Девять простых примеров CSS3 анимации. Переходы с помощью JavaScript

Данный туториал будет полезен тем, кто только начал знакомиться с CSS3. Давай-те же начнем!

Система координат

Чтобы легче понять то, как устроено перемещение объекта, мы будем работать в системе координат.

Однако наша система координат имеет одну особенность: ось Y направлена в противоположную сторону, чем обычно. Почему? Дело в том, что HTML и CSS (наравне, например, с ActionScript) используют обратную систему координат , так как веб-страница начинается с левого верхнего угла и идет вниз.

Заметка: Мы будем полагать, что вы уже знакомы со структурой HTML и CSS. Я пропущу объяснения того, как настроить файл CSS, как разместить картинки и т.д. Мы сфокусируемся на анимировании изображений. Если вы не уверены в том, что ваши навыки на высоком уровне, то советуем взглянуть на курс уроков «HTML и CSS за 30 дней» (бесплатно и на английском языке), чтобы выучить все необходимое.

1: Горизонтальное перемещение

Первое перемещение, которое мы продемонстрируем — горизонтальное. Мы будем двигать объекты слева направо и справа налево.

Двигаемся вправо

Чтобы переместить объект мы будем использовать transform: translate(x,y) , где X — положительное число, а Y=0.

Откройте ваш любимый редактор кода и введите следующее:

Мы определили три класса к картинке:

  • object: Установление главных правил нашего объекта.
  • van: Мы будем использовать различные объекты для демонстрации каждого вида анимации.
  • move-right: Используя этот класс, мы будем двигать наш объект.

Во-первых, мы разместим наш объект (картинку грузовика) по центру.

Object { position: absolute; } .van { top: 45%; left: 44%; }

В этом примере мы подвинем объект на 350px вправо. Использован синтаксис transform: translate(350px,0); . Кроме того объект будет двигаться только при наведении на него курсора: #axis:hover .move-right.

#axis:hover .move-right{ transform: translate(350px,0); -webkit-transform: translate(350px,0); /** Chrome & Safari **/ -o-transform: translate(350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(350px,0); /** Firefox **/ }

Параметр transform всего лишь переместит объект из одной точки в другую, но не создаст анимацию данного перемещения. Чтобы исправить это, нужно добавить параметр перемещения в классе.object.

Object { position: absolute; transition: all 2s ease-in-out; -webkit-transition: all 2s ease-in-out; /** Chrome & Safari **/ -moz-transition: all 2s ease-in-out; /** Firefox **/ -o-transition: all 2s ease-in-out; /** Opera **/ }

Это правило перемещение скажет браузеру анимировать все параметры объекта на 2 секунды (без задержки) с помощью функции ease-in-out.

  • linear : перемещение происходит постоянной скоростью от начала и до конца.
  • ease : перемещение начинается медленно и затем набирает скорость.
  • ease-in : перемещение начинается медленно.
  • ease-out : перемещение заканчивается медленно.
  • ease-in-out : перемещение начинается и заканчивается медленно.
  • cubic-bezier : ручное определение значения перемещения.

Двигаемся влево

Чтобы переместить объект влево, нужно просто поставить отрицательное значение к оси ОХ , в то время как Y остается неизменным. В нашем случае мы переместим объект на —350px влево.

Создайте новый документ html и вставьте следующий код:

На этот раз мы используем класс move-left, чтобы переметить объект влево.

Теперь введем -350px для оси OX. transform: translate(-350px,0); — переместим объект влево.

#axis:hover .move-left { transform: translate(-350px,0); -webkit-transform: translate(-350px,0); /** Safari & Chrome **/ -o-transform: translate(-350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(-350px,0); /** Firefox **/ }

Так как ранее мы уже определяли правила перемещения, нам не нужно делать это снова.

2: Вертикальное перемещение

Перемещение объекта по вертикали не составит особого труда, ведь оно идентично горизонтальному. Единственная разница заключается в том, что мы будем иcпользовать значение -y для перемещения вверх и значение y для перемещения вниз.

Двигаемся вверх

Шаблон HTML идентичен предыдущим примерам. Однако, мы заменим наш объект ракетой (для наглядности) и назначим класс move-up.

Так же как и грузовик, мы разместим ракету по центру:

Rocket { top: 43%; left: 44%; }

Как мы отметили ранее, координата Y должна быть отрицательной. В нашем случае мы подвинем объект на 350px вверх.

