Как выбрать акустическую систему Hi-Fi? Создаем Hi-Fi аудиосистему на базе компьютера.

Аудиосистема высокого класса

Музыка дарит нам незабываемые ощущения, музыку, в отличие от кинофильма, можно слушать долго, и даже сотни раз прослушанная композиция может приносить радостное настроение. Мы расскажем о том, что такое системы Hi-Fi – на которых слушать музыку – одно удовольствие.

Словосочетание Hi-Fi означает HighFidelity, Высокая Верность (воспроизведения звука). Его уже более чем полвека используют любители и энтузиасты музыки для обозначения высокого качества воспроизведения музыкальных записей. Понятие Hi-Fi-аппаратура, как официальный термин, появилось в середине 70-х годов прошлого века, когда в ФРГ институтом DIN был принят стандарт DIN 45500, определявший принадлежность всей аудиоаппаратуры к высокому классу по трем параметрам – уровнем шума, коэффициенту нелинейных искажений и определенной линейности амплитудно-частотной характеристики. Все, что не укладывается в параметры, по мнению уважаемой немецкой организации, к Hi-Fi не относится.

Старая цена: 287 690 ₽

Цена: 254 521 ₽

Экономия: 33 169 ₽

Тип: Готовое стерео

Британский стерео комплект для среднего помещения. Всю аппаратуру Creek Audio отличает точно сбалансированный, открытый, живой и детальный звук. Качество изготовления на высоте, функциональность и гибкость модификации техники вызывает восхищение.

Товар: Есть в наличии

В данной ситуации знаменитая немецкая педантичность, конечно, дала маху. Она пыталась языком технических показателей описать качество звучания, качество воспроизведения записанной музыки.

Звучание музыкальных записей – одна из немногих категорий в науке, для которой нет объективных описаний качества или не качества. Все описания звучания – субъективные.

Мы не можем привести объективный набор терминов и характеристик, которые однозначно указывали бы нам на высокое или низкое качество звучания усилителя или акустических систем, позволило бы нам заранее знать об этом. Все субъективно и оценивается только с точки зрения восприятия конкретного слушателя.

Именно поэтому в сегменте видео почти не встречаются неспециалисты в своей области или шарлатаны, что сплошь и рядом возникает в сегменте бытового аудио. Возьмем пятьдесят разных телевизоров, включим на них одну и ту же картинку, и пригласим несколько человек описать увиденное. Если аппараты исправны, люди не дальтоники, и не страдают другими нарушениями зрения, они опишут изображение со всех дисплеев более-менее одинаково – что трава зеленая, небо голубое, цвет кожи естественный.

В аудио мы можем включить лишь один комплект, одну и ту же композицию, и эти люди опишут звук по-разному. Сколько будет слушателей, столько будет и разных мнений. В видео, мы можем поставить картинку на паузу, подойти поближе, рассмотреть внимательно. В аудио это принципиально невозможно. Звук нельзя остановить, он превратится в тишину, и воспринимается он только пока существует. Поэтому все описательные термины и технические стандарты не могут однозначно сказать нам, хорошо или плохо будет звучать система, а лишь помогают понять нам инженерное и конструкторское качество изделий.

Но мы отвлеклись. Принятие немецким институтом DIN стандарта на Hi-Fi-аппаратуру не означало, что до сего момента аппаратуры высокого класса не существовало. За сорок лет до стандартизации, американские компании Bell Labsи RCA Victor проводили опыты по стерео- и многодорожечной широкополосной записи, записи первых опытных дорожек Surround Sound. А в домашних условиях слушать записи с радиоприемников, виниловых проигрывателей, а позже – с катушечных магнитофонов, через бытовые ламповые усилители, в США, на родине Hi-Fi, можно было с конца 40-х годов ХХ века.

С 50-х годов термин Hi-Fi прочно вошел в лексикон любителей музыки. С воплощением в домашнюю аппаратуру стереофонической записи и воспроизведения, появления высококлассных кассетных дек в 60 и 70--х годах, аппаратура класса High Fidelity вышла на новый уровень развития.

