Азы электроники. Школа для электрика: все об электротехнике и электронике

Предыдущая часть
Сегодня мы будем делать наше первое устройство - простейший детекторный приёмник Оганова.
Это одна из первых схем, и позволяет просто слушать радио. Маяк, Радио России и ещё несколько других. Да выбор невелик, но во первых эта схема очень простая, а во вторых работает без батареек, то есть получает питание от самой радиостанции.

Делать будем без печатной платы. Вот схема.

Давайте разбираться.

Это катушка индуктивности. Для неё нам понадобится медная проволока толщиной 0.1 - 1 мм.

Это конденсатор. Грубо говоря он подобен аккумулятору, только мгновенного действия. А если серьёзно, то конденсатор это устройство для накопления заряда и энергии электрического поля. Для тех кто ничего не понял: представьте коробку, в которую вы сыпите песок (электричество). Сыпите, сыпите, коробка уже полна, и песок высыпается наружу. А когда вы перестаёте сыпать, то коробка высыпает всё своё содержимое наружу (конденсатор разряжается). Как то так.
В нашей схеме нужны будут нужны конденсаторы с ёмкостью 1000-2000 пФ - C2 и 200-500 пФ - C1. Фарады - это единицы измерения ёмкости конденсатора, или сколько та абстрактная коробка может в себя вместить песка.

Диод. Это полупроводниковый прибор, пропускающий ток (поток электронов только в одну сторону). Представте себе охранника, который работает по принципу " Всех пускать, никого не выпускать! " Или с точностью наоборот, в зависимости от того как нам его поставить. Нам подойдёт любой, кроме светодиода (который как понятно светится).

Это динамик - говорилка. Его мы можем выковырнуть из старого советского телефона, или купить. Нам нужен высокоомный - примерно 60 ом.
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Earth_Ground.svg/200px-Earth_Ground.svg.png
Это заземление. Подключим его к батарее отопления.
А последний элемент - антену сделаем из длиннющего куска проволоки - метра 3.

Как делать катушку? Катушка состоит из двух частей, по 25 витков каждая. Как сделать катушку? Берем что-нибудь круглое диаметром около 10 см (например, банка из под кофе), обклеиваем в несколько слоёв бумагой. Первый слой прилепляем к банке скотчем, второй неплотно накручивается на первый. В этом случае катушку после намотки легко будет снять. Теперь аккуратно наматываем медную проволоку – виток к витку. Между двумя частями катушки оставляем 5 сантиметров проволоки, а также не забываем оставить примерно столько же проволоки на входе и выходе. После того как вы намотали катушку, ее следует обмотать изолентой или скотчем в два слоя вдоль витков. А после снятия с банки – обмотать ещё и поперёк.
Соединим всё с помощью пайки. Как паять? Легко.
Осторожно, жало паяльника очень горячее, если обожжётесь поднесите руку под холодную воду. Ожог скоро заживёт.
Вот сама схема пайки:

Спасибо за внимание!

Начинающий радиолюбитель: школа начинающего радиолюбителя, схемы и конструкции для начинающих, литература, радиолюбительские программы

Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “ “

На сайте работает “Школа начинающего радиолюбителя “. Полный курс обучения включает в себя занятия начиная от азов радиоэлектроники и кончая практическим конструированием радиолюбительских устройств средней сложности исполнения. Каждое занятие строиться на предоставлении слушателям необходимых теоретических сведений и практических видеоматериалов, а также домашних заданий. В ходе учебы каждый обучаемый получит необходимые знания и навыки в полном цикле конструирования в домашних условиях радиоэлектронных устройств.

Для того чтобы стать слушателем школы, необходимо желание и подписка на новости сайта или через FeedBurner, или через стандартное окно подписки. Подписка необходима для своевременного получения новых уроков, видеоматериалов занятий и домашнего задания.

Только подписавшимся на курс обучения в “Школе начинающего радиолюбителя” будут доступны видеоматериалы и домашнии задания по занятиям.

