Как определить батарейки которые можно заряжать. Отличительные черты алкалиновых батареек

Батарейка – это тот элемент повседневной жизни, без которого человеку сегодня придется туго. Без батареек невозможно функционирование большинства электронных устройств, будь то простые часы, фонарик либо заумная детская игрушка. Батарейки разделяют на два вида: аккумуляторные (перезаряжаемые) и гальванические (одноразовые). Для многих вопрос типа «Можно ли зарядить одноразовую батарейку» остается открытым, поэтому далее мы попытаемся рассмотреть самые распространенные способы зарядки батарей.

Характеристики алкалиновых и аккумуляторных батареек

Для одноразовых источников питания, которые работают на солевых и щелочных электролитах, характерна выдача напряжения равного 1,5 Вольт. Благодаря этому данный вид батареек целесообразен для использования в электронных устройствах небольшого размера:

  • диктофонах;
  • плеерах;
  • фонариках;
  • фотоаппаратах.

В таких же устройствах могут использоваться и аккумуляторные батарейки. Стоимость таких батареек выше, однако, они подлежат постоянной перезарядке. Для этого нужно потратиться на зарядное устройство. Рабочее напряжение аккумуляторов 1,2 Вольт, за счет чего они имеют высокую накопительную емкость.

Зарядка алкалиновых батареек с применением зарядного устройства

Одноразовыми батарейки типа ААА начали называть лишь потому, что раньше не было устройства, предназначенного для зарядки алкалиновых источников питания. Современный рынок зарядных устройств весьма разнообразен, поэтому при выборе прибора нужно быть внимательным и обращать внимание на нюансы.

Важно знать, какие полезные свойства должны включать в себя зарядные устройства, обладающие высоким качеством. Это:

  • температурный датчик, способствующий защите от перегрева;
  • встроенный таймер, чтобы не переборщить со временем зарядки;
  • индикатор зарядки;
  • простые опции;
  • небольшие размеры;
  • способность зарядки батареек разных типов и размеров.

Если у вас нет возможности приобрести зарядное устройство либо зарядка батареек требуется немедленно, можно обойтись и без устройства для зарядки. Для этого придуманы неформальные методы зарядки алкалиновых батареек. Кроме того, зарядное устройство можно сделать в домашних условиях.


Способы зарядить батарейку без зарядного устройства

Для зарядки алкалиновых батареек придуманы различные методики, позволяющие справиться с задачей в домашних условиях. Зарядить батарейку самостоятельно можно следующим образом: берем блок питания и включаем его в сеть, после чего при помощи проводов к блоку подсоединяем батарейку. В этом случае важно соблюдение полярности: подключаем обязательно минус к минусу и плюс к плюсу. Посмотреть полярность можно на корпусе источника питания. Ждем нагревания элемента до 50 градусов, отключаем питание и охлаждаем. После этого в течение 120 секунд подключаем блок к электричеству и тут же отключаем его. Закидываем батарейку в морозилку и по истечению 10 минут достаем ее.


Зарядить алкалиновую батарейку можно и просто нагрев ее. Правда закончиться все может плачевно – может произойти взрыв. Разряженные объекты можно поместить в горячую воду на 20 секунд, после чего батарейки снова можно использовать.


Подзарядку батарейки можно осуществить, уменьшив руками объем батареи, сплющив ее. Как видите, существует множество способов продлить жизнеспособность батареек, выбор только за вами: бежать в магазин за зарядным устройством либо попытаться справиться самостоятельно.

"Сели" батарейки, и как всегда ─ не вовремя:- (, скорее всего, у каждого, имеющего дело с мобильными устройствами, возникала такая проблема. Что многие в таком случае делают: выбрасывают отработанный источник питания , покупают новый, и история повторяется.

Наверное, многие слышали о таком процессе, как , т. е, восстановление, повторная зарядка. Давайте рассмотрим устройство для зарядки алкалиновых батареек и разберемся каккие батарейки стоит заряжать, а какие, все-таки, можно выбросить.

Схема довольно тривиальна. Стабилизатор напряжения снижает напряжение питания (которое может быть взято от автомобильного аккумулятора) до 5 В. Дополнительный регулируемый стабилизатор напряжения на транзисторах снижает напряжение до значения напряжения регенерации 1,95 В. Причина использования двух уровней напряжения -распределить выделение тепла более равномерно, и получение более стабильного напряжения. Но если ваш блок питания выдает стабильные 4 ─ 6 В, стабилизатор на 7805 можно не использовать.

