Российский рынок информационных технологий: тенденции и прогнозы. Развитие информационных технологий

Алгоритмы ранжирования поисковых систем постоянно развиваются и совершенствуются. Главные цели этого развития - обеспечение высокого качества поиска для пользователей и создание максимальных трудностей для манипулирования поисковой выдачей оптимизаторами сайтов.

Данные цели взаимосвязаны, так как качество поиска напрямую зависит от возможности или невозможности повлиять на него заинтересованным лицам.

Когда поисковые системы Яндекс и Google только начинали свое развитие, их алгоритмы ранжирования были примитивны, что позволяло довольно просто манипулировать ими.

В те далекие времена на релевантность страницы оказывали высокое влияние:
- мета-теги ;
- плотность ключевых слов на странице;
- теги выделения.

Это была золотая пора для дорвейщиков всех разновидностей, которым не составляло никакого труда добывать килотонны целевого трафика без особых усилий, ухудшая при этом общее качество поиска.

В результате, поисковые системы перестали учитывать мета-тег Keywords и, по всей видимости - Description, который теперь используется лишь для формирования сниппета в Google. Так же снизилась значимость других факторов внутренней оптимизации, которые позволяли злостно манипулировать поисковой выдачей.

Затем оптимизаторами было установлено, что количество внешних ссылок на сайт, а так же их анкоры влияют на позиции сайта в результатах поиска. Сразу же появились тысячи каталогов сайтов и программы автоматического добавления в них (самая известная программа такого рода - AllSubmitter).

Это были золотые времена для спамеров. Поисковые системы довольно быстро забанили большую часть каталогов сайтов, резко понизив эффективность прогонов по каталогам, которые стали массово использоваться оптимизаторами.

После этого эффективные попытки манипулирования поисковой выдачей стали, главным образом, заключаться в покупке ссылок с обычных сайтов, созданных не на каталожных скриптах.

Это были золотые времена сателлитчиков. Очень скоро поисковые системы научились распознавать грубую работу по продаже ссылок и ввели санкции в виде фильтра или бана для сайтов, созданных исключительно для продажи ссылок. Причем в некоторых случаях санкции могут касаться сайтов, на которые ссылки закупаются.

Все этапы развития поисковых систем представляют собой следующую логическую цепочку:

1. Создается некоторый базовый алгоритм ранжирования.

2. Оптимизаторы выявляют в нем слабые места и начинают массово манипулировать поисковой выдачей.

3. Поисковые системы серьезно корректируют алгоритм ранжирования, изменяя степень влияния тех или иных факторов.

4. Оптимизаторы анализируют эти изменения, приспосабливаются к новым условиям и вновь начинают массово манипулировать поиском.

Однако эта игра все же когда-нибудь закончится. Дело в том, что алгоритмы ранжирования поисковых систем в последнее время не только меняют значимость различных факторов, но и изменяются качественно вообще.

Мало того, что актуальным становится комплексный учет сотен различных факторов, так ещё упраздняется единая формула ранжирования, вместо которой начинает использоваться матричная система. Пример тому - алгоритм Яндекса «Снежинск» .

По новой системе, для каждого отдельного запроса генерируется своя формула ранжирования, которая может быть совершенно не похожа на формулу ранжирования по другим запросам. Если раньше можно было довольно просто выявить какие-то общие зависимости в принципах ранжирования поисковой системы, то в дальнейшем общих зависимостей просто не будет.

Платные инструменты для продвижения сайтов скорее всего останутся, но их использование с большой вероятностью станет экономически нецелесообразно. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в англоязычном секторе интернета.

В недалеком будущем для продвижения сайта наибольший эффект будет оказывать совокупность следующих основных факторов:

Большой массив качественного контента (уникального и полезного);
- траст сайта;
- возраст сайта;
- разумная внутренняя оптимизация.

Какое-то особое техническое продвижение, основанное на выявлении слабых мест в алгоритмах ранжирования, скорее всего, потеряет актуальность. По крайней мере, все к этому идет.

Статьи по теме .

Для поиска в указателе пользователь должен сформулировать запрос и отправить его в поисковую машину. Запрос может быть очень простым, как минимум он должен состоять из одного слова. Для построения более сложного запроса нужно использовать булевы операторы, позволяющие уточнять и расширять условия поиска.

Чаще всего используются такие булевы операторы:

  • AND - все выражения, соединенные оператором «AND», должны присутствовать на искомых страницах или в документах. В некоторых поисковых машинах вместо слова AND используется оператор «+».
  • OR - по крайней мере, одно из выражений, соединенных оператором «OR», должно присутствовать на искомых страницах или в документах.
  • NOT - выражение или выражения, следующие за оператором «NOT» не должно (не должны) появляться на искомых страницах или в документах. В некоторых поисковых машинах вместо слова NOT используется оператор «-».
  • FOLLOWED BY - одно из выражений должно следовать непосредственно за другим.
  • NEAR - одно из выражений должно находиться на расстоянии от другого, не большем, чем заданное количество слов.
  • Кавычки - заключенные в кавычки слова рассматриваются как фраза, которую следует найти в документе или файле.

Перспективы развития поисковых систем

Задаваемый булевыми операторами поиск является буквальным - машина осуществляет поиск слов или фраз точно в таком виде, в каком их ввели. Это может порождать проблемы, когда введенные слова многозначны. Например, английское слово «Bed» может означать кровать, клумбу, место, где рыба мечет икру, и многое другое. Если пользователя интересует только одно из этих значений, ему не нужны страницы со словом, имеющим другие значения. Можно построить буквальный поисковый запрос, нацеленный на отсечение нежелательных значений, но было бы неплохо, если бы сама поисковая машина могла оказывать соответствующую помощь.

Один из вариантов работы поисковой машины - концептуальный поиск. Часть такого поиска предусматривает использование статистического анализа страниц, содержащих введенные пользователем слова или фразы, для нахождения других страниц, которые могли бы этого пользователя заинтересовать. Понятно, что для концептуального поиска требуется хранить больше информации о каждой странице, и каждый поисковый запрос потребует большего числа вычислений. В настоящее время многие группы разработчиков занимаются повышением результативности и производительности поисковых машин такого типа. Другие исследователи сфокусировались на иной области, которую именуют естественно-языковыми запросами (natural-language queries).

Идея естественно-языковых запросов состоит в том, чтобы пользователь формулировал запрос так же, как он бы спрашивал у человека, сидящего рядом - при этом не нужно отслеживать булевы операторы или сложные структуры запросов. Наиболее популярным современным сайтом с естественно-языковыми поисковыми запросами является AskJeeves.com, анализирующий запрос с целью выявления ключевых слов, которые затем используются для поиска в построенном этой поисковой машиной указателе сайтов. Упомянутый сайт работает только с простыми поисковыми запросами, однако разработчики в условиях жесткой конкуренции занимаются разработкой машины с естественно-языковыми поисковыми запросами, способной обрабатывать очень сложные запросы.

КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Информационно-аналитическая справка по информатике

на тему:«Современные поисковые системы, тенденции развития одного из лидеров рынка Яndех».

Выполнил: студент 1-го курса

3 академической группы

Макаров Иван

Вступление. 3

Основная часть. 4

Заключение. 11

Вступление.

Я́ндекс - российская ИТ-компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является восьмой среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов (1,290 млрд, статистика за август 2009 г.) и вторым крупнейшим неанглоязычным поисковым сервером после китайского Baidu.

Сайт компании был открыт 23 сентября 1997 года. 2000 год - год образования компании «Яндекс». Учредителем Яндекса является CompTek (фирма, разработавшая поисковую систему Yandex и осуществлявшая его поддержку). Компания вышла на самоокупаемость в 2002 году, оборот за 2006 год - 72,6 млн долларов, чистая прибыль - 29,9 млн., за 2005 год - 35,6 млн долларов, чистая прибыль - 13,6 млн.

Основным и приоритетным направлением компании является разработка поискового механизма, но за годы работы Яндекс стал мульти-порталом. В 2009 году в копилке Яндекса - более 30 сервисов. Самыми популярными являются: Яндекс.Новости, Яндекс.Фотки, Яндекс.Игрушки и другие.

Главный офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе, Симферополе и Киеве. В середине июня 2008 года компания объявила об открытии Yandex Labs - офиса в США, штат Калифорния.

