Соционика: типы информационного метаболизма. Психологическая теория

В непрерывном обмене энергией и информацией со средой (метаболизм энергетический и информационный) каждый живой организм, от простейшего до самого сложного, стремится сохранить свой собственный порядок. Утрата этого порядка равнозначна смерти, являя собой победу второго закона термодинамики (энтропии). Вопреки видимости постоянства живой системы ни один атом в ней не остается тем же самым; через относительно короткое время он заменяется атомом из внешней среды. Постоянной остается только структура, своеобразный порядок, специфический для данного организма. Это своеобразие, или индивидуальность, относится к порядку на уровне биохимическом (своеобразие белков), физиологическом, морфологическом, равно как и на уровне информационном.

Этот последний род порядка относится к сигналам, получаемым из окружающего мира и специфическим реакциям на них. Благодаря информационному метаболизму <моим> становится не только собственный организм, но также и окружающий мир, который своеобразным способом воспринимается, переживается и на который индивид своеобразно реагирует. По мере филогенетического развития нервной системы информационный метаболизм играет все большую роль по сравнению с метаболизмом энергетическим.

Сохранение специфического для данного организма порядка требует от него постоянного усилия, которое является условием жизни. Усилие жить, которое противостоит энтропии, частично экономится благодаря биологической наследственности. Благодаря ей своеобразный порядок переносится от поколения к поколению. Половое воспроизводство обеспечивает большее разнообразие структур, так как генетический план, возникающий из соединения двух половых клеток, является новым планом, а не точной копией материнской клетки, как в случае асексуального воспроизводства. Это последнее напоминает техническое производство, при котором создаваемые модели являются точной копией прототипа.

Человек, помимо биологического наследования, располагает наследованием социальным, благодаря которому может овладевать материальными и духовными ценностями. Усилия тысяч поколений, связанные с развитием речи, формированием знаний о мире, ценностей моральных и художественных, технических устройств и т. д., передаются ему, начиная с рождения. Если бы он был лишен этого наследства, он вынужден был бы все начинать сначала. Развитие культуры было бы невозможно.

Проблема порядка интегрально связана с проблемой власти. Чтобы окружающую среду преобразовать в свой собственный порядок, структуру собственной системы, необходимо сначала эту часть среды добыть, стать ее хозяином и властителем. Борьба за территорию, на которой живут, присуща не только человеку, но и животным и даже растениям. Попытка захвата территории путем вторжения вызывает у животных реакцию либо агрессии, либо бегства; банальный пример — собака, рычащая на того, кто хочет отобрать у нее кость. Социология животных дает много интересных примеров как борьбы за власть, так и формирующейся в группах животных иерархии.

Проблема власти существует также внутри многоклеточных организмов. В многомиллиардном <обществе> клеток должен существовать определенный порядок. Этот порядок закодирован в генетической субстанции, которая составляет существенный компонент любого клеточного ядра. Оно является <доверителем (поверенным)> клетки. Без него она не может существовать. Эндокринная и нервная системы выполняют в организме роль как бы вспомогательную в отношении генетического плана, усиливая его интегрирующую деятельность, моделируя план деятельности в зависимости от актуальных потребностей организма и условий среды.

Опухоль можно было бы определить как <бунт> клетки против обязательного в данном организме порядка. Опухолевые клетки, освободившись от общей дисциплины, свободно, <не считаясь> с остальным организмом, реализуют свои права на сохранение своей жизни и жизни своего нового вида. Они разрастаются и размножаются за счет других, <не взбунтовавшихся> клеток.

Глядя на организм целостно, нельзя миновать проблемы власти; она присуща даже организмам, стоящим на самых низших уровнях филогенеза. Чтобы жить и размножаться, требуется завоевывать окружающий мир. Эта проблема, как и многие основные моменты человеческой жизни, выступает в патологически преувеличенном виде также в шизофрении. Больной, особенно в остром периоде шизофрении, в своих патологических переживаниях часто осциллирует между чувством божественного всемогущества, в котором он читает мысли людей, управляет их волей, управляет ходом событий на земле и Во Вселенной и чувством полной утраты власти, когда другие читают его мысли, управляют его действиями, речью и мыслями, когда он чувствует себя автоматом, лишенным власти над окружающим миром. В предболезненной жизни шизофреников часто на первый план выступают трудности завоевания своего места в окружающем мире и адекватного решения дилеммы <управляю — управляют мной>.

