Приложения для записи каверов. Запись музыки на компьютере

Рэп сейчас становится одним из самых популярных жанров наряду с поп- и рок-музыкой. Появляется все больше молодых исполнителей, а вместе с ними и битмейкеров, которые и создают биты. Осуществляется этот процесс через специальные программы. В этой статье мы рассмотрим несколько ярких представителей подобного софта.

Cubase предоставляет все необходимые инструменты для создания, микширования и записи музыки. Из основного хочется отметить наличие эквалайзера, многодорожечного редактора, поддержу VST-плагинов и эффектов. Кроме этого пользователь может загрузить в программу видео, чтобы заменить в нем звук.

Данная программа отлично подойдет пользователям, желающим создать музыку с нуля, редактировать трек, добавить эффектов или сделать ремикс. Биты также создаются с помощью Cubase. Демонстрационная версия распространяется бесплатно и доступна к скачиванию на официальном сайте. Рекомендуем ознакомиться с ней перед тем, как покупать полную версию.

FL Studio

FL Studio по праву считается одной из лучших DAW для создания музыки разных жанров. Огромный набор инструментов и функций позволяет осуществить даже самые безумные идеи в любом направлении. Программа предлагает пользователям многодорожечный редактор, микшер, эквалайзер, позволяет заниматься семплированием, мастерингом и сведением. Поддерживает сторонние VST-плагины, сэмплы и лупы.

Готовый файл сохраняется в одном из доступных форматов: MP3, WAV, OGG и FLAC. Чтобы в дальнейшем продолжить работу с проектом, сохраните его копию в стандартном формате FLP. Благодаря безграничным возможностям FL Studio подойдет как профессионалам, так и любителям не только в создании битов.

Ableton Live

Данный представитель подходит не только для создания музыки, Ableton Live активно используют известные диджеи во время живых выступлений. Поэтому стоит отметить, что программа поддерживает два режима работы. Создателям битов нужно будет воспользоваться режимом «Аранжировка» , для создания минусов.

В Ableton Live вы можете выполнять сведение, мастеринг, обрабатывать композиции различными эффектами и делать все то, что позволяют другие рабочие звуковые станции. Программа имеет удобный интерфейс, каждый элемент расположен на своем места. Однако отсутствует русский язык, и это может стать проблемой среди некоторых пользователей.

Reason

Reason представляет собой профессиональное программное обеспечение, позволяющее создавать, редактировать и обрабатывать композиции. Сразу хочется отметить яркий интерфейс, в котором очень комфортно работается. Присутствует встроенный проводник, который будет полезен для быстрого поиска определенной функции. Кроме стандартного набора возможностей Reason позволяет подключать MIDI-устройства и поддерживает MIDI-файлы.

Сам процесс создания бита практически ничем не отличается от того, что проводился бы в другом подобном софте. Трек собирается из кусочков в мультитрековом редакторе. Хорошим дополнением можно считать наличие встроенных библиотек различных звуков, пресетов и лупов. Reason распространяется платно, а пробная версия доступна к скачиванию на официальном сайте разработчика.

Mixcraft

Если вы никогда раньше не сталкивались с работой в цифровых звуковых станциях, то рекомендуем начать с Mixcraft. Данная программа оснащена всем необходимым для создания музыки, имеет простой и понятный интерфейс, а новичку потребуется минимальное количество времени, чтобы в ней освоиться.

Что касается функционала, то Mixcraft собрал в себе все основные инструменты и функции, присутствующие в других подобных программах. Из уникального хочется отметить возможность работы с нотами. Реализована она на базовом уровне, однако некоторым пользователям этого хватит.

Reaper

Еще один представитель в нашем списке – Reaper, известная многим цифровая звуковая рабочая станция. Она поддерживает работу в многодорожечном редакторе, виртуальные музыкальные инструменты и MIDI-устройства. Доступна запись звука с микрофона, импорт и экспорт аудиофайлов.

Рекомендуем обратить внимание на встроенную виртуальную машину, она предоставляет набор дополнительных возможностей. При помощи JavaScript происходит запуск исходного кода плагина. Пользователи могут редактировать этот код, меняя некоторые функции плагина или полностью переделав его.

Cakewalk Sonar

Sonar – профессиональная программа для работы с музыкой. Она поддерживает использование в многодорожечном редакторе, обладает встроенным набором инструментов, лупов и семплов. Пользователи могут подключить дополнительные MIDI-устройства или плагины, совершив перед этим небольшую предварительную настройку.

