Возможности деловой графики в Excel. Деловая графика в среде MS Excel

Цели урока:

  1. Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
  2. Научить строить диаграммы различного вида.
  3. Развивать навыки работы на компьютере.
  4. Воспитывать аккуратность, точность, бережное отношение к природе.

Наглядные и технические средства обучения:

  • раздаточный материал с текстом для практической работы;
  • компьютеры, мультимедийный проектор;
  • стикеры (листочки с клейкой полосой) для подведения итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

В начале урока на экране демонстрируется 1 слайд (см. Приложение 1).

Учитель: Тема нашего урока: «Деловая графика в MS Excel» (2 слайд). Сегодня мы рассмотрим возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных, научимся строить диаграммы различного вида. Эти навыки пригодятся вам в дальнейшей учёбе, а кому-то и в профессиональной деятельности.

Каждый из вас получит в течение урока несколько оценок, которые будут зафиксированы на оценочных листах (они лежат на ваших партах). Затем будет выставлена средняя оценка за урок с учетом оценки учителя в журнал.

Для построения диаграмм мы воспользуемся некоторыми данными об экологической обстановке в Свердловской области. Эти данные взяты из Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области» (сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области – http://www.mprso.ru/ohrana_ap.htm).

А начать урок мне хочется с поэтического вступления (3 слайд):

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В. Шефнер.)

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Учитель: Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков проведём Блиц-опрос (4 слайд). Ученики отвечают на поставленные вопросы. По щелчку мыши открываются ответы.

  1. Основное назначение электронных таблиц? (Обработка числовых данных.)
  2. Что такое книга? (Документ, разработанный в среде ЭТ.)
  3. Что такое лист? (Отдельный элемент книги – таблица.)
  4. Что такое ячейка? (Отдельный минимальный элемент таблицы.)
  5. Что такое диапазон / блок ячеек? (Выделенная прямоугольная часть таблицы.)
  6. Основные типы расчётных решаемых в электронных таблицах? (Статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей; сортировка таблицы; построение графиков и диаграмм; табулирование функций.)
  7. Основные типы данных, содержащихся в ячейках ЭТ? (Текст, число, формула, логическое выражение, дата.)

2) Учитель: Назовите основные элементы Окна MS Excel, отмеченные цифрами на 5 слайде. Вызывается желающий ответить ученик.

3) Учитель: Выполните проверочную работу по парам, ответив на вопросы электронного теста. Один выполняет задание I варианта (см. Приложение 2), другой – задание II варианта (см. Приложение 3).

Проверочная работа предварительно должна быть скопирована на компьютеры учащихся. Сначала один отвечает, другой фиксирует его результат на оценочном листе, затем – наоборот.

Теоретический материал урока.

Учитель: При решении различного вида задач с помощью MS Excel очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Мы с вами знаем, что компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративную, инженерную, научную, деловую. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. С помощью Excel можно построить столбчатые диаграммы – гистограммы (одиночные и множественные), круговые диаграммы, графики и др.

Диаграммы в Excel строятся с помощью «Мастера диаграмм». Сначала в таблице выделяется блок данных, по которым необходимо построить диаграмму, а затем вызывается «Мастер диаграмм» с помощью команды >> Вставка >> Диаграмма.

Рассмотрим примеры различных диаграмм (слайды 6-10).

Практическая работа.

Учитель (слайд 11): Цель практической работ – освоить основные приёмы работы с «Мастером диаграмм» в MS Excel.

Ваша задача: используя таблицы, содержащие результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод составить: одиночную гистограмму, множественную диаграмму и круговую диаграмму или график.

Учащиеся садятся за компьютеры, читают текст практической работы, и приступают к её выполнению, если нет вопросов. Работа дается в 2 вариантах.

I вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 1.

Задание1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха пылью в г.Первоуральске в течение данного периода времени.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха в г.Первоуральске различными веществами в течение указанного периода.

Задание 3. Постройте по приведённым данным круговую диаграмму, отражающую загрязненность воздуха различными веществами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку F2 введите формулу, вычисляющую среднее значение в строке. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий средние показатели загрязненности воздуха различными веществами.

II вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 2.

