Простой гибридный гитарный усилитель для начинающих. Ламповые гитарные усилители


Решение было принято делать законченную конструкцию, благо материалов по этой теме достаточно. Начал с изучения классических аппаратов, ставших уже историей лампового гитарного звука. Сняты размеры, чтобы максимально соответствовало оригиналу.

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

Первое это кабинет для комбо. В качестве материала была взята 18 мм березовая фанера. Отличный крепкий материал и с хорошими акустическими свойствами. Раскроил лист и начал сборку при помощи деревянных шкантов 8 мм и клея ПВА.


Для оклейки была куплена винил-кожа черного цвета с рельефом. Клеил на клей №88 от HENKEL (1 кг). Эта работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а то легкий кайф будет обеспечен.

Для окантовки углов очень хорошо вписались уголки от старого фибрового чемодана. После небольшой реставрации углы стали выглядеть лучше фирменных.


Затем покраска внутри кабинета и обтяжка лицевой панели декоративной тканью. Для этой цели отлично подошел противоскользящий коврик для багажного отсека автомобиля. Продается в автомагазине размером 1м х 1м по цене около 100 рублей. Это прорезиненная ткань достаточно пористая, препятствия звуку не создает и смотрится очень эстетично.



В качастве силового трансформатора был взят ТАН 115, без доработок, для этой схемы очень подходящий девайс. В качестве выходного трансформатора был взят намотанный .

Все элементы установил на шасси и начался монтаж.


Лицевую и тыльную панели изготовил методом ЛУТ на оргстекле, затем покрыл краской золотой металик. Краска наносилась на оргстекло на надписи с тыльной стороны панели. Получилось очено неплохо. И вот оно сердце моего комбоусилителя в сборе.


Вопросы настройки не освещаю, только замечу, что конструкция при условии правильного монтажа работает сразу, необходимо только подстроить режимы выходных ламп.

И наконец окончательная сборка. Логотип, изготовленный с помощью ручного старого лобзика в течение часа, тоже неплохо вписывается в общую картину. Вся работа неспеша заняла около двух месяцев, ведь для себя времени не жалко.


Как сделать маломощный ламповый комбик из старых деталей. Однотактный выходной каскад

Этот маленький маломощный ламповый гитарный комбик я делал очень давно, наверно лет 15 назад. Это была моя первая конструкция, собранная на электронных лампах. Поскольку в то время ламповой техникой я не занимался, запасов более - менее качественных компонентов для такой конструкции у меня не было. И в общем, для меня это был эксперимент. Корпус для этого малогабаритного комбо-усилителя сделал тогда мой друг, столяр и гитарный мастер Олег Гнилицкий. Электронные компоненты были буквально найдены "на свалке" и в моем электронном хламе. Выходной трансформатор я выкрутил из какого-то старого лампового телевизора, ламповые панельки тоже из какой-то старой ламповой техники. Силовой трансформатор я использовал типа ТАН 16-220-50. Этот отличный трансформатор оказался в наличии в моих "электронных запасах". Порывшись часок в своих шкафах и ящиках я выскреб на поверхность этого мира несколько старых ламп типа 6Н2П и 6П14П неизвестного происхождения. Я предположил, что некоторые из этих ламп советского производства могли быть до сих пор в рабочем состоянии. Так и оказалось. И к стати, нужно отдать им должное, эти лампы работают в комбике до сих пор.

Этот маломощный комбик использовался несколько лет для домашних репетиций а потом, когда появилась другая техника, был задвинут в дальний угол на складе электронного хлама и незаслуженно забыт. Недавно я разгребал этот электронный хлам и нашел этот чудо-аппарат. Я очистил его от пыли, включил в сеть и оказалось что он отлично работает и по сей день. Пришлось только почистить и смазать шуршащие и скрипящие потенциометры и маленький комбик снова как новый. Вот я и решил опубликовать на своем сайте эту статью. Думаю она будет полезна тем, кто начинает изучать ламповую технику и хочет сделать дешевый маленький ламповый усилитель.

Забегая вперед скажу, что вместо 6Н2П и 6П14П в этом комбике можно использовать более распространенные нынче лампы 12AX7 и EL84. Выходная лампа EL84 является полным аналогом 6П14П а при использовании 12AX7 нужно изменить схему подключения ее цепей накала, о чем будет рассказано в этой статье.

Цоколевка ламп EL84 и 6П14П

Цоколевка лампы 6Н2П

Цоколевка лампы 12AX7

Цепь накала двойного триода 6Н2П рассчитана на напряжение 6,3 вольта. Напряжение накала нужно подавать на ножки 4 и 5 лампы. Подогреватель лампы 12AX7 также соединен с ножками 4 и 5, но рассчитан на напряжение 12.6 В. Однако цепь накала лампы 12AX7 можно также питать от напряжения 6,3 В так как точка соединения подогревателей половинок лампы выведена на ножку 9. Поскольку каждый из нагревателей половинок лампы 12.6 В рассчитан на те де самые 6.3 В, мы можем соединить их параллельно и использовать эту лампу вместо 6Н2П. Для этого ножки 4 и 5 лампы 12AX7 нужно соединить вместе, а напряжение накала подавать на вывод 9 и на соединенные вместе ножки 4 и 5.

