Универсальное устройство для работы с информацией. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (12 ч)

Презентация урока по теме "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для 8 класса. В разработку входит краткий план урока, презентация для объяснения и первичного закрепления нового материала, задания к уроку "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией" для закрепления материала в классе и выполнения домашнего задания.

Основные понятия урока:

Компьютер,

Процессор,

Устройства ввода информации,

Устройства вывода информации.

Основным учебником является учебник Семакина, но для изчения темы удобнее исользовать презентацию к уроку и материалы тетради с печатной основой по программе Босовой.

Просмотр содержимого документа
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА И ИХ ФУНКЦИИ

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Ключевые слова

  • компьютер
  • процессор
  • память
  • устройства ввода информации
  • устройства вывода информации

Компьютер

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Универсальным устройством компьютер называют потому, что он может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.


Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки.

Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода.

Информация

Принцип кодирования

Натуральные числа

Слова

Остатки от деления на 2

5: 2 = 2 ост. 1

2: 2 = 1 ост. 0

1: 2 = 0 ост. 1

Двоичный код

Кодировочная таблица

a 11100001

b 11100010

i 11101001

t 11110100

Чёрно-белое изображение

Разбиение изображения на отдельные точки

11100001 11101001 11110100

00000000 1111111 00000000

00000001 1111111 10000000

00000011 1111111 11000000


Программный принцип работы компьютера

Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой – последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Программно управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нём программ.


Разнообразие современных компьютеров

Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.


Устройства компьютера и их функции

Функции, выполняемые устройствами компьютера, подобны функциям мыслящего человека.

хранение информации

Устройства памяти

Процессор

Устройства ввода

Устройства вывода

обработка информации

приём информации

передача информации


Схема информационных потоков

Устройства ввода

Внутренняя

память

Внешняя

память

Устройства вывода

Процессор

Процессор компьютера

Внутренняя память компьютера

Оперативная память

Постоянная память

Процессор QAX

Процессор Intel


Внешняя память компьютера

Стримеры

Магнитная память

Дисководы

НГМД

НМЖД

Оптическая память

USB Card

Карта

памяти

Электронная память

Flash Drive

USB Накопители



Самое главное

Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Любой компьютер состоит из:

  • процессора
  • памяти
  • устройств ввода и вывода информации.

Функции, выполняемые этими устройствами, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека.


Вопросы и задания

В чём суть программного принципа работы компьютера?

Какие возможности человека воспроизводит компьютер?

Расставьте подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон Неймана.

Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

Перечислите основные виды устройств, входящих в состав компьютера.

Для чего предназначен процессор?

Внесите в схему информационных потоков в компьютере недостающие надписи:

Что такое двоичные данные?

Что такое компьютерная программа?

Внешняя

память

Внутренняя

память


Опорный конспект

Компьютер – универсальное электронное программно

управляемое устройство для работы с информацией.

Компьютер

Устройства

хранения

Устройство

обработки

Устройства

ввода и вывода

Магнитная

память

Процессор

Клавиатура

Оптическая

память

Монитор

Принтер

Электронная

память


Программная обработка данных на компьютере Д А Н Н Ы Е Числовая, текстовая, графическая и звуковая информация может обрабатываться компьютером, если она представлена в двоичной знаковой системе. Информация в двоичном компьютерном коде, т.е. данные, представляет собой последовательность нулей и единиц. это информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде.


П Р О Г Р А М М ы Для того чтобы компьютер «знал», что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию). Обычно решение задачи представляется в форме алгоритма, т.е. определенной последовательности команд. Такая последовательность команд (инструкций), записанная на «понятном» компьютеру языке, называется программой. Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.




Архитектура компьютера Архитектура компьютера – описание на некотором общем уровне, включающее логическую организацию и ресурсы компьютера. В основу архитектуры компьютера положены 2 принципа: 1. Модульно – магистральный принцип; 2. Принцип Джона фон Неймана.


Компьютер является неделимым, цельным объектом. Он состоит из некоторого количества устройств – модулей. А связаны все модули между собой через набор электронных линий – магистраль, которая обеспечивает обмен данными между всеми устройствами. Модульно – магистральный принцип






Информация через устройства ввода или путем считывания с устройств долговременной памяти через информационную магистраль попадает в оперативную память; процессор извлекает ее, обрабатывает и помещает обратно; результаты сообщаются пользователю через устройства вывода или сохраняются в долговременной памяти компьютера.


Устройства ввода Устройства ввода предназначены для преобразования информации, понятной человеку в информацию, понятную компьютеру. Манипуляторы (мышь, джойстик, трекбол, сенсорная панель, графический планшет); Клавиатура; Микрофон; Сканер; Цифровые фото – видео камеры.





ВВЕДЕНИЕ

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Наше настоящее время характеризуется высоким темпом жизни человека, постоянной изменчивостью окружающего мира, всепоглощающим и повсеместным применением информационных технологий во всех сферах деятельности. Трудно недооценить роль фундаментального образования, направленного на формирование личности, способной жить в этих условиях, готовой постоянно осваивать новые технологии.

