Мультимедиа проектор dlp. Технологии проекторов: LCD (3LCD), DLP, LCoS

DLP- и LCD-проекторы отличаются технологией создания изображения. В свет лампы с помощью призмы разбивается на лучи основных цветов: зеленый, синий и красный, а потом попадает на одну из трех маленьких жидкокристаллических матриц. ЖК-матрицы пропускают свет только в точках (пикселях), необходимых для создания изображения, после чего три световых луча снова объединяются и создают полноценное изображение.

В DLP-проекторе свет сначала проходит через вращающийся цветной фильтр. После этого он направляется миллионом маленьких подвижных зеркал и проецируется через объектив на экран. Благодаря перемещению зеркал в соответствии с определенным цветом, человеческий глаз воспринимает уже полноценное изображение, хотя оно сформировано из последовательной проекции картинок в трех основных цветах.

Помимо LCD- и DLP-проекторов существуют модели-конкуренты — LED — светодиодные проекторы.

DLP или LCD: Какой проектор лучше?

LED-проектор

Ни одну из двух технологий нельзя назвать идеальной. Какой проектор будет лучше для вас, зависит от того, для чего вы собираетесь его использовать.

Преимущество заключается в том, что темные и светлые тона изображения тонко градуируются. Но в то же время максимальная контрастность у них ниже, чем у проекторов с технологией DLP, потому что изображение не может создаваться полностью без света.

Технология DLP позволяет отвернуть маленькие зеркала в темных участках изображения, из-за чего картинка становится по-настоящему черной, а контрастность, соответственно оказывается выше, чем у LCD. Недостатком DLP-проектора будет то, что картинка состоит из отдельных изображений основных цветов. У быстро перемещающихся объектов может возникнуть цветовой шлейф, который называют «эффектом радуги».

LCD — проектор для кино и видео

Для вывода с различных источников графической и видеоинформации на большой экран помогают мультимедийные проекторы. Они широко применяются не только в образовательных учреждениях, но и в сфере бизнеса. Рынок интерактивных мультимедиа-устройств огромный. Каждые технологии, которые применяют производители, имеют свои преимущества и особенности. Рассмотрим, какое цифровое оборудование предпочтительней для разных сфер применения – LCD или DLP проектор, их достоинства и недостатки.

В зависимости от выбранного проектора, качество изображения бывает различное. Полученную картинку можно оценить по основным параметрам:

  • яркость,
  • точность цветопередачи,
  • контрастность,
  • глубина цвета,
  • частота обновления,
  • равномерность освещения,
  • оптическая эффективность,
  • разрешение.

Чтобы мультимедийные изображения выглядели качественными, технологии проекторов должны обеспечивать высокий уровень основных параметров. Однако не все проекционные системы в равной степени могут обеспечить оптимальный технический уровень.

Особенности DLP технологии

Технология DLP (с английского переводится как «цифровая обработка света») – самое перспективное техническое решение, основу которого составляет изобретение американского ученого Л. Хорнбека, цифровое микрозеркальное устройство .

Матрица устройства состоит из нескольких тысяч зеркал, имеющих размеры не более 16 микрон. Одна деталь соответствует 1 пикселю и изготавливается из сплава алюминия. Благодаря особенности зеркальной поверхности, материал обладает высокой отражающей способностью. Элементы микрозеркал с помощью оси крепятся к скобе. Она присоединяется к основанию матрицы специальной системой высокоподвижных пластин. Таким образом, зеркала располагаются поверх интегральной схемы .

Под микрозеркалами в 2-х противоположных углах находятся электроды, которые соединяются со статической памятью Sram. За счет действия электрического поля микроскопические зеркала принимают две позиции, при этом отклоняясь четко от центральной оси вправо или влево на 10 градусов. В итоге, отражаясь от lcd-матрицы, свет фокусируется с помощью оптической системы микрозеркал и позиционируется на дисплей.

Принцип действия DLP проектора

ДЛП технология позволяет создавать цифровой DLP проектор с высокой степенью яркости. В таких цифровых приборах применяется сложная конструкция, состоящая из трех микросхем.

Принцип действия технологии:

  • белый пучок света расщепляется призмой на 3 составляющие — красного, синего и зеленого цвета;
  • световые потоки перенаправляются четко на свою отдельную поверхность чипа;
  • отраженные от зеркал, цветные лучи фокусируются на экран при помощи проекционной линзы.

Для трансляции в кинотеатрах широкоформатного изображения чаще всего применяют эти устройства.

DLP проектор использует цифровую технологию, где пиксели – это двоичные элементы, которые находятся в двух положениях: включенном или выключенном. Благодаря этому отсутствует чувствительность серого цвета к различным окружающим факторам и обеспечивается высокая степень повторяемости . За счет этой особенности градация яркости, цветовые оттенки проецируются стабильно и равномерно по всей площади.

Особенности LCD технологии

При использовании LCD-технологии, мультимедиа-проекторы оснащаются 3-мя полисиликоновыми ЖК-экранами . Каждая из панелей отвечает за свой цвет. Матрицы состоят из совокупности отдельных пикселей. Между ними размещены управляющие компоненты, регулирующие их прозрачность. Далее пучки цвета сквозь призму объединяются, и благодаря соединяющим линзам проецируются на экран монитора.

Новые 3LCD цифровые проекторы имеют улучшенные технические характеристики. Трехматричные продукты используют чипы марки Texas Instruments. Отличительные характеристики изделий 3LCD Group – за счет проецирования на дисплей трех цветов спектра, получается яркое цветовое пространство, отсутствует «эффект радуги», передача серых оттенков максимально приближена к реальности.

Проекторы, использующие цифровую LCD технологию, работают по такому принципу:

  • белый свет лампы за счет 2-х дихроичных микрозеркал расщепляется на основные цвета: зеленый, красный и синий;
  • далее каждый цвет пропускается сквозь LCD-матрицу;
  • формируется полноцветное изображение.

Сравнительная характеристика DLP или LCD проекторов

За последнее время обе технологии развивались и улучшались, поэтому различия между ними становятся все менее заметными. В таблице собраны основные плюсы и минусы двух систем.

DLP -проекторы LCD -проекторы
Преимущества высокая степень взаимозаменяемости оборудования;

оптимальная оптическая эффективность;

точность цветопередачи;

градация яркости равномерна по всей плоскости поверхности;

надежность оборудования;

возможность осуществлять 3Д-проецирование на широкоформатные экраны;

высокий коэффициент контрастности;

легкий вес оборудования;

подходят для применения в помещениях с пыльными и задымленными условиями

насыщенные цвета картинки;

незначительное потребление энергии;

высокая степень яркости

Недостатки «эффект радуги», который возникает на проецируемом дисплее необходимо периодически чистить и заменять фильтр;

меньший контраст;

видимость пикселей;

снижение качества изображения после эксплуатации;

оборудование массивнее и тяжелее

Несмотря на существование небольших недостатков, обе технологии постоянно улучшаются, а модельный ряд периодически обновляется. Производители цифровых проекторов видоизменяют устройства для улучшения качества изображений.

Заключение

Выбирая, какие цифровые устройства подойдут больше для бизнеса и удовлетворят ожидания зрителей — DLP или LCD цифровые проекторы, учитывают эксплуатационные параметры, надежность и функциональность системы.

Для воспроизведения изображения на широкоформатном экране в кинотеатре, трансляции видео и презентаций подойдет проектор с ДЛП технологией. Для домашнего просмотра также больше подойдет DLP проектор. Он отличается высокими характеристиками цветности, контраста, стабильностью изображения. Цифровые портативные DLP устройства зарекомендовали себя надежными и качественными современными проекционными приборами. Для трансляции с точной цветопередачей и для экономного использования электроэнергии выбирают LCD проекторы.

Мультимедийный проектор давно стал привычным гаджетом для офисов, презентаций, переговорных, музеев, учебных заведений. Все чаще проекторы используют дома. Эти устройства выживают в достаточно сложном конкурентном климате (плазменные, ЖК и лазерные панели –конкуренты проекторов), имея при этом лишь одно огромное преимущество - большую диагональ проецируемого изображения.

