Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? История создания Mac Os.

  • Перевод

Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696

Приход графики

Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696 . Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple - акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.

Lisa OS
Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.



В Lisa впервые ввели некоторые элементы интерфейса, которые используются Apple по сей день. Это меню вверху экрана, правда пока без кнопки с яблочком. Символ яблока был на клавиатуре и использовался в шорткатах. При дабл-клике открывающееся окно анимировалось. Можно было перетащить документ в корзину для удаления.
Подобно STAR, интерфейс Lisa базировался на метафорах реальных офисных объектов. Поэтому обои десктопа изображали однотонный белый лист. В те годы мониторы мерцали, а белый фон мерцал особенно сильно. Для сохранности глаз пользователей увеличили частоту развертки, что плохо отразилось на стоимости компьютера. Про белый фон вроде бы не подтверждается. Была сетка, которая действительно должна мерзко мерцать - прим. перев. Дополнительная память и диск делали цену прилично пятизначной в тех еще долларах. Были и проблемы с длительной загрузкой системы. В целом, Lisa была далеко не такой совершенной, как ее создавали.
Macintosh


В начале 80-х в Apple разрабатывался проект Annie. Джефф Раскин, тридцать первый (видимо, по порядку найма - прим. перев. ) сотрудник Apple переименовал его в Macintosh. Вообще-то, сорт яблок правильно называется McIntosh, но такая торговая марка уже была. Во время попыток подобрать созвучное название пробовали и аббревиатуры. Например, MAC (Mouse Activated Computer). Сотрудники быстренько придумали альтернативный перевод Meaningless Acronym Computer, Малозначащая Аббревиатура Компьютера. Раскин также написал на тему персональных компьютеров документ для внутреннего пользования The Book of Macintosh. Это был первый весомый вклад в проект.
Стив Джобс представил общественности Macintosh 24 января 1984 года в Купертино. Позже эту модель обозначат Mac 128K из-за соответствующего объема памяти. Компьютер построен на основе процессора Motorola 68000 без блока управления памятью, работы с плавающей запятой и каких-либо кэшей. В корпус встроен девятидюймовый черно-белый монитор с разрешением 512х342. Из накопителей - только 3.5” дисковод, 400 Кб на дискету.
На 400 Кб дискете поставлялась однопользовательская однозадачная операционная система. Название ее постепенно определилось как Mac System Software, или просто System.
System 1
Macintosh ROM содержал смесь низкоуровневого кода для инициализации железа, драйверов и высокоуровневой библиотеки Toolbox. Она избавляла программиста от необходимости самому рисовать интерфейс, все программы получались в едином стиле. Toolbox поддерживал отображение и обработку диалоговых окон, шрифтов, иконок, меню, окон, ввод и редактирование текста, простые вычисления, и так далее. Компонент QuickDraw содержал примитивы для рисования фигур, диалогов, выпадающих меню, скролл-баров, окон. Этот фрагмент кода практически идентичен таковому в Lisa. На то время это был невероятно богатый API. Он позволил создать достаточно долгоживущую систему с поддержкой обратной совместимости.


Приложение по умолчанию, которое запускалось при старте, называлось Finder. Это был интерфейс для работы с файлами и запуска программ, по типу сегодняшних десктопов. Система была однозадачная, поэтому при запуске программы Finder закрывался, а после завершения запускался снова. Файловая система MFS была неиерархической, все файлы хранились в одной куче. В то же время, отображение вложенных каталогов было реализовано. В корне каждого диска был каталог Empty Folder. Чтобы создать новый каталог, надо было переименовать Empty Folder, который после этого респавнился. От Lisa новой системе досталось верхнее меню с добавленным яблочком и корзина. Корзина опустошалась при каждой перезагрузке. Примерно тогда же появился Apple"s Human Interface Guidelines.
В те годы корзина использовалась еще и для безопасного извлечения диска. Это вызвало волну критики. Apple аргументировало свою позицию по этому вопросу, там все неочевидно и интересно.
Из дисковых носителей был только один дисковод. Уже тогда многие программы требовали несколько дискет для работы. Система поддерживала кэширование списка файлов на дискете, которая уже извлечена. Иконка такой дискеты делалась серой, а при попытке ее открыть выбрасывалось приглашение вставить ее обратно. В то же время, можно было очистить этот кэш перетягиванием дискеты в корзину.
Таким образом. чтобы извлечь дискету окончательно, надо было сначала дать команду “Извлечь”, а потом перетащить иконку в корзину. Поэтому переписали логику этого действия: перетягивание активной дискеты извлекало ее и очищало кэш.
Одновременно вышла и Lisa 2. Позже ей добавят жесткий диск, эмулятор Macintosh под названием MacWorks и переименуют ее в Macintosh XL.
Кроме всех программных новшеств, в этих компьютерах впервые обеспечили программное управление такими сугубо железными функциями как выброс дискеты, регулировка яркости и включение-выключение компьютера.
Алан Кэй однажды сказал, что интерфейсы IBM 3270/PC и Macintosh относятся друг к другу как машкоды к КОБОЛу. Дальше были несколько лет эволюционного развития с неожиданными отступлениями от общей темы.
System Software версий 2 - 6
Долгое время у Apple была крайне запутанная система нумерации версий софта, у каждого компонента ОС была своя система нумерации и план обновления. Отдельно учитывались System Software Release, System, Finder, MultiFinder, LaserWriter и т.д. Постепенно это унифицировали.
Улучшения за этот период:
  • Ускорили Finder, включая дисковый кэш и minifinder для быстрого запуска программ.
  • Добавили команды для обычных действий: выключение компьютера, создание нового каталога, извлечение диска
  • Иерархическая файловая система HFS с адекватной логикой работы
  • Поддержка нескольких мониторов и больших дисков
  • Улучшения в клиенте AppleShare
System 6


Здесь наконец-то появилась многозадачность через MultiFinder. Изначально это был отдельный софт, работающий параллельно со старым Finder. Но вскоре его сделали обязательным. Он позволял запустить несколько программ одновременно и раздать нужный объем памяти каждой из них. В интерфейс добавили прогресс-бар с кнопкой отмены для операций копирования и удаления файлов. Но в то же время Finder оставался черно-белым даже на компьютерах, поддерживающих цвет. Для исправления этого фатального недостатка выпустили Color QuickDraw.