Доступна запись звука с микрофона, а также присутствует «Audio Snap» , добавленный в одном из недавних обновлений. Данная функция позволяет синхронизировать дорожки, подстраивать их по темпу, выравнивать и конвертировать. Распространяется Cakewalk Sonar платно, однако пробная версия доступна бесплатно всем желающим.

Sony Acid Pro

В наш список попала профессиональная программа Sony Acid Pro, принцип работы которой изначально основывался на создании музыки с помощью лупов (циклов). С каждым обновлением исправлялись ошибки и добавлялся новый функционал. Теперь пользователи стали положительнее относиться к Acid Pro, а многие начали работать в ней постоянно.

Данный представитель наделен теми же функции, обладает аналогичными инструментами, как и большинство подобных программ. Присутствует многодорожечный редактор, реализована полноценная работа с MIDI-устройствами, поддерживаются VST-плагины. Но это далеко не все, пользователи могут расширять возможности программы сторонними дополнениями благодаря протоколу ReWire.

PreSonus Studio One

Studio One за небольшое время существования успела заполучить внушительное количество поклонников, которые перешли с других цифровых звуковых рабочих станций в эту. Заинтересовала данная программа многих удобной реализацией функций, индивидуальным подходом к подбору встроенных инструментов и оригинальным интерфейсом.

За счет использования «Multi Instrument» происходит слияние нескольких звуков, благодаря чему появляется что-то новое и необычное. Пользоваться PreSonus Studio One становится еще комфортнее за счет аранжировочного трека — это позволяет разбить дорожку на несколько частей и работать с каждой по отдельности.

Список получился довольно большой, но не полный. На просторах интернета находится еще множество подобных программ, которые подойдут для написания битов, однако мы постарались выбрать наилучших представителей, предоставляющих уникальный функционал, простых и удобных в использовании.

LIVE-версии – это, конечно, одно, но что если отнестись к записи песни профессионально?
Не буду томить читателей МирСовeтов ожиданиями. Приступим.

Необходимое оборудование

Компьютер (будем считать, пункт выполнен, Вы же как-то читаете статью?).
Так как будет использоваться современный софт, требования к компьютеру также являются современными. Это: процессор Intel® Pentium® 4 или AMD Athlon® 64 (рекомендуется Intel Core™ 2 Duo или AMD Phenom® II), 1 Гб оперативной памяти, 2 Гб свободного пространства на жестком диске для установки, звуковая карта с поддержкой протокола ASIO или Microsoft WDM/MME, наушники/колонки, микрофон.
Микрофон. Несмотря на то, что он есть в списке пункта выше, микрофону стоит уделить отдельное внимание. Любители скайпа и караоке! Подойдут оба Ваши варианта (как микрофон с разъемом для компьютера – 3.5 мм, так и микрофон для DVD или музыкального центра, с переходником на 3.5 мм)! Если микрофонов несколько – нужно выбрать тот, качество которого превосходит. Зачастую отношение «цена-качество» сможет Вам помочь: более дорогостоящий микрофон будет качественнее, но бывают и исключения. Ваши уши – лучший помощник. Подключайте, пробуйте, слушайте!
Примечание! Запись со студийного микрофона и дальнейшие действия при записи песни ничем не отличаются от записи с микрофона наушников. Если Вы обладатель студийного микрофона и не знаете с чего начать - эта статья так же окажется Вам полезной. Единственное отличие – самое важное в музыкальной сфере – качество. Оно будет преобладать в Вашей записи.
Наушники. Возможно, Вам покажется странным этот пункт. Ведь источником вывода звука могут служить и колонки. Да и привычнее через них... Это так, но проиграть нашу песню через колонки мы сможем уже после записи. А во время неё желательно пользоваться . Иначе микрофон будет улавливать звук с колонок, избавиться от которого проблематично. Сама музыка должна играть отдельной дорожкой.
Обращаю внимание читателей МирСoветов!
Наша задача - добиться максимальной тишины в помещении, где будет проходить запись. Закройте все окна, двери, выключите телевизор в соседней комнате и попросите сожителей помолчать во время Вашего пения. Чистая запись – прежде всего. Будет меньше хлопот при обработке, выше качество звучания.