Задание 1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами в различных реках в 2007 году.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение поверхностных вод различными веществами в 2007 году.

Задание 3. Постройте круговую диаграмму, отражающую загрязнение реки Чусовой различными элементами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку В10 введите формулу, вычисляющую сумму в столбце. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий общую загрязненность поверхностных вод.

Для выполнения практической работы в I варианте учащиеся открывают лист 1, во II варианте – лист 2 (см. Приложение 4).

III. Домашнее задание.

  • §20, §21.

IV. Итог урока.

Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора диаграммы и графики, выполненные учащимися.

Учитель: Какого вида диаграммы мы сегодня научились строить? В каких случаях круговая диаграмма или график являются более целесообразными? Оцените урок, записав оценку на стикере (они лежат на столах). На слайде 12 на экране прикрепите свой стикер с оценкой в соответствующем секторе.

Учитель собирает заполненные оценочные листы учащихся с оценками за устную работу (блиц-опрос), за проверочную работу в виде электронного теста и самооценкой учащегося практической работы.

Использованная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Деловая графика в среде MS Excel. Мастер диаграмм и его использование для построения диаграмм, редактирование диаграмм.

Для наглядного представления данных, входящих в электронную таблицу, служат диаграммы. Они размещаются обычно на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Excel предоставляет чрезвычайно широкие возможности в построении всевозможных видов диаграмм (линейчатых и круговых, кольцевых и лепестковых и т.д.).

Рассмотрим построение диаграмм при помощи Мастера диаграмм , поскольку именно это средство позволяет проследить этапы создания диаграммы.

Построим с помощью программы-мастера диаграмму для таблицы.

Последовательность действий:

На рабочем листе выделим область, в которой содержатся исходные данные для построения диаграммы. В выделенный диапазон могут попадать текстовые заголовки, но это не обязательно.

В появившемся диалоге мастера следует выбрать тип и вид диаграммы. Всего в Excel имеется 14 типов стандартных диаграмм (вкладка Стандартные ), а также порядка двадцати типов нестандартных встроенных диаграмм (вкладка Нестандартные) . Каждый тип содержит от одного до семи видов диаграмм. В списке Тип имеется также позиция График – при выборе этой позиции будет построена не диаграмма, а график. Результирующую диаграмму можно предварительно просмотреть для этого необходимо щелкнуть по кнопке Просмотр результата.

По умолчанию в диалоге мастера установлен тип - Гистограмма и вид диаграммы, показанный на рисунке. Если эти установки устраивают нажимаем кнопку Далее .

Во втором диалоге мастера от­крывается по умолчанию вкладка Диапазон данных . На этой вкладке будет указан диапа­зон ячеек, которые содержат данные для построения диаграммы. При необходимости этот диапазон мож­но подкорректировать (набором с клавиатуры либо выделением мы­шью).

После выполнения установок во втором окне мастера щелкаем по кнопке Далее - и переходим к следующему диалоговому окну, содержащему шесть вкладок.

На этих вкладках задаются следующие параметры:

Название диаграммы и подписи осей (вкладка Заголовки);

Подписи значений (вкладка Подписи данных);

Вывод значений по осям (вкладка Оси);

- построение одновременно с диаграммой таблицы данных (вкладка Таблица данных);

Вывод на диаграмму линий сетки по осям (вкладка Линии сетки);

Вывод на экран легенды (пояснений) и указание ее местоположения (вкладка Легенда).

В текстовом поле Название диаграммы набираем текст «», после чего нажимаем кнопку Далее.

В последнем диалоговом окне мастера диаграмм требуется задать размещение диаграммы (на отдельном листе или на листе, имеющемся в Рабочей книге). Установим переключатели размещения в нужное положение. Если необходимо поместить диаграмму на имеющийся лист, следует указать в списке имя этого листа. В завершение нажать кнопку Готово .


Рис. Пример гистограммы

Получившаяся в нашем примере диаграмма будет иметь вид, показанный на рисунке. Положение диаграммы на листе можно откорректировать простым перетаскиванием. Для этого надо выделить диаграмму щелчком мыши и перетащить ее в новое положение. После выделения диаграммы также можно изменить ее размеры, перемещая один из граничных маркеров.

