Яндекс навигатор не работает без интернета андроид. Как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"? Особенности и правила

Стройте маршрут в Яндекс.Навигаторе полностью без рук. Чтобы включить голосовое управление приложением, скажите «Слушай, Яндекс!» Когда появится приглашение «Говорите!», - произнесите нужную команду. Чтобы подтвердить построенный маршрут, просто скажите Навигатору «Поехали». Если по дороге вы увидели ДТП и хотите предупредить об этом своих попутчиков, достаточно сказать навигатору «Слушай, Яндекс! - > авария в правом ряду» и он автоматически добавит отметку на карту дорожного движения.

Парковки

Паркуйтесь так, чтобы не искать машину на штрафстоянке! Навигатор самостоятельно в конце каждой поездки предлагает быстрый маршрут (не дольше 15 мин) с экскурсией по ближайшим парковочным местам. При этом место стоянки будет в шаговой доступности до цели вашей поездки, а если парковка платная - приложение сообщит вам об этом отдельно. Места, разрешенные для парковки, будут помечены синим, а запрещенные для стоянки - красным. Такую карту парковок района, в который едете, можно изучить и до поездки из дома.

Ищите в приложении места, которые освободились в течение последних 5 минут. Свободное парковочное место выглядит как зеленый кружок. Если нажмете на точку, узнаете, как давно машина уехала с этого места. Конечно, наличие метки на карте пока не дает 100% гарантии, что это место до сих пор никто не занял. Но шансы припарковаться там точно гораздо выше!

Кнопка «Обзор»

Экономьте время! Чтобы не отвлекать водителя от дороги каждую минуту, Яндекс.Навигатор предлагает изменить маршрут, только если расчетная экономия времени выходит больше 5 минут. Специально для тех, кто не хочет терять ни минуты, в панели быстрого доступа Навигатора есть кнопка «Обзор». С ее помощью водитель может в любую минуту проверить, нет ли маршрута на 2–3 минуты быстрее текущего.

Мои поездки

Ведите статистику! Для тех, кто записывает каждую деталь биографии своего автомобиля или просто хочет вспомнить, каким маршрутом прошлым летом быстро добрался до дачи лучшего друга, в настройках Навигатора есть раздел «Мои поездки». О каждой поездке можно узнать подробности: точный маршрут, время в пути и среднюю скорость. Доступна и сводная статистика - по неделям и по месяцам.

Подъезды

Подъезжайте сразу к заветным дверям! Недавно Яндекс.Навигатор научился подводить к дому со стороны подъездов. Информацию о них компания собирает через «Народную карту» . Пока их немного, но вы можете добавить свой, и друзья легко найдут к вам дорогу. Чтобы подъехать сразу к нужному подъезду, введите его номер в строку поиска после основного адреса, например: ул. Лесная, д. 5, п. 2.

Техпомощь на дороге

Не теряйтесь, если что-то пошло не так! Теперь вызвать помощь на дороге можно не выходя из Навигатора. Отправить заявку можно в настройках приложения. Достаточно указать марку и модель машины, сообщить, где она находится и какая помощь вам нужна. Можно, например, вызвать эвакуатор, который доставит автомобиль по нужному адресу, или мастера, который поменяет колесо, заведет машину или даже привезет канистру бензина. В течение 15 минут приложение пришлет предложения нескольких служб, которые готовы принять заказ. Их отбирают по рейтингу, цене и удаленности от машины. Вам останется только выбрать службу и ждать специалистов.

Промежуточная точка пути

Меняйте маршрут, когда захотите! Если по дороге в точку назначения вы вспомнили, что вам нужно заехать, например, в аптеку или вы просто хотите проехать по Воздвиженке и полюбоваться особняком Морозова, можно попросить Навигатор перестроить маршрут через нужную точку. Для этого зайдите в раздел «Обзор», найдите на карте голубой значок «плюса» и перетяните его в промежуточную точку, которую нужно захватить по дороге.

Фоновый режим

Не теряйтесь, если отвлеклись (а лучше не отвлекайтесь!). Навигатор, оказывается, умеет работать и в фоновом режиме. Оксана, Дима и другие любимые герои не бросят вас, даже если вы свернули приложение, чтобы проверить почту или принять важный звонок: приложение продолжит вести вас по маршруту и давать голосовые подсказки.