Проблема власти связана не только с законом сохранения жизни, но также и с законом сохранения вида и с информационным метаболизмом. В первом случае власть односторонняя, а во втором и третьем — двусторонняя. Та часть окружения, которая должна быть уничтожена и поглощена, чтобы доставить организму необходимую для жизни энергию, уже не имеет над ним власти. В сексуальных и эротических контактах власть двусторонняя. Индивид становится господином и невольником своего партнера. В обмене сигналами с окружением индивид вынужден принимать порядок окружения, одновременно стараясь навязать ему свой собственный.

Три рода власти над окружением определяет одно и то же притяжательное местоимение <мой>. <Моими> являются: пища, квартира, деньги и т. д., предметы, обеспечивающие закон сохранения жизни. <Моими> являются лица, обеспечивающие закон сохранения вида; в узком значении сексуальный партнер, в широком — лица, принадлежащие к тем же самым социальным группам: семейной, национальной, религиозной, профессиональной, классовой и т. п., ибо в основе социальных связей разного рода лежит закон сохранения вида. Семейная группа — самая простая и самая ранняя их форма — является непосредственным результатом этого закона. <Моими>, наконец, являются собственные переживания, впечатления, чувства, мысли, приобретенные знания, решения и действия. Сигналы, поступающие из окружающего мира, своеобразным образом упорядочиваются, обусловливая специфическую реакцию на них.

Информационный метаболизм, определенный Павловым как рефлекторная деятельность, расширяет сферу власти организма над окружающим миром. <Моим> становится не только та часть окружения, которая ассимилируется самим организмом, и не только та, преходящая связь, с которой обусловливает появление нового организма, но значительно более широкий круг окружающего мира, минимальные количества энергии которого, не играющие никакой роли в энергетическом метаболизме, становятся сигнальными, обусловливающими поведение организма. Информационный метаболизм является подготовительным шагом к вступлению в ассимиляционный и репродуктивный контакт с окружающим миром. Прежде чем стать <моим> в смысле создания субстанции собственного организма или сексуального соединения, он должен стать <моим> в смысле ориентирования в нем. Организм должен <знать>, как в нем двигаться, чтобы удовлетворить два основных биологических закона: сохранения жизни собственной и вида.

По мере филогенетического развития информационного метаболизма, который существует в каждой клетке в форме ее способности принимать сигналы из окружения и реагировать на них и который в многоклеточных организмах становится, прежде всего, функцией специализированных в этом направлении клеток (получение сигналов — рецепторы, реагирование — эффекторы, а перенос и упорядочение их — нервные клетки), жизнь становится все больше приготовлением к жизни, если, как ее сущность, принимается выполнение двух основных биологических законов. Напротив, в простейших организмах жизнь замыкается в выполнении этих законов, а маргинес приготовления у них минимален. Окружающий мир служит им только для преобразования его в собственную структуру организма, становится полностью <моим> миром, либо, если это условие не выполняется, грозит гибелью, разрушением собственного порядка, что равнозначно смерти. Если бы попытка воссоздать переживания на этом уровне филогенеза не была излишним фантазированием, то можно было бы предположить, что они осциллируют между чувством всемогущества и чувством угрозы смерти; мир либо полностью <мой>, либо совершенно чужой, причем чуждость означает смерть.

Удовлетворение основных биологических потребностей связывается с приятными переживаниями, неудовлетворение — с неприятными. <Мой> мир притягивает, а <чужой> отталкивает. Власть над окружающим миром поэтому является источником удовольствия, а ее отсутствие — источником неприятных чувств. <Чужой> мир возбуждает страх и агрессию; стремятся от него бежать или его уничтожить.

