Технические характеристики для Fostex HP-A4BL. Маленькие помощники ЦАПа

Устройство не назовешь новинкой сезона, но стоит его рассмотреть как типичную альтернативу встроенному компьютерному звуку. Насколько оно способно потеснить классический Hi-Fi?

Усилители для наушников сегодня можно назвать самым активным сектором в плане предложения. У головных телефонов Fostex ведь хорошая репутация, не так ли? Значит, более чем логично встретить Fostex и в сегменте источников звука. Тем более, что многим пользователям будет греть душу надпись «Made in Japan». Когда-то Япония была всемирной электронной сборкой, сейчас подобные пометки выглядят раритетом.


Fostex HP-A4BL - это не VHS-магнитофон, особый механический шарм здесь искать бесполезно. Ну, разве что внезапно медные винты на задней панели и позолоченный USB-кабель напомнят о чем-то добротном.

Красные точки

Модель с индексом BL отличается от предшественницы HP-A4 наличием балансного выхода, в остальном концепция не менялась. Небольшой настольный модуль, причем именно на столе еще сохраняется шанс разглядеть режимы работы устройства, да и то не для всяких глаз. Слепошарым пользователям вряд ли помогут красные точки величиной с булавочную головку на черном фоне компактного корпуса. Питание, само собой, от импульсного блока.


Но с другой стороны любой функционал у Fostex HP-A4BL построен на бинарной логике, особо не промахнешься. Жмите любую клавишу с мягким ходом. Вам USB или оптику? Линейный выход или наушники? Наушники в обычном режиме или погромче? Фильтр ЦАПа №1 или №2? А вот, например, увидели на задней панели один слот под SD-карту? Сразу понятно, что ничего не выгорит - это для обновления прошивки, а не музыки. Давайте лучше поговорим о ЦАПе.

ЦАП и его подсчеты


Все семейство Burr-Brown PCM179* использует так называемую сегментированную многоуровневую архитектуру (Advanced Segment). Аналоговый сигнал в такой схеме образуется после суммирования данных из двух блоков. В блоке ICOB (Inverted Complementary Offset Binary) обрабатываются старшие 6 бит, а в 5-уровневом дельта-сигма-модуляторе оказываются младшие 18 разрядов.



Для PCM1792A доступно всего два вида фильтрации - Sharp и Slow. В мануале Fostex HP-A4BL режим Slow почему-то числится за номером 1, хотя при измерениях линейная АЧХ с крутой отсечкой показала, что в данном случае работал как раз Sharp. Это положение (№1) оказалось и самым предпочтительным по звуку.

В Fostex HP-A4BL заявлена поддержка DSD аж до 11,2 МГц, но в спецификации и блок-схеме PCM1792A нет указаний на нативную обработку DSD-потока. Скорее всего, на каком-то этапе сигнал модулируется в PCM и обрабатывается на общих основаниях. Забегая вперед, можно сказать, что слуховые впечатления подтвердили документацию - SACD контент звучал чуть холодновато, верный признак пересчета. Положение кнопок фильтра №1 и №2 в режиме DSD мануал характеризует как более и менее высокие частоты среза, но на практике №1 давал явно уменьшенный уровень сигнала.

Маленькие помощники ЦАПа

Для воспроизведения музыки через свои устройства Fostex не только предоставляет ASIO-драйверы для Windows, но и предлагает воспользоваться своим фирменным софт-плеером. Жаль, что он заточен только под ASIO Fostex, остальные карты в нем попросту не определятся. Fostex Audio Player очень прост, заточен только под вывод музыки и не нагружает систему лишними обвесами, как, например, JRiver. Внутренних настроек немного - выбор между DoP и Native DSD и возможность предварительной загрузки аудиотрека в оперативную память перед воспроизведением. Единственный недостаток такого режима - это неизбежные паузы между треками.


Простой и наглядный плеер Fostex, но с другими ЦАПами, увы, работать не будет

Измерения показали небольшое преимущество Fostex Audio Player по порогу шума в сравнении с Foobar, так что все дальнейшие манипуляции велись именно через Fostex Audio Player.


Начинка и замеры

Для каждой кратной частоты 44 и 48 кГц у устройства имеется свой клок. USB-сигнал обрабатывается контроллером Texas Instruments TMS320C55x , а SPDIF-протоколом занимается трансивер AК4118A . Fostex HP-A4BL можно подключать по USB и выводить цифровой сигнал через оптический выход на другой ЦАП. Правда, такая схема работает только до 24 бит/96 кГц включительно. Тестирование на bit perfect подтвердило целостность сигналов 16 и 24 бит при передаче с USB на TosLink. Внутренних пересчетов в этом режиме не производится. 32-битное слово обрезается до 24 бит, но таковы параметры протокола AК4118, а для музыкального сигнала данное ограничение не играет никакой роли.


Измерения показали довольно высокий уровень сигнал/шум при работе через USB с Sharp фильтром. 117 дБ / 6 = больше 19 бит! Для RCA-подключения это вообще выдающийся результат. Вот вам и работа топовых показателей PCM1792A в паре с выходным усилителем OPA2134 . Измерения чуть омрачены разбалансом каналов 0,1 дБ, чему есть объяснение. У Fostex HP-A4BL нет фиксированного уровня линейного выхода. Что наушники, что RCA регулируются через ручку громкости, которую для снятия показаний понадобилось выкрутить на максимум. Напряжение выхода в этом случае составило стандартные 2,2 В. С DSD-сигналом напряжение выхода было ниже - всего 1,7 Вольт (кнопка фильтра №2) и 0,9 Вольт (кнопка фильтра №1).