Цветные проекты Apple

В марте 1988 года некоторые инженеры и менджеры Apple в тайне от руководства обсудили глобальные планы на будущее. Идеи сортировали по безумности и записывали на цветные карточки - синие, розовые и красные.
Blue - проект улучшения уже имеющейся ОС. Он стал основой для System 7.
Pink - система, переписанная с нуля. Предполагали внедрить ООП, полную защиту памяти, легковесные потоки, отдельные защищенные адресные пространства, многозадачность и много еще чего интересного. Проект развивался вяло, и его отдали в компанию Taligent. Но об этом чуть позже.
Red - вещи, слишком прорывные даже для Pink.
В это время актуальной была System 6.х. К 1991 году допишут Blue и выпустят под именем System 7. Это будет очень значительный шаг, сравнимый разве что с выходом Mac OS X. В этом промежутке времени Apple выпустила два интересных проекта: GS/OS и A/UX.

GS/OS



Как мы говорили в первой части, Apple II продержался на конвейере 14 лет. Даже выход Macintosh не сдвинул его с трона. В 1986 году вышел Apple IIGS, некий микс этих двух очень различных систем. Это был первый и единственный 16-битный Apple II. Буквы GS обозначали Graphics and Sound. Процессор был совместим с 6502, поддерживались режимы 200x320 16 цветов и 200x640 4 цвета, 32-х канальный звуковой чип Ensoniq Digital Oscillator поддерживал до 15 инструментов.
Apple ProDOS разделили на 8- и 16-битную ветки для поддержки Apple IIGS. ProDOS 16 поставлялась как ОС весьма недолго, вскоре Apple представляет GS/OS. Это новая, изначально 16-битная система, которая работает намного быстрее. Из новинок - FST, file system translators. Это что-то типа набора драйверов для поддержки различных ФС. Источник вдохновения - vfs из UNIX. Из коробки поддерживались ФС Apple Pascal, Apple DOS 3.3, ISO/High Sierra, HFS, FAT, ProDOS и сетевой протокол AppleShare.


Finder умел отображать сетевые тома, а GS/OS даже поддерживала загрузку из сети.
В GS/OS была Панель управления, которая могла дополняться сторонними апплетами под названием CDEV.
Последняя версия GS/OS 4.02 поставлялась с Apple IIGS System 6.0.1.

A/UX

Apple выпустила собственную версию POSIX-совместимого Unix в конце 1988 года. Ранние версии были основаны на 4.2BSD и AT&T UNIX System V Release 2, но вскоре в ход пошли 4.3BSD и последующие релизы System V.
A/UX включала контроль задач, сигналы, сеть (AppleTalk, STREAMS, TCP/IP, сокеты, NFS с поддержкой YP и т.д.), файловую систему ffs, систему контроля версий SCCS, печать, X Window, совместимость с API BSD и System V, компиляторы cc и f77 и т.д.


Кроме этого, в A/UX входили многие компоненты из ОС Macintosh, в частности Finder. A/UX 2.x построена на System 6, а A/UX 3.x - на System 7. Поддерживались приложения Macintosh, Unix с командной строкой и X, DOS через эмулятор. Также были гибридные приложения, совмещающие API Unix и интерфейс Toolbox. Для процессов Unix многозадачность была вытесняющая, а для Macintosh - только кооперативная через MultiFinder. Для запуска среды исполнения Macintosh использовались программы startmac и startmac24 , в зависимости от используемой схемы адресации памяти. Поддерживалось множество настроек, даже замена Finder на другое приложение.
Сторонники A/UX от него тащились. Инсталляция на поддерживаемое железо была максимально простой для Unix, даже на фоне сегодняшнего дня. Кое-что из A/UX дожило до времени Mac OS X. Например, команда appleping . Или каталоги /.mac//Desktop Folder и /.mac//Trash. Про разделитель каталогов / и говорить стыдно. В Маках в то время был разделитель:, подмена в случае работы с HFS делалась на лету. Хоум был в /users , и так далее. Спорный абзац, ну да ладно - прим. перев.
Последняя версия A/UX 3.1.1 вышла в 1995 году. Система работает только на Apple с процессорами 68 серии с поддержкой плавающей запятой и управления памятью.

В поисках свежей крови

В начале 90-х в Apple осознали, что накопившийся в ОС код пора бы и переписать. Упомянутый выше проект Blue вылупился под названием System 7.
System 7
Маленький шаг в нумерации, большой прыжок для всех Macintosh.

Обновления:

  • MultiFinder встроен и используется по умолчанию. Многозадачность только кооперативная.
  • Встроенная поддержка сети AppleTalk и сетевых дисков AppleShare
  • 32-битная адресация памяти
  • AppleScript для автоматизации работы, управление цветом ColorSync, совместная работа и электронная почта через PowerTalk, QuickTime, TrueType, WorldScript поддерживал несколько языков как системные. Не все эти компоненты входили в поставку, некоторые надо было добавлять отдельно.
  • Поддержка виртуальной памяти
Первый Macintosh с блоком управления памятью вышел в 1987 году под названием Macintosh II. До выхода System 7 блок вообще не использовался. В этой версии поддержка виртуальной памяти была в весьма зачаточной стадии. Не было защищенных адресных пространств, mmap, блокировки страниц, разделения памяти и т.д.