#axis:hover .move-up { transform: translate(0,-350px); -webkit-transform: translate(0,-350px); -o-transform: translate(0,-350px); -moz-transform: translate(0,-350px); }

Двигаемся вниз

Как вы догадались, чтобы переместить объект вниз, координата Y должна быть положительной, а X равняться 0. Синтаксис: translate(0,y);

#axis:hover .move-down { transform: translate(0,350px); -webkit-transform: translate(0,350px); -o-transform: translate(0,350px); -moz-transform: translate(0,350px); }

3: Диагональное перемещение

Чтобы переместить объект по диагонали, мы совместим параметры x и y . Синтаксис будет следующим: transform: translate(x,y). В зависимости от направления, значение x и y может быть как положительным, так и отрицательным.

#axis:hover .move-ne { transform: translate(350px,-350px); -webkit-transform: translate(350px,-350px); -o-transform: translate(350px,-350px); -moz-transform: translate(350px,-350px); }

4: Вращение

Вращение в CSS3 регулируется градусными координатами (от 0° до 360°). Чтобы повернуть объект, примените следущие параметры: transform: rotate(ndeg) ; где n — градусы.

Вращение по часовой стрелке

Для того чтобы повернуть объект по часовой стрелке, применим положительное значение для rotate(ndeg) .

#axis:hover .rotate360cw { transform: rotate(360deg); -webkit-transform: rotate(360deg); -o-transform: rotate(360deg); -moz-transform: rotate(360deg); }

Вращение против часовой стрелки

Для того чтобы повернуть объект против часовой стрелки, применим отрицательное значение для rotate(ndeg) .

#axis:hover .rotate360ccw { transform: rotate(-360deg); -webkit-transform: rotate(-360deg); -o-transform: rotate(-360deg); -moz-transform: rotate(-360deg); }

5: Масштабирование

Масштабирование — это интересная особенность CSS3. Используя параметр scale(n) или параметр scale(x,y) , мы можем либо увеличивать, либо уменьшать объект непосредственно в рамках HTML. Объект будет менять размер в зависимости от значения n/x,y, где ось X — ширина, а Y — высота.

Давайте посмотрим на следующий пример.

#axis:hover .larger{ transform: scale(2); -webkit-transform: scale(2); -o-transform: scale(2); -moz-transform: scale(2); }

6: Множественные движения

После того как мы рассмотрели основные движения и трансформации, мы можем попробовать комбинировать их.

План таков: нужно переместить бумеранг в правый верхний угол и одновременно вращать его. Для этого нужно просто перечислить команды через пробел.

#axis:hover .multiple { transform: translate(350px, -350px) rotate(360deg); -webkit-transform: translate(350px, -350px) rotate(360deg); -o-transform: translate(350px, -350px) rotate(360deg); -moz-transform: translate(350px, -350px) rotate(360deg); }

Заключение

Итак, в этой статье мы рассмотрели основные примеры трансформации. Помните, что нужно обращать внимание на совместимость с различными браузерами. И не переусердствуйте с этими эффектами, ведь они могут не только не улучшить ваш дизайн, но и испортить его.

Свойство CSS transform (от слова "трансформация") позволяет видоизменять элемент на html-страницах. Например, можно

  • вращать
  • смещать
  • изменять масштаб
  • наклонять
  • комбинировать выше описанные действия

Благодаря этому свойству можно создавать интересные эффекты без применения JavaScript, что позволяет ускорять работу браузера. Важно так же отметить, что есть возможность кобминировать эффект с временными задержками.

1. Синтаксис CSS transform

transform : трансформация1 [трансформация2 ];

Допускается одновременно несколько действий с объектом (например, вращать, сместить и изменить масштаб).

Примечание про браузеры

Не все браузеры поддерживают трансформацию. Необходимо использовать вендорные префиксы CSS :

  • -ms-transform - для IE9 и старше (младше девятой версии трансформация не поддерживается
  • -webkit-transform - для Chrome, Safari, Android и iOS
  • -o-transform - для Opera до версии 12.10
  • -moz-transform - для Firefox до версии 16.0

2. transform:rotate(x) - вращение объекта

Чтобы вращать элемент существует команда rotate(x) . Она позволяет повернуть объект на x градусов по часовой или против часовой стрелке. Значение х нужно указывать в градусах deg

Пример #1. Вращение объекта в html через трансформацию

Примечание

Свойства:

-ms-transform : rotate (20deg ); -webkit-transform : rotate (20deg ); -o-transform : rotate (20deg ); -moz-transform : rotate (20deg );

Нужны для корректной работы в старых версиях браузеров. В следующих примерах мы также будем их писать.