Обилие технологий, использующихся для производства проекторов, рождает проблему выбора. Как отмечают специалисты Pult.ru, покупатели, намеревающиеся приобрести проектор, редко представляют, чего именно хотят, что не редко приводит к ошибкам при выборе. Этот пост об основных критериях выбора проекторов и перспективах развития современных технологий, которые применяются при их производстве.

Лампы

Пока самыми распространёнными источниками света в проекторах являются газоразрядные лампы высокого давления. И именно эти лампы признаны ахиллесовой пятой большинства современных проекторов, так как большинство из них требуют замены через 1000 – 4000 (в редких случаях 8000) часов работы.

Этот внушительный по стоимости расходник приходится менять каждые 3-4 года, а при интенсивном использовании чаще. Инженеры ведущих мировых производителей постарались решить проблему не слишком ресурсоёмкого источника света.

UHP

Чаще всего используется проекционные лампы UHP (Ultra High Performance). Принцип прост - в лампе светится разряд, возникающий между вольфрамовыми электродами в парах ртути, которые находятся под высоким давлением. Основные достоинства этих ламп - относительная высокая интенсивность светового излучения при достаточно компактном размере источника, а также хорошие показатели цветопередачи.

Недостатками UHP ламп является постепенное снижение интенсивности излучения на протяжении всего периода эксплуатации и сравнительно не большой срок службы (2000 часов). Отчасти, первый недостаток был компенсирован добавлением специальных реагентов, которые способствуют восстановлению вольфрама на электродах. Частично продлевает срок службы ламп использование стекла из кварца высокой очистки, которое позволяет поддерживать баланс тепловой энергии, вырабатывающейся при работе лампы.

HCX

Проекционные лампы HCX или металогалогенные лампы, как и другие, излучают свет благодаря разряду плазмы электрической дуги, возникающей в газе, находящимся под высоким давлением. От UHD их отличает добавление к парам ртути галогенидов некоторых металлов, что позволяет сделать спектральную характеристику светового излучения более равномерной.

Проблемой этих ламп является постепенная, но при этом постоянная потеря яркости, вплоть до 50 % за время эксплуатации источника. Время работы этих ламп сравнимо с другими газоразрядными аналогами.

P-VIP

P-VIP ещё одна вариация на тему «Ртутные газоразрядные лампы для проектора». Можно считать этот тип вершиной эволюции ртутных проекторных ламп. Срок службы этих ламп может достигать 6000 - 8000 часов, интенсивность излучения и равномерность спектра сравнима с HCX, при этом у P-VIP нет болезни «возрастного снижения яркости», лампа одинаково здорово светит на протяжении всего срока службы. Не смотря на успехи в продлении полноценной жизни этого типа ламп, в корне их проблемы не решены.

Xenon

Еще одним типом газоразрядных ламп для проекторов является Xenon. Как явствует из названия, вместо паров ртути в лампе находится сжатый ксенон. Ксеноновые лампы многократно превосходят ртутные по мощности, давлению и, как следствие, по интенсивности светового потока.

Мощность ксеноновых ламп находится в диапазоне от 2 до 15 кВт, а давление газа в лампе достигает 300 атмосфер, что предопределило их использование в профессиональных кинотеатральных проекторах и крайне редко в предельно дорогих демонстрационных и домашних моделях. Как говорится «Всё лучшее детям кинотеатрам».


Сравнение спектров «ксенона» и «ртути»
Ось X- длинна волы в нм
Ось Y - отдача
синий график – «ксенон», красный – «ртуть»

К счастью использование газоразрядных ламп высокого давления постепенно отмирает, уступая место более совершенным источникам света. Их применение позволяет обеспечить относительно высокие показатели яркости и контрастности, но, как я уже отмечал – они дороги и периодически требуют замены.

Не лампы – led vs laser

Альтернативой газоразрядным лампам, которые появились ещё в начале прошлого столетия, стали светодиоды и лазеры. Каждый из этих источников обладает преимуществом длительной работы. Фактически, и светодиоды, и лазеры способны обеспечить не менее 20 000 часов работы, а в ряде случаев работают дольше. Кроме того светодиодные и лазерные проекторы позволяют уменьшить минимальное расстояние до экрана. К большим преимуществам лазерных проекторов перед остальными типами относятся высокое качество изображения и совершенная отсутствие «привередливости» к поверхности, на которую проецируется изображение. Как не прискорбно, но обе альтернативы имеют характерные недостатки.

Недостатки LED

Не смотря на внушительный прогресс за последние 8 лет, большинство светодиодных проекторов при равной стоимости уступают ламповым в интенсивности светового потока. Для большинства моделей значение светового потока источника не превышает 1000 -1200 ANSILm, а в большинстве случаев находится в пределах 1000. Еще одной проблемой Led-проекторов является уровень шума при работе, который не редко превышает значение 35 dB. Впрочем, указанные недостатки постепенно устраняются, стоит вспомнить, что на момент выпуска первых массовых серийных led-проекторов (2008 – 2009 годы) рекордом яркости последних было значение в 350- 400 ANSILm.

Недостатки лазерных проекторов

Основным недостатком лазерных проекторов является цена. Не смотря на серийное производство лазерных проекторов последние 10 лет цена не снизилась до вменяемых в понимании обывателя цифр. Также к ощутимым недостаткам лазерных аппаратов относят мерцание источника и неестественная насыщенность некоторых цветов. В некоторых моделях отмечают достаточно резкие переходы по цветовой палитре, что может раздражать при длительном просмотре. Стоит также отметить, что часть трудностей цветопередачи можно легко устранить дополнительной настройкой.

Гибридные схемы

Все чаще на рынке появляются гибридные модели, которые в качестве источников светового потока используют как лазер, так светодиоды. Применение такого подхода позволяет компенсировать недостатки одного источника другим. Большинство отзывов и сравнительных тестов такие системы проходят на уровне с ламповыми проекторами, при этом сохраняя главное достоинство альтернативных источников – колоссальный эксплуатационный ресурс. Недостаток один – неприлично высокая стоимость.

Достоинства и недостатки основных принципов работы

Прежде чем давать конкретные рекомендации по выбору проекторов необходимо немного рассказать о видах этих устройств. Сегодня на рынке наиболее широко представлены следующие типы проекторов:
  • DLP (3DLP)
  • LCD (3LCD)
  • LCOS (SXRD,D-ILA)
Подробно описывать каждый из принципов смысла не имеет, так как энциклопедического материала в сети более чем достаточно. Полагаю, что лучше остановиться на достоинствах и недостатках каждой из них. Влезать в порядком затянувшийся спор с ангажированными любителями похоливарить о том, что же на самом деле круче 3DLP (DLP), LCD(3LCD), LCOS или 3LED не буду. В связи с разными задачами, которые ставятся перед проекторами, преимущества той или иной технологии определяют выбор, а в премиум сегменте недостатки технологий нивелированы чуть менее чем полностью. Могу лишь отметить, что несколько чипов лучше, чем один, так как позволяют увеличить качество изображения по целому ряду параметров.

DLP и 3DLP – чемпионы по контрасту

Достоинства DLP:

  • высокий уровень контрастности, реалистичный черный;
  • высокие возможности настойки цветопередачи;
  • самый широкий ассортимент моделей и производителей, среди представленных на рынке;
  • более приемлем для создания домашних кинотеатров, в связи с более реалистичной передачей картинки;
  • в старших линейках нет оптических искажений;
  • не требует дополнительного обслуживания, защищен от пыли;
  • могут быть эффективно использованы для игр и 3D.

Недостатки DLP:

  • Достаточно низкая яркость (особенно значения т.н. цветовой яркости) бюджетных моделей, которая проигрывает другим технологиям;
  • В бюджетных моделях проявляется эффект радуги;
  • Изображение одночиповых DLP проекторов мерцает, что заметно при съемке видео и может быть более утомительным для зрения;
  • Более высокая стоимость решений с изображением высокого качества.


Фактически все недостатки, кроме высокой стоимости, одноматричных DLP не касаются проекторов с тремя чипами, т.н. 3 DLP, которые при этом сохраняют высокую контрастность, как одно из главных преимуществ.

3LCD –лидеры яркости цвета

Достоинства 3LCD:

  • Высокая яркость при сравнении младших линеек;
  • Как правило, выше удобство при настройке оптики;
  • Некоторые из бюджетных моделей могут использоваться в незатемненных помещениях;
  • По соотношению цена/результат идеальны для применения в качестве офисного презентационного проектора и учебного проектора для небольших аудиторий;
  • В бюджетных линейках обеспечивают более реалистичную цветопередачу (кроме черных и серых тонов)


Недостатки 3LCD:
  • Ограниченный ассортимент, монополия на использование технологии;
  • Низкая контрастность, нереалистичный (серый) черный;
  • Уязвимость перед пылью, необходимость замены фильтров специалистом;
  • Артефакты (вогнутость вверху) заметные на экранах с большой диагональю;
  • Появление артефактов (шлейфов) при воспроизведении динамичных сцен в играх и 3D.
В старших линейках решена проблема низкой контрастности (технология C2Fine)

LCOS - дорогая «золотая середина»

Достоинства LCOS

  • У LCoS превосходит LCD и DLP по максимально доступному разрешению;
  • За счет размещения управляющих элементов за светоотражающим слоем избавлены от эффекта «гребенки» характерного для LCD (3LCD);
  • КПД технологии выше, чем у LCD (3LCD);
  • Коэффициент заполнения (отношение рабочей площади к общей площади матрицы) у LCoS выше, чем DLP и LCD-проекторов;
  • За счет использования охлаждающей подложки, устойчивость LCoS-чипов к температуре выше, чем DLP- и LCD-матрицы, что позволяет создавать более мощные устройства, рассчитанные для инсталляций;
  • Контрастность и черный лучше, чем у LCD;
  • Не мерцает, как DLP;
  • Время отклика матрицы LCoS меньше, чем у LCD.


Недостатки LCOS:
  • Представлены только в Hi End и профессиональных сегментах, что закономерно отразилось на цене, бюджетных моделей практически нет;
  • Технология монополизирована несколькими компаниями, что серьезно отражается на ассортименте продукции;
  • В старших сегментах практически не имеет преимуществ перед 3 DLP и 3 LCD, кроме устойчивости чипа к нагрузкам, при этом при равном качестве изображения – дороже;
  • Широко востребованы только для дорогих инсталляций, как техника высокой надёжности.
3LED - победители марафонских дистанций

Достоинства 3 led:

  • Отсутствие мерцания;
  • Контрастность выше, чем 3 LCD;
  • Применение почти вечного источника света;
  • Отсутствие эффекта радуги и других артефактов;
  • Высокая надёжность.


Недостатки 3 LED
  • Низкий уровень яркости;
  • Шум при работе, достигающий 35 – 40 дБ;
  • Ограниченный ассортимент: 2 – 3 проектора у немногочисленных производителей;
  • В ряде случаев нестабильность спектра;
  • Высокая стоимость немногочисленных решений с высокой яркостью.

Основные характеристики

При выборе проектора стоит учитывать ряд характеристик от которых будет зависеть результат.

Яркость

При необходимости рассчитать световой поток проектора для аудитории или комнаты, освещение в которых соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормативам (помещение где можно читать и работать, можно умножить 756 на площадь экрана в квадратных метрах.
Ниже приведена таблица расчёта яркости необходимой проектору в зависимости от площади экрана при освещении достаточном для чтения.







Разрешение

Ниже привожу соответствия стандартов и разрешений в зависимости от формата.

1. Формат изображения 4:3:

  • VGA (640х480),
  • SVGA (800х600),
  • XGA (1024х780),
  • SXGA (1280х1024),
  • SXGA+ (1400х1050),
  • UXGA (1600x1200),
  • QXGA (2048x1536).
2. Формат изображения 16:9, 16:10, 15:9 или др.:
  • W XGA (1280х768 либо 1280х780),
  • HD720 (1280х720),
  • W VGA (864х480),
  • W SVGA (1024х576),
  • Full HD (1920x1080),
  • WUXGA (1920x1200),
  • HD 4K (4096x2400).
Равномерность освещения

Редко указываемый параметр, который демонстрирует отношение минимальной периферической освещенности экрана к максимальной в центре. В проекторе для просмотра кино и игр и в профессиональных устройствах значение равномерности должно превышать 70 %.

И ещё немного о контрасте

Контраст оказывает максимальное влияние на качество изображения в затемненных помещениях. Во многом, поэтому высококонтрастные модели проекторов используют как элемент систем для домашних кинотеатров. При необходимости получить различимое изображение в освещенных интерьерах следует опираться на яркость.

Сухой остаток – что и кому

Как я уже отметил, люди, которые приобретают проекторы редко представляют, какой именно им нужен, чем иногда пользуются не слишком порядочные продавцы.

Начну с учебных заведений, где проектор позволяет демонстрировать презентации и учебные фильмы. Требования к качеству минимальны, при этом, как правило, есть требования к цене и в ряде случаев к яркости. Для помещений, где возможно затемнение подойдут одночиповые DLP, 3 LED или 3 LCD проекторы и с яркостью 700 – 1000 ANSIlm, в помещениях, где с затемнением есть проблемы, нужен более мощный световой поток, соответственно, от 1000 ANSIlm и выше. Как правило, в соотношении яркость/цена побеждают 3 LCD проекторы. При этом для помещений с возможностью затемнения DLP считаются более предпочтительными.

Выбор бизнес проектора для презентаций также будет связан с условиями работы и задачами, с той лишь разницей, что, как правило, для бизнеса необходимо более высокое разрешение (HD), соответственно возрастёт стоимость.

Для профессиональных презентаций и длительной работы могут применяться лазерные и гибридные 3 DLP, 3 LCD и LCOS проекторы, которые обеспечивают длительную работу и высококачественное изображение, как правило, с FullHD и WUXGA, 4 K HD разрешением. Значения светового потока в подобных проекторах, рассчитанных на работу в освещённых помещениях, а также днём на улице может достигать 20 000 ANSIlm.

Не смотря на жесткую конкуренцию со стороны ЖК-телевизоров и плазменных панелей, проекторы перестают быть экзотикой дома. Для домашних кинотеатральных и игровых систем большинство экспертов рекомендует DLPи 3DLP проекторы, так как последние меньше искажают картинку и значительно эффективнее работают в 3D режиме.

Наиболее привлекательными и перспективными источниками света в проекторах являются лазеры и светодиоды, которые при прочих равных условиях дают фору остальным в эксплуатационном ресурсе. Эксперты утверждают, что за ними будущее и это будущее уже рядом. По расчетам ряда производителей от газоразрядных ламп откажутся в ближайшие 10 лет.

Материал построен на комментариях экспертов pult.ru, использованы графические материалы сайтов: myprojector.ru, projector-lamps.ru, viking.ru, giga-line.ru, stereo.ru

P.S. Стоимость проекторов в зависимости от назначения варьируется в очень широких пределах, в нашем каталоге представлены проекторы от 19790 до 10 452 850. Если говорить об учебном, офисном, средняя стоимость последнего (в зависимости от характеристик и использованной технологии) варьируется в пределах от 19790 до 300 000. В случае с оборудованием для домашних кинотеатров и игр если и не затрагивать профессиональные и HI END линейки, то средняя стоимость такого проектора будет около 90 000 - 150 000 (опять же в зависимости от характеристик и использованной технологии). Представленные сведения о ценах достаточно условны, цена во многом зависит от производителя, функций, конструкции и возможностей устройства.