Основная часть.

История создания компании.

Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. Основными отличительными чертами Yandex.Ru на тот момент были проверка уникальности документов (исключение копий в разных кодировках), а также ключевые свойства поискового ядра Яndex, а именно: учет морфологии русского языка (в том числе и поиск по точной словоформе), поиск с учетом расстояния (в том числе в пределах абзаца, точное словосочетание), и тщательно разработанный алгоритм оценки релевантности (соответствия ответа запросу), учитывающий не только количество слов запроса, найденных в тексте, но и «контрастность» слова (его относительную частоту для данного документа), расстояние между словами, и положение слова в документе.

Чуть позже в разделе «Сказки» (наблюдения за содержанием русского Интернета) появилась первая сказка Рунета - «Web - гуманизм или чернуха?». А в разделе «Числа» - первая оценка объема Рунета, 5 тысяч серверов и 4 Гб текстов.

Через два месяца, в ноябре 1997 года, был реализован естественно-языковый запрос. Отныне к Yandex.Ru можно обращаться просто «по-русски», задавать длинные запросы, например: «где купить компьютер», «генетически модифицированные продукты» или «коды международной телефонной связи» и получать точные ответы. Средняя длина запроса в Yandex.Ru сейчас - 2,7 слова. В 1997 году она составляла 1,2 слова, тогда пользователи поисковых машин были приучены к телеграфному стилю.

В 1998 году на Yandex.Ru появилась возможность «найти похожий документ», список найденных серверов, поиск в заданном диапазоне дат и сортировка результатов поиска по времени последнего изменения. За этот год «объем» Русского Интернета удвоился, что привело к необходимости оптимизации поисковых механизмов. И тогда, и сейчас (при объеме в 200 Гб) скорость поиска на Yandex.Ru - доли секунды.

За 1999 год Рунет вырос на порядок, как в объемах текстов, так и в количестве пользователей. Это был год бурного развития и для Yandex.Ru. Новый поисковый робот позволил оптимизировать и ускорить обход сайтов Рунета. Сегодня поисковая база Yandex.Ru вдвое больше, чем у ближайших конкурентов.

Новый робот позволил предоставить пользователям новые возможности - поиск по разным зонам текста (заголовкам, ссылкам, аннотациям, адресам, подписям к картинкам), ограничение поиска на группу сайтов, поиск по ссылкам и изображениям, а также выделять документы на русском языке. Появился поиск в категориях каталога и впервые в Рунете было введено понятие «индекс цитирования» - количество ресурсов, ссылающихся на данный.

В течение всего года продолжалась работа по количественному и качественному анализу Рунета. Был открыт НИНИ-индекс (индекс «Непостоянства Интересов Населения Интернет»), показывающий динамику изменения интересов пользователей Интернета. Открылся поисковый Форум и новый сервис - подписка на запрос, то есть можно оставить свой запрос на Yandex.Ru и регулярно получать по электронной почте информацию о появлении новых и/или измененных документов, соответствующих этому запросу. К началу учебного года был открыт «Семейный Яndex», фильтрация результатов поиска от мата и порнографии.

Происхождение слова «Яндекс».

Сегодня «Яндекс» - слово из повседневного обихода пользователя интернета. В Сети часто встречается «А что, Яндекс уже отменили?», «Одиночество - это когда с днем рождения первым поздравляет Яндекс», «Все вопросы к Яндексу». Многим уже кажется, что так было всегда. В некотором роде это правда - Яндекс действительно появился одновременно с массовым интернетом, когда доступ в сеть перестал быть уделом избранных технических специалистов. Но само слово «Яндекс» - искусственное, имеет своих авторов и свою историю.

1993 году Аркадий Волож, будущий генеральный директор будущей компании «Яндекс», и Илья Сегалович, будущий директор по технологиям компании, разрабатывали, как потом выяснилось, главную технологию - поиск неструктурированной информации с учетом русского языка.

Разработку надо было как-то назвать. Илья помнит, как выписывал столбиком разные производные от слов, описывающих смысл технологии. Довольно быстро стало понятно, что search («поиск») по-русски звучит слишком неблагозвучно и удачной комбинации на его основе не сделаешь. Слово index подходило больше. Так в списке названий появился yandex - yet another indexer («еще один индексатор» или Языковой иНдекс). Вариант понравился и Илье, и Аркадию - легко произносится, легко пишется. Кроме этого, Аркадий предложил букву «Я» в названии - специфически русскую - русской и оставить, для наглядности. Так было изобретено слово «Яndex». А файл программы, соответственно, назывался yandex.exe.

В 1996 году, когда впервые широкой публике был предложен поиск как технология, а не как часть контентного продукта (до этого были Международный классификатор изобретений и Библейский компьютерный справочник), линейку программ назвали Яndex и объясняли это название как Языковый iNDEX. Первыми программами в линейке стали Яndex.Site (поиск по одному собственному сайту - этот продукт сейчас называется Яndex.Server) и Яndex.Dict (морфологическая приставка к AltaVista, единственной поисковой системе, которая в то время умела хоть как-то работать с кириллицей).

Но, конечно, широкое распространение слово «Яндекс» получило c сентября 1997 года, после запуска поисковой системы www.yandex.ru. С тех пор пользователи системы предлагают нам свои трактовки. Например, Тёма Лебедев, готовясь к рисованию первой версии главной страницы сайта Яндекса, сказал: «А, я понял, если в слове index первое „I“ перевести на русский, это будет „Я“, то есть так и получится „Яндекс“». Авторы честно признались, что об этом не думали, но - хорошая трактовка, принимается. Потом кто-то в Сети предложил другой вариант, увидев две стороны интернета, ИНЬдекс и ЯНдекс. У этого слова уже появились производные, так, сотрудников Яндекса часто называют «яндексоиды» и реже - «яндексовцы».

Поиск «Яндекса».

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету, Уанету, и Казнету (c 14 октября 2009 года) документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. С начала 2006 года поиск «Яндекса» установлен на портале Mail.ru.

Помимо веб-страниц в формате HTML, Яндекс индексирует документы в форматах PDF (Adobe Acrobat), Rich Text Format (RTF), двоичных форматах Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, SWF (Macromedia Flash), RSS (блоги и форумы).

Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов. Так, например, для операции исключения можно указать область действия: запрос A ~~ B найдёт документы (страницы), в которых присутствует А, но не присутствует В, а запрос А ~ Б - документы, где слово Б не присутствует со словом А в одном предложении. Аналогично, оператор & ищет сочетания ключевых слов в предложении, а && - во всём документе.

Оператор! позволяет отключить морфологию для конкретного слова, а!! позволяет указать нормальную форму, что позволяет обойти некоторые проблемы связанные с омонимией. Например запрос!!Иванов будет находить Иванова и Ивано́вых, но не Ивана.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов. Иногда порядок сайтов на этих страницах может отличатся, так как обновление баз для этих результатов происходит не одновременно.

Если по запросу найдено очень много ссылок, страница результатов предлагает ограничить диапазон поиска - по региону (то есть по диапазону IP) или по дате. Если по какому-либо слову или словам ничего не найдено, предлагается заменить его/их на похожие (поскольку предлагаемые варианты зависят от частоты нахождения похожих слов, иногда возникают забавные ситуации). Также, предлагается исправить слова, набранные не в той раскладке клавиатуры.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. Последние официально объявленные изменения произошли в марте 2004 г., апреле 2005 г. и январе 2007 г.; по неофициальным сведениям, их значительно больше (например, последнее в августе-сентябре 2007 г.).

В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам (реже - по целым семействам запросов). Против поискового спама, не отсеиваемого автоматически, применяется полуавтоматическая и ручная модерация выдачи (при помощи т. н. «белых оптимизаторов»), а также прямой отказ от индексации «злонамеренных» сайтов.

Собственники, руководство и показатели деятельности.

Более 30 % компании, по собственным данным, принадлежит фондам инвестиций ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners, 15 % - фонду Tiger Technologies, около 30 % - основателям компании и 20 % - менеджерам и другим миноритарным акционерам.