Что касается власти над окружением, то существуют определенные аналогии между описанной ситуацией и той, в которой находится человек в начале своего онтогенетического развития, когда его сигнальная система еще функционально очень слабо развита. Подобно низшим формам жизни, в эмбриональном периоде и младенческом возрасте он полностью зависит от его окружения, без него перестает жить. Окружение принадлежит исключительно ему; он имеет над ним полную власть, ибо оно выполняет все его потребности, либо, если это не так, ему грозит смерть. Многие психиатры, особенно те, которые занимаются переживаниями раннего детства, считают, что чувство всемогущества и неразличение между собственным миром и миром окружающим характерно для младенца. Достаточно частое проявление переживаний этого типа в шизофрении считается регрессией к самым ранним периодам развития. Деспотизм общепризнанно считается осевым проявлением эмоционального инфантилизма. Абсолютная власть связывается с абсолютной зависимостью. Властитель, подобно младенцу без матери, не может существовать без своих подданных. Он также утрачивает границу между собой и подчиненным ему окружением, как у Людовика: .

Развитие сигнальной системы уменьшает зависимость организма от окружения. Контакт с ним не означает необходимости захвата окружения в свое полное обладание, при котором оно полностью преобразуется в структуру организма. Не означает также обратной ситуации, когда живой организм преобразуется в структуру окружения.

Контакт о окружением утрачивает остроту альтернативы: <победить> либо <стать побежденным>, при которой собственная победа означает смерть окружения, а победа окружения — собственную смерть. Борьба с окружением продолжается дальше, так как она составляет смысл жизни, если мы трактуем ее как стремление сохранять собственный порядок ценой порядка окружения. Однако победы и поражения утрачивают свой драматический аспект <быть или не быть>, а приобретают характер борьбы <понарошку>, как бы игры с окружением. В этой борьбе можно быть безболезненно побежденным окружением; тогда принимается его порядок; на этом, в конце концов, основывается дисциплина в смысле научения порядку окружения; можно также быть победителем, свой порядок навязать окружению, не уничтожая его при этом, как в случае энергетического обмена со средой. Эти <забавы> с окружением становятся самоцелью. Их можно наблюдать даже на очень низких уровнях филогенеза. Хейзинговское homo ludens, как видно, относится не только к человеку.

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.»

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.

Эволюционный скачок, каким было возникновение человека, в общем, относится к развитию сигнальной системы, не пропорциональному по сравнению с другими системами организма, особенно той ее части, которая, прежде всего, служит интеграции сигналов входящих и выходящих из организма, т. е. коры мозга. Миллиарды корковых клеток обеспечивают невероятное богатство способов обмена информацией с окружением (функциональных структур), из которых в течение жизни используется лишь небольшой процент. В этом проявляется принцип расточительной экономии, довольно распространенный в живом мире. Соответственно этому принципу, лишь малая часть существующих в природе генетических планов оказывается реализованной в зрелых организмах. Также и отдельные органы работают, реализуя лишь в малой степени свои возможности. Давление окружения, особенно социальной среды и социального наследования, вынуждает к развитию только тех форм взаимодействия с окружением, которые принимаются в данном культурном кругу и в данной эпохе. Возможно, без этого внешнего давления социальной дисциплины возник бы хаос. Может быть, в бессознательном страхе перед этим хаосом человек с самого начала своего существования измысливает всевозможные способы закрепощения свободы равно людей, животных и растений, с которыми находится в контакте, как и самого себя. Там, где мы находим решетки и кандалы, с большой вероятностью можно принять, что имеем дело со следами человека.

Стремясь смотреть на проблему порядка и дисциплины глазами тех, что прошли через концлагеря, трудно оспаривать правильность приведенных выше слов Яна Мёдоньского. Стремление к порядку и дисциплине достигло там апогея чудовищного абсурда. Третий Рейх уже рушился, а <концерны> смерти продолжали исправно действовать и даже увеличивали свою <производительность>. В них дольше всего удерживалась идея <Майн Кампф>, ибо они явились квинтэссенцией этой идеи. Гитлеровская концепция улучшения мира была исключительно простой: уничтожить все то, что угрожает чистоте расы <сверхчеловеков>, прежде всего — ликвидировать евреев. После этого акта уничтожения должен был наступить <рай великолепных людей>. Концепция эта не нова в истории человечества, но никогда не была столь просто сформулирована и столь последовательно проводима.

