Примеры информационно коммуникативных технологий. ИКТ: это что такое? Технология и основные принципы использования

Составила: Гамзаева Ашура Рабадановна учитель технологии МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района Республика Дагестан.

Доклад по вопросу:

« Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии . »

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Цели использования информационных технологий на уроке:

сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал.

С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

Сэкономить много времени на уроке.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.

Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Компетентность современного учителя - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Всю проведенную в ходе занятия работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в группе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может увеличить тот или иной элемент, изображенный на доске. Наглядность и интерактивность-вот основное преимущество интерактивной доски. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность проверочная работ, самостоятельная работа).

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

ИКТ имеет следующие преимущества:

позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;

дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;

расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;

дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

компактность накопления и хранения информации;

мобильность;

демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

быстрая обработка результатов;

способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к. излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

узнаваемость - соответствие предъявляемой информации;

динамика - время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений ;

оптимальный размер - это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф-ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература:

1.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984.

2.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

4.Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

  • Выявление возможности эффективного применения ИКТ в педагогической деятельности.
  • Создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.

План проведения педсовета:

  1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов.
  2. Виды образовательных технологий.
  3. Средства ИКТ.
  4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.
  5. Выводы.
  6. Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Ответственные: творческая группа, готовящая педсовет.

Ожидаемый результат: Позитивная деятельность педагогического коллектива по возможности использования современных технологий в работе.

Типовые условия: методический кабинет

Подготовка к педагогическому совету

Ход педагогического совета

Этап Содержание Ответственные
1 Объявление темы, повестки педагогического совета. Директор
2 Выборы секретаря педагогического совета. Педколлектив
3 1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов..

2. Виды образовательных технологий.

3. Средства ИКТ.

4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.

5. Выводы.

6.Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Заместитель директора.

Педагоги

4 Подведение итогов работы педсовета. Педколлектив

Педагогический совет
«Применение ИКТ – технологии в работе»

1. Введение

«…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

– комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Образовательная технология включает обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Из определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Практическое применение ИКТ на занятиях.

Основная цель – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности. Изучение разных материалов и средств изображающих природу.

Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на занятиях, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений.

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Виды: презентации, слайд – фильмы и тестовые задания, компьютерные тесты;

– кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров.

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся;

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Но считаю, что заменить учебник не может. Это только дополнение к учебнику.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Проект решения.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Первый этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

  • Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  • Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Второй этап «Внедрение ИКТ в образование»

  • Публикация учебно-методической информации в различных формах.
  • Разработка методики использования ИКТ в образовательном процессе.
  • Проведение педагогического семинара-конференции
  • Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
  • Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
  • Техническое оснащение учреждения.
  • Создание и обновление web-сайта.

Третийй этап «Итоговый».

  • Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в образование».
  • Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
  • Систематизация материала по методике использования ИКТ на занятиях и в воспитательной работе.
  • Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В.
Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л.
  • О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  • Апатова Н.В.
  • Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  • Брыксина О.Ф.
  • Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  • Гребенев И.В.
  • Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  • Галишникова Е.М.
  • Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  • Губайдуллин И.А.
  • “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
  • Захарова И.Г.
  • Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

    В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

    Цель

    Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

    Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


    Значимость технологии

    Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

    Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


    Актуальность

    В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

    ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


    Функции

    Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

    • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
    • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
    • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
    • стимулировать желание учиться;
    • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

    ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

    Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

    Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


    Достоинства методики

    Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

    ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

    Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

    Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

    ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

    Направления компьютерных технологий

    В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

    • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
    • для контроля ЗУН учащихся;
    • в качестве тренажера.

    Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

    Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


    Распределение по этапам

    ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

    • в процессе объяснения нового материала;
    • при закреплении полученных ЗУН;
    • для проведения физминуток;
    • во время контроля и повторения.

    Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

    Заключение

    Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

    Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

    Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

    Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

    В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

    Количественный рост информационных элементов в различных производствах, подотраслях и отраслях экономики перерастает в новое качество - переходит на более высокую ступень ее развития.

    Информация начинает играть определяющую роль и влияет на весь процесс воспроизводства (см. рис. 14).