Характер гармоник (1 кГц) при USB-подключении

Характер искажений на сигнале 1 кГц указывает на классическое доминирование 2-й (четной) с постепенным спадом следующих гармоник. Также следует отметить, что предпочтительным протоколом для передачи аудио на Fostex HP-A4BL следует признать USB. В случае приема сигнала по оптическому входу возрастает уровень джиттера. Это можно наблюдать в виде мелких боковых полос, расположенных симметрично от основного тона. Да и по таблице замеров видно, как ухудшились показатели.


Характер гармоник (1 кГц) при подключении через оптический вход

Здравый смысл подсказывает, что шанс попасть в слышимую область будет только у гармоник с уровнем выше -100 дБ, остальное просто утонет в шуме других компонентов. С другой стороны, разница уровней между транкейтом и дизерингом с 24 до 16 бит ничтожна, но все-таки человеческое ухо каким-то образом реагирует на ошибки квантования в случае транкейта. Кстати, самое время поговорить об этом факторе и изучить поведение Fostex HP-A4BL на малых уровнях.

Новый тест искажений на малых уровнях

Суть нашего нового теста заключается в том, чтобы оценить степень деградации сигнала 24 бит на очень низкой громкости -90 дБ. Форма такого сигнала должна иметь минимум отклонений от оригинала, а самое главное, ЦАП должен отработать его подобающим образом и не допустить искажений, связанных с транкейтом. Иначе хайрез на таком устройстве отыграет еще хуже, чем обычный Red Book 16 бит / 44 кГц.



Так выглядит результат транкейта - отброса младших битов при конвертации с 24 до 16 бит

На картинке показано, во что превращается синус при транкейте из 24 бит в 16 бит. На таком низком уровне волна изменения громкости становится отчетливо ступенчатой.

К счастью, мы можем видеть, что Fostex HP-A4BL такими гадостями не занимается. Форма синуса получилась изломанной, но искажения на таких малых уровнях - это нормально.


Понятное дело, что синтетические тесты не в состоянии предугадать итоговое звучание компонента, надо его и послушать.

Субъективная оценка звучания на линейном выходе

Разница между хайрезом и обычным 16/44 чувствуется в пользу первого, но прямое подключение Fostex HP-A4BL сначала к усилителю мощности, а потом к AV-ресиверу не спешило с полной меломанской отдачей. Я знаю, как другие обозреватели любят написать что-то вроде «захотелось сделать погромче». Но подобная оценка тракта мне всегда казалась противоречивой. Да, ведь и мне тоже захотелось прибавить громкости с Fostex HP-A4BL! Но считать ли эпитетом эту реакцию на нехватку телесности? Что здесь не попало в измерения? Неуловимый джиттер, импульсный блок питания, SMD монтаж, что-то еще? Или это просто я давно не слушал Burr-Brown?


Добиться интересной подачи от линейного выхода Fostex HP-A4BL удалось с помощью дополнительных каскадов предусиления, в котором даже было место преобразованию АЦП/ЦАПа на частоте 768 кГц. Вот тогда музыкальная ткань обрела нужную степень шероховатости, энергии, фактуры, и даже напомнила (будете смеяться) старые мультибиты. Но вряд ли хозяева недорогого устройства будут городить нечто подобное. Скорее всего, приоритетом использования Fostex HP-A4BL следует считать работу с наушниками.



Работа с наушниками и окончательные выводы

Измерялся только небалансный выход усилителя TPA6120A2 , который практически полностью повторил цифры линейного выхода. Причем нагрузка эмуляторами сопротивления наушников не очень повлияла на замеры. Не стоит только совать 16-омные модели в Fostex HP-A4BL - будут расти шумы и прочие артефакты, потому что его собственный выход имеет импеданс 10 Ом и 20 Ом в балансном режиме.


За исключением 16-омной нагрузки, в остальных режимах усилитель для наушников работает стабильно

А так мои кастом-арматуры Ultimate Ears Triple на 32 Ом с Fostex HP-A4BL отыграли отлично. То же самое можно сказать про опыт с Audio-Technica ATH-ESW10 (42 Ом) или балансными Audeze LCD-2 (70 Ом). Но при подключении по балансу следует озаботиться переходниками - увы, единообразия коммутации в этом секторе пока не наблюдается.

Звук Fostex HP-A4BL в наушниках не кажется стерильно-мониторным, высветленным или вылизанным. Да, перед нами не утонченный High-End (см. цену), это заводной Hi-Fi-саунд с очень хорошей ритмикой. Кучный бас и по-хорошему агрессивные тарелочки не убоятся даже тяжелых жанров. Усилители Fostex HP-A4BL спасовали лишь перед сложной нагрузкой вроде топовых изодинамиков HiFiman HE-1000 v2. В более легких случаях можно слушать HP-A4BL безо всяких предрассудков, почему бы и нет? А детальным изучением джиттера мы еще займемся, обещаю.

Достоинства: высокое соотношение сигнал/шум на всех выходах, уверенный, добротный звук с наушниками разного калибра

Недостатки: плохо читаемая индикация режимов, музыкальность линейного выхода отстает от наушников

Цена: 30 990 рублей

Паспортные данные

Входы: USB 2.0, оптический, SD-слот (служебный ПО)

Выходы: XLR 4 pin, Jack 6,3 мм, RCA, оптический

Режимы работы: PCM до 192 кГц, DSD до 11,2 МГц (только через USB)

Мощность выхода для наушников: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом

Частотный диапазон (±3 дБ): 10 Гц - 80 кГц

Напряжение питания: 12 В 1,5 А постоянного тока

Габаритные размеры: 150×34×157 мм

Этот ЦАП имеет очень хорошую техническую оснастку: он умеет принимать сигнал в формате DSD 5.6, а также LPCM 192 kHz / 24-bit. Имеются также переключаемый цифровой фильтр, переключатель коэффициента усиления, а также цифровые и аналоговые выходы. Фактически, аппарат представляет из себя даже не ЦАП для наушников, а, скорее, своеобразный цифровой мини-предусилитель. Задумка, конечно, интересная, но, к сожалению, Fostex не так уж удобен для того, чтобы брать его с собой, выходя из дому: его алюминиевый корпус цвета сажи довольно большой и тяжёлый; в общем, обвинения в излишней портативности ему не грозят.

Качество сборки - отменное за такую цену. Все ручки и переключатели исключительно хорошо подогнаны друг к другу - и это чувствуется. Не забудьте также про легкочитаемый индикатор битрейта и частоты проигрываемого файла - ах, как бы я хотел, чтобы все ЦАПы имели такую же функцию... С помощью кнопок на передней панели можно переключать сигнал между USB и оптическим цифровым разъёмом, настраивать цифровой фильтр, изменять коэффициент усиления и переключаться между выходами (линейный выход RCA или выход на наушники). Позади находятся соответствующие разъёмы, а также слот для micro-SD карты, используемой для обновления прошивки в будущем. Что делает Fostex HP-A4 отличным аппаратом за свои деньги, при условии, что вы будете пользоваться им дома.

ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ

Fostex - японский бренд, который сделал себе имя в профессиональных аудио-кругах и, честного говоря, это ощущается. У него довольно прямолинейная подача звука, очень детальная и динамичная - хотя резкой её не назовёшь.

ЦАП выдаёт на гора уйму звуковых подробностей, он воспроизводит музыку жизненно и энергично. В результате чего трек Айзека Хeйза звучит просто потрясающе, он изобилует едва слышными музыкальными деталями на фоне реально мощной бас-гитары и головокружительных звуков струн.

По большому счёту, текстура звука у него не столь "мелкозернистая", как у ADL, но музыка у Fostex выходит, тем не менее, более проникновенной. Включив David Bowie, я насладился громовыми раскатами рок-барабанов, записанных с близкого расстояния, мощным рёвом бас-гитары и большими, сокрушительными аккордами - о, да, в такой звуковой среде Fostex чувствует себя как рыба в воде. Внушительный звук бас-гитары пульсировал обертонами, великолепный шероховатый звук саксофонов прекрасно гармонировал с хлёсткими ударами малых барабанов.

По сравнению с другими аппаратами, тестируемыми сегодня, Fostex отличается наиболее прямолинейной подачей; иногда даже возникает ощущение, что ему не помешала бы большая деликатность и утончённость, так как подчас возникает чувство недостатка в тональных оттенках и нюансах. Переключение фильтра с 1 на 2 делает звуковые образы чуть шире и просторнее, но за счёт их небольшого сглаживания.

Прослушивание трека Kate Bush переполнило меня эмоциями. Fostex придал необыкновенную проницательность слегка акцентированной игре фортепьяно, в результате чего песня звучала эпично с первых же нот. Fostex, пожалуй, не хватает той удивительной, "дзэн-буддийской" созерцательной тональности, которая присуща ADL. Напротив - HP-A4 порой звучал так, будто ему не терпелось быстрее добраться до конца песни, вместо того, чтобы раствориться в музыке. Я бы назвал это его главным серьёзным недостатком.

Наличие цифровых входов и выходов Toslink увеличивает область применения аппарата, а линейные выходы RCA позволят использовать его и в качестве предварительного усилителя. Для подключения компьютера есть вход USB, а слот MicroSD позволит Вам обновлять в будущем прошивки.

Качество звука: 77%

ОТЧЁТ ЛАБОРАТОРИИ HI-FI NEWS

При цифровой громкости сигнала в 0 dBFs на максимальной аналоговой громкости происходит клиппинг звука на выходе на наушнике. Но это случается лишь тогда, когда переключатель коэффициента усиления находится в положении high gain. В положении low gain мы имеем на выходе 55 mW / 25 ohm. При этом HP-A4 способен развить и большую мощность: в режиме high gain на цифровой громкости -6 dBFs он выдал 130 mW / 25 ohm при уровне искажений 0,01% THD (сама фирма Fostex указывает, что HP-A4 выдаёт 100 mW / 32 ohm), но безопаснее держать переключатель в положении low gain. После установки драйверов Class 2 USB (только для PC), этот ЦАП принимает сигналы вплоть до 24-bit / 192 kHz, при этом его АЧХ простирается до -0,8 dB / 90 kHz (или -0,3 dB / 60 kHz до -4,6 dB / 90 kHz с включенным Filter 2)/

Искажения слегка увеличиваются НЧ под нагрузкой, так что 0,045% на 20 Hz становятся 0,065% / 20 Hz на 10 mW / 25 ohm, в то время как 0,0055% на 1kHz увеличивается до 0,0077% на 25 ohm [см. график].