Пример #2. Вращение объекта в html при наведении курсора

Создадим класс kvadrat2 и пропишем для него псевдокласс :hover , в котором и будет прописано вращение и смена цвета на более светлый (с #444 на #888).

На странице преобразуется в следующее

Но это вращение происходит резко и не смотрится "эффектно". Это можно легко исправить сделав сглаживание. В следующем примере будет реализована анимация.

Пример #3. Плавное вращение при наведении курсора (анимация) в html

Для плавного вращения (или другими словами сглаживания) необходимо прописать еще одно свойство transition . Это свойство отвечает за время и эффект сглаживания. В данном примере рассматривается самый простой случай с переходом за 1 секунду с линейной скоростью linear

На странице преобразуется в следующее

Стало гораздо симпатичнее и такая анимация дает множество возможностей для создания эффектов на сайте только за счет CSS.

3. transform:translate(x,y) - смещение объекта

Следующей командой, которую мы рассмотрим это команда для перемещения объекта translate(x,y) , где аргументы в скобках - смещение по оси Х и У соответственно.

Пример #4. Смещение объектов в html через трансформацию

На странице преобразуется в следующее

Такие эффекты зачастую используются. Ведь это дает возможность создавать анимацию без JavaScript. В данном случае квадрат перемещается мгновенно (без анимации).

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: translateX(x) - смещение по Х, translateY(y) - смещение У.

4. transform:scale(x,y) - масштабирование объекта

Команда для масштабирования объекта scale(x,y) , где аргументы в скобках - масштабирование по осям Х и У соответственно.

Пример #5. Масштабирование объектов в html

На странице преобразуется в следующее

При наведении квадрат становится больше по горизонтали на 50% (коэффициент 1.5), а по вертикали на 30% (коэффициент 1.3). Значение 1 означает отсутствие масштабирования. Все что меньше 1, будет означать уменьшение объекта.

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: scaleX(x) - масштабирование по Х, scaleY(y) - масштабирование по У.

5. transform:skew - наклон объекта

Команда для наклона объекта skew(x,y) , где аргументы в скобках - наклон по осям Х и У соответственно. Наклон необходимо указывать в градусах deg .

Пример #6. Наклон объектов в html

На странице преобразуется в следующее

При наведении квадрат трансформируется в ромб благодаря наклону.

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: skewX(x) - наклон по Х, skewY(y) - наклон по У.

6. Комбинирование значений transform

Настало время рассмотреть интересные эффекты, которые можно получить комбинируя вместе различные трансформации. Применим сразу три действия по изменения объекта масштабирование (scale ), вращение (rotate ) и перемещения (translate ).

Пример #7. Комбинирование значений transform

Исходное значение: квадрат с черной рамкой. При наведении на него он вращаясь превратится в круг с красной рамкой и изменит цвет.

На странице преобразуется в следующее

7. Другие значения transform

Мы рассмотрели самые основные значения transform . Рассмотрим остальные возможности.

  • none - отсутствие преобразований (по умолчанию включено оно);
  • matrix(x,x,x,x,x,x) - преобразование 2D с помощью матрицы из 6 значений;
  • matrix3d(x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x) - преобразование 3D с помощью матрицы из 16 значений;
  • translate3d(x,y,z) - перемещение 3d (по сравнению с обычным перемещением, здесь добавлена еще третья координата);
  • scale3d(x,y,z) - масштабирование в 3d (по сравнению с обычным масштабированием, здесь добавлена еще третья координата);
  • rotate3d(x,y,z) - вращение в 3d (по сравнению с обычным вращением, здесь добавлена еще третья координата);
  • rotateX(x) - 3d вращение по оси X;
  • rotateY(x) - 3d вращение по оси Y;
  • rotateZ(x) - 3d вращение по оси Z;
  • perspective(n) - перспектива для преобразования 3D элемента;

В JavaScript свойство CSS transform доступно по следующим свойствам:

object.style.transform="Трансформация" document.getElementById("elementID").style.transform = ""

Возможно, вы зададите вопрос "а зачем вообще использовать transform, когда можно просто изменять данные объекта как нам нужно. Например, изменив размеры объекта?" Разница в том, что свойств transform при трансформации никак не сдвигает другие элементы на странице. В случае же простого изменения размеров объекта это неминуемо приводит к сдвигу соседних объектов вокруг, что, как правило, некрасиво.