Были и некоторые изменения интерфейса. Можно переключать запущенные приложения через меню. Корзина стала обычной папкой, убрали автоочистку. Текст можно не только копипастить, но и перетягивать между приложениями. Появились ярлыки. Поменяли структуру Панели управления и Расширений.
Примерно в это же время Apple объединяет усилия с IBM и Motorola для перехода на PowerPC. Это потребовало еще одного переписывания системы.

Наша цель - POWER

В свое время господствовала концепция набора команд процессора, приближенного к языку высокого уровня - CISC. Это привело к появлению очень сложных процессоров. В противовес этому, Сеймур Крей в начале 60-х разработал суперкомпьютер CDC 6600 (он же CRAY-1) с компактным набором команд. Это был RISC, но тогда этого слова еще не знали. RISC (Reduced Instruction Set Computer), компьютер с уменьшенным набором команд. Кроме этого, почти все команды работают только с регистрами, а операции загрузки в память и выгрузки оттуда вынесены отдельно. Это позволяет сделать эффективный конвейер и выполнять каждую команду за меньшее число тактов. Сейчас граница между CISC и RISC сильно размылась.
В 1975 году в IBM запустили RISC-архитектуру под кодовым номером 801. В начале 80-х Беркли и Стэнфорд начали проекты RISC и MIPS соответственно. К 1990 году на рынке было несколько конкурирующих RISC-архитектур. Например, MIPS, PA-RISC, SPARC V8, Motorola 88k, IBM RS/6000. RS/6000 - это второе поколение архитектуры под общим названием POWER. В рамках проекта Jaguar были попытки Apple использовать Motorola 88k. Но проект не пошел, и в работу взяли PowerPC.
В 1991 году Apple, IBM и Motorola создали AIM Alliance с целью создания единой аппаратной платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform). В результате получилась платформа PowerPC. Первый процессор PowerPC 601 поддерживал большинство инструкций POWER. Архитектура сразу разрабатывалась как 64-битная, с возможностью динамического переключения между 32- и 64-битными режимами. Процессоры вплоть до G5 поддерживали только 32-битный режим. Как оказалось, PowerPC пришел надолго.
Следует заметить, что CHRP предполагалось лицензировать для продажи сторонними производителями. Для PowerPC даже существовала версия Windows NT.
Apple и ARM


Еще в начале 90-х были серьезные попытки Apple использовать RISC. Первый процессор ARM1 вышел в середине 80-х. Еще до AIM Apple и Acorn пытались совместно создать новый процессор. Инвестор и первый покупатель лицензии - VLSI Technology. Процессор ARM6 610 архитектуры ARMv3 с частотой 20 МГц использовался в планшете MessagePad с операционной системой Newton. Про это будет отдельная глава.

Mac OS для PowerPC

Впервые PowerPC поддерживалась в System 7.1.2. Портирование всех компонентов заняло уйму времени. Особую прелесть процессу добавляла необходимость сделать эмулятор старого процессора, для обратной совместимости. В итоге получился HAL (слой абстракции от железа) и эмулятор собственно 68k.
Для PowerPC было разработано наноядро - меньшее, чем микроядро. Оно выполнялось с высшим приоритетом, выступало в роли HAL и предоставляло низкоуровневые интерфейсы для обработки прерываний, исключений, управления памятью. Напрямую к ядру могли обращаться только службы ОС и дебаггер.
Эмулятор 68k запускался при загрузке. Он эмулировал только общий набор инструкций процессора 68LC040, без плавающей запятой и блока управления памятью. Стек исключений был взят из процессора 68020, для лучшей совместимости. Были и другие мелкие ограничения. A/UX на этом эмуляторе не запускается. На современных программных тоже - прим. перев.
Поскольку одновременно могли использоваться два набора инструкций, был специальный системный компонент Mixed Mode Manager, который управлял переключением контекста между двумя типами кода. Взаимные вызовы между ними тоже поддерживались. Менеджер был незаметен для кода 68k, но код PowerPC его видел.
Следует заметить, что первые версии Mac OS для PowerPC содержали мало нативного кода. Большинство существующих приложений, драйверов, бОльшая часть Toolbox и собственно кода ОС использовали эмуляцию. Их только предстояло переписать. Предполагалось, что наноядерная архитектура этому поможет.


В System 7.5 появились OpenTransport (реализация Mentat Portable STREAMS), QuickDraw 3D, Java, OpenDOC (местный аналог OLE). Из украшений появился экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром.
MAE
Mixed Mode Manager также использовался в Macintosh Application Environment (MAE). Это эмулятор Мака для X Window под SunOS и HP-UX. Была эмуляция 68k и трансляция команд в родные для хост-системы. Поддерживалась System 7.x и многие ее компоненты. Еще из похожего - Mac-on-Unix (MAS), для запуска приложений Macintosh под Unix на PowerPC.
NetWare для PowerPC
Apple и Novell сотрудничали в середине 90-х для портирования NetWare на PowerPC. Этот порт намного проще настраивался по сравнению с х86, планировалось запускать его на сервере Apple Shiner. Проект был в приличной степени готовности, но закрыт до выхода готового продукта. Название Shiner перешло к Apple Network Server под управлением AIX.
AIX для PowerPC
Через несколько лет, в 1996 году, Apple выпускает малоудачный Apple Network Server. Он был основан на процессоре PowerPC и поддерживал горячую замену дисков, вентиляторов и блоков питания, RAID, много устройств SCSI и PCI, заменяемый процессор на отдельной плате и экран на корпусе для отображения статуса.

