги на рынке, никогда не смогут выйти на нормальный уровень прибыли. Ведь рядом с ними существуют бренды, которые не только за счет рекламы, но и благодаря хорошей узнаваемости, способны заинтересовать большинство потенциальных покупателей.

На сегодняшний день достаточно много компаний предлагают свои услуги по разработке фирменного стиля . Обращаем ваше внимание на то, что в процессе выбора потенциального партнера важно учитывать не только стоимость и качество выполнения работ, но и удобство самого процесса.

Именно поэтому мероприятия по созданию стиля компании должны организовываться по принципу «от простого к сложному». Это позволит с максимальной эффективностью использовать каждый из этапов работы, что, естественно, положительно повлияет на итоговые результаты.

Вот несколько основных этапов разработки фирменного стиля компании:

Описание миссии компании, а также ее преимуществ перед конкурентами;

Разработка базовых элементов, включая логотип;

Разработка фирменной документации, а также POS-материалов;

Разработка интернет- представительства компании и пакета рекламных материалов.

Сбор информации.

На первом этапе осуществляется сбор необходимой информации о компании, а также тщательный ее анализ. Следует учитывать все особенности рынка, характер конкуренции, историю развития самой компании, свойства продукции или услуг, которые она представляет и т.д. Основной целью стартового этапа является поиск уникальных характеристик, на основе которых и будет построен будущий визуальный образ компании. Спешим отметить, что от успеха этого мероприятия и зависит дальнейшее позиционирование компании.

На следующем этапе из собранной ранее информации следует выбрать самое главное. На основе имеющихся в наличии данных формируются визуальные образы. Ключевые символы и метафоры, определяющие фирменный стиль компании . Важнейшее значение при этом имеют цветовые решения, поскольку каждое из них несет в себе определенную колористическую нагрузку и углубляет сущность выбранных символов. Также необходимо учесть рекламную стратегию, на основе которой формируется структура будущей стилистики. Это и обязательный набор элементов, и адаптация их под конкретные носители рекламы.

Далее осуществляется поиск графических решений, то есть определяется необходимый имидж компании, а также его четкая позиция на рынке. Одна и та же задача поручается нескольким стилистам и дизайнерам, которые должны воплотить выбранные направления в конкретных цветовых решениях и символике. Этот прием позволяет избежать повторений и «зацикленности», а также увидеть различные подходы к реализации идеи с целью выбора наиболее успешного. Отдельное внимание на данном этапе должно уделяется шрифтам, при помощи которых и описывается суть имиджа компании. По итогам проделанной работы заказчику представляется несколько наиболее удачных вариантов логотипа, выполненных в различных направлениях. После совместного определения наиболее подходящего результата осуществляется его детализация, а также глубокая прорисовка всех составляющих элементов.

Мы считаем, что для определения наиболее эффективного варианта логотипа должна применяться методика тестирования товарных знаков на целевой аудитории. Любая компания в процессе взаимодействия с клиентами и партнерами использует определенный набор инструментов. Кто-то пользуется визитными карточками, а кому-то больше по душе рекламные вывески. Здесь важно понять, что именно будут ощущать потенциальные покупатели, посмотрев на представленный им визуальный образ.

Исходя из специфики деятельности компании, необходимо выбрать те элементы фирменного стиля, с которыми контакт покупателей происходит наиболее часто. На основании выбранных элементов проводятся исследования на предмет визуальной привлекательности торговой марки или логотипа. После проведения комплексного тестирования заказчик получает результаты, отображающие эффективность того или иного варианта в плане визуальной привлекательности.

После утверждения окончательного варианта логотипа начинается этап создания брендбука или книги фирменного стиля компании. Необходимо создать подробное описание логотипа и всех его модификаций, а также построить модульные схемы построения тех или иных элементов. В процессе разработки брендбука заказчик получает рекомендации относительно способов внедрения принятого стиля внутри предприятия, а также правила использования графической информации для дизайнеров и типографических компаний.

Готовый брендбук помимо элементов нового стиля должен содержать варианты деловой документации. Отметим, что именно здесь будут задействованы фирменные шрифты и цвета. Кроме того, в брендбуке отображаются варианты личных и корпоративных визиток, фирменных бланков и договоров, конвертов, папок и т.д. Получив готовый брендбук в печатном и электронном варианте, заказчик сможет увидеть полную картину фирменного стиля компании, а также отдельные его элементы, уже готовые к печати. Практически у всех известных фирм и компаний имеется свой брендбук. Один из примеров Руководство Nike Football, созданный в 2012 году, - пример лаконичного и понятного брендбука. Ценности компании изложены в трёх простых словах: Inspirtion. Innovation. Enablement. Кроме того, в брендбуке перечислены 11 дизайн-заповедей Nike Football, которые снабжены короткими пояснениями, а также показаны варианты использования логотипа и фирменных шрифтов. Однако главная часть брендбука - фотографии знаменитых футболистов и спортивной одежды Nike. В книге также содержатся требования к фотографиям для рекламных кампаний. Пару страниц брендбука Nike Football можно увидеть ниже (рисунок 8).



После того, как фирменный стиль компании был утвержден заказчиком, следует приступить к заключительному этапу, то есть разработке сайта компании и материалов для рекламы. Интернет-представительство должно быть универсальным, то есть интересным для любого пользователя мети.

К разработке сайта следует подходить с особым вниманием, поскольку от его привлекательности зависит успех продвижения компании на виртуальном рынке. Ну и, конечно же, рекламные материалы, которые разрабатываются на основе готовых стилистических решений, должны заинтересовать как можно большее количество потенциальных клиентов и партнеров.