Сопротивление на выходе у HP-A4 находится на скромной отметке 10-11 ohm, на 25 ohm наблюдается потеря 2,9 dB и небольшое снижение средневзвешенного соотношения сигнал/шум до уровня 82 dB. Джиттер небольшой и нагрузка оказывает на него незначительное влияние: с 35 psec он увеличивается до 95 psec на 25 ohm.

Зависимость искажений от частоты на участке от 20 Hz до 20 kHz (красный - 1 V без нагрузки; красный затенённый - 10 mW на нагрузке 25 ohm)

Максимальное выходное напряжение (1% THD на 47 kohm): 1,66 V
Макс.выходная мощность (re. 1% THD на 25 ohm): 130 mW
Сопротивление на выход (20 Hz - 20k Hz): 10,5 - 10,7 ohm
Средневзвешенное соотношение сигнал/шум (0 dBFs): 81,7 dB
Distortion (20 Hz - 20 kHz, 10 mW): 0,068 - 0,002%
АЧХ (20 Hz - 20 kHz / 40 kHz / 90 kHz): +0,0 до -0,1 / -0,2 dB / -0,8 dB
Разделение стереоканалов (20 Hz - 20 kHz): от 73 dB до 99 dB
Цифровой джиттер (без нагрузки / с нагрузкой 25 ohm): 95 psec / 36 psec
Габариты (ширина х высота х глубина): 113 x 34 x 155 mm

USB-ЦАП/усилитель для наушников с питанием по шине USB
Производитель: Fostex Company (Foster Electric Co. Ltd)
Веб-сайт: www.centrance.com, www.scvdistribution.co.uk
Цена: £400

По материалам издания Hi-Fi News

Оценка: 5 из 5

Александр Васильев

Достоинства: + Полное отсутствие шумов на аудио выходах; + Широкий диапазон воспроизводимых частот; + Качественная отдача на всем частотном диапазоне; + Всеядность – PCM аудио 16, 24 bit от 44.1 до 192kHz. DSD аудио 2,8 и 5,6 MHz (благодаря этому ЦАПу с этим форматом и познакомился – вещь!) + Драйверы с сайта производителя для Windows, оттуда же плеер для воспроизведения DSD. + Добротная сборка - приятно держать в руках, увесистый - 0,5 кг; + Возможность питания и передачи данных по USB кабелю, качественный идёт в комплекте: покрыт прозрачным пластиком, поэтому видно оплетку, защищающую от наводок, на концах белые штекеры с позолоченными разъёмами, длина 1 метр.

Недостатки: - Если по какой-либо причине ЦП компьютера будет загружен на все 100%, то возможны задержки (паузы) при воспроизведении. Сам ЦАП тут ни при чём. Он бы и рад играть, да ему данные дают с задержкой).

Комментарий: Самая загадочная кнопка - «FILTER», меняет настройки работы ЦАПа. В PCM аудио разницы не услышал, а вот в DSD звук стал объёмнее, богаче, ярче. Поэтому так и оставил её во 2 (вжатом) положении. Есть момент, который нужно прояснить. Заявленная выходная мощность для наушников 100 mW указана для нагрузки в 32 Ома. Именно к таким ушам он и брался – Beyerdynamic DT 770 Pro (версия с импедансом на 32 Ома). И с ними он прекра-ааасно справляется. Но бывают попадаются тихие записи, теже фильмы, и приходится уже переключать режим «GAIN» с «LO» на « HI». Что нам говорит инструкция по этому поводу: Выход на наушники – нагрузка 16 Ом и более, 100mW при 32 Oм, 20mW при 300 Oм. Что-то мне подсказывает, что 20 mW это мало – понадобится отдельный усилитель, а Fostex сыграет роль ЦАПа и качественного предусилителя. Выход RCA (L,R), они же под «тюльпаны» - нагрузка в 10 кОм и более. Итог: FOSTEX HP-4A гарантия качественного звука с ПК. Прекрасный ЦАП/ усилитель для НизкоОмных наушников или же ЦАП/предусилитель для подачи качественного аналогово сигнала на уже более серьёзную технику. ИХМО =). P.s. Для Foobar2000 мне больше всего нравится тема "Tech".

Оценка: 5 из 5

Кирилл Макаров

Достоинства: Питание от USB, небольшой размер, хорошее ПО, нейтральное звучание, native DSD128.