Необходимые драйвера, программы

«Зачем они нужны, – скажете Вы, – если микрофон и так работает, а звукозапись записывает!? В операционной системе Windows всё учтено!».
Это утверждение верно. Но, как известно, совершенству нет предела. Современные компьютерные аудиоредакторы вышли на такой уровень, что только аудио-гурман сможет отличить студийную запись от домашней: отредактированной, обработанной, т.е. доведённой до ума.
Для этого нам потребуется:
Аудиоредактор (на момент написания статьи используется Adobe_Audition_CS5.5_v4.0.1815). Очень мощный, стабильный. Ознакомиться с интерфейсом и впоследствии овладеть им Вы сможете уже после получаса работы.
Устанавливаем.
Драйвер Asio4All. Будет следить как за нашим микрофоном, так и выводить звук через наушники/колонки. Включается только во время записи/редактирования аудио, посредством программы-редактора. Драйвер необходим для незамедлительного, плавного процесса воспроизведения. Вкратце, этот драйвер избавит нас от всех возможных багов и только улучшит работу.
Устанавливаем.
Примечание! Работа Adobe Audition возможна и через встроенный драйвер Microsoft WDM/MME (без предустановки Asio4All). В этом случае на компьютерах со средней производительностью возможны задержки, рывки, помехи при воспроизведении.
VST-плагин iZotope Nectar. Этот плагин будет использоваться программой Adobe Audition и придаст Вашему голосу надлежащую окраску. Может сделать его мягче/грубее, сделать голос чётким либо размытым, может сделать так, будто вы говорите через динамик радио или вообще кричите в космосе! В плагин iZotope Nectar встроено множество готовых надстроек. Также возможно пойти не по шаблону и работать над созданием своего уникального стиля.
Устанавливаем.
Примечание! Приведённые ниже программы можно без труда найти и скачать в интернете. Но, они платные (Кроме драйвера ASIO, он – бесплатный).
Все необходимое программное обеспечение установлено? Не терпится приступить? Хорошо, сейчас настроим и будем записывать!

Настройка

Открываем программу Adobe Audition. Знакомимся. Видим множество незаполненных форм и, в целом, пустоту. Для начала работы необходимо открыть новую сессию. (File → New → Multitrack Session… или нажать Ctrl+N).
Заполняем форму (из скриншота ниже, был сделан после запуска программы и попытки начать новую сессию).

Для просмотра увеличенной картинки нажмите на нее Session Name: имя сессии, название Вашего проекта.
Folder Location: папка сохранения этого проекта и последующих. В указанном каталоге будет создан ещё один, с именем, идентичным Session Name.
Sample Rate (частота), Bit Depth (частота дискретизации), Master (Выход звука (Stereo/Mono/5.1)): технические параметры качества аудиозаписи. Желательно, дабы избежать проблем с записью с микрофона, выставить такие же цифры, как и для вывода звука в общем режиме.
Если вы не знаете, какая частота и частота дискретизации стоит по умолчанию (в общем режиме) – не беда. Заходим в «Пуск» → «Панель управления» → «Управление звуковыми устройствами» → «Динамики», нажимаете «Свойства» и во вкладке «Дополнительно» видим формат по умолчанию. Ниже приведу для читателей МирСoвeтов скриншот, чтобы было понятно, что искать.
Также приведу возможные варианты комбинаций:
  • 16 Бит, 44100 Гц – Качество компакт диска;
  • 16 Бит, 44800 Гц – Качество DVD-диска;
  • 24 Бита и такое же количество Гц, по определению – студийная запись.
Ограничимся этими настройками. Для примера, в этом качестве Вы слушаете большенство mp3 песен на компьютере, плеере и т.д. Запись – вещь немного иная, но для начинающего уровня качества выше и не нужно. Да и не позволит аппаратура.
Обещанный скриншот:
После того, как мы правильно заполнили все параметры новой сессии Adobe Audition, можно нажимать OK. Параметры будут зафиксированы и больше вопрос разрядности и дескритизации нас не побеспокоит.