60-е годы ХХ века – расцвет американской Hi-Fi-аппаратуры. США – родина не только Hi-Fi, но и High End– ультимативного направления в Hi-Fi, где стоимость компонентов не имеет ценового предела, то есть может быть любой. Первое, что приходит на ум когда слышишь словосочетание американский Hi-Fi – это, конечно, Marantz, Fisher, Harman / Kardon, Scott. Из акустики - Bozak, Altec Lancing, Grado Labs, Janszen. Сол Марантц, Эвери Фишер, Сидни Харман, Джо Градо, Артур Джензен творили историю американской аудиотехники высокого класса. Но США больше известны даже не своим Hi-Fi, а именно HighEnd – такими всемирно известными фирмами, как Audio Research, McIntosh Labs, Krell, Conrad Johnson, JBL, Infinity, Alon, Dunlavy, Westlake Audio, и десятки других.

Кроме американских компаний, наиболее известны в своей области фирмы из Западной Европы, особенно Германии, Англии, Дании. Дания – аудиофеномен, в такой маленькой стране находится огромное число производителей аппаратуры и электронных компонентов, динамиков, поставляемых по всему миру. И конечно, нашему человеку мил и близок японский Hi-Fi 70-90-х годов. Все-таки европейская аппаратура тех лет – Grundig, Telefunken, Braun, Blaupunkt, ITT, Dual, Saba, Salora, не говоря уж об экзотике вроде Revox, Studer, Tandberg – встречались в Советском Союзе намного реже, чем Sony, Technics, Pioneer, Sharp(Optonica), Toshiba(Aurex), Hitachi(LoD), Nakamichi, Sansui, Trio / Kenwood, Akai, Teac, Mitsubishi(Diaton)и многие другие…

Исторически сложились и наиболее известные мировые школы звука, обусловленные конструкциями, подходами к аудиооборудованию, а также культурными, языковыми и личными особенностями. Их три – американская(североамериканская), европейская (с акцентом на германскую, британскую, скандинавскую, а в последнее время – и швейцарскую школы), азиатская (с отдельно существующей японской школой звука). Все остальные места земного шара глобального значения, как школы звука, не имеют. Российские разработки пока еще очень молоды и замкнуты, в основном, на локальный рынок.

Все прошедшие годы системы Hi-Fi непрерывно совершенствовались, возникали новые подходы и решения, иногда не всегда удачные. В 70-х годах появились первые квадрафонические ресиверы (люди старшего поколения наверняка их помнят!), но век их был недолог.

Похожая история произошла и с DAT-кассетами и мини диском – они ушли с бытового в профессиональный рынок. А виниловые пластинки и компакт-диски живы и здоровы, винил сейчас вообще находится на серьезном подъеме, которого еще несколько лет назад никто от него не ожидал.

Более того, есть все признаки грядущего возрождения катушечных магнитофонов – начат выпуск магнитных лент и нескольких возрожденных катушечных моделей. Этак и кассетные магнитофоны вернутся. Да и минидиск можно возродить, уже на современном уровне.

В то время компания Sony могла себе позволить многие всемирные инновации – стандарт компакт-диск, в создании которого она принимала непосредственное участие, портативные плееры Walkman, Discman, видеоформат Betacam, тот же минидиск. Середина 90-х годов – золотой век компании, ее оборот в 1995 году составил 57 миллиардов долларов (это в те времена!). В лабораториях фирмы трудилось множество известных инженеров и талантливых ученых. Можно вспомнить гениального японского физика, нобелевского лауреата Лео Эсаки, впервые описавшего туннельный эффект в диодах (названных позже его именем) – явление волнового прохождения элементарных частиц через, казалось бы, непроницаемый барьер…

Наиболее серьезно технический прогресс затронул электронику – источники, усилители. Виниловые проигрыватели и акустические системы обновляются редко, это наиболее энергоемкие части Hi-Fi-системы. Источники музыкального контента – наиболее быстро совершенствующиеся аппараты, это связано во многом с появлением принципиально иных музыкальных носителей и источников музыкальных записей. Принципиальным отличием современных систем от того, что было ранее, стало и введение многоканальной звукозаписи и многоканального музыкального воспроизведения в форматах SACD(DSD) и DVDAudio.

