Скачать программу чтобы писать. Программы для писателей или писательский софт

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

___________________________ __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

преподаватель

русского языка

и литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена Утверждаю

на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного цикла

__________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

Разработала

Преподаватель

Русского языка

И литературы

В.В. Визгалова

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1 . Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Системы стихосложения.

Размер стиха.

Рифма. «Поход за вдохновением».

Стили речи.

Поэзия и живопись.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

Итого

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

Основы теории литературы;

Композицию литературного произведения;

Жанровое разнообразие литературы;

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

Систему стихосложения;

Размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

Отличать прозаическое произведение от поэтического;

Подбирать рифму;

Рифмовать строфы в разных размерах;

Декламировать литературные произведения.

3 . Учащиеся должны приобрести навыки:

Аккуратности и трудолюбия;

Основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога :

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Давным-давно - наверное, лет 10-12 назад - мне случайно попалась специальная программа для сценаристов и писателей. Чего она только ни делала: и заводила «карточки» персонажей и мест, и что-то творила с сюжетными линиями, включала в себя тезаурус, календарь, блокнот… Я честно попытался ей пользоваться день или два - и решил, что это ерунда.

Почему? Вкратце - потому, что программа пыталась подменить собой процесс сложения истории, а там, где не пыталась - была попросту не нужна. Сюжетные линии? Если вы их не штампуете, хватит простого текстового редактора. Календарь и блокнот? Помилуйте, уж чего на рынке навалом, так это календарей и блокнотов.

Я со скепсисом отношусь к программам, которые «создают обстановку для творчества»: либо вы пишете, либо не пишете. Костыли не помогут. Но все же есть продукты, которые упростят жизнь автору. И - они не вызывают отторжения. В основном потому, что пригодятся не только автору, но любому человеку. В общем - все, как и должно быть.

Evernote

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Evernote.com
Платформа

Основная функция Evernote - электронный блокнот в сочетании с базой данных. Иными словами, приложение создает и хранит заметки. В чем же отличие от обычного блокнота?

  1. Заметки Evernote могут быть самыми разными: текст, изображение/фото, список, таблица, заметка со вложенным файлом и др. и пр.
  2. Заметки можно упорядочивать по разделам и присваивать метки, чтобы по меткам находить нужное. Например, стандартный сценарий использования - кулинарная книга, где каждая заметка - блюдо, каждому блюду присваиваются метки: первое, мясное, итальянская кухня и пр. Впоследствии вы можете по метке отобрать и просмотреть только супы, или только блюда французской кухни и пр. То же и с писательским делом: можно просматривать по меткам только цитаты, только отрывки и пр.
  3. Заметки доступны на сайте Evernote и через приложение на любом устройстве: занесите заметку на сайте - и через пару секунд она уже на вашем телефоне.
  4. К заметкам можно прикреплять напоминания: в установленный срок вам на email придет письмо.

У Evernote масса применений, в любой сфере деятельности: от упомянутой выше кулинарной книги (которая всегда с вами даже в магазине, когда вы закупаете продукты на ужин) до напоминалок о дедлайне. Но и в отдельно взятом писательском деле не знаю, что бы я делал без этой базы данных.

Для чего я ее использую?

  • Сохраняю идеи, которые не хочется забыть, а также цитаты, статьи, интересные тексты.
  • Составляю в Evernote планы произведений, отдельных глав, сцен - и присваиваю метки, к чему что относится, чтобы потом отбирать только нужное в данный момент,
  • Сохраняю ссылки на полезные ресурсы, книги, статьи,
  • Составляю списки задач, на выполнение которых уходит больше пары дней: например, все изменения, которые нужно внести по итогам редактуры,
  • Сохраняю информацию о конкурсах, конвентах, семинарах, поездках - и сразу ставлю напоминание, которое всплывет на почте в нужный день. При этом в нужный день получаю не просто напоминание - но еще и условия конкурса, все, что нужно для участия в конвенте,
  • Собираю базы данных: имена земных культур, подробности быта, истории - все, что может понадобится в миростроении,
  • Коплю визуальные образы: как одевались, строили, что ели в разных земных культурах,
  • Сохраняю ошметки текстов, которые не вошли в финальную версию произведений, но мне кажутся интересными, так что впоследствии их можно использовать.

