Типы разборов в русском языке по цифрам. Памятка "грамматические разборы"

Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.

Урок 168

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения.

Урок 167

Цель: закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы, определите функции знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения: В диску(с, сс)и... посв...ще(н, нн)ойрешению важной проблемы, уча...ствовали (уч...ные)г...нетики, эксперты, специалисты в обл...сти мед...ц...ны.

Комментарий. Выделительные запятые стоят при причастном обороте, разделительные - обозначают границы между однородными членами предложения.

В дискуссии, посвященной решению важной проблемы, участвовали ученые-генетики, эксперты, специалисты в области медицины.

П. Проверка домашнего задания

Упражнение 459: проверка по цепочке.

III. Повторение темы «Пунктуация»

1. Беседа по вопросам с. 203.

2. Пунктуационный разбор предложения упражнения 459. «Сенька, хорошо?» - спрашивал он.

Комментарий. Знак завершения предложения - точка. Отделительный вопросительный знак в конце прямой речи. Выделительные двойные кавычки при прямой речи. Выделительное тире при прямой речи. Выделительная запятая при обращении.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 461: выразительное чтение, устное объяснение орфограмм и пунктограмм.

2. Упражнение 462: комментированное письмо.

3. Упражнение 463: самостоятельная работа.

V. Консультации учителя

Домашнее задание

1. Упражнение 464.

2. Подготовка к контрольному диктанту.

Цель: рассмотреть различные виды разбора, патриотическое воспитание.

Ход урока

Пособие состоит из семи разделов.

1. Фонетический разбор.

2. Морфемный и словообразовательный разборы.

3. Морфологический разбор.

4. Синтаксический разбор.

5. Лексический разбор.

6. Орфографический разбор.

7. Пунктуационный разбор.

пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую

направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с

цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию

орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.

Все разделы

пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора,

теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того,

примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками).

Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от


необходимости ведения справочной тетради.

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные,

какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не парные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб"ил"йт"]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д"]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б"] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п"]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л"] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»; [т"] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д"]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Порядок морфемного разбора

Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

Выделить основу.

В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск- .

Корень город- .

Словообразовательный суффикс –ск- .

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф. - море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2.Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. - работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б)

краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число,

в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый, качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.

Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; н.ф. - золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное

или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или

количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль (чаще вместе с существительным, к которому относится).

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять; н.ф. - десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.; дополнение.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

Порывисто – наречие, обозначает признак действия, дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.; обстоятельство.

Морфологический разбор причастия

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд.

прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш- (ая); н.ф. - остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.

Окутана - особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутанная – окутать+ -нн- (ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я- ; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.

Морфологический разбор предлога

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный,

противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный

(вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения; подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

И – частица, вносит дополнительное значение усиления, модальная, усиление, неизменяемая.

Не – частица, служит для выражения отрицания, модальная, отрицание, неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5.Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены

(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены,

относящиеся к ним).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа - костер светит. Подлежащее выражено

относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое,

двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным

согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа - сады пахнут. Подлежащее выражено

существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное,

выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему

относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения:

В конце данного повествовательного предложения ставится точка;

запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит

перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в

предложении другими словами.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных

(союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного

предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное,

предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой

интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения - оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром

за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты

оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,

сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных

между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что.

В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения:

первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B

Лексический разбор слова

Лексический

разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского

языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его

лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5)

происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной

лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических

связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора

для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного

Лексический разбор слова должен

проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря,

словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря

русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор

Орфографический

разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При

выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово,

данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место

орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При

необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную

орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош...(н,нн)ая тр...ва лежит ровными р...дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего

времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что

сделать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;

суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить,

Еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный;

увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая

гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами -

ряд; вода - воды, леса - лес.

1. Фонетический разбор

2. Разбор слова по составу (морфемный разбор)

3. Морфологический разбор существительного.

4. Морфологический разбор прилагетельного.

5. Морфологический разбор глагола.

6. Морфологический разбор наречия.

7. Синтаксический разбор простого предложения.

8. Синтаксический разбор сложного предложения.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные .
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо! », но звуки [ч"], [щ"] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч"ащ"а], часы [ч"асы].
Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м"ата], тёрка [т"орка], мюсли [м"усл"и], мел [м"эл], лес [л"эс], жир [жыр], ширь [шыр"], цифра [цыфра].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е ], [ё ], [ю ], [я ] не существует .
[й"] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.

Морфологический разбор существительного

План разбор имени существительного:

I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II. Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Золотой (луч)- им. прилаг., н.ф.- золотой

2. ед. ч., муж. р.

3. Луч (какой?)золотой (подчеркиваем волнистой линией)

Морфологический разбор глагола

План разбора

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив).
вид (совершенный, несовершенный);
время;
число;
лицо (в настоящем, будущем времени);
род (в единственном числе прошедшего времени).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образец разбора

Любишь - глагол; Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
несовершенный вид;
II спряжение.
настоящее время;
единственное число;
2-го лицо.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.