Запись песни

Следующий шаг − самый важный и интересный.
Рабочее пространство. После открытия новой сессии, нашим глазам предстал Adobe Audition во всей его красе. Из скриншота ниже:
  1. Переключение между режимами Adobe Audition: Waweform и Multitrack. Режим Waweform – это режим сольного редактирования одного аудиофайла, режим Multitrack – режим с несколькими активными аудиодорожками (по умолчанию – 5, добавить ещё одну аудиодорожку можно нажатием горячих клавиш Alt+A).
    Режим Multitrack (активен на скриншоте) мы будем использовать для записи. Он удобен тем, что как на каждую дорожку, так и на каждый файл в отдельности можно будет наложить отдельный звуковой эффект.
  2. Окно эффектов. Позже, сюда, мы будем добавлять эффекты плагина iZotope Nectar.
  3. Тот самый режим Waweform и несколько звуковых дорожек, о которых сказано в пункте 1.
Приступим непосредственно к записи!
  1. Минус, найденный в интернете, т.е. музыку (без слов) добавляем на аудиодорожку 1 (Track 1). Это можно сделать, перетащив аудиофайл (любого формата) на полосу Track 1 либо из контекстного меню аудиодорожки (Insert → Audio File).
    Если при добавлении формат аудиофайла не будет совпадать с выбранным Вами форматом записи, то файл будет конвертирован.
  2. Включаем микрофон для записи. Проверьте, что микрофон подключен и нажмите Default Stereo Input в аудиодорожке 2 (Track 2), как на пункте 4 скриншота выше. После из списка выберите Ваш микрофон. Если у Вас стерео микрофон, то он будет находиться в списке Default Stereo Input → Stereo, если моно-микрофон, то Default Stereo Input → Mono.
Обратите внимание! Для записи, Вам необходимо включить режим записи, нажав на кнопку R (она подчеркнута в скриншоте 4). Та, в свою очередь, загорится красным. Включив кнопку I (она рядом с R), мы включим режим предварительного прослушивания и сможем слышать себя в режиме реального времени.
Не пугайтесь, если ощутима задержка звучания. Её можно побороть с помощью драйвера ASIO (сейчас, используется драйвер по умолчанию − MME).
О настройке драйвера ASIO написано ниже, в отдельном пункте статьи.
Если при прослушивании Вы не ощущаете задержки или по каким-то причинам не можете/не будете устанавливать драйвер ASIO – можете приступать к записи.
Начинаем запись горячими клавишами Shift+Space либо кликом мыши по кнопке записи в программе (находится внизу, в центре, пункт 5 на скриншоте выше).
Можно в режиме реального времени контролировать запись. Она отображается в виде звуковых волн на мониторе (в окне аудиодорожки). Если уровень волн максимальный – отойдите подальше от микрофона. На столько, чтобы уровень волн записи совпадал с уровнем волн минуса (музыки, находящейся на аудиодорожке 1).
Очень важно во время записи использовать ПОП-фильтр либо ветрозащиту (которая обычно уже установлена на микрофоны с наушников). Иначе взрывные в русском языке буквы «Б» и «П» могут испортить Вашу запись.
Остановить процесс записи можно кнопкой «стоп» либо горячей клавишей «пробел».
Запись второй и последующих дорожек. Чтобы обеспечить хорошее звучание Вашей песне, Вам будет необходимо записать вторую дорожку: записать Ваш второй голос, Ваш бэк-вокал. Украшайте им те места, где необходимы интонационные усиления либо голос с первой партии слышно не чётко.
На второй дорожке желательно подпевать голосом отличным от основного вокала. Желательно использовать и отличные от основного вокала эффекты.
Это делает запись более экспрессивной и яркой.

Настройка драйвера ASIO

Напомню, драйвер ASIO используется для того, чтобы избавиться от задержки.
Он бесплатный, последнюю версию можно скачать с официального сайта (asio4all.com).
Включить драйвер ASIO (после установки) можно, кликнув Default Stereo Input → Audio Hardware. В пункте Device Class выбираем ASIO (пункт 1 скриншота ниже). Рядом видна кнопка Setting. По её нажатию откроются настройки ASIO (пункт 2 на скришоте). Ползунком мыши можем менять ASIO Buffer Size (количество сэмплов). Количество сэмплов меняет нагрузку на процессор. Рекомендуемое значение – 512. Если ощутимы рывки и проблемы в работе, необходимо увеличить количество сэмплов до необходимого уровня (работоспособного). Если у вас мощный процессор, количество сэмплов может быть уменьшено.