Network Server поставлялся с AIX for Apple Network Servers и не поддерживал Mac OS. Это была очень продвинутая ОС с поддержкой вытесняющей многозадачности, многопоточности, множества сетевых протоколов, RAID, JFS, LVM и прочих приятных суровым админам-юниксоидам штук. На выбор были командная строка или графические AIXwindows и CDE.


Эту линейку серверов сняли с производства в 1997 году. Apple вернется на рынок только через 5 лет, когда выйдет Xserve.

В следующей части будет про разброд и шатания в середине 90-х и поиск источника вдохновения для очередного полного переписывания. Если вмещусь по объему, то затрону поздние версии Mac OS Classic.

PARC уже существовал компьютер с графической платформой, что в те годы было настоящим прорывом в истории операционных систем. Однако специалисты центра использовали ее только для своих нужд и коммерческого применения либо не видели, либо просто не планировали.

Apple же смогла соединить имеющиеся наработки и собственные идеи и создать первую, доступную для широкого круга лиц графическую операционную систему . Данная концепция весьма соответствовала главной тогда для Apple идее - созданию доступного для всех компьютера. Доступного как в техническом плане, так и в плане ценовых возможностей.

Как мы уже упоминали выше, первая версия Mac OS увидела свет в далеком 1984 году, и уже в ней имелся прекрасно известный нам сегодня оконный интерфейс и папки с файлами. Кроме того, было разработано специальное устройство манипулятор, которое давало возможность передвигать курсор по всей области экрана, и называлось оно, как вы уже догадались - компьютерная мышь . Все это прекрасно решало главную задачу, которую разработчики Mac OS ставили перед собой, а именно - создание операционной системы с интуитивным интерфейсом , управлять которой с комфортом сможет любой, даже самый неподготовленный пользователь.

Системные версии платформы с 2.0 по 5.Х вышли в период с 1985 по 1988 год, и все эти версии в сущности мало отличались друг от друга, они содержали в себе лишь мелкие не слишком значительные улучшения. Пожалуй, самая важная опция, которая появилась в тот период - это мультифайндер, давший возможность открывать одновременно несколько программ.

Эта версия платформы была представлена в 1991 году и заслуживает отдельного упоминания. Версия 7.0 была ощутимо усовершенствована и принесла с собой довольно много значительных дополнений. Во-первых, появилось цветное выделение тайтл баров и скроллов, также в 7.0 мультифайндер стал устанавливаться по умолчанию, и однозадачный фандер превратился в историю. Кроме того, иконки стали 256-цветными, была улучшена поддержка мультимедийных функций, интернет коммуникаций и QuickTime .

В истории данной версии можно отметить два обновления:

Операционная система была представлена в 1997 году, она несла в себе значительные улучшения совместимости с мультимедиа и интернетом . Кроме того, в ней появились обновленные иконки, так называемого "платинового" интерфейса , которые были позаимствованы из неудачного проекта по разработке платформы нового поколения "Коупланд". Здесь также была представлена новая файловая система HFS+, а также улучшенная система инсталлеров. Именно совместно с этой версией платформы началась предустановка Microsoft Internet Explorer, что продолжалось аж до версии Mac OS X 10.3. В "восьмерке" особенно можно выделить обновление:

Разработчики постарались на славу, система была улучшена практически во всех частях. В частности появились 32-битные платиновые иконки и новая система оформления. Теперь пользователь получал возможность выбрать "тему" согласно своим предпочтениям. Также появился Sherlock - специальная программа для удобного поиска в интернете и локальных файлах. Кроме того, 8.5 была первой версией, которая не поддерживала 68к Macintosh .


- Mac OS 9

Система была представлена в 1999 году и она стала настоящей классикой - вершиной технических возможностей, стабильности и скорости работы операционной системы Mac OS того времени. Вот лишь часть наиболее значительных изменений, которые принесла Mac OS 9:

Улучшенная панель управления внешним видом;

Усовершенствованная панель управления звуком;

Возможность записи CD в Finder;

Функция Keychains, дающая возможность сохранять все пользовательские пароли в так называемых защищенных "связках ключей".

Mac OS 9, кстати говоря, можно даже сегодня еще встретить на некоторых Macintosh .

Mac OS, безусловно, принесла компании Apple колоссальный успех, а Macintosh завоевал неслыханную популярность. Однако время никогда не стоит на месте и в один момент Apple поняла - пришло время глобальных перемен.

В марте 2000 года миру была представлена кардинально новая, десятая версия Mac OS X, которая была очень далека от Mac OS 9 и даже не поддерживала, предназначенное для "классики" Apple программное обеспечение . Разработчики полностью переписали программный код, основой которого стала операционная система Nextstep.

Dashboard - подборка программ для рабочих столов - виджетов;

Smart Folders - умные папки, содержимым которых в автоматическом режиме становятся файлы, соотетствующие определенным, заданным пользователем критериями;

Automator, который помог упростить выполнения повторяющихся простых действий посредством макросов;

Также были значительно улучшены - Safari, Quick Time, VoiceOver и т.д.

В 10.5 появился QuickLook, давший возможность просматривать содержимое файлов без надобности открывать ассоциированные с ними приложениями. Приложение Spaces позволило добавить в систему виртуальные рабочие столы, на которых можно было закрепить окна приложений и программ, а затем оперативно переключаться между ними.

Программа Boot Camp позволило на "маках" с процессором Intel устанавливать Windows в качестве второй платформы. Приложение Screen Sharing посредством которого пользователи двух "маков" могли создать единый "рабочий стол" — сегодня это называется iChat. Функция Back To My Mac дала возможность удаленного подключения подписчикам сервиса MobileMe.

Кроме новых функций, значительной доработке подверглись почти все системные приложения: Automator, Dashboard, iCal, Mail , Photo Booth, Safari и т.д.