Информатика, как естественнонаучная дисциплина имеет очень большое значение в достижении целей школьного образования. Освоенные обучающимися на базе информатики знания, находят свое применение при изучении других предметных областей, а так же в реальных жизненных ситуациях.

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», изучаемая в 7 классе школьного курса информатики имеет большое практическое значение. У учащихся должно сформироваться представление об основных компонентах компьютера, их функциях, о том, что компьютер это универсальное устройство обработки информации.

Целью работы является разработка тематического планирования по указанной выше теме курса информатики в соответствии с требованиями ФГОС. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определение структуры тематического планирования, определение места и роли раздела в общем курсе информатики, изучение основных элементов содержания темы, определение планируемых результатов изучения темы: предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, разработка практических заданий по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС.

ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.

Раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» изучается в 7 классе после знакомства учащихся с темой «Информация и информационные процессы». В разработанном тематическом планировании общее количество часов по рассматриваемой теме равно 7 часам. Планирование идет согласно структуре изложения материала в учебнике «Информатика 7» авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю . Результатом работы по данной теме стала разработка практического задания к уроку «Файлы и файловые структуры» в контексте ФГОС [Приложение].

Изложение содержания темы урока идет следующим образом: организационный момент, затем осуществляется проверка изученного материала по вопросам к §2.3; визуальная проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради, определение цели и темы урока. В процессе и зучения нового материала учащимся можно рекомендовать организацию просмотра анимации «Файлы и папки». Материал урока можно излагать с использованием презентации «Файлы и файловые структуры» из электронного приложения к учебнику . По ходу рассмотрения содержания урока рекомендуется выполнять задания из рабочей тетради . Разработанную практическую работу нужно предложить на этапе з акрепление нового материала . После чего урок заканчивается этапом контроля и рефлексии.

Суть практической работы за компьютером состоит в следующем: учащимся предлагается по данному образцу построить файловую структуру, затем «разложить» несколько файлов с именами 1, 2 и т.д., исходя из их содержания по созданным папкам. Папки имеют соответствующие имена. Для этого нужно определить место каждого файла, то есть, в какую папку его необходимо поместить. Файлы с расширением JPEG представляют собой картинки, тематика взята из содержания параграфов 2.1-2.3 ранее изученных учащимися. Например, файлы №4 и №5, в которых описывается внешняя и внутренняя память компьютера, учащиеся должны поместить в папку с названием «Компьютерная память», а файл №11 о сервисных программах - в папку «Системное программное обеспечение». В результате выполнения данной работы учащиеся научатся создавать дерево каталогов, удалять, копировать и перемещать файлы.

Таким образом, кроме закрепления навыков работы с файлами и файловой структурой, происходит актуализаций знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, а именно об основных компонентах компьютера, его устройстве, и программном обеспечении компьютера.

2 .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ.

Номер урока

Тема урока

Планируемые результаты

Параграф учебника

Предметные

Метапредметные и личностные

11.

Основные компоненты компьютера и их функции.

Учащиеся научатся анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое мнение.

Личностные: оценивают важность образования и познания нового.

§ 2.1

12.

Персональный компьютер.

Учатся называть элементы внутреннего и внешнего устройства компьютера.

Познавательные: планируют собственную деятельность.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

§ 2.2

13.

Программное обеспечение компьютера.

Учащиеся изучают состав программного обеспечения компьютера, основные характеристики операционной системы.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, используют модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, строят высказывания и суждения.

Личностные: вырабатывают уважительное отношение к точке зрения другого человека.

§ 2.3

14.

Файлы и файловые структуры. Практическая работа.

Учатся выполнять основные операции с файлами и папками.

Познавательные: находят достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач, распознают различные системы, выделяют существенные признаки.

Регулятивные: определяют цель, проблему, работают по плану, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: принимают собственные решения и высказывают предположения, слушают аргументацию друг друга.

Личностные: идут на взаимные уступки в различных ситуациях учебного процесса.

§ 2.4

15.

Пользовательский интерфейс.

Определяют понятие пользовательский интерфейс, называют основные элементы графического интерфейса.

Познавательные: самостоятельно формируют познавательные цели, проводят поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности и находят средства ее осуществления.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом в учебной деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.5

16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Учатся определять основные понятия темы, работать с учебником.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы.

Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении поставленных проблем.

Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к другим людям.

§ 2.1- § 2.5

17.

Контрольная работа №2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Учащиеся вырабатывают навыки работы с текстовыми материалами, учатся находить правильный ответ на поставленный вопрос.

Познавательные: структурируют свои знания.

Регулятивные: выстраивают работу по плану, проявляют настойчивость в достижении целей.

Коммуникативные: проявляют инициативу в поиске и решении проблем.

Личностные: понимают необходимость образования, оценки знаний и определяют свою личную позицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемое тематическое планирование и практическая работа в составе одного из уроков соответствует основным положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В результате применения данного планирования у учащихся формируются универсальные учебные действия, а именно: Л ичностные УУД: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

    Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

    Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php