Редактируем аудио

Самая трудоемкая работа. Правда, необходимая. Ведь во время записи могут возникнуть проблемы бытового характера. К примеру, от эмоций Вы можете крикнуть в микрофон настолько сильно, что превысите рамки допустимого. Переписывать всю запись в таком случае необязательно.
Уровень звука. В зависимости от проблемы, её можно исправить.
Кликаем на дорожку и переходим в режим Waweform (пункт 1 на скриншоте ниже).
Если на записи в определённый момент Вы близко подошли к микрофону или сильно отошли, либо был слышен какой-то посторонний звук и Вы хотите его убрать – уменьшайте уровень звука в выбранной области.
Выделяйте проблемную область, как на скриншоте, пункт 2, и регулируйте уровень децибел перемещением ползунка влево/вправо. В режиме реального времени Вы сможете контролировать нужный уровень звуковых волн.
Если Вы вовсе хотите избавиться от звука в выделенной области, уменьшайте уровень децибел до минус бесконечности либо используйте контекстное меню → Silence.
Убираем шум. Изначально записать материал без шума невозможно. Даже если Вы находитесь в звуконепроницаемой студии либо изолированном от внешних источников помещении. Шум издают электрические провода, да и, в конце концов, сам прибор.
Дорогие микрофоны (профессиональные, студийные) издают мало шумов, дешевые – больше.
К счастью, этот шум – монотонный, и убрать его в полуавтоматическом режиме не составит никакого труда.
Нам будет нужен сам аудиоматериал и запись исключительно одного шума (можно в одном файле). Достать запись шума – не проблема. Просто помолчите в микрофон и не делайте никаких движений.
Как убрать шум:
Совет! Работа со звуком − очень сложная процедура. Это техника, а не волшебство. И если уровень шумов слишком высок – убрать его без потери качества практически невозможно. Также возможно появление артефактов, т.е. искажений, вызванных чрезмерной обработкой аудио. Чтобы избежать этого неприятного момента, советую читателям МиpСоветов использовать чистую запись примера шума. Без любых других звуков. Можете записать шум на более низкой громкости микрофона и использовать этот вариант в качестве источника.
При хорошей обработке можно добиться кристально чистой записи голоса (при соответствующем оборудовании). Но важнее всего просто добиться приемлемого слуху результата.
Эффекты. Подключаем и используем плагины VST. Итак, слова записаны, очищены от шумов, громкость отредактирована и является одинаковой на протяжении всего трека. Но чего-то не хватает, верно?
К примеру, в песнях любимых исполнителей мы можем слышать немного эха в определённом месте, в другом месте – голос какой-то не естественный. Это нормально для звуковой индустрии! Это делает аудио запись более красивой и интересной для прослушивания!
К счастью, в этой области компьютеры зашли далеко и могут себе много позволить. В программе Adobe Audition есть большое количество встроенных эффектов и возможностей. Но я все же порекомендовал бы читателям МиpСоветoв использовать для некоторых целей программы сторонних производителей. К примеру, компания iZotope хорошо зарекомендовала себя в мире компьютерной музыки. Выпускает отличные эквалайзеры.
Для обработки вокала можете использовать VST-плагин iZotope Nectar.
VST-плагины − специальные программы от сторонних производителей. Они без труда присоединяются к редактору Adobe Audition. При установке VST-плагины запрашивают отдельную папку для хранения своих «.dll» файлов. Таким образом, одним кликом могут быть установлены все VST-плагины, хранящиеся на данном компьютере.
Чтобы подключить установленный плагин iZotope Nectar или любой другой, в Adobe Audition нажмите Effects → Audio Plug-In Manager (в контекстном меню программы).
Откроется окошко. Пункт 1 на скриншоте ниже.
VST Plug-In Folder – это та папка, которую Вы указали в качестве хранения VST при установке.
Необходимый плагин подчеркнут красным на скриншоте. Включаем его галочкой и нажимаем OK.
Теперь, нужно подключить плагин непосредственно к дорожке или к файлу. Кликаем по необходимой дорожке и из всех плагинов выбираем нужный (пункт 2 на скриншоте).
Обычно, у плагинов есть своё меню и, после нажатия на них, в окне эффектов (в нашем случае, после нажатия на iZotope Nectar, подчеркнут в пункте 2 скриншота), откроется отдельное окошко (пункт 4 скриншота).
Для нашего случая, для обработки голоса, в iZotope Nectar есть множество встроенных пресетов. При включенном предварительном прослушивании микрофона (должна быть активна кнопка I, пункт 3 скриншота) мы можем оценивать преимущество эффекта в реальном времени.
Примечание! Большое количество одновременно включенных VST-плагинов/сильно мощных эффектов порой недоступно в режиме реального времени. Компьютер не может выдержать такую нагрузку, может быть заметно торможение, либо произведение вообще не происходит. В таком случае в режиме Waveform в окне эффектов нажмите Apply. Звук будет обработан VST-эффектом и перезаписан, этот файл больше не будет создавать нагрузку на процессор.
Помните, отмена любых действий на один шаг – Ctrl + Z. На шаг вперёд – Ctrl+Shift+Z.

