Bpwin предназначен для. Создание модели процессов в BPwin

Перед инсталляцией программы на компьютер необходимо убедится в том, что на вашем жёстком диске есть свободное место.

Для установки BPwin на Windows 7 нужно настроить режим совместимости с WinXP SP3 и запустить файл BPwin4.exe от имени администратора:

  1. Правой кнопкой мыши нажимаем на файл BPwin4.exe и выбираем пункт "Свойства".
  2. Далее переходим на вкладку "Совместимость"
  3. В диалоговом окне "Режим совместимости", устанавливаем галочку "Запустить программу в режиме совместимости с:"
  4. Выбираем пункт меню "Windows XP (пакет обновления 3)"
  5. Нажать "ОК"

Начнется процесс подготовки к инсталяции:

Рис 1.1. Окно BPwin 4.0 Setup

В появившемся окне BPwin 4 Setup нажимаем . Для дальнейшей установкинажимаем

Рис 1.2. Лицензионное соглашение

Указываем место установи программы. По умолчанию программа автоматически устанавливается в C:\Program Files\Computer Associates\BPwin 4.0.

Рис 1.3. Окно выбора типа установки

  • Tipical отличается тем, что при таком типе установке программа устанавливает все свои компоненты (приложения).
  • Compact режим необходим если на вашем жестком диске недостаточно места для всех компонентов BPwin. В таком случае будут установлены только основные компоненты необходимые для работы программы.
  • Custom необходим для выбора определенных компонентов программы для установки

Для продолжения установки нажимаем .

Нажимаем кнопку . Если Вы хотите указать собственное имя папки программы в меню Пуск, то введите его и нажмите кнопку .

После того как как установится BPwin на вашем компьютере, появится окно, «Добро пожаловать в регистрацию», в котором нужно нажать кнопку .

Рис 1.4. Окно «Добро пожаловать в регистрацию»

Затем в окне RegisterIT, которое предлагает вам зарегистрировать Вашу версию BPwin 4.0, нужно выбрать позицию Register Later и нажать кнопку .

Рис 1.5. Окно Register Later

Затем в появившемся окне нажимаем . Из появляющихся окон выбираем кнопки и .

Процесс установки завершён.

Теперь необходимо зарегистрировать полную версию программы BPwin.

Для этого находим в архиве файл Keygen.exe и копируем его в каталог, куда была установлена программа BPwin (корневой каталог диска C:\СA_LIC )

Запускаем Keygen.exe расположенный в C:\СA_LIC .

В поле Product Name нужно выбрать BPwin 4.0 и нажать кнопку .

Это нужно для того, чтобы найти код программы BPwin 4.0 .

Рис 1.6. Окно Keygenerator by SlaSk/PFT

После того как ключ был сгенерирован и Вы увидели его в поле Registration ID, необходимо скопировать его.

Теперь BPwin Keygen генератор ключа можно закрыть.

Для дальнейшей работы следует запустить программу RegIT.exe из каталога CA_LIC. После запуска программы появляется окно приветствия RegIT.

Рис 1.7. Окно RegisterIT Welcome

В этом окне для продолжения работы необходимо нажать . После чего в окне RegisterIT вы выбираете пункт Register Later и нажимаете кнопку .

Рис 1.8. Окно ввода ключа

Далее появляется окно в котором в поле Product Name выбрать BPwin 4.0 , а в поле Registration ID вставляете ключ (набор цифр) ранее скопированный и нажимаете кнопку . Дальнейшего вашего участия не требуется (кроме нажатия кнопки ) программа всё сделает сама. На последнем шаге вы можете с облегчением нажать кнопку . Вот и всё программа BPwin 4.0 работоспособна.

BPwin - освоение CASE-средства BPwin в целях разработки функциональной модели информационной системы с использованием методологии IDEF0.

CASE-средство BPwin предназначено для построения функциональных моделей с использованием методологий:

  1. IDEF0 - функциональные модели любых систем;
  2. IDEF3 - функциональные модели технологических процессов;
  3. DFD - функциональные модели информационных систем.

Внешний вид главного окна BPwin представлен на рис.1.

Рис. 1. Интегрированная среда BPwin

Навигатор панели процессов предназначен для отображения и выбора диаграмм разрабатываемой функциональной модели.
Рабочая область предназначена для отображения и редактирования диаграммы модели, выбранной в панели процессов.

На рис.2 приведено назначение элементов управления стандартной панели инструментов (Standard Toolbar).

Рис. 2. Стандартная панель инструментов

Для создания новой модели необходимо выбрать пункт меню "File / New" или нажать на соответствующую кнопку стандартной панели инструментов (см.рис.2). На экране появится диалоговое окно (рис.3).

Рис. 3. Диалоговое окно создания или открытия модели

В диалоговом окне необходимо выбрать радиокнопку "Create model", ввести имя модели в поле "Name" и выбрать методологию, нотация которой будет использовать при построении модели (радиокнопки "Type").
Для указания общих параметры модели необходимо выбрать пункт меню "Мodel / Model Properties" и в появившемся диалоговом окне перейти на вкладку "General" (риc.4).

Рис. 4. Вкладка "General" диалогового окна "Model Properties"

На вкладке задаются следующие параметры модели:
- имя модели (Model name);
- имя проекта (Project). Имя проекта, как правило, совпадает с именем разрабатываемой информационной системы;
- фамилия автора или наименование компании (Author);
- инициалы автора (Author initials);
- тип модели - AS-IS (как есть) или TO-BE (как будет). Подробнее см. раздел "Основы функционального анализа и проектирования систем".

После нажатия на кнопку "Ok" диалогового окна создания модели автоматически создается контекстная диаграмма. Указание параметров диаграммы, выбранной в текущий момент в панели процессов, осуществляется через диалоговое окно "Diagram Property", вызываемого через пункт меню "Diagram / Diagram Property" (рис.5).

Рис. 5. Вкладка "Name" диалогового окна "Diagram Property"

На вкладке "Status" указываются статус, дата создания и дата последней редакции диаграммы (рис.6).

Рис. 6. Вкладка "Status" диалогового окна "Diagram Property"

Типы статуса диаграммы имеют следующий смысл:
- рабочая (WORKING) - диаграмма находится в стадии разработки;
- черновик (DRAFT) - диаграмма прошла некоторые стадии рассмотрения с заказчиками, но это не окончательный вариант;
- рекомендованная (RECOMMENDED) - диаграмма прошла все стадии рассмотрения с заказчиками и отвечает формальным требованиям, но это не окончательный вариант;
- готовая или публикуемая (PUBLICATION) - окончательный вариант диаграммы.
На вкладке "Page Setup" указываются единицы измерения (Units), формат листов (Sheet Size), поля, необходимость отображения заголовка (Header) и нижнего колонтитула (Footer) (рис.7).

