Компьютер из "терминатора". Commodore и Atari: компьютеры, которые построил Джек Серия XE и XEGS

сайт - электронная документация

Atari 800 XL/XE
Карпов Александр (с) 1999 г в. 11.8.99

КРАТКОЕ ОПИСАHИЕ

Бытовой компьютер ATARI 800 XL был выпущен фирмой ATARI в 1983
году. Позже (в 1985 году) фирма модернизировала компьютер и выпустила
новую модель: ATARI 800 XE. Эта модель отличалась от базовой модели
новой версией встроенного интерпретатора Бейсика и дизайном корпуса.
Именно эта модель бытового компьютера (в основном тайваньской сборки)
в конце восьмидесятых появились в Советском Союзе. В те времена эти
компьютеры устанавливались в кооперативах-салонах компьютерных игр.
Обе модели оснащались 8 битным процессором MOTOROLA 6502C с частотой
1.79 MHz (NTSC)/1.77 MHz (PAL). Объем ПЗУ - 24 кб (системные
подпрограммы, Бейсик и программа тестирования), ОЗУ - 64 кб (128 K -
Atari 130 - модернизированная модель 1985 г.). Из этих 64 кб.
пользователю было доступно только 37 902 байта. Остальной объем
занимает интерпретатор Бейсика, который переписывается в старшие
адреса оперативной памяти при включении компьютера. Загрузку Бейсика
можно было отключить, нажав после включения компьютера кнопку OPTIONS.
Это было необходимо делать перед загрузкой игр - иначе системным
программам, операционной системе и играм не хватало оперативной
памяти. Клавиатура стандартная QWERTY. Плюс 5 функциональных клавиш:

HELP - вывод подсказки.
OPTIONS - ввод разных вариантов в программе/ отключение Бейсика при
загрузки
SELECT - выбор пунктов меню в некоторых играх.
START - пуск игры.
RESET - сброс.

Системная плата была встроена в клавиатуру. В комплекте с
компьютером поставлялся специализированный магнитофон и джойстик. К
компьютеру можно было подключить два джойстика (сбоку). Сзади (XE) или
сверху (XL) корпуса находился разъем для картриджей с играми. Так же
сзади располагался видеовыход, звуковой выход, разъем для подключения
внешних устройств (магнитофон, дисковод(ы - один за другим - в
цепочку), принтер, модем, сетевой кабель). Компьютер был оборудован
видеопроцессором, который позволял работать, как и в текстовом, так и
в графическом режимах:

N Размер Размер Примечание
экрана текстового
окна
0 40*24 - Только текст
1 20*20 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
2 20*10 40*4 Текст увеличенными
буквами в два раза шире
и выше
3 40*20 40*4 Графика низкого
разрешения - 4 цвета
4 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 2 цвета
5 80*40 40*4 Графика среднего
разрешения - 4 цвета
6 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 2 цвета
7 160*80 40*4 Графика высокого
разрешения - 4 цвета
8 320*160 40*4 Самое большое разрешение
-2 цвета

Кроме того, можно было получить дополнительные режимы экрана. Пусть X-
основной режим экрана (0-8). Тогда

X+16 -Текстовое окно отсутствует.
X+32 - Текстовое окно присутствует - но исключена возможность
очистки экрана.
X+40 - Текстовое окно отсутствует, экран не очищается.

Видеопроцессор поддерживал работу с 2 или 4 цветами (в
зависимости от режима) из палитры в 16 цветов, градации яркости - от 0
до 15. Кроме того, знакогенератор мог быть перепрограммирован по
желанию пользователя. Коды символов с 0 по 127 - стандартный набор
ASCII, с 128 по 255 - псевдографика. Видеопроцессор так же аппаратно
поддерживал многокрасочные спрайты, различные скроллинги.
В качестве дисплея обычно использовался бытовой цветной
телевизор. Иногда в учебных заведениях к Атари подключали советские
черно-белые мониторы "Электроника".
Для создания звуковых эффектов и для проигрывания музыки
компьютер был оборудован восьмибитным монофоническим звуковым
синтезатором (3,5 октавы). При желании синтезатор можно было
самостоятельно (с помощью паяльника и нескольких микросхем)
переоборудовать в стереосистему. Синтезатор позволял проигрывать звуки
через четыре канала (голоса). Также можно было проигрывать
шестнадцатибитный звук, но только через два канала. Звук
воспроизводился обычно через тот же телевизор. При желании можно было
оборудовать компьютер COVOX-подобным синтезатором.
Для записи программ использовался специализированный кассетный
магнитофон фирмы ATARI, который продавался в комплекте с компьютером.
Кроме того, можно было подключить пятидюймовый дисковод той же фирмы
(приобретался отдельно). Дисковод поддерживал последовательное и
прямое чтение данных. Операционная система - своя собственная - XL/XE
O.S. - чем то похожая (по командам) на CP/M. Кроме того было
разработано несколько других операционных систем, совместимых между
собою. Они поддерживали подкаталоги, жесткие диски, виртуальный
рамдиск. Иногда после загрузки выводилось меню с командами
операционной системы. Многие игры снабжались специальными
загрузчиками.
Почти все игры использовали игровые манипуляторы - джойстики.
Джойстик представлял собою рычаг и одну кнопку. К компьютеру можно
было подключить два джойстика. При желании можно было мосле некоторой
модернизации расширить число джойстиков до четырех.

КОМАHДЫ ВСТРОЕHHОГО ИHТЕРПРЕТАТОРА BASIC.
Бейсик на компьютере Атари был достаточно стандартным и удобным.
В систему был встроен экранный редактор. Так же многие команды
допускали сокращения, которые затем интерпретатор разворачивал.
Hапример, ? - PRINT,
I.-INPUT, PL.-PLOT, DR.-DRAWTO, R.-REM, RU.-RUN, L.- LIST, CR.-
CRAPHICS, FOR - F., N. -NEXT, POS. - POSITION.

Пример программы с сокращениями:
10 I. A
20 F. I=1 TO 5
40 ? A
50 N. I

После NEXT нужно обязательно ставить переменную, по которой
оканчивается цикл. Все массивы перед использованием нужно описать
командой DIM. Так же нужно описывать все строки как массивы. Hапример
чтобы зарезервировать строку в 10 символов нужно ввести команду:
10 DIM A$(10)
Самоблокировка компьютера - POKE 54017,132. Далее идет перечень
расширений Atari Basic:

КОМАHДЫ ВВОДА/ВЫВОДА (режим экрана #0):
COLOR N: PLOT X,Y -напечатать символ, код которого N, в позиции X,Y.
GET #6,N$ - чтение кода из позиции курсора.
POSITION X,Y - курсор в позицию X,Y.
LOCATE X,Y,N - чтение кода символа из позиции экрана X,Y в N.
PRINT CHR$(125) - Очистка экрана.
Буфер экрана занимает область между 40000 до 40920. Одна строка - 40
байт.