Любой социальной идеологии, а было их в ходе истории немало, присуще отвращение к тому, что с ней не согласуется, прежде всего к тем, кто ее не признает. Образ мира упрощается до черно-белого, люди делятся на <верующих> и <неверующих>; первые — хорошие, вторые — плохие. Внутренняя борьба между различными возможностями активности, которую в собственной оценке ощущают как борьбу добра со злом, переносится вовне. Принимая готовую форму активности, редуцируют собственную неуверенность, колебания между альтернативными возможностями, становятся носителями добра, в собственном представлении. Злом становится то, что вовне и с этой формой не согласуется. Принятие готовой структуры извне облегчает внутреннюю интеграцию; динамический порядок превращается в статический, колеблемый тростник преобразуется в статую. Такой статуей был человек Третьего Рейха; он шел прямо вперед к цели, поставленной вождем, топча и уничтожая все стоящее на пути.

Развитие сигнальной системы у человека, особенно высшей формы сигнала, каким является слово, позволяет ему несравнимо более совершенным, нежели у животных, образом пользоваться готовыми функциональными структурами. Вместо того, чтобы вырабатывать их заново, он выучивает их от социального окружения. Дисциплина является необходимым условием ассимиляции таких готовых форм поведения и социального окружения. Принятие их награждается, отвергание — наказывается. Формируется внутренняя система, контролирующая поведение индивида, ощущаемая им как <социальное зеркалом (<что обо мне подумают>).

Существенной чертой каждой сигнальной системы, как технической, так и биологической, является способность самоконтроля. В принципиальной схеме такая система представляется следующим образом: сигналы извне переводятся на специфический язык системы (например, электрический импульс в электронных машинах, нервный импульс в нервной системе). Преобразованные сигналы интегрируются соответственно какому-то плану (данному извне в форме программы в случае технических систем, возникшему внутри системы в случае биологических систем). Результат интеграции в форме приказа поступает к эффекторам (например, мышечным клеткам в биологических системах). В них внутрисистемный сигнал преобразуется в сигнал внесистемный, иначе говоря: собственный язык системы преобразуется в язык, понятный для ее окружения. Последний этап в обмене сигналов между системой и его окружением составляет обратная связь; именно от нее зависит способность самоконтроля системы. Она основывается на том, что часть сигналов, выходящих из системы, в нее возвращается. Благодаря этому план системы никогда не бывает жестко фиксированным, но изменяется в зависимости от возвращающихся сигналов, которые информируют о том, как он был выполнен и какие изменения вызвал в окружении. В нервной системе можно найти много примеров обратной связи. На наивысшем уровне интеграции деятельности нервной системы, на котором данная активность становится осознаваемой, то, что соответствует механизму обратной связи, переживается как способность самоконтроля. <Социальное зеркало> соответствовало бы обратным сигналам, которые информируют о том, какой эффект в окружении вызвало наше поведение, а то, что называют совестью, возникало бы из соединения этих обратных информации с наиболее общим, а тем самым сознательным планом активности.

Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждают верность известного выражения <психическое несварение>. Современный человек, несмотря на то. что живет в необыкновенно интересное время, часто бывает пресыщен им, не может переварить то, что к нему непрестанно поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок. Это напоминает ситуацию переполненного яствами стола, когда человек больше уже не в состоянии съесть, и самая вкусная еда вызывает у него только позывы к рвоте. Упоминавшаяся уже трудность разрядки творческих тенденций обусловливает то, что потребительская тенденция преобладает над творческой. А это, в свою очередь, ведет к <перееданию>, чувству скуки, поиску сильных впечатлений. С другой стороны, сигнал, высылаемый в окружение, чтобы быть им воспринятым, должен также быть <сильным ударом>. Только сильный стимул может пробиться через охранный барьер безразличия. Достаточно обычные ныне симптомы безразличия в отношении несчастья другого человека (например, когда безразлично проходят мимо уличного происшествия) являются предметом отрицательной моральной оценки нашего поколения. С другой стороны, однако, трудно винить в безразличии человека, который по телевидению видит вьетнамских детей, опаленных напалмом, сцены из гитлеровских концлагерей, людей, умирающих в Индии с голоду, и т. п. Избыток информации о человеческих страданиях вызывает, в конце концов, безразличие; с психологической точки зрения — это защитный механизм. Узники в концлагерях также становились безразличными к виду трупов, несчастья, грязи и человеческого страдания; становясь впечатлительными, они не смогли бы пережить лагерь. Безразличие к человеческому страданию является одним из проявлений <психического несварения>.

Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. Требуется самому выбирать, что стоит принять, а что лучше отбросить. Возрастает критицизм. Снижается ценность авторитетов. Совершенствование средств коммуникации не пошло им на пользу. Чтобы сохранять престиж власти, следует держаться на безопасном расстоянии от подданных. Правда, существуют сказки о добрых властителях, которые переодетыми в крестьянские одежды ходят среди бедных, но в действительности они всегда жили в изоляции. Одиночество является атрибутом власти. Даже нервная система, которая в организме играет роль властителя (управляющей системы), является более изолированной относительно других органов и систем организма. Величие власти на близком расстоянии уменьшается. Поэтому телевидение и другие средства распространения информации, возможно, опаснее для авторитетов, чем все другие современные явления, влиявшие на их девальвацию (например, высокий темп изменений).

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил процесс усвоения и обработки информации психикой человека с процессом обмена веществ в организме. (Термин «метаболизм» означает «обмен, усвоение, переработка»).

Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) состоит в том, что «внешние информационные сигналы, принимаемые психикой, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма (ЭМ) получает организм, т. е. ... как пища, необходима для ЭМ организма, так и информационные сигналы - для ИМ психики», - объясняет А. Аугустинавичюте . А. Кемпинский ввел такой образ: «Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации».

Информационный метаболизм - это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.

Аушра Аугустинавичюте пишет: «А. Кемпинский первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его информационного метаболизма. Теперь мы знаем, что этим нарушением является не что иное, как недополучение нужных сигналов-раздражителей от людей с дополняющей психикой и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими от людей, контакт с которыми затруднен потому, что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают малопонятным и неприемлемым способом» .

«Понятие информационного метаболизма является естественным обобщением понятия химического метаболизма, хорошо развитого в исследованиях физиологических процессов у человека и животных. Это понятие предполагает и исходит из того, что информация для человека (а, вообще говоря, для всех живых существ тоже) является таким же важным объектом потребления, как вещество и энергия...», - объясняет соционик С. И. Чурюмов, - «Вполне конструктивная аналогия с потреблением и обменом вещества имеет место и.для информации. Информация воспринимается, накапливается, усваивается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть информации остается внутри и составляет внутренний мир человека» .

Как же теорию информационного метаболизма соединить с типологией К. Г. Юнга?

В соответствии с теорией информационного метаболизма прием и передача информационных сигналов обусловлены образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. Поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. За прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает определенный, только ей соответствующий канал. «Каждая система, по теории информации, принимает только адекватную себе информацию.

То есть, принимает только те сигналы, какие и сама может выдавать» .

«Открытие Юнга - это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация» .

Далее Аушра Аугустинавичюте пишет, что этот механизм образован из восьми элементов - юнговских функций. Таким образом, система юнговских, функций работает как система фильтров при восприятии человеком информации о мире.

Здесь представляется уместной аналогия с хорошо настроенным струнным музыкальным инструментом. Каждая струна в нем отзывается только на звук своей частоты. Если в двух таких инструментах струны настроены в унисон, в ответ на звучание струны в одном инструменте отзывается только определенная, настроенная так же, струна в другом инструменте.

Если же одновременно тронуть одинаково настроенные струны в обоих инструментах, то происходит явление резонанса: звук многократно усиливается. Вот и в душах людей взаимопонимание происходит подобно резонансу. Причем каждый раз отзывается не любая, а только одна, определенная струна в душе. Не зря же говорят: «Он затронул во мне глубинную струну».

Структура психики конкретного человека задает вид «системы фильтров» для обработки информации. Доминирующие юнговские функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые. Например, урок математики. Идут потоки логической информации. Одному ученику они попадают на сильную функцию логики, другому - на слабую. Поэтому один легко запоминает структуру доказательства, а другому - это Труднее. Если потом они захотят обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. «Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами», -пишет Р. К. Седых .

Структура психики человека определяет способы его работы с информацией, которые служат базисом для формирования способностей, профессиональных склонностей, творческих интересов и тому подобное.

«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает», - писала А. Аугустинавичюте.

«В связи с тем, что различия в типе личности - это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ» .

Аушра Аугустинавичюте назвала ею созданную новую науку соционикой или теорией типов информационного метаболизма. «Этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное классику польской психиатрии А. Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма», - писала она .

Основополагающими объектами изучения в соционике являются информация и её свойства. Известно, что все люди по-разному воспринимают окружающую нас реальность. Эти особенности личности закладывают наличие шестнадцати соционических типов, так называемых “типов информационного метаболизма”.

Информационный метаболизм (ИМ) – это процесс “восприятия” человеком информации; он состоит из трёх последовательных этапов “восприятия”, “обработки” и “усвоения” информации. Вся поступающая информация, благодаря которой мы взаимодействуем с окружающим нас миром, обрабатывается с помощью заданных соционическим типом свойств не так во время информационного метаболизма в целом, как отдельно на каждом этапе. Рассмотрим, что данные этапы из себя представляют.

Первым этапом, с которого начинается ИМ, является процесс “восприятия” информации. Он определяет то, в какой момент и каким образом будет воспринята поступающая информация. По своей длительности данный этап является кратковременным вступлением к непосредственной “обработке” информации. В свою очередь второй этап определяется тем, через какие качества будет обрабатываться информация, насколько её обработка интересна и принципиальна воспринимающему. Третьим этапом, который завершает процесс информационного метаболизма, является процесс “усвоения” информации. Во время данного этапа информация укладывается в ранее сформированную картину мира. В дальнейшем усвоенная ранее информация будет влиять на качество восприятия новой информации. Таким образом, можно сформировать изображенный на рисунке ниже замкнутый треугольник из следующих друг за другом этапов ИМ.

Исходя из особенностей всех семи пар признаков функций (ПФ), можно сделать вывод о том, что каждая пара ПФ влияет на определённый этап информационного метаболизма. Так, на качество восприятия информации влияют признаки “ ” и “ ”; на качество обработки – “ ” и “ ”; и на качество усвоения – “ ” и “ ”. Последний признак “ ” влияет как на восприятие, так и на обработку, и на усвоение информации одновременно. Рассмотрим, как это происходит:


Восприятие

Как уже говорилось ранее, информационный метаболизм начинается с этапа “восприятия” информации, который определяется признаками “ментальность/витальность” и “загрузочность/разгрузочность”. Рассмотрим, как они влияют на ИМ:

В первой паре информация по “ментальным” аспектам осознаётся непосредственно в момент её восприятия, тогда как момент восприятия “витальных” аспектов немного смещён во времени. Таким образом, поскольку информация по “витальным” аспектам доходит до сознания с задержкой, она воспринимается как бы в тени “ментальной”, и, чтобы осознать её, воспринимающему необходимо намеренно сконцентрировать своё внимание на ней.

Касательной второй пары признаков нам известно, что по “загрузочным” аспектам наше восприятие постоянно сканирует поступающую информацию, а по “разгрузочным” – лишь при необходимости. Таким образом, восприятие “загрузочных” функций является непрерывным, а разгрузочных – прерывистым.

Обработка

В первой паре главной особенностью информационного метаболизма является то, что информацию по “акцептным” функциям нам хочется обрабатывать постоянно, тогда как по “продуктивным” – лишь по определяемой “акцептными” функциями необходимости.

В свою очередь главной особенностью “инертных” функций является их направленность на увеличение времени обработки воспринимаемых ими аспектов информации в сравнении с “контактными” функциями, которые обрабатывают информацию лишь непосредственно в момент её восприятия.

Усвоение

Завершающим этапом информационного метаболизма является фаза “усвоения” информации, что задаётся признаками “шаблонность/ситуативность” и “сила/слабость”. Рассмотрим его:

Первая пара признаков влияет на то, в рамках какой структуры будет усвоена информация. Так, по “шаблонным” функциям информация усваивается в рамках сложных взаимосвязанных шаблонов и норм, не противоречащим друг другу. В противоположность этому по “ситуативным” функциям информация усваивается хаотично вне каких-либо взаимосвязанных и непротиворечивых структур.

В свою очередь вторая пара влияет на то, через какой критерий будет усвоена воспринятая и обработанная типом информация. Так, критерием усвоения информации по “слабым” функциям является обязательная проверка воспринятого на собственном опыте, тогда как преимуществом “сильных” функций является их способность усваивать информацию, основываясь на опыте других людей.

Ценностность/неценностность

Поскольку последний признак “ценностность/неценностность” влияет сразу на все этапы ИМ (восприятие, обработку и усвоение), рассмотрим его отдельно. Так, свойство “ценностность” влияет на следующие качества ИМ: нам хочется воспринимать информацию по ценностным функциям, нам нравится её обрабатывать и мы стремимся к расширению спектра её усвоения. В противоположность этому свойству информацию по “неценностным” функциям нам не хочется воспринимать лишний раз, нам не нравится обрабатывать её без необходимости и мы больше стремимся к ограничению спектра её усвоения, нежели к его расширению.

Вывод

Таким образом, ранее используемое нами в широком смысле понятие “восприятие” можно качественно разбить на три отдельных процесса, характеризующих разные этапы информационного метаболизма. Важно подметить следующую закономерность: непосредственное “восприятие” – это процесс, происходящий в конкретный момент взаимодействия с источником информации, “обработка” – процесс, продолжающийся некоторое время после “восприятия”, а “усвоение” – процесс, не ограниченный временными рамками.

Теперь (определив данные термины с целью более точно описать процесс информационного метаболизма) в отношении отдельно взятых признаков функций более грамотно будет использовать термины, обозначающие соответствующие данным признакам этапы ИМ. Например, когда речь будет идти о свойстве “шаблонности”, вместо словосочетания “восприятие шаблонов” более правильно будет говорить “усвоение шаблонов”.

Рассмотрим, как, исходя из описанных выше свойств, работает модели типа ИМ.

В ближайшем будущем, самым дорогим ресурсом будет наше внимание. И суть не в том, что за наше внимание, как за товар* (от английского Pay Attention) будут платить крупные корпорации и финансовые империи, чтобы продавать (читай - навязывать), свои товары и услуги. Суть в том что только благодаря избирательности нашего внимания мы сможем не вовлекаться во всё более сложные и утонченные манипуляции с нашим сознанием, которые со временем достигнут пика своего прогресса.

Информационный фаст-фуд

Если сейчас не начать развивать избирательность внимания, и не установить жёсткий контроль над потоком входящей информации, скоро вы вообще перестанете осознавать, какой информационный фаст-фуд ежедневно потребляете. Информационный метаболизм важен так же, как и пищевой. Если не следить за тем, что вы впускаете в своё сознание, оно становится зашлакованным, инертным и теряет свою ясность.

«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить, мозг же глотает любую дрянь», - эта фраза принадлежит писателю Чингизу Айтматову.

Мы действительно перестали замечать, что поглощает наш мозг в течение дня. Сколько дряни туда попадает только от одного лишь пролистывания ленты социальной сети. Любую образовавшуюся паузу мы заполняем бесцельным брожением по просторам интернета, повсюду люди, уставившиеся в экраны своих смартфонов, на улице, в общественном транспорте, в кафе.

Социальные сети самый ненадёжный источник информации, потому что они искажают реальность, и не отображают настоящего положения вещей. В аккаунтах люди всегда показывают только лучшую часть своей жизни, они выкладывают самые удачные фотографии, стараются фотографироваться только в дорогих вещах, позировать в престижных местах.

Когда пролистываешь ленту Инстаграма или Фэйсбука, складывается впечатление, что у всех просто сплошной, непрекращающийся праздник жизни. На самом деле, эти люди могут находиться в состоянии депрессии, дорогие вещи куплены ими в кредит, а в престижное место они пришли только для того, чтобы сфотографироваться.

Постоянное нахождение в социальной сети лишает способности к самоосознанию, снижает работоспособность, способствует развитию различных проблем со здоровьем, подрывает нашу уверенность в себе. На фоне показного успеха других, собственная жизнь кажется серой и унылой, это ведёт к развитию непродуктивных состояний сознания и вызывает негативные эмоции, такие как зависть, злость, недоброжелательность.