Рис. 7. Вкладка "Page Setup" диалогового окна "Diagram Property"

На вкладке "Header/Footer" возможно задание пользовательского (custom) вида заголовка (Header) и нижнего колонтитула (Footer) диаграммы (рис.8).

Рис. 8. Вкладка "Header/Footer" диалогового окна "Diagram Property"

Для непосредственного создания элементов диаграммы и ускоренной навигации по модели используется панель инструментов "BPwin Toolbox" (отображение или скрытие панели выполняется через пункт меню "View").

На рис.9 приведено назначение элементов управления панель инструментов "BPwin Toolbox".

Рис. 9. Панель инструментов "BPwin Toolbox"

Для указания параметров функции необходимо щелкнуть по ней правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать соответствующий пункт.

В результате на экране появится диалоговое окно "Activity Properties" (рис.10).

Рис. 10. Диалоговое окно "Activity Properties"

На вкладке диалогового окна можно задать:
- имя блока (вкладка "Name");
- комментарий к блоку (вкладка "Definition");
- параметры шрифта надписи блока (вкладка "Font");
- цвет блока (вкладка "Color");
- графический примитив, используемый для отображения блока (вкладка "Box style").

Для указания аналогичных параметров стрелки используется диалоговое окно "Arrow Properties" (рис.11). Вызов диалогового окна выполняется также, как и для блока.

Рис. 11. Диалоговое окно "Arrow Properties"

Если наименование стрелки расположено удаленно от самой стрелки или возникают трудности по сопоставлению наименования стрелки с самой стрелкой (в случае высокого насыщения диаграммы элементами) можно на диаграмме отобразить ассоциацию между ними. Для этого необходимо щелкнуть по стрелке правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт "Squiggle".
Для указания на диаграмме произвольного комментария непосредственно к элементу используются кнопки "Задание ассоциации" и "Добавление произвольного текста".
Для навигации по модели (переходу к диаграммам) используются последние четыре кнопки панели "BPwin Toolbox".
Если на диаграмме выбран блок, для которого не существует диаграммы декомпозиции, и нажата кнопка в панели инструментов ▼, то на экране появится диалоговое окно "Activity Box Count" (рис.12).

Рис. 12. Диалоговое окно "Activity Box Count"

В этом диалоговом окне требуется выбрать методологию, в соответствии с которой будет строится диаграмма декомпозиции, и предполагаемое количество блоков на диаграмме. BPwin создаст диаграмму с указанным количеством блоков и перенесет на нее все стрелки входящие и выходящие в родительский блок.
Ниже перечислены наиболее используемые приемы редактирования диаграмм и их элементов:
- создание новой стрелки - выбрать в панели инструментов "BPwin Toolbox" кнопку →, подвести указатель мыши на диаграмме к соответствующей границе диаграммы или блока, означающей начало стрелки, нажать левую кнопку мыши, подвести указатель мыши к соответствующей границе диаграммы или блока, означающей конец стрелки, и нажать левую кнопку мыши;
- соединение имеющейся стрелки с имеющимся блоком или границей диаграммы, ветвление стрелки - выбрать в панели инструментов "BPwin Toolbox" кнопку →, подвести указатель мыши на диаграмме к соответствующей стрелке (в случае ветвления - к месту ветвления стрелки), нажать левую кнопку мыши, подвести указатель мыши к соответствующей границе диаграммы или блока, означающей конец стрелки, и нажать левую кнопку мыши;
- удаление блока - выбрать блок на диаграмме или панели процессов и нажать клавишу "Delete". При этом, кроме удаления самого блока, будут удалены все входящие и выходящие из него стрелки, а также связанные с ним диаграммы декомпозиции и их элементы;
- удаление стрелки - выбрать стрелку на диаграмме и нажать клавишу "Delete". Если удаляемая стрелка была перенесена на диаграмму в результате декомпозиции родительского блока, то она будет удалена с текущей диаграммы (диаграммы декомпозиции), а на родительской диаграмме останется и примет статус затуннелированной со стороны вхождения в родительский блок (рис.13а). Если удаляемая стрелка присутствует на диаграмме декомпозиции для блока, в который она входит или выходит, то она будет удалена с текущей диаграммы (родительской диаграммы), а на диаграмме декомпозиции примет статус затуннелированной со стороны границы этой диаграммы (рис.13б). Квадратные скобки затуннелированной стрелки означают неутвержденное (предварительное) туннелирование, круглые - утвержденное (сознательное). Для изменения статуса туннелирования (с неутверденного на утвержденное) необходимо щелкнуть по ней правой кнопкой мыши, выбрать пункт "Arrow Tunell" контекстного меню и в соответствующем диалоговом окне выбрать статус;

Рис. 13. Затуннелированные стрелки

Перемещение блока или стрелки на диаграмме - выбрать в панели инструментов "BPwin Toolbox" кнопку , подвести указатель мыши на диаграмме к соответствующему элементу диаграммы, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, задать новое положение элемента.
- создание диаграммы дерева узлов - выбрать в панели процессов или на диаграмме блок (корень дерева), начиная с которого будет строится диаграмма дерева узлов, выбрать пункт меню "Diagram / Add Node Tree" и в появившемся диалоговом окне задать имя диаграммы дерева узлов и количество уровней дерева.

Рис. 14. Мастер создания диаграммы дерева узлов

Скачать книги по бизнес моделированию:

1. Марка, Д.А. Методология структурного анализа и проектирования SADT / Д.А. Марка, К. МакГоуэн. - М. : МетаТехнология, 1993. - 243 с.
2. Калянов, Г.Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение) / Г.Н. Калянов. - М. : Лори, 1996. - с.
3. Маклаков, С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем / С.В. Маклаков. - М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. - 304 с.
4. Маклаков, С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite / С.В. Маклаков. - М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2005. - 432 с.
5. Дубейковский, В. И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. (BPwin) Где? Зачем? Как? / В.И. Дубейков-ский. - М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. - 464 с.
6. Анисимов, В.В. Проектирование информационных систем: курс лекций. В 2 ч. Ч. 1. Структурный подход / В.В. Анисимов. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. - 112 с.