Принципиальная схема малогабаритного лампового гитарного комбика. Кликните на схеме, чтобы её увеличить

Гитара подключается в гнездо J1. На входе усилителя включен регулятор уровня на потенциометре R1. С движка потенциометра через резистор R2 сигнал поступает на сетку первого триода лампы VL1. Резистор R2 служит для предотвращения работы лампы с неподключенной сеткой в случае обрыва в цепи движка поиенциометра R1 (неисправности в потенциометрах случаются часто).

С выхода каскада (анод триода VL1-a) усиленный сигнал поступает на трехполосный регулятор тембра, который обеспечивает регулировку по высоким, средним и низким частотам. С выхода регулятора тембра (движок потенциометра R6) сигнал подается на регулятор уровня "Маster". Небольшая тонкомпенсация этого регулятора достигается включением конденсатора ёмкостью 680 пикофарад между движком и верхним по схеме выводом потенциометра. В результате при уменьшении громкости в выходном сигнале немного возрастает доля высоких частот. Далее сигнал поступает на второй каскад усиления напряжения, собранный на второй половинке лампы - триоде VL1-b. С анода этого триода через разделительный конденсатор C9 сигнал подается на выходной каскад усилителя.

Выходной каскад собран по однотактной схеме на двух лампах VL2 и VL3 типа 6П14П (EL84), включенных параллельно. Параллельное включение двух ламп позволяет несколько поднять выходную мощность усилителя. Можно использовать только одну лампу, оставляя вторую панельку пустой. именно так я и использую комбик, так как в домашних условиях его выходной мощности и громкости звучания мне более чем достаточно. С одной лампой выходная мощность усилителя - 2..3 ватта. Если установить вторую лампу, мощность будет в районе 5 ватт. В связи с тем, что ламповый выходной каскад имеет характеристику ограничения сигнала, отличающуюся от транзисторных схем, можно (субъективно) сказать, что "ламповые" три ватта - это гораздо громче чем "транзисторные" три ватта. Хотя это утверждение звучит на первый взгляд антинаучно, но в действительности всё дело в характере искажений, вносимых ламповыми схемами в сигнал при перегрузке. Искажения ламповой схемы не такие резкие как в транзисторной и поэтому ламповый усилитель может работать в области насыщения производя при этом довольно приятный звук, тогда как транзисторные схемы при перегрузе ограничивают сигнал очень резко, сразу превращая его в подобие прямоугольных импульсов, что вызывает очень неприятные на слух искажения. По этой причине транзисторный усилитель должен иметь намного больший запас по усилению, чем ламповый. Как видим, здесь нети никакой мистики и все укладывается в законы физики.

Громкоговоритель комбика имеет сопротивление катушки 8 Ом. Он подключается через выходной трансформатор. Выходной трансформатор - это очень ответственная и самая дорогая деталь лампового усилителя. Звучание такого усилителя, его диапазон частот в огромной степени зависят от качества и конструкции выходного трансформатора. В ламповых усилителях, предназначенных для прослушивания музыки, часто используют дорогие и сложные в намотке ультралинейные трансформаторы. Поскольку для гитарного усилителя не нужен такой широкий диапазон частот, как для усилителя, предназначенного для прослушивания музыки, в гитарном усилителе не такие высокие требования к выходному трансформатору. Можно даже сказать, что для гитарного усилителя слишком широкий диапазон частот даже вреден. Большое количество высоких частот приводит к появлению "песка" в гитарном звуке. Поэтому громкоговорители, предназначенные для использования в гитарных комбиках изготавливают с верхней границей воспроизводимых частот в районе 7 - 8 килогерц. Частоты выше этой границы должны быть обрезаны, так как это область "песка". Нужно отменить, что в усилителях и комбиках для классических (акустических) гитар все как раз наоборот. Их частотные характеристики как раз очень близки к "музыкальным" усилителям. Так что речь идет только об усилителях для электрогитар. По этой же причине "гитарные" усилители мало подходят для прослушивания музыки.

В своем мини-комбике я использовал выходной трансформатор от старого лампового телевизора. Такой трансформатор вполне подходит для маленького гитарного усилителя и хорошо согласуется с выходной лампой, так как в телевизоре использовались точно такие же лампы 6П14П. Громкоговоритель подключается ко вторичной обмотке трансформатора через обычный телефонный разъем. Это обычное решение в гитарных комбиках. Можно отключить внутренний громкоговориель и подключить в это гнездо внешнюю колонку. Также предусмотрено гнездо для подключения наушников. Наушники включаются через делитель напряжения на резисторах R22 и R23. Делитель подключается к выходу усилителя автоматически при извлечении штекера громкоговорителя из гнезда.

