Тема: «логическая функция если… ».

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, - возраст ученика.

Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4="ж");1;0)

Приступим к основным расчетам. Прежде всего требуется определить средний балл мальчиков. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл мальчиков на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;"м";D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"м")

Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое. Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")

Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст ):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)- СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

Обратите внимание на то, что формат данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.

Практическая работа 7

«Создание диаграмм средствами MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

 Выполнять операции по созданию диаграмм на основе введенных в таблицу данных;

 Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление.

Что собой представляет диаграмма. Диаграмма предназначена для графического представления данных. Для отображения числовых данных, введенных в ячейки таблицы, используются линии, полосы, столбцы, сектора и другие визуальные элементы. Вид диаграммы зависит от её типа. Все диаграммы, за исключением круговой, имеют две оси: горизонтальную – ось категорий и вертикальную – ось значений. При создании объёмных диаграмм добавляется третья ось – ось рядов. Часто диаграмма содержит такие элементы, как сетка, заголовки и легенда. Линии сетки являются продолжением делений, находящихся на осях, заголовки используются для пояснений отдельных элементов диаграммы и характера представленных на ней данных, легенда помогает идентифицировать ряды данных, представленные на диаграмме. Добавлять диаграммы можно двумя способами: внедрять их в текущий рабочий лист и добавлять отдельный лист диаграммы. В том случае, если интерес представляет сама диаграмма, то она размещается на отдельном листе. Если же нужно одновременно просматривать диаграмму и данные, на основе которых она была построена, то тогда создаётся внедрённая диаграмма.

Диаграмма сохраняется и печатается вместе с рабочей книгой.

После того, как диаграмма будет сформирована, в неё можно будет внести изменения. Прежде чем выполнять какие либо действия с элементами диаграммы, выделите их, щёлкнув по ним левой кнопкой мыши. После этого вызовите контекстное меню с помощью правой кнопки мыши или воспользуйтесь соответствующими кнопками панели инструментов Диаграмма .

Задача: С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x–5. Где X принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.

Технология работы:

1. Запустите табличный процессор Excel.

2. В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».

3. Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.

4. В ячейку A2 введите число –6, а в ячейку A3 введите –5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.

5. В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.

6. Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы.

7. Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области.

8. Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета.

9. Выделите таблицу целиком. Выберите на панели меню Вставка - Диаграмма , Тип: точечная, Вид: Точечная с гладкими кривыми.

10. Переместите диаграмму под таблицу.

Самостоятельная работа:

    Постройте график функции у=sin(x)/x на отрезке [-10;10] с шагом 0,5.

    Вывести на экран график функции: а) у=х; б) у=х 3 ; в) у=-х на отрезке [-15;15] с шагом 1.

    Откройте файл "Города" (зайдите в Сетевое окружение -Документы Boss - 9 класс-Города).

    Посчитайте стоимость разговора без скидки (столбец D) и стоимость разговора с учетом скидки (столбец F).

    Для нагладного представления постройте две круговые диаграммы. (1- диаграмма стоимости разговора без скидки; 2- диагамма стоимости разговора со скидкой).

Практическая работа 8

«MS Excel. Фильтрация (выборка) данных из списка»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

 Выполнять операции по фильтрации данных по определенному условию;

 Различать операции по сортировке и фильтрации.

Фильтрация (выборка) данных в таблице позволяет отображать только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию или нескольким условиям. В отличие от сортировки данные при фильтрации не переупорядочиваются, а лишь скрываются те записи, которые не отвечают заданным критериям выборки.

Фильтрация данных может выполняться двумя способами: с помощью автофильтра или расширенного фильтра.

Для использования автофильтра нужно:

o установить курсор внутри таблицы;

o выбрать команду Данные - Фильтр - Автофильтр;

o раскрыть список столбца, по которому будет производиться выборка;

o выбрать значение или условие и задать критерий выборки в диалоговом окне Пользовательский автофильтр.

Для восстановления всех строк исходной таблицы нужно выбрать строку все в раскрывающемся списке фильтра или выбрать команду

Для отмены режима фильтрации нужно установить курсор внутри таблицы и повторно выбрать команду меню Данные - Фильтр - Автофильтр (снять флажок).

Расширенный фильтр позволяет формировать множественные критерии выборки и осуществлять более сложную фильтрацию данных электронной таблицы с заданием набора условий отбора по нескольким столбцам. Фильтрация записей с использованием расширенного фильтра выполняется с помощью команды меню Данные - Фильтр - Расширенный фильтр.

Задание.

Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке. Сохраните ее под именем Sort.xls.

Технология выполнения задания:

1. Откройте документ Sort.xls

2. Установите курсор-рамку внутри таблицы данных.

3. Выполните команду меню Данные - Сортировка.

4. Выберите первый ключ сортировки "По возрастанию" (Все отделы в таблице расположатся по алфавиту).

Вспомним,что нам ежедневно нужно распечатывать список товаров, оставшихся в магазине (имеющих ненулвой остаток), но для этого сначала нужно получить такой список, т.е. отфильтровать данные.

5. Установите курсор-рамку внутри таблицы данных.

6. Выполните команду меню Данные - Фильтр

7. Снимите выделение в таблицы.

8. У каждой ячейки заголовка таблицы появилась кнопка "Стрелка вниз", она не выводится на печать, позволяющая задать критерий фильтра. Мы хотим оставить все записи с ненулевым остатком.

9. Щелкните по кнопке со стрелкой, появившейся в столбце Количество остатка . Раскроется список, по которому будет производиться выборка. Выберите строку Условие. Задайте условие: > 0. Нажмите ОК . Данные в таблице будут отфильтрованы.