Более того, подсказки и предупреждения о камерах будут слышны, даже если вы погасите экран телефона. Это бывает необходимо, чтобы, например, сэкономить батарею на телефоне, если под рукой нет зарядки.

Предупреждения о превышении скорости

Настраивайте уведомления о превышениях скорости так, как удобно лично вам! В настройках приложения можно установить порог превышения скорости (от 1 до 60 км/ч), после которого Навигатор будет предупреждать о камерах. Например, если выставить допустимое превышение «19» и поехать по дороге с ограничением 60 км/ч, приложение будет реагировать на камеры только после отметки «79» на спидометре.

С десктопа на телефон в один клик

Бонус. Возможна ли навигация без интернета?

Если вы волнуетесь, что в поездке закончится интернет, то карты местности можно скачать заранее. Конечно, для построения маршрута понадобится выход в Сеть. Но, как нам по секрету рассказали в Яндексе, компания уже готовит полностью офлайновую маршрутизацию.

Яндекс Навигатор является абсолютным чемпионом среди всех картографических сервисов для мобильных устройств на Андроид. Трудно в наше время обойтись без качественной навигации. А если говорить точнее, то практически невозможно. Особенно жителям крупных мегаполисов.

Бумажные карты устаревают раньше, чем их успевают довезти до прилавков магазинов, а потому всё большей популярностью сейчас пользуются специализированные онлайн-сервисы, которые делают навигацию в незнакомой местности максимально простым занятием.

На данный момент есть достаточно много картографических онлайн-ресурсов, но безусловными лидерами являются только два из них: Google Maps и Яндекс Навигатор. Преимущество явно на стороне нашего отечественного сервиса.

Возможности программы Яндекс Навигатор

  • Составлять подробные маршруты по странам СНГ.
  • Пользоваться голосовыми подсказками.
  • Узнавать о пробках и всевозможных препятствиях.
  • Отслеживать оперативную обстановку по маршруту следования с помощью горячих обновлений.

Как уже было сказано, субъективные оценки рядовых пользователей находятся всецело на стороне приложения от Яндекс. Внешний интерфейс, удобство и функциональность рабочего меню, скорость подгрузки карт, качество голосового управления, индикация препятствий - по отзывам тех, кто сравнивал оба продукта, отечественное решение обладает преимуществом по всем указанным параметрам.

Единственный незначительный недостаток Яндекс Навигатора - это отсутствие специального пешеходного режима, но это, пожалуй, едва ли не единственный плюс в копилку карт от Google. Впрочем, опытные водители вообще не советуют всецело уповать на онлайн-навигаторы, какими бы функциональными они ни были. Собственный невооруженный взгляд, порой, может дать куда точную оценку окружающей обстановке и поможет точнее определить, свободен ли путь впереди, либо же стоит подыскать объезд.

Яндекс Навигатор уверенно входит в лидеры рейтинга навигационных приложений для мобильных устройств. Побочный эффект этой популярности – большое количество затруднений при использовании. Разберем наиболее частые жалобы и попробуем исправить их.

К сожалению, это очень размытая информация, под которую можно подогнать десятки причин, включая неспособность пользователя запустить программу и реально существующие сбои геолокации на некоторых территориях. Поэтому рассмотрим ситуацию более детально, чтобы выделить различные аспекты проблемы, а не тривиальное отсутствие знаний о работе смартфона.

В данном материале мы ограничимся трудностями, которые случаются при применении навигации от Яндекс.

Навигатор не может корректно запуститься

Приложение было корректно установлено, но даже не запускается: показывает сообщения с ошибками и в аварийном порядке завершается непосредственно после старта. Причина может быть в сбоях при установке программы на смартфон.

По системным требованиям почти любой современный аппарат поддерживает Яндекс Навигатор, поэтому вариант с нехваткой ресурсов встречается крайне редко. Указывать на него могут постоянные зависания и большие паузы даже перед элементарными действиями.

Смартфон может не справляться с работой приложения, если в нем установлено менее половины гигабайта ОЗУ. Например, 256 МБ по современным меркам – очень мало.

Что же касается первого случая, то нужно удалить программу через настройки телефона, а затем повторно его. Так, в ОС Android можно использовать Play Маркет. Если сбой возникал из-за ошибки во время установки, то переустановка устранит проблему.