Принципиальная схема блока питания лампового гитарного комбика

Слабое место именно моего комбика - это громкоговоритель. Строго говоря, примененная динамическая головка не является "гитарной", гитарных громкоговорителей у меня тогда не было и я поставил японский динамик мощностью 3 W выдранный когда-то из какой-то старой японской радиолы. Хотя динамик неплохой но он не "гитарный", то есть довольно широкополосный и воспроизводит частоты не нужные для сигнала гитары, лежащие в области "песка". В какой-то мере это компенсируется не очень широкополосным выходным трансформатором и наличием регулятора тембра. Но все таки в акустике для электрогитары лучше использовать специальные "гитарные" динамические головки.

Переключатель Sw2 "Tone" включает конденсатор С14, который шунтирует резистор R19 в цепи катода выходной ламы. При этом звук становится ярче и несколько возрастает выходная мощность усилителя. Цепочка C11 R22 устраняет возможное самовозбуждение усилителя.

Блок питания комбика собран на основе унифицированного советского трансформатора ТАН16-220-50 (Трансформатор Анодно-Накальный). Этот трансформатор очень удобен для использования в самодельных ламповых конструкциях, так как имеет все необходимые напряжения для питания как накальных так и анодных цепей ламп. тем не менее можно использовать любой трансформатор, например от старого лампового телевизора или самодельный. Трансформатор должен содержать как минимум 2 вторичные обмотки. Накальную, на напряжение 6.3 В (и ток, достаточный для питания накала ламп) и высоковольтную обмотку с напряжением 250 - 270 вольт. В случае с трансформатором ТАН16-220-50 я соединил последовательно несколько его вторичных обмоток чтобы получить напряжение около 210 вольт. Этот трансформатор имеет 2 накальных обмотки на 6.3 В. поэтому я "шиканул" и запитал каждую лампу от своей обмотки. Никто не мешает подключить подогреватели обеих ламп к одной накальной обмотке параллельно, если в вашем трансформаторе такая обмотка одна. В цепь накала первой ламы включен построечный резистор R26 сопротивлением 470 Ом. Его движок соединен с "землей". Во время настройки усилителя поворачиваем движок R26, добиваясь минимума фона переменного тока в динамике. настройку нужно производить с регулятором R1 установленным в положение минимальной громкости.

Обмотку трансформатора 15-16 на 24 вольта я использовал чтобы подключить к ней светодиод индикации включения питания. Выключатель SW2 включает или отключает анодное напряжение. Это сделано для того, чтобы продлить срок службы ламп. Как известно, срок службы электронных ламп сокращается, если подавать анодное напряжение сразу в момент включения усилителя, пока нити накала еще не разогрелись. Поэтому сначала включаем усилитель в сеть, дожидаемся прогрева ламп (2-3 минуты) а потом включаем анодное напряжение выключателем Sw2.

Mr. Shanti. Июнь 2018г.

Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид сверху

Первый в мире магнитный звукосниматель был сконструирован талантливым инженером Ллойдом Лоэром работавшим в компании Gibson в 1924 году. Первые образцы электрифицированных инструментов не произвели должного эффекта в среде музыкантов, а массово выпускаемые электрогитары появились лишь в 1931году. Электрогитары компании Electro String Company, которые к слову сказать больше были похожи на банджо, музыканты в шутку прозвали «сковородкой».

Принцип работы магнитного звукоснимателя, знакомого сейчас любому кто прошел курс школьной физики, не изменился и по сей день.

Появление гитарного усилителя

Появление гитарного усилителя стало возможным благодаря самой идее увеличить громкость гитары. Гитаристы игравшие в составе ансамблей были вынуждены увеличивать громкость своих инструментов чтобы не теряться в общей звуковой картине. Изначально отдельного усилителя для электрифицированной гитары не было, и в ход шли любые усилители что были под рукой. Экспериментаторы того времени постепенно накапливая опыт поняли перспективность промышленного изготовления гитарной усиливающей техники.

Со временем из маленьких компаний ютившихся в гараже или подвале магазина образовались транснациональные компании – производители профессионального музыкального оборудования, гордо носящие имена своих «отцов основателей». В мире усилителей гитар слова Fender, VOX, Marshall, Mesa Boogie, Orange, стали «нарицательным» а звук этих усилителей эталонным, на который ровняются и пытаются превзойти другие производители.

Типы гитарных усилителей

  • ламповые.
  • транзисторные.
  • гибридные.

Так же гитарные усилители могут быть исполнены в нескольких вариантах:

  1. Гитарный комбик (сам усилитель встроен а акустическую систему).
  2. Гитарный усилитель голова с акустической системой (кабинетом).
  3. Гитарный Усилитель мощности (в таком варианте блок предусилителя и усилителя мощности выполнены в виде отдельного устройства).

В каждом из вариантов исполнения гитарного усилителя есть свои плюсы и минусы: классические варианты «того самого звука» это как раз гитарные комбики или гитарные усилители с кабинетами (их еще называют гитарный стэк), но они как правило очень громоздки и неудобны в транспортировке. В противоположность им рэковые юниты занимают меньше места и их можно коммутировать по разному, но они не выглядят «круто» на сцене во время концертов.

