Как выбрать хорошие наушники. Рейтинг самых качественных наушников по звучанию

Многие из нас привыкли выбирать технику, руководствуясь её техническими характеристиками. Применим ли такой подход к выбору наушников? Давайте разберёмся… Перво-наперво, посмотрим, что вообще собой представляет список технических характеристик наушников. Сразу оговоримся, что рассматривать такие параметры как размеры, вес, форм-фактор, принцип действия и акустическое оформление мы сейчас не будем - просто потому, что за исключением принципа действия, смысл всех этих параметров очевиден. А рассказ о различных принципах действия был бы достаточно долгим, и мог бы вылиться в отдельную статью.

Текст: Иван МУСИНОВ

Рассмотрим же мы только те характеристики, которые имеют непосредственное отношение к излучателям наушников. Таких характеристики всего четыре:

  • Диапазон воспроизводимых частот
  • Сопротивление
  • Чувствительность
  • Максимальная входная мощность

Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

Диапазон воспроизводимых частот: размер значения не имеет?

В обывательских кругах этому параметру зачастую придаётся очень большое значение - иногда даже от продавцов-консультантов приходится слышать, что именно он является основным показателем качества звучания наушников. А за производителями наушников можно заметить следующую практику: для более дорогих и высококлассных своих моделей они, как правило, указывают более широкий частотный диапазон, чем для более простых и бюджетных.

В действительности диапазон воспроизводимых частот не только не имеет какого-либо отношения к качеству звучания, но и вообще, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Почему? - сейчас разберёмся.

До сих пор точно не установлено, какой диапазон звуковых частот способен слышать человек, однако примерные границы этого диапазона определены - от 20 Гц до 20 КГц. Фактически, для человека нет разницы, способны ли наушники воспроизводить что-либо за пределами этого диапазона, однако важно, чтобы всё, что попадает в этот диапазон, воспроизводилось с разбросом по громкости, не превышающим разумных пределов (с равномерным уровнем громкости весь диапазон ни одни наушники не воспроизводят).

Тут следует сказать, что некоторые производители намеренно увеличивают этот разброс «поднимая», или наоборот «приглушая» определённые участки частотного диапазона, стремясь придать звучанию своих наушников определённый, «фирменный», характер - так, например, с недавних времён стала популярной практика «приподнимать» определённый участок диапазона высоких частот в дорогих наушниках - чтобы их звучание казалось более детальным, разборчивым. В любом случае, никакой информации об этом разбросе по громкости, подъёмах и спадах на разных участках «частотки» диапазон воспроизводимых частот нам не даёт.

Кроме того, стоит отметить, что очень немногие современные наушники способны без «завалов» воспроизводить высокие частоты - у большинства моделей в области свыше 14 КГц начинается интенсивный спад уровня громкости. Так что не стоит пугаться, если у наушников заявлен диапазон, не дотягивающий по верхней границе до 20 КГц (такое часто бывает у наушников, построенных на базе арматурных излучателей).

Кстати, насколько бы ни был широк указанный производителем частотный диапазон наушников - наушники способны воспроизводить звуки любой частоты, находящиеся за его пределами, - только с очень большим «завалом» по громкости. А какой же «завал» следует считать достаточно большим для того, чтобы обозначить его как границу заявленного частотного диапазона? 20 децибел, или, может быть, 30, или ещё более того? На самом деле, никакого единого стандарта на этот счёт нет, и каждый производитель волен обозначать границы диапазона буквально там, где сам пожелает. В таких условиях не может идти речи не только о полезности такой характеристики как диапазон воспроизводимых частот у наушников, но и о её корректности или правдивости.

Сопротивление имеет значение для музыки с планшетов и смартфонов

Этот показатель означает ничто иное как величину электрического сопротивления наушников. На сопротивление обычно рекомендуют обращать внимание тем, кто собирается использовать наушники с «маломощными» источниками звука - портативными плеерами, ноутбуками, планшетами, смартфонами, а также компьютерными звуковыми картами.