7 версия выпущена 20 июля 2011 года. По сравнения с предыдущей версией в 10.7 разработчики внесли множество изменений:

IChat расширил границы и поддерживает теперь общения с пользователями Yahoo!. Появилась возможность обмениваться уникальными иконками Emoji;

Lion Recovery Disk Assistant позволяет восстановить систему без физического диска.

Фильтр программ, которые открывает пользователь и блокировка опасных;

9 версия выпущена 22 октября 2013. Обновленная версия поддерживает нескольких мониторов, а также позволяет использовать Apple TV в качестве монитора. Всем документом теперь присваиваются тэги, которые упрощают процедуру поиска. Обновлены: календарь, браузер Safari, приложение карты, центр уведомлений. Данные о паролях могут быть синхронизированы с облачным сервисом iCloud .

Что ж, если учитывать все достоинства Mac OS у читателя, наверняка, появится резонный вопрос: почему она до сих не так популярна, как ее главный конкурент, известная всем

Разработки от американской компании Apple известны на весь мир. Такое отношение к продукции обусловлено отличным качеством и функциональностью. Наиболее известной версией можно считать iOS 6. Она одна из последних, представленных компанией. Профессионалы мирового уровня делали обзоры, в результате которых можно подвести итог: версия считается одной из лучших, так как является оптимизированной.

Первое появление

Операционная система была представлена в 2012 году. До официального релиза пользователи получили возможность протестировать и адаптироваться к новому интерфейсу. «Как установить iOS 6?» - довольно популярный вопрос от владельцев «Айфонов».

Изначально система работала на телефонах от модели 3GS до 5 версии. Более ранние смартфоны не поддерживают функциональность с «операционкой», поэтому их владельцам пришлось приобрести новые устройства. Подобное отсутствие поддержки обновленных версий систем - частая и уже известная всем практика. Достаточно лишь вспомнить ситуацию «Андроид». Все телефоны, работающие на нем, поддерживают обновление только текущих версий.

В статье же обсудим особенности описываемой системы, чем она отличается от предыдущих ОС и отзывы о ней. Процесс, поясняющий, как откатить на iOS 6 телефон с новых версий «операционки», описан не будет. Это связано с тем, что официально сделать подобное невозможно. Компания давно заблокировала такую опцию. Разумеется, никто не отменяет нелегальные методы, но они, во-первых, моментально лишают телефон гарантии (чего не очень бы хотелось из-за его высокой стоимости), а, во-вторых, при неправильном процессе отката можно превратить «Айфон» в кирпич, выражаясь жаргонным языком.

«Сири»

Шестая версия iOS поддерживает работу с ассистентом «Сири». Он известен многим, даже несчастливым обладателям айфона. К слову, работает она лишь на телефоне модели 4S и выше. В описываемой системе «Сири» имеет свои особенности. Теперь все приложения для iOS 6 можно вызвать при помощи голосовой команды. Добавлено разрешение на управление некоторыми аккаунтами в социальных сетях. Надо отметить, что в современной и более новой девятой версии подобных «наворотов» нет. Шестая ОС оснащена дополнительной функций оповещения владельца последними новостями из любой сферы спорта. «Сири» способна уведомлять о счете матча и рассказывать о результатах отдельных игроков. К сожалению, русскоязычных пользователей это не интересует. Данная опция скорее рассчитана на американских покупателей.

Особенности

Если человек любит смотреть фильмы в кинотеатрах, то «Сири» может ему облегчить поиск нужного заведения. Однако есть небольшое ограничение - она способна предоставлять информацию лишь о тех зданиях, которые «вбиты» в ее базу. Благодаря iOS 6 можно без усилий узнать обо всех доступных сеансах, стоимости билетов, актерском составе. Те, кому интересны рецензии, также смогут их почитать. «Сири» способна найти большое количество необходимой информации. Она также позволит за несколько секунд узнать дату премьеры любой кинокартины.

Пользователей радует, что программа способна помочь найти удачные рестораны, которые можно посетить. Если спросить у нее, где находится китайская столовая со столиками на улице, она с легкостью проложит путь. «Сири» также способна найти отзывы о заведении и его меню. Если все устраивает, можно онлайн зарезервировать столик.

Плюсы и минусы

Нужно понимать, что при рассмотрении операционной системы iOS 6, отзывы играют важную роль. Конечно, вопрос с удобством в управлении и интерфейсе сугубо индивидуален, однако если имеются какие-то проблемы с работой ОС, к ним хотя бы можно подготовиться.

Все описанные выше особенности больше подходят для тех владельцев, которые проживают в границах Америки. К сожалению, ресторанов и кафе, поддерживающих работу с «Сири» на территории России, критически мало (но они все же есть).

iOS 6 начала работать с функцией сопряжения с автомобильной панелью управления и другими смартфонами. Это позволяет без отвлечения на звонок вести машину. То есть, такая опция делает езду на дорогах более безопасной. Как это работает?

Водителю разрешается просто нажать на соответствующую кнопку на руле и вызывать «Сири». Телефон же при этом может лежать на другом сидении или даже в багажнике. Но сразу нужно понимать, что это функционирует только с современными автомобилями. Данная опция позволяет, находясь далеко от телефона, звонить, отправлять сообщения, работать с навигатором, переключать мелодии в плеере.

Карты

iOS 6 на iPhone 6 поддерживает работу с картами. Они функционируют без системы от «Гугл», что в свое время было чуть ли не достижением. В целом желание и получение соответствующего результата, при котором все карты работают на собственном спутнике, вполне ожидаемое развитие событий.

«Гугл» - конкурент американской компании, а последняя не привыкла помогать своим соперникам. Информацию для карт поставляет фирма «ТомТом». Это событие можно отметить в красный кружок, так как в них стали постепенно появляться данные от «Яндекса». По объяснению Стива Джобса (один из основателей «Эппл») сделано это было для получения большей прибыли.