  • Перевод

Здравствуй, дорогой хабрадруг! В интернете можно найти множество примеров отличного применения трансформаций и переходов в CSS3. В этой статье мы обратимся к основам основ CSS3 и научимся создавать что-то вроде этого . Данный туториал будет полезен тем, кто только начал знакомиться с CSS3. Давай-те же начнем!

Система координат

Чтобы легче понять то, как устроено перемещение объекта, мы будем работать в системе координат.


Однако наша система координат имеет одну особенность: ось Y направлена в противоположную сторону, чем обычно. Почему? Дело в том, что HTML и CSS (наравне, например, с ActionScript) используют обратную систему координат , так как веб-страница начинается с левого верхнего угла и идет вниз.
Заметка: Мы будем полагать, что вы уже знакомы со структурой HTML и CSS. Я пропущу объяснения того, как настроить файл CSS, как разместить картинки и т.д. Мы сфокусируемся на анимировании изображений. Если вы не уверены в том, что ваши навыки на высоком уровне, то советуем взглянуть на курс уроков «HTML и CSS за 30 дней» (бесплатно и на английском языке), чтобы выучить все необходимое.

1: Горизонтальное перемещение

Первое перемещение, которое мы продемонстрируем - горизонтальное. Мы будем двигать объекты слева направо и справа налево.

Двигаемся вправо

Чтобы переместить объект мы будем использовать transform: translate(x,y) , где X - положительное число, а Y=0.


HTML
Откройте ваш любимый редактор кода и введите следующее:


Мы определили три класса к картинке:

  • object: Установление главных правил нашего объекта.
  • van: Мы будем использовать различные объекты для демонстрации каждого вида анимации.
  • move-right: Используя этот класс, мы будем двигать наш объект.
CSS
Во-первых, мы разместим наш объект (картинку грузовика) по центру.
.object { position: absolute; } .van { top: 45%; left: 44%; }
В этом примере мы подвинем объект на 350px вправо. Использован синтаксис transform: translate(350px,0); . Кроме того объект будет двигаться только при наведении на него курсора: #axis:hover .move-right.

#axis:hover .move-right{ transform: translate(350px,0); -webkit-transform: translate(350px,0); /** Chrome & Safari **/ -o-transform: translate(350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(350px,0); /** Firefox **/ }
Параметр transform всего лишь переместит объект из одной точки в другую, но не создаст анимацию данного перемещения. Чтобы исправить это, нужно добавить параметр перемещения в классе.object.

Object { position: absolute; transition: all 2s ease-in-out; -webkit-transition: all 2s ease-in-out; /** Chrome & Safari **/ -moz-transition: all 2s ease-in-out; /** Firefox **/ -o-transition: all 2s ease-in-out; /** Opera **/ }
Это правило перемещение скажет браузеру анимировать все параметры объекта на 2 секунды (без задержки) с помощью функции ease-in-out.
Мы можем использовать 6 различных функций хронометража перемещений:

  • linear : перемещение происходит постоянной скоростью от начала и до конца.
  • ease : перемещение начинается медленно и затем набирает скорость.
  • ease-in : перемещение начинается медленно.
  • ease-out : перемещение заканчивается медленно.
  • ease-in-out : перемещение начинается и заканчивается медленно.
  • cubic-bezier : ручное определение значения перемещения.

Двигаемся влево

Чтобы переместить объект влево, нужно просто поставить отрицательное значение к оси ОХ , в то время как Y остается неизменным. В нашем случае мы переместим объект на -350px влево.

HTML
Создайте новый документ html и вставьте следующий код:


На этот раз мы используем класс move-left, чтобы переметить объект влево.

CSS
Теперь введем -350px для оси OX. transform: translate(-350px,0); - переместим объект влево.
#axis:hover .move-left { transform: translate(-350px,0); -webkit-transform: translate(-350px,0); /** Safari & Chrome **/ -o-transform: translate(-350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(-350px,0); /** Firefox **/ }
Так как ранее мы уже определяли правила перемещения, нам не нужно делать это снова.

2: Вертикальное перемещение

Перемещение объекта по вертикали не составит особого труда, ведь оно идентично горизонтальному. Единственная разница заключается в том, что мы будем иcпользовать значение -y для перемещения вверх и значение y для перемещения вниз.

Двигаемся вверх


HTML
Шаблон HTML идентичен предыдущим примерам. Однако, мы заменим наш объект ракетой (для наглядности) и назначим класс move-up.