Рис. 1 Устройство для зарядки батареек

Симметричный мультивибратор на транзисторах VT1, VT2 генерирует импульсы частотой 10 Гц. Этот сигнал подается на транзисторные ключи. Т. о, батарейки в данной схеме заряжаются импульсным током. В некоторых публикациях рекомендуется заряд чередовать с разрядом батарейки на нагрузку. Но практика показывает, что достаточно дать батарейке просто "расслабиться" после импульса заряда, это и делает данная схема.

Так что же делать, регенерировать или выбросить?

Не перезаряжайте батарейки, если:

  • батарея глубоко разряжается ниже 0,8 В
  • батарейке более 3 лет
  • присутствуют следы утечки электролита или контакты сильно проржавели
  • крышка в сторону минуса вздута, что указывая на внутреннее давление
  • батарея длиннее, чем прежде (предполагается, что вы измерили её)))

Восстанавливайте батарейку, если:

  • уровень напряжения составляет от 1,0 до 1,4 В
  • батарейке меньше, чем 1-2 года
  • это высококачественная батарейка, как правило, известного производителя и имеет высокую цену
  • минусовая сторона не имеет ни малейшего следа протечки электролита

Использовать или нет перезаряженные батарейки, личный выбор каждого, но повторно я их использую в недорогих устройствах: фонарике, радиоприемнике, зарядке для мобильника , в настенных часах.

Обзор напряжений

  • 1,5 В -Номинальный напряжение для цинковых и алкалиновых элементов
  • 1,56 В - Типичное напряжение для новой батарейки
  • 1,6 В - Буферизация батарейки начинается, но регенерация еще не началась
  • 1,65 В - Типичное напряжение буферизации, начало регенерации
  • 1,70 В - Восстановление происходит, но батарейка заряжена не полностью
  • 1,75 В - Правильный уровень напряжения для восстановленных батареек.
  • 1,80 В- Очень высокое напряжение, высоким риском утечки.
  • 1,85 В- Скорее всего батарейка повреждена

Сколько длится регенерация?

Это зависит от состояния батареи и её возраста. Вот почему мы не можем так легко определить критерии остановки заряда, как это, к примеру, с NiMH элементами.
Все определяется экспериментально: восстановление может продолжается 6 часов до повышения напряжения до 1,7 В, а может за 3 часа, и за это время напряжение поднимется до 1,75 В, все индивидуально.
После нескольких экспериментов, чтобы автоматизировать процесс, вы можете использовать самодельное или покупное реле времени .

Только что восстановленные батарейки имеют повышенное напряжение, поэтому их необходимо немного разрядить, подключив на несколько минут лампочку. Когда напряжение снизится до 1,65 В, батарейка отправляется на карантин, т. е. они должны полежать. Автор хранит их на салфетке в пластиковом лотке. Это делается на случай возможной утечки электролита из батарейки.

Как часто я могу восстановить батарейки?

Обычно батарейку заряжают 5 раз. Чем старше батарея, и чем чаще она была регенерирована, тем меньше она может отдать энергии нагрузке.

Можно ли батарейка взорвать?

Нет. Хуже, что может произойти в случае перезаряда, это то, что поверхность минусового электрода вздуется, и электролит начнет выливаться.

Профилактические мероприятия против возможной утечки

Можно обернуть батарейку в районе отрицательного полюса отрезком туалетной бумаги или ткани, силиконовая смазка контактов и дополнительная ткань в батарейном отсеке зарядного устройства.

Не секрет, что автономные портативные источники электричества могут быть обычными и аккумуляторными. В обычных батарейках, как солевых и щелочных, так и литиевых химическая реакция необратима, а в аккумуляторных ее можно продлить за счет циклической перезарядки. Так какие батарейки можно заряжать и как отличить их друг от друга – в этой статье.

Как узнать, можно ли заряжать батарейку?

Первое, что отличает аккумулятор от обычной батарейки – это надпись, обозначающая емкость в миллиамперах в час (mAh). Чаще всего производитель наносит ее крупными буквами, так что не заметить ее просто невозможно. Чем больше эта цифра, тем дольше будет служить аккумулятор.

Батарейки, которые можно заряжать, имеют название, характерное для аккумулятора – rechargeable, что переводится как «перезаряжаемый». Если покупатель видит надпись do not recharge, то это означает, что устройство подзарядке не подлежит.

