Самый распространенный процессор. Поддерживаемая оперативная память

На данный момент можно привести следующие недостатки AMD в сравнении с Intel:

  • Более старый техпроцесс, как следствие, увеличенное тепловыделение.
  • Чрезмерное количество ядер, которые задействуются не всегда.
  • Отсутствие поддержки новой оперативной памяти DDR4

Для охлаждения восьмиядерные процессоры AMD требуют кулер на тепловых трубках

Другие моменты можно считать несущественными и обвинения в иных «грехах» — не более, чем придирки. А в бюджетном (до 10 тысяч) сегменте – даже эти 3 обвинения нельзя назвать весомыми. Проблемы с охлаждением процессоров, мощностью до 100 Вт, остались в прошлом еще во времена Pentium 4, восемью ядрами ни один лучший бюджетный процессор 2016 года не оборудован, а ОЗУ стандарта DDR4 все еще дороговата.

После краткого обзора всех замечаний в сторону AMD можно перейти непосредственно к делу. Обзор AMD FX-6300 призван доказать, что лучший бюджетный процессор для игр 2016 года вполне может быть представителем бренда «АМД». Конечно, вместо него можно было бы рассмотреть и более новый FX-6330, но существенной разницы между ними нет. Вместе с тем, «старичок» поддерживается гораздо большим числом материнских плат, поэтому предпочтение было отдано ему.

Обзор AMD FX-6300

Основные характеристики AMD FX-6300

Упаковка AMD FX-6300

AMD FX-6300 поставляется в комплектации Tray, то есть, без кулеров, в обычной коробочке. Стоит он от 8 тысяч рублей. Есть и боксовые модификации с кулером, но те дороже примерно на тысячу рублей. Характеристики AMD FX-6300 следующие:

  • 3 двухъядерных блока по 2 ядра (в общей сложности 6 ядер), работающие на частоте от 3,5 до 4,1 ГГц;
  • 3 блока кэша L1, по 96 кб каждый;
  • 3 блока кэша L2 по 2 Мб;
  • Общий кэш L3 в объеме 8 Мб;
  • До 128 Гб поддерживаемой оперативной памяти DDR3, частотой до 1866 МГц;
  • Шина с эффективной частотой 5200 МГц;
  • Техпроцесс 32 нм;
  • Тепловыделение на уровне 95 Вт.

Характеристики AMD FX-6300 в программе CPU-Z

Устанавливается AMD FX-6300 в уже давно известный сокет AM3+, что может порадовать владельцев ПК, купленных до 5 лет назад. Многие материнские платы AMD AM3 после обновления BIOS до самой свежей версии начинают поддерживать «бульдозеры» и «пайлдрайверы». А сменить 2 ядра какого-нибудь Athlon II X2 270 на 6 новых – идея неплохая.

Корпус процессора традиционный, с 942 ножками и крышкой, защищающей кристалл от скола и улучшающей отвод тепла. На ней – маркировка чипа, год начала производства ядер на этой архитектуре, данные о стране происхождения и QR-код.

Фото крышки AMD FX-6300

Возможности AMD FX-6300

Для работы возможностей AMD FX-6300 более, чем достаточно. Но так как чип номинирован на звание «лучший бюджетный игровой процессор» — то и мерилом его способностей должны стать именно игры. Для замеров использовалась игровая видеокарта высокого уровня GeForce GTX 680 на 2 Гб (немного устаревшая, но не уступающая современным решениям среднего уровня). Оперативной памяти было 8 Гб, работала она на частоте 1866 МГц. Разрешение экрана – 1680х1050 пикселей, настройки графики в играх – самые высокие. Система Windows 7 x64 и игры устанавливались на SSD Kingston . Для теста также были выбраны уже немного устаревший Core i3 -3240 , который стоит немного дороже (в сравнении с ним наследники 4 или 6 серии стали экономичнее, но их производительность почти не выросла), и четырехъядерный AMD FX-4300 .

Intel Core i3-3240 — основной соперник FX-6300 в тесте

Начать стоит с мегапопулярной онлайн-РПГ World of Tanks. Детище Wargaming отличается тем, что разработано на древнем движке BigWorld, не умеющим нормально работать с большим количеством ядер. Платформа создана в далеком 2006 году, когда двухъядерные чипы только расправляли крылья, а четырехъядерники и вовсе были в диковинку.

На максимальных настройках графики, в разрешении 1680х1050, FX-6300 демонстрирует от 31 до 61 FPS. Для сравнения, Core i3 3240 выдает от 37 до 60 кадров в секунду (сказываются мощные два ядра), а AMD FX-4300 – от 27 до 45 FPS. То есть, даже с учетом далеко не современного движка, в World of Tanks быстродействие хорошее, и ниже условного предела комфорта в 30 к/с не опускается.

В популярной игре серии Elder Scrolls, «Скайриме», все тоже хорошо. При тех же высоких настройках и разрешении монитора процессор позволяет развить от 50 до 80 FPS. FX-4300 показывает от 41 до 72 кадров в секунду, а вот Intel Core i3 заметно обходит, показывя максимум аж 106 FPS (минимум 70).

А вот в Prototype 2 FX-6300 вполне оправдывает звание «лучший бюджетный процессор для игр». Он демонстрирует от 54 до 80 FPS, что на 5% больше, чем у Core i3-3240 (более старого и стоящего в районе 10 тысяч). Младшая модель серии FX под номером 4300 выдает от 40 до 66 кадров в секунду.

В Hitman Absolution лучший бюджетный процессор для игр 2016 в лице FX-6300 тоже хорош. Он выдает от 45 до 56 FPS, против 39-48 у упомянутого i3 и 33-41 у модели FX-4300.

В Far Cry 3 последнее слово опять оказалось за героем обзора. Он позволил выжать из игры от 64 до 80 FPS. Конкурент от Intel показал 60-75 кадров, а четырехъядерный «младший брат» — от 50 до 65.

Последней игрой в тесте стала пресловутая GTA V. Эту игру часто считают эталоном тяжелого приложения, кроме того, она является кроссплатформенным проектом. Пятая часть линейки Grand Theft Auto набирает от 30 до 42 FPS, что вполне неплохо. Core i3 3240 демонстрирует паритет, показывая от 32 до 41 кадра в секунду. Но и четырехъядерный FX-4300 не сильно отстает: минимальные 25 кадров в секунду являются не особо привлекательным, но терпимым показателем, а максимальные 36 FPS.

Минимальные значения FPS в играх

Среднее максимальное значение FPS

Заключение

Лучший бюджетный процессор для игр 2016 в лице AMD FX-6300 вполне оправдывает этот почетный титул. Он демонстрирует результаты, которые немного превосходят в среднем возможности немного более дорогого и устаревающего Intel Core i3 3240. Младшая модель в линейке, носящая имя FX-4300, в принципе показывает тоже приемлемый результат, но в FullHD разрешении потенциала этого ЦП покажется мало. Тем не менее, все 3 модели отлично подойдут для бюджетного игрового ПК.

Центральный процессор – сердце цифрового устройства. Он обрабатывает команды, которые задает юзер или ПО. Поэтому вы должны знать, как выбрать процессор для компьютера, если делаете апгрейд или приобретаете комплектующие, чтобы собрать ПК с «нуля».

Характеристики

От мощности этого комплектующего зависит производительность ПК в целом. Поэтому во время выбора новой модели внимательно изучите ее главные характеристики.

Производитель

Сегодня на рынке в основном представлены разработки двух компаний: Intel и AMD. Они отличаются по параметрам и внешнему виду, а также по стоимости и производительности.

Количество ядер

Понятие «многоядерность» появилось относительно недавно. Такие модели содержат в одном корпусе на одном кристалле два и более вычислительных ядер (интересно прочитать « »). Производители предлагают 1-, 2-, 3-, 4-, 6-, 8-, 10-ядерные или более модели. Но утверждение «чем больше ядер, тем производительнее компьютер» не до конца правильное.

Для увеличения производительности ПК нужно, чтобы установленные на него программы/игры были оптимизированы для работы с «многоядерностью». В противном случае при запуске софта процессор использует только одно ядро, а остальные в это время «простаивают», из-за чего производительность устройства не увеличивается. Поэтому прямой зависимости «количество ядер = скорость работы ПК» нет. Но поскольку современные производители ПО оптимизируют продукт под многопоточность, покупать одноядерный (а иногда и двухядерный) процессор уже не актуально .

Полезно знать! Современные производители почти не выпускают одноядерные процессоры, поэтому найти их в продаже сложно.

Технология Hyper-threading

Некоторые процессоры Intel поддерживают технологию Hyper-threading, разработанную представителями компании. После ее включения физическое ядро определяется ОС как два логических, в результате чего увеличивается производительность устройства.

Частота

Второй важный параметр процессора – тактовая частота. Она измеряется в Герцах (Гц) и характеризует количество вычисляемых операций в единицу времени. Если в характеристиках модели указана частота 4,0 ГГц, это значит, что она вычисляет 4 миллиарда операций в секунду.

Тактовая частота – один из важных параметров производительности: чем она выше, тем быстрее работает устройство. Но при этом другие компоненты компьютера должны ему соответствовать (частота RAM и Северного моста, разрядность шины передачи данных и проч.).

Некоторые модели можно «разогнать» – вручную увеличить частоту. Для этого нужно изменить его множитель или частоту работы шины. Из произведения двух этих параметров и состоит тактовая частота процессора (множитель*частота шины = тактовая частота ядра).

Технология Turbo Boost (Turbo Core)

Эта технология автоматически увеличивает тактовую частоту процессора, когда ему не хватает вычислительных мощностей для выполнения поставленных задач. Для продукции Intel это – Turbo Boost, а для AMD – Turbo Core.

Архитектура

Архитектура – это набор качеств и свойств, которые отличают целое семейство процессоров. Другими словами, это их «организация», «внутренняя конструкция». Чем новей архитектура, тем производительней процессор, поскольку при его создании использовались современные технологии. Новые модели с меньшей тактовой частотой по производительности могут обогнать старые, но более «быстрые» процессоры за счет современной архитектуры.

Кэш-память нужна для хранения некоторых промежуточных данных во время обработки команд. Это энергозависимый сверхбыстрый буфер. Кэш-память представлена трехуровневой структурой: L1, L2 и L3. Для работы с требовательными программами и играми нужен кэш третьего уровня (L3). В остальных случаях этот параметр не столь важен.

Тип сокета (разъема)

Для установки процессора на материнской плате предусмотрен специальный разъем – сокет (Socket). Условно – это срок жизни платформы или же возможный потенциал для апгрейда компьютера.

Важно! При покупке комплектующих следите, чтобы сокеты процессора и материнской платы были совместимы.

При разработке новых технологий и стандартов производители выпускают процессор с новым разъемом. А это значит, что модели со старым сокетом вряд ли получат возможность для модернизации в лице новых процессоров для старой платформы – компании отказываются от их выпуска. Поэтому, покупая комплектующие для компьютера, не стоит отдавать предпочтение старым платформам.

TDP

Этот параметр указывает на теоретическое максимальное количество тепла, выделяемое процессором во время работы (будет полезно прочитать « »). Он зависит от производителя, тактовой частоты и техпроцесса на котором построена модель. Для отвода тепла используются воздушные и жидкостные системы охлаждения.

Техпроцесс

Техпроцесс исчисляется в нанометрах (нм). Он не влияет на производительность, но от него зависит тепловыделение процессора. Каждое новое поколение имеет меньший техпроцесс (Intel работает над созданием моделей с 14-нм техпроцессом), что позволяет производителям делать процессоры с большими тактовыми частотами.

Встроенное графическое ядро

Некоторые современные процессоры имеют встроенное графическое ядро, которое позволяет обходиться без дискретной видеокарты. В зависимости от мощности модели увеличивается и производительность встроенной графики.

Отличия AMD и Intel

Процессоры обоих производителей имеют свои преимущества и недостатки. Но продукция AMD рассчитана на бюджетный, а Intel – на более дорогой и производительный сегмент рынка.

Преимущества

Недостатки

Какой выбрать?

При выборе процессора отталкивайтесь от задач, которые вы будете выполнять на компьютере. Условно они делятся на три типа:

  • для офисной работы/дома;
  • для игр;
  • для требовательных программ по обработке и монтажу видео.

Работа дома/в офисе

Работа в офисе или дома предполагает серфинг в интернете, просмотр видео и/или прослушивание аудио. Для выполнения подобных задач подойдет нетребовательный процессор со средними техническими характеристиками из среднего ценового сегмента:

Игры

Современные игры требовательны к вычислительной мощности процессоров, которые должны иметь минимум четыре (для Intel) или шесть-восемь (AMD) ядер. Важно, чтобы модель имела кэш-память третьего уровня. Представители этого класса:

Требовательные программы

Рендеринг видео – работа, требующая от процессоров высокой производительности. Модели, которые подходят для таких программам, а также для современных игр, относятся к высокому ценовому сегменту:

Самый мощный на сегодняшний день процессор, который доступен в продаже, это Intel Core i7-6950X.

Полезно знать! Стоимость процессора зависит напрямую от его мощности, количества ядер и производителя.

Тесты

Сложно сказать, какой производитель лучше – AMD или Intel. Они развиваются в разных направлениях. При этом только в последнее время AMD «позарилась» на высокий класс производительности с процессорами архитектуры Zen с техпроцессом 14 нм. Но все равно им будет сложно догнать Intel, который уже сосредоточился на производстве моделей с техпроцессом 10 нм.

В общем отметим, что топовые процессоры от AMD соперничают со средне-высокими производительными моделями Intel. Вот примерная таблица соответствия производительности.

Intel AMD
Core i7-5000 (LGA2011-v3)
Core i7 (LGA1150/1151)
Core i5 FX-8000/9000
Core i3 FX-6000
FX-4000, A8/10, Athlon X4
Pentium, Celeron
A4/6

Если же проверить процессоры в тесте CINEBENCH и архиваторе WinRAR 5.0, получаются следующие результаты.

Производительность на одно ядро у процессоров Intel выше, чем у конкурентов от AMD. Поэтому, если процесс не оптимизирован под многозадачность, с ним лучше справляются процессоры Intel.

В случае, когда программа «умеет» задействовать все ядра, процессоры FX дают фору некоторым моделям Intel, в том числе и Core i5, что видно из теста с WinRAR.

Рейтинг 2015-2016 года

Начальный ценовой сегмент

Intel Pentium G3258 Intel Core i3-6100 AMD FX-4300
Архитектура, техпроцесс Haswell, 22 нм Skylake, 14 нм Piledriver, 32 нм
LGA1150 LGA1151 AM3+
Поддерживаемая RAM DDR3 DDR3/DDR4 DDR3
Количество ядер (потоков) 2 (2) 2 (4) 4 (4)
Кэш третьего уровня (L3) 3 Мб 3 Мб 4 Мб
3,2 ГГц 3,7 ГГц 3,8 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics, 1100 МГц HD Graphics 530, 1050 МГц
TDP 53 Вт 51 Вт 95 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 5 230 руб. 8 344 руб. 4 240 руб.
Цена AliExpress 5 266 руб. 7 791 руб. 3 792 руб.

Средний ценовой сегмент

FM2+
Поддерживаемая RAM DDR3/DDR4 DDR3/DDR4 DDR3 DDR3 DDR3
Количество ядер (потоков) 4 (4) 4 (4) 8 (8) 8 (8) 4(4)
Кэш третьего уровня (L3) 6 Мб 6 Мб 8 Мб 8 Мб
2,7 ГГц 3,5 ГГц 3,2 ГГц 4 ГГц 3,7 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics 530, 950 МГц HD Graphics 530, 1150 МГц
TDP 65 Вт 91 Вт 95 Вт 125 Вт 95 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 13 310 руб. 17 976 руб.
Поддерживаемая RAM DDR3/DDR4 DDR4
Количество ядер (потоков) 4 (8) 6 (12)
Кэш третьего уровня (L3) 8 Мбайт 15 Мбайт
4 ГГц 3,3 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics 530, 1150 МГц
TDP 91 Вт 140 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 26 530 руб. 30 160 руб.
Цена AliExpress 31 063 руб. 31 730 руб.

Видео

Для наглядного восприятия информации просмотрите видео.

Вывод

Из вышеописанного сделем вывод, что решения Intel более приемлемы. Но их стоимость необоснованно завышено. Если вы готовы потратить большую сумму на процессор, покупайте модели Intel серии i5 или i7. Для бюджетных компьютеров подойдет вариант от компании AMD серии FX или Athlon X4.

Процессор (CPU, ЦП) — сердце компьютера. Чем мощность вашего процессора больше, чем больше гигагерц и ядер, тем быстрее сможет работать персональный компьютер. Для геймеров также нужна производительная видеокарта.

Цены на процессоры

Сейчас на рынке множество актуальных процессоров, чтобы собрать ваш компьютер. Их можно разделить на пять групп по их стоимости (в том числе и производительности).

Процессоры до 3 тысяч рублей, например AMD Athlon II / любой Intel Celeron. Такие модели чаще всего покупают для того, чтобы было на нем «пересидеть» до момента апгрейда на более лучшую модель.

Хороший недорогой процессор

Лучшими процессорами в данной категории на середину 2017 года являются AMD Athlon II X3 460 и Intel Celeron G3900. Каждый из них обойдется в примерно 2000 рублей. Первый можно засунуть в материнскую плату с сокетом AM3+, а второй — в 1151. Засунуть, пользоваться и копить для дальнейшего апгрейда до процессоров, которые я укажу ниже.

Бюджетный игровой процессор

Бюджетный игровой процессор за 4-9 тысяч рублей. К таким относятся Intel Core I3 / Pentium Kaby Lake (G4600, G4620, G4560), а также AMD FX-6000. Бюджетные процессоры подходят для видеокарт класса, вроде Radeon RX 460, 470 или аналогов от GeForce — GTX 1050 и GTX 1050 TI.

На данный момент лучше взять шестиядерный процессор AMD-FX 6300 за 5000 рублей или двухъядерный Intel Pentium G4560 за 4000 рублей. Первый подойдет для стримов из-за того, что в нем есть 6 ядер, а второй лучше показывает показатели в играх.

Средние процессоры

Средний класс за 7-14 тысяч рублей. К таким относятся: AMD FX-8000 / любой Intel Core I5. Они подходят для видеокарт уровня Geforce GTX 1060 или Radeon RX 480. В данном случае оптимальным решением будет взять процессоры: AMD FX 8320e за 7000 рублей или Intel Core I5 7400 за 12 тысяч рублей.

Предтоповый процессор за 20-34 тысячи рублей (AMD Ryzen 7, младшие версии I7 (I7-6700 и I7-6800K, также I7-700 и I7-7800K)). Процессоры данного класса являются золотой серединой по ценепроизводительность. Они могут выдержать такие видеокарты, как Geforce GTX 1070, GTX 1080, а также Radeon RX 480 или ожидаемый RX 490. Предтоповый сегмент — это минимум для серьезного стриминга.

Оптимальный выбор — Intel Core I7-7700K или AMD Ryzen 7 1700. Оба стоят примерно 21 тысячу рублей.

Топовый процессор

Топовые флагманы за 60-120 тысяч рублей — старшие версии Intel Core I7 (I7-6900K и выше). Топовые флагманы стоит покупать, если вы собрались ставить две и больше видеокарты, такие как GTX 1070 или GTX 1080, а также Geforce GTX Titan.

На данный момент покупать такие флагманы не имеет значение, так как в играх нет особого отличия между такими процессорами и, допустим, с Intel Core I7-7700K.

Что выбрать, AMD или Intel?

Если вам нужна топовая система под стримы или игры — берите Intel. В данный момент самый лучший процессор для этих целей — Intel Core I7-7700K (стоит примерно 21 000 рублей). Если бюджет на его покупку есть, берите его. Он тянет все игры на максимальных и ультра настройках.

Если у вас ограниченный бюджет — берите процессоры от AMD. Допустим процессор FX-8320E стоит всего лишь 7000 рублей, а на его основе можно собрать полноценный игровой компьютер, способный тянуть все новые игры. Данный процессор обеспечит вам не только плавную картинку, но и игру без «Фризов» и «Статтеров». Альтернативы данному процессору по ценекачеству нет. Кроме того, эта сборка также может подойти и под стримы или рендеринг видеороликов.

Если вы готовы возиться с разгоном — берите AMD. Производительность процессоров линейки FX или Ryzen можно существенно увеличить с помощью разгона. Процессоры FX нужно разгонять вместе с оперативной памятью, так как они чувствительны к скорости работы ОЗУ. Если вы не хотите разбираться в тонкостях оверклокинга, тогда берите Intel.

Собрались купить дешевую систему для дальнейшего апгрейда — берите Intel. Хорошим выбором станет Pentium G4560. В дальнейшем его можно будет заменить на Intel Core I7-7700, однако придется брать материнскую плату с запасом.

Нужна производительность в однопоточных приложениях — берите Intel. По производительности на ядро AMD с большим отрывом проигрывает Intel. Эта разница особо ощутима в играх и приложениях, которые не оптимизированы под многоядерные процессоры. (К таким играм относятся World of Warships и World of Tanks).

Стоит ли покупать линейку Ryzen 7?

На рынке в данный момент присутствует три модели Ryzen 7 ценой от 21000 до 35000 рублей. В играх они отстают от Intel Core I7-7700K. Объясняется это тем, что большинство игр не оптимизированы под новую архитектуру и в них не используется все 16 потоков.

После выхода Ryzen, цены на продукты Intel снизились. Intel Core I7-7700K можно купить примерно за те же деньги (около 21 тысячи рублей), что и младший AMD Ryzen 1700. На данный момент для I7-7700K нет конкурентов, но если вдруг вы занимаетесь обработкой видео или работаете в высоконагруженных приложениях, то AMD Ryzen 7 будет вам предпочтительнее.

Что лучше купить, BOX или OEM процессор?

BOX-версия продается в фирменных упаковках и зачастую вместе с кулерами, которая чаще всего значительно дороже, чем обычная «развесная» упаковка. В дополнение на коробочные варианты идет гарантия 3 года, а на «развесные» — 1. Лучше всего взять версию OEM, так как это лишняя трата денег и кулер, который лежит в упаковке, выйдет дешевле, если его покупать отдельно.

Как узнать, насколько мой старый процессор слабее того, что я хочу купить?

Для этого есть много видеороликов на YouTube, а также много сравнений в интернете.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

При повсеместном использовании смартфонов и планшетов, ноутбук стал отдельным сегментом в мобильной электронике. Да, на нем возможны те же операции, но смартфон и планшет не смогут рассчитать смету, разработать проект, да и просто поиграть в серьезные игры тоже. У всех устройств просто разные задачи и разные ЦПУ. А вот какой должен быть процессор для ноутбука, именно он отвечает за производительность, - вопрос, который каждый пользователь решает сам для себя индивидуально.

Так что при выборе переносного компьютера, к этому компоненту следует относиться крайне внимательно. Лучше сразу выбрать процессор с такими характеристиками, чтобы их хватало с запасом для дальнейшей работы на нем. Потому что заменить его на другой, скорее всего, уже не получится.

Основные характеристики процессоров

ЦПУ фактически самая важная часть любого ноутбука, так как он обрабатывает большинство жизненно важных процессов. А значит, именно он отвечает за то, насколько эффективно будет работать весь ноутбук.

Из основных параметров при покупке этого девайса следует обратить внимание на следующие моменты:

  • производитель;
  • энергосбережение;
  • число ядер;
  • тактовая частота;
  • объем встроенного кэша.

Производитель

На данный момент есть два гиганта электроники - AMD и Intel. 98% рынка поделено именно между этими фирмами. Другие тоже их выпускают, но качество этой продукции не выдерживает никакой конкуренции по сравнению с этими двумя корпорациями.

Только у этих производителей внедрены механизмы, способные в автоматическом режиме регулировать частоту ядра:

  • Turbo Core ;
  • Turbo Boost .

Эти технологии помогают автоматически регулировать частоту ядер в зависимости от их загруженности. У двухъядерных моделей ноутбуков ускоряется работа одного ядра, если программа не рассчитана на работу в многоядерной среде.