Вне зависимости от конструктивного исполнения, гитарные усилители бывают разной мощности. Это может быть и 10-15 ваттный агрегат (часто такие устройства применяются на не очень больших студиях звукозаписи, когда громкость не самый важный параметр) и 50-100 ваттный ламповый монстр (именно такие стеки и комбо можно видеть на больших стадионных концертах на сцене за спиной у гитариста). Сегодня есть даже 1-ваттные устройства для дома, для семьи так сказать.

Перед использованием любого электрического устройства внимательно ознакомьтесь с инструкцией пользователя. Перед первым подключением я рекомендовал бы проверять все ли в порядке с усилителем, подсоединен ли динамик ко выходу усилителя, нет ли каких то структурных повреждений на корпусе. Необходимо уточнить рабочее напряжение усилителя (усилители и комбо рассчитанные на американскую сеть работаю от 110 вольт, в нашу сеть их можно подключать только через специальный понижающий трансформатор).

Еще, желательно, чтобы сеть была заземлена иначе вы рискуете получить электротравму (струны электрогитары через металлически бридж контактируют с заземлением электроцепи, и если одной рукой взяться за струны а другой за батарею отопления можно получить удар током), да и в звук будут просачиваться посторонние шумы. Если это ламповый комбо или усилитель, необходимо убедиться что во время транспортировки радиолампы не выскочили из контактных панелей (достаточно через технические отверстия заглянуть в усилитель или комбо и при необходимости поправить криво установленные радиолампы).

Перед самим включением я рекомендовал бы общую громкость убирать на ноль, а все остальные регуляторы выставлять в положение 12 часов (имеется ввиду не деление 12 а условный циферблат часов) из такого положения легче всего рулить звук. В ламповом гитарном усилителе для его включения обычно нужно нажать 2 переключателя (power и stand by). Причем сначала нужно включить power а потом через 2-3 минут stand by, выключать усилитель или ламповый гитарный комбо нужно в обратном порядке (сначала отключается stand by а затем и power).

Помимо включателей на лицевой панели гитарного усилителя есть регулировки общей громкости, регулировка высоких, средних и низких частот, регулятор перегруза (gain). Иногда бывает регулятор presens (более точная фокусировка высоких частот). Так же на передней панели бывает переключатель каналов (если усилитель более чем одноканальный).

На задней панели гитарного усилителя имеются: выход на кабинет (нужно помнить что подключать к усилителю можно в кабинет согласованный по сопротивлению) выходы на петлю эффектов (когда к усилителю можно подключить разные, обычно пространственные эффекты или процессоры), выход для подключения управляющей педали (ими можно переключать каналы усилителя или включать эффект ревер, если тот встроен в гитарный комбо) иногда на задней панели можно встретить выход эмуляции кабинета (этот выход можно подключить прямо в микшер или звукозаписывающее устройство).

Современная промышленность предлагает гитарные усилители комбо со встроенными эффектами.
Такие комбики удобны своей компактностью и мобильностью. Нет необходимости покупать отдельно кучу разных гитарных эффектов, соединительных проводов, блоков питания для эффектов. От себя могу добавить, что звук у дорогих агрегатов будет на уровне, цена как следствие тоже.

Китайские гитарные комбики к сожаление этим похвастаться не могут.

Основные отличия лампового и транзисторного гитарных усилителях

Транзисторный гитарный усилитель относительно дешев в изготовлении, он легкий, а благодаря низкому выходному сопротивлению он просто стыкуется с любым низкоомным динамиком. Радиодетали, из которых он изготовлен не требуют периодической замены, не страшен транзисторному гитарному усилителю и «микрофонный эффект» (нежелательное явление, при котором некоторая часть электрической цепи воспринимает звуковые колебания и вибрацию подобно микрофону). Кроме того, в транзисторные гитарные комбики, часто встраивают выход на наушники, благодаря чему можно играть на гитаре никому не мешая в первом часу ночи.

Ламповый гитарный усилитель в отличае от транзисторного имеет выходное сопротивление до нескольких десятков Ом, по этому на звук влияют и количество, и качество ламп выходного каскада, и качество выходного (согласующего) трансформатора (стоимость одного только выходного трансформатора может быть соизмерима с ценой среднего транзисторного усилителя). Кроме того в отличии от транзисторного усилителя ламповый агрегат ремонто-пригоден даже в полевых условиях (транзисторный же усилитель если и возможно починить то необходимы дополнительные приборы и инструменты). Но главное это звук который выдает ламповый гитарный усилитель, вообще звук лампового гитарного усилителя лучше один раз услышать чем десять раз прочитать его описание. Отмечу что 99 процентов гитарной музыки записано благодаря ламповым гитарным усилителям.