Недостатки: Есть возможность перегруза усилителя в режиме усиления hight при определенных условиях

Комментарий: Имеет нейтральное звучание, что для меня плюс. ПО есть под Windows (включая 8.1) и Мас. К устройству есть Fostex player (чем то напоминает урезанный Foobar2000) который позволяет проигрывать с пк Hires и DSD128. Режим проигрывания native или convert PCM выбирается в настройках плеера. DSD выводиться ТОЛЬКО на аналоговый выход. Разница в пользу native dsd слышна хорошо. Фильтрация DSD имеет два режима, на мой слух Soft лучше. Foobar2000 работает через asio, видит цап прекрасно. Если активен Fostex player, то foobar2000 не воспроизводит звук через Asio. Совершенная безглючность ПО и драйверов. До Fostex`а была M-audio Firewire Audiophile, RME Multiface. Считаю самое удобное и адекватное устройство для воспроизведения HiRes через ПК.

Оценка: 5 из 5

Достоинства: Порадовал как ЦАП, DSD на нем просто сказка. Звук ровный на всех частотах, басов нормальное количество, громкости хватает. Пока только попробовал подключение по USB, возможно в других включениях покажет себя хуже. При нажатой Gain басов навалом, иногда даже черезчур, поэтому отключаю её периодически. Слушаю в основном рок, метал, акустику и иногда джаз.

Недостатки: Пока всё устраивает.

Комментарий:

Оценка: 4 из 5

Юрий Пастухов

Достоинства: Звук, симпатичный внешний вид

Недостатки: Не воспроизводит DSD 256

Комментарий: Слушаю через Audio-technica AT-M50x и Sennheiser 598. На Sennheiser отчётливо ощущается более удалённое расположение динамиков от уха. Никакой позолоты нет. Дешёвое жёлтое покрытие

Оценка: 5 из 5

Чеслава Шестакова

Достоинства: Если кратко, то: отличный усилок за вполне адекватную цену с достаточно мощной начинкой и удобным управлением.

Недостатки: Немного громоздкий.

Комментарий: Отлично подходит для низко- и средне- омных наушников. Тугие (под 150-200 ом) даются ему с трудом. Работаю с ним главным образом через компьютер - прога под компьютер очень и очень удобна.

Достоинства: + Полное отсутствие шумов на аудио выходах;
+ Широкий диапазон воспроизводимых частот;
+ Качественная отдача на всем частотном диапазоне;
+ Всеядность – PCM аудио 16, 24 bit от 44.1 до 192kHz.
DSD аудио 2,8 и 5,6 MHz (благодаря этому ЦАПу с этим форматом и познакомился – вещь!)
+ Драйверы с сайта производителя для Windows, оттуда же плеер для воспроизведения DSD.
+ Добротная сборка - приятно держать в руках, увесистый - 0,5 кг;
+ Возможность питания и передачи данных по USB кабелю,
качественный идёт в комплекте:
покрыт прозрачным пластиком, поэтому видно оплетку, защищающую от наводок, на концах белые штекеры с позолоченными разъёмами,
длина 1 метр.

Недостатки: - Если по какой-либо причине ЦП компьютера будет загружен на все 100%, то возможны задержки (паузы) при воспроизведении. Сам ЦАП тут ни при чём. Он бы и рад играть, да ему данные дают с задержкой).

Комментарий: Самая загадочная кнопка - «FILTER», меняет настройки работы ЦАПа.
В PCM аудио разницы не услышал, а вот в DSD звук стал объёмнее, богаче, ярче. Поэтому так и оставил её во 2 (вжатом) положении.

Есть момент, который нужно прояснить. Заявленная выходная мощность для наушников 100 mW указана для нагрузки в 32 Ома. Именно к таким ушам
он и брался – Beyerdynamic DT 770 Pro (версия с импедансом на 32 Ома).
И с ними он прекра-ааасно справляется. Но бывают попадаются тихие записи, теже фильмы, и приходится уже переключать режим «GAIN» с «LO» на « HI».
Что нам говорит инструкция по этому поводу:
Выход на наушники – нагрузка 16 Ом и более,
100mW при 32 Oм,
20mW при 300 Oм.
Что-то мне подсказывает, что 20 mW это мало – понадобится отдельный усилитель, а Fostex сыграет роль ЦАПа и качественного предусилителя.
Выход RCA (L,R), они же под «тюльпаны» - нагрузка в 10 кОм и более.

Итог: FOSTEX HP-4A гарантия качественного звука с ПК.
Прекрасный ЦАП/ усилитель для НизкоОмных наушников
или же ЦАП/предусилитель для подачи качественного аналогово сигнала на уже более серьёзную технику. ИХМО =).

P.s. Для Foobar2000 мне больше всего нравится тема "Tech".

Достоинства: Питание от USB, небольшой размер, хорошее ПО, нейтральное звучание, native DSD128.

Недостатки: Есть возможность перегруза усилителя в режиме усиления hight при определенных условиях

Комментарий: Имеет нейтральное звучание, что для меня плюс. ПО есть под Windows (включая 8.1) и Мас. К устройству есть Fostex player (чем то напоминает урезанный Foobar2000) который позволяет проигрывать с пк Hires и DSD128. Режим проигрывания native или convert PCM выбирается в настройках плеера. DSD выводиться ТОЛЬКО на аналоговый выход. Разница в пользу native dsd слышна хорошо. Фильтрация DSD имеет два режима, на мой слух Soft лучше.
Foobar2000 работает через asio, видит цап прекрасно. Если активен Fostex player, то foobar2000 не воспроизводит звук через Asio.
Совершенная безглючность ПО и драйверов.
До Fostex`а была M-audio Firewire Audiophile, RME Multiface. Считаю самое удобное и адекватное устройство для воспроизведения HiRes через ПК.