Бизнесмоделирование.
Модель в BPwin

Вопросы

1. Модель в IDEF0:
контекстная диаграмма А-0 (в каждой модели
может быть только одна контекстная
диаграмма);
диаграммы декомпозиции (в том числе
диаграмма первого уровня декомпозиции А0,
раскрывающая контекстную);
диаграммы дерева узлов;
диаграммы только для экспозиции (FEO).
2. Работа в BPwin

BPwin, ERwin – средства функционального и концептуального
моделирования, реализующие методологии IDEF0 и IDEF1X
соответственно. BPwin позволяет создавать сложные модели
бизнес-процессов при минимальных усилиях. BPwin поддерживает
три методологии – IDEF0, IDEF3 и DFD. Каждая из них призвана
решать свои специфические задачи. Также можно строить
смешанные модели.
Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из
которых оперирует с некоторым набором данных. Работы
изображаются в виде прямоугольников (блоков), данные – в виде
стрелок (дуг). Основу методологии IDEF0 составляет графический
язык описания бизнес-процессов. Модель в IDEF0 представлена
совокупностью иерархически упорядоченных и логически
связанных диаграмм.

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и
представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с
внешней средой (как правило, здесь описывается основное назначение
моделируемого объекта). После описания системы в целом проводится разбиение
ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной
декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и
взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После
декомпозиции контекстной диаграммы (получения диаграммы А0) проводится
декомпозиция каждого блока диаграммы А0 на более мелкие фрагменты и так
далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого
сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы – эксперты предметной
области (обычно это интервьюируемые аналитиками сотрудники предприятий)
указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам.
Найденные несоответствия исправляются и только после прохождения
экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу
декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам
на любом и каждом уровне модели. Синтаксис описания системы в целом и
каждого ее фрагмента одинаков во всей модели

Работа в BPwin

Термины:
1. Scope - область моделирования;
2. Purpose-цель моделирования;
3. Viewpoint -точка зрения;
4. Status - (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.),
время создания и последнего редактирования
(отслеживается в дальнейшем автоматически по системной
дате);
5. Source -описываются источники информации для построения
модели (например, "Опрос экспертов предметной области и
анализ документации");
6. Activity –работы;
7. Arrow - стрелки.
General -служит для внесения имени проекта и модели, имени и
инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТОВЕ.

Интерфейс

Рис. 1 Меню и панель инструментов

В левой части, навигатор модели - Model Explorer
Основные инструменты
Рис. 2
1. Создать новую модель.
2. Открыть модель.
3. Сохранить модель.
4. Печать модели.
5. Мастер создания отчетов.
6. Выбор масштаба.
7. Масштабирование.
8. Увеличение участка
9. Проверка ошибок
10. Включение и выключение навигатора модели.

На основной панели инструментов (либо в любом желаемом месте экрана)
расположены инструменты редактора BPWin:
Рис.3
1. Pointer Tool – используется для выбора и определения позиции объектов
добавленных в диаграмму.
2. Activity Box Tool – используется для установки блоков в диаграмме.
3. Arrow Tool – используется, чтобы устанавливать дуги в диаграмме.
4. Squiggle Tool – используется для создания тильды (squiggle), которая
соединяет дугу с ее названием.
5. Text Block Tool – используется для создания текстовых блоков.
6. Diagram Dictionary Editor – открывает диалоговое окно Diagram Dictionary
Editor, где можно перейти на какую-либо диаграмму или создать новую
диаграмму.

7. Go to Sibling Diagram – используется для отображения следующей диаграммы
того же уровня.
8. Go to Parent Diagram – переход на родительскую диаграмму.
9. Go to Child Diagram – используется, чтобы отобразить диаграмму потомка
или разложить выделенный блок на диаграмму потомка.
Любая диаграмма состоит из совокупности следующих объектов:
Блоков;
Дуг;
Текстовых блоков.
Для работы с любым из этих объектов можно использовать либо основное меню,
либо контекстно-зависимое меню (меню, появляющееся при нажатии правой
кнопке мыши). Принципы работы с меню являются стандартными для среды
Windows. Объект сначала делается активным, затем над ним осуществляются
необходимые действия.
На основной панели инструментов расположены элементы управления, в
основном знакомые по другим Windows-интерфейсам.
Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые
происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые
результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников (блоков). Все работы
должны быть названы и определены. Имя работы должно быть в глагольной или
отглагольной форме (например, «Принять заказ», «Изготовление детали» и т.д.).

10. Описание и создание модели

IDEF0-модель предполагает наличие четко
сформулированной цели, единственного субъекта
моделирования и одной точки зрения.
Создание модели.
Пункт меню File ->New

11.

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок.
Стрелки представляют собой некую информацию и обозначаются существительными
(на-пример, заказы клиентов, правила и процедуры и т.д.)
В IDEF0 различают пять типов стрелок:
1. Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуются
работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни
одной стрелки входа. Каждый тип стрелок подходит к определенной стороне
прямоугольника, изображающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется
как входящая в левую грань работы («заказы»). Очень часто сложно определить,
являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить
то, перерабатывают-ся/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то
скорее всего это вход, если нет - управление.
2. Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми
руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку
управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы
("правила и процедуры") Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. В
случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или контроль)
рекомендуется рисовать стрелку управления.
3. Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Каждая
работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет
смысла и не должна моделироваться. Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой
грани работы ("Проданныое изделие").

12.

4. Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например
персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рисуется как
входящая в ниж-нюю грань работы. ("Бухгалтерская система"). По усмотрению
аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.
5. Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель работы.
Стрел-ка вызова рисуется как исходящая из нижней грани работы ("Другая
модель работы"). Стрелка вызова используется для указания того, что некоторая
работа выполняется за пределами моделируемой системы. В BPwin стрелки
вызова используются в механизме слияния и разделения моделей. Для внесения
граничной стрелки входа надо:
щелкнуть по кнопке с символом стрелки
палитре инструментов и перенести курсор к левой стороне экрана, пока не
появится начальная темная полоска;
щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще раз в левой части
работы со стороны входа (где заканчивается стрелка); щелкнуть правой кнопкой
мыши на линии стрелки, во всплывающем меню выбрать Name и добавить имя
стрелки во вкладке Name диалога Arrow Properties.
в

13. Пример модели.

14.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной
диаграммы - диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в
целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на
модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить,
что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить,
что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как
внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно
влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования -
вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, в
начале необходимо определить область моделирования. Описание области как
системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели
Цель моделирования
Цель моделирования определяется из ответов на следующие вопросы:
Почему этот процесс должен быть смоделирован?
Что должна показывать модель?
Что может получить клиент?
.

15.

Точка зрения (Viewpoint).
Под точкой зрения понимается перспектива, с которой наблюдалась система при
построении модели Точка зрения должна соответствовать цели и границам
моделирования. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного
за моделируемую работу в целом.
IDEF0-модель предполагает наличие четко сформулированной цели,
единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения
области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт
меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties. В закладке
Purpose следует внести цель и точку зрения,

16.

17. Декомпозиция

После создания контекстной диаграммы необходимо расписать работу
отдельных
участков. Для этого декомпозируем эту диаграмму.
Для декомпозиции необходимо в браузере щелкнуть левой кнопкой мыши
на имени
диаграммы, а затем нажать кнопку (Go to Child Diagram), затем в
диалоговом окне

18.

19. Конечная модель

20. Дерево узлов

21.

22. Стоимостный анализ

Для стоимостного анализа, обычно сначала строится
функциональная модель существующей организации работы -
AS-IS (как есть). После построения модели AS-IS проводится
анализ бизнес-процессов, потоки данных и объектов
перенаправляются и улучшаются, в результате строится модель
ТО-ВЕ. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из
которых по какому-либо критерию выбирается наилучшая.
Проблема состоит в том, что таких критериев много и непросто
определить важнейший. Для того чтобы определить качество
созданной модели с точки зрения эффективности бизнеспроцессов, необходима система метрики, т. е. качество следует
оценивать количественно.
BPwin предоставляет аналитику два инструмента для оценки
модели - стоимостный анализ, основанный на работах (Activity
Based Costing, ABC), и свойства, определяемые пользователем
(User Defined Properties, UDP). Функциональное оценивание –
ABC – это технология выявления и исследования стоимости
выполнения той или иной функции (действия). Исходными
данными для функционального оценивания являются затраты на
ресурсы (материалы, персонал и т.д.).

23.

Для стоимостного анализа, обычно сначала строится функциональная модель
существующей организации работы - AS-IS (как есть). определить важнейший.
Для того чтобы определить качество созданной модели с точки зрения
эффективности бизнес-процессов, необходима система метрики, т. е. качество
следует оценивать количественно.
BPwin предоставляет аналитику два инструмента для оценки модели -
стоимостный анализ, основанный на работах (Activity Based Costing, ABC), и
свойства, определяемые пользователем (User Defined Properties, UDP).
Функциональное оценивание – ABC – это технология выявления и исследования
стоимости выполнения той или иной функции (действия). Исходными данными
для функционального оценивания являются затраты на ресурсы (материалы,
персонал и т.д.).
После построения модели AS-IS проводится анализ бизнес-процессов, потоки
данных и объектов перенаправляются и улучшаются, в результате строится
модель ТО-ВЕ. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из которых по
какому-либо критерию выбирается наилучшая.

24.

При проведении стоимостного анализа в BPwin сначала задаются единицы
измерения времени и денег. Для задания единиц измерения следует вызвать
диалог Model Properties (меню Model), закладка ABC Units

25. Центры затрат

Объект затрат - причина, по которой работа
выполняется, обычно основной выход работы. Стоимость
работ есть суммарная стоимость объектов затрат ("Сборка
и тестирование компьютеров"
Двигатель затрат - характеристики входов и управлений
работы ("Заказы клиентов", "Правила сборки и тестирования",
"Персонал производственного отдела", которые влияют на то,
как выполняется и как долго длится работа;
Центры затрат, которые можно трактовать как статьи
расхода

26.

27.

Для задания стоимости работы (для каждой работы на диаграмме декомпозиции)
следует щелкнуть правой кнопкой мыши по работе и на всплывающем меню
выбрать Cost

28.

Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на специальном
отчете BPwin, настройка которого производится в диалоговом окне Activity Cost
Report (меню Tools/Reports/Activity Cost Report) . Отчет позволяет
документировать имя, номер, определение и стоимость работ, как суммарную, так
и раздельно по центрам затрат
Результаты стоимостного анализа могут существенно повлиять на очередность
выполнения работ. Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на
специальном отчете BPwin, настройка которого производится в диалоговом окне Activity
Cost Report (меню Tools/Reports/Activity Cost Report) . Отчет позволяет документировать
имя, номер, определение и стоимость работ, как суммарную, так и раздельно по центрам
затрат.

Рабочее место BPwin выполнено в виде рабочего стола, состояще­го из нескольких окон. На рабочем столе размещены:

  • меню;
  • стандартная панель инструментов;
  • панель инструментов «ModelMart»;
  • дерево модели;
  • область для рисования;
  • панель инструментов BPwin ;
  • статусная строка.

Панель меню BPwin соответствует стандартам Windows и обеспе­чивает доступ ко всем функциям BPwin. Приведем некоторые из них:

печать - чтобы открыть окно печати, на панели меню выберите «File», затем «Print»;

масштаб - на панели меню выберите «View», затем измените масштаб изображения для активной диаграммы или для всех диа­грамм в модели на тот, который вам нужен.

Как и любая другая панель инструментов BPwin, стандартная па­нель может быть расположена в любой точке экрана или находиться в любом месте в области диаграммы. Вы можете также показывать или скрывать ее, используя функцию «View» на панели меню.

Дерево модели

Дерево модели BPwin (рис. 6.5) - мощный инструмент, который используется для просмотра структуры модели и изменения любых объектов диаграмм в открытой модели BPwin . Одновременно работая с несколькими моделями, можно рассматривать все диаграммы или только активные при свернутой и развернутой структуре иерархиче­ского дерева . Для любой используемой методологии перечень исследуемых моделей дает полное представление о всей модели. С исполь­зованием дерева можно также выполнять задачи моделирования. Вы можете показывать и скрывать дерево модели, используя кнопки «Model Explorer». Когда дерево модели активно, оно находится в раздвигающемся окне слева, а активная диаграмма - в правом.

Дерево модели используется для:

  • просмотра разных моделей, построенных с использованием раз­личных методологий моделирования;
  • переключения режимов просмотра диаграмм или действий;
  • немедленного перехода к просмотру или работе с соответствующей диаграммой в рабочем пространстве BPwin посредством v щелчка мышью на названии диаграммы или действия;
  • просмотра действий и объектов диаграммы согласно уровням декомпозиции;
  • редактирования имени модели, диаграммы или действия посредством двойного щелчка мышью на соответствующем названии;
  • просмотра соответствующей объекту FEO-диаграммы, Node Tree или родственной диаграммы посредством щелчка мышью на названии объекта диаграммы в иерархическом дереве.

Область для рисования

Область для рисования - это большая площадь справа от главного окна BPwin , в котором расположено дерево модели. Она состоит из трех областей:

  • заголовок;
  • область для рисования ;
  • название.