Современная бытовая Hi-Fi-аудиосистема состоит из следующих компонентов:

Источники сигнала

Источники музыкального сигнала . Кроме традиционных, таких как виниловый проигрыватель, компакт-диск, тюнер(радиоприемник), в настоящее время широкое распространение получили онлайн-источники контента(интернет-радиостанции), медиасерверы, проигрывающие музыку с различных твердотельных носителей (флэшки, жесткие диски), мобильные устройства (смартфоны, планшеты, плееры) и бытовые компьютеры всех типов. Особенность современных источников – возможность работы с аудиофайлами высокого разрешения, вплоть до 24 бит/ 192кГц, а также поддержку файлов DSD с четырехкратно увеличенной частотой 11.2 МГц.

Усилитель сигнала

Усилитель музыкального сигнала. Выбор усилителей огромен – это могут быть однокорпусные аппараты и отдельные предварительные и оконечные усилители, транзисторные, ламповые, гибридные, стандартных габаритов или нестандартных, с дополнительными функциями (встроенный ЦАП, стример, управление по беспроводной сети) без них, с балансными входами-выходами и с обычными, и так далее. Внутри каждого типа усилителей существуют свои субделения, в результате многообразие их конструкций достигает наибольших значений во всем сегменте аудиотехники.

Акустические системы

Акустические системы. Здесь практически такое же разнообразие, как и в усилителях, включая самые экзотические (электростаты, магнепланары, пьезоэлектрики, плазменный ионный излучатель). Кроме технических различий в конструкции, акустические систем можно разделить на полочные, напольные, встраиваемые, а также активные (со встроенным усилителем, кроссовером и опциональным цифровым сигнальным процессором), и пассивные, работающие от обычного бытового усилителя.

Соединительные кабели

Кабели – важнейший компонент системы, пренебрегать ими нельзя. Это касается не только слаботочных (акустических, межблочных, цифровых) но и специальных силовых кабелей 220В для питания аппаратуры.

Возможные аксессуары

Возможные аксессуары – отдельные цифро-аналоговые преобразователи, отдельные тактовые генераторы, внешние или опционные блоки питания, специальная стойка для оборудования, источник бесперебойного питания или сетевой кондиционер, различные виброизолирующие подставки, конусы, демпферы, а также всякие устройства, вклад которых в звучание находится в категории субъективных (различного рода тотемы, скобки, пирамидки и шары, гармонизаторы, энергоусилители, фильтры на основе ячеек Смита и тому подобное).

Всю аппаратуру для стерео- и многоканального воспроизведения можно условно разнести в три категории – ретро, современная(модерн), и альтернативная (использующая компоновку и элементы, очень мало распространенные среди любителей музыки, а в основном, только среди профессионалов и продвинутых пользователей.) Наша задача – помочь нашим клиентам в приобретении именно той аппаратуры, которая решает все поставленные ее владельцам задачи и доставит им удовольствие от ежедневного использования.

{tab Аппаратура в стиле ретро }

Корни этого направления уходят в 60-е годы ХХ века – самый известный период производителей Hi-Fi-аппаратуры. Выпускают аппаратуру в таком стиле, в основном, американские, английские и японские компании. Другое дело, что сейчас очень мало современной аппаратуры Hi-Fi в ретростиле – только High End. Из американских фирм можно назвать те же Audio Research и McIntosh, из английских – Tannoy, японцы, в основном, выпускают ламповые усилители “под старину”. К ретростилю можно отнести аппаратуру и акустику, в которой много дерева, используются лампы, аналоговые стрелочные индикаторы и огромные широкополосные динамики, в том числе разнообразные рупоры.

{tab Аппаратура в стиле модерн }

Сюда можно отнести подавляющее большинство всей аппаратуры и акустики, выпускаемой в настоящее время. В аппаратуре преобладают полированный металл, стеклянные элементы, дисплеи и сенсорные экраны , необычные пульты управления. Акустические системы имеют различную форму – кубы, башни, сплайновые(изгибные) формы, нестандартные акустические решения. Отделка – металл, пластик, стекло, глянец, рояльный лак разных цветов.

{tab Альтернативные аудиосистемы }

Это удел немногих энтузиастов-аудиофилов, которых не пугает сложность и немассовость такого оборудования. Выглядят такие комплекты странно и необычно для человека, привыкшего к классической компоновке аудиосистем.

Типичный пример – в качестве источника используется компьютер, специально доработанный под обработку музыкальных файлов высокого качества, как правило, это файлы DSD(SACD) и специальные файлы с оригинальных мастер-лент, переведенные в цифру с качеством, намного превосходящим компакт-диск (такие записи продают специализированные компании и некоторые студии).