КОМАHДЫ РАБОТЫ С ГРАФИКОЙ:
GRAPHICS N - Установить режим номер N (см таблицу).
COLOR N - Установить цвет для рисования (в зависимости от режима
экрана-N=0..1/0..3).
PLOT X,Y - Ставит точку цветом, указанным в COLOR.
DRAWTO X,Y - Проводит линию до точки X,Y.
LOCATE X,Y,N - Считывает цвет из точки X,Y в N.
SETCOLOR N, цвет, яркость - установить в регистре N (0..4) цвет цвет
(0..15) яркостью яркость (0..15).

КОМАHДЫ РАБОТЫ С ДЖОЙСТИКОМ:
Функция STICK (Hомер джойстика 1..2) - ввод позиции ручки джойстика
(см. таблицу).
10 14 6
11 15 7
9 13 5

Функция STRIG (Hомер джойстика 1..2) - нажата ли кнопка на джойстике
(0-да, 1 - нет).

КОМАHДЫ РАБОТЫ СО ЗВУКОМ:
SOUND голос(0..3), частота (0-255), тональность (0..4), громкость
(0..15) - играть звук каналом голос до поступления нового звука на
канал.
Пример: SOUND 0,128,2,8
Для проигрывания музыки удобно пользоваться следующей таблицей:

Октава I Октава II Октава III
нота частота нота частота нота частота
До 243 До 121 До 60
До # 230 До # 144 До # 57
Ре 217 Ре 108 Ре 53
Ми ь 204 Ми ь 102 Ми ь 50
Ми 193 Ми 96 Ми 47
Фа 182 Фа 91 Фа 45
Фа # 173 Фа # 85 Фа # 42
Соль 162 Соль 81 Соль 40
Соль# - Соль# - Соль# 37
Ля ь 153 Ля ь 76 Ля ь -
Ля 144 Ля 72 Ля 35
Си ь 136 Си ь 68 Си ь 33
Си 128 Си 64 Си 31
До четвертой октавы - 29

СООБЩЕHИЯ ОБ ОШИБКАХ:
06 - Переполнение при выполнении арифметической операции.
07 - Переполнение памяти.
08 - Hет строки с данным номером.
09 - Вскакивание за границы индекса массива.
10 - Повторное описание массива.
11 - Деление на 0.
12 - Попытка выполнить DIM или DEF в непосредственном режиме.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

>Q. Какие эмуляторы ATARI 800 XL/XE существуют?

A. См. приложение.

>Q. Игра game у меня не работает.

А. 1. Отключи загрузку Бейсика в эмуляторе- игре не хватает памяти. Hа
Atari все игры в кодах грузились без Бейсика.
2. Попробуй сменить железо. Эмуляторы обычно эмулируют несколько
моделей ATARI.
3. Попробуй запустить на другом эмуляторе.
4. Возможно игра битая.

>Q. Эмуляция джойстика не работает!

1. Atari800Win v2.4: Для его подключения нужно зайти в
OPTIONS/JOYSTICK и установить пункт PICK DEVICE TO USE в положение
NONE и нажать OK. Затем вновь зайти в OPTIONS/JOYSTICK и установить
выше упомянутый пункт в положение Keypad.
2. Atari 800 Emulator for Unix, Amiga, MS-DOS and Falcon, Version
0.9.7:Эмуляция джойстика включается по F7 (Ins -огонь).
3. XL-IT: Эмуляция джойстика включается по F6 (Alt-огонь).

>Q. Зачем нужны Досы на Атари? Или Как подключить файлы с жесткого

Диска.
A. Зачем нужны эти DOS"ы? Кидай лучше игры/демки! Отвечаю: - Дык DOS
то и нужон для того, что-бы можно было запускать эти демки;) Демки-то
имеют расширение.COM. Ты можешь удивиться: - Как это.COM? Ведь эмуль
"Aтаri800" только с.atr работает? Отвечаю: - В штатном варианте ДА.
HО! Когда загружен DOS (ниже указанным способом), то можно грузить и
.com и.exe и т.д. :-) А теперь о подключеньь DOS"а к эмулю
"Atari800". Значит так. Hазначаешь диску D1 (в Atari->Disk Drive->D1:)
чтобы загружался скажем -
Dos_25.atr. Диску H1 (в Atari->Hard Disks->H1:) прописываешь _руками_
путь, где у тебя находятся (будут находится) .COM файлы для ATARI.
Hастраеваешь звук, видео, совместимость (желательно с 130XE) и делаешь
Reset в эмуле. У тебя должен будет загрузится ATARI DOS. Жм„шь L,
появляется приглашение для загрузки программ. Hабираешь H1:имя
файла.com и... должно вс„ грузится;) Дальше разбер„шся! (Alexander
Morozov)

>Q. Где найти в Интернете эмуляторы, игры и программы для Атари?

A. Сайтов с программами для Атари очень много. Вот только основные.
Далее по перекрестным ссылкам можно найти много других сайтов.
http://www.atari.org - Основной сайт по компьютерам фирмы ATARI.
http://www.atari-history.com/ - Виртуальный музей фирмы ATARI.
http://www.newbreedsoftware.com/xlsearch/ - Поисковая система по
a)b , об ATARI 8-bit.
http://www.ultranet.com/~asmolar/atari8/ - The Atari 8-Bit Emulator
Resource - Много очень хороших ссылок, разобранных потемам и обзор
эмуляторов ATARI 8-bit.
http://www.atarimagazines.com/ - Журнал ANTIC - отсканированные старые
журналы про Atari.

FTP & FILE ARCHIVES:
http://www.umich.edu/~archive/atari/8bit/-самый лучший и большой архив
разных программ.
ftp://ftp.spudster.org/pub/Atari/CTH/Atari_8bit/ - еще один архив
http://www.farago.com/atari/files/ -COOL ATARI PIRAT SOFT

FAQ:
Atari 8-bit FAQ (http://www.cis.ohio-
state.edu/hypertext/faq/usenet/atari-8-bit/faq/faq.html)
Atari 8-bit New User and Emulator Help FAQ
(http://www.sonic.net/~nbs/new_and_emu.html)

Добрый день уважаемые читатели. Данный пост является ностальгическим, поэтому тем, кто не родился в период с 75 по 83, читать его будет не интересно.
Сразу хочу предупредить, что никаких заявлений о том что данные игры самые лучшие не будет. Графика в этих играх самая примитивная, звук тоже и по своему общему уровню они не дотягивают даже до уровня 8-битных приставок. Однако, дело тут не в графике а в напоминании о самом необычно периоде детства, когда СССР доживал последние годы, а ветер перемен уже вовсю дул из прохудившихся щелей железного занавеса.