Когда дерево моделей скрыто, рисунок занимает полную область окна. Вы можете создавать, редактировать и управлять диаграммами BPwin в области для рисования. По вашему желанию диаграмма может быть масштабирована при помощи инструментов настройки масштаба.

Панель инструментов BPwin

Панель инструментов BPwin содержит инструменты для рисова­ния объектов в диаграмме BPwin. Эти инструменты могут быть разме­щены в любой стороне экрана или находиться где-то в области диа­граммы. Вы можете показывать или скрывать панель инструментов, используя функцию «View» на панели меню. В BPwin существует три разных панели инструментов - по числу поддерживаемых програм­мой методологий (рис. 6.6).

IDEF0 IDEF3 DFD

Нужная панель инструментов подбирается программой автомати­чески при выборе одной из предлагаемых при первоначальном созда­нии модели методологий.

Построение контекстных диаграмм

Контекстная диаграмма - это модель, представляющая систему как набор иерархических действий, в которой каждое действие пре­образует некоторый объект или набор объектов. Высшее действие иерархии называется действием контекста - это самый высокий уро­вень, который непосредственно описывает систему. Уровни ниже на­зываются порожденными декомпозициями и представляют подпро­цессы родительского действия.

При создании модели сначала необходимо изобразить самый высокий уровень-действие контекста. Наименование действия опи­сывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, ко­торое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему.

Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стре­лок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется че­тыре основных типа стрелок.

Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произ­вести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.

Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контро­ля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управ­ление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, поли­тики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может так­же использоваться для описания процедуры начала или окончания вы­полнения действия.

Стрелки выхода (выпуска) - это материал или информация, про­изведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продук­ции (выпуска), лучше не моделировать вообще.

Механизмы исполнения - это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, кото­рые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма мо­жет отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.

Контекстная диаграмма изображает деятельность самого верхнего уровня и обозначает границу моделирования относительно цели, воз­можностей и точки зрения. Название контекстной диаграммы нахо­дится в дереве модели непосредственно под общим описанием.

Для создания контекстной диаграммы необходимо сначала соз­дать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File». В появившем­ся диалоге необходимо набрать имя модели и выбрать ее тип. Этот диалог также отображается при запуске BPwin .

После создания модели можно задать ее параметры. Список свойств модели - это диалог, в котором можно задать такие парамет­ры, как полное наименование модели, ее словесное описание и состоя­ние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации» (рис. 6.7)

Декомпозиция

Декомпозиционное разложение модели используется в моделиро­вании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описа­ние блоков. Каждое из этих действий может в свою очередь быть де­композировано. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели. Обра­тите внимание на кружок на рис. 6.8 Если действие не было декомпозирова­но, в верхнем левом углу блока будет по­являться символ «листа». После деком­позиции данного блока символ «листа» исчезнет.

Как декомпозировать блоки с ис­пользованием BPwin ? Это можно сделать двумя способами. В диаграмме нужно выбрать действие, которое необходимо декомпозировать. Для этого выберите необходимый ин­струмент в наборе BPwin или в дереве модели, затем щелкните на дей­ствии, которое нужно декомпозировать. Выбранное меню содержит команду декомпозиции. В появившемся диалоге необходимо задать требуемые тип и число подблоков. При декомпозиции блока BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы. Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы - это ваша следующая задача. Вы должны задать взаимодействие между блоками и «привязать» к но­вым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от роди­тельской диаграммы.

Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» спи­ска свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно два­жды щелкнуть мышью на блоке.

Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соеди­нение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стрел­ки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки необходимо выбрать инструмент «стрелка» из комплекта инструментов.

Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелк­нуть мышью на нужной стрелке.

Если стрелка заканчивается на границе диаграммы BPwin , она по­мечается туннелем из квадратных скобок. Аналогично помечаются стрелки в родительской диаграмме, если в диаграмме декомпозиции удаляется перенесенная из нее стрелка. Квадратный туннель на начале стрелки указывает, что стрелка «не решена» в пределах иерархии мо­дели (не имеется никакой другой стрелки с таким же именем в любой другой диаграмме модели). Для поддержания целостности модели не­обходимо корректировать стрелки, помеченные «туннелями» из квад­ратных скобок, одним из следующих способов:

  • преобразованием в туннель из круглых скобок;
  • добавлением новой стрелки, соединяющей соответствующий блок с границей диаграммы;
  • созданием внешней ссылки (ссылки на объект, не описанный в данной модели) в соответствии с методологией IDEF0 ;
  • созданием ссылки на блок, расположенный на другой диаграмме.

В любой момент работы с диаграммой существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием инструмента «Activity box Tool» панели инструментов. Для добавления блока сле­дует щелкнуть на этом инструменте, а затем - на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как до­полнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с други­ми блоками и задать его название и другие свойства.

Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Presentation» диалога ввода свойств модели.

Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с по­мощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При пере­мещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены меж­ду диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». Номера блокам диаграммы BPwin присваиваются автоматически. При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их но­мера.

Изменение размеров объектов диаграммы может быть сделано перемещением их границ. Для запрета изменения размеров объектов используют вкладку «Layout» диалога ввода свойств модели.

Если включен просмотр дерева модели, существует возможность просмотра модели как дерева диаграмм или дерева функцио­нальных блоков. Вершина дерева модели имеет кнопку переклю­чения «Diagrams/Activities» для отображения соответственно де­рева диаграмм или дерева действий. Дерево диаграмм открывается по умолчанию при запуске BPwin . Дерево моделей BPwin исполь­зует специальный набор графических символов для представле­ния диаграмм и действий в пределах дерева объектов. Вы можете использовать это дерево, чтобы переключиться на соответствующие модель, диаграмму или действие для выполнения редактиро­вания.

Оформление моделей

Использование цветовой палитры. В диаграмме BPwin вы мо­жете выбрать цветовую гамму для действий, стрелок и текстовых бло­ков. Использовать цвет на диаграммах не обязательно, но это может быть полезным для:

  • выделения недостаточно проработанных моментов;
  • выделения внесенных изменений;
  • отображения похожих по смыслу объектов.

Изменение цвета блоков диаграммы осуществляется с использо­ванием цветового редактора (рис. 6.9). Чтобы изменить цвет объекта, необходимо:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появив­шемся меню пункт «Color editor»;
  • выбрать необходимый цвет объекта из предложенной палитры.

Выбор атрибутов шрифта. Атрибуты шрифта, такие, как тип, размер и стиль, могут использоваться для выделения или группировки функциональных блоков (рис. 6.10). Для изменения шрифта сле­дует:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появив­шемся меню пункт «Font editor»;
  • выбрать необходимый шрифт и, при необходимости, задать его атрибуты.

Сделанные изменения можно применить и ко всем аналогичным объектам на диаграмме, включив соответствующие опции в левом нижнем углу окна диалога.

Оформление стрелок . Использование стилей применяемых в диаграмме стрелок важно для целостности и удобочитаемости созда­ваемых диаграмм IDEF0. Вы можете изменять вид стрелок, устанав­ливая их толщину, форму и цвет. Цвет стрелки выбирается с использо­ванием редактора цветов, как описано выше. Толщина стрелок также может быть изменена, что применяется для выделения отдельных процессов на диаграмме. Для изменения толщины стрелки необхо­димо:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на стрелке и выбрать в меню пункт «Style editor»;
  • выбрать необходимую толщину стрелки в разделе «Thickness».

Следует обратить внимание на форму стрелки, которая определе­на в соответствии с используемой методологией. Стрелки типа «Relational» не описаны в методологии IDEF0, но могут использовать­ся, если строгое следование IDEF0 не обязательно. Диалог выбора ви­да и оформления стрелки приведен на рис. 6.11

.

Ветвление и объединение стрелок

Ветвление и объединение стрелок необходимо для обеспечения связи одной стрелки с несколькими функциональными блоками и на­оборот. Объединенные стрелки используются для создания общего перехода от нескольких функциональных блоков к одному или к гра­нице. Ветви и объединения создаются с использованием инструмента «Стрелка». Для удобства чтения диаграммы желательно именовать каждую ветку разделенной стрелки.

Названия стрелок отображаются автоматически и могут быть пе­ремещены с помощью мыши. Для соединения стрелки с ее названием может быть использован инструмент «Squiggle» с панели инструмен­тов IDEF0 или IDEF3.

Для пояснения содержимого диаграмм можно помещать на них текстовые блоки с произвольными комментариями. Для добавления текстового блока в диаграмму необходимо:

  • выбрать инструмент «Text» и щелкнуть мышью на том месте диа­граммы, где необходимо разместить пояснения;
  • в появившемся текстовом окне следует ввести текст пояснения.

К текстовым блокам применимы все описанные выше инструмен­ты оформления.

Опции отображения

Вы можете отображать или скрывать определенные объекты диаграммы и отдельные элементы оформления. Например, Вы можете переключать тени функциональных блоков на диаграмме. Параметры меню «View» относятся од­новременно ко всем диаграммам разра­батываемой модели.

В этом же меню производится на­стройка рабочего места BPwin. Напри­мер, можно отобразить или скрыть стандартную панель инструментов, па­нель инструментов «ModelMart», па­нель инструментов «BPwin », дерево модели и строку состояния. Также об­ратите внимание на пункт меню «Zoom», позволяющий изменять мас­штаб просматриваемых диаграмм. Этот пункт дублирует инструмент «Zoom» стандартной панели инструментов.

Другие виды диаграмм IDEF0

В дополнение к контекстным диаграммам и диаграммам декомпо­зиции другие типы диаграмм BPwin позволяют упростить представле­ние и разработку модели. Например, может оказаться необходимым разработать сценарий «что-если» для модели.

В этом разделе будет рассмотрено создание двух типов моделей:

  • диаграммы «только для представления» (For Exposition Only - FEO);
  • древовидные диаграммы.

При правильном использовании эти типы диаграмм упрощают до­кументирование моделей.

Создание диаграмм FEO . Диаграмма FEO может быть использо­вана для пояснения какой-либо части процесса, отражения особой точки зрения или выделения функциональных деталей, которые не­возможно показать с использованием синтаксиса IDEF0. Диаграммы FEO могут снабжаться дополнительным поясняющим текстом и не обязательно должны разрабатываться с учетом ограничений стандар­та IDEF0. Диаграммы FEO могут быть ассоциированы с любой суще­ствующей в модели диаграммой, но они не являются иерархической частью модели. Диаграмма FEO - копия любой существующей в мо­дели диаграммы. Диаграмма идентифицируется с помощью:

  • задаваемого разработчиком имени;
  • идентификатора вида AxF, где х - исходная диаграмма, а символ F показывает, что диаграмма имеет тип FEO.

FEO-диаграммы добавляются в модель с использованием пункта «FEO diagram» меню «Insert». В диалоге «Create New FEO Diagram» выберите один из следующих типов диаграммы для копирования:

  • если Вы выбираете «Context», просто напечатайте имя новой диа­граммы в поле «Name»;
  • если Вы выбираете «Decomposition», активизируется выпадаю­щий список «Copy From», показывающий все диаграммы деком­позиции в модели.

После нажатия ОК FEO-диаграмма будет создана и отображена на рабочем столе BPwin.

Так же как и для любой другой диаграммы, вы можете открыть диалог ввода свойств FEO-диаграммы.

Создание древовидных диаграмм (Node Tree Diagrams). Древо­видные диаграммы используются для отображения структуры модели в целом. В них, как правило, вершина (самый верхний узел) соответст­вует диаграмме контекстного уровня. Однако в качестве вершины мо­жет быть использован любой функциональный блок модели, при этом его подблоки будут показаны в качестве ветвей дерева.

Просмотр моделей с использованием древовидных диаграмм поз­воляет акцентировать внимание на функциональной декомпозиции мо­дели безотносительно к существующим внутри и вне модели потокам. При изменении структуры древовидная модель перестраивается автоматически по мере внесения изменений.

Древовидные модели нумеруются по шаблону AxN, аналогично диаграммам FEO.

Древовидные диаграммы добавляются в модель с использованием пункта «Node tree» меню «Insert».

При этом выводится диалог «Node tree definition», в котором зада­ются:

  • функциональный блок вершины;
  • количество отображаемых уровней;
  • параметры форматирования.

После нажатия ОК древовидная диаграмма создается и высвечи­вается на рабочем столе BPwin .

Открытие древовидных и FEO-диаграмм

Древовидные и FEO-диаграммы объединяются под названием «родственные» диаграммы. Они не отражаются непосредственно в де­реве модели, однако последнее может быть использовано для их от­крытия. Для этого нужно, во-первых, переключить дерево модели в режим «Diagram view», а затем щелкнуть правой кнопкой мыши на на­звании диаграммы. При этом BPwin выдаст соответствующий список родственных диаграмм. Для их открытия можно также использовать инструмент «Sibling diagram tool» на панели инструментов BPwin.

Разбиение и объединение моделей

Разбиение моделей в BPwin используется, как правило, для воз­можности коллективной разработки моделей. Единая модель может быть разделена на части, чтобы позволить нескольким разработчикам создавать собственные функциональные блоки модели. По заверше­нии разработки разделенная на части модель может быть объединена в одну для отображения бизнес-процесса в целом. При разбиении мо­делей на две каждая из них поддерживает собственный набор функ­циональных блоков, стрелок и других объектов BPwin .