Считается, что при достаточном уровне чувствительности наушников (о том, какая чувствительность считается «достаточной» мы расскажем далее), оптимальное значение их сопротивления для портативных плееров, смартфонов, и планшетов - не более 50-70 Ом, а для ноутбуков и компьютерных звуковых карт - не более 100 Ом (цифры, естественно, приблизительные и усреднённые). В то же время, не рекомендуется использовать наушники, сопротивление которых ниже выходного сопротивления источника (это касается любых, не только описанных выше «маломощных» устройств) - как минимум, это чревато потерями в качестве звучания, как максимум - повреждением источника. Последнее, правда, возможно лишь в крайне «запущенных» случаях.

Казалось бы, всё просто - смотрим на сопротивление, и решаем, подходят к нашему источнику наушники, или нет. В действительности же, дела обстоят несколько сложнее.

Излучатели наушников, на самом деле, обладают двумя похожими друг на друга характеристиками: сопротивлением постоянному току и импедансом (комплексным сопротивлением), отражающим сопротивление наушников переменному току. Так как звуковой сигнал, поступающий с плеера на наушники - это как раз переменный ток- то из этих двух характеристик нас интересует именно импеданс.

У изодинамических наушников, импеданс линеен - их сопротивление не зависит от частоты переменного тока. А вот у динамических и арматурных наушников импеданс в зависимости от частоты поступающего на них тока (а соответственно, и от чистоты воспроизводимого ими звука) может быть разным.

Причём, в то время как одних наушников разброс импеданса по частоте незначителен, у других он достигает серьёзных величин - и это может нести определённые последствия для качества звука. Если на каком-то из участков частотного диапазона импеданс наушников чересчур низкий (ниже выходного сопротивления источника) - на этом участке возымеет место потеря разрешающей способности и рост уровня искажений. Аналогичным образом дела складываются тогда, когда «маломощный» источник не может справиться с чересчур высоким импедансом наушников.

Небольшой пример - многие владельцы популярных портативных наушников Koss Porta Pro, использующие их с плеерами, среди их недостатков отмечают медленный, «невнятный», хотя и мощный бас. Да, по скорости и разборчивости баса эти наушники - не рекордсмены, но, вероятно, если бы их владельцы попробовали подключить их к достаточно мощному усилителю, они бы отметили значительное улучшение этого параметра. А всё дело в том, что хотя заявленное сопротивление Koss Porta Pro - всего 60 Ом, что вполне нормально для портативных наушников - в области «мид-баса» оно возрастает до 140 Ом - и большинство портативных плееров «пасует».

Теперь вопрос - почему у большинства наушников импеданс обозначается лишь одной цифрой, и какой от этой цифры толк? Ответ: эта цифра, в большинстве случаев, отражает значение импеданса на отметке в 1000 Гц - считается, что именно по этой чистоте пользователь определяет и выставляет комфортный для себя громкости. Толк от этой цифры следующий: у большинства наушников «разброс» импеданса в зависимости от частоты всё-таки не очень велик, и поэтому указанная цифра может служить кое-каким ориентиром при выборе наушников.

Полноценные графики импеданса производители наушников афишируют крайне редко, но если вы хотите узнать всё о сопротивлении той или иной модели наушников - с большой долей вероятности вы сможете найти нужную информацию в сети.

Чувствительность отражает уровень звукового давления

Иначе говоря - громкости, который способны развить наушники при подаче на них сигнала определённого уровня. Рассказывая про бесполезность характеристики «диапазон воспроизводимых частот», мы уже упоминали о том, что громкость наушников на протяжении воспроизводимого ими частотного диапазона разнится - какие-то его участки наушники воспроизводят громче, какие-то - тише.

На основании какого участка частотного диапазона измеряется чувствительность? Как правило это отметка в 1000 Гц - также, как в случае с импедансом.

Чувствительность наушников указывается либо в децибелах на милливатт (дБ/мВт), либо в децибелах на вольт (дБ/В).Чувствительность, выраженная в дБ/В удобна тем, что с её помощью, не обращая внимание на сопротивление, можно сравнивать между собой рвзличные модели наушников, и в частности, определять насколько та или иная модель подходит для использования с портативными устройствами. Оптимальный уровень чувствительности для таких наушников - не менее 90 дБ/В.