Для тех, кто решил изучать радиолюбительство вместе с нами, необходимо кроме подписки, внимательно изучить подготовительные статьи:






Все вопросы, пожелания и замечания Вы можете оставлять в комментариях в разделе “Начинающим”.

Первое занятие.

Второе занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем блок питания.

Определяемся со схемой. Как проверить радиоэлементы.

Подготовка деталей.
Расположение деталей на плате.
Изготовление платы самым простым способом.

Пайка схемы.
Проверка работоспособности.
Изготовление корпуса для блока питания.
Изготовление передней панели с помощью программы “Front Designer”.

Третье занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем функциональный генератор.



Проектирование печатной платы с помощью программы “Sprint Layout”.
Применение ЛУТ (лазерно-утюжной технологии) для переноса тонера на плату.

Окончательный вариант платы.
Нанесение “шелкографии”.
Проверка работоспособности генератора.
Настройка генератора с помощью специальной программы “Virtins Multi-Instrument”

Четвертое занятие.
Собираем светомузыкальное устройство на светодиодах

Предисловие.
Определяемся со схемой и изучаем характеристики основных деталей.

Фоторезисты и их применение.
Немного о программе “Cadsoft Eagle”. Установка и русификация официальной версии.

Изучаем программу Cadsoft Eagle:
– начальные настройки программы;
– создание нового проекта, новой библиотеки и нового элемента;
– создание принципиальной схемы устройства и печатной платы.

Уточняем схему;
Изготавливаем печатную плату в программе Cadsoft Eagle;
Облуживаем дорожки платы сплавом “Розе”;
Собираем устройство и проверяем его работоспособность специализированной программой и генератором;
Ну и, в конце-концов, радуемся результатам.

Подведем некоторые итоги работы “Школы”:

Если вы последовательно прошли все шаги, то ваш результат должен быть следующим:

1. Мы узнали:
- что такое закон Ома и изучили 10 основных формул;
– что такое конденсатор, резистор, диод и транзистор.
2. Мы научились:
♦ изготавливать простым способом корпуса для устройств;
♦ залуживать печатные проводники простым способом;
♦ наносить “шелкографию”;
♦ изготавливать печатные платы:
– с помощью шприца и лака;
– с использованием ЛУТ (лазерно-утюжной технологии);
– с использованием текстолита с нанесенным пленочным фоторезистом.
3. Мы изучили:
- программу для создания передних панелей “Front Designer”;
– любительскую программу для налаживания различных устройств “Virtins Multi-Instrument”;
– программу для ручного проектирования печатных плат “Sprint Layout”;
– программу для автоматического проектирования печатных плат “Cadsoft Eagle”.
4. Мы изготовили:
- двухполярный лабораторный блок питания;
– функциональный генератор;
– цветомузыку на светодиодах.
Кроме того, из раздела “Практикум” мы научились:
- собирать простые устройства из подручных материалов;
– рассчитывать токоограничительные резисторы;
– рассчитывать колебательные контуры для радиоустройств;
– рассчитывать делитель напряжения;
– рассчитывать фильтры низких и верхних частот.

В дальнейшем в “Школе” планируется изготовить несложный УКВ радиоприемник и приемник радионаблюдателя. На этом скорее всего работа “Школы” будет закончена. В дальнейшем, основные статьи для начинающих будут публиковаться в разделе “Практикум”.

Кроме того, начат новый раздел по изучению и программированию микроконтроллеров AVR.

Работы начинающих радиолюбителей:

Интигринов Александр Владимирович:

Григорьев Илья Сергеевич:

Ruslan Volkov:

Петров Никит Андреевич:

Морозас Игорь Анатольевич:

Название: Радиоэлектроника для начинающих.

Данной книгой автор намерен вовлечь в интереснейший мир радиоэлектроники новых юных поклонников этого творчества.
Подача материала производится от простого к сложному. Использован многолетний опыт преподавания в радиокружке.
Книга рассчитана на учащихся 5-11 классов, учащихся колледжей, техникумов, студентов ВУЗов, а также на начинающих радиолюбителей.

Книга «Радиоэлектроника для начинающих (и не только)» написана педагогом-практиком, по многолетнему опыту знающим как заинтересовать учащихся для появления у них интереса к радиоэлектронике.
Теоретический материал в книге излагается в доступной для начинающих радиолюбителей форме, для понимания физических процессов используются аналогии из механики и гидравлики, с которыми они часто встречаются в жизни.
Конструкции, рекомендуемые для самостоятельного изготовления, взяты из курса, который автор уже много лет ведет в радиокружке. Автор книги надеется, что авторы используемых в книге статей благосклонно отнесутся к такому подходу. Рекомендуемые конструкции подобраны таким образом, что каждый радиолюбитель может проверить свои знания на практике. Если в предлагаемой для изготовления конструкции радиолюбитель найдет незнакомые для себя элементы (транзисторы, микросхемы и т.д.), он может обратиться к соответствующей главе книги, где, как правило, может найти ответ на свой вопрос.

Введение
Глава 1. Электро- и радиотехнические материалы.

Пайка и основы электрического монтажа
1.1.Металлы
1.1.1.Правка листового материала
1.1.2.Изгибание листового металла
1.1.3.Изгибание листового дюралюминия
1.1.4.Резка металлов
1.1.5.Простые правила сверления
1.1.6.«Рубашка» для сверла
1.1.7.Вместо сверла - напильник
1.1.8.Опасности при сверлении
1.1.9.Резьба в отверстиях
1.1.10.Самодельные метчики для нарезки резьбы
1.1.11.Очистка загрязненных поверхностей
1.1.12. Уход за напильником
1.1.13.Надписи на металле
1.1.14.Совместимые и несовместимые пары металлов
1.2.Изоляционные материалы
1.2.1.Области применения
1.2.2.Работа с изоляционными материалами
1.3.Работа с древесиной
1.3.1.Покрытие эпоксидным клеем
1.3.2.Как освежить изделия и детали из светлой древесины
1.3.3.Ремонт трещин
1.4.Магнитные материалы
1.5.Провода
1.5.1.Обмоточные провода
1.5.1.1.Медные обмоточные провода
1.5.1.2.Высокочастотные обмоточные провода (литцендраты)
1.5.1.3.Обмоточные провода высокого сопротивления (манганин, константан, нихром)
1.5.2.Монтажные провода
1.6.Пайка и основы электрического монтажа
1.6.1. Устройство паяльника
1.6.2.Ремонт паяльника
1.6.3.Методика обучения пайке
1.6.4.Припои и флюсы
1.7.Полезные советы
1.7.1.Пайка алюминия
1.7.2.Пайка нихрома
1.7.3. Лужение провода в эмалевой изоляции
1.7.4.Вместо припоя - клей
1.7.5.Провод типа «литцендрат»
1.7.6. Лак для закраски паек
1.7.7. Зашита переводных надписей
Глава 2. Постоянный электрический ток
2.1.Электрическая цепь постоянного тока
2.2.Электрический ток и напряжение
2.3.Закон ома. сопротивление проводов
2.4.Последовательное и параллельное соединение резисторов
2.5.Измерение силы тока, напряжения и сопротивления
2.6.Мощность электрического тока
2.7. Для самостоятельного изготовления
2.7.1. Миллиавометр
2.8.Полезные советы
2.8.1. Измерение напряжений вольтметром с малым входным сопротивлением
2.8.2. Измерение постоянных напряжений миллиамперметром
2.8.3. Измерение силы тока низкоомным вольтметром
2.8.4. Измерение малых сопротивлений миллиамперметром
2.8.5. Измерение сопротивлений вольтметром
2.8.6.Два способа измерения сопротивления и тока полного отклонения микроамперметра с помощью двух постоянных резисторов
2.8.7. На что способна батарейка
2.9.Задачи
Глава 3. Переменный ток
3.1.Переменный ток синусоидальной формы, получение переменного тока, основные параметры
3.2.Электрическая цепь переменного тока. Элементы цепи
3.2.1. Конденсатор как накопитель электрической энергии
3.2.2. Конденсатор «не пропускает» постоянный ток
3.2.3.Сопротивление конденсатора переменному току зависит от его емкости и частоты тока
3.2.4. Сила тока опережает напряжение на емкости на угол п/2
3.2.5. Катушка индуктивности обладает индуктивным сопротивлением, которое также называется реактивным
3.2.6. Последовательное и параллельное соединение катушек индуктивности
3.2.7. Катушка индуктивности как накопитель магнитной энергии
3.2.8. Сила тока отстает от напряжения на катушке индуктивности на угол п/2
3.2.9. На активном сопротивлении (на резисторе) сила тока и напряжение совпадают по фазе
3.3. Интегрирующие и дифференцирующие цепи
3.4. Последовательный колебательный контур
3.5. Для самостоятельного изготовления
3.5.1.Цветомузыкальная приставка
3.5.2. Усилитель звуковой частоты «электронное ухо»
3.5.3. Электронная сирена с усилителем
3.5.4.Когда напряжение сети нестабильно
3.5.5. Тиристорный регулятор напряжения
3.5.6. Два варианта включения ламп дневного света
3.6. Полезные советы
3.6.1. Определение назначения обмоток сетевого трансформатора
3.6.2. Определение числа витков обмоток сетевого трансформатора
3.6.3. Нахождение обмотки с большим числом витков
3.6.4. Электродвигатель станет сильнее
3.6.5. Устройство для намагничивания магнитов
3.6.6. Как размагнитить инструмент
3.7.Задачи
Глава 4. Полупроводниковые приборы
4.1. Полупроводниковые диоды
4.2.1.Рекомендации по применению диодов
4.2.2.Стабилитроны -
4.3. Биполярные транзисторы
4.3.1. Общие сведения
4.3.2. Схемы включения транзисторов
4.3.3.Основные параметры транзисторов
4.3.4.Статические вах транзистора
4.3.5. Анализ усилительных каскадов
4.4.Полевые транзисторы
4.4.1. Основные параметры полевых транзисторов
4.4.2. Максимально допустимые параметры
4.4.3. Вольт-амперные характеристики ПТ
4.4.4. Рекомендации по применению ПТ
4.5. Тиристоры
4.4.1.Основные параметры тиристоров
4.6. Для самостоятельного изготовления
4.6.1. Испытатель тиристоров
4.6.2. Универсальный вольтметр
4.6.3. Индикатор радиоактивности
4.6.4. Пробник для проверки однопереходных транзисторов
4.7. Полезные советы. Простые эксперименты с диодами и стабилитронами
4.7.1. Как снять ВАХ диода? (рис. 4.39)
4.7.2. Регулятор мощности на одном диоде (рис. 4.40)
4.7.3. Управление люстрой по двум проводам (рис. 4.41)
4.7.4. Простейший генератор шума (рис. 4.42)
4.7.5. Получение прямоугольных импульсов из синусоидального напряжения (рис. 4.43)
4.7.6. Стабилитрон - ограничитель постоянного напряжения (рис. 4.44)
4.7.7. Как «растянуть» шкалу вольтметра (рис. 4.45)
4.7.8. Подключение кассетного магнитофона или приемника к автомобильной сети (рис. 4.46)
4.7.9. Транзистор - переменный резистор (рис. 4.47)
4.7.10. Транзистор в качестве стабилитрона (рис. 4.48)
4.7.11. Транзистор как выпрямительный диод (рис.4.49)
4.7.12. Устройство для термоиспытаний транзисторов (рис. 4.50)
4.7.13. Определение цоколевки транзистора (рис. 4.51)
4.7. Задачи
Глава 5. Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока
5.1.Однофазные выпрямители
5.2.Сглаживающие фильтры
5.2.1.Емкостные фильтры
5.2.2.Г-образные фильтры
5.3.Внешние характеристики выпрямителей
5.4.Стабилизаторы напряжения
5.4.1. Параметрические стабилизаторы напряжения
5.5. Для самостоятельного изготовления
5.5.1.Приставка-автомат к блоку питания
5.5.2. Стабилизатор в адаптере
5.5.3. Электрошоковое средство защиты
5.5.4. Формирователь биполярных напряжений }