И немного о фирмах производящих гитарные усилители

Fender

Старейшая и одна из самых уважаемых фирм – производителей гитарных усилителей зародилась в конце сороковых в Северной Америке, начала массовый выпуск гитарных усилителей имени себя в 1947 году. Примечательно что первые образцы усилителей фендер были копиями радиоаппаратуры компании Western Electric. Первоначально на усилителях фендер играли абсолютно все (других гитарных усилителей просто не было). До сих пор чистый звук электрогитары принято сравнивать с Fender Twin Reverb.

Marshall

Основатели британского саунда и мастодонты рокового звука (с этим логотипом знакомы даже те, кто не знает что такое гитарный усилитель вообще). По легенде Джим Маршалл (основатель одноименной компании) копировал схемы усилителей от фендера, но однажды толи допустил ошибку, то ли нарочно изменил схему, в итоге появились самобытные и достаточно узнаваемые ламповые гитарные усилители. Первый серийный Marshall усилитель JTM45 — был копией Fender Bassman ’59 56F-A.

Такой в частности любил знаменитый виртуоз левша Джимми Хендрикс.

VOX

Британская компания «вокс» зародилась в 50-х годах в Британии, их усилители VOX AC 30 и AC15 полюбились не одному поколению рок звезд. Аббревиатура «AC» обозначала, что он работает только от сети переменного тока (Alternating Current) — это было на тот момент революционной идеей.

Mesa/Boogie

Изначально американец Рэндалл Смит занимался доработкой гитарных комбоусилителей фендер. Первый комбо был выпущен в корпусе от Fender Princeton, Смит заменил штатный динамик на динамик побольше, доработал шасси и установил выходной трансформатор от Fender Bassman. Тестировал Смит свой усилитель в местном магазине, в которм по стечению обстоятельств оказался Карлос Сантана которому принадлежит высказывание «Man, that little thing really boogies!» в адрес усилителя Рэндалла. Вопрос с названием был решен). Первый серийный усилитель компания выпускала в 1971 году Snakeskin Mesa 450. Настоящим же прорывом для компании стал случайно открытый эффект тяжелого перегруза усилителя, в результате доработки схемы предусилителя. На основе новой схемы был сделан комбо Mark I.

Следует отметить, что на сегодняшний день фирм производящих гитарные усилители очень много. Но в основе всего лежат разработанные в 50-70 классические схемы, весь секрет тех самых легендарных усилителей кроется именно в том что первые образцы гитарных усилителей и комбо собирались энтузиастами полностью в ручную, в каждый свой шедевр мастер вкладывал частичку себя. Именно этому особо придирчивые ценители гитарного звука стараются заиметь в свой арсенал именно оригинальные (пусть даже лохматых годов) усилители, а не современный ширпотреб и переиздания легендарных усилителей выпущенных в наше время в азиатском регионе.

Компромиссным вариантом на сегодняшний день считаются гибридные гитарные усилители и комбо. Гибридный гитарный усилитель обычно в блоке предусилителя имеет одну или две радиолампы, а блок усилителя мощности строится на транзисторах и микросхемах. Данный тип усилителя – это очередная уловка маркетологов в погоне за покупателями. Звук таких усилителей объективно (по ряду чисто технических причин) хуже чем у ламповых усилителей, зато производитель крупными буквами пишет чтото типа «патентованная технология, истинно ламповое звучание», сами гитаристы шутят про такие приборы: «лампа в нем для подсветки». Нужно уяснить что любая действительно крутая вещь стоит немалых денег, хотя конечно можно тешить себя надеждами что «лампочка» в преампе решает.

  1. Если вы начинающий гитарист берите транзисторный комбо/усилитель (будет не так обидно потраченных на «серьезную лампу» денег, если вдруг вы не захотите играть в дальнейшем.
  2. Если Вы уже играете какое то время и транзистора вам уже мало (ну или Вы считаете что уже мало) приобретите ламповый усилитель попроще. Современные именитые бренды имеют недорогие линейки ламповых гитарных усилителей производимых в азиатском регионе.
  3. Не стоит пренебрегать отечественным производителем во первых качество изготавливаемой продукции тех же YERASOV-ых очень возросло, во вторых современные радиодетали которые стоят и в дорогих фирменных аппаратах производятся в Китае, а переплачивать за «крутую» надпись я считаю неоправданной тратой денег.
  4. Не берите самый мощный усилитель, вряд ли Вы сразу будете играть на стадионных рок вестивалях.
  5. Перед покупкой всегда слушайте усилитель в магазине (если есть такая возможность). Сегодня есть из чего выбрать и н факт что легендарный усилитель который нравится вашему другу, приведет в восторг и Вас.

4 0

Поскольку каждый из описываемых здесь усилителей является если не легендой, то частью её, а многие достойные герои остались за кадром, то топ с полным правом можно считать условным.

Давно забытое, но актуальное как никогда:

1485-й начал выпускаться компанией Danelectro в начале 60-х. На тот момент он был одним из самых доступных и, в тоже время, громких ламповых усилителей. Несмотря на простоту дизайна, этот 50-ти ваттный американец имел свое визуальное очарование и очень многое мог в техническом плане, так он имел: встроенный пружинный ревербератор, полностью ламповое тремоло, двух кнопочный футсвитч и режим ожидания «standby».

Закрытый кабинет был изготовлен из ДСП, комплектовался двумя 8-ми омными, 12-ти дюймовыми динамиками Jensen, в нижней части имел пространство, для хранения усилителя при транспортировке. К сожалению, после 60-х, популярность 1485-ого, пошла на убыль, пока в двухтысячных его снова не популяризировал Jack White бессменный лидер The White Stripes.

Преимущества Silvertone Model 1485:

  • Жирный брейк ап с естественной компрессией, отлично подойдет для indie музыки
  • Винтажный внешний вид
  • Ламповое тремоло и ревербератор
  • Возможность убрать голову в кабинет при транспортировке

Звук британского вторжения:

В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.

В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.

Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.

С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge

Преимущества Vox AC15/AC30:

  • Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
  • Стильный ретро дизайн
  • Великолепные ревер и тремоло

Лучший чистый:

Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.

На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо курсу Михаила Русакова), получал истинное удовольствие от звучания.

Преимущества Fender Twin Reverb:

  • Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
  • Великолепный винтажный дизайн
  • Изумительные эффекты тремоло и вибрато
  • Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук

Плекси Хендрикса:

В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.

В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.

Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.

Преимущества Marshall Super Lead 100:

  • Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
  • Стильный классический «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Ходячий концерт:

Pignose сейчас известный как Legendary 7-100. Действительно легендарный усилитель был создан в 1969 году Ричардом Эдландом и Уэйном. Кимпбеллом и являлся первым в мире портативным гитарным комбо. Несмотря на свой компактный размер, Pignose весит около 3-х килограммов. Может питаться как от батареек, так и от адаптера.

Для переноски на корпусе имеется специальная ручка, а также крепления для ремня. Из органов управления у усилителя только ручка громкости, которая, по совместительству, отвечает за включение-выключение и гейн. Несмотря на мощность всего в 5 ватт, транзисторную схему и 5-ти дюймовый динамик комбо имеет взрослый, серьезный звук, благодаря которому многие именитые музыканты (включая Eric Clapton и Frank Zappa) использовали его в студийной работе.

Не стоит так же забывать о великолепном фильме «Перекресток» (CrossRoads) звездой которого стал этот малыш.

Преимущества Pignose:

  • Серьезный звук, не смотря на размеры
  • Работа от батареек и полная мобильность использования
  • Простота использования
  • Стильный дизайн

Люди слышат глазами:

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность. Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath.

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

Преимущества Orange Rockerverb 50 MKII:

  • Классический British Sound с открытым верхом
  • Необычный и яркий дизайн
  • Универсальность
  • Надежность и простота использования

Кто сказал, что хороший high gain можно получить только из лампового усилителя?

Без преувеличения, всем любителям рок музыки знакома группа Pantera и её гениальный, безвременно ушедший гитарист Dimebag Darrell, обладавший оригинальным и узнаваемым, что редкость для тяжелой музыки, метал саундом. Основой которого служил трехсот ваттный транзисторный усилитель Randall Warhead.

Именно на нем, а не на Krank Даймбег впервые нашел свой звук, главным секретом которого, возможно был встроенный 9-ти полосный графический эквалайзер. Так же усилитель имел на борту два канала, чистый и овердрайв (на деле зубодробительный хай-гейн), петлю эффектов на задней панели. Кабинет с 4-мя динамика Celestion комплектовался удобными ножками колесиками, что очень актуально, в изнурительных концертных турах.

Преимущества Randall Warhead:

  • Мощный сухой перегруз, с подчеркнутым верхом, идеален для thrash metal
  • Агрессивный дизайн
  • 9-ти полосный параметрический эквалайзер
  • Отсутствие необходимости, замены дорогостоящих ламп, как следствие транзисторной схемы

Гром тяжелых орудий:

В марте 1981 года компания Marshall представила новый усилитель JCM 800, названный так по номерному знаку машины основателя компании, буквы же в свою очередь, означали его инициалы, Джеймс Чарльз Маршалл. Изначально, усилитель представлял собой логическое продолжение проверенного временем «Super Lead» со слегка измененным дизайном.

Панель управления стала полноразмерной, имела подпись Джима и надпись «JCM 800», передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой. JCM800 считался «самым горячим усилителем, поскольку в то время, он имел значительно больше гейна, чем другие серийные усилители и в Lead режиме, триод обеспечивал дополнительное усиление для предварительного усилителя, в связи с чем это был лучший усилитель для Heavy metal на тот момент.

Поэтому нет ничего удивительного, что JCM 800 стал любимцем у Slayer, Anthrax, Judas Priest, Iron Maiden и ещё огромного числа метал команд восьмидесятых.