Энергосбережение

Учитывая высокий спрос на смартфоны и планшеты, процессоры большинства ноутбуков рассчитаны на как можно меньшее энергопотребление. Так практически на всех моделях лэптопов есть LED-подсветка экрана, помогающая сэкономить энергоресурсы. С этой целью у AMD есть функция AMD Cool’n’Quiet , а у Intel - Enhanced Intel Speedstep Technology , с помощью которых регулируются частота и подаваемое напряжение CPU. Так удается продлить энергоресурсы, уменьшить нагрев CPU. Когда необходима повышенная работоспособность, тактовая частота, а за ним и напряжение увеличиваются. Если устройство в данный момент не занято объемной работой или пользователь делает просто серфинг в интернете, то автоматически понижается тактовая частота, а напряжение немного снижается. За счет этого уменьшается энергопотребление, а время автономной работы увеличивается.

Но тут важно понимать, что в основном энергосбережению помогает снижение производительности. Проще говоря, если ноутбук применяется как печатная машинка, то нужен энергосберегающий процессор. Для сложных вычислений, какие требуются в современных играх или обработке видео, он уже не подходит.

Практически все процессоры последнего поколения AMD и Intel как среднего, так и высокого уровня, могут работать с этими новыми технологиями.

Число ядер

Теперь никого не удивишь многоядерными микропроцессорами. Такая технология применяется во всех современных девайсах. Уже не редкость встретить в продаже ноутбуки с двухъядерным CPU. Ими теперь оснащаются самые бюджетные лэптопы. А на более дорогих мультимедийных, игровых и корпоративных моделях устанавливаются трехъ- и четырехъядерные процессоры.

Но у таких CPU есть и минусы:

  • Цена. Чем больше количество ядер, тем больше цена чипа.
  • Требования по теплоотводу возрастают, так как возрастает энергопотребление.
  • Программное обеспечение. Не все программы рассчитаны на многоядерные системы.

В современных ноутбуках работа процессора напрямую зависит от их количества. Но опять же, для игрового ноутбука важнее частота. Не все они будут загружены. А при обработке фильма или больших фото все ядра будут загружены полностью. Иными словами, процессор должен оптимально отвечать вашим запросам. Лучшими лэптопами из категории «цена/производительность» являются именно двухъядерные модели.

Тактовая частота

Измеряется в МГц. По логике предельное значение должно быть определяющим. Но у переносных компьютеров ситуация несколько иная. При повышении тактовой частоты неизбежно увеличивается нагрузка на батарею. Для эффективной работы чипа требуется максимальное охлаждение, но в итоге сокращается время работы только от аккумулятора.

Приведём пример. Процессоры Core i7820QM работают на частоте 1,73 ГГц. Если сравнить с Celeron P4600 , у которого эта величина составляет 2 ГГц, может показаться, что второй быстрее. Но взглянем на цену. У первой модели стоимость $550, а Celeron P4600 всего $80! Парадокс? Нет. У Core i7 имеется 4 ядра с кэшем в 8 Мбайт, тогда как у «соперника» в наличии всего 2 ядра с 2 Мбайтами кэша.

Теперь становится ясно, что кроме тактовой частоты, есть и другие факторы. Например, наличие технологий Turbo Boost и Hyper-Threading .

Кэш-память

Кэш - память, такой же важный показатель, как и оперативная память. Здесь совсем другой уровень скоростей обмена данными. Соответственно, размер кэша сказывается на характеристиках самого процессора. Например, от его размера зависит и скорость ЦПУ, а такие показатели, как дополнительные ядра и уровень частоты, отходят на второй план.

Но размер кэш-памяти влияет на стоимость чипа. К тому же большой объем приводит к более быстрому росту температуры самого CPU. А в современных лэптопах трехуровневый кэш может достигать размера до 8 Мбайт. Поэтому в большинстве чипов кэш не превышает значений в 2–3 Мбайта.

Сравнение Intel и AMD по ценам

Если взять такие ходовые процессоры от компании Intel, как Core i3 , Core i5 и Core i7 , и сравнить по ценам с популярными А4 , А6 , А8 и А10 от AMD, а потом объединить результаты в виде графика, то итог получится таким, как представлено на рисунке ниже.

Теперь наглядно видна большая разница в цене. Процессоры от АМД дешевле Интел в 3,5–4 раза. Из-за низкой стоимости продукция от АМД пользуется большой популярностью как в России, так и на просторах СНГ. При небольшой разнице в производительности, покупая лэптоп, можно значительно сэкономить.

Но с другой стороны, встроенная видеокарта от AMD может стать хорошим решением для геймеров. Только надо всегда помнить, что такие скоростные системы подвержены нагреву и значительному потреблению энергоресурсов. И если время автономной работы имеет решающее значение, то лучше добавить немного денег и купить продукцию от Интел.

Сравнение по техническим параметрам

Исходя из технических параметров CPU одинаковых технических параметров производства AMD и Intel, можно определиться с тем, какой процессор из этих семейств для ноутбука лучше:

Подбираем процессор для ноутбука

Если с данным ЦП лэптоп легко справляется с поставленными задачами, расходуя энергию по минимуму, значит, он идеально для него подходит. Для переносных компьютеров автономность работы - основное условие в отличие от настольного ПК. И когда энергозатраты на охлаждение чипа минимальны, тогда и весь лэптоп от аккумуляторов проработает дольше. Для разных целей можно подобрать в продаже и разные ноутбуки, каждый из которых в своей ценовой категории. А от того, какие задачи в основном будет выполнять компьютер, зависит и подбор для него наиболее мощного чипа.

Простые задачи

Если предполагается в основном решать такие повседневные задачи, как набор текста в офисных приложениях, поиск информации в Интернете, работа с фоторедактором, просмотр видеофайлов, то вовсе не нужен сверхмощный процессор. С такими повседневными потребностями вполне справится двухъядерный Intel Core i3 . С задачами такого типа он работает легко, и заряда батареи хватит надолго.

Игровой ПК

Для геймера определяющим будет мощность процессора. Четырехъядерный АМД Атлон 2 с рабочей частотой 2800 МГц будет лучше справляться с графическими требованиями в игре, чем, например, Intel Core i5 с двумя ядрами.

Если нужна долгая работа от батареи, то на чипе можно понизить рабочее напряжения с 1,4 вольт до 1,2, и общее энергопотребление снизится на 30%. Процессоры для переносных компьютеров от AMD будут такими же экономными, как и Intel, но лучшими в играх.

Если предполагается длительное использование ноутбука для игр, для того чтобы избежать перегрева, требуется периодическая замена термопасты.

Проектные работы и видеомонтаж

Разработка объемных проекций в 3D, проектные работы, монтаж и нарезка видео, сложные графические построения требуют больших скоростей обмена данными при вычислительных процессах. Максимальную производительность при низком энергопотреблении способны выдавать CPU Intel Core i7 Sandy Bridge плюс выделенная видеокарта высокой производительности.

С таким оборудованием на борту ноутбук легко сможет подготовить смету расходов, рассчитать при клиенте предварительный проект, чтобы на месте показать плюсы и минусы заказа. И тут скорость вычислений играет определяющую роль.

ТОП-3 рейтинг 2016 ЦП для ноутбуков

В настоящее время требуются чипы разной мощности для разных задач. И AMD и Intel успешно работают в этом направлении. Мы подготовили ТОП-3 лучших процессоров для ноутбуков:

  • AMD FX Vishera . У него самая большая на данный момент частота CPU, которая составляет 4700 МГц. Могут поочередно работать четыре ядра и все восемь сразу. Основные покупатели - владельцы игровых персональных компьютеров и ноутбуков. Помимо очень высокой производительности у него самый большой объем КЭШа.
  • Intel Core i7 Devil’s Canyon . Очень продуктивно работает с программами редактирования видео, 3D-моделированием со сложными вычислениями. Высокая производительность хорошо сочетается с экономной работой от батареи.
  • Четырехъядерный Intel Core i7 Skylake . Разработан для работы со сложными вычислительными процессами. Кроме работы с видеоредактором, подходит для тестирования программ. Отличается самым низким энергопотреблением среди чипов такого же класса.

Заключение

Теперь вы хорошо представляете, в чем состоит особенность мобильных чипов и сможете правильно подобрать нужную именно для ваших целей модель ноутбука. А зная, на что способен процессор AMD или Intel для ноутбука, можно с большей долей уверенности определиться и с тем, сколько денег из бюджета можно выделить на покупку лэптопа. Выбор модели остается только за вами.

Видео по теме