10. Вместо полного списка товаров, мы получим список проданных на сегодняшний день товаров.

11. Фильтр можно усилить. Если дополнительно выбрать какой-нибудь отдел, то можно получить список неподанных товаров по отделу.

12. Для того, чтобы снова увидеть перечень всех непроданных товаров по всем отделам, нужно в списке "Отдел" выбрать критерий "Все".

13. Чтобы не запутаться в своих отчетах, вставьте дату, которая будет автоматически меняться в соответствии с системным временем компьютера Формулы – Вставить функцию - Дата и время - Сегодня .

14. Восстановите исходный вариант таблицы и отмените режим фильтрации. Для этого щелкните по кнопке со стрелкой и в раскрывшемся списке выберите строку Все, либо выполните команду Данные - Фильтр - Отобразить все.

Цель работы: формирование практических навыков работы с электронными таблицами MS Excel 2010

  • Обучающие: обобщение и закрепление знаний и практических навыков по созданию и оформлению таблиц, диаграмм, организации расчетов.
  • Развивающие: развитие внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом.
  • Познавательные: развитие интереса к решению задач и межпредметных связей, усиление познавательных мотиваций.

Оборудование: компьютерный класс, программное обеспечение – MS Excel 2010.

Практическая работа №1
«Создание и форматирование таблицы»

Цель работы: Научиться форматировать таблицу с помощью команды Формат ячейки.

  • Создайте новый файл. Присвойте первому листу имя земля и составьте таблицу по образцу (шрифт Arial, размер 14):

2. Установите формат данных. Выделите ячейку С2 (установите в ней курсор) правой кнопкой мыши и в контекстом меню выберите Формат ячеек…. Во вкладке Число выберите формат Числовой , число десятичных знаков – 0. Нажмите ОК. В ячейке С2 напечатайте 149600000.

Аналогично выделите ячейку С3 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 0. В ячейке С3 напечатайте 384400.

Выделите ячейку С4 и установите формат Время . В ячейке С4 напечатайте 23:56:04.

Выделите ячейку С5 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 3. В ячейке С5 напечатайте 365,256.

Выделите ячейку С6 и установите формат Числовой , число десятичных знаков – 1. В ячейке С6 напечатайте 29,8.

3. Выполните форматирование таблицы.

Объединение ячеек. Объедините диапазон ячеек A1:С1 (ячейки A1, В1, С1). Для этого левой кнопкой мыши выделите указанные ячейки и в контекстном меню выберите Формат ячеек… вкладка Выравнивание . Установите флажок в строке объединение ячеек .

Выравнивание в ячейке. Выберите в строке по горизонтали в раскрывающемся списке – по горизонтали значение по центру .

В строке по вертикали в раскрывающемся списке – по центру .

Измените ширину и высоту ячейки А1 с помощью левой кнопки мыши.

Запись в несколько строк. Выделите ячейки В2:В6 левой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите Формат ячеек…. вкладка Выравнивание . Установите флажок в строке переносить по словам . В таблице ничего не изменилось, т.к. вся информация умещается по ширине ячейки. Уменьшите ширину столбца В, так, чтобы текст располагался как на образце, расположенном ниже. (Если текст в ячейке виден не весь, значит, он находится за границей ячейки – надо увеличить высоту ячейки с помощью левой кнопки мыши.)

Таблица примет вид

Установка границ ячейки . Выделите ячейки А2:С6. В контекстном меню выберите Формат ячеек вкладка Границы . Установите внешние и внутренние границы.

Готовая таблица примет вид.

4. Сохраните таблицу в своей папке под именем таблицы .

Практическая работа №2
«Построение диаграмм»

Цель работы: Научиться создавать и форматировать диаграммы

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы . Присвойте второму листу имя Меха и составьте таблицу по приведенному образцу

2. Выделите диапазон данных А2:Вll, включая заголовки строк и столбцов

3. Выберите вкладку Вставка, группу команд Диаграмма, выберите тип диаграммы – Гистограмма – Объемная гистограмма – Гистограмма с группировкой .

4. Изменение названия диаграммы.

После выделения диаграммы будет активирована линейка команд Работа с диаграммами. Выберите во вкладке Макет – Название диаграммы – Над диаграммой. Кликните на диаграмме по названию диаграммы, сотрите старое название и напечатайте новое Носкость лучших по качеству мехов . Диаграмма примет вид

5. Форматирование диаграммы.

Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте области диаграммы и выберите в контекстном меню команду Формат области диаграммы. Установите понравившиеся вам параметры оформления. Примерный результат

Задание 2.

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя Пещеры. Создайте таблицу по приведенному образцу:

2. Постройте диаграмму. Примерный вид диаграммы

Задание 3.

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя График

2. Постройте диаграмму типа График и отформатируйте диаграмму (для создания подписей по осям и подписей данных используйте вкладку Работа с диаграммами – Макет). Примерный вид диаграммы

Практическая работа №3
«Автозаполнение таблицы»

Цель работы: научиться заполнять ячейки таблицы с помощью функции Автозаполнение.

Функция Автозаполнение позволяет автоматически продолжать ряд ячеек, если заполнение последних подчиняется определенному принципу (арифметическая прогрессия, дни недели, месяцы). MS Excel осуществляет поиск правила заполнения, введенных данных для того, чтобы определить значения пустых ячеек. Если вводится одно начальное значение образца заполнения, то выделяется одна ячейка, если список с интервалом изменения данных, то необходимо выделить две ячейки, заполненные соответствующими данными.

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы автозаполнение .

2. Выполните автозаполнение числами . В ячейке А2 напечатать число 1, а в ячейке А3 – число 2. Выделить ячейки А2 и А3. Перетащить маркер заполнения левой кнопкой мыши до ячейки А7.