Разбиение модели . Для его осуществления необходимо придер­живаться следующего алгоритма:

  • определите часть модели, которую необходимо отделить;
  • щелкните правой кнопкой мыши на выбранном функциональном блоке;
  • выберите пункт меню «Split model»;
  • в диалоге «Split options» введите имя, соответствующее имени функционального блока, что позволит впоследствии объединить модель ;
  • включите опцию «Copy entire dictionaries», чтобы скопировать словари объектов в отделяемую часть модели;
  • нажмите ОК.

В дереве модели будет создана и отображена новая модель. Обра­тите внимание на следующие моменты:

  • блок, с которого производилось разбиение, становится диаграм­мой контекстного уровня в новой модели;
  • в исходной связи появляется стрелка связи с именем, соответст­вующим имени новой модели;
  • все дочерние диаграммы функционального блока перенесены в новую модель;
  • разделенный функциональный блок остается в исходной модели.

После создания новой модели можно использовать диалог ввода свойств модели для определения свойств созданной модели.

Объединение моделей . По завершении разработки разделенных моделей BPwin позволяет объединить их в одну. Для объединения мо­делей должны выполняться следующие условия:

  • название стрелки связи должно соответствовать названию импор­тируемой модели;
  • название функционального блока в контекстной диаграмме им­портируемой модели должно соответствовать названию аналогич­ного функционального блока в основной модели.

При слиянии BPwin копирует все функциональные блоки, стрелки и другую информацию (кроме контекстной диаграммы) из импортируемой модели в основную. BPwin пропускает диаграмму контекстного уровня в импортируемой модели, поскольку она уже существует в основной модели. Все декомпозиции в импортируемой модели отно­сятся в основной модели к целевому функциональному блоку, который всегда должен иметь исходящую из него стрелку связи.

После открытия основной и импортируемой модели нужно:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на функциональном блоке основ­ной модели, к которому нужно импортировать данные;
  • выбрать из меню пункт «Merge Model»;
  • диалог «Continue with merge?» подтверждает, что именно вы хоти­те объединить и позволяет задать опции объединения . По завершении объединения дерево модели обновляется для отра­жения изменений в основной модели.

Тема: Знакомство с CASE-средством разработки информационных систем BPwin

Цель работы : познакомиться с CASE-средством BPwin фирмы Computer Associates, научиться строить модель в методологии IDEF0 .

Порядок работы:
1. Ознакомиться с принципами построения модели в BPwin.
2. Ознакомиться с основной панелью инструментов.
3. Ознакомиться с палитрой инструментов IDEF0.
4. Научиться строить контекстную диаграмму, определять цель, точку зрения, границы модели. Освоить работу с закладками General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display.
5. Научиться строить декомпозирующие диаграммы.
6. Выполнить практическое задание.
7. Ответить на контрольные вопросы.

1. Краткая информация об CASE-средстве BPwin

BPwin - CASE-средство верхнего уровня, помогающее проводить анализ и реорганизацию бизнес-процессов. Поддерживается методология IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (Work Flow Diagram), DFD (Data Flow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей – того, к чему надо стремиться (модель TO-BE).
Процесс построения информационной модели в BPwin состоит из следующих шагов:
построение контекстной диаграммы;
проводится функциональная декомпозиция;
после каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы.
На основе модели BPwin можно построить модель данных. В программе поддерживается связь с ERwin.

2. Инструментальная среда BPwin

При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов (рис.1), палитра инструментов и навигатор модели Model Explorer (рис.2).

Рис.1 Внешний вид панели управления BPwin4.0

Панель инструментов представлена следующими кнопками (слева направо):
создать модель (пункт меню File/New);
открыть модель (пункт меню File/Open);
сохранить модель (пункт меню File/Save);
напечатать модель (пункт меню File/Print);
выбор масштаба (View/Zoom);
уменьшить модель (View/Zoom);
увеличить модель (View/Zoom);
проверить правописание (Tools/Spelling);
включение и выключение навигатора модели (View/Model Explorer);
включение и выключение дополнительной панели инструментов работы с Model Mart (Model Mart).

Рис.2 Внешний вид окна навигатора модели Model Explorer

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли модель создаваться заново, или она будет открыта из файла либо из репозитария Model Mart. Также необходимо внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис.3).

Рис.3 Диалог создания модели.

BPwin поддерживает три методологии моделирования:
функциональное моделирование (IDEFO);
описание бизнес-процес¬сов (IDEF3);
диаграммы потоков дан¬ных (DFD).
В зависимости от выбранной методологии программой автомати¬чески подбирается нужная панель инструментов BPwin Toolbox. В BPwin существует три разных панели инструментов - по числу поддерживаемых програм¬мой методологий. На рис.4 представлена палитра для IDEF0.

Рис.4 Палитра инструментов IDEF0.

Вы можете показывать или скрывать панель инструментов, используя функцию «View» на панели меню.

3. Построение модели IDEF0. Контекстная диаграмма
Функциональное моделирование является технологией анализа системы в целом как набора связанных между собой действий или функций. Действия системы анализируются независимо от объектов, которые обеспечивают их исполнение. Моделировать деловой про¬цесс можно исходя из различных перспектив и временных рамок. На¬пример, вы можете моделировать процесс заказа услуг клиентом так, как вы видите его в идеале, а не так, как это происходит в настоящее время. Также можно абстрагироваться от проблем физической реализации модели.
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения КОНТЕКСТА, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ, определить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами. То есть необходимо решить, что будет рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. Другими словами, первоначально необходимо определить область (Scope) моделирования.
Наименование функции самого высокого уровня опи¬сывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, ко¬торое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему. Например «Изготовить изделие».
Формулировка цели моделирования (Purpose) позволяет команде аналитиков сфокусировать усилия в нужном направлении. Модель не может быть построена без четко сформулированной цели.
Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Очевидно, что описание работы предприятия с точки зрения финансиста и технолога будет выглядеть совершенно по-разному, поэтому в течение моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения.
Для определения контекста модели в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties. В закладке General указывается наименование и сведения об авторе модели, в закладку Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition – определение модели и описание области (рис.5).
Для создания контекстной диаграммы необходимо сначала соз¬дать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File». В появившем¬ся диалоге необходимо набрать имя модели и выбрать ее тип. Этот диалог также отображается при запуске BPwin.
После создания модели можно задать ее параметры. Кроме вышеперечисленных свойств модели (Model Properties) можно задать состоя¬ние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации» (закладка Status).