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Мясниковского района Ростовской области

План урока информатики

в 9 классе.

«Деловая графика в электронных таблицах»

Разработала:

учитель ИиИКТ

Бешлиян О.В.

2016г

Тема урока: Деловая графика в электронных таблицах.

Цели урока:

Образовательные:

    Систематизация знаний по теме.

    Повторение, закрепление и приобретение новых знаний учащимися.

    Умение применять знания к решению задач.

    Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel при создании элементов деловой графики – диаграмм;

    Рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач;

Развивающие:

    Расширение кругозора учащихся.

    Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

    Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету информатика.

    Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

    Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

    Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в группе, в коллективе;

    Воспитание дисциплинированности;

    Воспитание уважения друг к другу.

Задачи урока:

    Создать условия для самовыражения и развития активности для каждого ученика через практическую деятельность;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, учебник «Информатика 9», презентация «Деловая графика в ЭТ», раздаточный материал с заданиями, офисная программа Microsoft Office Excel 2007

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в группах, индивидуальная работа .

План урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний и умений. Тестирование

    Изучение нового материала

    Работа в группах- первичное закрепление

    Отчёт о проделанной работе и обобщение изученного материала

    Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия.

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент

    Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

    Слайд 1. Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Деловая графика в электронных таблицах». Сегодня вы узнаете, что такое деловая графика, познакомитесь с основными видами диаграмм, узнаете их особенности.

    Актуализация знаний и умений

1). Слайд 2. Разминка

2). Слайд 3. Тестирование

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, для того чтобы вспомнить основные понятия пройденных тем. Садитесь за компьютеры, зайдите на школьный сайт, страницу «Учащимся», раздел «Тесты по информатике». Перейдите по ссылке на тест «Основы работы в Excel » Пройдите тест и не забудьте отправить результаты, указав свою фамилию, имя и электронный ящик.

Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    Изучение нового материала

Учитель: А сейчас переходим к изучению новой темы. По ходу моей лекции вам нужно будет заполнить следующую таблицу (раздать по группам).

Итак, начинаем.

Слайд 4. Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие информацию о чем-либо.

Слайд 5. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Слайд 6 . Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Слайд 7. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Слайд 8. Пример. В 9 «Б» классе обучается 11мальчиков и 15 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.

Слайд 9 . Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

Слайд 10 . Пример. Построить диаграмму, показывающую количество выпускников школы за последние 5 лет.

Высота столбиков определяется количеством выпускников в каждом году.

Слайд 11. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Слайд 12. Пример. Построить линейную диаграмму, отражающую изменение количества выпускников школы в течение последних пяти лет.

Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.

    Слайд 13 Работа в группах - первичное закрепление

Наш урок продолжается.

Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.

Сейчас мы будем выполнять практические задания из вариантов ГИА. У каждой группы по 2 задания. (раздать задания). На выполнение дается 10-15 мин. Разделите обязанности в группе.

Тема: Деловая графика в Excel .

Цель урока: познакомить с возможностью практического применения информационных технологий для наглядного отображения статистических данных.

Задачи урока:

1. Образовательная:

ü расширить и уточнить знания об электронных таблицах Excel;

ü получить представление о деловой графике; познакомить с понятием диаграммы, получить представление об основных видах диаграмм;

ü научить использовать Мастер диаграмм при построении графиков, гистограмм , диаграмм; познакомиться с основными этапами построения диаграмм;

ü научить использовать полученные знания в знакомой ситуации (построение диаграммы по готовому алгоритму); сформировать умение применять полученные знания в незнакомой ситуации (решение задач без описания последовательности действий).

2. Воспитательная:

ü выслушивать мнение своих одноклассников (не перебивать);

ü выявлять собственный уровень знаний (посредством выбора подходящего задания, наличие дифференцируемого домашнего задания);

ü умение самостоятельно группировать материал по указанным признакам (построение правильных таблиц в предложенных задачах);

ü способствовать формированию материалистического мировоззрения, подчеркивая связь информатики с экономикой, географией, биологией и другими науками.