CSS
Так же как и грузовик, мы разместим ракету по центру:
.rocket { top: 43%; left: 44%; }
Как мы отметили ранее, координата Y должна быть отрицательной. В нашем случае мы подвинем объект на 350px вверх.

#axis:hover .move-up { transform: translate(0,-350px); -webkit-transform: translate(0,-350px); -o-transform: translate(0,-350px); -moz-transform: translate(0,-350px); }

Двигаемся вниз

Как вы догадались, чтобы переместить объект вниз, координата Y должна быть положительной, а X равняться 0. Синтаксис: translate(0,y);

HTML

CSS
#axis:hover .move-down { transform: translate(0,350px); -webkit-transform: translate(0,350px); -o-transform: translate(0,350px); -moz-transform: translate(0,350px); }

3: Диагональное перемещение

Чтобы переместить объект по диагонали, мы совместим параметры x и y . Синтаксис будет следующим: transform: translate(x,y). В зависимости от направления, значение x и y может быть как положительным, так и отрицательным.

HTML

CSS
#axis:hover .move-ne { transform: translate(350px,-350px); -webkit-transform: translate(350px,-350px); -o-transform: translate(350px,-350px); -moz-transform: translate(350px,-350px); }

4: Вращение

Вращение в CSS3 регулируется градусными координатами (от 0° до 360°). Чтобы повернуть объект, примените следущие параметры: transform: rotate(ndeg) ; где n - градусы.

Вращение по часовой стрелке

Для того чтобы повернуть объект по часовой стрелке, применим положительное значение для rotate(ndeg) .

HTML

CSS
#axis:hover .rotate360cw { transform: rotate(360deg); -webkit-transform: rotate(360deg); -o-transform: rotate(360deg); -moz-transform: rotate(360deg); }

Вращение против часовой стрелки

Для того чтобы повернуть объект против часовой стрелки, применим отрицательное значение для rotate(ndeg) .

HTML

CSS
#axis:hover .rotate360ccw { transform: rotate(-360deg); -webkit-transform: rotate(-360deg); -o-transform: rotate(-360deg); -moz-transform: rotate(-360deg); }

5: Масштабирование

Масштабирование - это интересная особенность CSS3. Используя параметр scale(n) или параметр scale(x,y) , мы можем либо увеличивать, либо уменьшать объект непосредственно в рамках HTML. Объект будет менять размер в зависимости от значения n/x,y, где ось X - ширина, а Y - высота.
Давайте посмотрим на следующий пример.

До появления CSS3 при слове «анимация» верстальщиков бросало в холодный пот. А всё потому, что в те времена сделать качественную и красивую анимацию было не тривиальной задачей. CSS этого делать не умел, поэтому все анимации делались на JavaScript. Нужно было перелопатить кучу форумов, найти таких же товарищей по несчастью, потратить уйму времени на разработку, а в итоге услышать от дизайнера: «Ладно, сойдет и так». И когда наконец вышел CSS3, фейерверки не прекращались до утра, а шампанское лилось рекой. Это был знаменательный день для всех web-разработчиков (следующий такой день был, когда Microsoft объявила о прекращении поддержки Internet Explorer). С приходом CSS3 многие ранее сложные задачи превратились в простые и приятные для работы. Это же касается анимаций в CSS, о которых я расскажу в данной статье.

CSS transitions

CSS transitions позволяют сделать изменения CSS-свойств плавно и в течение некоторого времени. Таким образом, вы получаете возможность контролировать процесс перехода элемента от одного состояния к другому. Начнем с простейшего примера и продолжим дальше.

При наведении курсора на квадрат плавно изменяется цвет фона.

Теперь подробнее рассмотрим, как управлять переходами в CSS. У нас на вооружении есть всего 5 свойств, которые позволяют контролировать transition-анимацию:

  • transition-property;
  • transition-duration;
  • transition-timing-function;
  • transition-delay;
  • transition;

transition-property - указывает список свойств, которые будут анимироваться; свойства, которые здесь не указаны, будут изменяться обычным образом. Можно анимировать все свойства для конкретного элемента, указав значение all. Если вы не указали ни одного свойства, то по умолчанию используется значение all.

Transition-property: width;

transition-duration - задаёт значение продолжительности анимации, время можно указывать в секундах или миллисекундах.

Transition-duration: 1s;

transition-timing-function - временная функция, указывает точки ускорения и замедления за определенный период времени для контроля изменения скорости анимации. Проще говоря, с помощью этого свойства можно указать поведение для анимации. Например, мы можем ускорить анимацию в начале и замедлить в конце, либо наоборот. Для того, чтобы задать процесс анимации используются кривые Безье. Вообще, transition-timing-function позволяет сделать очень много разных поведений для анимаций, это целая тема для статьи, поэтому здесь мы не будем углубляться.