Разработка фирменного стиля в идеале должна начинаться одновременно с созданием организации или, по крайней мере, с появлением достаточного количества средств. Закрепление отдельных графических и прочих элементов, потенциально продуцирующих фирменный стиль, может складываться стихийно, так как развитие элементов фирменного стиля - необходимое условие успешного развития корпоративного имиджа. Иными словами, если организация не уделяет внимания созданию фирменного стиля, какой-то «бессистемный» стиль все равно будет складываться, вот только «исправить» будет гораздо сложнее, чем создать новый. Само решение о необходимости создания фирменного стиля обычно принимается или на этапе проектирования бизнеса, или когда без собственного фирменного стиля компания уже не может обойтись. Первый вариант явно лучше, потому что во втором для стабильно работающего предприятия приходится менять стиль визуального оформления, что может сбить с толку как постоянных, так и новых клиентов.

  • 1. Процесс создания фирменного стиля можно условно разделить на несколько этапов, причем по-разному. Однако логично выделить общий подготовительный этап, когда необходимо проведение процедур сбора информации и анализа, начальное проектирование имиджа предприятия. Всё это нельзя пускать на самотек, поскольку креативная идея эффективного фирменного стиля (в отличие от творческого озарения) должна отвечать строгим правилам и соответсвовать задачам фирмы и требованиям реальности. Отсюда и структура подготовительного этапа: сбор доступной маркетинговой информации, структурирование полученных данных о фирме, конкурентах, развитии соответствующего рынка товаров или услуг; структурирование полученных данных методологическими средствами теории позиционирования. Цель подготовительной стадии креативной стратегии состоит в генерировании рекламной стратегии.
  • 2. Далее следует выбор заказчиком исполнителя для разработки фирменного стиля. Хочется получить высокое качество недорого, однако при такой постановке вопроса достичь приемлемого результата нереально (цитата из анекдота: «Мы можем сделать быстро, качественно, недорого - выбирайте любые два варианта»).

Если проектирование фирменного стиля заказчик предполагает доверить подрядчику, то именно на данной стадии следует произвести выбор между отдельными дизайнерами, креативными группами и дизайнерскими бюро, тем самым сняв с себя нагрузку по выполнению следующих этапов разработки.

При разработке фирменного стиля следует изучить внутренние ресурсы и внешние условия заказчика. Сопоставление настоящих возможностей с потенциальными потребностями определяет структуру будущего стиля: обязательный комплект элементов и набор требующихся носителей.

Это наиболее короткий по продолжительности, но крайне отвественный этап, суть которого состоит в ознакомлении участников процесса с рекламной стратегией и сосредоточении на проблеме перевоплощения позиции торговой марки в художественную систему символов. Здесь же следует определить предположительную структуру будущего фирменного стиля: набор элементов, комплект носителей. Далее данная структура будет уточняться.

3. Беседа с дизайнером и постановка технического задания. Необходимо представлять себе ответы на вопросы: каким Вы бы хотели видеть фирменный стиль предприятия, и какой фирменный стиль будет более привлекательным для потребителя? Ведь конечным результатом должно быть увеличение прибыли, а не просто эстетически и композиционно выверенная абстрактная красота имиджа компании. То, что не приносит прибыль, с точки зрения бизнеса считается провальным.

Имиджевая стилизация коммерческой деятельности повседневного спроса (низкововлеченная целевая аудитория, трансформационная мотивация покупки) соответствует минимальному уровню сложности фирменной стилистики, узкоспециальное предпринимательство (высокововлеченная целевая аудитория, информационная мотивация) - высокой концептуальности структуры стиля, сложного взаимодействия элементов в системе носителей. Определенная степень сложности задает критерии выразительности, то есть степень достаточной иллюстративности будущего фирменного стиля.

4. Подготовка исполнителем макета или нескольких вариантов макета и их рассмотрение Заказчиком. Дизайнер должен предложить вариант фирменного стиля, созданного с учетом требований Заказчика, но с соблюдением эстетического подхода, законов композиции, сочетания цвета и формы. Среди первых эскизных набросков профессиональный взгляд специалиста по рекламе легко выявляет достойные, интересные. Вербализация причин несоответствия идеи отдельных набросков позволяет генерировать новые варианты, которые впоследствии также подвергаются первичной оценке и включаются в дальнейшую проработку: дополнения, уточнения линий, цветовой гаммы. Здесь уже определяется цветовая гамма необходимого фирменного стиля и приходит понимание степени его сложности. Различные области человеческой деятельности требуют индивидуального уровня сложности стилизации, структуры компонентов: высокие технологии - сложного, интригующего, простые и общедоступные - доступного для понимания, легкого, иногда даже юмористического. Правило рекламного дизайна: графическую атрибутику съедобных символов необходимо проектировать вкусной, технологий - фантастическими, финансовой сферы - престижной и стабильной в развитии и т.д.

Любой объект рекламы на основе его позиционирования можно описать одним - тремя основополагающими словами-символами, грамотная обрисовка которых неизбежно приведет к созданию комплекта элементов фирменного стиля, который будет отвечать критериям органичности, выразительности и соответствующей сложности. Эскизные наброски, прошедшие критический тест на соответствие современному уровню дизайна, должны быть подвергнуты качественной оценке по нескольким критериям.

Удовлетворение критерия оригинальности требует проведения исследования соответствующего рынка на предмет наличия схожих до степени смешения элементов фирменного стиля других организаций. Органичность предполагает соответствие эскизов заявленной позиции торговой марки. Оценка привлекательности подразумевает выявление степени соответствия набросков шаблону восприятия целевой аудитории. Оценка универсальности требует соответствия колористического исполнения нормам изготовления полиграфической продукции и web-графики; элементы должны идеально вписываться в любые форматы современных носителей рекламы; масштабирование элементов не может приводить к качественным изменениям восприятия фирменного стиля.