3. Заполните ячейки днями недели . В ячейке В1 напечатать Понедельник. Перетащить маркер заполнения левой кнопкой мыши до ячейки F1.

4. Заполните остальные ячейки и выполните форматирование таблицы по образцу.

Задание 2.

1. Откройте файл таблицы . Перейдите на новый лист и дайте ему имя температура.

2. Используя функцию Автозаполнение, создайте таблицу по образцу.

3. Сохраните файл.

Практическая работа №4
по теме «Вычисления в MS Excel 2010»

Цель работы: сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.

Вычисления в таблицах программы MS Excel осуществляются при помощи формул. Формула всегда начинается со знака =. Формула может содержать числа, адреса ячеек, математические знаки и встроенные функции. Скобки позволяют изменять стандартный порядок выполнения действий. Если ячейка содержит формулу, то в рабочем листе отображается текущий результат вычисления этой формулы. Если сделать ячейку текущей, то сама формула отображается в строке формул.

Правило использования формул в программе MS Excel состоит в том, что, если значение ячейки действительно зависит от других ячеек таблицы, всегда следует использовать формулу, даже если операцию легко можно выполнить в “уме”. Это гарантирует, что последующее редактирование таблицы не нарушит ее целостности и правильности производимых в ней вычислений.

Задание 1.

1. Откройте файл таблицы . Создайте новый лист и присвойте ему имя площадь.

2. Оформите лист для расчета площади прямоугольника по образцу

3. Установите для ячеек В2, В3, В4 числовой формат (один знак после запятой).

4. В ячейку В2 введите число 6, в ячейку В3 введите число 7.

5. Площадь прямоугольника вычисляется в ячейке В4. Установите в нее курсор. Для того, чтобы вычислить площадь квадрата надо значение длины первой стороны прямоугольника умножить на значение второй стороны прямоугольника, т.е. значение ячейки В2 умножить на значение ячейки В3. Введите в ячейку В4 формулу. Для этого

  • напечатайте знак = ;
  • кликните левой кнопкой мыши по ячейке В2;
  • напечатайте знак умножения *;
  • кликните левой кнопкой мыши по ячейке В3;
  • нажмите клавишу Enter.

В ячейке отобразится результат вычисления по формуле =В2*В3, число 42,0.

6. Измените значение в ячейке В2, посмотрите что изменилось. Измените значение в ячейке В3, посмотрите что изменилось.

Задание 2.

периметр квадрата.

2. Оформите лист для расчета периметра квадрата по образцу

3. Введите в ячейку B2 любое число

4. Введите в ячейку В3 формулу для расчета периметра.

5. Посмотрите результат.

Задание 3.

1. Создайте новый лист и присвойте ему имя количество информации.

2. Известно количество информации в байтах. Оформите лист для расчета количества информации в остальных единицах измерения информации.

Задание 4.

1. Создайте новый лист и присвойте ему имя география.

2. Оформите лист для расчета по образцу и заполните пустые клетки таблицы.

Литература.

  1. Васильев А.В. Работа в электронных таблицах: практикум / А.В.Васильев, О.Б.Богомолова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 160 с.
  2. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel / – СПб.: БХВ-Петербург, 2003 – 544 с.

Практикум предназначен для проведения практических занятий и контрольных работ по табличному процессору Excel версии 2007 и других. Может быть использован для самостоятельного изучения и домашней работы. На протяжении всего практикума рассматривается один сквозной пример. Задания составлены по принципу «Что увидел, то и сделай». В конце даны материалы для контрольных работ. Предполагается, что базовые навыки работы с аппаратурой компьютера, операционной системой Windows, процессором Excel у студентов имеются.

Группы листов.
Вы можете выделить сразу несколько рабочих листов, причем смежные листы можно выделить, щелкнув на ярлычках первого и последнего рабочих листов при нажатой клавише Shift. Несколько несмежных листов можно выделить, если нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее. щелкать на ярлычках требуемых рабочих листов.

Выделив несколько рабочих листов, вы можете вводить одни и те же данные одновременно в каждый из них. Для этого выделите группу рабочих листов и введите данные в один из них. Данные появятся в соответствующих ячейках каждого из выделенных рабочих листов.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Запуск программы
2. Психологическая подготовка
2.1. Элементы экрана. Русский язык. Что как называется
2.2. Данте имя файлу
2.3. Как работать с мышью
2.4. Навигация и выделение
2.5. Почувствуйте твердость руки
2.6. Настройка
3. Ввод и редактирование данных
3.1. Ввод данных
3.2. Типы данных
3.3. Как редактировать данные
4. Быстрый ввод данных
4.1. Автозамена
4.2. Как ввести в ячейки последовательности данных
4.3. Не быстрый ввод
5. Действия с рабочими книгами
5.1. Как перемещаться по рабочей книге
5.2. Как задать имена листов
5.3. Добавление листов
5.4. Перемещение листов
5.5. Группы листов
5.6. Удаление листов
6. Составление формул
6.1. Автоматическое суммирование строк и столбцов
6.2. Составление элементарных формул
6.3. Составление функций с помощью Мастера функций
6.4. Формулы с относительными и абсолютными адресами
7. Переупорядочивание содержимого ячеек
7.1. Перемещение строки
7.2. Вставка столбца
7.3. Перемещение столбца
7.4. Скопируйте данные на другой рабочий лист
7.5. Как копировать только значения формул
7.6. Упорядочение по алфавиту
8. Форматирование данных
8.1. Экспресс-стили таблиц
8.2. Копирование формата в другую ячейку
8.3. Форматирование с помощью ленты Главная
8.4. Форматирование с помощью команды Формат ячеек
8.5. Как изменить высоту строк и ширину столбцов
8.6. Как добавлять рамки и менять цвета
8.7. Условное форматирование
8.8. Шаг вперед: “Стили”
9. Построение диаграмм
9.1. Как создавать внедренные диаграммы
9.2. Диаграмма замечает изменения в таблице
9.3. Как добавить и удалить ряд данных
9.4. Как увеличить ряд данных
9.5. Изменение диаграммы
9.6. Построение графиков
9.7. Как построить диаграмму на отдельном листе
10. Ответы
11. Материалы для контрольных работ
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практическая работа в Excel 2007, Киселев В.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Практические работы в MS E xcel

Лабораторный практикум предназначен для практического изучения раздела, расчеты в «Электронных таблицах MS Excel - 2007» в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами второго курса различных специальностей ГБОУ СПО Политехнический колледж №42 г. Москва.

Практикум состоит из четырех практических работ по основным темам применения MS E xcel в расчётах, ориентирован в основном на студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», « Операционная деятельность в логистике » и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Некоторые темы практических работ могут использовать в обучении и студенты других специальностей.

Каждая практическая работа содержит теоретическую справку по теме работы, подробный разбор контрольного примера и 3 варианта заданий по теме.

  1. Практическая работа

Тема: «Организация расчетов в MS Excel »

Целью данной практической работы является освоение технологии организации таблиц в MS Excel , а именно, копирование, форматирование ячеек, формирование границ, представление данных и организация простых формул расчетов. На Рис.1 представлена таблица, в которой столбец А организован посредством копирования содержимого ячейки A 4 (дата 01.04.13) вниз до требуемой ячейки, столбцы B и C заполнены исходными данными, также с использованием копирования и последующей правки значений, столбец D , создан через организацию формулы в ячейку D 4 (в строке формулы, показан вид формулы) и последующим её копированием вниз.

Рис.1

Таблица на Рис.2, аналогична по созданию предыдущей таблицы, с дополнением по формированию итогов по столбцу и строке. Формулу можно записать иначе.

Рис.2

Варианты заданий по теме « Организация расчетов в MS Excel »

Задание 1 . Создать таблицу по заданию 1. Столбец Месяц организовать через копирование ячеек, следующие три столбца с исходными данными, заполнить и форматировать данные в этих столбцах. Столбец Сумма надбавки , создать через формулу.

Задание 2 . Создать таблицу по заданию 2. Столбец организовать через копирование ячеек.

Задание 3 . Создать таблицу по заданию 3. Столбец организовать следующим образом с начало заполнить значение 1,0 в ячейку I 4 и 1,1 в ячейку I 5, затем выделить диапазон ячеек, состоящий из ячеек I 4, I 5 и выделенный диапазон копировать вниз.

  1. Практическая работа

Тема: «Статистические функции»

Целью данной практической работы является знакомство со встроенными статистическими функциями.

При обработке статистических данных довольно часто возникает необходимость определения различных статистических характеристик. Для таких вычислений в MS Excel встроен ряд статистических функций, например:

СРЗНАЧ(x 1 ,…,x n )

среднее арифметическое (x 1 +…+x n )/n.

МАКС(x 1 ,…,x n )

максимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

МИН(x 1 ,…,x n )

минимальное значение из множества аргументов (x 1 ,…,x n )

СЧЕТ(x 1 ,…,x n )

количество чисел в списке аргументов

СЧЕТЗ(x 1 ,…,x n )

количество значений в списке аргументов и непустых ячеек

Пример выполнения задания с использованием

статистических функций

На рис 4. Показана таблица продаж товара в магазине.

Рис.4

Примечание . Пустая ячейка в столбце «Количество продаж» означает, что данный товар не был продан.

Методические указания к выполнению задания:

Вычислить:

    • выручку от продаж каждого товара;

      общую, среднюю, максимальную, минимальную выручку от продаж всех товаров;

      определить общее количество видов товаров в магазине,

      сколько видов товара продано.

Пример выполнения задания по теме «Статистические функции»

    ввести в ячейку D2 (в первую ячейку столбца «Выручка от продаж») формулу: =B2*C2 («Выручка от продаж»= «Цена»*«Количество продаж»);

    скопировать формулу на весь столбец;

    ввести формулы:

в D5 =СУММ(D2:D4) - суммарная выручка

в D6 =СРЗНАЧ(D2:D4) - средняя выручка

в D7 =МАКС(D2:D4) - максимальная выручка

в D8 =МИН(D2:D4) - минимальная выручка

в D9 =СЧЕТЗ(А2:А4) - количество видов товара

(подсчёт количества непустых значений)

в D10 =СЧЕТ(С2:С4) - количество видов проданных товаров (подсчёт количества числовых значений)

Варианты заданий по теме « Статистические функции»

Задание 1 . Организовать таблицу «Реки ЕврАзии».

Рис.5

Задание 2 . Известен возраст десяти человек, претендующих на вакансии в фирму. Определить максимальный, минимальный, средний возраст претендентов?

Задание 3 . Таблица содержит сведения о сотрудниках фирмы: фамилия, стаж работы. Определить средний, максимальный, минимальный стаж. Сколько всего сотрудников?

  1. Практическая работа

Тема: «Логическая функция ЕСЛИ… »

Целью данной практической работы является знакомство с наиболее часто встречающейся функцией в логических выражениях.

На практике логические выражения используются для разработки разветвляющегося алгоритма :

Алгоритмический язык

Если условие (логическое выражение)

действие 1

иначе

действие 2

всё-если ;

условие

действие 1

действие 2

Блок-схема

Для построения разветвления в MS Excel существует логическая функция ЕСЛИ, структура её такова :

ЕСЛИ значение логического выражения ИСТИНА ,

ТО выполняется оператор 1 ,

ИНАЧЕ выполняется оператор 2 .

Рис. 5 .

Пример задания аргументов функции ЕСЛИ

(нахождение максимального значения из двух чисел)

Для вызова функции ЕСЛИ , надо нажать на кнопку f x «Вставить функцию», находящуюся в строке формулы. Появится Мастер функций в ячейке Категория надо выбрать строку Логические и далее выбрать функцию ЕСЛИ , заполнить три ячейки:

Лог_выражение

Значение_если_истина

Значение_если_ложь

На рис 7. Показан пример применения функции ЕСЛИ Рис 7.

Варианты заданий по теме «Логическая функция ЕСЛИ… »

Задание 1 . В ячейке D 8 поставить значение 800, т.е сделать План = Факт для Серов В.В. Объяните почему не изменился результат?

Задание 2 . Столбец А произвольное число со значением около 1000, столбец В это 2% от числа, столбец С (результат), логическая функция ЕСЛИ, при условии, если число больше или равно 1000, то результат будет = число + 2%, иначе = число – 2%. На рис 8, отражена таблица.

Рис 8_1.

Задание 3 . Столбец Е – первое число, столбец F – второе число, столбец G (результат), формируется следующим образом, если число1 больше числа2, то результат будет их сумма, иначе результат будет их разность. На рис 8_2, отражена исходная таблица с результатом.

Рис 8_2.

  1. Практическая работа

Тема: «Гистограммы, графики»

Целью данной практической работы является освоение технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel . Для формирования гистограмм требуется наличие исходных данных, далее в зависимости от версии MS Office , выбираете меню Вставка и нужный вид гистограммы (графика). Перед вставкой диаграммы рекомендуется находиться в любой ячейке исходной таблицы с данными. Рис 9_1.

На следующем рисунке Рис 9_2. сформирована диаграмма – график функций

y = sin (x ), y = cos (x ), y = x 2 (парабола). Для формирования графиков, требуется столбец значений по X . Значения сформированы от -6, 28 до 6,28 с шагом 0,1 Столбцы для формирования sin (x ), cos (x ) выбраны через вставку функции. Столбец для параболы организован по формуле. Рис 9_2.

Варианты заданий по теме «Гистограммы, графики»

Задание 1 . Организовать круговую диаграмму, по данным Рис 9_1.

Задание 2 . Организовать график функции y = x ^3 (кубическая парабола).

Рис 9_3

Задание 2 . Организовать изменения курса доллара по отношению к руб.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Заполните диапазон А1:F10 данными по образцу приведенному на рис. Рис.а Рис. После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.

Лабораторные работы в MS Excel 2007

(часть 2 основная самостоятельная)

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007. 2

Задание № 2. Условное форматирование. 3

Задание № 3. Организация таблиц. 5

Задание № 4. Функции. 7

Задание № 5. Диаграммы. 11

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007.

Цель : Знакомство с возможностями таблиц - списков MS Excel

Темы: Создание «таблиц», работа с «таблицами», сортировка и фильтрация с использованием раскрывающихся списков в заголовках столбцов .

1 . Заполните диапазон А1: F 10 данными по образцу, приведенному на рис.2.2.а, или воспользуйтесь результатами предыдущего занятия и сохраните созданный файл.

1.1. Озаглавьте столбцы.

1.2. Заполните диапазон A 2: D 10.

1.3. Формулы в диапазон E 2: F 10 вводить не надо.

1.4. Одну из строк диапазона сделайте дублирующей любую другую строку диапазона.

Рис.2.2.а

Рис.2.2.б

2 . Преобразуйте диапазон в таблицу.

2.1. Установите курсор внутрь диапазона.

2.2. Выполните команду Вставка – Таблицы – Таблица и в диалоговом окне Создание таблицы проверьте расположение данных таблицы и нажмите ОК.

После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.2.2.б.

3 . Познакомьтесь с контекстной вкладкой Работа с таблицами – Конструктор , которая доступна при переходе к любой ячейке таблицы.

3.1. Убедитесь в возможности прокрутки строк таблицы при сохранении на экране заголовков столбцов таблицы.

3.2. Воспользуйтесь командой Сервис – Удалить дубликаты и проследите за результатом.

3.3 Воспользуйтесь командой Параметры стилей таблиц и предложенными командами-флажками для применения особого форматирования для отдельных элементов таблицы.

3.4. Воспользуйтесь командой Стили таблиц – Экспресс-стили и примените один из них.

3.5. Удалите из таблицы одну из строк.

3.6. Добавьте в таблицу две новые строки и увеличьте ее размер, пользуясь треугольником в правом нижнем углу правой нижней ячейки таблицы.

4 . Познакомьтесь с особенностями ввода формул в таблицу.

4.1. Добавьте в таблицу еще один столбец справа от столбца Стоимость и озаглавьте его Стоимость 1 .

4.2. В произвольную ячейку столбца Стоимость введите вручную формулу, обеспечивающую умножение количества продукции на ее цену, например, в ячейку Е6 может быть введена формула = C 6* D 6. Обратите внимание на то, что формула распространилась на все остальные ячейки столбца таблицы.

4.3. В произвольную ячейку столбца Стоимость 1 введите аналогичную формулу, пользуясь мышью или клавишами перемещения курсора для указания ячеек, входящих в формулу. При этом наблюдайте за строкой состояния и строкой формул, в которых отображается процесс ввода формулы.

Убедитесь в том, что в результате во всех ячейках столбца Стоимость 1 будет записана одинаковая формула =[Количество]*[Цена].

Обратите внимание на Автозаполнение формул – средство, позволяющее выбрать функцию, имя диапазона, константы, заголовки столбцов.

4.4. Дайте имя ячейке А15, в которой находится коэффициент, влияющий на комиссионный сбор, например, komiss . Для этого выберите команду Формулы – Определенные имена – Присвоить имя, предварительно активизируйте ячейку А15 . Заполните формулами столбец Комисс. сбор, используя Автозаполнение формул.

Познакомьтесь с управлением именами с помощью Диспетчера имен . Активизируйте его командой Формулы – Определенные имена – Диспетчер имен.

5. Добавьте в таблицу строку итогов, которая содержит обобщающую информацию по данным столбцов Стоимость , Стоимость1 и Комисс. Сбор в виде суммирования содержания этих столбцов. Для этого воспользуйтесь командой Конструктор – Параметры стилей таблиц – Строка итогов . Для столбца Стоимость 1 вычислите итоговое среднее значение.

6. Познакомьтесь с возможностями сортировки и фильтрации, пользуясь раскрывающимися списками в заголовках столбцов.

6.1. Отсортируйте таблицу по наименованию продукции (в алфавитном порядке).

6.2. Отсортируйте таблицу в порядке убывания цены на продукцию.

6.3. С помощью фильтрации найдите данные таблицы для бетона и дверей.

6.4. Рассмотрите возможности Текстовых , Числовых фильтров и Фильтров по дате (добавьте в конец таблицы столбец с датами поступления товаров на склад).

Задание № 2. Условное форматирование.

Цель : Знакомство с возможностями условного форматирования таблиц.

Темы: Создание и использование правил условного форматирования.

1. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.5.

1.1. Примените к диапазону В3:В14 условное форматирование с помощью набора значков «три сигнала светофора без обрамления», а к диапазону С3:С14 - «пять четвертей».

1.1.1. Активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Наборы значков .

1.1.2. Выберите команду Управление правилами и перейдите в диалоговое окно Диспетчер правил условного форматирования . Ознакомьтесь с возможностями данного окна.

1.2. Создайте правило условного форматирования на основе формулы . Отформатируйте только те значения диапазона В3:В14, которые больше 40%, выделив их красной заливкой. Для этого активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Создать правило . В диалоговом окне Создание правила форматирования выберите Использовать формулу и введите формулу =В3>$А$16. Перейдя в диалоговое окно Формат ячеек , установите нужный формат. Повторите указанные действия для диапазона С3:С14 и порога, записанного в ячейке А17.

Рис.4.5

2. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.6.

2.1. С помощью условного форматирования определите повторяющиеся значения в диапазоне с фамилиями.

2.2. Для диапазона В2:В14 выделите значения, превышающие два заказа и значения, равные одному заказу.

2.3. Для диапазона С2:С14 выделите суммы заказов, выше среднего значения и ниже среднего , а также выделите четыре наибольших сумм заказов.

2.4. Вставьте новый столбец справа от столбца С и скопируйте в него столбец сумм заказов, выровняйте значения по правому краю и увеличьте ширину столбца. Примените условное форматирование Гистограммы .

2.5. К диапазону Курьер примените условное форматирование Текст содержит и выделите значение Гермес.

Рис.4.6

3. Предъявите результаты преподавателю.


Задание № 3. Организация таблиц.

Цель : Знакомство с организацией вычислений в таблицах.

Темы: Работа с группами листов. Использование «формулы массива». «Автовычисление», «Автоформатирование». Влияющие и зависимые ячейки.

1 . Пользуясь методом группового заполнения листов, создайте на трех листах нового документа таблицу, приведенную на рис.5.1, введя данные в диапазон В4: F 8. Дайте листам имена "Таб1", "Таб2", "Таб3".

2 . Научитесь использовать различные приемы заполнения ячеек формулами.

2.1. В диапазоне G 4: G 8 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по группам , пользуясь формулой массива .

2.2. В диапазоне В10: F 10 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по видам нагрузки, пользуясь буфером обмена (ввести формулу, вычисляющую суммарную нагрузку по лекциям в ячейку B 10, затем воспользоваться командами Главная – Буфер обмена – Копировать и Главная – Буфер обмена – Вставить , предварительно выделив диапазон вставки).

Рис.5.1

2.3. Запишите формулу для суммирования нагрузки по строкам в ячейку G 9.

2.4. Запишите формулу для суммирования нагрузки по столбцам в ячейку G 10.

2.5. Запишите формулу для вычисления процентного содержания нагрузки для группы ЕС61-63 в общей сумме часов (ячейка H 4).

2.6. Скопируйте данную формулу в диапазон H 5: H 8, пользуясь автозаполнением .

2.8. Запишите формулу для вычисления процентного содержания лекционной нагрузки в общей сумме часов (ячейка В11).

2.9. Заполните аналогичными формулами диапазон C 11: F 11, пользуясь командой Главная – Редактирование – Заполнить вправо .

3 . Пользуясь автовычислением , определите среднее, минимальное и максимальное значения нагрузки для групп ЕС61-63 и СУ61 и зафиксируйте результаты.

4 . Активизируйте режим ручного пересчета формул (Office – Параметры Excel ).

4.1. Несколько раз измените значения в таблице и выполните ручной пересчет.

5 . Отформатируйте таблицу на листе "Таб2" по образцу, представленному на рис.5.2, обратив внимание на центровку строки заголовка и формат процентного представления чисел в ячейках (H 4: H 8 и В11: F 11).

5.1. Заголовки столбцов оформите с использованием непосредственного форматирования.

5.2. Для форматирования ячеек А10:А11 используйте копирование формата, созданного в п.5.1.

5.3. Отформатируйте таблицу на листе "Таб3", пользуясь функцией автоформатирования .

Рис.5.2

6 . Пользуясь командой Формулы – Зависимости формул , выявите влияющие и зависимые ячейки для ячейки G 9 .

7 . Пользуясь "объемной" формулой =СУММ(Таб1:Таб3! G 9), вычислите сумму значений в клетках G 9 трех листов и зафиксируйте полученный результат в клетке G 15 листа "Таб1".

8 . Пользуясь командой Главная – Буфер обмена – Вставить – Специальная вставка , уменьшите значения в диапазоне B 10: F 10 в четыре раза.

9 . Реализуйте подсчет суммы значений с последовательным накоплением сумм в столбце Накопленные суммы таблицы, приведенной на рис.5.3. Сумма с накоплением для ячейки С2 – это продажи за январь, для С3 – продажи за январь и февраль, для С4 – продажи за январь, февраль и март и т.д. Для осуществления этого алгоритма примените необходимую адресацию в формуле =сумм(В2:В2) , помещенной в ячейку С2 указанного столбца и скопируйте ее в остальные ячейки С3:С14.

Рис.5.3


Задание № 4. Функции.

Цель : Знакомство с использованием функций табличного процессора MS Excel.

Темы: Математические, статистические и логические функции. Функции даты и времени. Функции ссылки и массива. Текстовые функции. Функции для финансовых расчетов.

1 . Научитесь пользоваться математическими и статистическими функциями.

1.1.Создайте таблицу, приведенную на рис.6.1.

Рис.6.1

1.2. Введите в столбец B функции, указанные в столбце А (столбец А заполнять не надо) и сравните полученные результаты с данными, приведенными в столбце В на рис.6.1.

1.3. Проанализируйте результаты и сохраните созданную таблицу в книге.

2 . Научитесь пользоваться логическими функциями.

2.1. Активизируйте второй лист созданной книги.

2.2. Введите таблицу, приведенную на рис.6.2.

2.3. В клетку С2 введите формулу, по которой будет вычислена скидк а и скопируйте ее в диапазон С3:С6:

  1. если стоимость товара <2000 единиц, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. в противном случае - 10%.

2.4. В клетку D2 введите формулу, определяющую налог и скопируйте ее в диапазон D3:D6:

  1. если разность между стоимостью и скидкой >5000, то налог составит 5% от этой разности,
  2. в противном случае - 2%.

Рис.6.2

2.5. Повторите п.2.3 для следующих условий:

  1. если стоимость товара <2000, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. если стоимость товара >5000, то скидка составляет 15% от стоимости товара,
  3. в противном случае - 10%.

2.6. В клетку А10 может быть занесена одна из текстовых констант: "желтый", "зеленый", "красный". В клетку А11 введите формулу, которая в зависимости от содержимого клетки А10, будет возвращать значения: "ждите","идите" или "стойте", соответственно.

2.7. Занесите в клетки Е8:E10 три имени: (Лена, Зина, Вера), а в клетки F8:F10 занесите даты их рождений. В клетку E4 введите одно из упомянутых имен.

Пользуясь конструкцией "вложенного" оператора ЕСЛИ, выполните следующие действия:

Проанализировав имя в клетке Е4, запишите в клетку С12 функцию ЕСЛИ, обеспечивающую:

  1. вывод даты рождения, взятой из соответствующей клетки,
  2. если же введено неподходящее имя, вывод сообщения: "нет такого имени".

3 . Научитесь пользоваться функциями даты и времени , ссылки и массива .

3.1. Активизируйте третий лист книги Имя_6_1.

3.2. Введите в клетку С2 функцию, отображающую сегодняшнюю дату.

3.3. Введите в клетку С3 функцию ДАТА, отображающую произвольно выбранную дату.

3.4. В клетку С5 запишите функцию ВЫБОР, позволяющую вывести название дня недели для даты, введенной в клетку С2 (понедельник, вторник, среда...).

3.5. В клетку С6 запишите аналогичную функцию для даты, введенной в клетку С3.

3.6. Вычислите возраст человека, поместив дату его рождения в клетку С10. Для этого используйте формулу:

РАЗНДАТ(С10;СЕГОДНЯ();"y")

3.7. Представьте текущее время , используя функции ТДАТА() и СЕГОДНЯ().

3.8. Поместите в соседние ячейки текущую дату и время и дату и время, отстоящую от текущей на трое суток. Найдите количество часов и минут между этими датами, пользуясь форматом [ч]:мм:сс и Общим форматом, а также форматом 13:30 . Зафиксируйте результаты и объясните различие.

3.9. Определите номер текущей недели и выведите сообщение:

"Сейчас идет № недели неделя".

3.10. На четвертом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.3.

3.10.1. Дайте имена диапазонам клеток, определяющим полученную стипендию за каждый семестр.

3.10.2. В клетку В8 запишите функцию, дающую ответ на вопрос: "Какую стипендию в n -м семестре получил m -й студент?" Значения n -го семестра и фамилия m -го студента должны быть введены в клетки А8 и А9. Для решения поставленной задачи используйте функции ПРОСМОТР и ВЫБОР.

Рис.6.3

4 . Научитесь пользоваться статистическими функциями
РАНГ и ПРЕДСКАЗАНИЕ.

4.1. На пятом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.4.

4.2. Используя функцию РАНГ, определите ранги цехов в зависимости от объема продаж по каждому году и поместите результаты в соответствующие клетки таблицы. В ячейки J3:J7 запишите формулы для вычисления средних значений рангов цехов.

4.3. Пользуясь информацией об объемах продаж, спрогнозируйте объемы продаж для каждого цеха в 1999 году, пользуясь функцией ПРЕДСКАЗАНИЕ.

Рис.6.4

5. Научитесь использовать текстовые функции.

5.1. Используйте формулу

="Сегодня "&ТЕКСТ(СЕГОДНЯ();"ДДДД ДД ММММ ГГГГ \г\.")

Проанализируйте полученный результат и измените аргумент функции ТЕКСТ, применяющий формат.

5.2. Для данных таблицы, приведенной на рис.6.5, используйте функцию ТЕКСТ для получения информации, идентичной записи в ячейке В6. В ячейке В5 текст «Доход равен» и число из ячейки В3 объедините с помощью конкатенации: «Доход равен » & В3. (Обратите внимание, что число при этом не форматируется ).

Рис.6.5

6. Научитесь пользоваться функциями для финансовых расчетов.

6 . 1. Вычислите объем ежемесячных выплат по ссуде, взятой на на срок 4 года, размер ссуды 70 000 руб., процентная ставка составляет 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПЛТ.

6 . 2. Вычислите общее количество выплат по ссуде размером 70 000 руб. Ссуда взята под 6% годовых. Объем ежемесячных выплат по ссуде 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию КПЕР.

6.3. Вычислите объем ссуды, которую можно получить на 4 года под 6% годовых, если объем выплат не превышает 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию ПС.

6.4. Вычислите основную часть выплат по ссуде за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ОСПЛТ.

6.5. Вычислите часть выплат по ссуде, которая идет на выплату процентов за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПРПЛТ. Просуммируйте результаты вычислений функций ОСПЛТ и ПРПЛТ за соответствующие периоды и сделайте выводы.

7 . Предъявите результаты работы преподавателю.


Задание № 5. Диаграммы.

Цель : Знакомство с графическим представлением табличных данных в MS Excel.

Темы: Работа с диаграммами. Использование основных типов диаграмм. Создание и редактирование диаграмм.

1 . Введите таблицу, представленную на рис.7.1, на первый и второй листы книги.

Рис.7.1

2 . Научитесь создавать диаграммы на листе Диаграмма и на рабочем листе.

2.1 Выделите рабочий диапазон таблицы А4: G 6, и нажмите клавишу F 11 для быстрого построения гистограммы на отдельном листе.

2.2. Познакомьтесь с командами вкладки Работа с диаграммами – Конструктор - Тип и поменяйте гистограмму на нормированную гистограмму и проанализируйте полученный результат, верните прежний тип гистограммы.

2.3. Используя команду Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Строка/столбец , измените ориентацию рядов диаграммы, затем верните диаграмму к прежнему виду.

2.4. Познакомьтесь с экспресс - макетами диаграммы и примените один из них, для возврата используйте команду экспресс – макет 11.

2.5. Снабдите диаграмму элементами диаграммы, перечень которых можно найти на вкладке Работа с диаграммами – Макет . На диаграмме должны быть подписи данных, легенда, название диаграммы, а также названия осей и таблица значений .

2.6. Выберите маркер диаграммы из ряда Факт с наибольшим значением, увеличьте размер шрифта подписи данных этого маркера и измените его заливку. Используйте команду Формат выделенного фрагмента на вкладке Работа с диаграммами - Макет или Работа с диаграммами - Формат .

2.7. Постройте на рабочем поле первого листа аналогичную гистограмму. Обратите внимание на команду Работа с диаграммами – Конструктор – Расположение , которая позволит расположить диаграмму на отдельном листе или непосредственно в текущем.

2.8. Добавьте новую строку в исходную таблицу, в которой будет рассчитано среднее значение между плановыми и фактическими показателями, и отредактируйте гистограмму, указав новый диапазон данных (Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Выбрать данные) . Замените тип диаграммы для ряда среднего значения на график и используйте для него вспомогательную ось. Снабдите гистограмму всеми элементами диаграммы (п.2.5) и оформите ее по своему усмотрению. Сохраните книгу.

3 . Познакомьтесь с диаграммами разных типов, предоставляемых Excel и расположите их на отдельных листах. Каждый лист должен иметь имя, соответствующее типу диаграммы, расположенной на нем.

3.1.Постройте диаграмму с областями (Area ).

3.2.Постройте линейчатую диаграмму (Bar).

3.3.Постройте диаграмму типа график (Line).

3.4.Постройте круговую диаграмму для фактических показателей (Pie).

3.5.Постройте кольцевую диаграмму (Doughnut ).

3.6.Постройте лепестковую диаграмму - "Радар" (Radar).

3.7.Постройте точечную диаграмму (XY).

3.8.Постройте объемную круговую диаграмму плановых показателей (3-D_Pie).

3.9.Постройте объемную гистограмму (3-D_Column).

3.10.Постройте объемную диаграмму с областями (3-D_Area).

4 . Научитесь редактировать диаграммы 2 .

4.1. В диаграмме "График" замените тип диаграммы для данных, обозначающих "План", на круговую и назовите лист "Line_Pie".

4.2. Отредактируйте круговую диаграмму, созданную на листе "Pie", так, как показано на рис.7.2.

4.3. Отредактируйте линейные графики так, как показано на рис.7.3.

Рис.7.2 Рис.7.3

4.4. Научитесь редактировать объемные диаграммы.

4.4.1. Установите "поворот" диаграммы вокруг оси Z для просмотра:

фронтально расположенных рядов (угол 0 о );

под углом в 30 о ;

под углом в 180 о ;

4.4.2. Измените перспективу, сужая и расширяя поле зрения.

4.4.3. Измените порядок рядов, представленных в диаграмме.

5 . Предъявите результаты преподавателю.

2 Оформление надписи "показатели производства" на рис.7.2 производится факультативно.