Transition-timing-function: cubic-bezier(0, 0, 1, 1);

transition-delay - задаёт задержку времени до начала анимации, можно указывать в секундах или миллисекундах.

Transition-delay: 500ms;

transition - это общее свойство, которое позволяет перечислить первые четыре свойства в порядке: property, duration, timing-function, delay.

Transition: background-color 1s cubic-bezier(0, 0, 1, 1) 500ms;

У нас получилась вот такая простая анимация: при наведении мышкой на квадрат изменяется ширина; продолжительность анимации одна секунда; анимация воспроизводится по линейной функции; задержка перед началом анимации 500 миллисекунд.

С помощью CSS transitions можно анимировать почти все свойства и создавать много интересных, красивых, функциональных и даже сложных анимаций, которые будут дополнять и улучшать ваш проект. Например, я сделал вот такой Material-FAB на чистом CSS, используя transitions:

CSS animations

CSS animations позволяют делать более сложные анимации, нежели CSS transitions. Весь секрет в @keyframes. Правило @keyframes позволяет создавать анимацию с помощью набора ключевых кадров, то есть описывает состояние объекта в определенный момент времени. Давайте рассмотрим простой пример.

Наш круг ожил и он как будто пульсирует.

Есть 9 свойств, которые позволяют контролировать CSS animations:

  • animation-name;
  • animation-duration;
  • animation-timing-function;
  • animation-delay;
  • animation-iteration-count;
  • animation-direction;
  • animation-play-state;
  • animation-fill-mode;
  • animation;

animation-name - здесь указвается имя анимации, которое связывает правило @keyframes с селектором.

Animation-name: my-animation; @keyframes my-animation { 0% { opacity: 0; } 100% { opacity: 1; } }

animation-iteration-count - задаёт количество повторов анимации, значение по умолчанию 1. Значение infinite означает, что анимация будет проигрываться бесконечно.

Animation-iteration-count: 2;

animation-direction - задаёт направление анимации.

Animation-direction: reverse;

animation-play-state - данное свойство управляет остановкой и прогрыванием анимации. Есть два значения, running (анимация проигрывается, по умолчанию) и paused (останавливает анимацию).

Animation-play-state: paused;

animation-fill-mode - устанавливает, какие CSS-свойства будут приминены к объекту до или после анимации. Может принимать такие значения:

  • none - анимируемые CSS-свойства применятся к объекту только во время воспроизведения анимации, по окончании объект возвращается в исходное состояние;
  • forwards - анимируемые CSS-свойства применятся к объекту по окончании воспроизведения анимации;
  • backwards - анимируемые CSS-свойства применятся к объекту до начала воспроизведения анимации;
  • both - анимируемые CSS-свойства применятся к объекту и до начала, и после окончания воспроизведения анимации;

Animation-fill-mode: backwards;

Свойства animation-duration , animation-timing-function , animation-delay работают так же, как аналогичные свойства в CSS transitions, о которых я писал раньше, поэтому не буду повторяться.

С помощью animations CSS можно создавать довольно сложные анимации без использования JavaScript. Яркий пример - это лоадеры, то есть элементы, которые показывают, что на вашей страничке что-то загружается. Вот несколько примеров:

Motion Path Module

Motion Path Module CSS позволяет создавать движение объектов по контуру через специальное свойство motion-path. Раньше такую анимацию можно было сделать только с помощью SVG или сложных скриптов.

В этой спецификаии есть 3 свойства:

  • motion-path;
  • motion-offset;
  • motion-rotation;

motion-path - это свойство позволяет указать точки(координаты) по которым будет двигаться объект. Синтаксис такой же как у SVG-атрибута path.

Motion-path: path("M 235,323 Q 412,440 365,615 Q 400,300 670,240 L 870,340 L 975,535 Q 730,600 630,535 z");

motion-offset - это свойство приводит объект в движение от начальной точки до конечной. Оно принимает либо двойное значение длины, либо проценты. Чтобы объект начал двигаться, нужно определить анимацию, которая будет идти от 0 до 100%.

@keyframes airplane-fly { 0% { motion-offset: 0; } 100% { motion-offset: 100%; } }

motion-rotation - это свойство позволяет указать, какой стороной вперед будет двигаться объект. Можно указать auto, reverse или свое значение в градусах ("-45deg", "30deg" и т.д).