Преимущества Marshall JCM 800:

  • Мощный перегруз с эталонной серединой, классический heavy metal sound
  • Надежность и простота использования
  • Стильный «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Трехмерный звук

Matamp была основана в начале 60-х в Англии. Её основатели Мет Метиас и Тонни Эмерсон черпали вдохновение для своих усилителей не из схем Fender, как большинство в то время, а из Hi-Fi оборудования. Первым успехом для них было сотрудничество Fleetwood Mac, тогда еще под брендом Orange.

Однако, настоящим культом они стали гораздо позже у бесчисленного количества sludge и post-metal команд, которым пришлось по вкусу «трехмерное звучание», которое проникает во все уголки комнаты, занимая собой все пространство, никому, ни до, ни после не удавалось повторить ту монументальную стену звука, что давали усилители Matamp.

На данный момент самым интересным усилителем у компании является 1224 mkII. Это одноканальный усилитель, собранный, как и все Matamp навесным монтажом. Созданный для тех, кто реально хочет заморачиваться со всеми нюансами своего звука.

Преимущества Matamp 1224 mkII:

  • Уникальный характер перегруза, свойственный только Matamp идеальный для sludge metal и post metal
  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности настройки
  • Строгий, но стильный дизайн

Великолепный транзистор:

1975 году компания Roland выпускает один из первых полупроводниковых комбо — JC-120. Он становится своеобразной революцией в сфере гитарного усиления, поскольку выглядел и звучал совершенно иначе, по сравнению с тем что было на рынке в то время. Jazz Chorus представлял из себя 60-ти ваттный комбо усилитель с двумя двенадцати дюймовыми динамиками, узнаваемым звуком хоруса, свойственный именно этому усилителю, эффект вибрато с регулируемой глубиной и частотой, пружинным ревербератором, двумя независимыми каналами (чистым и с эффектом) с независимой трехполосной эквализацией, а также стеро разрывом.

В связи с тем, что он имел великолепный чистый и мощный звук, колоссальную прочность и относительно низкую стоимость, по сравнению с наиболее часто используемыми усилителями тех времен нет ничего удивительного, что к началу 80-х годов, он стал очень популярен, особенно среди групп новой волны (Andy Summers (The Police) и пост панк сцены (Robert Smith (The Cure.Siouxsie and the Banshees).

Он так же нашел широкое применение, у игроков фанка и даже суровых металистов, использовавших его для кристально чистого звука, самыми известными из которых являются James Hetfield и Kirk Hammett из Metallica.

Преимущества Roland JC-120 Jazz Chorus:

  • Мощный, но кристально чистый клин, без каких либо искажений, хороший выбор для post-punk
  • Уникальный звук хоруса, свойственный только этому комбо
  • Высокая прочность и надежность

Сделано в России:

Да, в России тоже делали отличные усилители, Mig-60 является изрядно переработанным Marshall JCM800, но, по мнению некоторых авторитетных музыкантов, во многом даже лучше прародителя. К примеру, Dean DeLeo из Stone Temple Pilots регулярно использует его в студии. Быть может на такое решение повлияли уникальные схематические разработки или детали советской оборонки или частичная ручная сборка (handwired), но на данный момент Sovtek Mig-60 приобрел культовый статус, особенно он в цене у американских stoner`шиков.

Преимущества Sovtek Mig-60:

  • Жирный перегруз с ярко выраженной серединой, отлично подходит для stoner rock
  • Частичный ручной монтаж
  • Низкая стоимость на вторичном рынке

Папа high gain`а

Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.

Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.

Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.

Преимущества SLO-100:

  • Эталонный звук современного high gain`а
  • Высококачественные комплектующие
  • Ручной монтаж
  • Бескомпромиссное качество изготовления

Гитарные усилители, наряду с самими электрогитарами, всегда интересовали многих начинающих и не только музыкантов. Тембра, усиление и перегрузочные характеристики очень индивидуальны, и идеальное сочетание варьируется от одной гитары к другой. Нет такого усилителя, что полностью удовлетворяет всем требованиям, да и это схемное предложение не будет исключением. Но оно является универсальным, мощным (около 100 ватт) и имеет все необходимые регулировки. В отличии от покупного усилителя, если вы строите УНЧ самостоятельно, вы можете изменить многие вещи, чтобы удовлетворить собственные потребности. Возможность экспериментировать представлена в полном виде. Да и намного почётнее играть на своей аппаратуре, ведь наша индивидуальность проявляется в первую очередь творчеством. Предлагаемый гитарный усилитель рассчитан на 100 Вт мощности в 4 Ом нагрузке. Это обычная мощность для гитаристов, которой хватит и для дома, и для концертов.

Предварительный гитарный усилитель паяем на отдельной плате, позже помещённой в экран от помех. Фото платы предусилителя показано ниже. Его основа два операционных усилителя с блоком регулировки тембров и усиления.

Это простое, но проверенное схемное решение, которое обеспечивает отличную тональность всего диапазона. Конструкция идеально подходит для тех гитаристов, которые хотели бы получить отличный звук. Элементы управления тембром имеют достаточный диапазон, чтобы охватить практически что угодно, от скрипки и до бас-гитары.

Предусилитель использует двойной операционный усилитель для усиления. Транзистор, включен по схеме эмиттерного повторителя и имеет низкое выходное сопротивление, после мастер-регулятора громкости. Как показано на схеме, есть типичный гитарный вход, с которого можно получить очень жирный овердрайв, а затем настройку подходящего уровня. Обратите внимание, что при использовании операционного усилителя TL072, возможен шум с большим количеством высоких частот. Настоятельно советуем использовать OPA2134 - операционный усилитель от Texas Instruments, тогда вы получите действительно самый тихий гитарный усилитель, который вы когда-нибудь слышали!

Питание модуля подключается непосредственно к главной шине +/-35 В усилителя мощности. Использовать надо стабилитроны (D5 и D6) 1 Вт, и резисторы R18 и R19, на 680 Ом, должны быть тоже по 1 Вт.

Для большего усиления, советуем уменьшить R11 - минимум до 2,2 кОм. Если переключатель bright делает звук слишком яркий (слишком много высоких частот), надо увеличить резистор R5. Диоды на выходе предназначены для того, чтобы предусилитель создавал "мягкие" ограничения при повышении громкости.

Убедитесь, что входные разъемы изолированы от корпуса. Это помогает предотвратить шум, особенно когда гитарный усилитель подключен к другой сети питания.

Усилитель мощности

На фото ниже показана полностью собранная печатная плата УМЗЧ. С помощью TIP35 и TIP36 транзисторов выходного каскада обеспечивается надежность при работе в самых тяжелых сценических условиях. Другие особенности схемы включают в себя защиту от короткого замыкания - компоненты смещения диодов D2 и D3.

Защита от короткого замыкания ограничивает выходной ток до относительно безопасного уровня. Защита будет ограничивать пиковый выходной ток до примерно 8 ампер. Ток смещения является регулируемым, и должен быть установлен на уровне около 25 мА в покое. Транзисторы TIP3055/2966 или MJE3055/2955 также могут быть использованы для УМЗЧ. Схема позволяет подключать до двух 8-Омных акустических колонок (по 4 Ом). Не используйте АС менее 4 Ом на этот усилитель - он не рассчитан на столь малое сопротивление!

Блок питания УНЧ

Силовой трансформатор должен быть тороидальный для лучшей производительности и минимума помех. Усилитель предназначен для максимально питания +/-35В, и это значение не должен быть превышено. Трансформатор должен быть рассчитан на 25-0-25 вольт, и не более того. Меньше - нормально, если полных 100 Вт не нужно. Мощность трансформатора должна быть 150VA (3 A тока вторички). Более 250VA - это излишество. Используйте хорошего качества электролиты фильтра БП, поскольку они будут подвергнуты нагрузкам по току и температуре. Ток диодного мостового выпрямителя должен быть 35 A. Тип крепления - на шасси с термопастой.

Все предохранители должны быть такими, как указано по схеме - не поддавайтесь искушению использовать более мощные. Входные и выходные соединения показаны на рисунке.

Гнёзда Preamp out и power amp in позволяют вставлять в звуковой тракт эффекты, такие как сжатие, реверберация, цифровые эффекты и другие. Выход предварительного усилителя подключен так, что предусилитель сигнала могут быть извлечены без отключения усилителя мощности, поэтому может быть использован для прямой подачи звука. Это особенно полезно для баса. Выход предусилителя выход может быть использован и для .

Настройка гитарного усилителя

  1. Перед тем, как питание включается впервые, временно установите 22 Ом 5 Вт резисторы вместо предохранителей. Не следует сразу же подключать нагрузку (АС)! При подаче питания, проверьте, что напряжение постоянного тока на выходе меньше, чем 1 В. Проверьте все транзисторы на нагрев - если какой-то элемент горячий, немедленно выключите питание, затем ищите ошибку.
  2. Если все хорошо, подключите акустическую систему и источник сигнала и убедитесь, что звук не искажён (например подключите с плеера музыку).
  3. Если УНЧ прошел все эти тесты, снимите резисторы 22 Ом и заново установите предохранители. Отсоедините кабель динамика нагрузки и включите прибор снова. Убедитесь, что напряжение постоянного тока на клеммах АС не превышает 100 мВ, и снова проверьте нагрев на всех транзисторах и резисторах.
  4. Когда вы убедитесь, что все хорошо, установите ток смещения. Подключите мультиметр между коллекторами Q10 и Q11 - вы измеряете падение напряжения на двух 0,22 Ом резисторах R20 и R21. Требуемый ток покоя 25 мА, поэтому напряжение на резисторах должны быть установлены 11 мВ. Настройка значения не слишком критична, но при более низких токах будет меньше рассеивания на выходных транзисторах.
  5. После этого остаётся скорректировать смещение, когда температура корпуса и всех деталей гитарного усилителя стабилизируется. Часто температура и ток немного взаимозависимы. Вот и всё - конструкция готова!