Сделать качественным звук в сони вегас. Монтаж звука в программе Sony Vegas

Здравствуйте. Сегодня будет урок о применении звуковых эффектов в Вегасе. Программа Sony Vegas Pro содержит большое количество звуковых эффектов, с помощью которых можно как откорректировать звучание отдельного звукового клипа или звуковой дорожки, так и придать звучанию особую окраску. В предыдущих версиях Sony Vegas Pro звуковой эффект можно было применить только ко всей звуковой дорожке целиком (автоматически эффект применялся ко всем звуковым клипам, расположенным на дорожке), что было не всегда удобно. В Sony Vegas Pro 10 впервые внедрена возможность применения звукового эффекта к отдельному звуковому клипу.

В качестве примера давайте усилим звучание басов в музыкальном сопровождении нашего фильма. Для этого мы используем фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер). 1. Щелкните мышью по значку Event FX (Эффект клипа) в правой части звуковой дорожки вашего клипа на монтажном столе. На экране появится окно Plug-In Chooser

В окне Plug-In Chooser (Выбор фильтра) представлен список всех имеющихся в программе Vegas звуковых эффектов. Эффекты упорядочены по папкам. Список этих папок Вы видите в левой части окна Plug-In Chooser

В папке All (Все) содержаться все звуковые эффекты, установленные в программе. В папке Sony — эффекты от компании Sony, в папке Third Party — эффекты сторонних производителей (не секрет, что в Вегас можно установить дополнительные звуковые эффекты, разработанные другими компаниями). В папке 5.1 FX содержатся звуковые эффекты, которые предназначены для использования в проектах со звуковым сопровождением формата 5.1.

2. Щелкните мышью по папке All (Все) в левой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра). В основной части окна появится список всех установленных звуковых эффектов.

3. В списке эффектов найдите и выделите фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер).

4. Нажмите кнопку Add (Добавить) в правой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра), а затем — кнопку OK . Окно Plug-In Chooser (Выбор фильтра) закроется, а на экране появится диалоговое окно Audio Event FX (Фильтр звукового клипа).

Содержимое окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) зависит от типа примененного к клипу звукового фильтра. Все фильтры имеют разные параметры, поэтому и набор элементов управления в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) для разных фильтров отличается.

Графический эквалайзер в программе Sony Vegas Pro 10 может быть представлен в трех вариантах. Варианты выбираются с помощью вкладок в нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа). Вы можете использовать настройки на любой из вкладок, это зависит от ваших предпочтений. На вкладке Envelope () частотная характеристика звука настраивается путем создания огибающей. На остальных вкладках каждый частотный диапазон настраивается с помощью отдельного ползункового регулятора. Различие лишь в количестве регуляторов, а значит, и в количестве настраиваемых частотных диапазонов. Вполне очевидно, что двадцати полосный эквалайзер позволяет более тонко настроить тембр звучания. Однако, в нашем случае такая точность ни к чему, поэтому мы выберем вариант 10 Band (10 полос).

1. В окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) выберите вкладку 10 Band (10 полос). Содержимое окна будет изменено.

Теперь в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) расположено 11 ползунковых регуляторов, 10 из которых предназначены для настройки уровня в каждом из десяти частотных диапазонов. Чтобы усилить басы, следует сместить несколько левых ползунковых регуляторов вверх.

2. Переместите три левых ползунковых регулятора так, как показано на рисунке ниже.

Не закрывая окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), воспроизведите фильм. Обратите внимание, что звучание басов в музыкальном сопровождении фильма усилилось. Вы можете корректировать звучание прямо во время воспроизведения фильма. При этом следует учитывать, что изменения после корректировки тех или иных настроек могут наступать с небольшой задержкой (1-2 секунды).

Обратите внимание, изменение параметров звуковых фильтров во времени (проще говоря анимация настроек) не предусмотрена. В нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) отсутствует шкала времени и кнопка Animate (Анимация). Но в большинстве случаев это и не нужно.

3. Закройте окно Audio Event FX (Фильтр звукового клипа).

К одному и тому же клипу можно применить несколько звуковых фильтров. При этом обработка звука будет выполняться последовательно. Например, если вы примените фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер), а затем Chorus (Хор), звук сначала будет обработан эквалайзером, а затем уже к обработанному звуку будет применен эффект, имитирующий хор. Поэтому в ряде случаев разный порядок следования одних и тех же звуковых эффектов может приводить к различному звучанию.

Остальные звуковые фильтры применяются аналогичным образом.

Примененный к клипу фильтр можно также временно отключить, не удаляя его. Для этого нужно на кнопке эффекта, расположенной в верхней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), снять флажок. Эффект будет отключен, но не будет удален из клипа. Сохранятся и все настройки фильтра, поэтому вы вновь сможете задействовать фильтр, установив флажок на соответствующей кнопке.

Звуковые фильтры в Sony Vegas Pro

Приведем список некоторых звуковых фильтров, встроенных в программу Sony Vegas Pro:

  • Amplitude Modulation (Амплитудная модуляция). Модулирует звук по амплитуде, создавая эффект колебания громкости с заданной частотой. Чаще применяется для окраски звучания различных музыкальных инструментов.
  • Chorus (Хор). Создает эффект хора.
  • Distortion (Искажение). Усиливает динамический диапазон с одновременным ограничением его по амплитуде. Эффект применяется, в основном, для окраски звучания музыкальных инструментов, в частности, электрогитары.
  • Noise Gate (Шумоподавитель). Фильтр для подавления шума в паузах. С помощью этого фильтра, действительно, можно добиться снижения нежелательных шумов, однако, стоит учитывать, что при определенных настройках фильтр может «срезать» определенный частотный диапазон, изменив тембр звучания.
  • Pan (Панорама). Данным фильтром настраивается панорама, проще говоря, стерео баланс.
  • Parametric EQ (Параметрический эквалайзер). Параметрический эквалайзер позволяет откорректировать частотную характеристику (проще говоря, тембр) в конкретно заданном диапазоне частот (в отличие от графического эквалайзера, регулирующего звучание сразу в нескольких частотных диапазонах).
  • Pitch Shift (Понизить/повысить тон). Фильтр позволяет понизить или повысить тональность звука, проще говоря, сделать звучание более высоким или низким.
  • Reverb (Ревербератор). Эффект реверберации часто применяется для имитации звучания в различных помещениях (в холле, зале, комнате). Реверберация, по сути, это эхо с небольшой задержкой отголоска.
  • Simple Delay (Простое эхо). Это обычное эхо. Длительность, задержку и громкость отголоска можно настраивать.
  • Time stretch (Растянуть время). С помощью данного фильтра можно увеличивать или уменьшать длительность звучания клипа. При увеличении длительности звучания, воспроизведения звука замедляется и наоборот.

Мы перечислили лишь несколько фильтров, которые можно применить к звуковым клипам или дорожкам. Отметим, что, несмотря на то, что программа Sony Vegas Pro содержит все необходимые инструменты для монтажа звука и его коррекции, в ряде случаев может понадобиться более тонко настроить параметры и свойства звукового сопровождения. В этом случае можно воспользоваться специальными программами, называемыми звуковыми редакторами, например Sony Sound Forge . Данная программа имеет схожий с Vegas интерфейс, кроме того она нетребовательна к системным ресурсам. Программа Sony Sound Forge позволяет не только редактировать и микшировать различные звуковые файлы, но и создавать собственные с помощью встроенных в приложение генераторов.

Материал сложный, но думаю, что для многих будет полезным. На сегодня всё. Удачи, друзья!

В (ч. 1)»), например музыкальное сопровождение, первое, что нужно сделать – настроить громкость. Громкость каждой отдельной и, настраивается в редакторе дорожек (рис. 1). Для увеличения или уменьшения громкости дорожки используется ползунок «Vol», а для баланса громкости левого и правого канала – «Pan» .

Рисунок 1. Громкость и баланс звука.


В фильме часто возникает необходимость в регулировке громкости звука на конкретных участках аудиоклипа. Для этой цели в Sony Vegas используются специальные точки редактирования громкости звука.

Что бы получить доступ к этому инструменту, нужно сделать правый клик на текстовом поле названия дорожки и в выпадающем меню, выбрать команду Insept\remove Envelope/Volume (рис. 2).

Рисунок 2. Кривая громкости звука


На выбранной вами дорожке появится горизонтальная линия, с помощью которой можно регулировать громкость. Сделав двойной левый клик по этой полосе, вы создадите новую точку редактирования громкости.

Для перемещения вновь созданной точки, нажмите и, удерживая левую кнопку мыши, переместите точку в то место, где вам нужно добавить или убрать громкость звука (рис 3).

Рисунок 3. Кривая громкости звука.


Создайте еще одну точку рядом с первой. Нажмите на линии за второй точкой и переместите ее вниз (если хотите уменьшить громкость) или вверх (если хотите ее увеличить). Помните, в случае уменьшения громкости, ее можно уменьшить до абсолютного нуля.

Существуют несколько типов изменения звука, которые вы можете настроить. Для этого кликните на кривой отображающей изменение громкости, правой кнопкой мыши (рис. 4), и выберете тип, который вам подходит:

Fade (Линейное изменение). Громкость звука будет изменяться равномерно

Fade (Быстрое изменение). Громкость в начале изменения нарастает быстрее, чем в конце изменения;

Fade (Медленное изменение). Громкость в начале изменения изменяется медленно, а к концу нарастает быстрее;

Fade (Мягкое изменение) в самом начале и конце изменения происходит нарастания громкости, как бы смягчая фронт нарастания;

Звук является неотъемлемой частью любого фильма. Каждый фильм имеет звуковое сопровождение, которое включает в себя музыку, речь героев фильма, различные эффекты. Все эти составляющие передают нам настроение, и даже самый скучный и неинтересный фильм будет восприниматься намного лучше, чем красочный и остросюжетный, но без звука. Программа Sony Vegas обладает огромными возможностями по обработки и редактированию звука. Перечислим основные из них :

1. Возможность создавать проекты, как со стереозвуком, так и с окружающим звуком в формате 5.1.

2. Возможность использования неограниченного количества звуковых дорожек с разной компрессией и форматами.

3. Возможность задания затухания (FadeIn / FadeOut ) как и при обработке видеофайлов.

4. Возможность заглушать звуковые дорожки.

5. Возможность для каждой дорожки задавать уровень громкости.

6. Возможность использовать звуковые эффекты для обработки в реальном времени.

7. Возможность задания огибающих линий с узловыми точками для редактирования отдельных участков звуковых дорожек.

8. Возможность выводить звук во множество форматов.

Все простейшие операции, которые используются при монтаже видеофайлов, также применимы и к аудиофайлам, поэтому рассматривать их нет необходимости. Наиболее важным этапом аудио редактирования является управление огибающими линиями. Огибающая линия - это горизонтальная линия на протяжении всей звуковой дорожки, управление которой осуществляется при помощи ключевых точек. С помощью данной линии можно изменять громкость не только всей звуковой дорожки, но и отдельных ее участков. Чтобы добавить огибающую на звуковую дорожку, необходимо вызвать команду меню Insert / Audio Envelopes / Volume . Рассмотрим пример использования огибающей линии для редактирования участка звуковой дорожки (рис. 2.19). Участок звуковой дорожки, где необходимо произвести понижение или увеличение громкости звука, следует выделить ключевыми точками. Для этого располагаем курсор на огибающей линии в начале участка, вызываем правой кнопкой мыши контекстное меню и выбираем команду « Add Point ». Немного правее добавляем еще одну точку. Аналогично, проделывая эти же операции, добавляем две контрольные точки в конце редактируемого участка. В результате получаем отрезок звуковой дорожки, который можно потянуть вверх или вниз для увеличения или понижения громкости на данном участке. Анализируя огибающую линию на редактируемом участке, можно заметить, что между первой и второй ключевой точкой она резко идет вниз, это говорит о том, что громкость постепенно снижается. Между второй и третьей контрольной точкой она проходит вдоль нижней границы звуковой дорожки, это означает, что громкость одинакова и достигает своего минимума. И, наконец, между третьей и четвертой ключевой точкой линия идет вверх, повышая громкость и достигая исходного значения в четвертом ключевом кадре.

Рис. 2.19. Огибающая линия громкости

Помимо огибающей громкости в Sony Vegas существуют: огибающая отключения звука Mute и огибающая баланса звука Pan (рис. 2.20). Ключевые точки первой располагаются либо в самом верху, либо в самом низу звуковой дорожки (верхнее положение звук включен, нижнее - выключен). Ключевые точки огибающей баланса, напротив, могут располагаться на любом участке, при этом среднее положение соответствует одинаковому уровню звука в обоих каналах, а любое отклонение ведет либо к повышению, либо к понижению звука в одном из каналов (чем выше точка, тем выше уровень звука в левом канале и меньше в правом и наоборот).

Рис. 2.20. Огибающая отключения звука и огибающая баланса звука

Программа Sony Vegas позволяет рисовать огибающие линии вручную. Для этого необходимо расположить курсор на огибающей линии и зажать клавишу Shift , после чего он превратиться в карандаш. Удерживая левую клавишу мыши, можно нарисовать любую кривую, которую всегда можно отредактировать перемещением контрольных точек.

Работа с огибающими линиями является лишь основой монтажа звука в Sony Vegas . Программа содержит огромное количество звуковых эффектов, благодаря которым можно не только отредактировать звучание отдельного участка звукового клипа, но и придать всему клипу особую окраску.

Добрый день. Сегодня мы поговорим о монтаже звука. Звук играет немаловажную роль в общем восприятии фильма. Каждый фильм содержит звуковое сопровождение, которое включает в себя диалоги героев фильма, звуковые и шумовые эффекты, а также музыкальное сопровождение. В домашних условиях также можно создать фильм, содержащий качественное звуковое сопровождение. Звуковое сопровождение создается прямо в программе Vegas. Некоторые звуки и шумовые эффекты можно обрабатывать в специальных программах, называемых звуковые редакторы. Но программа Sony Vegas Pro помимо инструментов для монтажа звукового сопровождения содержит множество фильтров, которые предназначены для коррекции звука и создания звуковых эффектов. Поэтому в большинстве случаев при создании звукового сопровождения можно обойтись без внешних программ.

Изменение громкости аудиофайла

Для начала давайте посмотрим, что собой представляет звуковая дорожка на панели Trimmer (Подрезка). Звуковой файл на панели Trimmer представлен в виде амплитудно-частотного графика. Чем выше амплитуда графика на определенном участке файла, тем выше громкость на данном участке.

После добавления звукового файла на монтажный стол, мы можем настроить его громкость. Для регулирования общей громкости дорожки используйте ползунки «Vol» и «Pan». «Vol» — чтобы увеличить или уменьшить громкость дорожки, «Pan» — для регулировки баланса громкости левого и правого канала.

Зачастую при монтаже фильма необходимо изменить громкость на конкретном участке аудио дорожки. Регулировка громкости на определенном участке дорожки осуществляется с помощью огибающей громкости .

Выделите необходимую дорожку. Выберите команду меню Insert / Audio Envelopes / Volume (Вставка/ Звуковая огибающая/ Громкость). На звуковой дорожки появится огибающая громкости, представляющая собой горизонтальную линию синего цвета, проходящую по центру звукового клипа.

Изменение громкости с помощью огибающей создается следующим образом. На линии огибающей создаются ключевые кадры. Между двумя ключевыми кадрами можно изменить форму линии огибающей, тем самым понизив или повысив уровень громкости на данном участке. Для этого ключевой кадр нужно переместить вверх или вниз. При перемещении ключевого кадра вниз, громкость на данном участке понижается. При перемещении ключевого кадра вверх громкость повышается.

А теперь давайте более детально рассмотрим процесс создания огибающей громкости на определенном участке дорожки:

  1. Установите курсор текущей позиции редактирования в начало клипа.
  2. Установите указатель мыши на точку пересечения линии курсора текущей позиции редактирования и линии огибающей на дорожке так, чтобы указатель принял вид руки с двунаправленной стрелкой.
  3. Дважды щелкните мышью. В указанной точке появится ключевой кадр, представляющий собой квадратный маркер.
  4. Переместите курсор текущей позиции редактирования немного правее.
  5. Снова дважды щелкните мышью. В указанной точке появится второй ключевой кадр.
  6. Аналогичным образом создадим третий и четвертый ключевые кадры.

Мы создали четыре ключевых кадра на звуковой дорожке на протяжении клипа.

7. А теперь давайте переместим участок огибающей между вторым и третьим ключевыми кадрами вниз, понизив громкость на данном участке времени до минимума.

Форма огибающей на участке между первым и четвертым ключевыми кадрами изменится.

Все огибающая громкости на определенном участке создана. Давайте проанализируем ее. Между первым и вторым ключевым кадром линия огибающей идет резко вниз, что говорит о том, что громкость на данном участке снижается. На участке между вторым и третьим ключевыми кадрами линия огибающей проходит по нижней границе дорожки, что означает, что громкость на данном участке минимальна. Начиная с третьего ключевого кадра, линия огибающей идет вверх. Громкость на этом участке повышается и достигает исходного значения в четвертом ключевом кадре.

Другие аудио огибающие

Следующий вид огибающей — огибающая Mute . Insert/ Audio Envelopes/ Mute. Это тоже огибающая звука. Ее ключевые кадры могут располагаться только на самом верху или низу дорожки. Верхнее положение звук включен, нижнее — выключен. Таким образом на протяжении дорожки можно включать — отключать звук на определенных участках.

Там же в меню отключите Mute и нажмите Pan . Красная линия — это огибающая баланса . Среднее положение соответствует одинаковому уровню звука в обоих каналах. Чем выше точка, тем выше уровень звука в левом канале и меньше в правом. Чем ниже точка, тем меньше уровень звука в левом канале и больше в правом.

Обратите внимание на то, что Вегас позволяет рисовать огибающие вручную. Для этого на дорожке с огибающей нажмите клавишу Shift и курсор мыши превратится в карандаш . Нарисовав кривую, ее всегда можно подкорректировать перемещением точек. Иногда это очень удобно.

Предлагает немалые возможности для редактирования звука, применение переходов и эффектов так же остается возможным для звуковых фрагментов, как и для видео. А так же существует возможность открывать аудио файлы проекта в специальных аудио редакторах, таких как Sound Forge от компании Sony.

Управление фрагментами на аудио дорожке происходит точно так же как и на видео, поэтому перейдем сразу к такой составляющей аудио редактирования, как огибающая. Что же это такое?

Управлять уровнем громкости проще всего, как раз при помощи огибающей. Это горизонтальная линия на протяжении всей звуковой дорожки. Управление огибающей происходит при помощи ключевых точек.

Уберем оригинальное звуковое сопровождение. Для этого создадим огибающую на звуковой дорожке нашего видео. Для этого выберем набор инструментов Envelope Edit Tool и в контекстном меню нужной дорожки выберем пункты Insert/Remove Envelope -> Volume. Чтобы изменять уровень громкости просто перемещайте огибающую вверх или вниз. А для того чтобы полностью отключить звучание дорожки опустите огибающую в самый низ, либо нажмите на кнопку Mute

на панели управления дорожками.

Теперь создадим плавный переход в начале видео, чтобы музыка не начиналась резко. Для этого нам потребуется создать ключевую точку. Просто два раза кликните на огибающей в нужном месте, или переместите линию редактирования в место где вы хотите создать точку и в контекстном меню выберите пункт Add Point.

Между двумя точками будет заключаться участок плавного перехода. Просто опустите левую точку вниз и переход готов!

В конце клипа можно поставить таой же переход, но уже в обратную сторону. Для этого нам потребуется создать две новые ключевые точки и правую опустить вниз. Обратим внимание, что последняя правая точка управляет громкостью всей оставшейся части дорожки.

Так же мы можем на некоторое время отключить звучание дорожки, для этого нам понадобятся четыре ключевые точки.

Две крайние точки будут обозначать начало и конец отключаемого промежутка, чтобы не менять громкость на других участках дорожки. Те точки что заключены между ними нужны для управления громкостью, просто расположим эти ключевые точки под теми, что означают начало и конец и участок звучать не будет. Таким образом можно совмещать звучание нескольких дорожек.

Перед тем, как приступить к созданию и редактированию звукового сопровождения лучше отредактировать весь видеоряд.

О применении специальных переходов и эффектов для аудиодорожек мы поговорим в отдельных