В середине сентября 2009 года стало известно, что материнская компания «Яндекса» - голландская компания Yandex N. V. выпустила приоритетную акцию, которая была передана Сбербанку за символический 1 евро. Единственное право, которое даёт акция - накладывать вето на продажу более 25 % акций компании.

Руководство: ркадий Волож - генеральный директор, Илья Сегалович - технический директор, Елена Колмановская - главный редактор, Алексей Третьяков - коммерческий директор, Светлана Кондрашова - директор по рекламе.

Все сервисы «Яндекса».

Информационно-поисковые:

Поиск и ya.ru

Каталог - каталог веб-сайтов с сортировкой по индексу цитирования. Пополняется вручную редакторами каталога, имеется возможность платной регистрации.

Новости - главные новости дня, полученные из основных СМИ, представленных в Интернете. Есть возможность поиска по новостям, а также подписки на новости по заданному поисковому запросу.

Яндекс.XML - при помощи этого сервиса можно делать автоматические поисковые запросы к Яндексу в формате xml.

Поиск по блогам и форумам - поиск по ресурсам, имеющим RSS-представление, а также рейтинг актуальных запросов, популярных категорий и новостей.

Маркет - поиск предложений по продаже товаров и услуг, подбор моделей.

«Медитативный» поиск - единственный в мире поисковый сервис, в котором есть кнопка «Найти», но нет поисковой строки.

Словари - энциклопедии, справочники, словари-переводчики.

Картинки - поиск изображений.

Видео - поиск видео.

Карты - карты Европы и России, карты крупных городов РФ (с точностью до дома), поиск по карте, а также возможность "побродить" по улицам некоторых городов.[источник?]

Адреса - поиск контактной информации по названиям фирм и организациий.

Афиша - информация о доступных мероприятиях: кино, театр, концерты, спорт, клубы и т.д.

Погода - прогноз погоды.

Телепрограмма - программы центральных, региональных и спутниковых каналов ТВ.

Расписания - расписания поездов и самолётов.

Персонализированные:

Яндекс.Видео - видеохостинг и поиск по видео.

Почта - электронная почта.

Я.ру - блоговый сервис.

Яндекс.Фотки - фото-хостинг.

Спамооборона - фильтрация спама.

Народ - бесплатный хостинг для персональных интернет-страниц, а также служба хранения файлов.

Яндекс.Деньги - платёжная система, позволяющая оплачивать товары и услуги в Интернете.

Закладки - система хранения закладок, интегрированная с «Яндекс. Баром».

Подписки - подписка на новости.

Лента - онлайновый RSS-ридер

Яндекс.Директ - система размещения контекстной рекламы с оплатой по кликам.

Кубок - регулярные соревнования по поиску в Интернете.

Города - Интернет-индексы городов России.

Тариф - поиск по тарифам интернет-провайдеров.

Открытки

Весна - автоматическая генерация философских эссе.

Интернет - измеряет скорость интернет соединения.

Mirror - Зеркало основных дистрибутивов ОС Linux, а также FreeBSD и других проектов.

Яндекс. Локальная сеть - предоставляет возможность пользоваться всеми сервисами Яндекса не по федеральному, а по локальному тарифу.

Метрика - позволяет измерять трафик, анализировать поведение пользователей и оценивать эффективность рекламных кампаний.

Программные продукты:

Спам-фильтр Спамоборона для корпоративного использования (платный).

Программа для поиска файлов Yandex Desktop Search на компьютере.

Программа мгновенного обмена сообщениями Я.Онлайн на основе Jabber. Позволяет также получать уведомления о новых письмах из Яндекс. Почты, о новых событиях с сайтов Одноклассники.ru и ВКонтакте.

Программа Punto Switcher - автоматический переключатель раскладки.

Виджеты для операционных систем Mac OS X и Windows Vista, а также для браузера Opera: Поиск, Пробки, Часы, Новости.

Яндекс ICQ - специальная версия клиента ICQ c символикой и интеграцией некоторых сервисов от Яндекса.

Интересеые факты.

1)Средняя длина запроса в Yandex.Ru сейчас - 2,7 слова. В 1997 году она составляла 1,2 слова, тогда пользователи поисковых машин были приучены к телеграфному стилю.

2)Яндекс появился до www.yandex.ru. Слово Яндекс придумали в 1993 году, а публично оно было произнесено в 1996 году и означало тогда не компанию и не поисковую машину, а технологию поиска по собственному серверу и морфологическую приставку к поисковой системе Altavista.com.

3)www.yandex.ru запустили для демонстрации возможностей технологии Яндекс, о заработках на рекламе никто не думал.

4)Слоган «Найдётся всё» придумали в 2000 году. В этом же году Яндекс запустил первую рекламу интернет-сайта на российском телевидении.

5)По данным самого «Яндекса», около 80 процентов его аудитории - из России, около 3 процентов - из Европы, чуть более 1 процента - из США.

6)Часть сотрудников технической поддержки Яндекса действует под коллективным псевдонимом «Платон Щукин».

Заключение.

Итак, теперь мы имеем полную информацию о «Яндексе». Знаем, кто руководит им, как он работает изнутри, что представляет собой история развития компании и много другое. Теперь мы с легкость можем понять, почему «Яндекс» является лидером на российском и мировом рынке. Главной причиной успеха «Яндекса» я считаю то, что поисковик отлично справляется со сложностями русского языка. Именно поэтому поисковики, которые были разработаны под английский язык, не могут так же хорошо индексировать и ранжировать русскоязычные документы. Вторым преимуществом я вижу креативные, доброжелательные, веселые слоганы, которыми «Яндекс» привлекает пользователей к использованию своих сервисов, Тематические картинки, которые размещает «Яндекс» около своей поисковой строки, гораздо доступнее для русского пользователя.

, тенденция роста числа предложений сохранится. Присутствующие сегодня на рынке электронные платежные системы ... еще одно знаковое событие: компанией Paycash было заключено соглашение с самой крупной поисковой системой ...
  • Приволжский федеральный округ: современное состояние и перспективы развития (на примере Республики Татарстан)

    Курсовая работа >> Экономика

    ... тенденциями дальнейшего развития . ... лидером . ... развитие одного из важнейших... комплексом поискового и пилотажно... рынок . Развитие ... современных технологий, высокопроизводительного обору­дования, современных ... супертоксикантами; - развитие системы мониторинга земель...

  • Современные социологические проблемы физической культуры и спорта

    Реферат >> Социология

    Для популяризации политических лидеров , партий, ... совокупная субъект-объектная система социально-педагогических... творческой поисковой деятельности... рынок и государство. Рынок ... Тенденции развития современного олимпийского движения Россия является одной из ...

  • Тенденции развития нефтеной промышленности в мировой экономике

    Реферат >> Экономика

    Мировой рынок нефти: тенденции развития и... уже проведенных поисково -разведочных работ, ... Предварительная оценка. Лидером в мировом потреблении... является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных... мировой экономической системе , во времена...

  • GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX - «GNU - не Unix!») - это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • Задаваемый булевыми операторами поиск является буквальным – машина осуществляет поиск слов или фраз точно в таком виде, в каком их ввели. Это может порождать проблемы, когда введенные слова многозначны. Например, английское слово «Bed» может означать кровать, клумбу, место, где рыба мечет икру, и многое другое. Если пользователя интересует только одно из этих значений, ему не нужны страницы со словом, имеющим другие значения. Можно построить буквальный поисковый запрос, нацеленный на отсечение нежелательных значений, но было бы неплохо, если бы сама поисковая машина могла оказывать соответствующую помощь.

    Один из вариантов работы поисковой машины – концептуальный поиск. Часть такого поиска предусматривает использование статистического анализа страниц, содержащих введенные пользователем слова или фразы, для нахождения других страниц, которые могли бы этого пользователя заинтересовать. Понятно, что для концептуального поиска требуется хранить больше информации о каждой странице, и каждый поисковый запрос потребует большего числа вычислений. В настоящее время многие группы разработчиков занимаются повышением результативности и производительности поисковых машин такого типа. Другие исследователи сфокусировались на иной области, которую именуют естественно-языковыми запросами (natural-languagequeries).

    Идея естественно-языковых запросов состоит в том, чтобы пользователь формулировал запрос так же, как он бы спрашивал у человека, сидящего рядом – при этом не нужно отслеживать булевы операторы или сложные структуры запросов. Наиболее популярным современным сайтом с естественно-языковыми поисковыми запросами является AskJeeves.com, анализирующий запрос с целью выявления ключевых слов, которые затем используются для поиска в построенном этой поисковой машиной указателе сайтов. Упомянутый сайт работает только с простыми поисковыми запросами, однако разработчики в условиях жесткой конкуренции занимаются разработкой машины с естественно-языковыми поисковыми запросами, способной обрабатывать очень сложные запросы.


    30. Семантические системы: определение, назначение, техническая суть, классификация, характеристики, архитектура, примеры и перспективы развития. Основные принципы оптимизации семантической сети



    Семантическая сеть (система) – информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Таким образом, семантическая сеть является одним из способов представления знаний. В названии соединены термины из двух наук: семантика в языкознании изучает смысл единиц языка, а сеть в математике представляет собой разновидность графа – набора вершин, соединённых дугами (рёбрами). В семантической сети роль вершин выполняют понятия базы знаний, а дуги (причем направленные) задают отношения между ними. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.

    Математика позволяет описать большинство явлений в окружающем мире в виде логических высказываний. Семантические сети возникли как попытка визуализации математических формул. Основным представлением для семантической сети является граф . Однако не стоит забывать, что за графическим изображением непременно стоит строгая математическая запись, и что обе эти формы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими.



    Основной формой представления семантической сети является граф. Понятия семантической сети записываются в овалах или прямоугольниках и соединяются стрелками с подписями - дугами (см. рис.). Это наиболее удобно воспринимаемая человеком форма. Её недостатки проявляются, когда мы начинаем строить более сложные сети или пытаемся учесть особенности естественного языка. Схемы семантических сетей, на которых указаны направления навигационных отношений, называют картами знаний, а их совокупность, позволяющая охватить большие участки семантической сети, атласом знания.

    В математике граф представляется множеством вершин V и множеством отношений между ними E. Используя аппарат математической логики, приходим к выводу, что каждая вершина соответствует элементу предметного множества, а дуга – предикату.

    Пример семантической сети (системы)

    В лингвистике отношения фиксируются в словарях и в тезаурусах. В словарях в определениях через род и видовое отличие родовое понятие занимает определённое место. В тезаурусах в статье каждого термина могут быть указаны все возможные его связи с другими родственными по теме терминами. От таких тезаурусов необходимо отличать тезаурусы информационно- поисковые с перечнями ключевых слов в статьях, которые предназначены для работы дескрипторных поисковых систем.

    Классификация семантических сетей

    Для всех семантических сетей справедливо разделение по арности и количеству типов отношений.

    · По количеству типов отношений, сети могут быть однородными и неоднородными .

    o Однородные сети обладают только одним типом отношений (стрелок), например, таковой является вышеупомянутая классификация биологических видов (с единственным отношением AKO).

    o В неоднородных сетях количество типов отношений больше двух. Классические иллюстрации данной модели представления знаний представляют именно такие сети. Неоднородные сети представляют больший интерес для практических целей, но и большую сложность для исследования. Неоднородные сети можно представлять как переплетение древовидных многослойных структур. Примером такой сети может быть Семантическая сеть Википедии.

    · По арности:

    o типичными являются сети с бинарными отношениями (связывающими ровно два понятия). Бинарные отношения очень просты и удобно изображаются на графе в виде стрелки между двух концептов. Кроме того, они играют исключительную роль в математике.

    o На практике, однако, могут понадобиться отношения, связывающие более двух объектов – N-арные . При этом возникает сложность – как изобразить подобную связь на графе, чтобы не запутаться. Концептуальные графы (см. ниже) снимают это затруднение, представляя каждое отношение в виде отдельного узла.

    · По размеру:

    o Для решения конкретных задач, например, тех которые решают системы искусственного интеллекта.

    o С. С. отраслевого масштаба должна служить базой для создания конкретных систем, не претендуя на всеобщее значение.

    o Глобальная семантическая сеть. Теоретически такая сеть должна существовать, поскольку всё в мире взаимосвязано. Возможно, когда-нибудь такой сетью станет Всемирная паутина.

    Использование семантических сетей

    Семантизация - процесс изменения текстов, в которых выделяются семантические отношения без изменения их содержания. В Википедии существуют проекты по семантизации статей и Дерева категорий.

    § Семантизация статей заключается в основном путём использования шаблонов, при этом некоторые категории создаются автоматически.

    § Семантизация Дерева категорий возможна по частям после его анализа и выделения участков с родовыми категориями

    Семантическая паутина

    Концепция организации гипертекста напоминает однородную бинарную семантическую сеть, однако здесь есть существенное отличие:

    1. Связь, осуществляемая гиперссылкой, не имеет семантики, т.е. не описывает смысла этой связи. Назначение семантической сети состоит в том, чтобы описать взаимосвязи объектов, а не дополнительную информацию по предметной области. Человек может разобраться, зачем нужна та или иная гиперссылка, но компьютеру эта связь не понятна.

    2. Страницы, связываемые гиперссылками, являются документами , описывающими, как правило, проблемную ситуацию в целом. В семантической сети вершины (то, что связывают отношения) представляют собой понятия или объекты реального мира .

    Попытка создания семантической сети на основе Всемирной паутины получила название семантической паутины . Эта концепция подразумевает использование языка RDF(языка разметки на основе XML) и призвана придать ссылкам некий смысл, понятный компьютерным системам. Это позволит превратить Интернет в распределённую базу знаний глобального масштаба.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Современные тенденции развития информационных компьютерных технологий в образовании

    Селиверстова И.В.

    Железногорск, 2016

    1. Понятие и классификация информационных технологий

    информационный интернет смарт образование

    Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.

    Классификация информационных технологий помогает определить их эффективность и качественность. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению трудоемкости рабочих процессов по получению, обработке и обмене информационных данных.

    Информационные технологии - классификация по уровню управления:

    Стратегические;

    Тактические;

    Оперативные.

    Информационные технологии можно также разделить на несколько групп, исходя из содержания информационных данных, их важности и значимости.

    Так, функционирующая в них информация делится на:

    Государственную;

    Законодательную;

    Финансовую;

    Научно-техническую;

    Производственную;

    Учебную и общеобразовательную;

    Культурно-развлекательную.

    Существует и классификация информационных технологий по сферам применения: непосредственно и тесно связанные с деловыми, производственными, научными, исследовательскими, учебными, общеобразовательными, социальными, культурными отношениями. Также можно выделить ряд сторонних сфер, с которыми взаимодействуют ИТ: финансы и право, математика и другие вычислительные науки, налоговая и страховая сферы, отдых и прочие. Как видно выше, ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений.

    2. Обзор основных этапов развития Интернет-технологий

    Информационная технология (ИТ) -- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

    1 этап (до второй половины XIX в.) -- "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме.

    2 этап (с конца XIX в.) -- "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме более удобными средствами.

    3 этап (40-60-е гг.) -- "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии -- акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

    4 этап (с начала 70-х гг.) -- "электронная" технология, инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

    5 этап (с середины 80-х гг.) -- "компьютерная" технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).

    3. Современные реалии: Веб/Интернет 2.0 и Веб 3.0 (Интернет вещей)

    Концепция Веб 2.0 относится к тому, что можно назвать Интернетом "второго поколения", как противопоставление Веб 1.0, т.е. Интернета "первого поколения", развитие которого охарактеризовалось возникновением так называемого "бума доткомов". Обычно под "бумом доткомов" имеют в виду период 1997-2000 гг., т.е. период, на который пришелся чрезвычайно бурный рост числа новых Интернет-компаний ("доткомов", от англ. dot-com, т.е. "точка ком"), сопровождавшийся активными спекуляциями на рынке акций, что в итоге привело к неоправданно завышенным ценам на акции многих таких компаний. Период "бума доткомов" завершился к весне 2000-2001 г., когда так называемый "пузырь доткомов" начал лопаться и многие доткомы разорились, что, в частности, привело к достаточно длительному спаду в экономике США.

    В данный момент существуют определенные разногласия как относительно авторства термина Веб 2.0, так и относительно точной даты его появления. Исследователи этого вопроса обычно называют в качестве автора компанию O"Reilly Media, не вдаваясь в детали касательно того, кто именно из компании первым предложил использовать этот термин.