Главное, все это оказывается под рукой: крупные изменения можно внести на сайте даже с чужого компьютера, а небольшие - с телефона или планшета. Например, интересная мысль нередко всплывает при чтении чужой книги, ее тут же можно занести в базу данных прямо на планшете.

Dropbox

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Dropbox.com
Платформа : OS X, Windows, iOS, Android, Windows Phone

Dropbox - облачное хранилище, которое позволяет создавать резервные копии файлов на случай их утраты или потери/поломки компьютера, на котором файлы хранились. Вы устанавливаете программу, выделяете на своем компьютере папку - и далее все, что в папке появляется, будет синхронизироваться с серверами Dropbox. Вы внесли изменения? Файл на сервере обновился. Вы добавили или удалили файл? То же самое произошло на сервере.

Dropbox позволяет синхронизировать содержимое папки не только с сервером, но и с другими компьютерами, которые подключены к тому же аккаунту: например, если вы работаете то на стационарном компьютере, то на лэптопе - с вами всегда самая последняя версия файла, не нужны никакие флешки. То же и с телефонами/планшетами.

В отличие от просто сохранения файлов «где-то в интернете», чтобы они не потерялись, Dropbox - это еще и просто папка у вас на компьютере, а это значит, что все данные остаются у вас, даже если сейчас интернета нет. Если даже вы летите в самолете, спокойно вноси́те изменения в файлы - и как только появится связь, информация на сервере обновится.

Для чего я его использую?

  • Все файлы, с которыми я работаю, находятся в папке Dropbox. Я просто не завожу новые документы вне этой папки. Таким образом я знаю, что ни произведения, ни статьи, ни любой другой файл - никогда не потеряются, не пропадут безвозвратно.
  • Перечитываю написанный с вечера текст на планшете или телефоне, когда выдается свободная минутка.
  • Синхронизация последних версий файлов на основном рабочем месте и на ноутбуке.
  • Все файлы под рукой на сайте Dropbox.com даже если со мной нет ни ноутбука, ни телефона с планшетом.
  • Быстрая переброска информации с одного компьютера на другой, будь то мои компьютеры - или же обмен с близкими и коллегами, с которыми заведены общие папки.
  • С облачным хранилищем легко дать ссылку на файл любому пользователю интернета - не нужно заливать данные в файлообменники, писать письма или сообщения в соц. сетях,
  • Наконец, всю электронную библиотеку я храню в облаке.

С тех пор, как писалась эта статья, облачные хранилища стали популярны, сейчас ими уже никого не удивишь. Вслед за Dropbox аналоги создали Google (Google Drive) и Microsoft (OneDrive). Как обычно, спустя несколько лет, со скрипом и кучей ошибок, подтянулся Яндекс со своим Яндекс.Диском.

Выбор облачного хранилища остается за вами. Обязательно храните произведения - самое ценное, на что вы угробили больше всего времени - в нескольких облаках сразу! В конце концов, один сервис может закрыться, отказать. Бывали случаи, когда в дата-центр, где расположены сервера, подряд ударило несколько молний, так что даже сверхсовременная защита отказала, часть серверов сгорела, и 0,02% данных потерялась. С одним сервисом может случиться все. Храните данные в нескольких сразу.

Я сам начинал пользоваться облаком, когда существовал только Dropbox, и ни Google Drive, ни, тем более, Яндекс.Диска еще не было даже в проекте. Dropbox до сих пор дает самый большой объем бесплатного дискового пространства и работает субъективно быстрее, но для автора разница некритична. Текстовые файлы не занимают много места и не требуют сверхбыстрой скорости работы.

Feedly

Стоимость : Бесплатно
Язык : Английский
URL : Feedly.com

Работа писателя - это не только сложение историй, но и постоянное чтение. Нужно быть в курсе, что происходит вокруг нас. Если вы не собираетесь заглядывать каждое утро на 5-50 сайтов, но хотите быть в курсе обновлений - этот инструмент для вас.

Время от времени издательства публикуют на своих сайтах анонсы сборников и приглашают в них поучаствовать. Но это же не значит, что вы должны каждое утро или раз в неделю заглядывать на сайт издательства: не появилось ли объявление? не пропустил ли я? Нет, вам нужна программа, которая сообщит о новой публикации, как только та появится. Даже если вы забыли заглянуть на сайт. Даже если вы не помните названия сайта.