Сохранение песни

Финальный этап.
Убедитесь, что Вас всё устраивает. Прослушайте ещё раз запись в целом, от начала до конца, и можете смело сохранять Ваше творение.
Сначала сохраните сессию со всеми файлами, чтобы после сохранения и выключения программы Вы не остались с одним mp3-файлом, а смогли вновь открыть проект в режиме редактирования. Сессия сохраняется нажатием File → Save As (меню программы) либо горячими клавишами Ctrl+Shift+S.
Теперь можете сохранить сессию в аудиоформате. Предпочтительнее форматы wave/mp3. С понятиями частота и частота дискретизации Вы уже знакомы. В формате mp3, лучше всего, ставить максимальное качество – 320 Kbps. Сохранить сессию в аудиоформате можно из меню программы (File → Export → Multitrack Mixdown → Entire Session…).
Финальное примечание! В статье описан основной план для записи песни. Для получения хорошего результата нужно будет потрудиться. А каждый конфликт нужно решать с помощью встроенных возможностей аудио редактора либо с помощью соответственных плагинов (дополнительных). Их множество, уверен, Вы без проблем сможете найти плагин, который будет решать именно Вашу проблему или делать звук именно таким, каким Вы хотите его слышать.
Именно Ваши уши являются определяющей проверкой качества проделанной работы.
Если появятся вопросы – задавайте в комментариях. Желаю удачи и творческих успехов от имени MирCоветов.

(25 оценок, среднее: 4,16 из 5)

Подобных обзоров в сети просто не счесть. Казалось бы, написано все, что только можно, однако углубляясь в прочтение, понимаешь, что обзор делался человеком, который от музыки очень далек. Сухие факты, перечень характеристик, небольшая сравнительная таблица и… все. Либо просто список программ, из которых половина просто не рассчитана для записи музыки. Мы же, в свою очередь, попытались сделать теплую и ламповую подборку наиболее простым языком – в основном впечатления и рекомендации по использованию той или иной DAW.

Итак, встречайте – обзор лучших программ для создания, записи и сведения музыки.

Те, кто стоял на заре цифрового аудиопроизводства с теплотой вспоминают предшественника Adobe – Cool Edit Pro, пока в 2003 году не была выкуплена мировым гигантом за 16,5 миллионов долларов. Более того, некоторые до сих пор используют его в качестве основного DAW, так же, как и Adobe Audition третьей версии, полностью игнорируя новые версии и модные нововведения. Некоторые используют Адоб Аудишн только для звукозаписи, параллельно применяя Noise Reduction для удаления шумов, а сведение и мастеринг осуществляют в других программах.

Из плюсов можно выделить удобный и понятный интерфейс и простоту в освоении новичками.

Уровень подготовки:

Если вы новичок в аудиопроизводстве или выбираете первую DAW, Cubase точно не для вас. На эту тему можно бесконечно долго спорить, но опыт показывает, что без минимальных познаний в секвенсорах обучение будет долгим и болезненным. В основном можно встретить в арсенале профессиональных инженеров или аранжировщиков. Из коробки предлагает полный, а главное высококачественный набор всевозможных плагинов и чуть менее качественных инструментов. А установив VST плагины и инструменты можно вообще ни о чем не волноваться и создавать музыку в производственных масштабах.

Уровень подготовки:

Наверное нет человека, который бы не слышал о “фрутике”, даже если он очень и очень далек от музыки. Один из тех немногих DAW, которые с уверенностью можно советовать новичкам и аматорам. Именно благодаря им FL Studio и заработал свою весьма противоречивую славу. Тысячи школьников принялись писать треки используя стандартный набор инструментов и приправу из встроенного эквалайзера и компрессора. И это при том, что стандартные средства во фрутике использовать вообще запрещено. Вооружившись топовыми плагинами, к примеру или , качественными инструментами, а главное прямыми руками – превращается в отличнейший инструмент для создания качественной музыки.

Уровень подготовки:

Достаточно молодой и в то же время прогрессивный инструмент для создания и записи музыки. Очень многие перешли с топовых DAW именно на Reaper , о чем говорят сотни и тысячи обучающих видео на YouTube и множество статей в сети. Подойдет как для начинающих, так и для продвинутых пользователей, имеет в своем наборе целый арсенал для записи, редактирования, обработки, автоматизации и многое другое. Интерфейс приятный, ничего лишнего и отвлекающего. Из минусов можно отметить отсутствие встроенного сэмплера с инструментами и отсутствие нормальных встроенных синтезаторов.