Motion-rotation: auto;

К сожалению, motion-path пока что поддержывается только в Chrome и Opera, но будем надеяться, что остальные браузеры в скором времени возьмут с них пример, ведь штука действительно полезная.

Для тех, кто ещё не понял, как это работает, или хочет лучше с этим разобраться, я сделал пример (ссылка на codeopen).

CSS3-анимация придаёт сайтам динамичность. Она оживляет веб-страницы, улучшая взаимодействие с пользователем. В отличие от CSS3-переходов, создание анимации базируется на ключевых кадрах, которые позволяют автоматически воспроизводить и повторять эффекты на протяжении заданного времени, а также останавливать анимацию внутри цикла.

CSS3-анимация может применяться практически для всех html-элементов, а также для псевдоэлементов:before и:after . Список анимируемых свойств приведен на странице. При создании анимации не стоит забывать о возможных проблемах с производительностью, так как на изменение некоторых свойств требуется много ресурсов.

Введение в CSS-анимацию

Поддержка браузерами

IE: 10.0
Firefox: 16.0, 5.0 -moz-
Chrome: 43.0, 4.0 -webkit-
Safari: 4.0 -webkit-
Opera: 12.1, 12.0 -o-
iOS Safari: 9, 7.1 -webkit-
Opera Mini:
Android Browser: 44, 4.1 -webkit-
Chrome for Android: 44

1. Правило @keyframes

Создание анимации начинается с установки ключевых кадров правила @keyframes . Кадры определяют, какие свойства на каком шаге будут анимированы. Каждый кадр может включать один или более блоков объявления из одного или более пар свойств и значений. Правило @keyframes содержит имя анимации элемента, которое связывает правило и блок объявления элемента.

@keyframes shadow { from {text-shadow: 0 0 3px black;} 50% {text-shadow: 0 0 30px black;} to {text-shadow: 0 0 3px black;} }

Ключевые кадры создаются с помощью ключевых слов from и to (эквивалентны значениям 0% и 100%) или с помощью процентных пунктов, которых можно задавать сколько угодно. Также можно комбинировать ключевые слова и процентные пункты. Если кадры имеют одинаковые свойства и значения, их можно объединить в одно объявление:

@keyframes move { from, to { top: 0; left: 0; } 25%, 75% {top: 100%;} 50% {top: 50%;} }

Если 0% или 100% кадры не указаны, то браузер пользователя создает их, используя вычисляемые (первоначально заданные) значения анимируемого свойства. Если у двух ключевых кадров будут одинаковые селекторы, то последующий отменит действие предыдущего.

После объявления правила @keyframes , мы можем ссылаться на него в свойстве animation:

H1 { font-size: 3.5em; color: darkmagenta; animation: shadow 2s infinite ease-in-out; }

Не рекомендуется анимировать нечисловые значения (за редким исключением), так как результат в браузере может быть непредсказуемым. Также не следует создавать ключевые кадры для значений свойств, не имеющих средней точки, например, для значений свойства color: pink и color: #ffffff , width: auto и width: 100px или border-radius: 0 и border-radius: 50% (в этом случае правильно будет указать border-radius: 0%).

2. Название анимации animation-name

Свойство задаёт имя анимации. Имя анимации создаётся в правиле @keyframes . Рекомендуется использовать название, отражающее суть анимации, при этом можно использовать одно или несколько слов, связанных между собой при помощи пробела - или символа нижнего подчеркивания _ . Свойство не наследуется.

Синтаксис

Div {animation-name: mymove;}

3. Продолжительность анимации animation-duration

Свойство устанавливает продолжительность анимации, задаётся в секундах или миллисекундах, отрицательные значения не допустимы. Не наследуется. Если для элемента задано более одной анимации, то можно установить разное время для каждой, перечислив значения через запятую.

Синтаксис

Div {animation-duration: 2s;}

4. Временная функция animation-timing-function

Свойство определяет изменение скорости от начала до конца анимации с помощью временных функций. Задаётся при помощи ключевых слов или кривой Безье cubic-bezier(x1, y1, x2, y2) . Не наследуется.

animation-timing-function
Значения:
ease Функция по умолчанию, анимация начинается медленно, разгоняется быстро и замедляется в конце. Соответствует cubic-bezier(0.25,0.1,0.25,1) .
linear Анимация происходит равномерно на протяжении всего времени, без колебаний в скорости. Соответствует cubic-bezier(0,0,1,1) .
ease-in Анимация начинается медленно, а затем плавно ускоряется в конце. Соответствует cubic-bezier(0.42,0,1,1) .
ease-out Анимация начинается быстро и плавно замедляется в конце. Соответствует cubic-bezier(0,0,0.58,1) .
ease-in-out Анимация медленно начинается и медленно заканчивается. Соответствует cubic-bezier(0.42,0,0.58,1) .
cubic-bezier(x1, y1, x2, y2) Позволяет вручную установить значения от 0 до 1. вы сможете построить любую траекторию скорости изменения анимации.
step-start Задаёт пошаговую анимацию, разбивая анимацию на отрезки, изменения происходят в начале каждого шага. Эквивалентно steps(1, start) .
step-end Пошаговая анимация, изменения происходят в конце каждого шага. Эквивалентно steps(1, end) .
steps(количество шагов,start|end) Ступенчатая временная функция, которая принимает два параметра. Количество шагов задается целым положительным числом. Второй параметр необязательный, указывает момент, в котором начинается анимация. Со значением start анимация начинается в начале каждого шага, со значением end - в конце каждого шага с задержкой. Задержка вычисляется как результат деления времени анимации на количество шагов. Если второй параметр не указан, используется значение по умолчанию end .
initial Устанавливает значение свойства в значение по умолчанию.
inherit Наследует значение свойства от родительского элемента.

Синтаксис

Div {animation-timing-function: linear;}

С помощью пошаговой анимации можно создавать интересные эффекты, например, печатающийся текст или индикатор загрузки.

5. Анимация с задержкой animation-delay

Свойство игнорирует анимацию заданное количество времени, что даёт возможность по отдельности запускать каждую анимацию. Отрицательная задержка начинает анимацию с определенного момента внутри её цикла, т.е. со времени, указанного в задержке. Это позволяет применять анимацию к нескольким элементам со сдвигом фазы, изменяя лишь время задержки.

Чтобы анимация началась с середины, нужно задать отрицательную задержку, равную половине времени, установленном в animation-duration . Не наследуется.

Синтаксис

Div {animation-delay: 2s;}

6. Повтор анимации animation-iteration-count

Свойство позволяет запустить анимацию несколько раз. Значение 0 или любое отрицательное число удаляют анимацию из проигрывания. Не наследуется.

Синтаксис

Div {animation-iteration-count: 3;}

7. Направление анимации animation-direction

Свойство задает направление повтора анимации. Если анимация повторяется только один раз, то это свойство не имеет смысла. Не наследуется.

Синтаксис

Div {animation-direction: alternate;}

8. Краткая запись анимации

Все параметры воспроизведения анимации можно объединить в одном свойстве — animation , перечислив их через пробел:

Animation: animation-name animation-duration animation-timing-function animation-delay animation-iteration-count animation-direction;

Для воспроизведения анимации достаточно указать только два свойства — animation-name и animation-duration , остальные свойства примут значения по умолчанию. Порядок перечисления свойств не имеет значения, единственное, время выполнения анимации animation-duration обязательно должно стоять перед задержкой animation-delay .

9. Проигрывание анимации animation-play-state

Свойство управляет проигрыванием и остановкой анимации. Остановка анимации внутри цикла возможна через использование этого свойства в скрипте JavaScript. Также можно останавливать анимацию при наведении курсора мыши на объект — состояние:hover . Не наследуется.

Синтаксис

Div:hover {animation-play-state: paused;}

10. Состояние элемента до и после воспроизведения анимации animation-fill-mode

Свойство определяет порядок применения определенных в @keyframes стилей к объекту. Не наследуется.

animation-fill-mode
Значения:
none Значение по умолчанию. Состояние элемента не меняется до или после воспроизведения анимации.
forwards После того, как анимация заканчивается (как определено значением animation-iteration-count), анимация будет применять значения свойств к моменту окончания анимации. Если animation-iteration-count больше нуля, применяются значения для конца последней завершенной итерации анимации (а не значения для начала итерации, которое будет следующим). Если значение animation-iteration-count равно нулю, применяемыми значениями будут те, которые начнут первую итерацию (так же, как и в режиме animation-fill-mode: backwards;).
backwards В течение периода, определенного с помощью animation-delay , анимация будет применять значения свойств, определенные в ключевом кадре, которые начнут первую итерацию анимации. Это либо значения ключевого кадра from (когда animation-direction: normal или animation-direction: alternate), либо значения ключевого кадра to (когда animation-direction: reverse или animation-direction: alternate).