Зная величину сопротивления наушников, можно перевести чувствительность, выраженную в дБ/мВт, в чувствительность, выраженную в дБ/В. Для этого есть следующая формула:

Чувствительность (дБ/В) = Чувствительность (дБ/мВт)+20Lg(1/),

Где R- сопротивление наушников.

Максимальная мощность - этот параметр в теории...

Этот параметр, в теории, должен отражать максимальную мощность электрического сигнала, который можно подавать на наушники без риска повредить излучатели. Как правило, очень сильно занижен, и практического смысла в себе не несёт.

Какие же параметры наушников говорят о том, как наушники звучат? Увы, никакие - поэтому сравнив технические характеристики различных моделей, выбрать из них наиболее подходящий по звучанию вариант не получится.

Мы уже не раз говорили о том, что самый верный способ выбрать наушники - это прийти в магазин, и отслушав несколько «кандидатов», сделать выбор. Если же такая возможность у вас отсутствует, мы можем порекомендовать вам собрать максимум информации - обзоров, измерений, отзывов - о тех моделях, среди которых вы ищете «свою единственную», и принять на их основе решение.




Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.

Звуки играют в нашей жизни гораздо большую роль, чем может показаться на первый взгляд. Они нас ориентируют, с помощью звуков мы обмениваемся полезной и не очень информацией. А еще собранные в гармонию звуки способны влиять на наше настроение. Ученые неоднократно доказывали связь между здоровьем живых существ и звуковым фоном, который их ежедневно сопровождает. Быть может, именно из-за этой невидимой связи многие стремятся окружить себя приятной музыкой, приобретая аудиотехнику - усилители, проигрыватели, акустику.

Для многих звук в ушах - это не просто способ убить время в транспорте, это еще и способ получить свое собственное пространство, которого в повседневной жизни порой так не хватает. Чтобы это пространство было комфортным и уютным, необходимо, чтобы наушники идеально подходили - хорошо сидели и, конечно же, обладали приятным звучанием. Подобрать свою пару наушников не легче, чем, скажем, найти для себя хорошую одежду. Прилавки магазинов ломятся от сотен и сотен моделей по самым разным ценам - от «рубль - ведро» до таких, стоимость которых исчисляется тысячами долларов.

Как тут не растеряться в многообразии форм и характеристик? Ответ прост - нужно лишь раз и навсегда разобраться для себя в классах и разновидностях этих устройств. После этого следует подумать, какой класс наушников лучше всего подходит для ваших целей, и далее ориентироваться по своим финансовым возможностям.

⇡ Способы крепления наушников на голове

Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

Классический вариант - дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

Второй вариант - крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

Третий вариант ношения наушников - затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

Четвертый вариант - вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков - наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен - при активном движении они выпадают.

Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, - конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

Пятый вариант - внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.

Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью - способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

⇡ Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса - открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.

Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции - слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа - это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

⇡ Система активного шумоподавления

В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов - пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр - мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.

Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, - подобная система придется весьма кстати.

Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

⇡ Технические характеристики: на что обращать внимание

Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит. Данные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

⇡ Частотный диапазон

Первое - частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

Давайте вспомним учебник биологии - человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.

И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом - надев пару наушников и послушав их.

⇡ Размер драйверов и мощность

Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика - это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип - большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук - при таком-то размере!»

У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства - другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук - больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

⇡ Чувствительность

Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например - «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

⇡ Сопротивление

Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук - просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

⇡ АЧХ

Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников - с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это - кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, - в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это - лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

⇡ Коэффициент гармонических искажений

Коэффициент гармонических искажений - это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц .

С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

⇡ Кабель

В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение» . Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

Наушники с односторонним подключением

Наушники с двусторонним подключением

Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее - когда они не используются, то просто висят на шее.

Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

⇡ Провод может быть не нужен

Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала - по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом - вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

⇡ Несколько слов о гарнитурах

Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры - это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

⇡ Разбираемся в брендах

Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников - у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические наушники с оголовьем;
  • RS - беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные наушники с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple - включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид - потрескаются или сотрутся.

⇡ Как найти идеальные наушники?

На самом деле, даже если обложиться осциллографами и прочими измерительными приборами, для наушников трудно найти критерий объективной оценки. Как сравнивать разные модели?

По цене, руководствуясь принципом «чем дороже, тем лучше»? Но есть и недорогие малоизвестные наушники, которые звучат не хуже брендовых (об одной из моделей мы писали в статье «Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил» .

Ориентироваться на мощность? Но и этот показатель тоже ни о чем не говорит. Одни из топовых наушников Philips - Fidelio L1 - имеют мощность всего 200 мВт, но при этом гарантией их звучания является контрольная комиссия «золотых ушей», состоящая из людей с исключительным слухом.

Не дает представления о качестве товара и частотный диапазон, который так любят писать на коробках гарнитур и наушников. Как уже было сказано выше, далеко не всякий человек может расслышать справочные 20 Гц - 20 кГц. А уж если границы диапазона намного шире этой полосы частот, начинает оправдываться пословица «Глухой не услышит, так соврет». Сказать о том, насколько красиво динамики передают скрипку на 30 кГц, может только человеческая фантазия.

Не намного более информативным является частотный диапазон микрофона в описаниях гарнитур. Логика подсказывает, что чем шире полоса, тем должен быть «естественнее» звук. На практике же это оказывается совсем не так. Все зависит от конструкции микрофона, а также от защитного фильтра, избавляющего от резкого придыхания и посторонних шумов. Более того, в линейке, скажем, Plantronics есть немало гарнитур, которые снабжены модулем электронной фильтрации звука DSP. Этот блок очень эффективно извлекает посторонние шумы, акцентируя звук именно на голосе. При этом полоса частот микрофона в таких моделях, согласно техническим характеристикам, выглядит более чем скромно, а речь звучит естественнее, чем в дорогих «геймерских» гарнитурах.

Так как же составить свое мнение о наушниках? Некоторые аудиофилы - те, которые думают, что могут на слух отличить качество звука на обычном кабеле и на кабеле из сверхчистой бескислородной меди, - привыкли доверять не собственным ушам, а глянцевым журналам и графикам, которые получены с помощью прибора, именуемого «искусственное ухо». Может, это и «по науке», но далеко не все с этим утверждением согласятся.

Нужно сказать, что тем, кто ищет идеальную формулу звука, в жизни приходится несладко - они постоянно вынуждены проглатывать саркастические шутки про «теплый ламповый звук». Не все, кто иронизирует по поводу «кристально чистого звука», правы, равно как и не все «аудиоманьяки» могут уловить разницу между усилителями за $400 и за $4 000.

При этом настоящих оппонентов в споре про качественный звук найти довольно сложно. Встретить мнение о том, что дорогая аудиоаппаратура - это пустая трата денег, - не проблема. Однако причины, порождающие эту мысль, могут быть разными. Например, позвольте поинтересоваться: когда вы проверяли свой слух? Скорее всего - очень давно, а может, вообще никогда. Вы же не испытываете дискомфорта при разговоре со знакомыми, так зачем вам ходить к врачу? Но то, что человеку не нужно кричать в ухо, еще не является гарантией его идеального слуха.

Энциклопедические сведения о том, что человек слышит диапазон от 20 Гц до 20 кГц - это крайне оптимистическое утверждение. В реальной жизни слышимый спектр намного уже. Да вы и сами можете в этом убедиться. Вот простенький «топорный» способ самому проверить собственный слух. В проигрывателе foobar2000 раскройте меню File -> Add Location и наберите tone://20000, где число равно частоте в герцах.