Впервые я познакомился с компьютерными играми в 86 году, когда переехал жить в район РИИЖТа. В местном клубе культуры располагался кинотеатр, в холле которого неожиданно возник салон компьютерных игр. Выглядел он следующим образом, это была небольшая площадка на которой стояло несколько обычных столов с цветными телевизорами отечественного производства и компьютерными приставками марки Atari - http://ru.wikipedia.org/wiki/Atari_XEGS
На каждом из телевизоров стоял кухонный будильник, который заводился на определенное время для игры и оповещал о закончившемся времени душераздирающим звоном (хуже чем звонок на урок). Расценки на игры были весьма драконовскими. Например 10 минут игрового времени стоили 1 рубль. В то время на рубль можно было купить 5 бутылок лимонада «Тархун» или 6 стаканчиков пломбира. Один час игры стоил 6 рублей – сумма для обычного школьника весьма внушительная, учитывая что стоимость билета в кинотеатр составляла максимум 30 копеек.
Этот салон жил свой особенной жизнью, ибо там постоянно находилась детвора, причем различных возрастов. Нужно понимать что альтернативы данным играм не существовало, кроме карманной «Электроники» http://ru.wikipedia.org/wiki/Ну,_погоди!_(электронная_игра) и игровых автоматов по 15 копеек http://ru.wikipedia.org/wiki/Советские_игровые_автоматы .

Правда должен заметить что у некоторых детей папы или мамы работали в лабораториях где имелись компьютеры, но эта категория была редкой. Естественно что нам оставалось лишь завистливо наблюдать за счастливчиками, и в редких случаях самим тратить кровные сбережения в обмен на импортную сказку. В то время соблазнов было много, в том числе и просмотр фильмов в видеосалонах.

Видеосалоны в ту пору представляли собой небольшое помещение, в котором располагался ряд стульев, перед которым стояла тумбочка с самым большим цветным телевизором отечественного производства и мечтой любого советского человека – видеомагнитофоном. Это уже потом, после перестройки на отечественный рынок хлынул мощный поток импортной электроники. А в ту пору видик не только стоил огромных денег, но и был редкостью которую ещё нужно было достать. Если не ошибаюсь средняя стоимость видика колебалась от 2 до 4-х тысяч рублей, примерно как стоимость подержанных Жигулей. Зато за рубль, мы могли посмотреть очередной боевик, ужастик и прочие «элементы сладкой западной жизни». Кроме того на страну надвигался бум жвачек, которые стоили от 50 копеек до 1,5 рублей.

И тем не менее мы тратили деньги на игры в салоне. В моём районе я знал как минимум 4 точки таких салонов, и все они располагались либо в здании кинотеатров, либо в домах культуры. Например один из них был в ДК завода Роствертол. Казалось бы, какой смысл ходить по разным точкам, если цена игры при этом оказывалась одинаковой? А смысл был в том, что в каждом салоне имелись разные игры, что вносило в игровой процесс некоторое разнообразие. Чуть позже на местном рынке радиоэлектроники, появились первые домашние компьютеры ZX Spectrum - http://ru.wikipedia.org/wiki/ZX_Spectrum .

Но стоили они очень дорого, и на моей памяти только двои из моих друзей обладали подобным чудо-девайсом. У Спектрума в отличии от Атари, выбор игр был побольше. Но в отличии от Атари, Спектрум обладал рядом существенных недостатков. Во-первых сам процесс загрузки игры напоминал средневековую пытку на нервах. Игры записывались на аудиокассету, и загружались с помощью обычного магнитофона. Любой незначительный сбой, и приходилось все записывать заново, при этом никто не гарантировал что запись будет полноценной, не говоря уже о раздражающем писке. Во-вторых, игра могла зависнуть просто так, особенно в самый разгар битвы. Ну и в-третьих, наиболее слабым местом были джойстики, которые ломались с периодической регулярностью.

Атари в этом плане отличались стабильностью, но найти их и купить не представлялось возможным. Правда однажды в клубе появился чудо-автомат, который представлял собой большой корпус с индивидуальным сидением, ч/б монитором и встроенным в панель джойстиком и кнопками. Автомат принимал 2- копеечные монеты. Работал он таким образом, за 20 копеек, начиналась игра, и когда заканчивались жизни она прекращалась. Но самое главное что игры в нём были от Атари, поэтому не удивительно что он почти все время был занят толпой более сильных мальчишек. Но не обошлось и без недостатков. Во первых игры менялись очень редко, а во вторых джойстик ломался регулярно. В итоге автомат продержался недолго, а жаль.
Итак, я приступаю к перечислению наиболее популярных игр от Атари с полным наименованием каждой из них. Если кто-то захочет вспомнить свою молодость, то благодаря названию он без труда отыщет её на сайтах с эмуляторами этих игр. Я в свое время загрузил и полностью прошел Мотесуму, ибо мечтал пройти её ещё в детстве. Конечно потом уже появились Денди и их производные, и игры стали намного круче и сложнее, но память о первых играх до сих пор жива в моем сердце.

1. River Raid - видеоигра в жанре скролл-шутера, выпущенная компанией Activision в 1982 году для Atari 2600, а позднее также для Atari 400/800, Commodore 64, ZX Spectrum, а также других игровых приставкок и домашних компьютеров. Игра была создана программистом Carol Shaw, ранее работавшим в Atari.

Это был безусловный хит того времени благодаря простоте управления и увлекательности игрового процесса. Кстати в настоящее время данный шутер появился на платформе андройда, так что его можно закачать на планшет.

2. Zybex - видеоигра жанра шутер, выпущенная в 1989 году британской компанией Zeppelin Games для восьмибитных домашних компьютеров.


Двое повстанцев, Ринсер и Кассалана бегут из интергалактической тюрьмы, чтобы избежать собственной казни. На их головы надеты смертельные обручи, снять которые они не могут, но это может сделать тот, кто их надел. Чтобы заставить его снять их, нужно раздобыть всемогущественный кристал Зибекс с одноимённой планеты. Чтобы преодолеть путь к Зибексу, героям предстоит собрать шестнадцать телепортирующих жетонов, разбросанных по шестнадцати планетам системы Цсокан.