    Согласно опубликованной в сентябре 2005 года статье Тима О"Райли, основателя компании O"Reilly Media, Что такое Веб 2.0 (ее перевод на русском языке появился уже в октябре того же года), концепция Веб 2.0 появилась в результате "мозгового штурма" между компаниями O"Reilly Media и MediaLive International. В частности, обсуждался вопрос о том, следует ли считать крах доткомов крахом Интернета. По мнению Дейла Доуэрти (Dale Dougherty), вице-президента O"Reilly Media, Интернет не только не потерпел "крах", но, напротив, стал "еще более важным, чем когда бы то ни было, с потрясающими новыми приложениями и сайтами, возникающими с удивительной регулярностью". Более того, компании, пережившие коллапс доткомов, имели ряд общих особенностей. Как пишет О"Райли, участники этого "мозгового штурма" в итоге задались вопросом о том, может ли означать, что произошедший коллапс доткомов явился некой поворотной точкой в развитии Интернета, в результате чего имеет смысл говорить о возникновении "Веб 2.0" - Интернета "второго поколения".

    Несмотря на то, что в данный момент не существует четкого определения термина Веб 2.0, уже сейчас можно выделить несколько основных характеристик того, что следует рассматривать как признаки Веб 2.0. Это, во-первых, концепция "сеть как платформа", подразумевающая создание таких приложений, которые можно было бы использовать непосредственно через веб-браузер: приложения Веб 2.0 интегрируются с браузером и могут быть запущены, не выходя из него. В частности, Веб 2.0 характеризуется реализацией концепции Rich Internet Applications (устоявшегося перевода этого термина на русский язык пока не сущестует, но, по всей видимости, наиболее точно его суть раскрывает термин "насыщенные Интернет-приложения"). Такие приложения представляют собой веб-приложения, имеющие свойства и функции обычных (традиционных) десктоп-приложений, но их основным отличием является возможность запуска и работы непосредственно в окне веб-браузера.

    Во-вторых, использование принципов демократии и соучастия пользователей приложения в его дальнейшем развитии (в качестве примеров можно привести множество т.н. "open-source"-проектов). В-третьих, социально-сетевая составляющая, выражающаяся в создании т.н. "социальных сетей", позволяющих пользователям таких сетей легко общаться и обмениваться любой информацией. В отличие от Веб 1.0, структура которого представляла собой множество отдельных, взаимно не связанных, сайтов, Веб 2.0 ориентируется на организацию социальных сетей, представляющих собой взаимосвязанные сайты (блоги).

    Возникновение и развитие Веб 2.0 охарактеризовались применением новых веб-технологий. Это, во-первых, технологии, основанные на использовании AJAX. Использование AJAX приводит к возможности динамического изменения контента веб-страницы: страница сама будет догружать нужные пользователю данные, при этом полностью не перегружаясь, а загружая лишь изменившиеся данные. Это дает возможность динамического изменения любой части веб-страницы без необходимости перезагрузки всей страницы.

    Во-вторых, использование веб-синдикации (RSS и т.п.), приводящее к одновременному появлению информации на множестве веб-сайтов. Использование веб-синдикации позволяет получать информацию с сайта без необходимости его посещения, что существенно ускорило процесс обмена информацией между сайтами и ее распространения в Интернете.

    В-третьих, использование тегов. В отличие от Веб 1.0, в котором организация информации осуществлялась путем ее размещения по каталогам (директориям, папкам и т.п.), в Веб 2.0 информация организуется за счет использования тегов (т.е. меток, от англ. tag): теги являются ключевыми словами, характеризующими и категоризирующими данный массив информации (веб-страницу и т.п.). Одной из особенностей Веб 2.0 явилось активное использование т.н. фолксономии. В отличие от давно используемой в науке таксономии, подразумевающей использование сложной классификации и словарей с фиксированным словарным запасом, фолксономия характеризуется созданием тегов "на лету", без необходимости задумываться о том, в какую "папку" или директорию поместить ту или иную информацию.

    Еще одной технологической особенностью Веб 2.0 явилось появление т.н. мэшапов (от англ. mashup, смесь). Мэшап представляет собой веб-сайт или веб-приложение, объединяющее в себе контент из других веб-сайтов или приложений.

    Несмотря на тот факт, что Веб 2.0, т.е. Интернет "второго поколения", пока находится в самом начале своего развития, уже сейчас делаются попытки спрогнозировать это развитие и сформулировать некоторые принципы того, что можно было бы назвать Интернетом "третьего поколения", т.е. общим термином "Веб 3.0". Сколько-нибудь четкого определения понятия "Веб 3.0" пока не существует и, по очевидным причинам, точная формулировка такого определения в настоящий момент представляется невозможной, но уже сейчас происходит процесс создания технологий, реализацию которых, по всей видимости, можно ожидать в Веб 3.0.

    Так же как в настоящий момент существуют более-менее определенные, как внешние (визуальные), так и внутренние (на уровне программирования), критерии отличия Веб 1.0 от Веб 2.0 (часть этих отличий была отмечена выше), так же можно ожидать наличия соответствующих различий между Веб 2.0 и Веб 3.0. В частности, среди основных визуальных особенностей Веб 3.0 можно отметить ее трехмерность, тогда как среди ее главных "внутренних" характеристик - наличие искусственного интеллекта и способность к самообучению.

    В Веб 1.0 и 2.0 основным элементом представления информации является веб-страница, визуально представляющая собой двухмерный массив информации, пользователь которого физически имеет возможность передвижения лишь в двух измерениях: третье измерение в "классической" веб-странице отсутствует. В отличие от двухмерных страниц Веб 1.0 и 2.0, в Веб 3.0 можно ожидать развития трехмерности, выражающейся в возможности передвижения в любых трех измерениях, что сделает "виртуальный мир" Интернета таким же трехмерным как и реальный мир, нас окружающий. С развитием трехмерности веб-сайтов можно ожидать их объединения в единый трехмерный мир, внешне напоминающий реальность. (Очевидно, что возможно создание трехмерных виртуальных миров, визуально отличных от реального мира. Заходя далеко вперед, можно сказать, что не существует теоретических препятствий для построения любых виртуальных вселенных, в том числе таких, чьи физические законы будут отличаться от законов нашей Вселенной.) Примером реализации подобных моделей являются любые трехмерные игры, каждая из которых по сути представляет собой свой собственный мир со своими особенностями и законами. На данный момент одним из наиболее интересных вариантов реализации подобной модели является программа Microsoft Virtual Earth 3D, в которой делается попытка создания виртуальной трехмерной модели реального мира.

    Помимо внешних, визуальных отличий, Веб 3.0 будет характеризоваться наличием выраженного интеллекта и способности к самообучению. В частности, развитие "семантической Сети" и аналогичных технологий приведет к созданию компьютерных систем, способных понимать не только ту информацию, которая представлена в форме, понятной компьютеру, но и практически любую информацию, понятную человеку. Если рассмотреть этот вопрос на примере поисковых систем, то можно привести следующую аналогию. Первые поисковые системы не обладали способностью понимать суть поискового запроса: пользователь задавал искомую ("ключевую") фразу, и поисковая система всего лишь осуществляла поиск документов, в которых эта фраза содержится, не понимая, что именно она означает. Следующим шагом явилась кластеризация, т.е. распределение различных слов и фраз по группам (кластерам). В результате такой кластеризации поисковая система "понимает", что данное слово относится к определенной группе слов. В Веб 3.0 произойдет дальнейшее развитие в этом направлении, и поисковая система сможет понимать запрос вида: "У меня в июне отпуск и я ищу куда бы мне поехать отдыхать. Собираюсь потратить на это дело $2000. Ах да, еще у меня ребенок 11 лет." В качестве еще одной особенности Веб 3.0, отличающей ее от Веб 1.0 и 2.0, можно ожидать постепенный отказ от текстовой формы взаимодействия посредством клавиатуры и доминирование голосового общения.

    4. Понятие облачных технологий: SaaS, PaaS, IaaS

    Облачные технологии - это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис. Слово "облако" здесь присутствует как метафора, олицетворяющая сложную инфраструктуру, скрывающую за собой все технические детали.

    По документации IEEE, облачные технологии - это "парадигма, которая постоянно хранит пользовательскую информацию на интернет-серверах и лишь временно кэшируется на стороне пользователя". Это могут быть не только стационарные компьютерные системы, но и ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.д.

    Для облачных технологий самой главной особенностью является неравномерность запроса Интернет-ресурсов со стороны пользователей. Чтобы сгладить данную неравномерность и применяется еще один промежуточный слой - виртуализация сервера. Таким образом, нагрузка распределяется между виртуальными серверами и компьютерами.

    Облачные технологии - это одна большая концепция, включающая в себя много разных понятий, предоставляющих услуги. Например, программное обеспечение, инфраструктура, платформа, данные, рабочее место и т.п. Зачем все это нужно? Самой главной функцией облачных технологий является удовлетворение потребностей пользователей, нуждающихся в удаленной обработке данных.

    Как и во всех других областях компьютерных технологий, облачные вычисления также имеют как сторонников, так и противников. Последние уверяют общественность в том, что данная система совсем небезопасна. Работа с облачными технологиями, по их мнению, может привести к образованию огромного количества неконтролируемой информации. Это, в свою очередь, приведет к утечке и нарушению безопасности пользовательской информации.

    Чем облачные технологии могут помочь бизнесу?

    Во-первых, пользователю не нужно заботиться о производительности своего ПК, не нужно переживать о свободном месте на дисковом пространстве. С облачными технологиями этот вопрос автоматически снимается сразу же, на первых этапах. Во-вторых, пользователю не нужно тратиться полностью на весь нужный ему продукт. Тем более что в дальнейшем большая его часть может и не понадобиться ему вообще. Он платит только за услугу, предоставленные возможности и только за конкретные функции.

    В-третьих, облачные технологии помогают бизнесу в сезонном смысле. Например, если компания продает подарки к международному женскому дню, который как все знают только раз в году, в остальное время (зимой, летом, осенью) ее услуги никому будут не нужны. И именно в это время, компания не будет нести затраты на обслуживание того огромного функционала, который нужен ей только в пиковый период.

    В нынешнее, послекризисное время именно переход на облачные технологии помогает некоторым мелким предприятиям удержаться на плаву.

    Модели развёртывания

    Частное облако -- инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько потребителей (например, подразделений одной организации), возможно также клиентами и подрядчиками данной организации. Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и оно может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца.

    Публичное облако -- инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации). Публичное облако физически существует в юрисдикции владельца -- поставщика услуг.

    Общественное облако -- вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи (например, миссии, требований безопасности, политики, и соответствия различным требованиям). Общественное облако может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и оно может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца.

    Гибридное облако -- это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных или общественных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).

    Модели обслуживания

    Программное обеспечение как услуга (SaaS, англ. Software-as-a-Service) -- модель, в которой потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств или посредством тонкого клиента, например, из браузера (например, веб-почта) или посредством интерфейса программы. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения, или даже индивидуальных возможностей приложения (за исключением ограниченного набора пользовательских настроек конфигурации приложения) осуществляется облачным провайдером.

    Платформа как услуга (PaaS, англ. Platform-as-a-Service) -- модель, когда потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения базового программного обеспечения для последующего размещения на нём новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых тиражируемых приложений). В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и выполнения прикладного программного обеспечения -- системы управления базами данных, связующее программное обеспечение, среды исполнения языков программирования -- предоставляемые облачным провайдером.

    Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений, а также, по возможности, параметров конфигурации среды (платформы).

    Инфраструктура как услуга (IaaS, англ. IaaS or Infrastructure-as-a-Service) - предоставляется как возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими фундаментальными вычислительными ресурсами, например, потребитель может устанавливать и запускать произвольное программное обеспечение, которое может включать в себя операционные системы, платформенное и прикладное программное обеспечение. Потребитель может контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения, а также ограниченный контроль набора доступных сервисов. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, типов используемых операционных систем, систем хранения осуществляется облачным провайдером.

    5. Цифровое гражданство: понятие цифровой компетентности, ИКТ-компетентности

    В рамках разрабатываемого проекта предполагается оценивать компетентность школьников в области владения ими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Обратите внимание, что в аббревиатуре ИКТ буква "К" соответствует слову коммуникация. В словаре иностранных слов указано: коммуникация -- 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. -- процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий.

    Что же стоит за термином "компетентность", который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.

    Определение. ИКТ-грамотность -- это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

    Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.

    ИКТ -- представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.

    Грамотность -- это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.

    Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации -- к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети -- это каналы передачи информации.

    Функционирование в современном обществе -- Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

    Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

    Определение информации -- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

    Доступ к информации -- умение собирать и/или извлекать информацию;

    Управление информацией -- умение применять существующую схему организации или классификации;

    Интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

    Оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.

    Создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.

    Сообщение информации -- способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

    Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции. Компетенция - понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.

    Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.

    Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

    Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность:

    Доступ -- найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;

    Управление -- найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;

    Интеграция -- проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;

    Оценка -- принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;

    6. Применение ИКТ в образовании: e-learning/m-learning - электронное и мобильное обучение

    Процесс внедрения и использования современных средств ИКТ в учебный процесс в западной педагогике известен как "eLearning", однако для широких кругов российской научно-педагогической общественности более привычен и чаще, начиная с 1996 года, употребляется термин "информатизация образования". Действительно, информатизация объективный, универсальный и закономерный процесс, проявляющий себя в различных сферах человеческой жизни, а не только в образовании.

    Применительно к образованию - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на:

    Совершенствование механизмов управления системой образования;

    Обновление методологии и организационных форм обучения;

    Интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого;

    Использование комплексных методик контроля и оценки уровня знаний.

    Понятие "e-learning" гораздо уже, и не включает в себя, например, применение ИКТ в управлении вузом.

    Средств ИКТ, которые потенциально используются и могут быть использованы в образовании достаточно много и номенклатура средств ИКТ стремительно развивается:

    1. Компьютеры и периферийные устройства;

    2. Глобальные и локальные сети;

    3. Устройства ввода-вывода информации;

    4. Средства архивного хранения больших объемов информации и другое;

    5. Устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

    6. Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией;

    7. Системы искусственного интеллекта;

    8. Системы машинной графики;

    9. Программные комплексы;

    10. Современные стационарные и мобильные средства связи;

    11. Радио и телевизионные сети;

    12. Кинематограф.

    В этом "зоопарке" средств, видимо, не все перечислено, поэтому список открыт.

    Среди этого многообразия можно выделить Интернет, который стремительно ворвался в систему образования, хотя специально для нее не проектировался. Любопытно, что если количество лет для завоевания рынка 10 млн. пользователей для телефона составило 36 лет, компьютера 7 лет, то для Интернета потребовалось всего 4 года. Мировой рынок образовательных услуг на базе сети Интернет в млрд. долл. США возрос с 2003 г. по 2006 в разных регионах с 1,5 до 3 раз.

    Дидактические свойства Интернета для образования включают в себя возможность публикации информации, доступ к ней и возможность обмена информацией, а также организации дистанционного обучения, представляющего собой взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

    Состояние использования Интернета в регионах России можно проследить из Аналитического отчета по результатам исследования в котором учитывались различные индикаторы, в частности, 1.Уровень развития инфраструктуры доступа, 2.Развитие просв. деят и рег. меропр. в сфере ИКТ, 3.Развитие интернет-услуг и сервисов, 4. Развитие гражданского общества с сфере ИКТ, 5. Готовность местной администрации к развитию ИКТ в регионе, 6. Развитие подготовки кадров, образования в сфере ИКТ, 7. Развитие социально-значимых проектов в сфере ИКТ, - вселяет оптимизм. Действительно в разных регионах он колеблется в пределах от 25.5 (в Екатеринбурге) до 12 (в Архангельске). Востребованность дистанционного обучения к экономической и социальной составляющим составляет в Казахстане - 800 тыс. человек, в Украине - 2,5 млн. человек, в России - 8 млн. человек.

    Многочисленные статистические исследования среди студентов и преподавателей вузов, в частности, в РГГУ (www.rggu.ru) показывают, что с 2000 по 2006 год компьютер и Интернет используется студентами и преподавателями на работе, в вузе и дома и нет дискриминации в возрасте пользователей.

    Зарубежный и отечественный опыт показывает, чтобы внедрить дистанционное обучение посредством ИКТ в вузе надо комплексно решить ряд задач:

    1. Организовать материально-техническое обеспечение (программное обеспечение, компьютеры, каналы, сетевую инфраструктуру);

    2. Разработать (приобрести) учебно-методическое обеспечение;

    3. Сформировать структуру, ответственную за внедрение дистанционного обучения;

    4. Подготовить кадры (преподавателей и др.);

    5. Подготовить обучающихся;

    6. Спланировать систему дистанционного обучение;

    7. Провести адаптацию системы документооборота;

    8. Мотивировать коллектив;

    9. Заручиться поддержкой руководства.

    Особенностью учебного процесса в дистанционной форме является то, что в зависимости от типа используемых при создании и проведении дистанционных курсов средств обучения и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со студентами выделяют следующие модели ДО:

    1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

    2. Сетевое обучение:

    а) автономный курс дистанционного обучения;

    б) информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет).

    3. Сетевое обучение и кейс-технологии;

    4. Видеоконференции, интерактивное телевидение.

    Отметим, что даже в высоко интернетизированном учебном процессе в США процесс чистого интернет-обучения составляет 20%. В России по экспертным оценкам до 13,7%.

    Важной стадией успешного внедрения является разработка учебно-методического обеспечения, предполагающее отбор и структурирование содержание в соответствии со спецификой средств ИКТ. Оно материализуется в виде комплексов определенной структуры, в состав которого входят следующие модули:

    1) организационно-методический модуль - четко структурированный вводный раздел, включающий аннотацию, цели и задачи курса, структуру курса, раздел как работать с курсом, учебно-тематический план и расписание занятий, онлайновые учебные ресурсы, пакет анкет;

    2) интерактивный модуль - раздел для осуществления общения включающий необходимые средства ИКТ (доска объявление, е-почта, форум, чат и т.п.);

    3) информационно-обучающий модуль - раздел учебных материалов, где размещен гипертекстовый электронный учебник с заданиями на самопроверку и интерактивными тестами, заданиями для работы в сотрудничестве с партнером по курсу,

    4) справочный модуль, включающий теоретический и лекционный материал;

    5) контрольный модуль - раздел контрольных заданий, включающий различные формы тестов и тестовых зданий;

    6) управляющий модуль - раздел администрирования, где размещена информация о слушателях курса и предоставляется возможность преподавателю управлять работой групп и отслеживать успеваемость.

    Такой комплекс или его фрагменты в зависимости от выбранной модели могут размещаться в Интернете с помощью программной оболочки СДО (сетевая модель), на CD (DVD), на твердом носителе (бумажный вариант фрагментов УМК) (кейс-технологии).

    Разработанный или приобретенный вузом УМК для дистанционного обучения можно использовать в учебном процессе, реализуя его в соответствующих педагогических технологиях, совмещающие методы личностно-ориентированного и проблемного обучения. Использование современных педагогических технологий является актуальным и для очного обучения, однако адекватные им организационные формы и средства обучения, реализуемые на основе средств ИКТ, определяют специфику их использования в дистанционном обучении. Таким образом, мы на сегодня имеем педагогические технологии дистанционного обучения:

    Лекция проблемной направленности (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая);

    Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция);

    Обучение в малых группах сотрудничества

    Дискуссии

    Ролевые и деловые игры проблемной направленности

    Ситуационный анализ

    Исследовательские методы

    Электронные экскурсии

    Поисковые методы

    Метод проектов (групповые, индивидуальные, исследовательские, творческие, информационные телекоммуникационные проекты);

    Рефлексия ("Портфель ученика").

    Для иллюстрации рассмотрим, например, электронные лекции. Они, как видно из списка, могут быть выполнены в вариантах аудио, видео, слайд-лекции, текстовой. Первые два варианта интуитивно понятны - это записи голоса и изображения лектора. Слайд-лекция - это последовательность озвученных лектором слайдов. Не теряет своих позиций и хорошоизвестные текстово-графическое исполнение лекционного материала (курс лекций).

    Проведение лабораторных работ при дистанционном обучении, длительное время сдерживалось, недостаточным уровнем развития средств ИКТ. В настоящее время этого препятствия практически нет.

    При дистанционном обучении возможны два пути реализации лабораторных работ и их комбинации:

    1. Обеспечить удаленный доступ обучающегося по сети к лабораторной установке. При реализации проекта успешно используются технологии сбора, обработки данных и автоматизации измерений National Instruments (labview.ilc.edu.ru).

    2. Имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте студента (виртуальные лаборатории). При этом программная модель либо скачивается на пользовательский компьютер, либо доставляется традиционным способом (почтой, транспортом). При разработке моделей используется программное обеспечение типа Electronics Workbench, PSpice, Мультисим.

    При дистанционном обучении нашла широкое применение, особенно за рубежом, такая форма как электронное учебное портфолио "E-Portfolio", которое представляет собой подборку документов, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося.

    Философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету лучше всего.

    Основной смысл технологии "Портфель ученика":

    показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть творческий потенциал;

    в интеграции качественной оценки;

    в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.

    Отличительные черты E-portfolio:

    1. Является современной эффективной альтернативной формой оценивания;

    2. Поддерживает и стимулирует учебную мотивацию;

    3. Поощряет активность и самостоятельность студентов и расширяет возможности обучения и самообучения;

    4. Развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

    5. Формирует умение учиться, т.е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    6. Содействует индивидуализации (персонализации) образования студентов;

    7. Закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

    8. Прививает навыки анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному отношению к сторонней критике своей деятельности;

    9. Закладывает самосознание и самоощущение своих результатов и понимание их динамики.

    Понятно, что портфолио больше, чем просто альтернативная форма оценки, хотя трудозатраты преподавателя и студента значительно увеличиваются.

    Если такие средства ИКТ как е-почта, форум, чат уже стали привычными, их дидактические свойства и функции в учебном процессе в дистанционной форме достаточно изучены и обоснованы, то такие инновации как web 2.0, подкастинг и мобильные средства требуют более тщательного исследования в системе современных средств обучения.

    Термин Веб 2.0 часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее - совокупности технологий работы вэб-приложений и совместного взаимодействия пользователей. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (youtube, flickr ...), технологии flex и ajax и масса других средств. О распространенности и актуальности тематики говорит также количество ссылок. Например, в поисковой системе Google по запросу web2.0 появляется 23 700 000 ссылок. Не случайно журнал Time назвал обобщенным человеком года именно людей использующих сервисы Веб-2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием. Актуальность применения web2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин "Образование 2.0", которое ввела компания Google, организуя одноименную конференцию www.googleconference.ru.

    В настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы.

    1. Блог (blog) - средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети) www.livejournal.ru

    2. Вики (WikiWiki) - средство для создания коллективного гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры http://wikipedia.com http://letopisi.ru

    3. Делишес (Del.icio.us) - средство для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа http://www.bobrdobr.ru

    4. Ютьюб (youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http://rutube.ru).

    Обобщая, можно сказать, что сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями. Поэтому педагогически целесообразно встраивать эти сервисы в современные СДО.

    Есть уверенность, что каждый инициативный преподаватель, изучив дидактические свойства сервисов веб2.0, найдет множество применений в учебном процессе. Например, для блога можно рекомендовать следующие возможные направления в учебном процессе как в очной, так и в дистанционной форме:

    1. Источник учебной информации предварительно опубликованной преподавателем;

    2. Организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы;

    3. Организация обучения в сотрудничестве (в данном случае блог выступает в роли средства для организации работы малой группы сотрудничества;

    4. Контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.

    Мобильные технологии (M-Learning)

    Редко встретишь зарубежную конференцию в области образования, где активно не обсуждались бы применение мобильные технологий и современный подход к образованию "Just-in-time Learning". Напомним, что мобильные технологии - это совокупность персональных, носимых микрогабаритных аппаратных средств, программного обеспечения, а также приемов, способов и методов, позволяющих осуществлять все виды работ по электронному сбору информации, хранении, компьютерной обработке, и воспроизведении текстовых, аудио, видео, графических данных, в условиях оперативной коммуникации с ресурсами международных компьютерных и телефонных сетей.