Сигнал с компьютера поступает на цифро-аналоговый преобразователь высокого класса (иногда используется не выход USB, а вывод на профессиональную многоканальную звуковую карту), откуда передается на цифровой сигнальный процессор с функцией предварительного усиления. Процессор способен обрабатывать огромный объем музыкальных данных в реальном времени, в нем выставляется частота среза для динамиков, фаза сигнала, степень усиления, осуществляется электронная коррекция звучания под акустические условия помещения. В некоторых комплектах, данная обработка происходит непосредственно в акустических системах, которые, разумеется, больше похожи на вычислительный центр, чем на привычную колонку.

В эпоху, когда технические новинки радуют нас чуть ли не каждый день, иногда сложно удержаться в этом потоке и быть в курсе всего, что происходит. Так, например, Hi-Fi появился довольно давно и у всех на слуху, но мало кто знает, что стоит за этим названием.

В данной статье мы разберем, что такое Hi-Fi и как определить, соответствует ли техника этому стандарту.

Значение

Что же такое хай фай? Hi-Fi (в переводе с английского High Fidelity — высокая точность) - это технический термин, который означает, что аудиотехника воспроизводит звук максимально близко к его источнику.

Отметка Hi-Fi в списке возможностей аппаратуры говорит о ее соответствии стандарту Hi-Fi - DIN 45500 или IEC 60581. Тогда что такое hi fi акустика? Это акустическая система с использованием Hi Fi.

Согласно стандартам, к устройствам применяются требования, значения которых зависят от их типа. Например, для акустических систем существуют следующие характеристики:

  • Нелинейность АЧХ в диапазоне 100—4000 Гц, дБ — ± 4 дБ (+4/-8 дБ);
  • Коэффициент нелинейных искажений на частотах 250—1000 Гц (2000 Гц) - до 3 %;

Выбор

Как выбрать Hi-Fi? При выборе техники вам следует определиться, какую цель вы преследуете. Существует большое количество домашних кинотеатров, проигрывателей и усилителей с указанной выше отметкой. Конечно, музыку можно послушать и с помощью домашнего кинотеатра, но если речь зашла о звучании, близком к настоящему, то стоит задуматься. Некоторые стерео усилители и другие компоненты музыкальной аппаратуры стоят больше, чем вся система домашнего кинотеатра. Конечно, оба варианта относятся к Hi-Fi, но их качество существенно отличается.

Большинство пользователей домашней акустики не испытывают особых неудобств при прослушивании музыки в формате MP3 и даже при просмотре фильмов с простой стереоканальной звуковой дорожкой. Однако некоторым хочется получить максимально качественный звук, а постоянно подстраивать эквалайзер в процессе эксплуатации дешевых колонок – занятие утомительное. Если вы – один из таких пользователей, и вам не нужны преувеличенные басы, от которых дрожат не только стекла, но и бетонные перекрытия – Hi-Fi системы существуют именно для вас.

Стоит отметить, что Hi-Fi – это удовольствие не из дешевых. Скорее всего, придется собирать такую систему постепенно, покупая буквально по колонке в месяц. Но это того стоит, если вы хотите полностью защитить себя от разочарования при пользовании акустикой.

Выбор компонентов Hi-Fi системы

Вероятно, между решением о сборке высококачественной системы и, собственно, ее покупкой пройдет несколько месяцев – много времени уйдет на изучение всех тонкостей этого вида акустики. Стоит полистать специализированные журналы, после прочтения некоторых из них выражения вроде «теплый ламповый звук» и «дерзкий ядовитый ресивер» станут для вас не пустым звуком.

Но до превращения в полноценного аудиофила стоит разобраться в базовых понятиях, связанных с Hi-Fi акустическими системами. Например, стоит понять, что влияет на стоимость акустики.

В отличие от Hi-End систем, Hi-Fi акустика стоит ровно столько, сколько должна. При этом каждый из ее элементов – будь то малозначимая колонка-сателлит или усилитель звука – стоит примерно одинаково. Подчеркнем: должна стоить одинаково. Говоря более простым языком, необходимо покупать устройства из одной ценовой категории, потому что проседания в качестве неизбежно скажутся на итоговом звучании системы. Важно также учитывать условия эксплуатации: если система устанавливается не в специальной восьмиугольной комнате, и в ней имеются разные предметы, сильно влияющие на распространение звука (хотя бы мебель) – компоненты системы смогут качественно звучать только в том случае, если они максимально близки по своим техническим характеристикам.

Любая Hi-Fi система должна состоять из следующих компонентов:

  • комплект колонок (от двух до восьми);
  • усилитель звука или AV-ресивер;
  • источник звука (компьютер, музыкальный центр, проигрыватель);
  • набор акустических кабелей – для соединения источника звука с усилителем и для подключения усилителя к пассивным колонкам и сабвуферу.

Для неискушенных пользователей все эти компоненты объединяются в общий набор и продаются в красивых коробках по взвинченным ценам. Продавец будет нахваливать вам качество звука, демонстрируя все его нюансы на примере mp3-файла с битрейтом 128 кб/с или вообще, включив радио. Это позволит ему оправдать все изъяны звука и ввести покупателя в заблуждение. Вы подумаете, что уж ваши-то с любовью и вниманием собранные музыкальные файлы будут звучать как надо. Но стоит лишь присмотреться к отдельным элементам такой системы, и сразу станет очевидно – по своему качеству колонки не далеко ушли от китайских компьютерных стереопар за 500 рублей. Поэтому лучшим выбором станет сборка Hi-Fi системы своими руками из отдельных элементов.

Фронтальная Hi-Fi акустика

Если финансовые возможности ограничены, а размеры комнаты не позволяют полноценно разместить все элементы акустики 5.1 или 7.1, стоит обратить внимание на качественные стереосистемы. Состоят они из двух колонок, которые выводят звук с фронтальных каналов – левого и правого.

Фронтальные колонки бывают двух типов:

  • напольные – имеют большой размер и, как правило, являющиеся многополосными;
  • полочные или настенные – меньше в габаритах и, по мнению некоторых пользователей, создают менее насыщенную звуковую картину.

Преимущество второго типа перед первым в случае с небольшим помещением – весь звук будет поступать прямо в комнату. В случае же с большими напольными колонками могут выявиться некоторые проблемы, преимущественно с басом – из-за физических особенностей низкочастотных волн звук будет идти не к центру помещения, как он должен, а в обратном направлении – к соседям в соседней квартире. Кроме того, не исключены искажения звука – гудение басовых партий.

Можно сказать, что полочные колонки уступают напольным в масштабности. Но есть у них и заметный перевес в микродинамических характеристиках, что подтверждают многочисленные тестовые прогоны и испытания. Субъективно же можно заметить, что маленькие стереосистемы обеспечивают глубину звучания в замен его масштабности: так, легко заметить самые мелкие нюансы исполнения музыки, тонкости ударов по барабанам, отдельные дребезжания струн и так далее.

Выбор усилительного устройства

Усилитель или ресивер? Этот вопрос заботит многих пользователей, впервые сталкивающихся с Hi-Fi акустическими системами. Разница между этими устройствами, в основном, заключается в удобстве применения и количестве функций.

Функционал усилителя, как правило, ограничивается только усилением звука; некоторые модели также могут собирать сигнал и передавать его на несколько колонок сразу или менять больший спектр физических характеристик звука. Ресивер же – это многофункциональное устройство, которое включает в себя:

  • радиоприемник;
  • декодер аудио сигнала по разным технологиям;
  • ЦАП – устройство, которое трансформирует аналоговый сигнал в цифровой и обратно, что очень важно в том случае, если источник звука не позволяет подключать цифровые хайфай колонки по соответствующему интерфейсу;
  • усилительный блок (отличие от обычного стереоусилителя, имеет не два канала, а от шести до восьми, что позволяет подключать все элементы системы объемного звука вместе с сабвуфером, а не собирать комплект усилителей по одному для каждой колонки);
  • устройство для объединения акустических сигналов;
  • блок обработки видео.

Таким образом, можно сделать простой вывод – ресивер лучше всего подходит, если он станет центром объемной мультимедийной системы, например домашнего кинотеатра с восьмиканальной акустикой. Для простой стереосистемы же хватит и соответствующего стереоусилителя – есть мнение, что и качество будет в таком случае более высоким.

Установка колонок

Вы долго выбирали подходящую систему, копили на нее полгода, наконец-то принесли домой, подключили и… ничего не произошло. Ничего особенного, по крайней мере, и отличия от старых колонок за 500 рублей совсем не заметны. Не стоит волноваться – это абсолютно стандартная ситуация. Одной покупки качественных Hi-Fi колонок и правильного их подключения недостаточно – важно также правильно их установить.

Прогрев

Перед введением системы в полноценную эксплуатацию колонки необходимо прогреть. Это нужно для того, чтобы детали устройств сбалансировались и вошли в гармонию друг с другом, диффузоры излучателей растянулись и обрели эластичность и вообще, чтобы все характеристики системы вышли на задуманный инженерами уровень. Но как же осуществляется прогрев колонок?

Для прогрева необходимо использовать музыку, которая покроет весь спектр частот – лучше всего для этого подойдет какая-нибудь радиостанция, транслирующая музыку разных жанров. Включить колонки нужно на сутки, выставив громкость примерно на треть от максимальной, не допуская перегрузки устройств.

Конечно, непросто будет включить громкую музыку на 24 часа, чтобы никого этим не взбесить. Кое-какие хитрости помогут вам в этом:

  • колонки переключаются в режим моно, чтобы добиться идентичности звучания на каждом из динамических излучателей;
  • одна колонка подключается к усилителю правильно – плюс к плюсу, минус к минусу, а вторая – реверсивно, то есть плюс к минусу и наоборот;
  • колонки ставятся напротив друг друга динамиками друг к другу – сближение их должно быть максимальным, но без соприкосновения;
  • сверху колонки можно укрыть материалом, не пропускающим звук – одеялом или поролоновым полотном.

Получится система по типу активного шумоподавления – звуки из колонок будут находиться в противофазе и заглушат друг друга. Грубо говоря, мощность звука останется той же, но вы ничего не услышите.

Кроме того, нельзя включать колонки сразу после того, как принесете их домой. Дайте устройствам полежать немного, чтобы они привыкли к комнатной температуре – ничто не убьет электронику быстрее, чем конденсат, возникающий из-за разницы температур.

После прогрева останется только опытным путем определить идеальные места для размещения колонок – и можно наслаждаться качественным Hi-Fi звуком.

Какие определют ту грань, за которой можно себе сказать "да это я могу слушать".

Да этой грани нету. Просто люди делятся на терпимых к отдельным недостаткам, и нетерпимых. Причем у каждого степень нетерпимости может быть различной к разным аспектам бытия. Вот я например, почти всегда на слух угадываю разницу между mp3 и lossless. Думаю, слепой тест я тоже преодолею, если на меня не давить в этот момент, а дать спокойно послушать. Поэтому всю фонотеку перевел в lossless, хотя от этого выбор стал меньше, а mp3 почти больше и не слушаю никогда. Но вот на этом сайте принято считать, что усилитель Marantz - это фейл. И для рока он не катит, только для джазика составом не более трех собравшихся, играющих шепотом. Причем рассказывают жуткие ужасы. А я вот у себя их в упор не слышу. Пыжусь, напрягаю седалище, и никак. Включал и рок, и металл разный. Играет, никакого эпик фейла. Охотно верю, что это не локомотив прогресса, и есть приборы, которые это исполнят лучше. Но у них ценник обычно конский. Но Маранц справляется! Кашу слышал наверное раза два, причем мне показалось, что какафонию создали сами музыканты. Один раз слышал, как в сложном месте звук запутался инструментами, что удивило. Но я не уверен, что это усилитель, вполне возможно, ЦАП в CD-проигрывателе так отработал с глюками. Наверное, надо лучше акустику подбирать, тогда никакой каши не будет. Дело в том, что многие "слышат" или "видят" что что-то "лучше", только потому что это рекомендовано "знающими людьми". Самовнушение работало и работает. Эффект плацебо подтвержден сотнями исследований, а Чумак заряжал батарейки из телевизора еще недавно. Я просто прагматик и реалист. Мне психологи как то в один голос сказали, что на мне гипноз, скорее всего, не сработает. Самоконтроль и самокритика слишком сильные. Человек должен сам настроиться, чтобы его ввести в транс. А на сеансах Кашпировский проводил рукой по лицу, и человек бух, падал! Если это не инсценировка, конечно. Но мне рассказывали реальные истории по словам очевидцев, побывавших у него на сеансах. Впрочем, он сам не раз повторял, что его методика работает не на всех. Так что понятие HiFi - во многом субъективно, и граница его плавает в очень широких пределах. Кроме того, сознание может с нами шутить, выдавая одно за другое. Один слышит, что звук стал "рельефным" и "выпуклым", другой тут же, в упор - не слышит. И опять же, я например, могу слушать звук хуже качеством, но стремлюсь к лучшему, если это возможно. Для некоторых это вопрос жизненной необходимости, они просто не переваривают, когда звук в чем-то не дотягивает до их критериев качества.

Если прямо отвечать на вопрос, что HiFi, а что нет, думаю, это возможность воспроизвести звук с источника заведомо хорошего качества так, чтоб были слышны все нюансы фонограммы. Это не относится к понятиям микро-макро динамики, "аналоговости", "теплоте" и прочему, оно уже разновидности.

Определённого ответа на этот вопрос у народа нет, а те, что есть изобилуют словами «дорого» или «круто». Это конечно не ответ, но и технический термин тому, что такое Hi-Fi не чёткого объяснения тоже даёт. Аббревиатура Hi-Fi - High Fidelity ("высокая верность") - является знаком «звукового качества» с 70-х годов прошлого столетия и сегодня практически потеряла свою актуальность. И произошло это не потому, что все производители стали делать высококлассные высокотехнологические продукты. Просто диапазон воспроизводимых акустической системой частот от 20 Гц до 20 КГц, и 3 % коэффициента нелинейных искажений – не гарантия ее качественного звука

Что такое Hi-Fi?

Сегодня никого не удивляет, и особо не радует лейбл "Hi-Fi" на передней панели аудиотехники. Произошло это не потому, что техника обладающая выкококачественным звучанием стала массовой, а технологический уровень разработчиков поднялся на невиданные ранее высоты. Просто произошла дискредитация формата, а стандарт Hi-Fi теперь является не столь техническим форматом, сколько торговой маркой. Современные микросхемы с легкостью позволяют технике воспроизводить частотный диапазон от 20 герц, до 20 килогерц, однако конструкции и материалы акустических систем идущих под маркой Hi-Fi, порой просто несовместимы с качественным звуком. Такие системы, а их на рынке львиная доля, порой даже с мультимедийными задачами справляются не в полном объёме. Дело дошло до того, что многие производители настоящего Hi - Fi стараются сегодня для определения качества звука использовать другие слова, например «высококачественный» или «высокоточный». Так как же определить для себя, что такое настоящий Hi-Fi и что такое ненастоящий?

Кроме диапазона воспроизводимых частот формат Hi-Fi ничего больше и не регулирует

Классификация Hi-Fi

Итак, если вы решили обзавестись настоящим Hi - Fi -комплектом, то вам изначально необходимо определить задачи, которые будут поставлены перед вашей будущей системой. Это первый шаг на пути к выбору конечных компонентов. По параметру задач Hi - Fi -техника делится всего на два типа: прослушивание музыки и кинотеатральные задачи. Кто-то спросит: «А разве нельзя послушать музыку на крутом домашнем кинотеатре»?Разумеется, можно, но раз мы решили говорить о высококачественном воспроизведении различного контента, то без разделенияне обойтись! Ведь недаром сегодня выходят новые модели стереоусилителей (да-да, просто стерео!), стоящих, порой, как 10 кинотеатральных « Hi - Fi -комплектов» вместе взятых.Это плата за нюансы, за возможность «потрогать звук», «увидеть», как дирижер взмахнул палочкой. Даже очень дорогие и высококлассные кинотеатральные ресиверы таких тонкостей не передадут. Не потому, что они плохи, а потому, что работа у них другая – они профессионалы в своём деле.

Hi-Fi и не Hi-Fi

Сейчас всё большую популярность набирают кинотеатральные комплекты, поставляемые как «всё в одном». За не самую большую сумму (до 1000 американских долларов) нам предлагают DVD - проигрыватель, как правило, с уже встроенным многоканальным усилителем, полный комплект акустики. Отнести такой комплект к Hi - Fi можно только номинально, о чём уже говорилось в начале статьи, – его характеристики просто вписываются в параметры воспроизводимых частот. Но любая высококлассная техника столько стоить не может по определению. Если вы хотите получить звук на высоком уровне, то будьте готовы выложить от 500 до 1000 долларов минимум за каждый компонент системы (проигрыватель CD или DVD , предусилитель, усилитель или ресивер, комплект акустики).