Рис.5 Диалог задания свойств модели.

Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стре¬лок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется че¬тыре основных типа стрелок.
Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произ¬вести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.
Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контро¬ля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управ¬ление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, поли¬тики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может так¬же использоваться для описания процедуры начала или окончания вы¬полнения действия.
Стрелки выхода (выпуска) - это материал или информация, про-изведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продук¬ции (выпуска), лучше не моделировать вообще.
Механизмы исполнения - это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, кото¬рые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма мо¬жет отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.

Рис.6 Пример контекстной диаграммы.

4. Декомпозиция
Декомпозиционное разложение модели используется в моделиро¬вании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описа¬ние блоков. Каждый из них может в свою очередь быть де¬композированным. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели.
Чтобы выполнить декомпозицию функции, необходимо щелкнуть по кнопке . Возникает диалог Activity Box Count (рис.7), в котором следует указать нотацию новой диаграммы и количество блоков на ней. Для IDEF0 рекомендуется 3-6 блоков.

Рис.7 Диалог Activity Box Count.

BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы. Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы - это следующая задача. Необходимо задать взаимодействие между блоками и «привязать» к но¬вым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от роди¬тельской диаграммы (рис.8).

Рис.8 Пример несвязанных стрелок.

Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» спи¬ска свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно два¬жды щелкнуть мышью на блоке.
Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соеди¬нение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стрел¬ки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки пользуются инструментом из комплекта инструментов. Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелк¬нуть мышью на нужной стрелке.
Если количества блоков на диаграмме окажется недостаточным, существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием кнопки панели инструментов. Для добавления блока сле¬дует щелкнуть на этом инструменте, а затем - на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как до¬полнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с други¬ми блоками и задать его название и другие свойства.
Обра¬тите внимание на рис.9. Если действие не было декомпозирова¬но, в верхнем левом углу блока будет по¬являться символ «листа». После деком-позиции данного блока символ «листа» исчезнет.

Рис.9 Пример недекомпозированного блока.

Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Numbering» диалога ввода свойств модели (рис.5).
Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с по¬мощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При пере¬мещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены меж¬ду диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их но¬мера.
Для идентификации граничных стрелок предназначены ICOM-коды. Код содержит префикс, соответствующий типу стрелки (Input, Control, Output, Mechanism) и порядковый номер. BPwin вносит ICOM-коды автоматически. Для отображения ICOM-кодов следует включить опцию ICOM codes на закладке Display диалога свойств.
Практическое задание:
1. Согласно варианту, создайте контекстную диаграмму. Определите цель, точку зрения модели. Опишите свойства в соответствующих закладках диалога Model Properties.
2. Задайте входы, выходы, механизмы и управление.
3. Создайте декомпозицию контекстной диаграммы, состоящую из 2-3 блоков. Задайте автоматическую нумерацию блоков и ICOM-кодов.
4. Установите связи между блоками. Задайте имена дуг.
5. Сохраните проект в отдельный файл.

Контрольные вопросы:
1. Для чего используется методология IDEF0.
2. Объясните необходимость задания цели и точки зрения модели?
3. Перечислите и расскажите назначения кнопок на панели инструментов.
4. Перечислите этапы декомпозиции блока.
5. Расскажите, каким образом на диаграмму добавить блок, дугу.
6. Дайте определение ICOM-кодов.
7. Для чего используются закладки General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display в диалоге Model Properties.
Варианты к практическим работам
Вариант 1
Система должна описывать порядок подготовки к экзамену, предполагающий получение отличной оценки.
Вариант 2
Система должна описывать порядок выполнения практической работы по дисциплине «Проектирование ИС».
Вариант 3
Система должна описывать порядок получения водительских прав.
Вариант 4
Система должна описывать порядок организации городского спортивного соревнования.
Вариант 5
Система должна описывать порядок организации общеинститутского студенческого мероприятия.
Вариант 6
Система составления учебного графика дисциплин, изучаемых на факультете
Вариант 7
Система должна описывать порядок поставок товара в систему розничных киосков.
Вариант 8
Система должна описывать порядок обработки заказов в службе быта.
Вариант 9
Система должна описывать работу одного из участков автосалона.
Вариант 10
Система должна описывать работу приемного покоя в больнице.
Вариант 11
Система должна описывать порядок приема заявки на поставку продукции на хлебокомбинате.
Вариант 12
Система должна описывать процесс поставки сезонных товаров в оптовой фирме.
Вариант 13
Система должна описывать процесс работы торгового отдела.
Вариант 15
Система учета в видеопрокате.
Вариант 16
Система учета проката на лыжной базе

Software ) и др. Функциональные возможности инструментальных средств структурного моделирования деловых процессов будут рассмотрены на примере case-средства BPwin.

BPwin поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование ( IDEF0 ); описание бизнес-процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных ( DFD ).

Инструментальная среда BPwin

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя. При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов , палитра инструментов (вид которой зависит от выбранной нотации) и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer (рис. 7.1).

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, затем внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис. 7.2).

Как было указано выше, BPwin поддерживает три методологии - IDEF0 , IDEF3 и DFD , каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно диаграммы как IDEF0 , так и IDEF3 и DFD . Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной нотации на другую.


Рис. 7.1.


Рис. 7.2.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ , каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется контекстное меню , каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

Построение модели IDEF0

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0 , где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы - диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить, что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, в начале необходимо определить область моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели. Хотя предполагается, что в ходе моделирования область может корректироваться, она должна быть в основном сформулирована изначально, поскольку именно область определяет направление моделирования. При формулировании области необходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразумевает определение границ модели - что будет рассматриваться внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо помнить об ограничениях времени - трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии с увеличением глубины декомпозиции. После определения границ модели предполагается, что новые объекты не должны вноситься в моделируемую систему.

Цель моделирования

Цель моделирования определяется из ответов на следующие вопросы:

  • Почему этот процесс должен быть смоделирован?
  • Что должна показывать модель?
  • Что может получить клиент?

Точка зрения (Viewpoint).

Под точкой зрения понимается перспектива, с которой наблюдалась система при построении модели. Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, все они должны придерживаться единой точки зрения на модель. Точка зрения должна соответствовать цели и границам моделирования. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного за моделируемую работу в целом.

IDEF0 -модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties (рис. 7.3). В закладке Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition - определение модели и описание области.


Рис. 7.3.

В закладке Status того же диалога можно описать статус модели (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). В закладке Source описываются источники информации для построения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). Закладка General служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТО-ВЕ.