    Дидактические возможности их достаточно обширны: доступ к образовательным ресурсам в Интернете, мобильные медиабиблиотеки, DVB телевещание на PDA и коммуникаторах, оперативная коммуникация, персональная диагностика состояния здоровья, фиксация аудио-видео графических событий, возвращение в привычному вводу данных, психологическая адаптация к миру цифровых технологий и др.

    Применение этих возможностей сдерживается пока большой стоимостью мобильных средств и отсутствием технической и психологической адаптации к ним участников учебного процесса.

    7. Основные идеи смарт-образования

    Во многих странах понятие Smart-education (Smart-образование) является стандартным способом обучения. В Казахстане эта система образования новшество. Основной идей Smart-образования являются новые источники познания, которые выступают как закономерные, наряду с традиционными методами обучения. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности педагог является гарантом решения поставленных задач.

    Раньше, источниками знаний для обучающихся, были только преподаватель и книги. В настоящее время информацию мы можем получить не только с помощью наставников, но и от своих сверстников, друзей, ведь люди могут обмениваться информацией.

    Для развития образования недостаточно влияние человеческого капитала. Необходимо изменять саму образовательную среду. Необходимо не просто наращивать объемы образования трудовых ресурсов, должно качественно измениться само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим переход к Smart-образованию. Ключевой характеристикой человеческого капитала является профессиональная компетентность его носителей, создаваемая и развиваемая в системе образования.

    Одна из главных задач современного образования - это создание мотивации учащихся к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений. Обучение становится возможным не только в классе, но и дома и в любых общественных местах. Основным элементом, связывающим образовательный процесс, становится образовательный контент, на базе которого создаются единые хранилища, которые позволяют снять временные и пространственные границы. В настоящее время происходит переход от e-learning к Smart-learning и Smart Education (умное образование).

    Smart подразумевает повышение уровня интеллектуальности устройств, формирующих окружающую среду для того или иного вида деятельности. Перенос данной концепции на образование находится в начальной стадии формирования. Скорость возникновения новых технологий в последнее десятилетие значительно выросла, каждый год производители предлагают новые устройства для профессиональной деятельности и коммуникаций. Новые интеллектуальные Smart-технологии требуют изменения платформ, используемых для передачи знаний и широкого использования Smart-устройств. Скорость обновления знаний и технологий должна рассматриваться как критерий качества системы образования.

    Smart Education, или умное обучение, - это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. В будущем главным источником знания для обучающихся будет Интернет. Характеристиками данного вида образования являются: обеспечение совместимости программ между разными операционными системами. Это позволит обучающимся заниматься на равных, не зависимо от используемых устройств, что будет обеспечивать непрерывность образовательного процесса мобильность и скорость доступа к информации.

    Такое образование может столкнуться с основными проблемами как:

    · техническим обеспечением;

    · доступ к Интернету.

    · Smart-education (умная система образования) - это объединение учебных заведений и ППС для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий.

    Для начала необходимы изменения в системе образования, то есть внедрение технических устройств, которые будут обеспечивать непрерывность обмена информацией и учебного процесса. В учебном процессе используются различные медиа компоненты: электронные учебники, презентации лекций, компьютерный практикум и тестирование, различные веб-сервисы. Последнее дает возможность активнее использовать информационные ресурсы и телекоммуникации, создавать новые методы и методики в образовании. В результате внедрения Smart образования, повысится уровень использования инновационных технологий. Именно Smart education обеспечит максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, обеспечит переход от книжного контента к активному. Обучение станет доступным везде и всегда.

    Последние годы преподаватели постепенно начали использовать на уроках различные современные технологии. Уже становится нормой проведение учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных в таких программных пакетах, как Microsoft Power Point или Macromedia Flash, с недавнего времени Prezi. Однако, наряду с привычными презентационными технологиями, в сферу образования проникают новые, так называемые, интерактивные технологии, которые позволяют уйти от презентации в виде слайд-шоу. Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения.

    Концепция Smart в образовании возникла вслед за проникновением в нашу жизнь разнообразных умных устройств, в обучающих процессах профессиональной деятельности и личной жизни (Smart-Board, интерактивная электронная доска, Smart-система, самодиагностика жесткого диска компьютера и т.д.). Smart подразумевает повышение уровня интеллектуальности отдельного устройства или устройств формирующих окружающую среду для того или иного вида деятельности.

    Скорость возникновения новых технологий в последнее 10-летие значительно выросла. Каждый год производители предлагают новые устройства для профессиональной деятельности и коммуникации. Новые интеллектуальные технологии требуют изменения платформ используемых для передачи знаний и широкого использования смарт устройств. Профессиональное образование должно стать одной из самых быстро обновляемых отраслей, как с точки зрения образования, так и с точки зрения технологии и методов образования.

    Преподаватели используют на уроках интерактивные доски и программное обеспечение, такое как ActivStudio. Как было сказано выше, производители предлагают новые устройства и программные обеспечения. Последние годы преподаватели в ближнем зарубежье стали использовать такие ПО, как Smart Notebook, Smart Classroom Suite и др.

    Smart Notebook - позволяет преподавателям создавать увлекательные уроки, использовать большое количество готового контента и погружать учащихся в занимательный мир знаний. Новые возможности лицензирования позволяют преподавателям использовать ПО Smart Notebook и на интерактивных досках сторонних производителей, унифицируя платформу преподавания в учебном заведении и стимулируя обмен опытом и наработками между учителями.

    Источники

    1. http://zkoipk.kz/2015smart2/1285-conf.html Smart-образование. Создание увлекательных уроков и использование "Smart Notebook".

    2. http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&d=light&id_sec=224&id_thesis=7953&r=thesisDesc ИКТ Портал: Конференции.

    3. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkanco.narod.ru%2Fteacher%2Fstruktur1.doc&name=struktur1.doc&lang=ru&c=56aa34e9bcb6

    4. http://technologies.hut4.ru/onecol.html Понятие облачных технологий.

    5. http://news.softodrom.ru/ap/b1498.shtml Веб 2.0 и Веб 3.0. Будущее Интернета.

    6. http://compress.ru/Article.aspx?id=24290 "Интернет вещей" - реальность или перспектива.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие информационных технологий; роль и место информатизации в обществе. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса конкретно взятого предприятия. Расчет параметров локальной образовательной среды.

      дипломная работа , добавлен 07.07.2015

      Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

      курсовая работа , добавлен 16.09.2011

      Преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании. Состояние и перспективы развития информационных технологий БТЭУ. Задачи Отдела дистанционных образовательных технологий, используемое программное обеспечение.

      отчет по практике , добавлен 21.05.2015

      Понятие информационного процесса и информационных технологий. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии. Цели, задачи и тенденции развития российского образования. Дидактические возможности коммуникационных технологий.

      презентация , добавлен 25.12.2013

      Условия повышения эффективности управленческого труда. Основные свойства информационных технологий. Системные и инструментальные средства. Классификация информационных технологий по типу информации. Главные тенденции развития информационных технологий.

      реферат , добавлен 01.04.2010

      Понятие, виды и принципы информационных технологий. Педагогические цели и методические возможности использования информационных технологий в обучении музыке. Классификация педагогических программных средств. Тенденции развития музыкальной педагогики.

      реферат , добавлен 16.12.2010

      Деятельность ученых, с которых начиналась эра информационных технологий. Современные представители сферы информационных технологий, которые посредством новаторских научных разработок внесли в жизнь человека необратимые основы современного существования.

      реферат , добавлен 26.02.2016

      Общество и информация, определение информации и ее свойства, базовые информационные процессы. Виды и особенности экономической информации. Понятие, виды и этапы развития информационных компьютерных систем. Обзор информационных ресурсов Интернет.

      шпаргалка , добавлен 22.02.2011

      Основные свойства информационных технологий в экономике. Классификация, главные компоненты и структурная схема информационных технологий. Системные и инструментальные средства. Особенности взаимодействие информационных технологий с внешней средой.

      презентация , добавлен 22.01.2011

      Понятия глобализации в сфере информационных технологий. Задачи и процессы обработки информации по этапам развития. Преимущества применения компьютерных технологий. Инструментальные технологические средства. Изменения стиля ведения бизнеса с внедрением ИТ.