Вы получили плохой результат? Не расстраивайтесь. Во-первых, на результаты могли оказать влияние технические характеристики наушников, звуковой карты или акустики, а во-вторых - людей, которые могут похвастаться абсолютным слухом, не так и много. К тому же, чтобы наслаждаться музыкой, нужно лишь одно - чувство прекрасного. За последнее отвечает не ухо и не печень, а какой-то особо хитрый орган под названием «человеческая душа», положение которого вам не сможет показать ни один врач. В конце концов, Бетховен не слышал свою Девятую симфонию по причине глухоты, но это не помешало ему на премьере сорвать такие овации, что публику пришлось успокаивать силой.

Так что ответ на вопрос «Как выбрать самые лучшие для себя наушники?» звучит до невозможного просто: «А вы наденьте и послушайте!»

С момента своего изобретения Александром Грэхемом Беллом во второй половине девятнадцатого столетия наушники претерпели большое количество изменений и твердо вошли в жизнь не только меломанов, не представляющих свою жизнь без музыки, но и всех любителей послушать радио по пути на работу или «прочесть» новую аудиокнигу, не мешая домашним. С появлением практически в каждом доме персонального и вовсе стали незаменимым атрибутом в каждой семье. Но все ли знают, как выбрать наушники и на какие аспекты при покупке этого аксессуара следует обратить внимание?

Первое на что нужно обратить внимание при выборе наушников, это При этом следует учитывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае работает далеко не всегда. Так с «правильным» частотным диапазоном? Для начала важно знать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Начало этого отрезка отвечает за «басы», а вверху находятся высокочастотные звуки. Для важна не ширина а корректное воспроизведение частот именно в этом диапазоне, без завалов, «бубнения» или хрипов на нижних частотах и без скрежета или шипения на верхах и средних частотах. Как правило, все производители указывают основные технические характеристики своего товара, в том числе и амплитудно-частотные показатели, на упаковке или в прилагаемой инструкции.

Второй важной характеристикой при служит сопротивление. По сути, чем больше у аксессуара эта характеристика, тем более мощное устройство необходимо таким наушникам для оптимальной работы, и гораздо меньше влияния на звук этот источник оказывает. Проще говоря, к низкокачественному плееру можно подключить наушники с сопротивлением 8-16 Ом, но в полной мере насладиться музыкой не получится - от этого будут отвлекать треск внутренних процессов, шум усилителя и другие посторонние звуки. Если же подключить к такому плееру большие «мониторные» наушники с сопротивлением на 250 Ом, звук в них окажется очень тихим и плоским - наушники не станут играть, а будут «шептать». Оптимальный диапазон сопротивления для портативных устройств - это 32-64 Ом. Знание об этом подскажет, как выбрать наушники для плеера «правильно».

Еще одним значимым фактором, заметно влияющим на звук, является чувствительность. Чем больше эта характеристика, тем звук громче. Соответственно, чем меньше чувствительность и сопротивление, тем тише такие наушники будут воспроизводить звук.

Многие покупатели перед покупкой данного аксессуара задумываются, какие выбрать - вакуумные наушники или «обычные». В этом вопросе лучше всего ориентироваться на собственные ощущения во время пробного прослушивания и фактор удобства. Также следует помнить, что даже при выключенном звуке окружающий мир в вакуумных наушниках «глушится» довольно сильно, поэтому с таким устройством, желательно, очень внимательно переходить дорогу и вообще быть на улице более собранным.

И последней частью вопроса о том, как выбрать наушники, является акустическое оформление предстоящей покупки. В этом плане наушники бывают «открытыми», «закрытыми» и «полуоткрытыми». Помимо внешнего вида акустическое оформление влияет на звукоизоляцию - в «закрытых» наушниках внешний мир будет максимально «заглушаться» музыкой, а окружающие не услышат то, что играет у Вас в наушниках даже при воспроизведении на очень высокой громкости. Но в «закрытых» наушниках есть один минус - звук не выходит наружу из-за глухой задней стенки динамиков и может немного искажаться.

Одними из самых популярных производителей наушников на данный момент являются такие компании как «Koss», «Sennheiser», «Sony», «AKG» и «Philips», но есть целый ряд других производителей, обеспечивающих рынок наушников качественным и достойным внимания товаром.