Уровень подготовки:

Первое, что бросится в глаза при открытии Ableton Live – это окно сессии (Session View), которое подойдет больше для живых выступлений. Более привычное окно аранжировки (Arrangement View) переключается в правом верхнем углу. Исходя из всего этого можно предположить, что подходит DAW больше для диджеев, импровизаций и живых выступлений, т.к. предлагает микширование онлайн, прямо во время концерта. Но есть также и свои почитатели Ableton Live в качестве инструмента для сведения музыки из-за простого интерфейса с большим количеством эффектов и инструментов.

Уровень подготовки:

Если вы фанат Стива Джобса, ярый поклонник Apple, Logic Pro просто обязана стоять на вашей машине, независимо от того, какую систему вы используете. За $200 вы получите топовую DAW по всем параметрам, будь то сведение, запись, микширование – вы всегда будете на шаг впереди. Комплект поставки включает в себя коллекцию высококачественных плагинов, инструментов, семплер ESX24 и официальную поддержку от Apple. Однако не стоит бросаться с головой и тратить свои кровно заработанные деньги – лучше для начала определиться с вашим призванием и набить руку на других программах для создания музыки.

Уровень подготовки:

Одна из лучших (если не лучший) топовых и профессиональных DAW, которой пользуются десятки тысяч инженеров с мировым именем. Но как это обычно бывает – во всем хорошем есть своя ложка дегтя. Pro Tools не поддерживает VST формат. Конечно же можно довольствоваться только AAX плагинами или использовать какой-то бридж, который позволит открыть VST, но как это обычно бывает – в самый неподходящий момент понравившегося плагина нет в ни в формате AAX, ни в базе ломанных, что конечно же очень напрягает. Подходит только для продвинутых инженеров, новичкам лучше присмотреться к более простым и доступным программам.

Уровень подготовки:

Шведская компания довольно творчески подошла к созданию своего продукта. Reason представляет собой виртуальный эмулятор рэковой стойки, к которой вы подключаете приборы. Также, как и в Pro Tools – отсутствует поддержка VST плагинов и тех, которые поставляются в комплекте может банально не хватить для многих стилей.

Подойдет для тех, кто хочет создавать электронную музыку и любит крутить ручки в поисках интересных звуков. Для новичков однозначно не подойдет, даже для продвинутых пользователей может пригодиться только в узконаправленных областях.

Уровень подготовки:

Еще одна топовая DAW для опытных инженеров, на которую обычно переходят с других секвенсоров. Для этого в Studio One даже вшиты пресеты популярных секвенсоров для плавной и безболезненной смены рабочей станции. Мощный и удобный drag-and-drop, прекрасный читаемый интерфейс, гибкая настройка папок с плагинами, удобный и функциональный микшер собрали свою армию поклонников. Для новичков будет трудным в освоении, поэтому лучше всего подойдет тем, кто уже имел дело с другими секвенсорами.

Уровень подготовки:

Каждый музыкант хочет писать и записывать песни, которые услышит как можно больше людей. Но как происходит этот процесс? С чего начать создание будущего потенциального хита?

Как музыкант и композитор, я знаю, что цель каждого из нас в домашней студии - создавать убойные хиты, которые одинаково хорошо звучат как на радио и ТВ, так и в социальных сетях и других источниках.

У вас есть отличные идеи для будущих песен. Беда в том, что вы не знаете, как правильно перенести эти идеи из своей головы в реальный мир, превратить мысли в качественные треки. Чтобы решить эту проблему, я написал руководство «6 Steps To a Radio-Ready Song», в котором расскажу о 6 этапах, через которые должна пройти любая песня, чтобы звучать отлично.

Речь не будет идти о каких-то конкретных методиках: из этого гайда вы не узнаете, какие ручки на эквалайзере крутить и как сводить бас-бочку. Я собираюсь рассказать о том, как вести работу над качественной музыкой, не более того.

Даже если музыка никогда не попадет в радиоэфир, каждый музыкант хочет, чтобы его песни звучали не хуже, чем то, что он слышит у «больших дядей и тётей». После прочтения этого руководства вы поймете, как делать качественную музыку в своей домашней студии. Более того, я уверен, что мои советы мотивируют вас вернуться к работе и .

Качественные и хитовые песни начинаются задолго до посещения студии. Их отправная точка - хороший текст и яркая мелодия. Любой, даже бесполезен, если текст скучный, а мелодия не запоминается.

Несмотря на очевидность этих слов, меня не перестает удивлять, как домашние музыканты игнорируют работу над текстом и мелодической составляющей композиции. Песня еще даже не придумана, а мучительные рассуждения об оборудовании и техниках звукозаписи уже вовсю идут.