Мы запихиваем в себя гигабайты бесполезного информационного мусора, если провести аналогию с едой, то это будет выглядеть как бесконтрольное поедание огромного количества фаст-фуда. Если бы мы поедали столько же некачественной пищи, то очень скоро оказались бы в больнице с тяжёлыми функциональными расстройствами пищеварительной системы.

С мозгом происходит тоже самое, он болеет, тупеет, теряет свою ясность, сейчас многие люди живут в состоянии постоянной информационной перегрузки, их нервная система истощена. Нашему мозгу необходима пища, мы должны подпитывать свой интерес к внешнему миру и удовлетворять жажду познания, но такой способ получения информации не утоляет голод, а наоборот, разжигает его.

Не зря все духовные практики направлены на поддержание ясности сознания, без неё мы теряем способность критически оценивать информацию и становимся внушаемыми, нами легко управлять.

Человек превратился в объект маркетинговых манипуляций, современным людям всего мало, различные индустрии заставляют их быть вечно недовольными и постоянно желать большего. Как следствие, возникает психоз потребительства и гонка за новыми рыночными трендами, брендами и мэйнстримом товаров и услуг. Только чем больше становится потребление, тем сильнее растёт неудовлетворённость жизнью.

Чтобы не попасть в зависимость и не стать безвольным придатком собственного смартфона, который управляет всеми вашими потребностями:

  • Установите контроль над тем, что вы впускаете в своё сознание, отфильтруйте свои каналы поступления информации, очистите их от флуда и спама.
  • Оставьте только то, что действительно важно, что помогает вам сохранить свою идентичность, что развивает в вас новые качества и не засоряет восприятие.
  • Ограничьте время, которое вы проводите в социальной сети, определите свой лимит, чтобы просматривать только интересующие вас новости, а не зависать за хаотичным пролистыванием ленты.
  • Очистите свой аккаунт от бесполезных подписок, впускайте в себя только качественный контент, который будет питать и вдохновлять, а не отуплять и отвлекать внимание от того, что действительно важно.

Нужно научиться управлять собственным вниманием, развивать концентрацию и способность удерживать его на текущей задаче, не отвлекаясь на информационный шум.

Информационный метаболизм это способность мозга усваивать полученную информацию, извлекать из неё пользу и находить применение в жизни, подобно тому, как наш желудок переваривает пищу и усваивает полезные вещества.

Если получаемая вами информация не находит практического применения в жизни, не развивает вас как личность или специалиста, не повышает ваши профессиональные навыки, значит вы тратите время в пустую, а ваше внимание направлено на бесполезный контент.

Если мы будем поедать слишком много пищи, больше чем наш организм способен усвоить, она станет источником болезней и проблем. То же самое с информацией, если мы будем просто поглощать её без разбора и понимания, она будет приносить вред и отнимать ментальную энергию, которая могла бы быть направлена на что-то полезное.

Ну, а напоследок, я приведу отрывок из произведения Артура Конан Дойля «Этюд в багровых тонах». Это отличная метафора, чтобы наглядно представить свой мозг как захламлённый чердак и сделать всё, чтобы очистить его от ненужного хлама.

«Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище. По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А. Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм – это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма .

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую. Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности. В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием А. Аугустинавичюте в соционике.

Итак, соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип , а не психотип.

Соционика и психология используют различные методы исследования.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода, при котором накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения. Безусловно, индуктивный метод исследования обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, создает трудности в систематизации и истолкованием понятий.

Соционика использует дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и хорошо приспособлена к компьютерной технике и математическому моделированию.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования - это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

· Метод диагностики в соционике – определение типа информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Еще одна проблема заключается в том, как зафиксировать константу индивида. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков "этика-логика". Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака "логика". Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? - Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков.

Психологические типы А. Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других, – пишет Аушра, - мечтали многие, удавалось немногим”.

В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них в основном давалась классификация психологических отклонений и акцентуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и “открыла шифр”. Дело в том, что долгие годы было распространено мнение ученых, что юнговская типология слишком сложна и “работает” только в руках автора. Ему вменялась ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. А. Аугустинавичюте удалось доказать обратное. Она не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.

Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

Логика, этика, интуиция и сенсорика

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

Экстраверсия – интроверсия

Логика – этика

Интуиция – сенсорика