Достоинства: Звук ДСД!!

Недостатки: Работал всего 4 года

Комментарий: Я его и брал чтобы попробовать ДСД потому что моё ухо было недовольно всем остальным. Весь этот Хай-Рез - это м. страдания.
Я не могу ничего слушать кроме ДСД.
Я его и слушал на нём пока мне комп не объявил, что он не видит больше такого ЮСБ устройства.
Теперь я в печали..
Ну буду его ещё раз покупать, потому что боюсь брать что-то другое, даже того же А8! А вдруг чего-то не то будет?
А если сломанный где можно починить? Может кто напишет?
ЗЫ Слушал-то я не через наушники (терпеть их не могу) а через JVC WoodCone A15. Опять же, не хочется ни с чем другим экспериментировать. А зачем? Я свой звук нашёл. Долго искал меж прочим.

Достоинства: Отличный звук.
Простота установки в любой ОС.
Приятный дизайн, удобные органы управления, наглядная индикация режимов работы.
Вполне компактный корпус. Можно и в поездки с собой брать.
Питание от USB -- соответственно не нужен еще один лишний блок питания и 220В розетка.

Недостатки: Пока не обнаружил.

Комментарий: Хотя многие ораторы здесь критические относятся к дизайну этой модели, но, на мой взгляд, дизайн HP-A4 вполне на уровне своих "одноклассников". Разве что передняя панель глянцевая, поэтому ее легко поцарапать.

Очень понравилась беспроблемность установки в любой ОС. Под GNU/Linux (Ubuntu) вообще не заметил никаких лишних вопросов. Все играет сразу после подключения. Та же история с "младшим братом" -- HP-A3 также"прозрачно" подключается и работает. Радует простая и наглядная индикация режимов работы и мягкий регулятор громкости.

Кстати, если сравнить с HP-А3, то по выходной мощности HP-A4 равен HP-A3 только в включенном режиме "Gain".

Гоняю HP-A3 и HP-A4 в режиме PCM на Sennheiser HD 280 Pro и на Audio Technica ATC-m70x -- доволен, как слон.

Достоинства: Если кратко, то: отличный усилок за вполне адекватную цену с достаточно мощной начинкой и удобным управлением.

Недостатки: Немного громоздкий.

Мы продолжаем знакомство с новейшей продукцией японской компании Fostex. В этот раз речь пойдет о миниатюрном, но обладающем хорошими функциональными возможностями USB-ЦАПе. В первую очередь внимание в нем привлекает наличие балансного XLR-выхода для наушников с регулируемым усилением и возможность воспроизведения всех форматов DSD.

Дизайн устройства повторяет черты старшей модели, Fostex HP-A8C . Строгие грани, мягкие кнопки, глянцевая передняя панель и отсутствие ярких, выжигающих глаза светодиодов дарит позитивные эмоции при использовании.

USB-ЦАП Fostex HP-A4BL довольно миниатюрный, габариты устройства составляют 150×34×157 мм.

Главная особенность модели, ее отличие от версии A4 - одновременно и балансный, и небалансный выходы для подключения наушников. Работают выходы попеременно: если наушники подключены к небалансному выходу, то балансный отключается. Кнопкой Output Sel можно вообще отключить наушники и пустить сигнал на линейный выход RCA, расположенный сзади.

Регулировка громкости производится ручкой потенциометра, расположенной в правой части передней панели. Причем громкость регулируется как на наушниковом выходе, так и на линейном.

Кнопка Gain скачком увеличивает максимальное напряжение на наушниковом выходе для возможности подключения аудиофильских наушников с повышенными требованиями к размаху сигнала.

Кнопка Filter меняет режим фильтра микросхемы ЦАП, позволяя пользователю выбрать более предпочтительный звуковой окрас.

На задней панели расположены разъемы подключения: линейный выход RCA, оптический вход и вход USB, а также разъем оптического цифрового выхода.

Питание устройство получает от внешнего адаптера сети с постоянным напряжением 12 вольт.

Производитель заявляет для Fostex HP-A4BL поддержку практически всех возможных форматов цифрового звука от 44,1 до 192 кГц с разрешением до 24 бит, а так же DSD-потока частотой от 2,8 до 11,2 МГц.

USB-вход работает с собственным драйвером, имеет асинхронный режим работы, вывод в ASIO и поддержку DSD. Диагностика ASIO показала поддержку 352 кГц, но не 384 кГц.

Информация о USB-ASIO-драйвере:

Device: FOSTEX ASIO Driver
Features:
Input channels: 0
Output channels: 2
Input latency: 0
Output latency: 294
Min buffer size: 2048
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 2048
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported

384000 Hz - not supported
Input channels:
Output channels:
channel: 0 (FOSTEX USB Audio HP-A4BL Out 01) - Int32LSB
channel: 1 (FOSTEX USB Audio HP-A4BL Out 02) - Int32LSB

Также имеется слот SD, предназначенный исключительно для обновления программного обеспечения устройства. Музыка с SD-карты воспроизводиться не может.

Помимо ASIO-драйвера, производитель предлагает симпатичный и минималистичный плеер, работающий через ASIO-драйвер исключительно с продуктами Fostex.

Плеер может воспроизводить аудиофайлы из оперативной памяти. Звук при использовании плеера превосходный.

Наушниковый усилитель реализован на специализированных микросхемах TPA6120 и имеет полноценный балансный выход. Неподалеку, в панельке с возможностью замены, можно увидеть микросхему OPA2134, которая, скорее всего, является выходным буфером линейного выхода RCA.

Для регулировки громкости используется аналоговый потенциометр.

Использованные конденсаторы в аналоговых и питающих цепях - аудиофильские Nichicon.

Микросхема цифро-аналогового преобразователя - PCM1792A (это топовый чип Texas Instruments). В обвязке ЦАПа используются известные операционные усилители JRC2114. SMD-исполнение несколько омрачит энтузиазм любителей замены операционников.

Для частот, кратных 44,1 и 48 кГц, использованы отдельные кварцевые генераторы, что исключает необходимость пересчета некратных частот.

S/PDIF-приемник и передатчик выполнены на микросхеме AК4118.

USB-контроллер выполнен на цифровом процессоре Texas Instruments TM320C55. Он имеет производительность 800 MIPS и 40-битный арифметический процессор. Точно такой же контроллер используется и в старшей модели Fostex HP-A8C.

Паспортные технические характеристики

  • USB 2.0 Hi Speed
  • Оптический
  • SD-слот
  • XLR 4 pin
  • Jack 6,3 мм на стереонаушники
  • RCA аналоговый стерео
  • Оптический

Поддерживаемые режимы работы оптического входа:

  • Разрешение: 16/24 бит

Поддерживаемые режимы работы входа USB:

  • Частоты работы: 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
  • Разрешение: 16/24 бит
  • DSD-формат: 2,8/5,6/11,2 МГц

Параметры балансного выхода для наушников:

Параметры небалансного выхода для наушников:

  • Частотный диапазон: 20 Гц - 80 кГц при ±3 дБ
  • Максимальная мощность: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом
  • Гармонические искажения: менее 0,04% при 1 кГц
  • Допустимое сопротивление наушников: 16-600 Ом

Параметры линейного выхода:

  • Частотный диапазон: 10 Гц - 80 кГц при ±3 дБ
  • Гармонические искажения: менее 0,01% при 1 кГц
  • Оптимальное сопротивление нагрузки: 10 кОм и меньше

Цифровой оптический выход:

  • Частоты работы: 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
  • Разрешение: 16/24 бит

Напряжение питания: 12 В 1,5 А постоянного тока

Габаритные размеры: 150×34×157 мм

Страничка продукта на официальном сайте:

Измерения

Для объективного контроля параметров ЦАПа был собран измерительный стенд, аналогичный использованному при замерах Fostex HP-A8C . Стенд обеспечивает гальваническую развязку измерительной карты от сети 220 вольт, чтобы устранить земляные петли и исключить сетевые наводки вне измеряемого устройства.

Измерительная звуковая плата для балансного выхода наушников - Lynx L22. Для небалансного и линейного выходов - модифицированная Asus Essence STX.

Измерения производились при максимальном уровне громкости для линейного выхода, при этом выходной сигнал соответствовал стандартному уровню 2 В RMS .

Поскольку нет однозначных методик измерения наушниковых усилителей, замеры были произведены в максимально жестких режимах, которые мог обеспечить усилитель. Для балансного включения это выходное напряжение 6 В от пика до пика для усиления Hi и 2 В от пика до пика при режиме Lo. Для небалансного включения выходное напряжение было установлено на уровне 3 В от пика до пика.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Общие результаты:

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ

−0,09, −0,22

Уровень шума, дБ (А)
Динамический диапазон, дБ (А)
Гармонические искажения, %
Гармонические искажения + шум, дБ (A)
Интермодуляционные искажения + шум, %
Взаимопроникновение каналов, дБ
Интермодуляции на 10 кГц, %
Общая оценка

Измерения проводились без нагрузки и с эквивалентом нагрузки сопротивлением 32 Ом.

Стоит отметить, что режим выбора усиления не меняет характеристик усилителя, просто в режиме Lo усиление падает на 10 дБ (в 3 раза). Сделано это для более комфортной регулировки громкости и защиты наушников от перегрузки, так как усилитель на TPA6120 способен выдать неискаженное напряжение 6 В от пика до пика даже на нагрузке 32 Ом, что обеспечит реальную выходную мощность больше 500 мВт, а это выдержат не каждые наушники (и уши).

Разумеется, в таких режимах усилителя при реальном использовании нет никакой необходимости, обычно для комфортного прослушивания достаточно не более 50-100 мВт выходной мощности. Остальные милливатты - перегрузочная способность усилителя, которая чем больше, тем лучше скажется на звучании.

Измеренные данные оказались на порядок лучше, чем указано производителем. По результатам замеров нет никаких претензий, линейный выход укладывается в типичные замеры устройств на PCM1792, а наушниковый в любых условиях, даже при низкоомной нагрузке, дает показатели гораздо выше, чем у других устройств на TPA6120.

