Правила пунктуации необходимо знать каждому грамотному человеку. Функция знаков препинания между частями сложного предложения - сочинение по литературе

Подробности Категория: Сочинения 9 класс

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служатдля разделения частей.Точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» , перед союзом «но» .Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью. Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнятьвыделительную функцию.В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»). Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части. В заключение хотелось бы сказать, что из текста демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними.

Пунктуация служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.

А так как все пишущие выступают в роли читателя, и наоборот, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся русским языком.

Если бы писатель не разделил точками предложения в данном тексте, то читатель ничего не понял бы, а также если бы писатель не поставил бы запятые в предложении … , то его так же было бы трудно понять.

Итак, можно с уверенностью сказать, что всякое правило о знаках препинания это своего рода договор между пишущим и читающим.

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания?

Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Первая функция знаков препинания – смысловая. С помощью знаков препинания автор акцентирует внимание читателя, направляя его творческую фантазию в нужное русло. Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. А в предложении 17 точка с запятой вносит не только интонацию перечисления, но и разделяет два простых предложения в составе сложного, помогая, таким образом, с помощью слов передать зрительный образ пути – движения, динамику событий: мы путешествуем вместе с автором – повествователем!

Многоточие в конце 17 предложения употреблено не случайно. Оно заставляет замедлить темп чтения, представить значительность, величие и таинственность грядущего. Если бы не было многоточия, не было бы и мурашек на коже после этих слов!

Вторая функция знаков препинания - интонационная. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!». В 16 предложении восклицательный знак передаёт побудительную интонацию, авторское чувство восторга, восхищения от увиденного. Предложение без восклицательного знака потеряло бы свою красоту!

Третья функция знаков препинания – синтаксическая. С помощью точек разделяются предложения в тексте, с помощью запятых выделяются однородные члены, простые предложения в составе сложного, обращения, междометия. Абзац служит для деления текста на микротемы. В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др.

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

Зачем нужна орфография?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Роль архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Исходный текст:

(1) Сказать, что Стася Михальская не любила своего отца, было бы несправедливо.

(2) Она любила его, почитала, как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей… науке, – но и побаивалась.

(3) Стася знала, что и отец её очень сильно любит, но старается скрыть это в воспитательных целях.

(4) В глубинах её детской памяти сохранилось ощущение каких-то иных отношений с отцом. (5) Иногда Стася видела себя во сне маленькой девочкой, как, вскарабкавшись на колени отца, прижавшись к нему, она смотрела на огонь, словно вьющийся в камине, вдыхала родной запах домашней фланелевой рубашки отца, чувствовала сильные, осторожные руки, сомкнувшиеся за её спиной.

(6) Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось.

(7) Сколько ей было лет тогда, Стася не помнила, но помнила, что однажды по привычке потянулась к отцу, и вдруг его лицо исказилось, и он, вскрикнув что-то гневное, стряхнул её с коленей, как котенка.

(8) Стася упала, ударилась затылком о пол.

(9) Отец был ужасно напуган её плачем, схватил на руки, разрыдался – такое проявление слабости было ему вообще-то несвойственно.

(10) Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени.

(11) Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду.

(12) А вот о том, что мама её не любила, было известно всем: и отцу, и Марианне, и Стефану, маминому любимцу.

(13) Мама тоже заботилась о ней, внимательно следила за Стасиным питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой; то же самое делала она и для сына.

(14) Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью.

(По В.Ветковской)

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в сложном предложении.

В сложных предложениях без знаков препинания обойтись невозможно…

Зачем нужны запятая, двоеточие, тире, точка с запятой в сложных предложениях? Неужели без них нельзя обойтись? Попробуй разберись, какой знак препинания ставить...

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Какова роль знаков препинания в сложном предложении?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Ветковской.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в сложном предложении. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.

Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей. Рассмотрим предложение 13 из текста В.Ветковской. В нём точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» в предложении 14, перед союзом «но» в предложении 11. Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.

Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию. Аргументом этому служат предложения 1, 12, 14 и др. В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).

Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении 11, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.

В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста В.Ветковской демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними.