Кому принадлежит суэцкий канал. Суэцкий канал: история и современность

Тонкая голубая линия, соединяющая Средиземное и Красное моря, – это уже привычная для всех водная артерия, которая играет огромную роль в транспортно-экономической жизни всего мира. Имя этому знаковому водному объекту – Суэцкий канал.


Суэцкий канал на карте Африки

На протяжении многих веков Красное и Средиземное моря были разделены 150-километровой полосой пустыни, в результате чего водные суда, курс которых был Атлантика-Индийский океан, вынуждены были делать огромный крюк, огибая африканский континент. Со строительством канала эта проблема была решена самым рациональным образом, потому что, по сути, Суэцкий канал соединяет не просто два моря, а целые части света, экономя огромные запасы средств и топлива на преодоление расстояние между странами Европы и Азии.

Плывущее среди пустыни судно

Суэцкий канал на карте Египта – это еще и условная граница между двумя материками – Африкой и Евразией. Она проходит по Суэцкому перешейку в его самой узкой и низменной части. На своем пути этот бесшлюзовый морской пролив пересекает несколько озер и лагуну Мензала. Длина канала составляет 163 километра, а его ширина неодинакова на разных участках (120-318 м). В глубину канал достигает 20 м. Его крайними точками являются крупные портовые (Средиземное море) и Суэц (Красное море). Еще одним значимым населенным пунктом на берегах этой водной артерии считается Порт-Фуад – город, в котором размещается администрация Суэцкого канала. На канале также размещаются такие крупные египетские города, как Порт-Тауфик (напротив Суэца) и промышленный центр страны город Исмаилия.

Суда, плывущие по Суэцкому каналу

Строительство канала продолжалось 11 лет и завершилось торжественным открытием 17 ноября 1869 г., на котором присутствовали такие известные исторические персоналии, как императрица Франции Евгения, прусский принц, голландский принц с принцессой, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I, министр-президент венгерского правительства Андраши и другие. Надо сказать, что это событие имело невиданный доселе размах и пышность. Празднование продолжалось в течение недели, дни и ночи не смолкали праздничные выступления и салюты, а на балу в честь этого события присутствовали самые высокопоставленные гости. Открытие Суэцкого канала обошлось хедиву Исмаилу в астрономическую по меркам того времени цифру 28 миллионов золотых франков. Первое время канал был собственностью англо-французской Всеобщей компании Суэцкого канала, но теперь, после прошедшей в 1956 г. национализации, Суэцкий канал принадлежит Египту.

Пересекая Суэцкий канал

Сегодня Суэцкий канал на карте представляет собой одну из наиболее оживленных морских транспортных систем планеты. Плывущие по нему корабли создают в какой-то мере завораживающее зрелище: вокруг безжизненная пустыня, а гигантские суда словно скользят между этих бескрайних песчаных просторов. Этот уникальный морской путь обслуживает около 15 % от общего объема мировых торговых перевозок и около 20% всех перевозок нефти в мире. Взимаемые Египтом пошлины за транспортировку грузов по каналу сегодня приносят этой стране огромный доход – более 5 млрд. долларов США в год. Этот показатель – второй для Египта после дохода, который стране приносит туризм. Кстати, Суэцкий канал помимо своей основной функции сегодня также пополнил список туристических достопримечательностей Египта, которыми и так пестрит карта этого государства. Посмотреть на великий рукотворный водный объект стремятся многие туристы, отдыхающие на Средиземном и Красном морях. Для туристов, желающих посмотреть канал и запечатлеть его виды на фото, туроператоры организуют путешествие на корабле, в программе которого в зависимости от выбранного тура, могут быть включены посещения Порт-Саида, Суэца и других интересных мест.

Видео-путешествие по Суэцкому каналу:

Вконтакте

Фотогалерея

Полезная информация

Суэ́цкий кана́л
араб. قناة السويس
транслит. канатат-Сувейс
англ. Suez Canal

Соединение между берегами

С 1981 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель, проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи. Опоры линии, стоящие по обеим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия. В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак. До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нём принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.

В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия. Это самый длинный в мире поворотный мост, две его поворотные секции имеют суммарную длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в 1967 году во время арабо-израильского конфликта.

Суэцкий канал, قناة السويس (араб., произносится «кана ас-Сувайс»), Suez canal (англ.) ― это кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане. Канал расположен на территории Египта и соединяет Средиземное и Красное моря между Порт-Саидом (Būr Sa"īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море.

Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Суэцкий канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки, тем самым сокращая дистанцию на 8-15 тысяч км. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

На фотографии

Общая длина Суэцкого канала, включая подходные участки, составляет 174 км. Часть трассы проходит по фарватеру в озерах Тимсах, Большом и Малом Горьких, по дну которых проложены морские каналы. Включая эти озера, длина трассы составляет 192 км, включая в себя следующие участки: 78 км от Порт-Саида до Исмаилии и 84 км от Исмаилии до Порт-Тауфика (Суэц). Наименьшая ширина канала 300 метров (ширина фарватера между бакенами 180 метров). Наибольшая разрешенная осадка судов 53 фута, глубина канала 20 метров. Реконструкция 2005 года по углублению канала позволила проходить по нему супертанкерам водоизмещением до 360 000 тонн.

В настоящее время около 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем по каналу проходит до 50 судов в сутки. Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории ограничивается 11-16 км/час, среднее время прохождения канала 14 часов.

На фотографии Самый крупный контейнеровоз в мире на данный момент «Maersk Mc-Kinney Moller» компании Maersk Line свободно использует Суэцкий канал в своих морских перемещениях

История возникновения Суэцкого канала берет начало еще в глубокой древности. Известно, что создание канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, имело место уже во времена правления фараона Нехo II (кoнец VII - началo VI в. дo н. э.). Последующие правители Египта также поддерживали сохранение и усовершенствование канала, что продолжалось вплоть до конца эпохи фараонов, после чего канал был заброшен и пришел в состояние упадка. В 642 году он был восстановлен, однако в 776 году вновь перестал функционировать и был окончательно засыпан по приказу халифа Мансура, который не хотел допустить отвод торговых путей от центра Халифата.

Расположение суэцкого канала на географической карте мира

Спустя более чем тысячу лет, в 1798 году Наполеон Бонапарт, пребывая в Египте, заинтересовался возможностью строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Тогда же комиссия во главе с инженером Лепером вплотную занялась созданием проекта строительных работ, реализовать который впоследствии, однако, не удалось. Проект был закончен в конце 1800 года, когда Наполен был уже в Европе, потерявший надежду завоевать Египет и поэтому отказавшийся от идеи строительства канала.

Общее количество наемных рабочих за все время строительства более 1,5 миллионов человек

На этом идея создания канала не исчезла, так как в то время Египет оставался предметом интереса ведущих колониальных стран, в первую очередь Франции и Великобритании, из-за своей близкой относительно остального континента территориальной расположенности к Европе. В 1846 году было образовано международное общество «Société d’etudes du canal de Suez», также занимавшееся изысканиями о возможном строительстве канала между Средиземным и Красным морями. Наконец, в 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Созданная им Всеобщая компания Суэцкого канала возглавила строительство, а основными держателями акций компании стали Египет (44%) и Франция (53%).

На фотографии Суэцкий канал в прошлом веке

Строительство канала началось в апреле 1859 года. Основные работы производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц, а также европейцами. Количество единовременно занятых в строительстве достигало 30 тысяч человек. По причине тяжелых условий труда, а также географических и климатических особенностей региона, смертность среди рабочих была велика. Работы продолжались более 10 лет, что почти в два раза дольше первоначально задуманного срока; общая стоимость Суэцкого канала в конечном итоге составила 576 миллионов франков.

Для судоходства канал был открыт 17 ноября 1869 года. Существенные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, в 1875 году британское правительство приобрело контрольную долю акций канала. Египет был отстранен от управления, а также от прибыли. Фактическим владельцем канала стала Англия, что еще более усугубилось после английской оккупации Египта в 1882 году.

Июльская революция 1952 года привела к изгнанию из страны английской королевской династии. В 1953 году Египет был провозглашен республикой, и 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года, в результате чего Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, прервано движение морского транспорта. Судоходство вновь было приостановлено на периоды военных действий в 1967, 1973 годах. В 1975 году канал вновь был открыт для судоходства, также стартовал процесс его восстановления, включая масштабную реконструкцию Суэцкого канала, начатую в 2005 году.

На сегодняшний день Суэцкий канал является одним из главных бюджетообразующих проектов Египта. Транзитные пошлины, взимаемые Египтом, составляют значимую долю дохода государственного бюджета наряду с добычей нефти и туризмом. К примеру, в мае 2013 года доход Суэцкого канала составил 438,1 млн. долларов США.

Согласно Международной Конвенции 1888 года, правом прохода через Суэцкий канал могут пользоваться корабли всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Однако, в связи с конфликтом в Сирии, в августе 2013 года Суэцкий канал был закрыт для военных кораблей, проходящих с целью боевых действий в отношении Сирии, о чем выступил с заявлением Министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах аль-Сиси. Он также добавил, что Египет не допустит превращения Суэцкого канала в коридор для атаки какого-либо арабского государства.

В настоящее время под дном Суэцкого канала пролегает автомобильный туннель, соединяющий Синай и континентальную Африку. В 1998 году над каналом была построена линия электропередачи. Стоит также упомянуть пересекающий Суэцкий канал автомобильный мост имени Хосни Мубарака, построенный в 2001 году. Мост высотой 70 м является частью автотрассы, проложенной между городами Порт-Саид и Исмаилия, и по сути соединяет Африку с Азией. Еще одним интересным проектом, открытым в том же 2001 году, является железнодорожный мост Эль-Фердан, самый длинный поворотный мост в мире, соединяющий восточный берег Суэцкого канала с Синайским полуостровом.

Суэцкий канал был и остается одним из самый загруженных и релевантных морских путей в мире. Он связывает Западную Европу с районами Ближнего и Среднего Востока, а также с Восточной Африкой, Азией и Австралией. Каждые сутки через канал проходит до 50 судов, и в связи с высокой плотностью морского транспорта в четырех точках канала предусмотрено двустороннее движение. 9 августа 2013 года Суэцкий канал пересекли 68 судов с общей нагрузкой 4,8 миллиона тонн, что стало новым рекордом по количеству грузов, отправленных через него в течение одного дня.

Суэцкий залив отделяет Синайский полуостров от Африки, Суэцкий канал открывает кратчайший путь из Европы в страны Азии и Восточной Африки.
Суэцкий канал является одной из самых важных водных артерий в мире. Этот водный путь начинается в Европе и Средиземном море, проходит по Суэцкому каналу и выходит в Индийский океан, к странам Азии и Африки. Канал проходит между сухим и малонаселенным Синайским полуостровом и Восточной пустыней, самые крупные его порты - и .
Суэцкий залив Красного моря имеет вытянутую форму и является одним из трех рукавов, образовавшихся в результате движения земной коры 20 млн лет назад, когда Аравийский полуостров откололся от Африки. Другие рукава - это само и залив Акаба, находящийся восточнее.
Здесь очень жаркий климат, постоянных рек нет, и только сухие русла-вади упираются в залив, годами не принося ни капли воды. Поэтому испарение в заливе очень велико, а соленость выше, чем во многих других морских участках Мирового океана. С другой стороны, круглый год вода в заливе очень теплая и необычайно прозрачная (видимость достигает 200 м), что создало условия для развития коралловых рифов.

История

В течение всей истории человеческой цивилизации район Суэцкого залива был важнейшим центром мировой торговли, за обладание которым сражались величайшие империи древности.
Люди обжили побережье залива еще 30 тыс. лет назад. 6 тыс. лет назад здесь зародилась великая египетская культура. Тысячу лет назад вся территория была занята арабскими племенами. На некоторое время здесь закрепились турки, создавшие Османскую империю, но затем ушли, оставив эти земли арабам.
В XX в. маленькие прибрежные деревушки рыбаков превратились в центры процветающих курортов, куда хлынули миллионы туристов, по достоинству оценивших красоты и климат Суэцкого залива.
Туризм - не единственное богатство залива: у входа в него, в районе Гемса, на западном берегу, находятся богатые месторождения нефти и природного газа.
Посередине Суэцкого залива и по Суэцкому перешейку проходит условная граница между Африкой и Азией.
В северной части залива находится египетский город Суэц, где начинается судоходный Суэцкий канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Суэцкий канал (по-арабски «Кана ас-Сувайс») значительно сократил путь для кораблей, которым ранее приходилось огибать всю Африку, чтобы попасть в Индийский океан. Канал пересекает Суэцкий перешеек в его наиболее пониженной и узкой части, по пути проходя несколько озер.
Главное отличие Суэцкого канала от подобных ему в том, что здесь ровный рельеф местности и никаких шлюзов на канале нет, а морская вода свободно перемещается по нему.
Попытки строительства канала между Средиземным и Красным морями предпринимались еще в глубокой древности. Примерно в 1300 г до н. э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II, в Древнем Египте был проложен канал Фараонов, соединявший реку Нил и Красное море.
По мере упадка Древнего Египта канал разрушался. В III в. до н. э., при египетском царе Птолемее II, канал был восстановлен, а во времена Древнего Рима носил название «Река Траяна» - в честь римского императора.
В 642 г арабы завоевали Египет и поторопились восстановить стратегически важный канал, назвав его «Халидж Амир Эль-Муминин», или канал Повелителя Правоверных. Однако в 776 г сами же арабы его и засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы арабского Халифата. Существовали планы восстановления канала в конце XV в. венецианцами, в середине XVI в. при турках, в Османской империи, а также в конце XVIII в. во время египетской экспедиции французских войск под командованием Наполеона, но этим планам не суждено было сбыться.
Построить канал удалось только во второй половине XIX в.
В 1854 г французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс сумел - приложив неимоверные усилия - получить у египетского правителя Саида-паши концессию на строительство канала между Суэцким заливом Красного моря и Пелузийским заливом Средиземного моря сроком на 99 лет со дня начала работы канала. По истечении этого срока канал должен был стать собственностью Египта.
Строительство канала было начато 25 апреля 1859 г Была проделана гигантская работа. Постройке канала способствовали высохшие озера, находившиеся на его пути, они были ниже уровня моря, что облегчало прокладку. Несмотря на это, пришлось вынуть колоссальное количество грунта. Работы велись вручную, под лучами солнца, в безводной пустыне. На строительстве трудились египетские феллахи, которых местные власти пригоняли сюда по 60 тысяч человек в месяц, при населении Египта всего 4 млн чел. Неудивительно, что около 120 тысяч человек погибли от тяжкого труда и эпидемий.
Лессепс не сумел уложиться в шестилетний срок, как оговаривалось контрактом: работы заняли 11 лет.
Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 г. К этому событию, а также и к открытию нового театра в Каире итальянский композитор Дж. Верди по заказу египетского хедива написал оперу «Аида».
Начальная глубина фарватера канала составляла 7,94 м, ширина - 21 м.
В 1875 г., под давлением международных долгов, правительство Египта было вынуждено уступить свою долю в канале англичанам. Египет лишился управления каналом и прибылью. Владельцем канала стала Англия. В годы Первой и Второй мировых войн Великобритания контролировала все судоходство по каналу. Египетские суда платили за проход по каналу те же сборы, что и суда иностранных государств, и не могли использовать канал для связи внутри страны.
26 июля 1956 г президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Великобритания, Франция и США сначала попытались добиться «интернационализации» канала. Когда эти попытки провалились, английские, французские и израильские войска начали так называемую Суэцкую войну 1956 г., продлившуюся неделю. Канал был частично разрушен, но впоследствии восстановлен Египтом при помощи союзников.
После Шестидневной арабо-израильской войны 1967 г канал опять был закрыт Это повторилось еще раз в ходе арабо-израильской войны 1973 г. После окончания войны канал длительное время пришлось разминировать силами военного флота СССР.
Египет постоянно проводит работы по углублению канала. Сейчас канал дает возможность проходить груженым кораблям с осадкой до 20,1 м, водоизмещением до 240 тыс. т, высотой до 68 м и шириной до 77,5 м.
Суэцкий канал обладает всего одним фарватером, но для облегчения прохождения по нему судов есть несколько участков, где корабли расходятся. В настоящее время около 8% мировых морских сообщений проходит через канал. В среднем за день по каналу проходит 48 судов, движение по каналу одностороннее.
Эксплуатация Суэцкого канала является для Египта вторым по значению источником дохода после туризма.
На трассе канала находятся крупные египетские города: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) на Средиземном море, Исмаилия - примерно посередине, и Суэц (С Порт-Тауфиком) на Красном море.
Достопримечательностями Суэцкого канала являются пересекающие его автомобильный туннель Ахмеда Хамди под дном канала, вантовый автомобильный мост «Шохада 25 января», уникальная линия электропередачи с мачтами высотой 221 м и железнодорожный мост Эль-Фердан.

Общая информация

Суэцкий залив

Местонахождение: северо-западный участок Красного моря, между Африкой и Синайским полуостровом (Азия).

Страны, выходящие к заливу: Арабская Республика Египет.
Язык: арабский.

Денежная единица: египетский фунт.

Важнейший порт: Суэц. 478 553 чел. (2004 г.).
Суэцкий какал Местонахождение: между Африкой и Синайским полуостровом (Азия).

Бассейны: Индийский и Атлантический океаны.

Важнейшие порты (население, грузооборот): Суэц (300 млн т), Порт-Саид (603 787 чел/св. 1 млн т, 2010 г.), Исмаилия (750 000 чел., 2010 г.), Порт-Фуад (560 000 чел., 2003 г).

Крупнейшие озера: Большое Горькое озеро, Малое Горькое озеро, Манзала, Тимсах (Крокодиловое), Бала.

Цифры

Суэцкий залив

Длина: 314 км.
Максимальная ширина: 32 км.

Средняя глубина: 40 м.

Максимальная глубина: 70 м.
Приливы: полусуточные, высота - 1,8 м.

Соленость: 40-42%о.

Среднегодовая температура воды: до 30°С.
Разница в уровне воды во время токов: от 0,5 м до 1 м.

Суэцкий канал (состояние на 2010 г.).

Длина: 193.25 км.

Глубина: 24 м.

Ширина: 205 м.
Подходные участки: северный - 22 км, непосредственно канал - 162,25 км. южный - 9 км.
Время прохода по каналу: около 14 час.

Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории: 11-16 км/ч.

Экономика

Полезные ископаемые (Суэцкий залив): нефть и природный газ.

Эксплуатация какала: $ 5,2 млрд (2011 г.).

■ Автомобильный туннель Ахмеда Хамди.

■ Автомобильный мост «Шохада 25 января».
■ Линия электропередачи.
■ Железнодорожный мост Эль-Фердан.
■ Коралловые рифы Суэцкого залива.

Любопытные факты

■ При строительстве современного Суэцкого канала часть старого русла канала Фараонов использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия.
■ В XVIII-XIX вв. идею сооружения канала через Суэцкий перешеек посчитали невозможной по политическим и техническим причинам. Французский инженер Жак Лепер, работавший по приказу Наполеона Бонапарта, утверждал, что уровень воды в Средиземном море ниже на 9,9 м, чем в Красном, а строить большие шлюзы в те времена еще не умели. Кроме того, император Наполеон уже успел отказаться от планов завоевания Египта.

■ Так как на Суэцком канале отсутствуют шлюзы, морская вода в нем к северу от Большого Горького озера течет на север в зимнее время года и на юг - в летнее.
■ На 38-километровом участке от Порт-Саида до Эль-Кантары трасса канала проходит по озеру Манзала, на самом деле являющемуся мелководной лагуной Средиземного моря.
■ Проектные работы в зоне канала провели французские и итальянские специалисты, а строила канал «Всеобщая компания Суэцкого канала», принадлежавшая Лессепсу, хотя юридически она считалась египетской. Египетскому правительству досталось 44% акций, Франции - 53%, прочим участникам - 3%.
■ В 1863 г египетский хедив (правитель) Исмаил-паша запретил применение принудительного труда на строительстве Суэцкого канала. Но Фердинанд де Лессепс сумел добиться от Египта выплаты неустоек на огромную сумму в 84 млн франков в качестве возмещения издержек.
■ Суэцкий канал значительно сократил продолжительность морских рейсов: если путь из Марселя (Франция) в Бомбей (Индия) вокруг Африки составлял 16,7 тыс. км, то через Суэцкий канал составил 7,3 тыс. км, а из Одессы во Владивосток - вместо 25,6 тыс км всего 14,8 тыс. км.
■ При строительстве Суэцкого канала использовались 1600 верблюдов для доставки воды рабочим, пока в 1863 г не был построен пресноводный канал из Нила.

Строительство Суэцкого канала.

Рисунок Суэцкого канала (1881)

Возможно , ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III ( до н. э. - до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем , для беспрепятственной торговли с Пунтом .

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша .

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида », первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Одни из первых путешественников в XIX веке.

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу , сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании . «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

Настоящее время

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году) .

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трех лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

Соединение между берегами

С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

См. также

Примечания

Литература

  • Дементьев И. А. Суэцкий канал / Под ред. акад. Л. Н. Иванова . - Изд. 2-е. - М .: Географгиз, 1954. - 72 с. - (У карты мира). - 50 000 экз. (обл.) (1-е изд. - М.: Географгиз, 1952. 40 с.)

Ссылки

  • В. В. Водовозов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Суэцкому каналу 140 лет: история создания легенды XIX века . РИА НОВОСТИ (17 ноября 2009). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 17 ноября 2009.