Третье отличие состоит в цене. Аккумуляторы стоят на порядок выше обычных батареек, причем цена складывается из их мощности и циклов перезарядки. Однако, высокой мощностью отличаются и обычные , но все-таки подзаряжать их нельзя. Отличить такие энергоносители можно по присутствующей на них надписи «Lithium».

Напряжение обычных батареек составляет 1,6 В, а аккумуляторных – 1,2 В. Имея в наличии специальный измерительный прибор – мультиметр или вольтметр можно измерить этот показатель и таким образом понять, что находится в руках.

Обычная батарейка проявит себя и в процессе эксплуатации: перестав функционировать в более мощном приборе, ее можно поместить в другое устройство с меньшими требованиями к мощности и таким образом продлить ее жизнь. Аккумуляторы же служат дольше, разряжаются постепенно, а выработав весь свой ресурс, снова будут готовы к работе после подзарядки.

Тем, кто интересуется, можно ли заряжать обычные батарейки, стоит ответить, что они для этого не предназначены. В лучшем случае это окончится легким пшиком, а в тяжелом –взрывом со всеми вытекающими последствиями. Аккумуляторы с любым типом электролита можно заряжать и это будет ответом на вопрос тех, кто спрашивает, можно ли заражать соответствующие литиевые батарейки. Однако, не оскудеет фантазия народных умельцев и сегодня многие нашли способ заряжать и обычные батарейки. Так, интересующимся, можно ли зарядить обычные алкалиновые батарейки, стоит ответить, что можно. Для этого в зарядное устройство на 4 аккумулятора нужно поставить 3 севших алкалиновых батарейки, а справа 1 аккумуляторную. Через 5–10 минут они будут готовы к работе.

Почти у каждого современного человека есть устройство, работающее на батарейках или аккумуляторах: пульт, часы, фонарик, мобильный телефон или ноутбук. Всё это стало привычным, мало кто задумывается о принципах работы батареек, а между тем с момента их изобретения прошло уже более двухсот лет.

История открытия

Многие научные открытия совершаются людьми, далёкими от области, в которой открытие находит свое применение. Так было и с батарейками. Явление протекания электрического тока между разными металлами в солёной среде открыл физиолог Луиджи Гальвани, и с тех пор оно называется гальванизмом. Произошло это совершенно случайно: во время препарирования лягушек лаборант обратил внимание на подергивание их лапок при контакте со скальпелем. Инструмент был стальным, а лягушки закреплялись медными зажимами, средой при этом служили их мышцы. Таков был первый гальванический элемент. Электрический импульс возбуждал нервные окончания в лапках, что и приводило к сокращению мышц.

Странное поведение лягушек привело к возникновению теории гальванизма, которую проверил знакомый физиолога — Алессандро Вольта. Он продолжил исследования явления и в 1800 году создал первую батарейку. Конечно, она была мало похожа на современные, и до её повседневного использования было ещё очень далеко - электроприборы в основном встречались в научных лабораториях, а обычным людям демонстрировались на цирковых представлениях как интересные диковинки.

Современные батарейки

С момента появления гальванических элементов прошло много времени, их внешний вид сильно изменился. Несмотря на перемены, принцип работы таких элементов питания остался прежним. Они по-прежнему состоят из двух электродов (анод, катод) и электролита.

С распространением первых компактных электроприборов и накоплением опыта использования батареек стали видны их преимущества и недостатки. Они были громоздкими, много весили, случались потери электролита, окисление электродов, а также скапливание соли. Началась эволюция батареек, продолжающаяся и сегодня. Элементы питания разделились на два больших класса — первичные, к которым относят гальванические элементы, и вторичные, — чаще их называют аккумуляторами. Реакции, протекающие в первичных, необратимы, в конце концов они теряют весь заряд и подлежат утилизации. Вторичные позволяют восстанавливать заряд после разрядки и повторно использовать элемент питания, цикл которого повторяется много раз.