Одна из любимейших мной игр, особенно если играть в неё с кем-то в паре. Прекрасная музыка и выбор оружия.

3. Montezuma’s Revenge (Месть Монтесумы) - это видеоигра для 8-битного семейства Atari, Atari 2600, Atari 5200, Apple II, Colecovision, Commodore 64, IBM PC, Sega Master System и ZX Spectrum (как Panama Joe), созданная Robert Jaeger и изданная в 1984 компанией Parker Brothers. Название игры взято из разговорного американского английского выражения относительно кишечного расстройства (понос), которое может пробрать в Мексике иностранца, пытающегося пить сырую мексиканскую воду (см. Месть Монтесумы (болезнь)). На территории бывшего СССР игра также известна под названиями Монти (Preliminary Monty - так называлась предварительная, широко растиражированная, но не законченная версия игры. В частности в этой версии отсутствовала концовка), Кукарача и Педро в поздемелье.


Montezuma’s Revenge - один из первых платформеров объединяющий охоту на сокровища, блуждание по лабиринту состоящему из множества комнат и решения загадок. Игрок управляет персонажем игры названным «Панама Джо» (также известен как «Педро»), перемещая его из одной комнаты в другую в лабиринтообразном подземелье императора ацтека XVI века Монтесумы II, заполненном врагами, препятствиями, ловушками и опасностями. Цель игры состоит в наборе очков, путем собирания драгоценностей по пути. Панама Джо должен искать ключи для закрытых дверей, собирать и использовать предметы, такие как факелы, мечи, амулеты, и т. д., не теряя свои жизни. Препятствия игры - это лазерные ворота, конвейерные ленты, исчезающие полы и огненные печи. Персонаж игры передвигается прыгая и бегая, а также перемещаясь по шестам, ступенькам и цепям. Враги - черепа, змеи и пауки.
Игра была большим хитом и считалась очень захватывающей, несмотря на сравнительно примитивную графику того времени и двухмерность пространства.

Одна из лучших игр в то время. Заслуженно считалась хитом, благодаря огромному количеству комнат и поиску ключей и сокровищ. Игра на ч/б мониторе считалась верхом мастерства, так как опытный игрок помнил наизусть местонахождение всех ключей имеющих разный цвет.

4. Star Raiders 2 – весьма популярная игра для своего времени. Некоторые игроки подсаживались на неё всерьез и надолго.

5. International Karate – так сказать прообраз «Мортал комбата». В эту игру рубились до посинения, тем более что карате в то время было весьма популярным явлением в СССР.

К этой серии игр относятся также «Karateka», «Bruce Lee» и «Ninja».

Кстати Ниндзя пользовался огромной популярностью, ибо там была возможность драк, и метания звездочками.

6. Henry"s House – игра про чувака который бродит по комнатам замка и собирает разные вещицы. Смысл каждого уровня в том чтобы найти в нем ключ и перейти в новую тематическую комнату. Прохождение игры довольно трудное но и интересное.

7. Boulder Dash либо Rockford - серия культовых[источник не указан 1190 дней] компьютерных игр. Первоначально игра была выпущена в 1984 году для компьютеров Apple II, ZX Spectrum, Commodore 64 и Atari 400/800; позже портирована на NES, Acorn Electron, Amstrad CPC, IBM PC и множество других платформ. Игра была создана Питером Лиепой (Peter Liepa) и Крисом Греем (Chris Gray) и издана компанией First Star Software, которая до сих пор является правообладателем.
Игровой персонаж по имени Рокфорд должен пройти несколько «пещер», собирая алмазы и стараясь избежать встречи с опасными существами, не попасть под падающий камень и не оказаться в безвыходном тупике.

«Boulder Dash» стала одной из немногих игр, которые были портированы с домашних компьютеров на игровые автоматы (обратное происходило довольно часто); было разработано четыре таких автомата тремя разными компаниями.
Игра является клоном игры Digger, вышедшей в 1983 году.
Мы называли эту игру «Муравей». Весьма сложный процесс, требующий внимания, реакции и соображалки. Далеко не каждый мог пройти даже несколько уровней.

8. Alley Cat (англ. alley cat - бездомный кот) это компьютерная игра созданная Биллом Уильямсом и изданная Synapse Software для компьютеров Atari 8-bit / Atari 800 в 1983 году, и позже для PC в 1984 фирмой IBM. Сюжет: кошка хочет выжить на улице.

9. Archon: The Light and the Dark
Archon: The Light and the Dark (рус. «Властелин Света и Тьмы») - это видеоигра, разработанная Free Fall Associates и распространяемая Electronic Arts. Она была первоначально разработана для Atari 8-бит компьютеров в 1983 году, но впоследствии была портирована на ряд других систем того времени, в том числе Apple II, Commodore 64, Amstrad CPC, ZX Spectrum, Amiga, IBM PC, Apple Macintosh, PC-88 и NES. Игра была разработана Павлом Райхом III (который также создал графику для игры) и Джоном Фрименем, программированием занималась Энн Вестфолл.

10. Panther

11. Super Cobra

12. Zorro

13. Spy vs. Spy или MAD Magazine’s Official Spy vs. Spy - компьютерная игра, впервые опубликованная First Star Software в 1984 году для 8-битных компьютеров Atari, Commodore 64 и Apple II. Это была инновационная игра для двух игроков с разделённым экраном, основанная на комиксе журнала MAD Magazine Spy vs. Spy о комических приключениях двух шпионов, пытающихся убить друг друга невероятно сложными и изощрёнными ловушками и вооружением.

Игра была портирована на большое число других платформ, включая ZX Spectrum, Acorn Electron, Atari ST, BBC Micro, Commodore 16, MSX, Amstrad CPC, Amiga, Master System, Game Boy, Xbox, Game Boy Color и Nintendo Entertainment System. Ремейк, включавший ретро-версию, также был выпущен для iOS в 2012 году.

14. Spelunker

15. Moon Patrol

Moon Patrol- игра классического аркадного типа, выпущенная Irem в 1982 году. Для распространения в Северной Америке, она была лицензирована Williams.
Игрок управляет «лунным багги», смотря на него со стороны, и путешествует по поверхности Луны. Необходимо избегать препятствий, таких как кратеры и мины. Багги также атакуют с воздуха неопознанные летающие объекты и с поверхности (танки). Moon Patrol является одни из первых шутеров с прокруткой со стороны. Кроме того, игра отмечается как первая игра такого жанра с параллаксной прокруткой.