Затем ведется дизайнерская работа над принятыми эскизами в наиболее удобном для их реализации программном пакете графических редакторов, составляются комплекты из элементов и соответствующих им необходимых для коммерческой деятельности носителей фирменного стиля.

5. Утверждение макета и внедрение фирменного стиля - данный этап можно считать завершающим в процессе сотрудничества исполнителя и заказчика. Вариант фирменного стиля, прошедший все стадии, может быть представлен на заключение о принятии Заказчику. Для представления следует подготовить текстовое описание фирменного стиля, где объясняется соответствие предлагаемого проекта необходимому уровню всех критериев, декларируются закономерности возможной модификации элементов и носителей. Такое описание обладает статусом документа и прилагается к проекту фирменного стиля для утверждения заказчиком. Далее начинается раскрутка фирменного стиля в маркетинговом комплексе предприятия, внедрение его.

Стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля организации включает в себя следующее: распространение приказа о соблюдении фирменного стиля; распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю; проведение внутренних семинаров по фирменному стилю; проведение тренингов для секретарей; оформление офиса компании в фирменном стиле; изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников, занятых на производстве или в магазинах компании; оформление дверных табличек и вывесок компании в фирменном стиле; нанесение элементов фирменного стиля на продукцию компании; изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля компании; изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля компании; наружную рекламу с элементами фирменного стиля компании; рекламу в СМИ с элементами фирменного стиля компании; интернет-сайт с элементами фирменного стиля компании; использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий.

Внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности компании. Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет. Гораздо важнее его соблюдение и правильное применение.

Глава 2. Принципы, этапы и элементы формирования фирменного стиля салона «Ева»

1. Специфика формирования фирменного стиля салона красоты

Исходя из всего вышесказанного, попытаемся обосновать, что представляет из себя фирменный стиль салона красоты как важнейший элемент формирования ощущения, имиджа, предполагаемой клиентской базы и рекламы салона. Среди большого количества конкурирующих салонов красоты сложно запомнить тот, у которого нет целостного индивидуального образа, потому что современный клиент стал образованным и интуитивно выбирает салон с продуманной рекламной концепцией.

Как сетует один из специалистов, «почему-то к рекламно-графической части салонного бизнеса многие относятся снисходительно. К сожалению, зачастую директора самостоятельно придумывают названия, а иногда и идею для логотипа и стараются найти дешевого исполнителя своих идей. И к чему же это приводит? В итоге салон не имеет стабильного логотипа, отчего у него практически отсутствует система идентификации».

С этими словами можно отчасти согласиться. Отчасти - потому что они справедливы относительно необходимости фирменного стиля. С другой стороны, у небольшого предприятия нет возможностей проводить масштабный и дорогостоящий брендинг, и на помощь здесь должны прийти относительно недорогие креативные решения (именно так мы понимали и свою собственную практическую задачу).

Итак, с чего же следует начать, на какие специфические вещи следует обратить внимание?

Как считает Алексей Дмитриенко, генеральный директор ООО «Хорошее решение», самая распространенная ошибка в продвижении салона - несоответствие уровня цен уровню сервиса и внешнему виду салона в целом. Ведь чем выше стоимость услуг и товаров, тем больше претензий и ожиданий со стороны клиентов, и наоборот. Нюанс именно салона красоты в том, что он не магазин, и большую часть времени, которое клиент проводит в салоне, он либо сидит, либо лежит. Отсюда следует, что одна из составляющих имиджа - комфорт, оцениваемый клиентом, у которого достаточно времени для разглядывания. «Представим себе салон красоты с нестандартным названием «Зажигалка» <…> Какую категорию клиентов можно «зацепить» таким названием? Вероятно, старшеклассниц и студенток. По крайней мере, это та целевая аудитория, которая соответствует самому названию, и именно на данную категорию потенциальных клиентов имеет смысл ориентироваться при оформлении салона красоты, формировании меню услуг и ценовой политики. Для этого нужно потратить время на изучение целевой аудитории, узнать ее интересы, кумиров, любимые сериалы, моду и т.д. И уже отсюда черпать идеи для оформления салона и способа продвижения услуг».

Об ошибках позиционирования и неоднозначности имиджа вследствие невыполнения этих простых правил пишет И. Нед: «Я как-то зашел в салон красоты, привлеченный глянцево-металлической фактурой огромных букв, грубого названия салона и черно-матовым покрытием стен крыльца в предвкушении креатива, а оказался в салоне с нежными оттенками и милыми округлыми барышнями, которые, как мне показалось, оказались тут случайно и делают здесь только химическую завивку. Я спросил тогда, почему такая разница с вывеской и интерьером, но мастера мне не смогли ничего ответить…»

Для того, чтобы сделать салон красоты зоной комфорта, над начинать с общей планировки, с площади и конфигурации помещения, на предмет рациональности и функциональности ее использования. Желательно не смешивать в одном пространстве места оказания парикмахерских услуг, нейл-дизайна и маникюра, зоны отдыха и ожидания, но если это невозможно, то нужны либо специальные перегородки, либо витрины с сопутствующими товарами - это придаст пространству динамику и подчеркнет границы зон комфорта для клиентов, которые пришли получить разные услуги. Комфортное для клиентов расстояние между «станциями обслуживания» должно варьироваться в пределах 1,8-3,5 м.

Об опасности штампов и клише при разработке фирменного стиля салона красоты предупреждают специалисты студии «Артвелл»: например, в процессе нейминга строже относиться к отбору названий на французском языке, а в дизайне - к использованию розового, лилового, бежевого цветов.

А специалисты студии «Амиант» отмечают две тенденции развития корпоративного стиля организации: статичный и динамичный фирменный стили. В первом случае создается ограниченный набор элементов и строгих правил их применения, чаще всего создаётся логотип и некий узор. Если же стиль основывается только на логотипе (без узоров или они формируются путём создания различных сочетаний из логотипа), то данный подход оставляет дизайнерам ещё меньшую свободу в оформлении различных материалов.