Также элементы питания различают по типу материалов, используемых для электродов, и виду электролитов. По виду католита различают солевые и щелочные, или алкалиновые, батарейки. Что это такое, рассмотрим более подробно. Электрод, как правило, изготавливают из металла, но есть и другие способы. Долгое время в качестве электродов и электролитов пробовались разные металлы и материалы. Одни вышли из употребления из-за высокой стоимости, другие из-за токсичности (ртутные), третьи имели низкую надёжность. Но многие типы батареек остались в употреблении и используются до сих пор. Почему так происходит? Всё дело в разнообразии электроприборов — разные устройства имеют различные требования к

Одни элементы питания очень дёшевы и просты в изготовлении, например солевые батарейки в часах или пульте дистанционного управления. Они работают с небольшой нагрузкой и требования к ним минимальны. Для других важна надёжность — это автомобильные аккумуляторы, источники бесперебойного питания. Однако из-за громоздкости и большой массы их применение ограничивается транспортом и стационарными устройствами. Также необходимо сочетание надёжности и компактности для современных мобильных телефонов и ноутбуков.

Солевая батарейка

Также известна как элемент Лекланше. Датой ее изобретения принято считать 1865 год. На данный момент это самые дешёвые и производимые элементы питания. Они распространены по всему миру и используются в большинстве электроприборов с низким энергопотреблением (часы, пульты). Устройство очень простое — одним электродом служит цинковая оболочка, другим угольный стержень (поэтому их ещё называют угольно-цинковыми), а в качестве электролита - хлорид аммония, загущённый с помощью крахмала. Помимо очевидных преимуществ, солевые батарейки имеют некоторые недостатки: высыхание электролита, засоление внутренней поверхности цинковой оболочки и её окисление. При окислении оболочка становится тоньше и может разрушиться, батарейку останется только выбросить. С засолением можно бороться с помощью приборов, подающих в устройство модулированный ток, что позволяет использовать ее намного дольше.

Щелочная батарейка

Или алкалиновая батарейка, отличить от солевой ее можно по созвучной с названием надписи на корпусе — Alkaline. Если солевые используются там, где не нужен сильный ток, то в устройствах с большим энергопотреблением (цифровые камеры, приборы с электродвигателями) применяются алкалиновые батарейки. Что это такое? Почти то же, что и солевые; главное отличие — цинк распределён в виде порошка по всем объёму электролита. Это позволяет увеличить площадь контакта и повысить надёжность при большом напряжении. Благодаря этому алкалиновая батарейка дольше хранится и устойчива к низким температурам. Поэтому в приборах, для которых характерны большие перерывы в работе (например, фонарики), они применяются чаще всего.

Алкалиновые батарейки - какие лучше?

Выбор источника питания зависит от элементов, в которых он используется. Для энергопотребляющих устройств, такие как фотокамера или радиоуправляемая модель, применяется алкалиновая батарейка. Если же нужно подзарядить менее энергозатратные пульт от бытовой техники или наручные часы, то, как правило, используются солевые в силу их дешевизны и долгого срока работы. В настоящее время имеется множество производителей щелочных элементов питания, но одними из самых надежных считаются алкалиновые батарейки Duracell. До недавнего времени их выпуск осуществляла компания Gilette, а после ее поглощения фирма Procter & Gamble.

Можно ли заряжать алкалиновые батарейки?

Ответ на данный вопрос - нет. В данном случае выгоднее купить новое устройство, тем более срок их годности достаточно велик. При попытке подзарядки алкалиновая батарейка начнёт нагреваться и придёт в негодность, а может и взорваться. Однако срок эксплуатации самих батареек можно увеличить - для этого попеременно меняют источники питания, давая одному из них немного "подзарядиться". Что же касается вопроса о том, можно ли заряжать алкалиновые батарейки, то ответ на него однозначно отрицательный.

  1. Илья Said,

    Здравствуйте,
    Подскажите мне, есть у вас список каких батареек (аккумуляторных)
    можно заряжать в зарядном устройстве, какое время, при каком токе.
    С уважением Илья.

  2. Џойстик Said,

    Обычные батарейки заряжать не возможно.

  3. Sokol Leks Said,

    «Алколиновые» батарейки производители называют одноразовыми только с целью их рентабельности.
    Что-б не терять в прибыли от их продаж и спроса.
    Как показано в этих способах, то и их заряжать можно до 10 раз.
    Но лучше с помошью профессионального зарядного устройства.
    Лобо радио-телефоном, который работает таки на батарейках типа ААА или АА.
    Т.к. на устройстве есть индикатор заряда, то мы и увидим на сколько заряжены батарейки до потребляемой мощности устройства.
    На рекламе показаны зарядные с индикатором или дистпеем, не зря, я так понимаю.