Иными словами, Feedly - это как раз такая программа.

Все обновления представлены в разбитой по разделам ленте, как в социальной сети, только лучше. Здесь вы никогда ничего не пропустите, а обновление не «уплывет» в бездну с течением времени. Пока вы не пометите обновление как прочитанное, оно так и будет дожидаться вас, когда бы вы ни зашли на сайт Feedly или открыли приложение на телефоне или планшете. По утрам меня обычно встречают около 30 непрочитанных обновлений.

Для чего я ее использую:

  • для чтения блогов интересующих меня писателей,
  • для объявлений о конкурсах, анонсах сборников и пр.
  • для отслеживания обновлений важных мне ресурсов.

Insightly

Стоимость : Бесплатно
Язык : Английский
URL : Insight.ly

Вообще говоря, Insightly - это CRM, т.е. Customer Relationship Management: система, ведущая учет отношений с клиентами. Обычно такими системами пользуются большие компании, осуществляющие продажи. В рамках компании в такой системе могут работать сотни или даже тысячи менеджеров по продажам, каждая фирма-клиент имеет в базе данных свою карточку, к фирмам-клиентам приписаны контактные лица, с телефонами, адресами и пр. Входящие и исходящие звонки, письма, коммерческие предложения - внутри CRM-системы учитывается все.

Какое отношение это имеет к писателям, спросите вы?

Мир русскоязычных фантастов, писателей и издателей, тесен. И все же это довольно много людей! Писатели, работники издательств, редакторы, организаторы конвентов, журналы, союзы писателей - это десятки организаций и сотни человек, которые связаны отношениями вида «работает в» или «участвует в». При наличии специфической памяти и достижении критической массы, начинаешь забывать, кто такой «Александр Викторович», чей телефон занесен в адресную книгу.

Преимущество Insightly в том, что это программа для малого бизнеса, т.е. это изначально вовсе не грандиозная махина, обрабатывающая сотни тысяч данных о продажах. В ней не так много постороннего. Наконец, она бесплатна для ограниченного числа записей - но эти ограничения таковы, что их вполне хватает.

Для чего я использую программу?

  • У меня занесены отдельные карточки для организаций: издательства, журналы, книжные интернет-магазины - вплоть до тематических сайтов. Типы организаций помечены метками, так что при желании я могу отобрать контакты, например, только интернет-магазинов.
  • Многие люди приписаны к той или иной организации. На каждого указаны не просто стандартный набор контактных данных (телефон, email), но и профили в соц. сетях, личные сайты и пр.

Иными словами, я использую CRM как адресную книгу с дополнительными параметрами, которые позволяют ее упорядочить.

Google Оповещения

Стоимость : Бесплатно
Язык : Русский
URL : Google.ru/alerts

Вы хотите быть в курсе, когда вас упоминают в интернете? Не знаю, как вы - а я хочу. Именно это позволяет узнать сервис «Google Оповещения». Каждый раз, когда поисковик индексирует информацию, в которой упомянуты вы - вам на почту присылается уведомление. В системе можно настроить, как часто вы хотите получать уведомления (например, как только информация появляется в сети или сводку раз в неделю), все ли результаты вы хотите получать - или только лучшие.

Для чего я использую оповещения?

  • Уведомления обо всех упоминаниях моего имени,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего сайта,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего email.

Иногда сервис работает не очень надежно: например, я точно знаю, что в сети появилась новая информация обо мне - потому что знаю, что мой текст появился в интернет-магазине. Но Google может не находить его неделями. В иные дни он может присылать и не относящиюся к делу информацию: в конце концов, уведомлениями управляет программа-автомат. И все же сервис полезен хотя бы тем, что позволяет вовремя отреагировать на упоминания, о которых вы иначе никогда бы не узнали.

Надеюсь, эта статья действительно упростит вам работу!

(оценок: 11 , среднее: 4,64 из 5)

Софт для писателей

yWriter5

yWriter – очень удобный текстовый редактор, программа, которая создана специально для писателей. Позволяет разбивать произведение на отдельные главы, главы – на сцены, добавлять персонажей и комментарии к ним. Программа отлично подходит для структурирования больших объемов текстов. Кроме этого ведется автоматическое сохранение вашей работы и подсчет слов в главах и сценах.

Но самой отличной новостью, пожалуй, является поддержка в программе yWriter русского языка. Для того чтобы включить русский язык, на верхней панели выбираем Localise -> Choose language. Если «русский» будет обозначен дивными иероглифами, выберите пункт COBECTb`s translate(ru).

Вы можете скачать yWriter5 у нас:

«Свежий Взгляд»

«Свежий Взгляд» — русскоязычный софт для проверки ваших текстов. Программа умеет находить одинаково звучащие слова, что помогает проследить отсутствие тавтологий и сделать ваше произведение гладким и удобочитаемым. Язык и стиль – это те изюминки, которые выделяют произведения среди других. «Свежий Взгляд» помогает найти те огрехи, которые писатель может упустить после неоднократной вычитки.

Программа бесплатна, имеет простой и понятный интерфейс, что позволяет сразу же приступить к работе. Единственный недостаток – проверка одного документа занимает достаточно много времени. В остальном, проверка очень качественная, подозрительные слова выделяются разными цветами.

Существует так же онлайн версия данной программы — http://quittance.ru/tautology.php

Вы можете скачать «Свежий Взгляд» у нас:

yEdit2

Эта программа проще, она берет на себя функции обыкновенного блокнота. Но! В yEdit2 есть возможность ограничить количество символов, что очень удобно для написания статей или текстов на конкурсы.

Вы можете скачать yEdit2 у нас:

CELTX

CELTX – это целое поле для деятельности писателей и сценаристов. Программа выполняет примерно те же функции, что и yWriter, но позволяет работать не только с текстовой информацией, но и с графикой, аудио и видео объектами. Здесь для вашей фантазии не будет ограничений. Вы можете добавлять иллюстрации, которые будут наглядно изображать персонажей вашей истории, или вставить атмосферную музыкальную композицию, которая ассоциируется у вас с определенным фрагментом произведения. Единственный минус CELTX – трудности в восприятии для тех, кто привык работать с текстовыми редакторами типа MS Word.

RHYMES

RHYMES – программа для подбора рифм. Работает на основе множества словарей. Проста в использовании, помимо нахождения рифм умеет подбирать синонимы и антонимы к заданному слову.

XMind

XMind – это сервис для планирования, который подойдет не только писателям, но и ученым, разработчикам. Программа помогает в составлении так называемых ментальных карт, которые помогут наглядно изобразить идею и по шагам воплотить ее в жизнь. По мере работы над произведением, вы будете добавлять новые элементы, строить целые диаграммы связей. Полученный документ можно экспортировать в любой удобный формат – текстовый или графический.

Надеюсь, что данная статья помогла вам подобрать писательский софт для себя. На сайте вы также можете узнать о том, . Желаю творческих успехов и вдохновения!

Каждый человек, работающий с текстом, знает, как трудно порой сосредоточиться на рабочем процессе, и следовать творческому графику. В помощь «труженикам пера» стали появляться рабочие инструменты - программы для компьютеров. Редакция CRN/RE составила подборку лучших приложений для тех, кто зарабатывает деньги на составлении, обработке или упаковке контента.

Приложение можно установить на ПК, а можно запустить прямо в браузере его тестовую версию. Write or Die - текстовый редактор для тех, кто ленится, часто отвлекается и не может собраться. Пользователь настраивает желаемую скорость набора текста - и начинает работать. А если он долго не набирает текст или вовсе встал и вышел из-за компьютера, редактор напомнит о себе крайне раздражающей сиреной. Для адептов такого жесткого подхода к самому себе есть инструмент еще более серьезный: сервис можно настроить таким образом, чтобы он удалял ранее набранный текст в том случае, если автор долго не нажимает на клавиши, то есть не работает. Стоимость приложения - 20 долл. Если вы востребованный автор, то окупиться эта программа может уже в первый день использования.

Это, вероятно, самый чистый и эффективный текстовый редактор из всех существующих. Загружать его можно прямо в браузере. В этой программе нет никаких элементов оформления: только текст и «лист» виртуальной бумаги. Подход понятен: если не загружать голову пользователя элементами управления форматированием, то его продуктивность при наборе текста существенно сократится. Разработчики Quabel предлагают другой принцип: набрали текст, сохранили его в нужном формате, а для последующего редактирования и форматирования загрузили уже Microsoft Word - или что там вы обычно загружаете.

Стоит подчеркнуть, что речь идет не о традиционном приложении, а о веб-сервисе. Так что устанавливать ничего не нужно. А запустить сервис можно с любого компьютера - хоть с рабочего, хоть с домашнего, хоть с ПК у друзей.

Онлайновый текстовый редактор текста, ориентированный на профессиональных авторов. Главное его отличие от всех похожих редакторов в том, что вопросами оформления и форматирования текста он занимается сам. Программа распознает, где у вас заголовок, где - подзаголовок, а где - цитата, которую нужно выделить. Стоит отметить, что изначально эта программа была ориентирована на сценаристов. Но для тех, кто пишет, например, посты в блогах, она подходит ничуть не хуже.

Приложения для организации труда творческих людей - продукты обычно крайне сомнительного качества, но Wridea - приятное исключение. Этот веб-сервис предлагает использовать инструменты для быстрого мозгового штурма. Авторы говорят, что они позволят открыть доступ к «скрытым папкам» в нашем мозгу. Чтобы добавить сюда новую идею и сохранить ее, нужно всего несколько секунд. Идеи можно классифицировать, сортировать, обновлять для последующих «штурмов».

Это отличный инструмент для набора, сохранения и сортировки ваших документов. Приложение позволяет каталогизировать их просто и быстро. Также здесь есть такие функции, как проверка орфографии, подсветка синтаксиса, форматирование текста, обработка списков и многое другое. Этот инструмент также отлично подходит в качестве личной записной книжки - с той лишь разницей, что мысли и записи здесь будут гораздо лучше сортироваться.

Если вы никогда не использовали этот инструмент раньше, то его определенно стоит попробовать. Это один из лучших сервисов для создания «мозговых карт». Они, как известно, помогают упорядочивать и структурировать мысли. Об эффективности ментальных карт (более известных как mindmap) ходит много слухов. Как минимум известно, что этот способ - лучший для конспектирования и структурирования собственных знаний. У сервиса Bubbl.us интуитивно понятный интерфейс, а также множество возможностей для обмена своими картами с друзьями в социальных сетях и по почте.

Это расширение для браузера Chrome, которое может на время работы над текстом закрывать для пользователя сайты-пожиратели времени: социальные сети, блоги, новостные ресурсы и т.д. Это помогает сосредоточиться на рабочем процессе. Работает это так: пользователь сам выбирает время, на протяжении которого не хочет отвлекаться. А после того, как задача поставлена, открыть себе доступ к «запретным» сайтам восстановить до окончания указанного времени нельзя. Перезагрузка браузера тут не поможет.

На Западе среди компьютерщиков растет популярность техники продуктивности Pomodoro. Авторы концепции полагают, что сколько-нибудь долго оставаться сосредоточенным на работе мы не можем, а потому идеальный рабочий график должен выглядеть так: 25 минут сосредоточенного труда - пятиминутный перерыв - 25 минут сосредоточенного труда - перерыв на пять минут, и т.д. Каждый «продуктивный» отрезок считается «съеденным помидором». Задача пользователя – «съесть» за день как можно больше этих «овощей». Tomato.es - это, вероятно, самый популярный и самый удобный для повседневного использования таймер продуктивности.

В эпоху компьютеров и тотальной автоматизации человек как никогда далёк от образа одомашненного сибарита, к какой бы сфере деятельности он ни относился: информация распространяется с неведомой доселе скоростью и нам, понятное дело, нужно за этой информацией успевать. Постоянные дороги, мимолётные встречи, короткие звонки и смс, наспех просмотренные новости в телефоне. Мы почти потеряли почву под ногами, стали лёгкими и невесомыми: дрейфующие корабли в бесконечной действительности, одинокие кометы в безмолвном космосе, хаотичные частицы мироздания.

Впрочем, вместе с постоянным одиночеством, которым нас обеспечили современные технологии, нам даны неслыханные богатства: свобода жить и работать в любой точке мира (благо, есть Интернет), возможность получать множество сведений из самых разных сфер, переосмысливать их и перерабатывать творчески. Нужны лишь подходящие инструменты, помогающие фиксировать наблюдения или записывать размышления, которые посещают каждого из нас в самый неподходящий момент, когда наш неспокойный ум блуждает между подсознательным и сознанием.

Собственно, для этого мы и решили сделать подборки инструментов, которые поддерживают творческий процесс. А начнём мы, конечно, с приложений для писателей и тех, кто просто любит фиксировать свои чувства и мысли.