В шестой версии операционной системы также карты выполнены необычными - векторными. Стала доступна функция пошаговой навигации. Пользователи отметили это отдельным плюсом. Она работает вместе с «Сири». Например, если в картах сохранить адрес своего места работы, можно, выходя из дома, сказать: «Поехали на работу». Ассистент быстро проложит максимально короткий маршрут, обходя все возможные пробки и аварии. Единственный минус - говорить с «Сири», работая с картами, можно только на английском. К слову, такая роскошь доступна лишь тем, кто имеет отличное и мощное соединение с интернетом.

iOS 6 на iPhone 6 работает лишь в режиме онлайн. Нет возможности скачать карты, все дороги грузятся из облака. Если этот вопрос принципиальный и необходимо функционировать с навигацией в оффлайне, можно загрузить из интернета любую неофициальную прошивку с данной функцией.

По сравнению с предыдущими операционными системами, карты в этой версии стали намного лучше. Они имеют детальную прорисовку. Находясь на территории Америки, можно заметить, что карты способны указывать даже номера домов. В России эта опция в шестой версии недоступна в связи с нежеланием разработчика заниматься данным вопросом.

Телефония

Доступна функция длинного свайпа. Он позволяет принять звонок, отклонить его или отправить сообщение. Если выбрать вариант «Позвонить позже», то телефон предложит подобрать временной промежуток (например, через час).

Более подробно о режиме «Не беспокоить»

В настройках можно выбрать абонентов, звонки и сообщения от которых будут «со звуком» всегда, даже при работе с режимом «Не беспокоить». Дополнительная функция позволяет выставить интервал прозвона. Что это означает? Немного «пошаманив» в настройках, можно поставить кратность звонков. К примеру, 3-4 вызова за одну минуту. Таким образом, в ночное время человек не проснется от однократного обычного сообщения или звонка от неизвестного абонента. Чтобы дозвониться придется набрать владельца данной операционной системы несколько раз. Но можно быть уверенным, телефон перейдет в обычный режим, и звонок будет слышен.

Видеоконференции

Apple Inc позволила работать в шестой версии с видеоконференциями по сети. Причем они функционируют как при подключении к беспроводной точке доступа, так и при взаимодействии с мобильным интернетом. Но компания сразу предупредила, что эта опция не бесплатная, и оператор может снять какую-то сумму. Видеоконференции не разорят владельца только в том случае, если у него подключен дорогой тариф, в котором предоставляется огромный интернет-трафик. На шестом айфоне эта операционная система работает с дополнительной функцией «Видеоконференции», что является менее затратным.

Интеграция с другими гаджетами

Компания Apple Inc внедрила еще одну полезную функцию. По отзывам пользователей, эту опцию они ждали довольно долго. Операционная система интегрируется со всеми аппаратами компании. То есть, владельцу не придется срочно искать айфон, если он куда-то пропал, чтобы принять звонок. Достаточно иметь под рукой айпад или «Мак». Интеграция позволяет работать со всеми доступными гаджетами как с одним целым устройством.

Ожидаемые обновления

На данном этапе это звучит дико, однако, когда только система была презентована, интеграция с «Фейсбуком» стала реальным подарком богов. Такая же ситуация обстояла и с «Твиттером». Новая на тот момент операционная система наконец-то начала работать с этими социальными сетями, что вызвало шквал положительных эмоций от владельцев. Это полезным стало для тех, кто ведет активный блог в какой-либо сети. Что еще показалось наиболее удачным решением? Телефон способен в автоматическом режиме искать друзей из контактов в социальных сетях, запоминать их дату рождения и вносить данные в календарь. В магазинах были внедрены специальные «лайки», которые дают возможность делиться с товарищами теми утилитами, которые владельцу понравились.

Фотопотоки - еще одна инновационная опция. Создать их можно в ручном режиме. Разрешается добавить туда нескольких друзей. Если у них имеется аппарат от «Эппл», то они будут получать оповещения о новых фотографиях моментально. Если же нет, то им придет уведомление на почтовый ящик.

Почта и браузер

Наконец-то айфон 4 (iOS 6) получил функцию синхронизации закладок на всех имеющихся устройствах. В более ранних телефонах и, соответственно, версиях операционной системы подобного не было. За эту функцию полностью отвечает «яблочное» облако. Всегда, даже после отключения телефона от питания, можно продолжить чтение, предварительно оставив закладку. Причем сохранение идет через хранилище, поэтому не придется даже подключаться к интернету. На данном этапе такая опция по сей день остается актуальной. Несколько лет назад многие откатывали свою систему или перепрошивались только из-за этой функции. Обновление стоило того, так как описанный выше плюс - не единственный важный нюанс.

Встроенный браузер наконец-то получил функцию смены ориентации страницы на горизонтальную. Для того чтобы увидеть это, необходимо нажать на соответствующую клавишу на панели управления. Почта получила дополнительную опцию, которая позволяет собирать в ней корреспонденцию с различных ресурсов (ящиков). Некоторые письма, если они особо важны, можно отметить, как избранные.

Обновление витрин

Обновление коснулось абсолютно всех официальных магазинов. Они стали работать с новейшим интерфейсом, который понравился многим. Причем изменения касаются не только цветовой гаммы, но и общего дизайна. Приложения получили логические разделы, имеется индивидуальная прокрутка. Это все позволяет работать с магазинами много удобнее. Некоторые пользователи не оценили такого новшества и делали неразрешенный компанией jailbreak. iOS 6 эту функцию не поддерживает, но получение прав администратора лишало владельцев неудобств в виде невозможности скачивать приложения из неизвестных источников и так далее.