Упрощенно, проектор представляет собой коробку, в которой есть лампа и есть объектив. Но лампа+объектив - это, скорее, прожектор, чем проектор - надо, чтобы на пути света было что-то, формирующее изображение. Когда-то это была пленка:

Вспомните диапроекторы: пользователь вручную вставляет пленку между лампой и объективом, и мы, по сути, имеем тот же принцип образования изображения, что сегодня:

  • черный участок пленки пытается блокировать свет,
  • белые участки пленки прозрачны и пропускают свет,
  • полупрозрачные участки могут быть цветными, окрашивая изображение на экране.

У этой технологии налицо те же недостатки изображения, которые до сих пор в той или иной степени волнуют нас при выборе проектора.

  1. Пленка пытается блокировать черный цвет, но у нее это плохо получается - проблема с контрастностью и уровнем черного .
  2. Яркость ограничена лампой и способностью всей системы, включая пленку, переносить жару. Изображение тусклое.
  3. Изображение имеет нежелательный оттенок из-за особенностей пленки и лампы, ее «цветовой температуры».
  4. Если диафильм цветной, то цвета ненасыщенные и не всегда понятно, как именно они должны выглядеть по задумке автора - ограничения пленки.

Главное отличие современного мультимедийного проектора состоит в том, что вместо пленки используется некая матрица, которая постоянно обновляется, рисуя новую картинку минимум 60 раз в секунду.

Как образуется цветное изображение?

Тем не менее, матрица не имеет никакого отношения к образованию цвета. Матрица производит монохромное изображение. Светишь через нее белым - будет черно-белое, светишь красным - черно-красное.

Поскольку любой sRGB цвет можно получить смешением красного, зеленого и синего, то любое цветное изображение можно получить наложением друг на друга черно-красного, черно-зеленого и черно-синего.

Ниже - знаменитая цветная фотография, восстановленная американцами из трех черно-белых карточек Прокудина-Горского (снято до 1917 года):

Они говорят, что черно-белые карточки соответствуют красному, зеленому и синему компонентам изображения. Американцем надо доверяй-но-проверяй - проверяю в «Фотошопе», подставляя одну карточку на красный канал, другую на зеленый, третью на синий:

Правду говорят. Итак, если белый цвет будет прозрачным, и мы посветим через каждую фотографию фонариком правильного цвета, то, соевместив три изображения на экране, получим нашу цветную фотографию.

Этот принцип используют все проекторы: матрицы из потоков света красного, зеленого и синего цветов создает три изображения, которые накладываются друг на друга и дают нам цветное изображение на экране.

Иногда совмещается более трех, но трех достаточно.

Трехматричные и одноматричные проекторы

Пожалуй, в технологиях проекторов это - главное отличие. Существует два способа наложения упомянутых красного, зеленого, синего изображений друг на друга: одновременное наложение и последовательное наложение.

Одновременное наложение осуществляется у трехматричных проекторов: красный, зеленый и синий потоки проходят через отдельныю матрицы, а потом соединяются, и готовая цветная картинка идет на экран.

Трехматричный подход на примере 3LCD технолонии

На примере 3LCD технологии это выглядит так:

  1. Белый свет вышел из лампы.
  2. Пришел на фильтр, разделился на красный и голубой.
  3. Красный прошел через матрицу №1, получилось красное изображение.
  4. Голубой разделился на зеленый и синий.
  5. Зеленый пошел на матрицу №2, синий - на матрицу №3.
  6. Имеем три изображения, которые наложились друг на друга - получилось одно цветное.
  7. Цветное изображение ушло на экран.

При наложении «по очереди» проектору достаточно одной матрицы - на нее сперва подают красный, потом зеленый, потом синий, и проектор отрисовывает на экране сначала красное, потом зеленое, потом синее изображение.

Одноматричный подход на примере «1-DLP» технологии
Обратите внимание: DLP матрица… зеркальная (об этом позже)

Это происходит очень быстро и, подобно тому, как мы не видим отдельные спицы крутящегося велосипедного колеса, мы не видим отдельных цветных изображений на экране, а видим результат их соединения - готовое цветное изображение, хотя и сформированное не в проекторе, а «в голове зрителя».

В обоих случаях мы получаем цветное изображение. Теперь касательно плюсов и минусов одноматричного и трехматричного подходов.

  1. Стоимость. Три матрицы - дороже, чем 1 матрица. 1 матрица дешевле, чем 3.
  2. Эффективность. Трехматричный проектор в каждый момент времени работает с красным, зеленым и синим, а одноматричный - только с одним цветом (остальное выбрасывается). Трехматричный проектор имеет заметно больший КПД использования света лампы.
  3. Сведение матриц. Когда есть три матрицы, их сложно идеально подгонять друг к другу, а одноматричные проекторы не имеют такой проблемы - если оптика не подводит, то каждый пиксель на экране будет резким, четко обозначенным.
  4. Нежелательные визуальные эффекты (артефакты). Как бы часто ни сменялись цветные изображение на экране одноматричного проектора, будут возникать условия, когда глаз распознает, выделит эти отдельные цвета. Особенно часто это происходит на динамичных контрастных темных сценах, когда взгляж бегает по экрану. Таких ситуаций много, например, в «Темном Рыцаре». Глаз дернулся - за ярким объектом на долю секунды виден цветной шлейф. Это называется "эффект радуги " или «эффект разделения цветов».

Обратите внимание - формально это все не имеет никакого отношения к технологиям LCD или DLP. Тем не менее, так уж вышло, что самая массовая, самая бюджетная часть проекторов представлена одноматричными DLP и трехматричными LCD (3LCD) проекторами, которые наследуют все плюсы/минусы одноматричного и трехматричного подходов.

Отдельно стоит коснуться вопроса об эффективности , так как не сразу понятно, что следует из большей эффективности использования света лампы. Предположим вы берете лампу на 190 Вт и ставите ее в бюджетный проектор. Более эфффективный проектор сможет извлечь из этих 190 Вт больше яркости , либо столько же яркости при меньшей нагрузке на лампу, продлевая ее ресурс . Тут преимущество на стороне трехматричной технологии, поэтому у одноматричных проекторов существует традиция иметь яркий режим изображения, в котором максимальная яркость соответствует аналогичному трехматричному проектору, но только по белому цвету , а цвета при этом сильно тусклее, чем должны быть. Чаще всего это делается следующим образом: вместо создания цветного изображения из красного, зеленого, синего, добавляется еще и белый (прозрачный):


На изображениях - цветовое колесо одноматричного проектора с прозрачным сегментом

Другими словами, один из компонентов изображения - черно-белый, полученный не смешением цветов, а «тупо» пропусканием света лампы на экран в обход фильтров . Тем не менее, эти методы используются там, где важно сочетание цены и высокой яркости. К примеру, у офисных проекторов это годится для отображения документов, но проектору для домашнего кинотеатра высокая яркость не нужна - в таких проекторах используется цветовое колесо RGBRGB (шестисегментное):

Повторяя полный цикл цветов два раза за поворот, снижается также заметность «эффекта радуги».

LCD и DLP

Если рассматривать непосредственно матрицы, то LCD (ЖК) матрица больше всего напоминает вышеупомянутую пленку диапроектора, поскольку работает она "на просвет ", вставая на пути у светового потока. Задача каждого пикселя - блокировать свет, либо пропустить его дальше.

DLP матрица работает не на просвет, а по отражательному принципу . Каждый его пиксель представляет собой микроскопическое зеркало, которое, поворачиваясь, отражает свет на экран, либо, в отклоненном положении, сбрасывает его на светопоглотитель.

В целом, зеркала превосходно справляются с задачей отсекания ненужного света , поэтому DLP матрица («DMD» чип) способна дать заметно большую контрастность , чем LCD матрица (при прочих равных). Безусловно, контрастность зависит не только от матрицы, а с удорожанием оной получается достигать более высоких уровней контрастности (взять хотя бы такие LCD проекторы, как EH-TW9200/9300 - огромная контрастность!). Тем не менее, в сухом остатке мы говорим о преимуществе DLP проекторов по контрастности и уровню черного.

Путь света в DLP проекторе: лампа-цветовое колесо-зеркало-матрица-...

LCD технология встречается практически исключительно в трехматричной конфигурации (Epson 3LCD), подовляющее большинство DLP проекторов одноматричные, в дорогих сегментах (некоторые инсталляционные проекторы, элитные домашние и кинотеатральные проекторы) присутствует трехматричная DLP технология.

«Эффект москитной сетки»

Предположительно, еще одно преимущество технологии DLP - меньшее межпиксельное пространство .

Дело в том, что работающая на просвет LCD матрица требует подведения контуров к каждому пикселю, а эти контуры могут проходить только между пикселями - получается некое неиспользованное пространство между ними. Преимущество DLP матриц в том, что упомянутые контуры идут под зеркалами, хотя сама необходимость в смене положения зеркал также создает некий межпиксельный зазор. В итоге, 3LCD проекторы имеют тенденцию к чуть более заметному межпиксельному интервалу, чем DLP проекторы.

LCoS, в т.ч. D-ILA, SXRD, 3LCD Reflective

Правда, последние отрицают, что являются LCoS-ом...

По мере движения в более дорогие сегменты проекторов, появляется технология LCoS («жидкие присталлы на кремнии»). Многие производители именуют ее по-своему. Sony - «SXRD», JVC - «D-ILA», Epson - «Reflective 3LCD», или «Отражательная 3LCD». Что ж, последнее довольно точно отражает суть.

Эта технология - попытка сочетать преимущества LCD и DLP технологий. Расположенные на зеркальной поверхности жидкокристаллические матрицы дважды пропускают через себя свет, лучше отсекая черный (высокая контрастность), при этом они не имеют подвижных элементов, а управляющие контуры расположены под зеркалами, что позволяет добиться меньшего межпиксельного пространства, чем и у LCD, и у DLP.

Упомянутые технологии встречаются только в трехматричной конфигурации. Схема образования цветов похожа на 3LCD, с той лишь разницей, что LCoS матрицы отражают свет, а не пропускают через себя:

Источник света: лампы и безламповые проекторы

Сравнивая современный цифровой проектор с диапроектором, мы говорили о матрицах, пришедших на смену пленке, а теперь пора поговорить о лампе.

Классический источник света - ртутные лампы . В зависимости от типа лампы и уровня нагрузки, ресурс такой лампы составляет от 3000 до 5000 часов при максимальной яркости. Как считается ресурс? Насколько мне известно, до расчетного момента падения яркости лампы на 50%. Это и есть первый недостаток ламп - постепенное снижение яркости.

Лазеры и светодиоды - другое дело! Ресурс - 20000 или даже 30000 часов! Яркость тоже постепенно снижается, но более линейно и на протяжении такого срока.

А есть еще ксеноновые лампы - у них ресурс даже меньше, чем у ртутных, но есть свои преимущества.

Спектральное излучение ксеноновых и ртутных (mercury) ламп

В итоге существенный недостаток ртутных ламп в итоге в том, что испускаемый ими свет содержит слишком много зеленого. Это значит, что лишний зеленый цвет, несущий значительную часть световой энергии, нужно отсекать и выбрасывать, чтобы зеленый, красный и синий были в правильных пропорциях и при смешении давали правильный белый цвет (нейтральный, без оттенков). Однако, существует договоренность, что в самом ярком режиме проектора заметные потери по цветопередаче являются приемлемыми. Таким образом, в самом ярком режиме изображения картинка приобретает слегка зеленоватый оттенок.

К примеру, по моим наблюдениям наиболее выраженный зеленоватый оттенок в самом ярком режиме - у DLP проекторов с RGBRGB цветовым колесом, далее идут 3LCD проекторы, далее - DLP проекторы с прозрачным сегментом - каким-то образом у них получается добиться довольно нейтрального белого. Но проблема тут еще и в том, что при переходе из самого яркого режима в самый точный мы в любом случае улучшаем цветопередачу и отсекаем лишний зеленый с помощью матриц проектора, и тут внезапно обнаруживается, что, убрав лишний зеленый, мы получили существенное падение яркости, но при этом черный цвет не изменился, он одинаков у яркого и у точного режима! Яркость снизилась, черный остался, - значит контрастность снизилась во столько раз, во сколько снизилась яркость - до двух раз! Такие дела. Перешли в точный режим, предназначенный для темноты и потеряли контрастность… просто отлично!

В этом смысле ксеноновые лампы имеют более ровными характеристики, хотя используются они ну очень редко и на дорогих проекторах.

Еще одна странная проблема с ртутными лампами - почему-то они не позволяют большинству проекторов отобразить 100% правильный sRGB зеленый цвет - обязательно немного уходит в желтизну.

Ну и очевидно то, что лампы греются и требуют мощного активного охлаждения , что не только увеличивает размер проектора, но и увеличивает его шумность. Также, лампам требуется некоторое время для выхода на полную мощность и, в зависимости от проектора, может требоваться то или иное время, прежде чем отключать питание - лампу нужно охладить.

Со светодиодами (LED) ситуация иная: светодиоды могут быть предельно компактными и позволяют создавать исключительно миниатюрные проекторы, но по иронии у них проблема с яркостью как раз зеленого светодиода, поэтому яркость светодиодного проектора обычно довольно сильно ограничена. Существенное преимущество светодиодов - способность обладать очень узким спектром излучения, то есть, очень насыщенным, чистым цветом. В связи с этим из RGB (красный, зеленый, синий) светодиодов можно добиться более широкого охвата цветов, чем стандарт sRGB (используется в Blu-ray, HDTV, для Интернет и пр.).

Да, светодиоды и лазеры - это не лампы, которые пользователь может легко взять и заменить. Эти источники света сильно интегрируются в конструкцию проектора, в его «оптический движок». Давайте посмотрим, почему. Существует множество способов использования светодиодов и лазеров. Итак,

Полупроводниковые источники света в проекторе и их варианты:

1. Белые светодиоды. Это похоже на лампу - у нас есть белые светодиоды, их свечение разделяется на красный, зеленый и синий, как у ламп… В практике встречается редко.

2. RGB светодиоды. У нас изначально три цветных источника света - не нужно ничего разделять - компактность! К тому же можно добиться высокой насыщенности цветов. Часто используется в миниатюрных проекторах в сочетании с одноматричной DLP технологией.

Иллюстрация работы RGB LED проектора от NEC

3. Синий лазер + желтый люминофор. Популярно у дорогих домашних лазерных проекторов (JVC, Epson, Sony?). Синий лазер дает синий цвет, второй синий луч активирует желтый люминофор, а уже этот желтый цвет потом делится на красный и зеленый. Ниже - пример использования с LCoS технологиями:



Схема Epson LS10000


Схема примерно того же у JVC

А вот пример использования с одноматричной DLP технологией (BenQ):

4. Светодиодно-лазерные проекторы («гибридные проекторы»). Активно используется Casio. Итак, мы хотим RGB светодиодный проектор, но надо чем-то заменить неяркий зеленый светодиод. Ставим вместо зеленого светодиода синий лазер (зеленый лазер дорого), который активирует зеленый люминофор. Получаем яркость, близкую к ламповым проекторам (и, кстати, аналогичный зеленый оттенок в ярком режиме).

Схема гибридного проектора с сайта Casio.
Колесо с люминофором должно вращаться, чтобы пропускать синий,
либо производить зеленый цвет!

5. RGB лазерный проектор. Все на высшем уровне: превосходные цвета, высокая яркость, высокая цена, большой размер.


Иллюстрация устройства RGB-лазерного проектора от NEC
отмечено, что трубы - из оптоволокна

Среди качеств лазерных проекторов, используемых на практике - гибкое и плавное управление источником света с возможностью полного затемнения на темных сценах фильма, либо ограничения яркости проектора, ведущего к увеличению ресурса лазера. Если в проекторе используется массив лазеров, то даже по истечении их ресурса, лазеры будут выходить из строя по очереди , а не все сразу, что в худшем случае приведет к постепенному снижению яркости.