Источник: Unsplash

Что может сделать талантливый человек без блокнота и ручки? Верно, - ни-че-го. Если немного переформулировать Раневскую, «идея прошла и не поклонилась, как злая соседка». К тому же быстро забылась. Впрочем, у бумажного блокнота и ресторанной салфетки есть сегодня немало альтернатив в Play Market и App Store. С помощью этих приложений вы без труда запишете любой текст на ходу, а при желании - объедините его с актуальными фотографиями, картинками и другими медиафайлами, без которых сегодня, говорят, никуда.

Как раз для этих целей можно воспользоваться расхожими блокнотами и дневниками. Вот они:

  • Evernote (iOS , Android );
  • GoodNotes (iOS ) и Google Keep (Android );
  • MomentDiary (iOS , Android );

Эти приложения идеальны для быстрых заметок, сохранения контактов, медиафайлов с комментариями, и, конечно же, создания напоминаний. Разве что отличаются дизайном и юзабилити. Например, MomentDiary далёк от сдержанного стиля Evernote и больше подойдёт экспрессивным натурам, хотя функции не слишком разнятся. Здесь особенно выделяется не совсем известный блокнот FreeNote, в котором вдобавок к богатому функционалу есть огромное количество визуальных настроек и возможность делать заметки от руки.

Источник: Play Market

Однако, если вы нуждаетесь в чём-то более минималистском, стоит рассмотреть вот эти варианты:

  • iA Writer - это не редактор, а настоящая писательская аскеза без каких-либо функций и настроек: только вы и белый лист с шершавой текстурой. Почти как 100 лет назад. Строго. Лаконично. Собранно. Сохраняет записи в Dropbox. Версия для Android тоже появилась пару лет назад.
  • DubScript Screenplay Writer очень специфический и при этом очень простой редактор для сценаристов со специальными полями отдельных реплик, шрифтами для ремарок и строгим оформлением. Вы — драматург, большего вам и не надо. Сохраняет сценарии в формате PDF, Fountain, Final Draft (FDX) и HTML. Записи можно импортировать в Google Drive.

Источник: App Store
  • Writer - невероятно простое минималистичное приложения для тех, кому срочно нужен клочок бумаги. Да, да, здесь нет больше ничего: вы просто открываете программу и пишете. На одном листе, без возможности сохранить в привычном формате и куда-то импортировать заметку. Нет лишнего “шума”, но и нет особой пользы без синхронизации.
  • Just Write - приложение из той же серии; только здесь страницы выстраиваются горизонтально (позволяет листать заметки, как книгу). При желании можно сфотографировать кусок написанного текста. В общем, для баловства сойдёт.
  • JotterPad . В отличие от предыдущих приложений это обладает расширенным функционалом: здесь легко создавать папки и настраивать стиль своих заметок (“эссе”, “проект”, “газета”, “повесть”). Чистый дизайн и красивое оформление. Для полного счастья есть возможность сохранять документы в формате TXT и мгновенно отправлять их в Dropbox. Расширенная версия позволяет использовать универсальную разметку Markdown и приятные медиаэффекты.

Впрочем, свет клином не сошёлся на мобильных приложениях. Если вы не хотите засорять свой телефон лишними аппами, онлайн-редактор Zenpen и гугловский облачный сервис Writer вам в помощь (он замечательно работает и в любом другом браузере). Пользуясь Writer, вы просто создаёте свой аккаунт и даёте волю своему воображению. В этом случает нет нужды синхронизировать данные с облачными хранилищами: всё надёжно покоится на вашей персональной странице, которая доступна с любого устройства. Writer предельно лаконичен и интуитивно понятен, а Zenpen больше подходит для быстрых заметок — он открывается в браузере и не требует регистрации. Вы можете бесконечно писать в нем, но не стоит заносить туда слишком важны данные, так как при чистке кэша браузера Zenpen также автоматически очищается и становится чистым белым листом.

Что касается простейшего приложения Writer, несмотря на его кажущуюся неприглядность, в нём есть возможность настраивать фон, размер и цвет шрифта, а также выбирать громкость звучания винтажной клавиатуры. Ну, кто откажется от звука настоящей печатной машинки? В этом его прелесть. Искушённые определённо оценят. Кроме того, в случае необходимости, можно скачать документ в форматах TXT и PDF.