    В условиях информатизации изменяется технологический базис экономики. В настоящее время в развитых странах доминирует 5-й технологический уклад, определяющими компонентами которого являются достижения микроэлектроники, программного обеспечения, вычислительной техники и переработки информации, автоматизации процессов в производстве и управлении, космической и оптоволоконной связи. С 20--30-Х годов XXI в. доминировать будет 6-й технологический уклад, для которого характерно использование биотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей глобального типа, интегрированных транспортных систем высоких скоростей . Технологический базис информационной экономики более динамичен, чем индустриальной, так как в условиях глобализации экономики он функционирует как открытая система. Кроме того, ускоряются темпы появления инноваций.

    Новые уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.).

    В информационной экономике информационные и технологические действия тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к самоускорению, в результате чего происходит непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и качественное обновление технологического базиса.

    Информационная технология изменяет взаимосвязь между влас-штабом, автоматизацией и гибкостью. Массовое производство уже больше не имеет значения для автоматизации, в результате чего расшатываются входные барьеры в значительном ряде отраслей. Массовое производство вхятесняется па периферию экономической жизни, а то и вообще выносится за пределы развитых стран.

    • * ТАИ - трансакционные издержки производства
    • кастомизация - адаптация компании к требованиям конкретного клиента

    Рис. 14. Модификация воспроизводства под влиянием информатизации

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по оценке американских экспертов, вызвали в мире более значительные изменения, чем все предыдущие технологические революции , поэтому это явление названо современной информационной революцией. (Стержнем индустриальной революции было производство и распределение энергии.) ИКТ выступают тем ядром трансформации экономики, вокруг которого возникают крупные технологические прорывы в области новых материалов, источников энергии, в производственной технике. Следствием внедрения ИКТ является качественное обновление технологического базиса экономики страны.

    Понятие «технология» сформировалось в I-й половине XVIII в. Первая часть слова - techne, - переводится как искусство, мастерство; вторая - logos - как наука, знание. Технология является результатом практической реализации научных знаний 1 . Применительно к индустриальной стадии развития экономики принято считать, что технология - это способ преобразования применяемых ресурсов производства в готовую продукцию , или совокупность методов и средств по переработке сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и т. д. в материальном производстве .

    В последнее время технологию определяют как совокупность управленческих, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инжиниринговых процессов, включающую также человеческий потенциал, являющийся фундаментом продуктивной деятельности общества .

    Теоретики информационной экономики М. Кастельс, Харви Брукс и Дэниэл Белл под технологией понимают «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . При этом подчеркивается, что способность или неспособность общества управлять технологией в большой степени формирует его судьбу и хотя, не детерминирует историческую эволюцию и социальные изменения, «воплощает способность обществ трансформировать себя и определяет направления, на которых общество... решает применить свой технологический потенциал» .

    Американский экономист Пол Пильцер отмечает, что «богатство -это продукт не только естественных ресурсов, но также и технологии.


    Рис. 15.

    И из этих двух слагаемых технология неизмеримо важнее» 1 . Математически это П. Пильцер выразил простой формулой:

    где: - богатство; Р - естественные ресурсы (земля, рабочая сила,

    полезные ископаемые и т. д.); Т - технология; п - степень влияния технических достижений на них самих. Технология приумножает сама себя, поскольку каждое техническое достижение создает основу для следующего.

    Под информационными (ИТ) и коммуникационными технологиями (КТ), по определению Госкомстата РФ, понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука (см. рис. 15).

    Рынок информационно-коммуникационных технологий имеет 2 сегмента: ИТ-рынок, включающий компьютерное аппаратное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и ИТ-услуги; и КТ-рынок, включающий услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование для конечных пользователей и коммуникационно-сетевое оборудование.

    ИКТ-технологии обеспечивают преобразование информации в наиболее доступные и удобные для использования формы.

    К началу XXI века резко возрос коммерческий спрос на информацию, который во многом определил наиболее эффективные направления использования информационно-коммуникационных технологий.

    Отраслевые технологии на этапе индустриального развития общества были главным генератором его прогресса. При внедрении ИКТ-технологий необходимость в отраслевых технологиях по-прежнему остается, так как сфера материального производства не исчезает и в информационном обществе. Эти технологии обеспечивают компьютерную поддержку интеллектуальной деятельности специалистов отраслевой технологии в создании добавленной стоимости 1 .

    Информационная экономика и индустриальное производство будут сосуществовать. Как и в случае позитивного влияния индустрии на сельское хозяйство, благодаря ИКТ-технологиям производство индустриальных товаров будет расти. Развитые индустриальные технологии, базирующиеся на некомпенсированном потреблении природных ресурсов, в условиях XX века переходят к новому качеству, которое характеризуется созданием единой макротехнологической системы, постепенно становящейся интернациональной . В этой системе существует противоречие между технологически развитым «центром» (высокоразвитые страны Запада), потребляющим основную часть природных ресурсов, и «периферией» (страны, где господствуют индустриальные, ранне- и доиндустриальные технологии), которая поставляет эти ресурсы для «центра». Во второй половине XX века идет вынос «грязных» индустриальных производств в развивающиеся страны.

    В информационном обществе модифицируется материальное производство: идет переход от преимущественно механических технологий к технологиям, использующим новые формы движения материи (физические, химические, биологические и микробиологические) и их постепенное развитие. Производительные силы, имеющие индустриальную основу, постепенно становятся глобальными производительными силами. При этом материальное производство в постиндустриальной экономике должно быть нацелено на сокращение использования природных и человеческих ресурсов, как абсолютно ограниченных ресурсов. Оно нацеливает на удовлетворение утилитарных потребностей, изменяя свои технологические параметры. Идет индивидуализация, миниатюризация производства, возникновение сетевых предприятий. Материальное производство создает для информационного общества средства материального обеспечения, создания, распределения и использования информации. Качественные изменения технологий материального производства вызывают существенные сдвиги в структуре общественного воспроизводственного процесса.

    Сравнительные характеристики индустриальных

    и ИКТ-технодогий

    Таблица 9.

    Индустриальные технологии

    Информационно-коммуникационные

    технологии

    Технологии преимущественно машинные

    Технологии преимущественно интеллектуальные

    Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера

    Информация - основное ресурсное ограничение

    Технологии как с высокой, так и с низкой капиталоемкостью

    Низкая капиталоемкость, относительная простота освоения массовых ИКТ

    Новая технология распространяется постепенно на ограниченной территории

    Новые технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты 1

    Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками

    Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками из-за наличия корпоративной Сети

    1 Совершенствование ИКТ-технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования энергии. Распространение информации по Интернету н среднем в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем по почте или факсимильной связи // Ко-сырев Д. Поможет ли Африке Интернет // Дипкурьер-НГ. 2000. 4 мая. № 8. С. 11.

    Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции

    Значительное снижение издержек производства фирмы и стоимости самих информационных и наукоемких продуктов; значительное повышение качества продукции 2

    Усложнение взаимодействия

    производителей и потребителей; рост трансакционных издержек

    Упрощение взаимодействия производителей и потребителей благодаря Сети; снижение трансакционных издержек. Рост издержек коммутации 2

    Рост основного капитала и замедление его кругооборота

    Ускорение движения всех видов капитала

    Новые технологии - мощный монопольный барьер, сдерживающий рыночную конкуренцию.

    Быстрая смена новых ИКТ-технологий делает рынки более прозрачными, что резко усиливает конкуренцию и кардинально меняет методы ее ведения

    Рост общественного разделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами

    Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно - между странами, что ведет к усилению экономической и информационной глобализации

    Появление новых отраслей, в основном материального производства

    Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг

    Влияние преимущественно на экономику и социальную сферу

    Влияние на экономику, культуру, политику, общество в целом

    Рост количественных и качественных показателей производимых материальных благ

    Ведут к массовой кастомизации производства, то есть адаптации компаний к требованиям конкретного заказчика

    Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства

    Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой и использованием информации;радикальная модификация традиционных профессий и специальностей

    • 2 Если бы автомобильная промышленность на протяжении последних 30 лет снижала издержки так же быстро, как компьютерная индустрия, то новейшая модель «Лексуса» стоила бы сегодня не более 2 долл., а «Роллс-Ройс» - около 2,5 долл., да и то в том случае, если бы эти машины расходовали полтора литра горючего на миллион километров пробега. См.: Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995. Р. 99.
    • 3 Издержки коммутации - эго издержки на затраты смены провайдера, подключение нового оборудования, переустановки операционной системы.

    Информационно-коммуникационные технологии составляют потенциальную основу для создания, преобразования, использования и изменения продуктового ряда и роста производства, служат предпосылкой развития электронной коммерции.

    Между индустриальными и ИКТ-технологиями существуют определенные различия (см. табл. 9).

    Впервые ИКТ-технологии появились в военном секторе экономики и в дальнейшем стали распространяться на всю экономику. Новые информационные технологии в 1970-х гг. были сконцентрированы главным образом в США. Технологический импульс 1960-х гг., стимулированный военными заказами, подготовил американскую технологию к скачку вперед. Этому способствовал и нефтяной кризис 1973-1974 гг., побудивший высокоразвитые страны к радикальной реструктуризации экономик. Кроме того, развитие новых информационных технологий явилось способом обеспечения военного превосходства над СССР в ответ на вызов последнего в космической гонке и ядер-ном оружии. Следующий крупный американский технологический рывок был начат в 1983 г. в связи с программой «звездных войн». Фактически использовались и продвигались технологии, разработанные в предыдущем десятилетии 1 . Военные контракты и технологические инициативы Министерства обороны США играли решающую роль на начальной стадии информационно-технологической революции в 1940-1960-х гг. В США набор ИКТ в национальной экономике сформировался к середине 1990-х гг. за счет широкого применения в гражданских целях военных научно-технических разработок.

    Лавинообразный прогресс ИКТ-технологий в мире был также обусловлен потребностями быстро растущего финансового капитала и обслуживающих его отраслей.

    В России поначалу ИКТ использовались для коммерческих и бизнес-целей, их применение начиналось в банках и на заводах. Потом многие корпорации стали использовать средства связи, но лишь в последние годы истинный потенциал ИКТ проявился во всех аспектах нашей жизни: в образовании, здравоохранении, общении между людьми. Использование ИКТ во всех областях жизни общества - это и есть революционные изменения в российской экономике.

    ИКТ-индустрия относится к сфере услуг и зависит от развития экономики в целом, от инвестиций в нее и спроса других отраслей на продукцию ИКТ-отрасли.

    ИКТ-услуги имеют особенность: для мощного качественного рывка вперед необходима критическая масса.Когда она накоплена, рынок начинает интенсивно развиваться, так как в действие вступают самодостаточные и автономные факторы: чем больше пользователей присоединяется к услугам, тем более популярной становится сама услуга и более значимую роль играет фактор устной рекламы. Чем больше пользователей подключается к услугам, тем привлекательнее этот рынок для разработчиков приложений, а чем больше приложений, тем выше привлекательность самой услуги; принцип убывающей предельной полезности не действует . Как только достигнута критическая масса, инвестиционные риски для операторов снижаются, что, в свою очередь, ведет к более быстрому и эффективному развертыванию Сети и услуг.

    В современных условиях технологии капитализируются, то есть когда они присутствуют на финансовом рынке, а значит - могут быть оценены массовым инвестором с точки зрения ожидаемой доходности


    Рис. 16. Проникновение ИКТ-технологий в цепочку создания стоимости 1

    и риска. Информационный прорыв, весь новейший технологический уклад становится возможным благодаря наличию высокоразвитого финансового рынка.

    На стадии индустриального развития научно-технические изобретения (железные дороги, электричество, автомобиль и другие) способствовали количественному и качественному росту производимых материальных благ. Современные информационные технологии способствуют росту масштабов и диверсификации информационных услуг, среди которых большое распространение получают телемедицина, телеработа, услуги развлекательного характера (онлайновые музыкальные магазины, онлайн-игры и т.д.), электронные образование, коммерция, библиотеки, страхование, консалтинговые услуги, правительство и другие.

    В условиях информационной экономики спираль технологического развития выглядит следующим образом: информация - усиление конкуренции на рынках - инновации в производство - более совершенные ИКТ-технологии - новые знания и новая информация.

    ИКТ-технологии позволяют компаниям координировать виды деятельности, рассредоточенные в удаленных друг от друга географических регионах (например, инженеры компании Boeing работают над одним проектом с поставщиками в онлайновом режиме). Информационно-коммуникационные технологии позволяют наладить много новых взаимосвязей в бизнесе, расширяя число возможных отраслей, в которых компания может получить конкурентное преимущество.

    Сегодня ИКТ-технологии распространились на всю цепочку создания стоимости, оптимизируют ее и выполняют контрольные, а также исполнительные функции, количество которых постоянно возрастает (см. рис. 16).

    Развитие ИКТ-технологий является фундаментом для информатизации остальных отраслей экономики и общества. Поэтому опережающее развитие индустрии информационных технологий - необходимая предпосылка для информатизации всех остальных сфер жизни и деятельности общества.

    Однако следует заметить, что одно лишь использование ИКТ- технологий в работе отрасли производства или торговли не превращает ее в отрасль информационной экономики. Необходимо изменение структуры компаний в соответствии с моделью информационных сетей, то есть трансформация промышленных компаний в сетевые предприятия.

    ИКТ-технологии генерируют все больше данных по мере выполнения компанией своей деятельности или позволяют получать и собирать информацию, которая прежде была недоступна. Это дает возможность фирмам оценить больше альтернативных стратегий развития, чем прежде.

    ИКТ-технологии расширяют возможности компании использовать связи между отдельными направлениями деятельности и, соответственно, лучше координировать свои усилия с действиями поставщиков и потребителей. Эти технологии оказывают мощное влияние на сферу конкуренции.

    Компьютерная индустрия считается экологически безопасной. Вместе с тем, ИТ-компании зачастую выступают крупными разрушителями экологии. Использование ИТ-оборудования предполагает потребление электроэнергии, а его усовершенствование ведет к росту этого потребления. В связи с миниатюризацией электронного оборудования возросла угроза его выброса на свалку в огромных количествах после использования. ИТ-оборудование содержит опасные химические элементы, например, хром, кадмий и галогенные органические соединения. В ЕС принята специальная Директива «Об электронном и электротехническом мусоре» (2002 г.), и в этом же году было достигнуто соглашение, согласно которому применение четырех тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути и хрома), а также бромидных и поли-бромидных соединений в производстве электронного и электрооборудования должно быть прекращено 1 июля 2006 года 1 .

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
    Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
    • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
    • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

    1. По решаемым педагогическим задачам:

    • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
    • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
    • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
    • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

    2. По функциям в организации образовательного процесса:

    • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
    • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
    • поисковые (каталоги, поисковые системы).

    3. По типу информации:

    • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
    • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
    • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
    • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
    • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

    • урочные;
    • внеурочные

    5. По форме взаимодействия с обучаемым:

    • технология асинхронного режима связи – «offline»;
    • технология синхронного режима связи – «online».

    Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

    1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

    • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
    • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
    • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
    • освоения студентами современных информационных технологий.
    • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
    • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
    • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
    Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

    4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

    • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
    • при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

    5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
    Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
    Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
    Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

    • аудирование;
    • говорение;
    • чтение;
    • письмо.

    Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

    • речевых поступков;
    • речевой ситуации.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

    • ученик спрашивает;
    • подтверждает мысль;
    • побуждает к действию;
    • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

    При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

    • новая речевая задача;
    • новый собеседник;
    • новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

    • осознание необходимости общения;
    • потребность использования речи;
    • формируется речевое поведение.

    Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

    • учебная;
    • игровая;
    • трудовая.

    Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

    • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
    • мотивируется общение;
    • презентуется (преподносится) речевой материал;
    • приобретаются речевые навыки;
    • развивается активность детей и самостоятельность общения.

    В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

    • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
    • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

    Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

    • приносить детям радость;
    • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

    Материал подготовила: методист ЦРНО изд-ва «Просвещение» Игушева И.А.
    (по материалам сайтов: