Музыкальные сообщества в контакте. Обзор: музыкальные паблики «Вконтакте

В хабе «Я пиарюсь». Причина простая: этот пост совершенно, никаким образом не технологический. Просто не знаю, в какой хаб лучше поместить этот пост.

Я пишу его скорее для самого почти полугодичной давности, когда положил в долгий ящик, а потом чуть не забросил этот проект. Для таких же, как я — людей, которые по каким-то причинам, жизненным обстоятельствам перестали работать над каким-то прекрасным проектом, и вот-вот махнут на него рукой. Я довел Public Radio до логической точки, до сегодняшнего первого релиза благодаря, пожалуй, в том числе какому-то везению, которое поставило меня на ноги, но именно такая статья, наверное, помогла бы мне тогда, если бы мне не так сильно повезло.
Остальные публикации пойдут в «веб-разработку», «javascript» и так далее: мне есть много что рассказать о начинке моего «радио», но начать большой рассказ о нем я очень хочу именно с лирики и просто истории того, как я все это делал.

Чтобы вы понимали, о чем я говорю: Public Radio — это специализированный плеер для музыкальных пабликов в Вконтакте. Как сказала моя хорошая подруга, один из первых тестеров этого приложения — «last.fm с подборками от теплых ламповых человеков, а не от бездушных роботов». Собственно, это абсолютно точное описание: last.fm дает достаточно точные подборки по твоим вкусам, но это действительно «группы, похожие на те, что вы слушаете». Но есть одно НО: множество групп, похожих на те, что я слушаю, и множество тех, что меня приведут в восторг, не совпадают. Я вот за неделю использования Public Radio с удивлением для себя самого понял, что мне очень даже нравятся некоторые представители отечественной альтернативной сцены (например, Пионерлагерь Пыльная Радуга) — хотя всегда слушал несколько другую музыку.

Самое большое спасибо я, конечно, хотел бы сказать тем людям, которые каждый день выкладывают в подобные сообщества хорошую музыку — на четыре-пять часов воспроизведения ежедневно. Без вас бы ничего не получилось, ребята!

Появление идеи

Начну издалека, еще до того момента, как мне пришла вообще в голову идея радио.

Я сильно увлекаюсь музыкой. Не в том плане что в том же самом ВК у меня написано «йа миламан», а в том плане, что с одной квартиры на другую со мной переезжает набор качественной акустики с АЧХ типа «смерть соседям», две гитары (акустика и электро) и виниловый проигрыватель с коллекцией пластинок.
И я не люблю рекомендательные сервисы типа last.fm. По моим ощущениям — они слишком бездушные, что ли. Ты слушаешь одну группу, тебе говорят «смотри, парень, вот тебе такая же группа, слушай и их тоже». Слушаешь и понимаешь, что да, это абсолютно то же самое. Примерно как «попробуй этот бутерброд с сыром, сыр тут другой, но он по вкусу такой же, как ты только что ел».

Поэтому я предпочитал слушать онлайн-радиостанции типа Channel X. На него, честно говоря, наткнулся случайно — искал саундтрек из GTA, и оказалось, что реально есть такая онлайн-станция, очень качественная.

Со временем открыл для себя еще и такую вещь, как музыкальные паблики в ВК. Это сообщества, куда выкладывают музыку определенного формата — объем выкладываемого контента может доходить до 6-8 часов воспроизведения за сутки. Например, в моих группах есть паблик про пост-грандж, и есть паблик про new retro wave. Иногда это просто новости музыки (альтернативная сцена, или классический рок). Есть паблики фортепианных каверов на известные песни, есть паблики инструментальной музыки. В общем, музыка абсолютно на любой вкус.
Их крайне приятно слушать, правда, большинство из них своим форматом предполагает вдумчивое прослушивание: выкладываются альбомы, выкладываются подборки, в итоге — в режиме «играть все» раз в полчаса относительно резко сменяется музыкальный стиль. К тому же очень часто бывает ощущение дежа вю, если слушать паблики ежедневно. «Я же уже слушал этот альбом!».

Тем временем я еще на старом месте работы запустил фановый проект GTA V radio. Сначала сделал просто для себя плеер mp3-файлов, вытянутых с трекера, потом остальные захотели сделать из этого промо-проект.

В моей голове сложилось два и два, и я решил сделать маленький челлендж для себя самого: хоть сколько-то полноценное приложение, размещенное на github.io (читай, без бэкэнда вообще). Получилось, и через четыре дня заиграл прототип, который уже можно было слушать.
Он использовал алгоритм, который находил музыкальные группы из групп пользователя. Алгоритм был простой, как валенок: берем последние 20 постов, если в них есть хотя бы 20 треков — значит, это можно сыграть. Как ни странно, эта простая логика оказалось эффективной.

Прототип загружался минут пять, после чего появлялось 5-10 групп (сколько наберется), которые реально можно было включить и запустить этот самый рандом с условиями. Рандом был хитрый: он выбирал треки по возможности из тех, что не играли, а если таких не было — по определенной логике брал их тех, что играли давно. До сих пор хочу усложнить, поставив условие — не воспроизводить одного и того же исполнителя подряд, и никак не доходят руки пока, куда больше других задач по проекту.

Собственно, во времени загрузки и была первая проблема: API вконтакта не позволяло выполнять более трех запросов в секунду, так что все это превращалось в веселейший квест: запросить список групп, затем запросить посты для каждой из группы. У среднего пользователя может быть пара сотен групп, а в итоге — это растягивалось (с иногда всплывающими проблемами с ошибками таймаутов и прочим весельем) на минуты. Естественно, это утомляло.

Да, это можно было слушать (что и делал я и мои друзья), но для полноценного, гхм, развития и продвижения это было крайне неэффективно.
К тому же 5-10 групп выглядели крайне одиноко, и безумно хотелось добавить какие-то рекомендации, но с таким быстродействием это было бы нереально. Хотя музыка с этого радио у меня дома играла нон-стоп.

Долгий ящик

События происходили примерно полгода назад, в мае 2014 года, после чего в связи с рядом обстоятельств в жизни я решил отложить Public Radio. Иногда наличие еды в холодильнике все же важнее проектов для души, увы.

Да, я тогда покинул прежнее место работы. На лето я попал в одно довольно занятное место бэкэнд-разработчиком на ноде, и за два месяца там на меня напала жуткая апатия: было ощущение, что меня взяли на деньги сеньора, но при этом на позицию джуниора. Никакого доверия, много си-стайл кодинга (костяк разработчиков — бывшие сишники). Я уже было начал думать, что разработка — это не мое. Апофеозом был момент, который помню до сих пор:

-В этом js-модуле есть баг, найди.
через пять минут:
-Баг в этом участке кода, как он работает — без понятия, но кроме как в нем бага быть не должно. Его можно запустить на такие две строки:…
-Это замкнутый список с указателем, я его сам писал, оставь так, ищи баг. Это для перформанса.
через десять минут:
-Я заменил на предложенный код, замерил быстродействие, процессор просаживается на сотые доли процента, расход памяти такой же, баг ушел.
-Нет, оставь этот код, ищи баг.
через четыре часа:
-Я нашел баг, был плюс вместо минуса в одном месте.
-Нууу, окей. Я же говорил что список работает.

Сейчас это воспринимается даже смешно, но тогда я почему-то начал на полном серьезе задумываться о том, что к разработке у меня не лежит душа, что это не мое, и что это не то, чем мне стоит заниматься. Я даже начал прокручивать вариант с тем, чтобы достать с полки диплом инженера-судоводителя. Действительно, отсутствие эффективной деятельности угнетает и подавляет. Оглядываясь назад — я понимаю, о чем вообще говорят, когда говорят «дают тупую работу, чтобы ты сам тупел». Я стремительно тупел, я словно забывал все то, что умел, и терял желание что-либо делать. Я терял даже уверенность в себе и своих действиях, да настолько, что до сих пор периодически у лифта возвращаюсь и проверяю, закрыл ли я дверь. Проходит, конечно, но периодически до сих пор бывает.

К счастью, ребята от меня с моими умными идеями там устали, похоже, так же, как и я от них, и мы распрощались. Это отдельная смешная история, но я ее рассказывать не буду.

Я уже перестал тогда видеть в программировании торжество интеллекта, и начал, честно говоря, просто искать место, где можно удобно примостить пятую точку и получать приличные деньги за свои знания. Дальше была еще одна смена места в попытках примостить пятую точку куда потеплее, но в сентябре я вышел на какой-то стабильный ритм в жизни, впервые за черт знает сколько лет. В голове словно все стабилизировалось, и руки сами потянулись к Public Radio. Не потому что даже так интересно было запустить проект уже, а потому что была возможность обкатать те технологии, которые я не мог обкатывать в основном месте работы.

Самое интересное, что та самая уверенность в себе и своих решениях возвращалась именно благодаря тому, что я делал это самое радио.
Я много спорил с друзьями о том, как оно должно работать, больше всего споров вначале было про то, что нельзя пропустить трек и перейти к следующему. Технически это было возможно, конечно же, но идеологически — нет. Если тебе не нравится «станция» — выбирай другую, а не ищи на ней то, что тебе понравится. Попытка найти то, что нравится в гадости, когда рядом есть что-то, что может понравиться сразу, сродни какому-то мазохизму. По крайней мере на мой взгляд. Это был, кстати, еще один аргумент в копилку качественной рекомендательной системы.

Заодно тогда же, в сентябре, я увидел новую концепцию material design от гугла, и она зацепила, как в свое время зацепил Metro UI, в связи с чем я решил стилизовать приложение под нее. Не уверен, что получилось, но по крайней мере смена дизайна прошла хорошо.
Если пост читают фронтэнд-разработчики, то я объясню, чем же так вкусно было для меня возиться и «выпускать пар» — как в плане технологий, так и в плане UX.

Немножечко frontend-porn:
браузеры: ie11+ (и то потому что у меня winPhone), хром-фф последние
Javascript: ES6/traceur;
MVVM: vue.js;
Шаблонизация: Jade;
Стили: Stylus;
build system: gulp + browserify + gulp(как именно это — это для одной из следующих статей)
API: VK.com. Musicbrainz, coverartarchive, last.fm — отложено до следующих релизов по ряду причин.
Из временно выпиленного функционала: шейдерный эквалайзер для фона (нативные вызовы, без библиотек), нейронная сеть на brain.js в web worker для персонализации рекомендаций (надеюсь добавить во втором релизе).

Если вы разбираетесь во фронтэнде, то я думаю, что вы понимаете, насколько это заманчиво выглядит.
А если вы разбираетесь в бэкэнде — увы и ах, тут нет бэкэнда. ВООБЩЕ. Это не приложение с бэкэндом на апях, это не приложение даже с удаленными сервисами для хранения данных типа firebird. Максимум, что используется, кроме API Вконтакта и музыкальных сервисов — это localStorage и indexedDB на клиенте. Public radio — это настоящее client-side веб-приложение. У меня даже не стоит на сервере ничего кроме nginx. Это ведь в самом начале была просто еще одна ачивка в мою копилку: сделать взрослое серьезное приложение, которое можно развернуть на github.io. К сожалению, из-за last.fm придется делать какой-то бэкэнд: их api не поддерживает CORS, а друзья уже просят о его поддержке.

Для меня же это было сродни ковырянию под автомобилем — оно не будет ездить так, как надо, но сам процесс доводки доставляет удовольствие.
Просто игра ума и торжество аккуратности. То, что делаешь для себя — стараешься шлифовать, не хочется сделать гадость. Поэтому сидишь и часами медитируешь, как сделать правильно. Это правда было сродни психологической разрядке.

Нет, оно «ездило» бы, рано или поздно, но я совершенно не разбираюсь в раскрутке и продвижении приложений, а потому я скорее всего сделал бы ровно то же самое, что и со многими моими другими проектами — опубликовал бы и забыл.

Возрождение

А значит — зацепило бы и многих других людей.

А что еще важнее — я смог бы доказать себе, что я могу создавать веб-проекты, которые работают, ездят, и которые по-настоящему нравятся другим. Нет, никакой коммерческой цели не было как тогда, так и сейчас, просто хотелось сделать хороший проект.

Неделю назад я вернулся, начал хреначить (иначе не скажешь), а заодно и взял домен publicradio.io.

И сегодня я могу сказать, что у меня есть первый релиз Public Radio. Да, там нет многого функционала, который я хотел бы в нем видеть: нет умной строки поиска, которая бы подсказывала станции для друзей, определенных исполнителей или других станций. Нет сложного социального взаимодействия. Нет аналитики и персонализации для владельцев групп. Нет даже банально удаления не нравящихся тебе групп из списка. Но оно работает, оно играет музыку, рекомендует мне то, что я с удовольствием слушаю, лайкаю и добавляю в «мои группы». Это то, без чего я не мог видеть это «долбаное радио» (да, был период, когда я называл его именно так и никак иначе).

Я работаю над ним по ночам, по выходным, и я искренне счастлив, каждая минута работы с ним по-настоящему доставлет мне удовольствие, особенно когда возишься с ним под музыку, которая играет из него же.

Знаете, я только сейчас осознал, что я пришел в большую коммерческую веб-разработку ровно два года назад. 20 октября 2012 года я начал работать на первом месте из тех, что указаны у меня в резюме, до сих пор почему-то помню эту дату.
Наверное, это символично: начинать третий год работы в веб-разработке, запуская свой собственный проект. Некоммерческий, действительно фановый, такой проект, который нравится мне самому и который мне хочется развивать.

Наверное, у кого-то возникнет мысль «а в чем прикол? почему так долго делать? Да я это на коленке за неделю сделаю».

Я не буду спорить, сделаете. Я сам первую версию собрал за четыре дня, как я уже говорил.
А так долго… Два слова: быстродействие и рекомендации. Причем быстродействие как в плане работы с API, так и с рендером.
Если честно, получение данных можно было бы сделать в 2 раза быстрее, я его специально снизил сейчас: ВК отвечает через jsonp, который парсится как javascript, в режиме максимальной утилизации VK Api получалось, что 3 раза в секунду браузер парсил скрипты размером до 2 МБ каждый. Браузер, что логично, на это время подвисал, и даже дергался звук.

Что дальше?

Дальше я буду развивать проект — если людям он понравится, конечно. Правда, мне жутко не хватает времени — так что если кто-то хочет присоединиться, я только за. Я был бы рад видеть в команде Public Radio еще одного фронтэндщика и дизайнера, который хотел бы попробовать себя в Material Design.

Конечно, напишу 4 или 5 статей на Хабр про набор технологий, как и обещал выше. Мне правда есть о чем сказать — начиная от шейдеров (вот два, которые я сделал специально для Public Radio, но пока что не внедрил, долго объяснять причины, честно говоря: www.shadertoy.com/view/XsBSDW , www.shadertoy.com/view/XsBXDW) или построением веб-приложения как конечного автомата поверх генераторов es6 — и заканчивая простейшей рекомендательной системой и теми тонкостями, с которыми я столкнулся при ее создании на коленке.
Первую статью — про gulp+browserify+gulp, я надеюсь, я опубликую уже в среду.

Public Radio не станет коммерческим проектом, по крайней мере пока это мой проект.

Честно говоря, я не знаю, как мне продвигать его, и я искренне надеюсь на то, что мне просто повезет, и он станет сколько-то виральным. Я буду связываться с владельцами небольших пабликов и предлагать добавить их в список рекомендуемых: сейчас берутся первые 500 пабликов по слову music, парсятся, расчитываются по жанру и так далее — если создать каталог с жанрами, это значительно убыстрит и улучшит работу сайта — за размещение ссылки на радио (радио поддерживает ссылки на паблики, например, publicradio.io/?shantrock ), и, возможно, публикацию поста о радио. Если у кого-то есть хорошие идеи по развитию проекта — я буду рад услышать их, равно как и полезные комментарии.

Очень хотелось бы сделать мобильное приложение с кэшированием аудио — чтобы слушать «радио» в дороге или в метро, где лимитированный трафик (эта зараза может сожрать до 50 мб в минуту, особенно во время загрузки).

Но пока что у меня лично в планах сегодня вечером просто включить мою любимую станцию на Public Radio, собрать друзей, и отметить запуск моего первого полноценного веб-проекта.

Всем спасибо. Надеюсь, вам понравится Public Radio .

UPD: Забыл сказать. Если вам понравился проект и хотите помочь в его развитии — пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями. Это очень важно, куда важнее, чем в обычных случаях «расскажите о нас друзьям»: если удастся наладить партнерство с большим количеством (от 500, в идеале — как минимум 1500-2000) музыкальных пабликов, получится значительно ускорить загрузку и давать более точные рекомендации. Заодно будет почти полностью переписан движок с целью подключения нейросети для системы рекомендаций. А готовность владельцев пабликов идти на контакт и помогать предоставлять данные прямо зависит от живой аудитории Public Radio.

С удовольствием отвечу на Ваш вопрос. Посвященных музыке пабликов ВК много, постараюсь выделить более предпочтительные. Но, конечно, основываясь, в первую очередь, на своём субъективном мнении (да и жанров предпочитаемых Вы не указали). Очередность расположения пабликов ниже никак не связана с их рейтингом, порядок произвольный. Не претендую на всеобъемлемость, тут точно всего не охватишь, да и не знаешь всего.

Замечательный паблик "История музыки". Здесь каждый день отмечают определённые события, происходившие в мире музыки в тот или иной день в определённом году, какие-то знаковые даты (дни рождения, дни выпуска синглов, альбомов, проведения концертов и пр.), публикуют посты-обзоры на альбомы разных жанров (в первую очередь - рок-музыка (как правило, классический рок или жанры, ему близкие), качественная поп-музыка), делятся текущими новостями из музыкального мира, публикуют интересные факты об исполнителях, песнях, композициях, альбомах и т.п. Часто можно увидеть различные тематические подборки, истории создания конкретной песни, альбома (собственно, изначально, видимо, паблик на это и ориентировался, как мы можем увидеть из названия).

Мелодии и ритмы любимых альбомов. Публикуют, как опять же видно из названия, музыку альбомами, обязательно рассказывая об истории их создания, биографические факты деятельности конкретных исполнителей; иногда описания носят рецензионный характер (отмечаются достижения написанного альбома, его сильные вещи и не очень, характерные особенности альбома в целом и отдельных композиций, новаторство, прогрессия группы, либо, наоборот, упадок), либо просто отмечают оценку критиков, какие награды продукт принес авторам/исполнителям. Преимущественно можно увидеть классическую рок-музыку, иногда фолк (не современный, как правило), джаз, бывает и поп-музыка (но также, как и в паблике выше, очень избирательно), бывает электронная музыка. Стараются делиться музыкальными новинками. Хороший паблик.

Сетка пабликов E-music (основная страница: ): тематические музыкальные паблики разнообразных направлений и жанров в музыке - от классического рока, джаза, фолка до советской музыки, маршевой музыки, дрона, эмбиента, витч-хауса, вонки и так далее. Здесь меню с каталогом страниц: . Еще и паблики, посвященные книгам, кино, игрушкам компьютерным есть. Ссылки на конкретные паблики размещать не буду, потому что их оочень много. Кстати, есть деление на паблики, посвященные музыке конкретных городов России.

Паблики BBC Radio. Как известно, это радио имеет несколько станций, каждая из которых посвящена чему-то конкретному. Этот информационный ресурс музыкально интересен, потому меломаны, любители музыки и указанных радиостанций в целом решили отражать соответствующий материал в рамках ВК. Напишу о более интересных.

BBC Radio 1 (страничка ВК - ) - преимущественно на нем можно услышать современную электронную музыку (техно, транс, трип-хоп, инструментальный хип-хоп и так далее). Публикуют новинки, лонгплеи, сеты различных артистов. участвующих в деятельности радиостанции, рейтинги, чарты, архивные выпуски передач, ротаций (все на английском, конечно) радиостанции, жанровые подборки, тематические подборки (аля летняя музыка и пр.).

BBC Radio 6 ( - ссылка ВК) - здесь необычная смесь музыки: с одной стороны, много классического рока, джаза, фанка, регги прошлого столетия, с другой - достаточно современного фолка, инди, электронной и поп-музыки, но все достаточно избирательно. Также публикуют архивные выпуски передач, текущие передачи (все на языке оригинала), рассказывают о новинках музыки, памятных датах и пр. Меломанам можно будет подчерпнуть достаточно интересного материала, особенно, если слушать передачи. Часто приглашают музыкантов для беседы и обсуждения материалов.

Любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок. Один из любимейших мною пабликов. Если вас интересуют указанные жанры, вы найдете здесь много интересного, хотя иногда от основной тематики администраторы уклоняются, можно, к примеру, увидеть и подборки классической поп-музыки (Майкл Джексон, Джордж Майкл, к примеру), трип-хопа, достаточно классической музыки. Но в основном именно прог, психодел, арт, джаз, фьюжн. Музыка публикуется в большей степени альбомно (также рассказывают об исполнителе, особенностях альбома, его истории, ну или обязательно указывают инструментальную составляющую (перечисленные жанры, как правило, всегда связаны с мультиинструментализмом). Выделяются памятные музыкальные даты, значимые даты. В паблике достаточно живых обсуждений (во многих группах/пабликах они уже умерли) относительно музыкальных предпочтений и подобного. Иногда можно увидеть опросники с оценками альбома. В общем, любители психо-прог-арт-этно-блюз-рока точно этот паблик оценят.

Collection Of Elite Music. Энциклопедия меломана. Звучит пафосно и претенциозно, но паблик хороший, простим его за это.) Опять же, преимущественно публикуются альбомы музыки 20 века, иногда с описанием интересных фактов и особенностей работ, альбома в целом. Описание паблика ВК выглядит следующим образом: "Страничка для тех, кто любит музыку всех жанров и направлений; музыку, имеющую красивую гармонию; музыку, которая ласкает слух и заставляет нас воспринимать окружающий мир совершенно в ином свете... Если Вы меломан, любите рок-н-ролл, блюз, джаз и просто добротную музыку, то Вам сюда! :-)". Преобладающие жанры, как видно, обозначены.

World of intellectual music. Вновь альбомно публикуемая музыка - классический рок, блюз, джаз, прог, арт и так далее.

Один день в истории музыки. Музыкальный календарь с рассказом о фактах истории написания песни, из жизни музыкантов и пр.

Для любителей классической музыки.

После нашей подборки у вас больше никогда не будет проблемы с составлением личного плейлиста.

С развитием соцсетей музыкальная индустрия начала развиваться настолько быстро, что даже меломанам со стажем не удаётся уследить за всеми новинками. Если вы находитесь в поиске чего-то свежего и необычного, наша подборка для вас. Кстати, в конце материала вас ждёт небольшой сюрприз от редакции портала Свойкировский, надеемся, он вам понравится. Итак, поехали!

E:\music\

Мы решили сразу пустить в ход тяжёлую артиллерию. Этот проект включает в себя более 150 пабликов с музыкой абсолютно разных направлений и жанров. Как правило, админы пытаются найти что-то нестандартное, поэтому вы вряд ли найдёте здесь дискографию группы «Руки Вверх», зато начнёте развивать в себе хороший музыкальный вкус и хотя бы немного научитесь разбираться в жанрах. Осторожно! Зайдя в паблик, вы рискуете затеряться в нём надолго.

W Λ V E S

Этот паблик есть в подписках почти у каждого любителя электронной музыки. Почему? Да потому что тут нет всякого популярного хлама. Админы изо всех сил стараются быть «не такими как все» и упорно разыскивают на музыкальном сервисе Soundcloud годноту, которой часто вообще нет во ВКонтакте. Подписавшись на этот паблик, вы точно перестанете быть отсталым. В музыкальном плане, конечно.

Родной звук

Если вам противна всякого рода иностранщина, добро пожаловать в паблик «Родной звук». Здесь публикуются релизы исполнителей из стран бывшего СССР. Вы просто обалдеете от того, сколько популярных и не очень исполнителей обитает на постсоветском пространстве. В «Родном звуке» можно копаться часами. Неподготовленного слушателя может затошнить от обилия инди-рока, инди-попа и инди-фолка, но временами попадаются треки с очень даже годным звучанием. Зато вы точно не пропустите рождение новой звезды российской альтернативной сцены. Круто же.

Мелодии и ритмы любимых альбомов

Наверняка среди наших читателей есть те, кто всячески отвергает новые веяния и предпочитает свежаку из «облака» старые-добрые альбомы 90-х, 80-х и так далее. В этом паблике вы точно словите ностальгию за прослушиванием Ringo Starr, Black Sabbath и даже «Песняров». Проект выгодно отличается тем, что его админы каждый выложенный альбом снабжают его историей и небольшим рассказом об исполнителе. Так что, любители ретро, вам сюда.

Высокая музыка

В этом паблике появляется только классическая музыка. Основной плюс проекта в том, что посты публикуются не так уж и часто, а значит ваша лента не будет захламлена. Здесь царит уют и эстетика. Часто подборки сопровождаются стихами, живописью и рассказами о композиторах. Вступив в паблик, вы точно получите порцию классического музыкального просвещения и прослывёте эстетом.

JAZZ | Contemporary | Fusion | World

В период межсезонья под настроение как никогда хорошо послушать хороший джаз. В паблике, который мы вам предлагаем, регулярно выкладываются как подборки из представителей современного направления данного жанра, так и классический джаз. Если после фильма «Ла-ла Ленд» вы прониклись очарованием этой музыки, то паблик вам обязательно понравится. Если вы прошаренный фанат жанра - тем более.

Музыкальные паблики - зачем на них подписываться?" data-essbishovercontainer="">

Рынок стриминговых сервисов в России постепенно разрастается и крепнет , но большая часть молодых людей пока еще слушает музыку во «ВКонтакте». Нишевые паблики зачастую выступают в роли музыкальных редакторов и критиков, если говорить проще - они палят годноту. Для предыдущих поколений эту функцию выполняли радиостанции и тематические журналы, но паблики в соцсетях давно уже стали полноценным медиа - с собственной подачей, редакционной политикой и постоянной аудиторией.

«Сова» спросила у админов и создателей разножанровых пабликов о том, как они подбирают музыку для постов и зачем подписываться на их контент.

No Bad Vibes

Музыка может быть разных стилей: future beats, baile, soul, jersey club, lo-fi, soul. Я не зацикливаюсь на каком-то одном звучании, мне нравится искать неизвестных исполнителей, которые комбинируют стили. Иногда бывает, что у музыканта на «Саундклауде» очень мало прослушиваний и нашла я его случайно, а трек хороший.

Подборки я делаю по настроению. Иногда может вдохновить один трек и я подбираю к нему остальные, а иногда просто фотография может вдохновить и ищу звук, который передает то, что я чувствую в этот момент. Я не призываю никого подписываться, потому что здесь только моё настроение и моя любимая музыка. Мне очень интересно собрать людей, которые бы любили такую же музыку, как и я.

Паблик стали находить иностранные музыканты и писать в сообщения, благодарить за то, что я поддерживаю их музыку в России. Для меня это, наверное, было самое удивительное. Есть уже несколько миксов от иностранных музыкантов, которые выходили на известных лейблах. Они включают в свой сет анрелизы, треки, которые вдохновляют их. Начинающие музыканты из России пишут, что вдохновляются, слушая музыку в паблике, и присылают свои треки. Какие-то попадали в подборки.

Я не могу сказать про фишку паблика, не знаю есть ли она вообще. Каждый сам для себя находит здесь что-то.

Что бы спеть на русском

Идея паблика проста и лаконична - распространение и, возможно, популяризация любой русскоязычной музыки - от «А» до «Я», от Вертинского до Буерака, от гаражного панка до студийного попа. В общем, на любой вкус. Каждый может предложить подборку композиций любимого исполнителя и, скорее всего, она будет опубликована.

Некоторые начинающие исполнители используют паблик как площадку для пиара, предлагают свои треки со ссылкой на их группу. Мы обычно не против, особенно если музыка годная. К слову, все треки прослушиваются админами и оцениваются по чисто субъективной и достаточно лояльной системе на предмет достойности к публикации, проходят не все. Если «обычному пользователю "ВКонтакте"» нравится русскоязычная музыка или он просто хочет разбавить свой плейлист, то, наверное, у него есть повод подписаться. От себя могу добавить, что за время, которое являюсь администратором сообщества, открыл для себя огромное количество крутых исполнителей, а некоторых даже полюбил всей душой и сердцем.

Хрущёвка

Николай Резниченко:

При создании проекта мы придерживались правила - отбираем музыку, которая действительно нам нравится. Без пристрастия к аудитории и модным веяниям. Это был верный путь, как нам кажется, ибо продвигать и советовать слушателю музыку, которая нам самим бы не нравилась, было бы глупо.

Как оказалось позже, это действительно был хороший способ привлечь аудиторию. Мы начали быстро расти. Позже, конечно (спустя пол года), мы начали публиковать релизы менее нам привлекательные, но ни в коем случаи не хуже тех, что нам казались прекрасными. Отбирали музыку по принципу полной вкусовщины, и снимали на эти релизы музыкальные новости, где тех или иных понравившихся нам артистов мы пропагандировали. Так мы формировали аудиторию из людей, неравнодушных к малопопулярным, но достойным релизам, подкрепленных нашим «мнением» и видеороликом.

Что касается нашей изюминки, то мы одни из первых, если не первые, кто начал снимать музыкальные новости андеграундной сцены стран СНГ. К нам в подборку попадали артисты и с 50 подписчиками, и до 100 000 слушателей. Позже мы начали активно снимать интервью с понравившимися нам артистами. Еще позже запусти ряд музыкальных передач в стиле «беседы с артистами». Таким образом в течении вот уже двух лет мы накопили более 300 роликов на разные музыкальные темы. И до сих пор нет ни одной площадки, где было бы собрано столько материала о нашей сцене.

Сейчас мы снимаем документальные фильмы - выпустили на экраны уже две работы: «Герои советского нью-вэйва» и «ТАМТАМ: музыка смутного времени». Картины успешно прокатились в нескольких городах страны и принесли нам какие-никакие первые финансы. Работаем мы на чистом энтузиазме и не собираемся останавливаться. Из-за с кропотливого процесса съемки фильмов мы немного приостановили запись видеороликов и интервью.

В паблике сейчас появляется музыка разного сорта - от минимал-техно до нойза. Принцип «вкусовщины» со временем сошел на нет, так как мы в помощь набрали еще команду админов. Они тоже привнесли свои музыкальные предпочтения и свои принципы отбора. Мы команда демократичная, и потому принимаем и публикуем все понравившиеся нашей команде релизы. Даже если многие нам и не нравятся. Дальше только больше. Оставайтесь с нами и подписывайтесь. У нас интересно.

СТОРОНА

Музыку выкладываем самую разную, от джаза до хип-хопа и самого неистового грайндкора, пользуясь критерием «интересно», ждем больше самобытности, меньше банальности, больше качественного звука и больше мысли в музыке.

Фишка паблика в желании развивать отечественную сцену, популяризировать группы, которые ввиду неосведомленности слушателей остаются в глубоком андеграунде. И больше рассказывать о подноготной музыканской жизни: репетиции, интервью из гримерок и походы в гости.

В закладки

В апреле этого года «ВКонтакте» музыкальный раздел. Помимо нового дизайна и других чисто косметических изменений, это был один из последних на данный момент больших шагов в сторону легализации аудиозаписей, из-за которых социальная сеть судилась с правообладателями.

TJ пообщался с администраторами популярных музыкальных пабликов, чтобы понять, на каких правах живёт музыка во «ВКонтакте» спустя полгода после перезапуска.

Нововведения

В 2016 году холдинг Mail.Ru Group, которому принадлежит «ВКонтакте», а также его партнёр по взаимодействию с правообладателями United Music Agency заключили соглашение с некоторыми крупными западными музыкальными издателями (в их числе Universal Music, Sony Music и Warner Music) и с отечественным «Первым музыкальным издательством» об использовании их музыки на коммерческих условиях. До того момента музыкальные паблики «ВКонтакте» технически существовали в серой зоне: пользователи могли загружать любые аудиозаписи, но от их не защищён был никто.

Эти соглашения привели к тому, что в конце 2016-го приложение «Музыка ВКонтакте» сменило название на Boom. В Boom появился платный тариф за 149 рублей, а также бесплатный пробный период. С перезапуском музыкального раздела внимание на приложении акцентировалось ещё сильнее, а в основном приложении «ВКонтакте» для Android пропала возможность слушать треки офлайн (зато такая функция появилась в платной версии Boom). пресс-секретаря «ВКонтакте» Евгения Красникова, платное прослушивание музыки офлайн было требованием правообладателей.

Кроме того, с апреля «ВКонтакте» начала более активно использовать аудиорекламу. Помимо веб-версии, где музыку можно по-прежнему слушать без подписки, реклама стала появляться и в мобильной версии. Платная подписка в Boom отключает аудиорекламу везде.

Так выглядел музыкальный раздел «ВКонтакте» после весеннего перезапуска.

Как функционировали музыкальные паблики и за что их любили

Помимо свободного доступа к самой разной музыке, основным преимуществом музыкальных пабликов «ВКонтакте» раньше были так называемые «сливы» - альбомы, которые тем или иным образом попадают в сеть до официального релиза. В остальном интернете сливы преимущественно распространяются через закрытые торрент-трекеры вроде what.cd (в ноябре прошлого года он существование), peer-to-peer сервис Soulseek , специализированные cайты и приватные группы в Facebook, которые не всегда понятны простым пользователям.

Паблики «ВКонтакте» сильно демократизировали свободное распространение музыки, заодно превратившись практически в стриминг-сервис для сливов. Не нужно лезть ни на какие подозрительные сайты и ничего скачивать, можно просто включить и слушать тот или иной альбом порой за месяцы до его официального выхода.

К примеру, альбом «22, A Million» группы Bon Iver оказался во «ВКонтакте» ровно за месяц до релиза, а альбом калифорнийской группы Craft Spells был слит буквально на следующий день после его анонса . Некоторые пластинки могли появляться даже раньше, чем в остальном «общедоступном» интернете - альбом «Salad Days» канадского музыканта Мака Демарко был напрямую слит из Soulseek пабликом My pet spider до того, как оказался на других пиратских сайтах или торрентах.

Впрочем, немногие страницы самостоятельно занимаются таким дотошным поиском и загрузкой новой музыки. Большинство крупных музыкальных пабликов добавляют себе уже загруженные аудиозаписи, либо загружают их заново сами.

Что изменилось теперь

Со сливами музыки, как и с нелегальным контентом, правообладатели всегда сражались с переменным успехом. Они то блокировали не самые очевидные релизы, то пропускали известные альбомы. С момента введения платной подписки борьба со сливами заметно ужесточилась: многие опубликованные до релиза альбомы блокируются в течение нескольких дней, а некоторые аудиозаписи «ВКонтакте» распознаёт сразу после момента загрузки и блокирует моментально. Другое дело, что аудиозаписи не пропадают навсегда, а снова становятся доступными после официального релиза - иногда в том же самом посте, иногда файлы приходится перезаливать.

За последний год количество сливов сократилось во всём интернете в принципе. Альбомы популярных исполнителей всё чаще попадают в сеть всего за день-два до официального релиза (как это было с «Melodrama» певицы Лорд) или прямо в день выхода (как это было с альбомом «Starboy» The Weeknd).

Лейблы со временем стали лучше защищать свои релизы и теперь больше полагаются на официальные стриминговые «премьеры». К примеру, на сайтах вроде NPR и Hype Machine некоторые грядущие альбомы выкладывают для легального прослушивания за неделю до выхода.

Что об этом говорят администраторы пабликов

​Альбомы больших артистов (например, Coldplay или Depeche Mode) удаляют из пабликов почти сразу, если они появились там до релиза. Это занимает иногда несколько часов, а иногда несколько минут.

После официального релиза почти все артисты и альбомы доступны в «ВКонтакте» (раньше, во время конфликта лейблов с социальной сетью, некоторых артистов здесь просто не было: The National, Honeyblood и других). Артисты же рангом поменьше могут быть удалены, но не всегда.

На ведение паблика [это] почти никак не влияет, мы стараемся выкладывать альбомы только после релиза. С удалением альбомов до релиза мы не боремся. Стараемся поддерживать лейблы и артистов и выкладываем альбомы только после официального выхода. Негатива почти нет, люди уже привыкли, что альбомы, слитые до релиза, будут доступны всего пару часов, а потом их удалят.

На «Родном Звуке» (Паблик с отечественной музыкой. - прим. TJ) это практически не отразилось. 80% нашего контента - это музыканты, выпускающие свои альбомы и синглы в домашних условиях, без помощи лейблов. У многих из них музыки нет даже в Apple Music и Soundcloud. Зачастую «ВКонтакте» - единственная площадка, где они представлены. «ВКонтакте» в России и странах СНГ - это колыбель новой музыки.

Альбомы российских независимых артистов сливаются редко. За последнее время могу вспомнить только альбом Kedr Livanskiy, 7 треков из которого оказалось во «ВКонтакте» за неделю до релиза. Но его удалять не стали, треки остались доступны (Этот альбом был издан на американском лейбле 2MR. - прим. TJ) .

Недавний новый альбом группы «Пасош» слили за несколько часов до релиза, но музыканты это заметили и выложили его сами в своём паблике.

​Музыку сейчас всегда удаляют до релиза. Особенно если это релиз большого лейбла - Warner, Sony, Universal. У таких лейблов есть представительства во «Вконтакте». В одном из них мне рассказали, что если альбом сливается до релиза, то они подают заявку в техподдержку, и его блокируют.

[Чаще удалять альбомы до релиза стали] благодаря слаженной работе представителей крупных лейблов в России. Я сам сейчас ничего не заливаю в паблик, если альбом слили. Смысл? Если его его удалят в течении дня. Это неуважение к артисту и музыканту.

Если у тебя небольшой ламповый паблик на тысячу человек и ты хочешь быть самым быстрым, то имеет смысл публиковать слив. Но у меня полмиллиона человек, и каждый большой альбом очень важен для подписчиков.

Все привыкают слушать альбомы в день выхода. Продвинутые меломаны увидят альбом на торрентах, скачают, но комментировать все равно придут во «ВКонтакте». Я слушаю сливы, но сам оформил подписку в Apple Music и не жалуюсь. C приходом стриминговых сервисов по доступной цене менталитет даже наших людей меняется.

Что будет дальше

Все нововведения «ВКонтакте» похожи на условия использования многих популярных стриминг-сервисов. В бесплатной версии Spotify есть аудиореклама, без подписки на Deezer в мобильной версии нельзя сохранять песни в кэш, в Google Play Music можно самостоятельно добавлять песни в фонотеку. Cтоимость подписки на Boom в России тоже немногим отличается от подписок на другие стриминги: Google Play Music стоит 159 рублей в месяц, а Apple Music и «Яндекс.Музыка» - 169 рублей.

Вероятно, «ВКонтакте» тоже стремится стать полноценным стриминг-сервисом и избавиться от пиратского прошлого. ​Подобное случалось: сервис Deezer тоже первоначально давал неограниченный доступ к нелегальной музыке, но из-за проблем с правообладателями был вынужден заключить соглашения с лейблами.

У «ВКонтакте» есть большая база лояльных пользователей, которые привыкли слушать там музыку, но не очень понятно, готовы ли они платить за это. Социальная сеть не раскрывала число платных подписчиков в Boom, а сами пользователи восприняли приложение скорее негативно. Рейтинг приложения в Google Play сейчас колеблется в районе 1,6 на основе около 150 тысяч оценок, в App Store - около 2,5 на основе более 4 тысяч оценок.

Паблики тем временем перестают быть распространителями пиратского контента. Они становятся скорее рекомендационными площадками, которые специализируются на той или иной музыке. Что-то похожее есть в других стримингах - редакторы по странам в Deezer или кураторские плейлисты в Apple Music. Тем пабликам, которым это не нравится и которые всё ещё хотят распространять нелегальный контент без ограничений, вероятно, придётся подыскивать новую площадку.

Ей вполне может стать Telegram - там, как и во «ВКонтакте» пару лет назад, можно бесплатно слушать аудиофайлы, а также скачивать их без лимитов. Telegram, впрочем, уже блокировал каналы с нелегальным контентом (в том числе музыкальным), но массовых прецедентов пока не было.

Другое дело, что «ВКонтакте» всё ещё лучше многих других стримингов в плане редкой и андеграундной музыки. Она часто недоступна на официальных стримингах, об её удалении не заботятся правообладатели. Это касается страниц с электронной музыкой (сообщества вроде