В заключение

Многие потребители сильно желали перейти на эту операционную систему. По их отзывам, она стала работать намного лучше, стабильнее, получила множество удачных функций, о которых владельцы ранее могли только мечтать. На сегодняшний момент система считается одной из самых популярных, так как более новые версии не поддерживают большинство полезных опций, которые имеются в шестой модификации. Именно поэтому часто при покупке более нового смартфона они откатываются на описываемую систему. К сожалению, компания так и не смогла предоставить среди новых версий что-то подобное шестой модификации.

Введение

Mac OS (Macintosh Operating System), это торговая марка для серии операционных систем с графическим интерфейсом пользователя разработаных корпорацией Apple (ранее Apple Computer) для их линейки компьютеров Macintosh. Популяризация графического интерфейса пользователя в современных операционных системах часто считается заслугой Mac OS. Она была впервые представлена в 1984 году вместе с оригинальным Macintosh 128K.

История ОС Mac OS

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple.

Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox. В исследовательском центре Xerox PARC в то время уже существовал компьютер с графической операционной системой, что тогда было настоящим прорывом в эволюционном развитии операционных систем. Но они использовали ее только для собственных нужд и не планировали коммерческого применения.

Соединив уже имеющиеся наработки и собственные идеи, программисты компании Apple создали Mac OS, первую доступную для всех графическую операционную систему. В ней уже тогда был использован всем нам привычный оконный интерфейс, папки с файлами, и впервые был применен манипулятор, названный компьютерной мышью, способный передвигать курсор по всей области экрана. Такая концепция вполне соответствовала главной идее самой компании Apple, предлагавшей создать компьютер доступный для всех, как по цене, так и в техническом плане.

Уже тогда авторы Mac OS задались целью создать такую операционную систему, которая будет удобна и интуитивно понятна любому пользователю, даже не изучавшему компьютер ранее. До этого времени компьютерными программами и процессами управляли с помощью командной строки, поэтому появление наглядных значков обозначавших папки, корзину, компьютер и другие элементы стало настоящей сенсацией того времени. Эти значки авторы стали называть иконками. Разработчики Mac OS определили основы дальнейшего развития всех операционных систем, многое из того, что они придумали в далеком 1984 году, сейчас является эталоном для всех разработчиков программного обеспечения.

Первая версия Mac OS занимала всего 216 кб дискового пространства и работала даже при обычном копировании с одного компьютера на другой. Но такой продукт был совершенно не защищен от подделки, поэтому для того, чтоб сохранить свои доходы разработчики все дальнейшее время посвятили не только ее техническому усовершенствованию, расширению функциональности и стабильности, но и защите. После выхода первой версии Mac OS вышло еще девять ее модификаций, в которых были введены такие улучшения как:

использование мульти файндера, позволяющего работать сразу нескольким приложениям одновременно;

усовершенствование мультимедийных функций и возможностей работы в интернете;

смена черно-белых иконок на цветные, а позже появление нового «платинового» интерфейса и возможности выбирать тему на свой вкус;

появление новой файловой системы HFS+;

улучшение функций инсталлеров;

появление программы Sherlock, предназначенной для поиска файлов на локальных дисках и в сети интернет;

появление многопользовательского режима и разграничение прав доступа.

В марте 2000 года свет увидела абсолютно новая десятая версия Mac OS X, которая не поддерживает программное обеспечение, предназначенное для Mac OS 9. Для ее создания полностью переписали начальный программный код, а за основу взяли операционную систему NeXTSTEP, разработчиком которой был один из тех, кто когда-то основал компанию Apple, но по стечению обстоятельств покинул ее.

Разработки фирмы NEXT вместе с ее руководителем были куплены компанией Apple, благодаря чему во главе нее снова встает ее основатель Стив Джобс.

Теперь в Mac OS X используется ядро Mach, стандартные сервисы BSD и все основные возможности операционной системы Unix. Это дало возможность в много раз повысить ее функциональность, защищенность и стабильность. Вытесняющая многозадачность, которая используется в Mac OS X, позволяет работать нескольким процессам сразу, но при этом не мешать друг другу, а при сбое в работы одного из них не допускать сбоя всей системы и прерывания работы других процессов.

На данный момент Mac OS X имеет собственный красивый, не перегруженный спецэффектами и приятный для глаз интерфейс Aqua. Она проста в использовании и дружелюбна. В ней используется среда программирования Core Foundation, включающая в себя такие компоненты как Carbon API, Cocoa API и Java API. Графическая среда представлена использованием таких технологий как QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL. К тому же Mac OS X позволяет использовать программное обеспечение, написанное на таких языках программирования, как Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Немаловажным достоинством Mac OS X является ее безопасность при работе в интернете, она неплохо защищена от интернет-атак, да и количество вирусов способных ее поразить на сегодняшний день ничтожно мало.

Если учитывать все достоинства Mac OS, то сразу встает вопрос, почему она до сих пор не так широко распространена, как ее основной конкурент всем известная ОС Windows. Ответ на него очень прост, ОС Mac OS устанавливается только на компьютеры Macintosh компании Apple, что является принципиальным решением ее руководства. Это не значит, что Mac OS не совместима с компьютерами других производителей и не может быть на них установлена. Установить систему конечно можно, но на данный момент это считается не законным. Компьютеры Macintosh имеют небольшой модельный ряд и не могут похвастаться разнообразием, к тому же они стоят в несколько раз дороже обычных персональных ЭВМ, поэтому число пользователей Macintosh сравнительно мало относительно общего числа компьютерных пользователей во всем мире.

OS X - одна из самых популярных операционных систем в мире, относится к семейству ОС компании Apple и построена на платформе UNIX. Система интуитивно понятная и красивая. OS X выпускается только для компьютеров Mac. Она является наследницей Mac OS, то есть Macintosh Operating System.

OS X - это главная особенность компьютеров Mac. Без нее они не были бы столь популярными. В ней все работает на ура и главное вместе. Система является полностью интегрированной, а работа с процессорами от Intel обеспечивает ей наилучшую производительность.

Основой OS X является POSIX совместимая ОС Darwin с XNU ядром, в котором используются сервисы BSD и само ядро Mach. В OS X присутствует большое количество возможностей. Это делает ее стабильной и быстрой. Использование закруглённых углов и полупрозрачных элементов делает внешний вид системы восхитительным.


История операционной системы OS X

Mac OS - первое название операционной системы, которая вышла вместе с первым компьютером Macintosh в 1984 году. Первые идеи, которые были воплощены в данную систему, разработчики почерпнули с компании Xerox, которая на данный момент уже имела графическую ОС.

Несколько лет спустя, соединив имеющиеся наработки и собственные идеи компании Apple, разработчики создали абсолютно новую, графическую систему под названием Macintosh Operating System. В ней была доступна мышь, которая дала возможность владельцу передвигать курсор по всей области экрана. Также появился оконный интерфейс с папками и файлами.


Главной целью компании Apple было создание такой операционной системы, которая полностью интегрировалась бы под компьютеры Mac. Она была удобна и интуитивно понятная даже пользователю, который впервые оказался около компьютера.

Большое количество идей, которые придуманы компанией Apple, сейчас в сфере программного обеспечения являются эталоном.

Первая версия Macintosh Operating System занимала всего 216 Килобайт дискового пространства. Этот продукт вовсе не был защищен от подделки, по этому все следующие обновления ориентировались на повышении защиты.

Девятая версия Mac OS стала пиком работы компании, а с выходом десятой - абсолютно новой системы Mac OS X, которая увидела мир в марте 2000 года, Apple получила большое признание. Код системы был полностью переработан, за основу взяли ОС NextStep.

Сейчас в OS X используется ядро Mach, основные возможности системы UNIX и стандартные сервисы BSD. Функциональность, стабильность и, главное, защищенности системы сейчас на высоте.

Особенности OS X

В системе OS X хороший вид имеют полноцветные масштабированные значки, красивые тени вокруг окон с закругленными углами и полупрозрачное меню. Проверка орфографии, выбор цветов и шрифтов, словарь и палитра специальных символов доступны для всех приложений меню.


Качественное сглаживание текста, графики и окон делает операционную систему OS X превосходной. Красивый Dock, который дает возможность перемещаться между окнами, приятные элементы интерфейса и диалоговых модальных окон.

Приложения OS X

В операционной системе OS X интегрировано большое количество приложений для работы с электронной почтой, интернетом, контактами, сообщениями, напоминаниями и видео.

Mac App Store - это профессиональный интернет-магазин . По идеологии он похож на App Store для iPhone, iPod Touch и iPad.

Mac App Store дает возможность скачивать, покупать и устанавливать приложения, а также обновлять их при выходе новых версий.


Time Machine

Time Machine - это прикладная программа выпущенная компанией Apple 7 августа 2006 года для хранения резервных копий документов. Для работы с ней в Mac OS X была выпущена Time Capsule (точка доступа).


Программа Time Machine каждый час создает резервную копию файлов на внешнем жестком диске. У пользователей есть возможность восстанавливать конкретные документы, фотографии, видео и прочие файлы.

Браузер Safari

Safari - компактный и минималистичный браузер, разработанный персонально компанией Apple. Он входит в состав операционных систем OS X и iOS.

Основан на свободном движке WebKit. Он дает возможность открывать в одном окне сразу несколько вкладок, искать нужную информацию в поисковых системах Google, Yahoo и Bing, блокировать всплывающие окна и делать быстрое заполнение форм.


Почтовый клиент Mail для Mac

Apple Mail - универсальный почтовый клиент от корпорации Apple, присутствует в OS X. Mail для Mac имеет возможность поддержки нескольких учетных записей, фильтрацию входящих сообщений по заданным критериям, поддержку почтовых сервисов GMail, Yahoo! Mail, MobileMe и прочее.


Главной особенностью почтового клиента есть создание smart ящиков (умных ящиков), которые дают возможность быстро искать и находить нужную информацию и сообщения.

FaceTime

FaceTime - уникальная технология видеосвязи между владельцами Mac компьютеров, телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad. Она разработана компанией Apple и дает возможность осуществлять видеозвонки между поддерживающими гаджетами.


Для того, чтобы совершить видеозвонок нужно иметь учетную запись FaceTime и доступ к сети Интернет.

Игры - это компьютерные программы, которые создаются на основе фильмов и книг. - это набор самых популярных жанров: фантастики, экшенов, шутеров.


Спецификации

Общие требования
  • OS X 10.6.8, 10.7 или новее
  • Минимально 2 ГБ оперативной памяти
  • 8 ГБ свободного пространства на жестком диске
Поддерживаемые
модели
  • iMac (минимально модель 2012 года)
  • MacBook Pro (2012 года или новее)
  • MacBook Air (модель 2012 года или новее)
  • Mac mini (минимально модель 2012 года)
  • Mac Pro (модель конца 2013 года или новее)
Требования для отдельных функций
  • Для Time Machine требуется дополнительный жёсткий диск
  • Для Facetune требуется камера FaceTime, камера iSight или цифровая камера FireWire
  • Для Boot Camp требуется Windows 7
  • Для Exchange требуется включить функцию Autodiscovery сервера
  • Для AirPlay требуется Apple TV, iMac, Mac Mini, MacBook Air или MacBook Pro
  • Для жестов VoiceOver требуется трекпад Multi-Touch или Magic Trackpad
  • Для диктовки требуется микрофон и доступ к интернету