Тем не менее, говоря о лазерных и светодиодных проекторах, приходится констатировать, что 20000 и 30000 часов - это цифры, относящиеся к самому источнику света, а в конструкции могут иметься и другие элементы, которые могут обладать совершенно другим ресурсом. В итоге полезно смотреть на официальный срок гарантии производителя...

Что касается люминофоров, то они, очевидно, имеют свои характеристики, если говорить о цветопередаче. Как правило, на практике насыщенность цвета у люминофора значительно меньше, чем можно добиться от лазера/светодиода.

Можно ли получить широкий цветовой охват у лампового проектора?

В принципе, да. Для получения более широкого цветового охвата нужно с помощью цветофильтров отсечь лишние участки спектра. Собственно, если мы можем выделить из белого красный, то почему бы не выделить более чистый красный? Правда, потери света увеличатся, но кто их считает, когда речь идет о дорогих проекторах?

Давно мечтал о проекторе. Только сейчас полностью созрел. Критерии были такие - максимальное разрешение, максимальная яркость и при этом за нормальные деньги.
Поэтому искал минимум HD разрешение, а сравнивая LCD и DLP решил все же остановиться на втором - все таки яркость здесь повыше, и приятный бонус - 3D.
Выбрал один из самых бюджетных этой ценовой категории. В целом гаджетом остался доволен, но некоторые нюансы все же огорчили.

Итак пропущу всю воду с описанием всех возможных технологий у проекторов, их можно предостаточно прочитать у авторов 18-пунктовых обзоров.

Муки покупки и ожидания

В обзоре я указал ссылку на aliexpress, но купил я их на JD. А так как на JD его больше нет, то я взял ссылку из рекомендованных продавцов в теме этого проектора на 4pda(к концу написания обзора купил другу по этой ссылке за 338$ минус 10$ с купоном продавца, 30$ купон для мобильного приложения и минус кешбек 33$ - итого чистая стоимость 265$ ).
Итак проектор был приобретен сразу с 3 парами 3d-очков, через пару дней получил трек-номер и счастливый ждал, каждый день обновляя статус в трекере.
Когда за неделю трек не показал ни единого статуса, я занервничал и начал дергать китайца - тот мне сказал что это нормально, типа ждите, скоро появится.
Еще неделю я ждал безрезультатно. До этого у меня уже был опыт покупки в JD - тогда мне тоже дали трек, который только засветился как зарегистрированный, и больше ничего, я долго их доставал, пока вдруг не обнаружил на почте посылочку которую жду, но со всем левым треком. А через день мне они этот трек сами прислали.
Поэтому и с проектором на второй неделе я начал требовать, что б они напряглись и нашли правильный трек. После чего получил сообщение, что оказывается их курьер вез мою посылку и случайно ее поломал, поэтому отправить ее теперь мне не могут. Говорю - ОК, ноупроблем, сенд ит эгейн. А мне в ответ сообщают, что это будет стоит 50 баксов. От такой наглости я приофигел, и сказал что мне будет проще вернуть бабло и купить по новой. Продавец сказал что это будет лучший выход, типа пиши в саппорт, и отменяй заказ, а потом делай заказ по новой.
Я так и не понял в чем тут хитрость, и почему они не могли просто еще раз отправить, но у меня на палке как раз осталось чуток денег, и я решил сделать заказ еще раз до того как разберусь полностью с их саппортом, что б не терять время. Но на очки уже не хватало и заказал только сам проектор. Не говорите что я извращенец - на то были причины, тем более что новый трек достаточно быстро отметился на почте и поехал знакомой дорожкой из Китая.
А история с первым проектором растянулась у меня еще на недельки две, с учетом того как быстро отвечает саппорт. Они были полностью согласны закрыть мой заказ, и вернуть деньги, но для этого я сначала должен быть указать что заказ мною получен и претензий я не имею. Типа процедура такая… Я конечно был таким смелым в покупках, потому что уже хорошо знаком с paypal и их защитой покупателя, но эти действия ставили под сомнения любые дальнейшие разборки с paypal в случае чего. Поэтому когда я не смог договориться с саппортом, я просто полез в paypal и открыл диспут там.
Деньги мне, понятное дело вернули, но вместе с этим почему-то заблокировали мой аккаунт на JD(видать им не понравился мой финт в обход их саппорта), или может просто удалили меня с сайта, потому что зайти под своим мылом и паролем я больше не мог, и на попытку восстановить пароль мне приходил ответ что такого email на сайте нет. Но при этом на компьютере, где я был уже залогинен, я спокойно мог дальше просматривать свои заказы, общаться с продавцами и т.д. Ну да ладно, палка меня в обиду не даст.
В итоге я получил свой проектор и решил на JD больше ни ногой!

Итак приехала ко мне моя долгожданная коробочка. Любителей наблюдать за процессом распаковки должен разочаровать - желтых бумажных пузырчатых пакетиков и коробочек в желтом китайском скотче я не фоткал - не понимаю этот фетиш.
А вот сама упаковка поразила своей компактностью. Когда я ходил к другу сравнить свой проектор с его ламповым, он очень удивился компактным размерам китайца, а когда узнал что это не сам проектор, а коробка с проектором, то удивился еще больше.

Внутри коробки было два отделения, в одном само устройство. В другом все аксессуары - БП, пульт, шнурочки, антенна…

Вот собственно все содержимое:

Блок питания имеет странную какую-то вилку, и на первых этапах для теста использовал переходник. Но благодаря тому что к БП шнурок подключается стандартным разъемом, как у привычных нам компьютерных БП, после 10 минут копания в коробках на балконе, я нашел несколько таких шнурков уже с нашей человеческой вилкой, и спокойно пользовался им как нормальный белый человек.

Пульт по сути минимален - позволяет бродить по меню андроида, корректировать трапецию, включать 3D и прочее не столь важное. Кстати для обзора решил наделать скринов, перепробовал все программы для этого - ни одна не работала. А как дошел до описания пульта, так сразу увидел кнопочку принтскрина. :) А так пару часов мучился… Я больше привык к airmouse поэтому этот пульт забросил на полку и забыл о нем. Питается пульт от двух ААА.

Теперь подробнее о самом проекторе. Сверху расположены сенсорные кнопки, повторяющие основные элементы управления + кнопочка выбора источника.

После прикосновения к ним, они загораются синим цветом. Вкл/выкл - зеленым/красным показывая состояние. Через время гаснут, остается светить только power. Светят не сильно ярко, смотреть не мешают(у моего ТВ бокса лампочка power освещает пол комнаты).

Спереди собственно линза проектора и один из радиаторов охлаждения.

Слева - еще один радиатор и ползунок регулировки фокуса. Это первое что меня бесит в нем - ход ползунка очень маленький, и движется он не совсем плавно. И иногда приходится по пару раз туда сюда его гонят, а то вроде хочешь совсем чуть-чуть подправить фокус, для этого по сути надо сдвинуть ползунок где-то на пол миллиметра-миллиметр, начинаешь пальцем давить, а он бац, и прыгнул дальше…

Справа вход для БП, динамик и кардридер для microSD.

Сзади расположены основные разъемы: hdmi, USB2.0, USB3.0, LAN, VGA разъем, аналоговый и миниджек для звука.

Снизу имеется стандартная резьба для крепления на трипод. А так же отверстие с куллером для охлаждения, поэтому в идеале конечно бы полностью не перекрывать эту дырку.

Весь проектора уже вместе с антенной wifi:

Характеристики аппаратика:
Система проектора: DLP Собственное разрешение: 1280 * 800, поддерживает 1080p Яркость: 3000 лм Контрастность: 10000: 1 Операционная система: Android 4.4 3D: Да, с поддержкой цифрового 3D, Blue-Ray 3D Процессор: ARM Cortex A7 четырехъядерный процессор DRAM: 512M DDR3 GPU: Мощный Многоядерный Mali-450MP2 Ручная фокусировка EMMC: 4G Bluetooth: V 4.0 WIFI: IEEE 802.lla / B / G / N (2.4G / 5G) RGB LED 30000 часов Размер изображения: 20-115inch Keystone: ± 40 градусов Интерфейсы: HDMI / PC-RGB / AV / USB / аудио выход / Micro SD / TXT Размеры: 163 * 110 * 37мм Вес: 445g

Андроид

Итак если вы решили пользоваться родной оболочкой, то сразу после включения вас ждет такая вот метро-подобная оболочка с плиточками. Приложения настраиваются и можно заменить на удобные себе.

Собственно в остальном обычный Андроид 4.4, кроме что отдельных настроек для проектора

Здесь можно включить автоматическую подстройку трапеции благодаря гироскопу, а так же настроить вручную. Я предпочитаю выключать автоматическую, а то она бывает сбивает то что сам вручную настроил просто при попытке чуть поднять/опустить кадр.
Для тех кто планирует подвесить на потолок, можно перевернуть картинку.
Так же есть зум, но вы должны понимать, что зум не оптический, а он просто уменьшает само изображение, теряя его разрешение.
Первый пункт - это отдельное подменю, где можно настроить цвета под себя. Я пока не нашел каких-то своих хороших параметров, поэтому пользуюсь пока стандартными.

На фоне этих настроек в проекторе еще крутиться анимашка с прибоем, что б меняя настройки цвета, вы могли видеть как меняется картинка, но почему-то скриншот ее не захватил.

Я серьезно производительность не проверял, но тем, для кого-то это все же имеет значение, решил установить Антуту.
Приложение запустилось наверное раза с 3-4



Вроде по параметрам неплохая конфигурация, и со своими основными функциями справляется - проигрывает 1080р как с флешки, так и стримом с интернета.
Но на этом хорошие стороны оболочки заканчиваются, потому что если вы решите кроме просмотра кино заняться еще чем-то, то можете разочароваться - так например после октрытия всего пары страничек в браузере, смотреть кино становится уже нереально - лаги появляются даже на 720р. Причем лагает не только кино, а лагает все, в эти моменты даже мышка иногда подвисает на доли секунд.
Возможно это из-за небольшого количества оперативной памяти(с запущенным приложением антуту остается чуть больше 100 мегабайт).

Тем кому понятнее мощность железа в попугаях, я запустил тест. Тест запустился тоже раза с 3го.

Кроме того в системе есть ВТ - можно подключить беспроводные динамики или наушники, а так же WIFI поддерживает два диапазона - 2,4GHz и 5GHz. Скорость на обоих стандартах близкая, и где-то на уровне показателей показателей других устройств в комнате. Скрины не вижу смысла прилагать, так как она зависит от многих факторов, не касающихся самого проектора.

Еще одна больная мозоль аппаратика - это звук . Да, там вроде есть парочка динамиков, типа стерео. Но реально проще считать что звука тут нет совсем.
Он не просто плохой, он ужасен! Очень тихий, хрипучий… не в состоянии даже перекричать куллер на некоторых режимах работы. Я со старта подключал БТ-колонку - результат просто несравним.
Сейчас же подключил 5.1 аудиосистему в стереовыход в режиме PROLOGIC(разделение стерео на все каналы) - смотреть стало совсем интереснее.
Как смогу победить лень, подключу в hdmi свой ТВ-бокс, который сейчас служит в телевизоре. А там уже есть нормальный цифровой выход звука. Пока хватает и этого.

Теперь к самому главному - к проектору .

Начну с того что в проекторе три режима работы: экономный, сбалансированный и максимальной яркости.
Со старта я начал работать с экономным режимом - я не видел большой разницы со вторым вариантом, зато куллера не слышно было практически совсем.
Во втором режиме яркость немного прибавлялась, но при этом увеличивался звук охлаждения(где-то на уровне охлаждения ноутбука во время нагрузки), и цвета становились более теплыми выразительными, может даже через чур.
Третий режим вообще шумел очень громко, яркость хоть и прибавлялась где-то, но при этом с цветами случалась какая-то фигня - цветные переходы становились не такими плавными, как буд-то количество цветов уменьшалось в разы.

Так что на старте я пользовался экономным режимом.
Итак только распаковал, сразу решил куда-то на стену картинку вывести.

Совсем белых стен не нашел, поэтому вывел просто на самую светлую.

Поэтому следующим шагом был экран . В тот момент я недооценил этот вопрос.
Почему-то все упускают этот момент, но как показывает практика экран - очень важная составляющая.
Поэтому мой первый экран был самый простой недорогой вариант, который мне подходил по размеру. Это было обычное полотно на люверсах в чехле.



Не придумал ничего лучшего, чем повесить экран на карниз. Как не старался, растянуть ровно не получалось. Решил пробовать в таком виде.
На светлой картинге совсем все грустно было, видно каждый перегиб и неровность


На более темной картинке огрехи экрана видно меньше, но все равно удовольствия от просмотра мало - кроме неровностей, еще и яркость сильно терялась(часть света просачивалась через него).

Я сильно разочаровался в устройстве и уже начал думать как бы его продать. Я не понимал, как народ хвалит более дешевые проекторы, если даже такой показывает убого.
Но почитав немного форум, прочитал что плохой экран портит все впечатление о проекторе. Поэтому я решил не спешить с продажей, а полностью занял поиском недорого но хорошего экрана. Я почти месяц мониторил все доски объявлений, и уже думал покупать просто неплохой скручивающийся экран, как случайно увидел в продаже полностью новый Elite Screens M100HSR-PRO за пол цены. Я даже решил что это какой-то кидала, но все же рискнул… и в итоге обзавелся обалденным экранчиком:


Экран имеет размер 100" с пропорциями 16:10, шириной 2,3м, яркие черные границы. И что самое важное - коэффициент отражения 1,1 единиц, что очень хорошо для проекторов, у которых недостаточно яркости.
С размещением проектора не все так просто - на потолке мешала лампа, поэтому проектор я сделал мобильным, прикрепив на трипод от фотоаппарата. Это очень удобно - легко подстраивать углы, легко ровнять по высоте и по-горизонтали.


Для диагонали 100" проектор расположил на расстоянии около 3х метров.

В итоге картинка получилась такая:


Мне результат уже нравился, но в фильмах все равно не хватало яркости немного, поэтому я решил переключить с экономного на сбалансированный, яркости стало немного больше, звук охлаждения чуть больше, но при просмотре фильма он практически не заметен. Зато цвета стали более насыщенными, может даже слишком:

Пиксели более-менее различимы с расстояния около 30 см:



Кино выглядит на экране так:



Вы наверное заметили, что видео имеет полосы не только сверху и снизу, как обычно бывает в киношном формате, но еще и слева отступ. Объясняется все просто - нативное разрешение проектора имеет пропорции не совпадающие с 16:10, и если проецировать без обрезания краев, то картинка в полном своем размере выглядит так:


Если кому-то видно не очень хорошо, эта же картинка только с включенным светом:

Но тут есть еще один подвох.
Те кто внимательно читал данные в антуту, мог заметить, что разрешение в системе 1280*720, а оно уже растягивается до 1280*800. Возможно не каждый глаз это заметит сразу, но взяв рулетку и замерив диаметры круга на картинке по вертикали и горизонтали, я понял что это не круг, а эллипс, и вот здесь помогла настройка зума в настройках проектора. Методом подбора, перемеривая круг после каждого шага, я подобрал наиболее правильные настройки зума:

В итоге картинка стала такой:


Она же при освещении:


А если проектор еще отодвинуть, изображение красиво ложится в пропорции экрана. Хотя мы и теряем полезные 40 строчек пикселей сверху и снизу.

Теперь по поводу самого главного вопроса у проектора - яркость .
У меня до проектора был куплен LED телевизор 42" с разрешением 1080р. Если сравнивать картинку на телевизоре и у проектора на 100", то не смотря на меньшее разрешение, картинка у проектора даже более приятная - мягкая, киношная. Но вот недостаток яркости заметен сразу, но если не сравнивать с телевизором, то не сильно и замечается.

Что б вы немного понимали разницу спроецировал картинку над телевизором:


Я пробовал сфокусироваться на картинке телевизора, но даже при этом получился сильный пересвет в телике, и очень темная картинка в изображении проектора.
Если сфокусироваться на изображении проектора, то картинка уже не настолько темная, и вполне смотрибельна, но разница в якости ощутима.

Логично что первое на что все начнут обращать внимание при покупке, это яркость… Только вот в характеристиках всех проекторов фигурируют какие-то абстрактные единицы - 3000 Люмен, или 400-500 ANSI люмен. Что это за цифры, и как в них ориентироваться?

Для начала скажу что всю прошлую неделю мы с другом лазили по магазинам продающим проекторы и сравнивали картинку(ему очень понравилась картинка, и он захотел себе такой же), так вот у всех китайских DLP LED проекторов этого разрешения яркость не сильно отличается.
А люмены китайцы свои считают мало того что на кратковременной максимальной предельной работе светодиодов, так еще и они корректируют данные с учетом того, как этот свет воспринимает человеческий глаз. А так как человеческий воспринимает свет светодиодов ярче чем обычных ламп, то реальные замеры увеличивают на этот коэффициент.
Так вот 3000 люмен считают просто - в проекторе используются 3 светодиода, если каждый в заявленных характеристиках имеет 1000 китайских люменов, то 3 штуки значит в три раза больше. Мало того что математика очень странная, так еще и никто не учитывает потери на матрице и линзах, в LCD проекторах потери могут достигать 85%. Более честная цифра вроде ANSI люмены, хотя откуда китайцы берут эти цифры тоже сложно сказать.

Я не имею у себя каких-то измерительных приборов, поэтому воспользуюсь исследованиями пользователя регион 63 с форума 4pda, где он подробно изучил реальные люмены, сравнив данные с трех проекторов: обозреваемый LED9, брендовый DLP проектор BenQ MW519(паспортная яркость 2800 люмен) и UNIC UC50(по паспорту 800, но пишут что честных 50 ANSI).
Если мерить только самый яркий режим, а именно белый цвет, то брендовый конечно уделает китайца по полной, так как бренды используют лампу в белом спектре и в диске для белого цвета есть отдельный пробел. Китайские же проекторы формируют белый цвет совмещая три цвета RGB.
Поэтому замеры яркости были сделаны на палитре:


Получившаяся таблица(от 1 до 7 - порядковый номер цвета)


Так что если откинуть неадекватный третий режим, то в целом у обозреваемого проектора максимум 170 Люмен.

Многие говорят что этого хватает за глаза, но я все же считаю, что максимальное удовольствие от просмотра можно получить только в полностью затемненной комнате. Поэтому пока сейчас пока я стараюсь смотреть кино на проекторе только в темное время суток, благо темнеть уже начинает после 18:00.

Из остальных нюансов проектора - фокусировка, и эффект радуги.
С фокусировкой тут не ахти как - мало того что колесико фокусировки гемморойное, так еще и нельзя добиться хорошей фокусировки по всему кадру - я обычно настраиваю по середине, на краях при этом уже немного мылит.
А вот про эффект радуги у DLP я узнал уже после покупки и использования проектора, здесь на сайте в комментариях других обзоров. А так же на прошлой неделе, когда ходил и изучал другие проекторы с другом. У ламповых DLP проекторов радугу поймать очень легко - просто возьмите карандаш, и помашите перед экраном - увидите за карандашом разноцветный след. В DLP проекторов на светодиодах этот эффект поймать очень сложно - для этого на черном фоне надо разместить какой-то светлый объект, например белый указатель мышки, и смотря на него начать быстро мигать глазами и мотать головой в стороны - иногда за указателем мыши проскакивает та же самая радуга.

А теперь о том, о чем почему-то постоянно молчат все обзорщики - 3D .

Итак, приняв для себя изображение на проекторе вполне смотрибельным, я решил обзавестись и 3d очками. Купил сразу для всей семьи, с запасом на случай если гости придут.


Для DLP проекторов используются не обычные пассивные очки с поляризованными стеклами, а активные, затворные - очки синхронизируются с проектором по ИК порту и поочередно закрывают то левый то правый глаз. Конечно с учетом высокой частоты кадров мы эти мигания не замечаем, и как бы видим две разные картинки.


В коробочке кроме самих очков и тряпочки для их протирания есть еще и usb провод - очки имеют встроенный аккумулятор, который нужно подзаряжать. Судя по инструкции, одного заряда хватает на 6 часов непрерывного просмотра.

Ну что ж, теперь о самом просмотре.
Для просмотра в 3d не подойдут сине/красные фильмы, нужные нам фильмы называют стереопарой - на одном кадре или горизонтально или вертикально расположены два кадра - для левого и правого глаза.


Кто помнит когда-то популярные стереокартинки, может прямо сейчас совместить два изображения и увидеть как выглядит 3d.

В моем телевизоре тоже есть 3d и там нужно выбрать какого типа у вас 3d.
В проекторе же достаточно нажать кнопочку 3D на пульте и он определяет автоматически формат видео. Точнее я бы сказал «пробует определить», потому что получается у него это обычно раза с 3-4.

Очки включаем когда уже запущено 3d видео и очки сами автоматически синхронизируются, если объема не видно, можно кнопкой на пульте L/R поменять местами кадры. Поменять кадры можно и на самих очках кнопочкой. Правда если вдруг во время воспроизведения 3d режим вдруг отвалится(такое редко, но случается) то после включения 3d кадры менять надо опять, что на пульте в проекторе, что на очках(синхронизируются по новой).
Когда-то, когда я только выбирал себе телевизор, я сравнил в работе пассивную и активную технологию - так вот тогда от активных очков у меня уже через минут 5 начинали болеть глаза, мне кажется я даже замечал это мигание очков. С проектором я не чувствовал усталости даже после полностью просмотренного фильма. Правда после длительного просмотра фильма как раз и вылез так любимый эффект радуги - как только я снял очки, то где-то в течении минут 5 я видел эффект радуги на всем, на что попадал свет от проектора.

Во время просмотра 3d видео процессор нагружается так сильно, что сам андроид практически полностью висит. Иногда нажав на паузу, приходится ждать секунд 10-15, пока система отозвется. А если попытаться подергать мышкой, то мышка точно так же висит 10-15 секунд, потом на такое же время отмирает, и опять зависает.

Теперь о грустном - самое больное место китайских LED проекторов, яркость, режется очками раза в 2. В итоге хоть картинка и хорошая, объемная, а благодаря размеру экрана она и еще и хорошо воспринимается, но яркости так мало, что приходится постоянно напрягать глаза, всматриваться… в общем удовольствия от просмотра мало.
Я пытался накрутить брайтнес больше, но в итоге только пересвет на самом изображении, но при этом картинка такая же темная.
Так что скорее всего все очки просто продам. Сильно пожалел, что накупил так много.

Заключение:
Аппаратик за свои деньги бомбезный, хоть и есть некоторые недостатки, но после пhосмотра фильмов на большом экране, 42" экран телевизора кажется маленьким иллюминатором.
Обязательно кроме покупки проектора изучите и вопрос экрана к нему, иначе можете сильно испортить себе впечатление. Чем выше коэффициент светоотдачи - тем лучше.
На Андроид не сильно рассчитывайте, а про наличие звука в нем можете вообще забыть - выводите звук на внешние колонки.
Из трех режимов последний - практически бесполезный, наиболее интересные экономный и оптимальный. Тут каждый выбирает себе что больше понравится.
3D - просто ужасен, яркость режется сильно, полностью портя удовольствие от просмотра.