16. H.E.R.O.


H.E.R.O. (акроним для англ. Helicopter Emergency Rescue Operation - экстренная операция спасения вертолётом) - однопользовательская игра, опубликованная Activision. Изначально она разрабатывалась для Atari 2600 и была выпущена в марте 1984 года. Игра была портирована на многие домашние компьютеры и игровые приставки того времени. Игрок должен использовать «вертолётный рюкзак» и другие инструменты, чтобы спасти людей, затерявшихся глубоко в шахте.

17. Ghostbusters

18. Draconus




Это конечно далеко не все игры, но я старался подобрать самые популярные игры того времени.
С уважением,
мистер вихлюн

Помните фильм «Терминатор-2. Судный день»? Наверняка вы обратили внимание на компьютер, с помощью которого юный Джон Коннор взламывал PIN-код банкомата, и код доступа в лабораторию. Этим компьютером был Atari Portfolio. На момент выхода фильма (1991-й год) он казался чем-то за гранью фантастики.

Кстати, это до сих пор мой любимый фильм:-)

Давайте узнаем об этом компьютерпе подробнее…

Первый IBM PC-совместимый карманный компьютер Atari Portfolio был выпущен в 1989 году компанией Atari Inc. и наделал немало шума. Кроме того, что Atari Portfolio обладал впечатляющими по тем временам характеристиками, он весил чуть больше 450 г и умещался на ладони.

С его помощью сообразительный подросток взламывал PIN-код банкомата и код доступа в лабораторию.

Сложно сказать, было ли это кинематографическим преувеличением или система защиты PIN-кодов почти четверть века назад была настолько ненадежна, однако взлом выглядел впечатляюще.

Что же представлял собой Atari Portfolio?

Его размеры были крайне малы: всего 20 на 10 сантиметров и толщиной всего 2,8 сантиметра. Весило технологическое чудо 25-летней давности 454 г.

Atari Portfolio построен на процессоре Intel 80C88 с тактовой частотой 4,9152 МГц и работает на варианте операционной системы MS-DOS, называемой DIP DOS 2.11. Atari Portfolio имеет 128 КБ оперативной памяти и ПЗУ 256КB, содержащее операционную систему и встроенные приложения. Встроенная оперативная память разделяется между системной памятью и устройством хранения данных (диск С:). Жидкокристаллический дисплей - монохромный, без подсветки, с разрешением 240×64 пикселей, или 40 символов × 8 линий.

С правой стороны компьютера находятся расширения для параллельного и последовательного портов, модема или MIDI модулей. Расширение порта для съемных карт памяти, которое используется в Atari Portfolio, не совместимо с PC стандартом, так как было разработано еще до появления этого стандарта. На начальном этапе были доступны карты расширения памяти объёмом 32, 64 и 128 Кб, а затем появились карты емкостью до 4 Мбайт. Карты расширения запитываются сменными батареями, которые держатся около 2 лет. Встроенные приложения включают текстовый редактор, электронную таблицу (совместимую с Lotus 1-2-3), телефонную книгу и планировщик. Карты расширения содержат также дополнительные программы, например, шахматы, файловый менеджер и финансовый менеджер. На Atari Portfolio можно запустить большинство текстовых MS-DOS приложений, при условии, что они не запрашивают непосредственного доступа к устройствам и могут вместиться в имеющейся, относительно небольшой памяти.

Другие модули расширения включают дисковод и блок расширения ОЗУ. Блок расширения ОЗУ дает Atari Portfolio дополнительные 256 Кб оперативной памяти, которые можно разделить на несколько дисков. Он также использует дополнения через разъем расширения, что позволяет использовать более одного блока расширения. Теоретически можно подключить несколько таких расширителей памяти, увеличивая доступный объём хранения данных более чем на 640 KB.

Существует также подключаемое к настольному ПК устройство чтения и записи карт памяти. Комплект содержит карты ISA, специальный кабель, кард-ридер, а также дискету с программным обеспечением.

Кроме того, используя модуль параллельного порта, стандартный кабель параллельного порта и поставляемое программное обеспечение (на основе DOS), можно подключить Atari Portfolio к обычному настольному компьютеру для обмена файлами с блоком памяти.

Сегодня монохромный экран Atari Portfolio с разрешением 240 × 64 пикселей смотрится несерьезно, однако в то время этого было вполне достаточно.

К 1989 году, когда появилась модель Portfolio , компания Atari прошла 17-летний путь от 250-долларовой фирмы, основанной студентом Ноланом Бушнелом на пару с другом, до крупнейшего в мире производителя видеоигр и приставок для них. Первым шагом к успеху у Atari был тот самый теннис Pong – видеоигра №1 во всех домах, где был телевизор. В нее даже Wall-E в мультике рубился. Популярность Atari была невероятная. Видеоприставки домашнего использования и монетные игровые автоматы – бум середины 80-х. Даже всемогущий Стив Джобс умудрился в это время поработать в Atari техническим специалистом.

Одна из ключевых «фишек» Atari Portfolio - полноразмерная QWERTY-клавиатура.

Что мог Atari Portfolio? С поправкой на возраст - очень многое. Вот так выглядел текстовый редактор. Тем, кто впервые познакомился с персональными компьютерами уже во времена Microsoft Word, сложно будет поверить, что набирать тексты таким образом тоже было удобно.

Прообраз Microsoft Excel - электронные таблицы.

На системном диске целых 30кБ свободного места:

Если этого не достаточно - можно подключить карту памяти, которая становятся диском A:

Быстрой флеш-памяти тогда еще не было, поэтому тут статическая память (SRAM), которая требует батарейку для сохранения данных (хватает на 2 года):

Объем памяти Atari Portfolio был крайне мал: всего 256 Кб. Расширить его можно было при помощи карт памяти.

Made in Japan - нынче таким можно удивить:

А вот и кардридер.

К Atari Portfolio можно было подключить принтер через слот расширения.

Для тех, кто забыл или не знал: вот так выглядели 5,25-дюймовые дискеты с программным обеспечением и документацией.

Технические характеристики Atari Portfolio:

Процессор: Intel 80C88 с тактовой частотой 4,9152 МГц
RAM: 128 Кб
ROM: 256 Кб

Операционная система: DIP DOS 2.11.
Экран: Монохромный жидкокристаллический с разрешением 240 × 64 пикселей.

Слот расширения: Дополнительные модули LPT, COM, MIDI.
Питание: 3 батарейки AA или блок питания.
Размеры и вес: 200 × 100 × 28 мм, 454 г.
Год выпуска: 1989

По результатам измерений, во время работы потребляемый ток - 45мА, соответственно комплекта аккумуляторов (2700 мА*ч) хватит на 60 часов (!!!) работы.

Современные ноутбуки нервно курят в сторонке - текст набирать можно и там и там, но после того, как у Ультрабука на Intel i7 сядут батарейки - Atari Portfolio будет еще 50 часов работать.

До сих пор есть любительские сайты с софтом для Portfolio - главное не пугайтесь немного старомодного дизайна.

Предвосхищая вопрос - купил я его на аукционе за 3500 рублей, где-то расформировывался музей старых компьютеров, это был один из последних экспонатов.

Использовать по прямому назначению его вполне можно до сих пор - например как RS232 терминал, или для каких-то технических программ. Сам интерфейс не тормозит и работает очень быстро - соответственно работать можно комфортно, насколько это вообще возможно с клавиатурой таких размеров.

Компьютерами Atari занялась, когда стало ясно, что рынок видеоигр переживает глубокий кризис и в домах у людей появляется все больше IBM PC и «Макинтошей».

Выпустив в 1985 году весьма удачный вариант домашней персоналки Atari 520ST , фактически задавшей формфактор бытового компьютера (достаточно вспомнить облик Commodore или нашего БК-0010), Atari неожиданно для всех выходит на рынок с невероятной моделью Atari Portfolio. Такого еще не делал никто.

Персональный компьютер Atari 520ST задал тон целой плеяде компьютеров, интегрированных в клавиатуру

Облик компьютера БК-0010 – мечты каждого советского школьника – был «слизан» с Atari 520ST

Создавая компьютер Eee Keyboard PC, компания ASUS вдохновилась обликом Atari 520ST.

Судите сами. Компьютер Portfolio был размером 20 на 10 сантиметров и толщиной всего 2,5 сантиметра! И это в то время, когда лэптоп размером с том Советской энциклопедии считался суперкомпактным. Это чудо умещалось на ладони, весило всего 505 г(!) и питалось от трех АА-батареек. При этом внутри Atari Portfolio трудился вполне мощный для того времени процессор Intel 80C88 с частотой 4,92 МГц. Памяти Atari Portfolio имел «аж» 128 килобайт. Максимально же она расширялась до 640 килобайт – и это был предел мечтаний операционной системы DIP DOS, вшитой в ПЗУ малютки.

С пользователем Atari Portfolio общался с помощью полноценной QWERTY-клавиатуры и черно-белого ЖК-дисплея, работавшего с разрешением 260х64 пикселя.

В 1989 году Atari поразила всех, выпустив компьютер размером с ладонь

Внешний вид Atari Portfolio до боли напоминает современные нетбуки. Щель слева – слот для карт памяти

Но это еще не все. Верная традициям своего главного продукта, видеоприставок с их картриджами, Atari снабдила Portfolio слотом для считывания Memory Card – карточек памяти объемом 128 килобайт, привычного для нас вида современных флэш-карт! А ведь в то время 100% всех персоналок «питались» исключительно флоппи-дисками.

В то время, когда все персоналки использовали дискеты, Atari Portfolio работал с карточками памяти

Впрочем, с флоппи-дисками Portfolio тоже справлялся уверенно. Благодаря специальному интерфейсу на правом боку к нему опционально можно было подключить флопповод. А чуть позже для этого же интерфейса Atari выпустила аксессуары: COM-порт (стоил $80) и параллельный порт ($50).

Для Atari Portfolio был выпущен адаптер параллельного порта. Благодаря ему он мог общаться с принтерами, другими персоналками и… банкоматами

Используя эти аксессуары, тексты, набранные на Portfolio , можно было распечатывать или обмениваться ими с другими персоналками с помощью программы FILE-TRANSFER.

Из 128 килобайт оперативной памяти Portfolio 32 килобайта были доступны пользователю как диск С, а на оставшихся 96 килобайтах размещались встроенные программы:

  • Diary – ведение заметок (прообраз блога?);
  • калькулятор ;
  • Editor – текстовый редактор;
  • Worksheet – электронные таблицы;
  • Adress Book – прообраз современной программы «Контакты».

Adress Book, кстати, был не простой базой хранения контактов. Через встроенный спикер она могла проигрывать тональные версии телефонных номеров контактов – для набора номера пользователю Portfolio нужно было просто поднести компьютер к микрофону телефонной трубки.

Уникальные размеры Atari Portfolio вкупе с неплохим программным обеспечением и отличными возможностями по расширению памяти и подключению периферийных устройств обеспечили ему армию поклонников, одним из которых и был Джон Коннор. В короткое время для Portfolio были разработаны сотни самых разнообразных программ , от игр до трансляторов самых разных языков программирования. На нем трудилось большинство из известных тогда архиваторов, программы статистических расчетов, графические редакторы и эмуляторы удаленного терминала, для удаленного доступа к взрослым компьютерам через модем. Тот самый PIN-generator из фильма «Терминатор» (правильное название ATM Machine Cracking Program ) был, конечно же, выдумкой киношников. Но, поверьте, Atari Portfolio вполне бы справился с задачей взлома банкомата, будь на то чья-то воля.

Уникальный для 1980-х микрокомпьютер Atari Portfolio был настоящим предвестником только недавно наступившей эры нетбуков – относительно маломощных, небольших и легких персональных компьютеров. Впрочем, почему был? Достаточно глянуть на количество его фан-клубов

Atari - история фирмы ATARI и ее популярных компьютеров.