  4. Я не робот Said,

    Алкалиновые (правильно говорить щелочные) батарейки заряжать можно! Но нужно понимать специфику этих батареек. Существуют специальные алкалиновые аккумуляторы, пригодные для перезарядки, они еще называются Alcaline Rechargeable или Rechargeable Alkaline Manganese (сокращенно RAM). Так вот они ничем (во всяком случае по описанию) не отличаются от одноразовых батареек, за исключением того, что при перезарядке не текут (плюс их емкость где-то на 1/3 меньше емкости обычных батареек). И прикол в том, что если такой аккумулятор разрядить до конца, то зарядить его обратно на полную емкость можно будет всего несколько раз (возможно как раз те самые 10 раз, что заявлены производителем этого устройства). А если разряжать только наполовину или на 75%, то дозаряжать их можно будет соответственно десятки и сотни раз. Такова теория, на практике же очевидно, что и в том и в другом случае ресурс даже таких «псевдо» аккумуляторов минимален. Что уж говорить о батарейках.

    Кстати, это устройство, именуемое Battery Wizard, на самом деле является клоном устройства AcmePower AP-RC6, и функция зарядки батареек в нем является полуофициальной, официально оно предназначено для зарядки как раз алкалиновых аккумуляторов, а не батареек, ибо батарейки при злоупотреблении перезарядками могут потечь и даже взорваться. И производители аналогичного зарядника для батареек Robiton Ecocharger AK01 прямо об этом предупреждают на своем сайте. Также в описании AcmePower AP-RC6 указано, что для зарядки подходят батарейки, разряженные не более чем на 50% (см. то, о чем я говорил выше). В общем суть такая, что чем сильнее разряжена батарейка, и чем дольше она пролежала в таком виде, тем меньше шансов ее перезарядить. Существуют еще похожие устройства Watts Clever Smart Battery Charger и Battery Xtender. Последний вообще супер универсал, поддерживает кроме Alcaline, Ni-Cd, Ni-MH также еще и Ni-Zn аккумуляторы, но с продажи разработчики его давно сняли (можно купить на eBay), а обещанную новую модель так до сих пор и не выпустили. Вот щас как раз думаю, что из всего этого выбрать. Скорее всего возьму Robiton Ecocharger, а в качестве основного зарядника La Crosse BC-1000.

    По поводу первого способа зарядки батарейками, такой способ имхо целесообразен только для подзарядки маленьких плоских батареек от часов, заряжать же подобное подобным абсурд по определению. И да, нужно соединять батарейки плюс к плюсу, как на видео, но обязательно замкнуть и задницы тоже, иначе ток не пойдет (ну, мне так кажется, и на другом сайте тоже написано, что соединять нужно оба полюса). Алкалиновые батарейки также можно заряжать обычным блоком питания постоянного тока на 9-12 В, соблюдая полярность (+ к +) и контроллируя нагрев батарейки с помощью термодатчика или термометра (при превышении 50 градусов, нужно отключать блок питания и делать перерыв в две минуты). Всего заряжать надо 5 минут, и в конце, как пишет автор способа нужно провести заключительную «шоковую» дозарядку, быстро включая и отключая блок питания в течение двух минут, не обращая внимания на температуру (автор способа уверяет, что не взорвется), после чего положить батарейки на 5-10 минут в морозилку. Или еще проще способ, погреть батарейку зажигалкой в течение 30-60 секунд (работать будет, как пишет автор, 2 часа максимум), но после использования ее надо будет выкинуть, так как она обязательно протечет.

    Вообще главный принцип при зарядке батареек это выдерживать температуру, чтобы батарейка не перегревалась выше 50 градусов и вовремя остановить зарядку, иначе в ней начнутся необратимые процессы, которые могут привести к взрыву, еще важно подавать на нее ток определенной величины и лучше чтобы он был асинхронный. Короче тонкостей дохрена, если не уверены, лучше не пытайтесь заряжать подручными средствами. Так, в принципе, если понимать что к чему, можно заряжать и солевые батарейки (марганцево-цинковые и прочие) тоже, хотя риск протечки и взрыва в этом случае возрастает многократно. В инете есть схемы устройств по которым радиолюбители в прошлом перезаряжали такие батарейки по двадцать раз и больше. Даже высохшие батарейки прокалывали, доливали туда воды, заряжали и юзали.))

    Короче, если заряжать, то с помощью специальных устройств, поддерживающих зарядку RAM аккумуляторов, а все остальное — опасное баловство, либо глупость, как в первом случае. 😉