3. Развивающая:

ü развивать монологическую речь учащихся при высказывании собственных суждений о возможностях применения деловой графики в различных областях деятельности человека;

ü развитие творческих способностей учащихся (построение интересных видов диаграмм на собственную задачу);

ü развивать способности сравнивать и строить аналогии между различными видами диаграмм;

ü умение выделять главное из полученной информации (устное задание при подведении итогов); развитие способностей учащихся применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

4. Здоровьесберегающий аспект:

ü соответствие оборудования кабинета гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам;

ü проветривание кабинета до и после занятий;

ü непрерывная длительность работы учащихся XI класса на ПЭВМ не превышает 30 минут; по окончании работы за компьютером проводится физкультминутка, комплекс упражнений для глаз.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение – редактор электронных таблиц Microsoft Exсel, дидактический материал: плакаты с изображением основных видов диаграмм, таблица с условием задачи, плакаты с пошаговым построением диаграмм в Мастере диаграмм, раздаточный материал – алгоритмы решения некоторых задач, список задач для самостоятельного решения, кроссворд, комплекс упражнений для глаз.

Ход урока:

I. Орг. момент – 2 мин.

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности учащихся к уроку. Объявление учащимся целей урока.

II. Повторение – 3 мин.

Учащимся предлагается найти ошибку в высказываниях:

1. MS Word – программа для создания и редактирования электронных таблиц.

2. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по правому краю .

5. Формула всегда начинается со знака «плюс».

III. Объяснение нового материала – 10 мин.

Они - умов творение,
Везде найдут применение:
Рисуют, переводят,
Считывают, выводят,
Графики чертят, создают диаграммы
Универсальные прикладные.....…… (Программы)

Сегодня мы с вами попробуем новую форму объяснения материала – лекционную. Только записывать конспект вам не придется, потому что опорные понятия и алгоритмы у вас на столах.

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение наглядней, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы. Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой.

Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная и научная.

1. В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная аппаратура. Поэтому бережно обращайтесь с этой техникой, спокойно, не торопясь, не толкаясь занимайте отведенное вам место.

2. Строго запрещается трогать разъемы соединительных кабелей; включать и отключать аппаратуру без разрешения преподавателя; класть книги, диски, тетради на клавиатуру и монитор.

3. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

4. Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно сообщайте об этом преподавателю.

Учащиеся получают два практических задания.

1. Построить множественную диаграмму по имеющемуся алгоритму.

2. Разноуровневое практическое задание.

Учащиеся, желающие получить оценку «3» строят диаграммы по имеющимся у них описаниям. Надо построить три оставшихся графика.

Желающие получить оценку «4», решают задачи из предложенных для самостоятельного решения (надо решить три задачи).

Чтобы получить оценку «5» надо придумать и решить свою задачу, или решить все 5 задач для самостоятельного решения.

V. Физкультминутка – 1 мин.

По окончании работы за компьютером учащиеся делают комплекс упражнений для глаз и комплекс упражнений для снятия усталости.

VI. Подведение итогов – 8 мин .

На доску вывешиваются правильные ответы. Учащиеся самостоятельно сравнивают свои графики с правильными ответами и оценивают свои работы.

Устное задание. В качестве подведения итогов занятия нужно назвать самое главное из того, что узнали и сделали сегодня. Учитель обобщает и делает выводы.

Коротко о главном

Деловая графика – средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную, так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

Первый пункт домашнего задания выполняют все учащиеся. Задание 2 выполняется на хорошую оценку. Последнее задание для желающих получить дополнительную оценку.

1. Записать в тетрадь основные определения, способ построения диаграмм, основные шаги Мастера диаграмм. По учебнику И. Семакина параграф № 2.4, 2.5

2. Разгадать кроссворд по электронным таблицам, предложенный учителем.

3. Придумать свой кроссворд и оформить его.

Дополнительное задание:

Найди ошибку:

6. MS Word – программа для создания и редактирования электронных таблиц.

7. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по правому краю.

10. Формула всегда начинается со знака «плюс».

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информатика»

на тему «Деловая графика»

Москва - 2010

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть..................................................................................................4

1.1. Основные понятия, используемые при изучении деловой графики…4

1.2. Возможности Excel для создания деловой графики.................................5

1.3.Работа с графикой в MicrosoftWord..............................……………………12

1.4. Работа с деловой графикой в PowerPoint 2007…………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………...21

2. Практическая часть………………………………………………………………..22

2.1. Общая характеристика задачи………………………………………………..22

2.2. Описание алгоритма решения задачи............................................................24

Список использованной литературы……………………………………………..29

Введение

Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки.Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

Темой курсовой работы является деловая графика. Задачи данной работы:

Сформировать представления о возможностях деловой графики и её

использовании;

Изучить системы деловой графики;

Рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

Объектом исследования курсовой работы является электронная таблица MSExcel, а предметом исследования визуальные компоненты этой среды, при помощи которых будут разрабатываться диаграммы и графики.

Курсовая работа состоит из двух основных частей: теоретической и практической. В теоретической части работы изучаются: основные понятия, используемые при изучении деловой графики; системы деловой графики;возможности Excel для создания деловой графики.

В практической части описан процесс решения экономической задачи в MSExcel.

1. Теоретическая часть

1.1. Основные понятия, используемые при изучении деловой графики

В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, мы можем хранить и обрабатывать любую информацию.

Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы. Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами. Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений. Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

1.2. Возможности Excel для создания деловой графики

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Процедура построения графиков и диаграмм в MSExcel отличается как широкими возможностями, так и необычайной легкостью. Любые данные в таблице всегда можно представить в графическом виде. В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных. Так называют группу ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных.

Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Она может располагаться на том же листе, на котором находятся данные, или на любом другом листе (часто для отображения диаграммы отводят отдельный лист). Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид.

Для построения диаграммы обычно используют Мастер диаграмм , запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов Часто удобно заранее выделить область, содержащую данные, которые будут отображаться на диаграмме, но задать эту информацию можно и в ходе работы мастера

Тип диаграммы. На первом этапе работы мастера выбирают форму диаграммы. Доступные формы перечислены в списке Тип на вкладке Стандартные . Для выбранного типа диаграммы справа указывается несколько вариантов представления данных (палитра Вид ), из которых следует выбрать наиболее подходящий. На вкладке Нестандартные отображается набор полностью сформированных типов диаграмм с готовым форматированием. После задания формы диаграммы следует щелкнуть на кнопке Далее .

Выбор данных. Второй этап работы мастера служит для выбора данных, по которым будет строиться диаграмма. Если диапазон данных был выбран заранее, то в области предварительного просмотра в верхней части окна мастера появится приблизительное отображение будущей диаграммы. Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных. Если данные не образуют единой группы, то информацию для обрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд . Предварительное представление диаграммы автоматически обновляется при изменении набора отображаемых данных.

Оформление диаграммы. Третий этап работы мастера (после щелчка на кнопке Далее ) состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках окна мастера задаются:

Название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки );

Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси );

Отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки );

Описание построенных графиков (вкладка Легенда );

Отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных );

Представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).

В зависимости от типа диаграммы некоторые из перечисленных вкладок могут отсутствовать.

Размещение диаграммы. На последнем этапе работы мастера (после щелчка на кнопке Далее ) указывается, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или один из имеющихся. Обычно этот выбор важен только для последующей печати документа, содержащего диаграмму. После щелчка на кнопке Готово диаграмма строится автоматически и вставляется на указанный рабочий лист.

Редактирование диаграммы. Готовую диаграмму можно изменить. Она состоит из набора отдельных элементов, таких, как сами графики (ряды данных), оси координат, заголовок диаграммы, область построения и прочее при щелчке на элементе диаграммы он выделяется маркерами, а при наведении на него указателя мыши - описывается всплывающей подсказкой Открыть диалоговое окно для форматирования элемента диаграммы можно через меню Формат (для выделенного элемента) или через контекстное меню (команда Формат ) Различные вкладки открывшегося диалогового окна позволяют изменять параметры отображения выбранного элемента данных. Если требуется внести в диаграмму существенные изменения, следует вновь воспользоваться мастером диаграмм. Для этого следует открыть рабочий лист с диаграммой или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными. Запустив мастер диаграмм , можно изменить текущие параметры, которые рассматриваются в окнах мастера, как заданные по умолчанию.

Чтобы удалить диаграмму, можно удалить рабочий лист, на котором она расположена (Правка Удалить лист ), или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными, и нажать клавишу DELETE