Как я уже упоминал выше, самый первый компьютер в моей жизни - это ATARI 65XE. И мне захотелось рассказать немного о самой фирме ATARI и их разработках. Основной материал был взят с wiki, правда не весь, а часть. Так как материал достаточно обширный и весь бы просто не поместился в номере. Так же хочется сказать огромное спасибо AGA за базовый перевод. Немного подкорректированный свой вариант, я и предлагаю вашему вниманию. Смейство Atari 8-бит - это серия 8-битных домашних компьютеров, произведенных Atari начиная с 1979г. Все они основывались на MOS Technology 6502 CPU и были первыми домашними компьютерами содержащими сопроцессоры. В последующее десятилетие были реализованы отдельные версии, базирующиеся на одних разработках, в том числе оригинальные Atari 400 and 800 с сопроцессорами, а также серии компьютеров XL и XE . ИСТОРИЯ Начало. Разработка серии 8-битных машин началась вскоре после того, как в 1977 году была создана игровая консоль Atari 2600. Команда разработчиков (инженеров) из Atari"s Grass Valley Research Center (называющих себя Cyan Engineering) считали, что 2600 прослужит около 3-х лет до того момента как устареет и начали разработку "blue skying" дизайн для новой консоли, которая должна была заменить 2600 приблизительно в 1980. То что у них получилось в результате, оказалось, по существу "улучшенной" версией 2600, в которой были устранены наиболее явные недостатки. Новейшая разработка должна была быть быстрее чем 2600, с лучшей графикой и содержать более лучшую звуковую систему. Работа над микросхемами (чипами) для новой системы велась на протяжении 1978 года и главным образом концентрировалась на усовершенствовании видео системы, известной как Color Television Interface Adapter или CTIA. Зарождение революции домашних компьютеров было приостановлено появлением семейства Apple II, Commodore PET и TRS-80. Ray Kassar, на то время новый CEO of Atari от Warner Communications, хотел использовать новые чипы в домашних компьютерах, чтобы противостоять Apple. Для подготовки компьютеров к этой роли, они должны были поддерживать характерную графику, включая некоторые слоты для расширения периферии, и запуск - в то время универсального языка программирования BASIC. Менеджмент придумал два "сладеньких" названия для новых компьютеров, недорогая упрощенная версия известная как Candy и мощную, высокотехнологичную машину, известную как Colleen (послухам названных так в честь привлекательных сотрудниц Atari). Основным различием между двумя машинами был их сбыт: Atari преподносило Colleen как компьютер, а Candy - как игровую машину (гибрид игровой консоли). Colleen включала в себя слоты для RAM и ROM, второй слот для 8-битного картрижда, разъем для подключения монитора, полноценную клавиатуру, в то время как для Candy использовались пластиковую мембранную клавиатуру и внутренние слоты для памяти (без возможности расширения). Обе машины были очень прочными, за счет большого внутреннего алюминиевого экрана, и соответствовали стандарту FCC для телевизионных сигналов. Машины Apple, без RF модуляторов, не нуждались соответствовать таким требованиям (первая модель TRS-80 вообще говоря никогда не сталкивалась с такими спецификациями). У Atari первоначально было намерение встроить Microsoft BASIC в машину, как это делало большинство продавцов, планируя поставлять его на 8 KB ROM картридже. Однако все существующие 6502 версий от Microsoft требовали 12 KB, и все попытки Atari сократить его до 8 KB провалились. В конце концов они отдали эту работу частной фирме, предложившей написать их собственную версию с нуля, которая в итоге была поставлена как ATARI BASIC. Первые машины: 400 и 800. Машины анонсированные в декабре 1978 года как 400 и 800, не были доступны до ноября 1979 года, что в большей степени соответствовало первоначально планировавшейся дате. Оригинальные названия получились по количеству памяти: 4 KB RAM в 400-й модели и 8 KB RAM в 800-й модели. Однако со времени их выхода цены на RAM начали снижаться, поэтому машины начали выпускаться с 8 KB и 16 KB соответственно. Из-за FCC ограничений, 400/800 не могли использовать слоты как у компьютеров Apple II. Взамен они создали собственный дорогостоящий serial-based интерфейс названный SIO (Serial Input/Output), или "Daisy Chain" (Паровозики). Все внешние устройства соединялись с использованием этого интерфейса (cassette drive, disk drive, interface box). В 800 внутренние слоты были зарезервированы для ROM и блоков (модулей) памяти. Оригинальные 800-ки поставлялись с 16 KB, но поскольку цены на память продолжали снижаться Atari со временем расширила память машин до 48 KB, используя все доступные слоты. Проблемы с перегревающимися модулями памяти в итоге убедили Atari убрать защитное покрытие с модулей, оставив их "обнаженными" планками. Позже, расширенное покрытие было сведено до минимума, заменено на пластиковые с легко открывающимися защелками. Atari 400 несмотря на мембранную клавиатуру и единственный внутренний слот для ROM картриджа продавался чуть лучше, чем Atari 800 с большими функциональными возможностями. В связи с этим, разработчики в большинстве случаев неохотно использовали 800 - только слот для правого картриджа. Liz Startup screen более поздней модели Atari 8-bit (XL серии впоследствии), когда не загружена ни одна программа. 800-ка была комплексной и дорогостоящей машиной для создания, состоящей из печатных плат, размещаемых внутри или снаружи массивных алюминиевых экранов. Кроме того, машина была спроектирована так, чтобы добавлять RAM только посредством карт, которые требовали дорогостоящих коннекторов и упаковки хотя это достаточно быстро поставлялось прямо с фабрики. В тоже время, 400 не мог соперничать технически с некоторыми новейшими машинами, появившимися в начале 80-ых годов, которые имели тенденцию к комплектации с как можно большим количеством памяти и реальной клавиатурой. Еще одним значительным изменением было введение специфического стандарта FCC для домашних и офисных цифровых устройств. В 1982 в Atari стартовали проекты Sweet 8" (or "Liz NY") и Sweet 16. Результатом стал модернизированный комплект машин в некоторых отношениях подобных 400-ки и 800-ки, но более простые в сборке и менее дорогостоящие в производстве. Усовершенствования чипа сделали возможным объединение - сжатие чипов исходной системы в один. Для сравнения, оригинальная 800-ка использовала 7 отдельных печатных план, в то время как новая машина использовала только одну. Как и более ранние машины Sweet 8/16 планировалось выпускать в 2-х версиях: 1000 с 16 KB и 1000X с 64 KB; RAM все еще оставалось достаточно дорогостоящей, чтобы считать это различие существенным. 1200XL Когда машины фактически были готовы выйти в свет, реализованной оказалась только одна версия, 1200XL, отдаленный гибрид возможностей, заложенных в проектах Sweet 8/16. Примечательными характеристиками её были 64 KB RAM, встроенный self test , модернизированная клавиатура (с характерными 4 функциональными клавишами и HELP клавишей) и модернизированный cable port layout. В общих чертах 1200XL наиболее близко соответствовала концепции высококачественного Sweet 16. Не смотря на это 1200XL также содержал в себе ряд недостатков. Эра Трамиела (Tramiel) : серия XE и XEGS. Последними машинами в 8-битной серии были 65XE и 130XE. Они были анонсированы в 1985 в тоже время что и начальные модели из серии Atari ST: 130ST и 520ST. Изначально планировалось название 900XLF, 65XE был по функциональности эквивалентен 800XL без PBI соединения. 