Влияние гаджетов на детей: плюсы и минусы. Влияние гаджетов на детей: минусы использования

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ().

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

3. Ожирение

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

4. Потеря сна

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

8. Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками»

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни»

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом возрасте.

Исследования о влиянии гаджетов на детей давно ведутся в странах Европы и в Америке, поэтому о их влиянии можно судить вполне обосновано. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой мало кто задумывается.

Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи же утверждают, что давать ребёнку играть в обучающие игры на планшете можно только с 7 лет.

Какое влияние оказывает использование девайса на ребёнка? 10 причин, почему не следует давать ребёнку гаджет:

1. Это вредит физическому здоровью

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел).

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Это может вызвать ожирение.

При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

3. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово - получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей.

Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Это учащает детские истерики

Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?

Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Это ухудшает сон

Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6.Это вызывает трудности в учебе

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.

Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения

Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.

9. Это увеличивает детскую агрессивность

Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально.

Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Это приводит к социальной тревожности

Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность.

Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка.

Назад, в будущее

Большинство пользователей, обратившихся к этой статье, еще помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.

В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.

Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.

В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекции или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 - он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Отрицательные стороны общения с устройствами

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?

Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.

В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера. Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:

  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
  • с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера.

Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.

На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.

Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической.

Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …


2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!


3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.


4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день

2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом

3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет

4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет

5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности

6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.


* Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.

* Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.

* Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.

* Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.

* Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Татьяна Гогуадзе –

Почётный Педагог России,

учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.

В этой статье мы хотим поднять актуальную на сегодняшний день тему влияния гаджетов на детей . На наш взгляд каждый родитель должен знать о скрытой опасности.

Не секрет, что жизнь современных детей очень плотно связана с электронными устройствами. Все чаще можно встретить тревожные призывы педагогов, психологов и врачей о борьбе с гаджетами, так как многие дети становятся гаджетозависимыми. "Крутые" сотовые телефоны стали настоящим бичом для учителей. Если на уроке скучно или появилась минутка во время лабораторной работы, то в руках школьников можно запросто заметить мобильник. На контрольных часто отличники и хорошисты готовую работу заботливо пересылают менее успешным в обучении одноклассникам. В результате учитель в ходе проверки обнаруживает поразительное сходство работ.

Помимо проблем в обучающем процессе появились трудности в общении. Если в старые добрые времена дети носились на переменках по коридорам школы, болтали без умолку, перебивая друг друга, то сегодня обычной картиной представляются молчаливо сидящие ученики с гаджетами в руках. Даже после уроков дети не бегут на улицу, чтобы погонять футбольный мяч, а запираются в уединенном месте, уставившись в мерцающий экран электронного устройства.

Проблема зависимости детей от гаджетов характерна не только для России. Похоже дети всего мира попали на удочку прогресса. Во Франции и Англии проводился целый ряд исследований, показавший, что 86% детей не расстаются со своими смартфонами даже на уроках. Примерно такая же цифра характерна для Японии, США, Испании, Германии и т.д. Что же спрятано за этими процентами?

Исследования показали, что среди зависимых от гаджетов детей почти две трети ни разу в своей жизни не залезли на дерево, не сплели ни одного венка из полевых цветов, не запустили воздушного змея, не построили шалаша, более трети не садились на велосипед и потому кататься на нем не умеют. Согласитесь, факты пугают.

В Британии были проведены эксперименты с запретом использования гаджетов в стенах школы. Каков был результат? поднялась на 6,5%. Дети заинтересовались спортом, стали чаще общаться вживую, значительно снизился уровень агрессивности, а в школьной библиотеке поднялась книговыдача художественной литературы. Не значит ли это, что в запрете гаджетов все-таки больше положительного, чем отрицательного?

Видя статистику, показывающую, что две трети детей за свою небольшую, но самую активную часть жизни ни разу не залезли на дерево, волей-неволей увидишь в гаджетах монстров или демонов, порабощающих ребенка и ворующих настоящее детство.

Однако это еще не все. Есть и другая проблема. Некоторые родители, понимая, что в гаджетах кроется больше опасных подводных камней, чем прелестей, попытались отнять у детей их электронные игрушки. И тогда их некогда любящие малыши вдруг превращались в истеричных существ. Оказывается гаджеты успели стать своего рода наркотиком для любимого чада. И вот это то, о чем должен знать КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ!

Вот что говорит доктор Эндрю Доан, руководитель отдела исследований зависимостей Пентагона и ВМС США: "Игры и экранные технологии - это «цифровая фармакея»" (Фармакея - это название одного из наркотиков).

Видеоигры незаметно и мягко видоизменяют . Планшеты, смартфоны и др.экранные устройства влияют на кору головного мозга, отвечающую за исполнительное функционирование, в том числе и за импульсный контроль – так же, как и кокаин. Меняется гормональный фон организма в целом. Повышается уровень дофамина (гормон радости), благодаря которому процесс игры хочется продолжать снова и снова. В результате ребенка мало интересует реальный мир. Он его раздражает. А необходимость отрываться от игры вызывает агрессию и депрессивные состояния. Некоторые геймеры даже теряют связь с реальностью.

Доктор Эндрю Доа утверждает, что лечить людей, зависящих от наркотиков химического происхождения, куда проще, чем зависимых от социальных сетей или видеоигр.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем задуматься о поднятой проблеме и как можно реже давать в руки ребенку электронные игрушки. В школу на наш взгляд достаточно обычного кнопочного телефона, чтобы у ребенка была возможность связаться с родителями. Замените электронную игру Minecraft на обычное Лего, любую электронную книгу на традиционную бумажную. Ограничивайте "общение" ребенка с Интернет и даже с телевизором. Подобный режим ограниченности к экранам у ребенка должен быть хотя бы до 10-12 лет. Так считают многие наркологи и психотерапевты.

Есть и еще одно правило в воспитании, о котором многие родители забывают: дети любят подражать тем, кого видят. А это значит, что имея детей до 12 лет, родителям самим не мешало бы ограничить использование гаджетов. Кстати, на мозг взрослого экраны тоже влияют, и взрослый человек так же может попасть в опасную зависимость от электронных игрушек.

Конечно, вы можете возразить, заявив, что в век цифровых технологий отказаться от гаджетов практически невозможно. Но! Давайте еще раз пробежимся глазами по выявленным исследованиями фактам. Представьте мальчика 10 лет, который ни разу в своей жизни не забрался на дерево и не катался на велосипеде!

К слову сказать, Стив Джобс (один из основателей корпорации Apple), Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Гугл), Джефф Безос (создатель Амазон), Джимми Уэллс (основатель Википедии), принц Уильям и его супруга Кейт (Великобритания) ограничивали своих детей в пользовании гаджетами. А когда пришло время отправлять детей в школу, то выбирались те учебные заведения, в стенах которых был жесткий и категорический запрет на гаджеты. Согласитесь, этот факт наводит на мысли.

Надеемся, что влияние гаджетов на ваших детей сведется к нулю. Будем рады вашим комментариям и историям из жизни по теме.