Hi-Fi –бренды

Надо знать также, и своих «героев» – фирмы, которые специализируются на производстве высококлассной техники, они, кроме как настоящего Hi - Fi , не производят ничего, поэтому им доверять в большинстве случаев можно. Назвать можно, например, B & W , производящую акустические системы, или Onkyo , изготовляющую высококлассные компоненты. Не надо расстраиваться и в том случае, если вы не готовы потратить около 4000 долларов за право слушать музыку. Многие компании, не имеющие узкой специализации, тоже производят компоненты Hi - Fi и даже, иногда, весьма удачные. Например, в своё время акустические системы серии CB-CD 120 от Technics стали хитом благодаря сочетанию не самой высокой цены и очень хорошего качества звучания.

Ведущие производители Hi-Fi-компонентов

Бренды Hi-Fi Компонент Cтрана Класс техники
B&W акустические системы Великобритания Элит-класс
Cambridge Audio Усилители мощности, Проигрыватели CD и DVD Великобритания Элит-класс
Dali акустические системы Дания Элит-класс
Denon ресиверы Япония *
Harman/Kardon AV ресиверы США *
Hitachi DVD проигрыватели Hitachi Япония *
Infinity акустические системы США Элит-класс
M&K Сабвуферы США *
Magnat Комплекты акустики для домашних кинотеатров Германия Элит-класс
Marantz Япония Элит-класс
Mirage акустические системы Канада Элит-класс
NAD CD и DVD проигрыватели, усилители мощности, AV-ресиверы Великобритания Элит-класс
Onkyo Процессоры, усилители мощности, AV-ресиверы Япония Элит-класс

* – имеет в линейке модельные ряды с демократичным уровнем цен

Дизайн или звук

Однако, надо заметить, что даже именитые бренды в последнее время ради погони за покупателем стали изготавливать модели так называемого Life Style -класса, или, если говорить по-русски,«дизайнерские». В большей степени это относится к акустическим системам, и тут надо помнить, что изысканные узенькие сателлиты с динамиками не больше, чем у хороших наушников, могут прекрасно вписаться в ваш интерьер, однако вряд ли доставят вам удовольствие от качественного звука. А потому подбирать акустику под обстановку, безусловно, нужно, но помня законы «хорошего звука».

В Hi-Fi всегда так – или красиво или качественно

Hi-Fi и Hi-End

Говоря о высококлассной технике, нельзя не упомянуть о Hi - End . Если переводить на родной язык, то получится что-то вроде «дальше некуда». И действительно, в этом классе техники границ почти не существует - как по фантазии разработчика, так и по ценам на такую аппаратуру. «Простой» усилитель класса Hi - End может стоить десятки тысяч долларов. Такой же порядок цен относится ко всему, связанному с этой техникой. Взять хотя бы блок питания. В Hi - End он должен соответствовать очень высоким требованиям и его стоимость нередко достигает 5000 условных единиц. Надо отметить, что, в отличие от традиционного Hi - Fi , где производители как раз борются за отсутствие окраски звука и максимально точную передачу звучания, в Hi - End действуют несколько иные правила. Здесь свой характер имеет не только каждая модель, а даже каждый её экземпляр. Эта техника чем-то сродни старинным музыкальным инструментам и порой ламповый усилитель Hi - End -класса можно смело ассоциировать со скрипкой Страдивари.

Нельзя забывать и о том, что техника - это ещё не всё, и для успешного результата необходима грамотно проведённая инсталляция (установка), потому что если при каждом ударе барабана вы будете заодно прослушивать дребезг оконного стекла и звон хрусталя в серванте, то восприятие будет смазано чрезвычайно. Сюда же можно отнести и соединительные кабели, и акустические провода, соединяющие вашу систему, – плохой провод может перечеркнуть все старания и высокие затраты на приобретение акустики и компонентов. Сегодняшней статьёй мы хотели просто осветить сами «стандарты» высококлассной звуковой техники. В дальнейшем мы опишем принципы построения Hi - Fi -комплектов, а также то, на что нужно обратить внимание при их покупке и установке.