65XE (Европейская версия) и 130XE имели Enhanced Cartridge Interface (ECI), частично-совместимый вариант Parallel Bus Interface (PBI). 130XE был оснащен128 KB памяти, доступной посредством отдельных банков памяти. Дополнительная версия 800XE существовала в Европе (главный образом в Восточной Европе), по сути она являлась 65XE. XE серия остановилась на XL-Expanded. Причиной, по которой 130XE "переупаковывалось" в 800XE, была попытка Atari поднять популярность оригинальной 800XL в Европе. К сожалению, 65XE и 800XE продаваемые в Восточной Европе содержали неудачный чип GTIA, сделанный специально для данных машин в Китае в 1991. Окончательно, с возрождением игровой индустрии улучшенной (развитой) Nintendo, Atari разработало XE Game System (XEGS), реализованную в 1987г. XEGS продавалось в комплекте с отдельной клавиатурой (впервые у компьютеров Atari), джойстиком и световым пером (XG-1), и парой игровых картриджей (Bug Hunt и Flight Simulator II). По существу, XEGS была видоизмененной 65XE и в результате была совместима со всеми возможными Atari 8-bit ПО и устройствами. Плохой маркетинг и отсутствие свежих релизов препятствовали продажам. Desing. Модели Atari имели на борту: процессор 6502, комбинацию чипов ANTIC и GTIA, обеспечивающих графику и POKEY чип для управления звуком и порт ввода/вывода. Дополнительные чипы контролировались через последовательность регистров в памяти, которыми можно управлять. Например, GTIA использовало серию регистров для выбора цветов для экрана; эти цвета могли изменяться при внесении соответствующих значений в регистры, которые были доступны в памяти, которую видел 6502. Некоторые части системы также использовали доступную пользователю память как буфер, особенно ANTIC буфер дисплея и его "Display List" (по существу небольшая программа на ассемблере, которая сообщала ANTIC как интерпретировать те или иные данные и преобразовывала их для дисплея). ANTIC. ANTIC - микропроцессор, который обрабатывал команды для дисплея. Полная последовательность команд называлась Display List. Каждая команда описывала, как отображать на экране линейку (в текстовом или графическом режиме), где её отображать, в случае если она прерывалась, если был или не был задействован скроллинг, куда читать данные из памяти (текст (набор символов) или графическую информацию). ANTIC читал этот display list используя DMA (Direct Memory Access), затем транслировал этот display list в электронные данные для обработки их GTIA. Все сигналы выполнялись без какого-либо вмешательства CPU. ANTIC преимущественно использовался для рисования background-а графического экрана или вывода текста. К тому же ANTIC пропускал видеоданные через GTIA, который добавлял цвета и рисовал спрайты. Это сочетание привело к таким диковинкам как возможность инвертировать весь текст на экране изменяя значение в памяти. Набор символов (шрифты) можно было легко переориентировать выполнив изменения в регистрах ANTIC, что позволяло пользователям создавать их собственные шрифты относительно просто. CTIA/GTIA Color Television Interface Adapter был графическим чипом использовавшимся в ранних домашних компьютерах Atari 400/800; он был приемником чипа TIA, использованного в Atari 2600. CTIA чип был заменен на GTIA в более поздних переработанных 400 и 800и всех остальных членах "семейства" 8-битных Atari. По словам Joe Decuir , George McLeod разработал CTIA (Colleen TIA) в 1977. GTIA, также разработанная George McLeod, получала графическую информацию от ANTIC, а также управляла спрайтами, обнаруживала столкновения, владела приоритетным управлением, контролировала яркость и насыщенность всех объектов (включая DMA объекты от ANTIC). GTIA выводило их как отдельные цифровую яркость и сигнал о цвете, яркости и насыщенности изображения, которые смешивались (комбинировались), чтобы сформировать аналоговый составной видеосигнал. POKEY Третий вспомогательный чип, названный POKEY, отвечал за чтение данных с клавиатуры, генерацию звука и последовательность коммуникаций (в связке с PIA). Он также обеспечивал таймеры, генератор случайных чисел (для звуковых шумов также хорошо как и для случайных чисел), а также маскировал прерывания. POKEY имел 4 полунезависимых аудиоканала, каждый со своей собственной частотой, контролем шума и уровня громкости. Для улучшенного качества звука 2 аудиоканала могли быть скомбинированы для более четкого (точного) звука (16-битного). Название POKEY пошло от слов "POtentiometer" и "KEYboard", которые были двумя из тех I/O устройств, с которыми POKEY соединялся. Этот чип считался одним из бесспорных достижений Atari"s и был фактически использован в нескольких аркадных машинах Atari 80-ых годов. Не смотря на то, что аркадный отдел не входит в Atari Computers, Inc. Модели компьютеров. 400 and 800 (1979) - машины-родоначальники своих классов; у 400 была мембранная клавиатура, 800 имел полноценную клавиатуру, 2 порта для картриджей, разъем для подключения монитора, расширяемые слоты памяти (до 48 КВ). 1200XL (1982)- новые алюминиевые и дымчатые пластиковые корпуса, 64 KB RAM, только 2 порта для джойстиков. Клавишу помощи, 4 функциональных клавиши. Новая OS (операционная система) создала проблемы с совместимостью некоторого старого программного обеспечения. 600XL and 800XL (1983) - обновленные 400, 800 и 1200XL без функциональных клавиш. 600XL имел 16 KB памяти, 800XL - 64 KB и разъем для монитора. В обоих был встроен BASIC и расширенный порт известный как Parallel Bus Interface (PBI). 800XLF - 800XL с Atari FREDDIE чип и BASIC rev. C. Были выпущены только в Европе. 65XE и 130XE (1985) - измененный 800XLF с новым корпусом и клавиатурой. 130XE вышел с 128 KB of RAM и Enhanced Cartridge Interface (ECI) взамен PBI. Версии 65XE для Штатов и Канады не содержали ECI или PBI. XEGS (1987) - игровая машина в светло-бежевом корпусе с отдельной клавиатурой с нормальным ходом клавиш, но слегка нечеткой. (Atari ST"ish) 800XE - последняя машина в серии, смоделированная так же как 65XE и 130XE. 130XE с 64 KB RAM. Встречалась в основном в Восточной Европе. Прототипы/ "призрачные" (Никогда не дошедшие до официальной реализации) 1400XL - очень близкая к 1200XL но с PBI, FREDDIE chip, встроенный модем и синтезатор речи. Отменена Atari. 1450XLD - в основном это 1400XL с встроенным 5,25" disk drive и расширением для подключения второго 5,25" disk drive. Кодовое название Dynasty. Всё было готово к пред-продаже, но была отменена Tramiel. 900XLF- переделанная 800XLF. 65XEM - 65XE c AMY sound synthesis chip. Отменена. 65XEP - портативный 65XE c 3.5" disk drive, 5" зелёным CRT экраном и блоком батареек. Никогда не реализован. 1090 expansion system, 5 слотов в large case (никогда не реализован) XF354 - 3.5" disk drive 1 января 1992г. Atari официально прекратила поддержку всех оставшихся 8-битных линеек."