Динамичный фирменный стиль возникает, если заложить в корпоративный стиль «возможность изменения некоторых элементов и создания на их основе новых композиций; создание дополнительных иллюстраций в определённой фирменной манере и пр. Именно такая свобода придаёт фирменному стилю необходимую динамичность и вариативность. Важно отметить, что создаваемое разнообразие не ведёт к потере узнаваемости образа…»

Еще один принципиальный момент, ощутимый именно при разработке фирменного стиля салона красоты, - это гендерные изменения. Салоны красоты уже не считаются исключительно или преимущественно женской «средой обитания», однако увеличение мужской клиентуры создает и проблему позиционирования, так как мужчины и женщины по-разному воспринимают цвет, изображение, текст. Перечень услуг, оформление и реклама салона будут отличаться в зависимости от того, какой будет его аудитория. Например, для молодых мужчин, экспериментирующих со своим имиджем, будут интересны услуги по креативной стрижке, пирсингу, депиляции. Для солидных бизнесменов будут необходимы процедуры по омоложению, стрижка усов и т.д. Естественно, что формат заведения повлияет на способы и методы воздействия на аудиторию, и то, что работает при воздействии на женскую аудиторию, может оказаться неприемлемым для мужской. «Символика и цветовая гамма бренда женского и мужского салона красоты в большинстве случают будут радикально отличаться. Как исключение можно назвать креативные салоны, которые рассчитаны на молодую публику обоих полов: в этом варианте уместно использование ярких цветов, динамики. Отличия заключаются и во внутреннем оформлении: как для мужчин, так и для женщин, важен комфорт, но у каждого пола свое понимание комфорта. Женщины более внимательны к деталям и аксессуарам, мужчины же оценивают обстановку в целом».

Фирменный стиль салона красоты в общих чертах содержит стандартные элементы - логотип, прайс-лист, визитную карточку, бонусные карты и подарочные сертификаты, в его составе значимы униформа персонала и даже стиль интерьера. Логотип, гарнитура шрифтов, цветовая палитра должны оставаться константами для любых рекламных носителей. Полиграфическая продукция может иметь разные варианты дизайна, наполнения для привлечения разных сегментов целевой аудитории.

Однако, конечно же, многое определяет вывеска в концептуальном смысле, т.е. эксклюзивно подобранное и визуально поданное название, из которого должен быть совершенно понятен уровень качества и цен. Характерными деиндивидуализирующими и безвкусными ходами часто являются сочетания женского имени и навязчивых розовых, с завитым шрифтом вывесок. «Это не говорит о том, что в такой салон никто не придет, но и ждать перемен в уровне клиентской базы тоже не стоит надеяться. Очень важно в выборе названия помнить об актуальности, благозвучности и легкой произносимости, а в написании логотипа - о его читаемости. Ведь сложно посоветовать кому-то понравившийся салон, если вы не смогли прочитать его изысканного иностранного названия, написанного сложным рукописным шрифтом».

Интерьерные решения могут быть совершенно различными. А. Дмитриенко, исходя из своего опыта, считает, что комнатные растения придают уют любому помещению: «Даже если вдоль стены проходит труба, оплетенная зеленой лианой, выглядеть она будет в сто раз лучше, чем просто труба», - а также уверен, что очень позитивно и уютно воспринимаются изображения на стенах: «Рядом с рабочим местом каждого мастера должны висеть все его грамоты и сертификаты, это повышает статус не только сотрудника, но и салона. Что касается плакатов и репродукций, важно понимать, какую смысловую нагрузку они несут. Однажды, посетив салон, который был назван фамилией очень известного художника, я с удивлением обнаружил, что внутри ничто не напоминает о нем. Понимаю, оригиналы картин находятся в музеях и очень дорого стоят, но хотя бы качественные репродукции можно было развесить по стенам? Должна же быть какая-то связь с названием?»

В оформлении интерьера специалисты советуют использовать теплые тона, от которых не устают глаза. Допустимы орнаменты или декорирование насыщенными, яркими цветами, а самые проигрышные цвета для салона красоты - это серые, тусклые коричневые и другие темные тона. Смысл предпочтений в рамках цветовой гаммы - в индустрии красоты нельзя использовать в цвете стен грязные оттенки, нужно помнить о том, как будут смотрется в салоне оттенки волос при окрашивании и как будет выглядить работа визажиста. Этимдолжен руководствоваться не только дизайнер интерьера, но и графический дизайнер. Это не значит, что для дизайна рекламной продукции салона красоты есть «запрещенные» цвета, но некоторые оттенки лучше использовать не локально, а в нюансе, для придания стилю большей котрастности и выразительности.

Таких нюансов в индустрии красоты много - например, необходимо продумать освещение. У рабочих мест мастеров салона оно должно быть ярким, а в зоне ожидания, солярии и спа-зоне свет может быть мягким, приглушенным.

Если у салона есть сайт, его также надо привязать к общей стилистике, не стараясь усложнить «завитушками» (из желания сделать нежнее, женственнее), которые смотрятся сомнительно и перегружают внешний вид.

2. Ситуационный анализ маркетингового положения салона «Ева» на рынке услуг

Салон красоты «Ева» расположен в г. Тейково Ивановской области по адресу: ул. Першинская, д. 13. График работы: Будни: с 10 до 18. Выходные: с 10 до 13.

Сфера деятельности компании включает в себя услуги парикмахера, косметолога, маникюр, аппаратный педикюр, солярий. Полный список услуг таков:

  • - Стрижки, окрашивание, мелирование, пегментирование
  • - Наращивание волос ленточное и капсульное
  • - Лечение кожи головы, восстановление волос
  • - Маникюр
  • - Педикюр
  • - Наращивание ногтей
  • - Косметология
  • - Солярий

Несмотря на отсутствие серьезной рекламной деятельности, у салона неплохая репутация, так как в работ используются давно зарекомендовавшие себя бренды Wella, Londa, Matrix, Davines, Nioxin и др., а мастера салона - профессиональные специалисты, неоднократные участники конкурсов парикмахерского искусства, которые постоянно повышают свое мастерство и готовы предложить новейшие техники стрижек, укладок, окрашивания волос и других услуг. Столь же высок уровень косметологов, мастеров маникюра и педикюра.

Исследования целевой аудитории не проводились - в небольшом провинциальном городе клиентская база ограничена, салон оказывает и традиционные парикмахерские услуги, поэтому можно сказать, что целевая аудитория салона - это мужчины и женщины любого возраста и профессии, заботящиеся о своей внешности.

Конкуренты

Основные конкуренты:

«Видная»

«Натали»

«Шансон»

(выделены по территориальному признаку и спектру предлагаемых услуг)

Ситуационный анализ показывает, что у салона «Ева» есть определенные конкурентные преимущества. Это расположение салона на одной из главных улиц города, привлекательная ценовая политика, наличие уникальных услуг, не предоставляемых конкурентами (наращивание волос и makeup мастер). В то же время есть и заметные слабые стороны. Если расположение салона далеко от остановки транспорта еще не так значимо, то наличие достаточного числа сильных конкурентов обостряет главную проблему: отсутствие информирования о деятельности компании и отсутствие продвижения в Интернете. И если конкуренты пока тоже не очень преуспели в этом, то недостатки еще можно обратить в преимущества, поскольку при усилении конкуренции неизбежен либо выход на новый уровень информирования и рекламной деятельности, либо финансовые и имиджевые потери.

Стартовые условия - возможна только низкобюджетная рекламная кампания, так как отдельный бюджет на рекламу не предусмотрен.

Важным средством «раскрутки» является нейминг (англ. naming: именование) -- профессиональная разработка оригинального названия, позволяющее легко узнавать фирму и подчеркивать преимущества. Однако здесь название уже устоялось и связано с репутацией. Оно хоть и является весьма традиционным, но не будем забывать, что в провинциальном городке это скорее плюс, чем минус.

Исходя из вышесказанного, необходим комплекс низкобюджетных мероприятий, призванных с помощью создания фирменного стиля произвести отстройку от конкурентов и выделиться на местном рынке услуг, ориентируясь при этом прежде всего на наиболее активную часть клиентуры - молодежь, которую небходимо сделать главным сегментом целевой аудитории («модно» и «стильно» - имиджевые маркеры, привлекательные прежде всего для нее).

  • 1. Информирование целевой аудитории о салоне
  • 2. Повышение узнаваемости марки. Привлечение клиентов (профиль: молодежь)
  • 3. Увеличение числа продаж

Сроки - июль-сентябрь 2015

Особенности кампании - малобюджетная РК.

3. Создание фирменного стиля салона «Ева» в рамках рекламной кампании

ИНТЕРНЕТ

РАЗРАБОТКА САЙТА

АКЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРИВЕДИ ДРУГА

Если Вы приводите друга, получаете скидку 10% на любую процедуру

ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Оформление

«ПРИЯТНОЕ ОЖИДАНИЕ»

Угощать посетителей чаем/кофе во время ожидания.

БЮДЖЕТ: 2000 р. В месяц

4. «ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ»

Гостеприимство. Уважение. Выдавать сувенирную продукцию при использовании определенных услуг (парикмахерские - расческа с лого, косметические - повязка на волосы для масок с лого, ногтевые - пилка с лого)

БЮДЖЕТ: 10 000 р

5. Аниматор

Раздача листовок на скидку 10 %.

Оповещение об этом за 1 день в «ВК»

БЮДЖЕТ: 1.50 листовка (1000) = 1500+1200 (600 - 2 часа аниматор, 2 дня)=2700 р

  • 6. КАРТА КЛИЕНТА
  • - выдача карты при третьем посещении
  • - выдача карты в ресторанах «Бонито», «Италония» и «Ресторация» со счетом от 1500 р.
  • - выдача карты при покупке платья (выпускного/свадебного) в магазине Королева.

БЮДЖЕТ: 3.50 карта (600)= 2100 (с магазином и ресторанами по договоренности)=2100 р

  • 7. ПООЩРЕНИЕ
  • - при кератиновом покрытии и наращивании волос выдавать в подарок профессиональное средство по уходу за волосами. (выиграны в конкурсе парикмахерского дела)

БЮДЖЕТ: 0 р

ИТОГОВЫЙ БЮДЖЕТ КАМПАНИИ: 20 800 р.

Для полноценной реализации рекламных мероприятий и достижения целей рекламной кампании, а также в рамках долгосрочной имиджевой стратегии нами был разработан фирменный стиль салона «Ева». Мы исходили из необходимости должным образом обыграть название салона, найти единое дизайнерское решение, сочетающее в себе определенный минимализм, изящество, ассоциации с женским очарованием, и на его основе создать комплекс рекламных материалов. Таким образом, подготовительный этап работы включил в себя и начальный - салон выступил заказчиком, однако вся концепция придумывалась и технически реализовывалась нами.

Работая с эскизами, мы учитывали не только конкретный образец, но и как это будеть выглядеть в разных размерах на различных носителях.

Нам разработаны: логотип, фирменные именная и корпоративная визитки, фирменный сертификат, карта постоянного клиента, фирменные буклеты, рекламные листовки, внутреннее оформление салона и рекламная кампания, внедряющая новый фирменный стиль.

Исходный дизайн салона «Ева» даже трудно было в принципе назвать дизайном: на стене из красного кирпича черная вывеска с буквами белого прямого шрифта и картинкой «роковой» женщины, женщины-вамп - редкостное провинциальное дурновкусие, поскольку такой тип дизайна (в лучшем исполнении, конечно) может быть реализован в дорогом антураже элитного салона мегаполиса, а здесь даже не рассчитан на целевую аудиторию.

Исходный интерьер также оставлял желать лучшего: прямоугольное помещение с выгороженной комнатой для процедур было выдержано в строгих черно-белых и серых тонах, даже отгораживающая ширма была черного цвета. Чобы такой дизайн располагал клиента, он должен быть очень тонко проведен и подчеркнут цветовыми оттенками дорогих материалов, подчеркивающих статусность заведенияную элегантность, т.е. нужна богатая фоновая фактура. В нашем же случае получался обычный салон с неоправданными претензиями и отсутствием стиля и вкуса, вывеска которого была больше похожа на какой-то магазин автозапчастей.

Поэтому параллельно с разработкой эскиза мы размышляли над изменением цветовой гаммы, меняющей общее впечатление. Не выдуманные элитность и «дороговизна» для женщин-вамп, а светлый и располагающий уют в сочетании с изяществом, легкостью, современным минимализмом - вот в чем заключалась наша цветовая идея.

Для интерьера (стен, мебели и пр.) мы выбрали белый цвет, для занавеок и ширм - зеленый, приятное, располагающее, гармоничное цветовое сочетание, пробуждающее ассоциации чистоты, свежести, молодости, приятного самочувствия и времяпрепровождения. Чтобы подчеркнуть современность и изящество, на одной из стен мы придумали расположить яркое цветовое панно в абстрактной стилистике.

Разработка эскиза логотипа также подчинялась общим правилам. Логотип должен быть ярким, легким, гармоничным, создавать впечатление элегантной молодости и полета. Поэтому мы использовали мягкие криволинейные очертания и оттенки теплого красного цвета в сочетании с белым и зеленым.

Смысловая сторона визуальной части логотипа (яблока) тесно связана с общеизвестным библейским мифом об Адаме и Еве, но решена не в назидательных, а слегка интригующих тонах, намекающих на загадочность женского очарования, в котором всегда есть искушение. В логотипе использовано пять цветов: белый, красный, коричневый, зеленый и черный. На эллипсоиде красного яблока сделаны эффекты объемности справа и светового отблеска слева. Изящные тонкие черные линии подчеркивают границу объекта справа и снизу и стилизованную тень внутри.

Зеленым цветом изображен условный лист яблока (без детализации) и дана подпись «Салон красоты». Название салона выполнено коричневым курсивом, стилизованным под рукописный шрифт. Это не полный минимализм, так как есть комбинация цветов и линий, но достаточно строгий выбор - ничего лишнего.

Весь логотип, на наш взгляд и по отзывам, оставляет впечатление легкости, изящества, чистоты, смысловой посыл его понятен: посещение данного салона создаст вам хорошее настроение, придаст элегантность и шарм.

В этом же духе «почти-минимализма» выполнена и вся остальная рекламная и сувенирная продукция. Так, расписание, сертификат, карта клиента выполнена в строгом сочетании белого, красного и зеленого. На сертификате и карте применен принцип гармонического разделения цветовых поверхностей волнистой линией, а в дизайне расписания найдено оригинальное решение: дни недели изображены в виде стилизованных яблок (будни - зеленых, выходные - красных), причем, поскольку эти цвета у яблок действительно присутствуют, выглядит всё очень весело.

Логотип нанесен на всю фирменную продукцию, например, бумажные сумки. К достоинствам логотипа относится то, что он легко варьируется - например, предстает в виде прозрачного контура на стекле-витрине салона. Таким образом, разработанный нами фирменный стиль привлекателен в дизайнерском смысле, обладает креативным потенциалом, вариативностью, может размещаться на различных носителям и быть легко применен к новой продукции.

Каждый человек старается быть непохожим на других, для этого люди делают прически, выбирают одежду, оформляют окружающее их пространство. Компаниям тоже необходимо иметь свое «лицо» и поэтому они разрабатывают фирменный стиль, т. е. некий визуальный образ организации. Фирмам нужно, чтобы потребители могли как-то отличать их друг от друга, покупателям нужна помощь в выборе товара и для всего этого тоже нужно «свое лицо». В этой статье расскажем о том, зачем нужен и что входит в фирменный стиль компании, каковы этапы его разработки и покажем примеры лучших стилей.

История фирменного стиля

Первые попытки придать разным изделиям личный характер, указать на изготовителя предпринимались еще в глубокой древности. Еще на античных амфорах, изготовленных в VI веке до н. э., были обнаружены специальные метки, указывающие на мастера, который их сделал. Уже в те времена ремесленники испытывали необходимость в идентификации своих творений. В Средние века аналогом фирменного стиля выступали гербы и флаги феодалов, которые размещались на всем, что имело отношение к правителю. В это же период появляется торговая символика: купцы на своих вывесках размещают подобия гербов и даже некие лозунги - прототипы современных слоганов. В современном понимании первая разработка фирменного стиля компании принадлежит концерну AEG, занимающемуся выпуском бытовой техники. Художник Питер Беренс создал для компании не только логотип, но и образы продукции, проекты для оформления павильонов, упаковки, документов, униформы. Это привело к прорывному росту продаж компании. Подход Беренса стал неким стандартом для разработчиков фирменного стиля.

Понятие фирменного стиля

Компании должны выделяться на фоне своих конкурентов, и в этом им помогает фирменный стиль. В общем виде под этим термином понимается совокупность визуальных элементов, которые выделяют организацию рынке. Стиль - это то, что отличает предприятие, делает его уникальным. Недавно в лексиконе маркетологов появился термин «айдентика», пришедший с Запада. Его употребляют как синоним понятия «фирменный стиль», хотя между этими понятиями в западной практике есть серьезная разница. Под айдентикой понимают корпоративную идентичность, визуализацию всех коммуникаций бренда. В этом термине заложено не только представление о необходимости неких зрительных характеристик компании, а понимание визуального образа как средства общения с различными аудиториями. Через этот образ производитель рассказывает о своих ценностях, миссии, позиционировании. В таком понимании фирменный стиль - это лишь один из компонентов айдентики. Однако в отечественной практике эти понятия синонимизируются и российские маркетологи не отказываются от термина «фирменный стиль», но наполняют его смыслом айдентики. Таким образом, разработка фирменного стиля компании или его айдентики не ограничивается этапом разработки дизайнерских решений, а становится более широким и многоаспектным процессом.

Функции фирменного стиля

Становление маркетинговых коммуникаций в России все еще продолжается, поэтому нередко можно услышать, например, такой вопрос: "Зачем фирменный стиль строительной компании или банному комплексу?" Ответ такой же, как и в случае со всеми предприятиями любой отрасли:

  • Для идентификации компании. Фирменный стиль позволяет целевым аудиториям узнавать организацию, ее товары и сообщения.
  • Для дифференциации. Айдентика позволяет потребителю узнавать товары и сообщения компании среди подобных, Фирменный стиль помогает представителям целевых аудиторий ориентироваться в массе товаров и легче делать выбор.
  • Для формирования и поддержания благоприятного имиджа компании. Фирменный стиль помогает формировать желаемый образ в восприятии целевых аудиторий. Положительный образ организации переносится на ее товары и способствует не только повышению престижности и статуса компании, но и росту прибыли.

Но кроме этого узнаваемый фирменный стиль снижает расходы на разработку маркетинговых коммуникаций, способствует укреплению корпоративного духа внутри организации, формирует доверии потребителей. Таким образом, айдентика - это база компании, ее смысловое ядро, а не просто набор визуальных знаков.

Корпоративная культура и фирменный стиль

Так как айдентика - это визуальное выражение миссии и ценностей компании, то она непосредственно связана с корпоративной культурой. Разработка товарной марки и фирменного стиля компании способствует тому, что сотрудники воспринимают место своей работы, как престижное, стабильное, важное. А это, в свою очередь, приводит к повышению производительности труда, улучшению качества выпускаемых товаров и предлагаемых услуг. В компании с престижным, узнаваемым фирменным стилем хотят работать специалисты более высокой квалификации, и это способствует росту и развитию предприятия.

Основные элементы фирменного стиля

Так как айдентика - это смысловое объединение всех маркетинговых коммуникаций предприятия, то задумываться о ее создании желательно еще на этапе создания организации. Разрабатывать фирменный стиль компании с нуля - это возможность с самого начала заложить в него правильные посылы. Набор элементов фирменного стиля может отличаться у разных предприятий, но в самом широком смысле он включает:

  • Товарный знак. Это может быть знак, идентифицирующий товар, а также зарегистрированное название предприятия.
  • Логотип. Это уникальное начертание названия товара, бренда или компании, это графический знак, способствующий узнаваемости и распознаваемости обозначаемого объекта. Идеи для логотипа не придумываются, а черпаются из специфики компании.
  • Цветовые решения. Фирменный цвет очень важен для запоминаемости сообщений и элементов айдентики. Так как цвет глубоко символичен и эмотивен, то его подбор требует особой тщательности.
  • Слоган. У компании должен быть короткий лозунг, выражающий ее миссию и ценности вербально.
  • Шрифт. Важно не только, что написано, но и как написано.
  • Фирменный блок. Установленное сочетание нескольких элементов айдентики.
  • Звуковой знак. Это может быть мелодия, шум, набор звуков. Например, всем знакомая музыкальная фраза из новогодней рекламы "Кока-Колы".
  • Фирменный персонаж. Герой прекрасно воплощает ценности и уникальные черты компании или товара. Например, кот Матроскин в фирменном стиле марки «Простоквашино».
  • Фирменный бланк. Для ведения делопроизводства необходимы документы и желательно, чтобы они с легкостью идентифицировались. Этому и способствует фирменный бланк.

Профессиональная разработка должна начинаться с формулировки смысла и идеи. И уже исходя из нее и из специфики организации разрабатывается визуальная часть айдентики.

Логотип как ядро фирменного стиля

Основу айдентики составляет именно начертание названия. Логотип должен отвечать нескольким важным требованиям, он должен быть: оригинальным, максимально простым, но не примитивным, узнаваемым, гармоничным, ассоциативным. Он должен вызывать заданный набор эмоций и смыслов у целевой аудитории, легко декодироваться и распознаваться. Найти идеи для логотипа - задача не из легких. Именно поэтому заниматься разработкой знака должны профессионалы. Они способны найти правильный образ для воплощения сути компании.

Носители фирменного стиля

Разработка фирменного стиля компании необходимо для того чтобы его элементы размещать на разных предметах, рекламных материалах. Основными носителями фирменного стиля являются:

  • вся рекламная и коммуникационная продукция компании: листовки, буклеты, плакаты, рекламные ролики и макеты, упаковка, этикетки;
  • документы компании, включая конверты для ее отправки;
  • и страницы в социальных сетях;
  • сувенирная продукция (календари, ежедневники, блокноты, брелоки и т. п.);
  • униформа персонала;
  • интерьер и здание компании.

Этапы разработки фирменного стиля

Разработка айдентики - это процесс творческий и не подлежит полной алгоритмизации. Но существуют примерная последовательность действий, которой придерживаются в той или иной степени все агентства. Поэтому, когда возникает вопрос о том, как создать фирменный стиль компании и что нужно делать, можно использовать эту схему:

Этап 1. Анализ компании с целью выявления ее специфики, ценностей, целей, вызываемых ассоциаций.

Этап 2. Выбор сущностной идеи позиционирования компании как базового стержня для айдентики.

Этап 3. Формулирование концепции фирменного стиля.

Этап 4. Разработка технических заданий для разработки запланированных элементов фирменного стиля.

Этап 5. Разработка элементов айдентики.

Этап 6. Создание брендбука.

Этап 7. Регистрация фирменного стиля для его защиты от копирования.

Брендбук

Нужно понимать, что разработка дизайна фирменного стиля - это только часть необходимых работ. Чтобы созданный стиль грамотно внедрялся и применялся, необходимо создать единый документ, регламентирующий этот процесс. Этот корпоративный документ называется брендбук. В нем описывается миссия и цели компании, формулируется позиционирование бренда. Важной частью брендбука является гайдлайн - это правила и инструкции по использованию визуальных элементов айдентики. Здесь прописываются условия размещения частей фирменного стиля на разных носителях, правила их компоновки, использования для размещения на документах, одежде, в интерьерах и экстерьере.

Внедрение фирменного стиля

Этап разработки фирменного стиля компании - это только первая часть на длинном пути формирования имиджа компании. Дальнейшая работа с ним называется этапом внедрения. Начинается он с работы с сотрудниками компании, персоналом. В их восприятии должны закрепиться ценности и визуальные образы фирменного стиля. Далее все исходящие из компании документы, сувенирная продукция, товары должны стать носителями айдентики. Не должно быть ни одного важного предмета, влияющего на восприятие организации, без фирменной символики. На этом этапе создаются вывески, сувенирная продукции, брендируются транспортные средства, униформа, сайты, рекламная продукция. Некоторые крупные организации проводят специальные коммуникационные кампании для внедрения элементов фирменного стиля в память и восприятие целевых аудиторий.

Примеры айдентики

Важным фактором успеха предприятия является фирменный стиль компании. Примеры эффективной работы по разработке айдентики мы встречаем ежедневно в своей повседневной жизни. Бренды, сервисные компании, ритейлеры успешно внедряют в восприятие потребителей свои визуальные образы.

Классическими примерами успешного фирменного стиля являются компании:

  • "Икеа".
  • "Старбакс".
  • "Билайн".

Каждый из приведенных примеров строится вокруг понятной, уникальной идеи, И уже вокруг нее возводится фирменный стиль.

Проектирование начинается с разработки проблемно-целевого блока, который содержит формулировку проблемы, целей и задач проектирования. Это требует проведения предпроектных исследований с целью сбора необходимых данных, анализа исходного состояния проблемы и формулировки желаемых конечных результатов решения проблемы. Предпроектные исследования проводятся после получения задания на проектирование и заключаются в сборе информации по теме проекта, по современным направлениям проектирования и формообразованию в графическом дизайне. Источниками информации, как правило, служат сведения из книг, журналов, каталогов и рекламных материалов различных отечественных и зарубежных предприятий, патентные материалы. Часть информации предоставляется заказчиком, а другая представляет собой сведения из периодической печати. Данный этап принято называть предпроектно-организационным. Предоставленная заказчиком информация должна быть достаточно полной и может включать:

направление деятельности предприятия в настоящее время и планы его развития;

сведения о носителях товарного знака, их материалах, свойствах поверхностей;

варианты использования знака и возможные изменения размеров;

установление территориальных границ распространения продукции предприятия с товарным знаком;

анализ прототипов товарного знака, если они были, и товарные знаки предприятий с таким же направлением деятельности;

сроки проектирования и предоставления эскизных проектов и готового решения .

Поставленная в проблемно-целевом блоке задача создания основных элементов фирменного стиля, обеспечивающих идентификацию и имидж фирмы и ее товара, требует отыскания путей решения поставленной проблемы. Планирование этого этапа проектирования содержится в концептуальном блоке. Концептуальный блок содержит общий замысел создания товарного знака и его обобщенную целостную модель. Концепция - это указание на то, каким должен быть товарный знак и какие средства при его создании должны быть использованы, чтобы спроектированный знак выполнял намеченные для него функции.

При разработке концепции необходимо уделять внимание выбору изобразительных средств, которые должны быть нестандартными и оригинальными. Результатом разработки концептуального блока является создание вариантов прогностической модели товарного знака. Вначале в сознании дизайнера формируется обобщенный образ товарного знака, который затем конкретизируется и фиксируется в вербальной форме в виде описания и в визуальной форме в виде эскизных вариантов. Разработанная концепция и эскизные варианты товарного знака показывают только общие принципы, заложенные в основу его проектирования. Уточнение формы знака в целом и его структурных элементов, учет законов психологии и зрительного восприятия, соблюдение законов композиции, взаимодействие изобразительного знака и логотипа осуществляется в процессе дальнейшего проектирования .

Проектный блок по своему содержанию направлен на конкретное выполнение проектных работ по созданию товарного знака. Проектирование ведется на основе вербальной и визуальной моделей, намеченных концепцией проектирования. Созданная в вербальной и иконической форме концептуальная модель прорабатывается во всех деталях: поэтапно решаются вопросы создания логотипа и шрифта для него, решается вопрос применения цвета и графических средств дизайна, обеспечивается связь структурных элементов внутри знака и самого знака со всем фирменным стилем. Каждый из принятых экскизных вариантов выполняется в укрупненном масштабе, большой масштаб изображения 18 позволяет более детально проработать отдельные элементы знака и избежать ошибок, которые мало заметны в изображениях небольшого размера. На увеличенном изображении уточняются размеры и пропорции элементов знака и логотипа, устанавливаются композиционные связи для обеспечения целостности композиции. Композиционное построение товарного знака проверяется на наличие признаков композиции: целостности образа, структурности и организованности элементов .