Почему программе нужно подключение к интернету?

Яндекс Навигатор может работать и , если предварительно подготовить программу к такому режиму. В частности, нужно загрузить в смартфон те самые карты, которые будут использоваться для отображения местоположения без доступа к интернету. Сделать это можно из самого приложения. Откройте раздел «Загрузка карт» в меню, далее укажите необходимый город. Если повезло и карта есть, загрузите ее.

Стоит отметить, что карты Яндекса на территории РФ, Украины и многих других государств имеют весьма приличное покрытие, так что с большой вероятностью трудностей на этом этапе не возникнет.

  1. Перед загрузкой переключитесь на Wi-Fi , поскольку некоторые карты имеют большой размер.
  2. Правда, полностью убрать привязку к интернету все же не получится, так что формально Яндекс Навигатор действительно работает только онлайн.

Дело в том, что хотя карты и хранятся в смартфоне, но для прокладывания маршрута и поиска в ближайшей окрестности все равно нужно подключение. В какой-то мере спасает предварительный расчет маршрута – тогда двигаться по нему можно и без связи. Так или иначе, обмен через интернет существенно сократится, да и скорость работы программы вырастет.

Конечно, без подключения к интернету у Навигатора не будет возможности загружать полезные сведения, вроде информации о пробках . На всякий случай проверьте: если они не отображаются, возможно, изображение светофора в углу сейчас серое. Если так, нажмите на него – светофор активируется и станет цветом отображать ситуацию с движением. А для показа загруженности дорожных путей используется цифровая индикация от 0 до 10 .

Маршрут есть, но Навигатор не отслеживает перемещение по нему

  1. Сначала нужно убедиться, что включено получение геоданных.
  2. Затем проверить подключение к интернету и его скорость (например, откройте в браузере сайт-другой).
  3. Если активирован, интернет подключен, но программа отказывается отображать перемещение, попробуйте выйти из приложения и повторно войти в него.
  4. Если не сработает, принудительно остановите специальной кнопкой из раздела настроек, где показываются приложения (порядок действий практически аналогичен для Android и iOS). Еще раз запустите Навигатор.

Если он снова отказывается вести, перезагрузите смартфон. Перепробовали все, но безуспешно? Переустановите программу. Хотя обычно до этого не доходит, все же программисты Яндекса написали хорошее приложение.

Представим, что и такие серьезные меры не помогли. В таком случае остается сложный способ – перестать применять Яндекс Навигатор именно на этом смартфоне. Раз уж не судьба им сработаться, используйте аналоги.

Сбоит голосовой поиск

Здесь есть несколько вариантов:

  • Возможно, сломался микрофон.
  • Или скорости подключения к интернету недостаточно.
  • А может, кругом недостаточно тихо – шумит улица или грохочет музыка.
  • Лучше не пользоваться голосовым поиском в шумной обстановке.

Ну а еще иногда Навигатор, подобно другим программам, может отказаться функционировать без какой-либо видимой причины. Подождите, он одумается и заработает. Или же выполните рекомендации из прошлого пункта.

Apple CarPlay Yandex Навигатор. Решение проблемы со звуком.

Если Яндекс Навигатор не работает в Uber / Убер, видео

Что еще может привести к сбоям в работе Яндекс Навигатора

Если текущее положение не отображается или резко изменяется, выйдите из приложения и зайдите снова. К сожалению, такие сбои возможны.

При пропаже стрелки, указывающей направление, или при длительном поиске спутников и периодической неспособности поддерживать связь с ними (особенно на протяженном маршруте) проверьте настройки времени, выставьте верный часовой пояс.

Для геолокации со спутников передается еще и время, и если оно сильно расходится с системным – ошибки неизбежны.

Изредка программа отказывается проложить маршрут, ссылаясь на полное отсутствие пути между точками – при том, что дорога есть и по ней можно проехать. Чаще это бывает за рубежом. Увы, программа не всеведуща, соответственно, и маршруты прокладываются не везде.

Обращайтесь к разработчикам, помогайте совершенствовать полезный софт —

А иногда встречаются причины, которые никоим образом не относятся к Навигатору или спутникам. В центре Москвы есть несколько зон (в частности, около Кремля), где приложение не работает. Но это не ошибка, а предусмотрительность служб безопасности: специальные передатчики для защиты стратегических объектов перебивают спутниковый сигнал, выдавая заведомо неверные данные.