Преимущество балансного включения видно невооруженным глазом: это гораздо большее разделение между каналами и меньшие искажения под нагрузкой.

Недостаток только один - вдвое большее выходное сопротивление усилителя, равное 20 Ом для баланса и 10 Ом для небаланса. Так получается потому, что при небалансном включении используются половинки TPA6120, отделенные от нагрузки резисторами сопротивлением 10 Ом, а при балансном включении - оба канала TPA6120, что, соответственно, приводит к увеличению выходного сопротивления вдвое. Сделано это для того, чтоб защитить усилитель и источник питания ЦАПа от возможного короткого замыкания в нагрузке.

Настройка фильтрации ЦАПа при разных положениях кнопки Filter представлена на следующем графике. Конечно, фильтр меняет не только АЧХ, но и, в первую очередь, импульсную характеристику. При более плавном завале АЧХ переходный процесс короче, меньше т. н. цифрового звона фильтров.

Кроме самих гармоник, на спектре нет никакой грязи или шума, что очень хорошо.

При сравнении режима приема данных по USB и по оптическому входу можно заметить, что в режиме оптики по бокам основного тона 1 кГц образуются небольшие побочные гармоники, что является наведенным джиттером. Он возникает из-за несовершенства системы ФАПЧ S/PDIF-приемников AK4118.

Замер уровня джиттера с помощью тестовых сигналов из ARTA не выявил проблем при воспроизведении как по USB, так и по оптике.

Прослушивание. Субъективные впечатления

При прослушивании использовались наушники Audio-Technica ATH-M50x с сопротивлением 32 Ом и Audio-Technica ATH-A1000Z с сопротивлением 44 Ом. Для тестирования балансного выхода были использованы дорогие изодинамические наушники с сопротивлением 50 Ом (стоимостью 200 тысяч рублей).

Уровень громкости, выдаваемый встроенным усилителем, более чем достаточен для раскачки самых «тугих» наушников. Однако если говорить об открытости, незажатости звучания, то усилитель становится менее динамичным при использовании наушников с большими требованиями к выходному току. Так, легкие Audio-Technica ATH-M50x, играющие хорошо даже с недорогими плеерами, обеспечивали с Fostex HP-A4BL прекрасное, живое звучание, а Audio-Technica ATH-A1000Z, несмотря на их более высокий уровень, не раскрыли свой потенциал до конца. Но необходимо сказать, что ряд отслушанных тут же конкурирующих ЦАП, даже с дискретным наушниковым усилителем, справились с Audio-Technica ATH-A1000Z еще хуже, бас там провалился. С Fostex HP-A4BL звучание все же было наиболее предпочтительным.

При прослушивании балансного и небалансного выхода с помощью изодинамических наушников стало очевидно, что по балансному подключению звучание гораздо более предпочтительное - более воздушное и приятное, мягкое, но в то же время более детальное. То есть от балансного выхода с такими наушниками есть толк. В целом, с дорогими наушниками Fostex HP-A4BL дает неплохое звучание, соответствующее ценовой категории этого устройства, но нет пределов совершенству.

В качестве эксперимента, вместо недорогого импульсного сетевого адаптера, идущего в комплекте, ЦАП был запитан от свинцового аккумулятора, используемого в сетевых бесперебойниках. Вот тут-то звучание раскрылось по-настоящему: басы стали глубокими, а их неприятные искажения ушли, высокие частоты также стали более прозрачными, а сцена - глубже. В целом устройство заиграло на ступень выше. Даже с дорогими качественными наушниками не было явных проблем и желания выключить музыку.

Все это говорит о том, что питание - немаловажная часть. Но стоит также помнить о том, что качественное питание в аудиоустройствах сразу увеличивает конечную стоимость в разы. Поэтому любителям бескомпромиссного звука или людям, которые уже приобрели Fostex HP-A4BL и хотят улучшить его звучание, советую попробовать использовать другой, более мощный, не импульсный блок питания.

При прослушивании с линейного выхода Fostex HP-A4BL откровений не наблюдалось: устройство играет аналогично другим устройствам с PCM1792. Здесь вас ждет высокая детальность, ясная середина, широкая, но не очень глубокая сцена. Из плюсов - отсутствие замыливания, как в Asus. Все довольно разборчиво. Из минусов - звук слишком яркий, но опять же это исправляется заменой блока питания.

Итог

По итогам прослушивания вывод прост: ЦАП играет на свои деньги, максимально раскрываясь при использовании балансного подключения. Если вы любите динамичное, яркое звучание, то имеет смысл обратить внимание на эту модель.

Достоинства:

  • Балансный выход для наушников
  • Качественный асинхронный USB-приемник
  • Хороший внешний вид и малый размер
  • Воспроизведение всех форматов DSD

Недостатки:

  • Комплектный импульсный блок питания

Мы также послушали звучание более простой модели на AK4390, с питанием от шины USB. Устройство HP-A3 стоит вдвое дешевле, однако тоже по-своему интересно. Хотя здесь нет DSD, PCM 192 кГц и ASIO, однако приличная мощность 100 мВт на 32-омной нагрузке делает этот ЦАП заслуживающим внимания для подключения массовых моделей наушников. А если средства позволяют или у вас наушники более высокого класса, то лучше выбрать Fostex HP-A4 или Fostex HP-A4BL.