Заключение

В статье мы разобрались с основными причинами, которые могут привести к сбоям Яндекс Навигатора, будь то на ОС Android или в другой системе.

Добавляйте свои вопросы и замечания по программе, обсудим особенности ее работы всем миром. Удачи на дороге!!!


Тип раздаваемого файла: Навигационное ПО + картографическая база
Поддерживаемая ОС: Android 4.1 и выше
Тип установщика: apk
Разработчик: Яндекс
Официальный сайт: ссылка
Marketplace: ссылка
Дата выпуска версии/сборки приложения: 06.06.2017
Дата выпуска картографической базы: 17.05.2017
Язык интерфейса: Русский
Тип издания: Free
Права Root: Не требуются

Описание:
Приложение Яндекс.Навигатор покажет, как добраться до цели в объезд пробок - и дорога займёт меньше времени.
Рассчитывая, как лучше доехать от старта до пункта назначения, Яндекс.Навигатор учитывает пробки и дорожные события - аварии и другие ДТП, ремонт и перекрытия дорог.

На выбор предлагается до трёх вариантов проезда, начиная с самого быстрого. Если маршрут проходит по платному участку, приложение предупредит и об этом.
Когда вы в пути, на экране показывается, сколько осталось ехать - в минутах и километрах. Есть голосовое ведение по маршруту и подсказки на экране: Яндекс.Навигатор предупреждает о маневрах, камерах контроля скорости и событиях на маршруте голосом и обозначает их на карте.

Кроме того, Яндекс.Навигатор знает о скоростных лимитах на разных дорогах и разных участках одной дороги. В течение всего пути на экране отображается текущее ограничение скорости, и если вы едете слишком быстро, приложение сообщает об этом звуковым сигналом.

С Яндекс.Навигатором можно общаться даже голосом, не касаясь устройства. Достаточно сказать «Слушай, Яндекс» и, после того как приложение откликнется, дать команду. Например: «Слушай, Яндекс» - звуковой сигнал - «Поехали на Лесную, 1». Или: «Слушай, Яндекс» - звуковой сигнал - «Маршрут до аэропорта Домодедово». Вы также можете сообщать приложению о дорожных событиях («Слушай, Яндекс» - «Вижу аварию в правом ряду») или использовать встроенный поиск мест («Слушай, Яндекс» - «Цирк Никулина»).
Для ещё большего удобства Яндекс.Навигатор помнит историю пунктов назначения. Можно, например, ввести адрес и прикинуть маршрут вечером, а наутро просто выбрать цель поездки из списка. История и избранное сохраняются в облаке и доступны на всех ваших устройствах, чтобы не теряться.
Программа знает обо всех парковках Москвы, расположенных в пределах Третьего транспортного кольца. На карте сразу видно, где можно оставлять машину, а где парковка запрещена. В других районах столицы на карте также отмечены некоторые городские парковки.
Информация по большим парковкам доступна также в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Краснодаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и других городах с платной парковкой.
Яндекс.Навигатор показывает карты дорог и строит маршруты в России, Абхазии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Таджикистане, Турции, Узбекистане и Украине.

Приложение предлагает включить виджет с поиском Яндекса для панели уведомлений.

Для скачивания в мобильном приложении Яндекс.Навигатор на данный момент доступны карты следующих регионов:
1. АРМЕНИЯ (1): Ереван
2. БЕЛАРУСЬ (7): Брестская область, Витебская область, Гомельская область, Гродненская область, Минск, Минская область, Могилёвская область
3. ГРУЗИЯ (1): Тбилиси
4. КАЗАХСТАН (17): Акмолинская область, Актюбинская область, Алматинская область, Алматы, Астана, Атырауская область, Байконур, Восточно-Казахстанская область, Жамбылская область, Западно-Казахстанская область, Карагандинская область, Костанайская область, Кызылординская область, Мангистауская область, Павлодарская область, Северо-Казахстанская область, Южно-Казахстанская область
5. ЛАТВИЯ (1): Рига
6. РОССИЯ (86): Алтайский край, Анадырь, Архангельск, Астраханская область, Белгородская область, Благовещенск, Братск, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воркута, Воронежская область, Еврейская автономная область, Ивановская область, Иркутск, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярск, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Магадан, Москва и Московская область, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Салехард, Самарская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Смоленская область, Ставропольский край, Сургут, Сыктывкар, Тамбовская область, Тверская область, Томск, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинская область, Чеченская Республика, Чита, Чувашская Республика, Якутск, Ярославская область
7. ТУРЦИЯ (81 провинция): Агры, Адана, Адыяман, Айдын, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Афьонкарахисар, Байбурт, Балыкесир, Бартын, Батман, Биледжик, Бингёль, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Измир, Йозгат, Кайсери, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кахраманмараш, Килис, Коджаэли, Конья, Кыркларели, Кыршехир, Кырыккале, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мерсин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигде, Орду, Османие, Ризе, Сакарья, Самсун, Сивас, Сиирт, Синоп, Стамбул, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккяри, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Чорум, Шанлыурфа, Ширнак, Ыгдыр, Ыспарта, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова
8. УКРАИНА (25): Винницкая область, Волынская область, Днепропетровская область, Донецкая область, Житомирская область, Закарпатская область, Запорожская область, Ивано-Франковская область, Киев, Киевская область, Кировоградская область, Луганская область, Львовская область, Николаевская область, Одесская область, Полтавская область, Ровенская область, Сумская область, Тернопольская область, Харьковская область, Херсонская область, Хмельницкая область, Черкасская область, Черниговская область, Черновицкая область
9. ЭСТОНИЯ (1): Таллин
Дата выпуска карт: 17 мая 2017 года

1. Инсталируйте приложение из файла Яндекс.Навигатор 2.46_2461261.apk
2. Запустите приложение Яндекс.Навигатор, нажмите пиктограмму "Меню" (три горизонтальных белых полоски в правом нижнем углу экрана), в разделе "ЗАГРУЗКА И УДАЛЕНИЕ" выберите пункт "Сохранённые данные", нажмите "Стереть карты", чтоб удалить уже имеющиеся у вас фрагменты подкачанных в режиме онлайн, карт регионов, выберите в пункте "Папка для карт" место хранения - либо "На устройстве", либо "На карте памяти" в зависимости от имеющегося у вас свободного объёма памяти в устройсте (для оптимального результата рекомендую использовать карту памяти MicroSDXC/SDXC не менее 64 Гб, лучше 128256 Гб).
2. Закройте приложение Яндекс.Навигатор, во избежание ошибок носителя, правильно извлеките карту памяти (если вы будете копировать карты регионов на неё) из слота смартфонапланшета или автомобильного ГУ, предварительно отключив её в "Настройках" ОС Android (раздел "Память", далее "SD-карта", пункт "Отключить внешний накопитель"), после чего вставьте эту флэш-карту MicroSD/SD в карт-ридер вашего ноутбука или стационарного ПК.
3. Скопируйте из этого релиза папку cache cо всеми имеющимися в ней файлами картографических баз данных (с расширениями типа.sqlite, .sqlite001, .sqlite002, .sqlite003 ... , .sqlite014) всех доступных для скачивания 220 регионов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, России, Турции, Украины, Эстонии, в каталог Android/data/ru.yandex.yandexnavi/files на карте памяти или во встроенной памяти девайса, согласившись с заменой уже имеющейся там директории cache и всех файлов внутри неё.
4. Вставьте карту памяти в смартфон (если вытаскивали), запустите программу Яндекс.Навигатор и пользутесь сохранёнными офлайн-картами 220 регионов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, России, Турции, Украины, Эстонии, существенно экономя свой мобильный трафик.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на наличие офлайн-карт многих регионов России и стран ближнего зарубежья, искать необходимые пункты назначения и строить к ним маршруты без подключения к интернету , Яндекс.Навигатор по-прежнему к сожалению, не умеет (((, так что для полноценного функционирования данного пока ещё "квази"-навигационного))) ПО, вам всё равно потребуется устойчивое 3G/LTE/WiFi-интернет-соединение для связи с серверами Яндекс Карт, но трафика, тем не менее, будет расходоваться существенно меньше, чем при пользовании Яндекс.Навигатором без сохранённых офлайн-карт местностей.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».