Прежде чем думать о записи, вы должны написать отличную песню. Нельзя записать то, чего не существует.

Сложно сказать, что определяет хит - это очень . Тем не менее, я верю, что хорошие песни отличает наличие нескольких ингредиентов.

Ингредиент №1. У каждой отличной песни есть запоминающаяся мелодия

Мелодия ведет песню вперед и делает ее запоминающейся. Именно с помощью мелодии трек «застревает» в голове слушателя. Если придуманная вами мелодическия линия слишком простая и блеклая, то она быстро забудется: через 2-3 песни слушатель уже и не вспомнит, что вы там назаписывали. Сделайте все, чтобы мелодия была приставучей и хорошо запоминающейся.

Ингредиент №2. У каждой отличной песни есть запоминающийся текст

Слова неразрывно связаны с мелодией - через нее они попадают прямиком в мозг слушателя. Речь не идет о том, чтобы писать лирику с глубоким философским смыслом: достаточно одной реально хорошей строчки или фразы, которая запомнится людям. Совместив достойный текст с яркой мелодией вы обеспечите своей песне запоминаемость.

ВОПРОС ПО НАПИСАНИЮ ПЕСЕН

С чего вы начинаете работу над песней: со слов или с музыки? Я обычно начинаю с музыки, с вокальных мелодий - создаю их, не думая о тексте. Мне кажется, что начиная с музыки мы накладываем на себя приятные ограничения, которые делают лирику лучше и одновременно лаконичнее.

Ингредиент №3. В каждой отличной песне есть что-то необычное

Большинство песен следует проверенному сценарию: куплет, припев, куплет, припев, бридж, проигрыш, припев, концовка. Идти проторенным путем - нормально, в этом нет ничего плохого.

Тем не менее, в песне должен быть элемент, который удивит слушателя и произведет на него приятное впечатление. Это может быть неожиданный проигрыш, какой-то уникальный инструмент или звук в аранжировке, даже вокальный ход.

Слушателям нужно что-то такое, что заставит их подумать: «Вот это круто! Вот это необычно!»

Вне зависимости от вашего любимого стиля (EDM, рок, джаз, поп), вы должны написать яркую приставучую мелодию, достойный и запоминающийся текст и придумать хотя бы один необычный элемент для песни.

Это не просто. Хорошие новости в том, что все приходит с опытом: чем больше вы сочиняете, тем лучше становятся ваши песни, и тем проще вам придумывать клевые мелодии, тексты и элементы аранжировки.

Чтобы писать хорошие песни, не нужно быть гением от рождения. Вы можете стать таковым с течением времени. Песни обязательно станут лучше, просто убедитесь, что в них есть эти три секретных ингредиента.

Плохие новости в том, что написание песен - это упорный труд. Нельзя сидеть сложа руки и . К написанию песен нужно относиться как к работе - лучшие авторы именно так и делают.

Если раньше для занятий музыкой нужно было иметь талант или хотя бы соответствующее образование, сегодня любой человек, даже совершенно далекий от музыкальных канонов, представлений о гармонии или нотной грамоте, с помощью современных компьютерных и мобильных программ может запросто создать собственную полноценную композицию в течение недолгого времени. Далее будет рассмотрено, что должна уметь любая программа для создания битов. Основной упор будет сделан на рэп, который в мире имеет довольно высокую популярность.

Программа для создания битов: что нужно музыканту?

Изначально следует определиться с тем, что именно нужно музыканту, исполняющему музыку в стиле рэп. Если вы хоть раз послушаете какую-нибудь композицию в этом стиле, сразу же станет очевидным, что за основу в ней взята ритм-секция, в которой ударные с басом имеют приоритет, и вокал в виде речитатива. Остальные музыкальные инструменты, как показывает практика, играют явно второстепенную роль.

О записи вокала пока речь не идет, поскольку процесс этот достаточно трудоемкий, и записать качественную фонограмму в домашних условиях не получится (потребуется специальное помещение со звукоизоляцией, профессиональные микрофоны, наушники, мониторы и соответствующее программное обеспечение), а вот написать для себя готовую ударную партию (причем даже профессионального уровня) можно совершенно элементарно.

Таким образом, становится понятно, что программа для создания битов для рэпа должна в первую очередь иметь мощный барабанный секвенсор и хороший набор высококачественных сэмплов (звуков), из которых в партии будут создаваться битовые последовательности. Но и это еще не все.

Желательно, чтобы используемая программа для создания битов для рэпа имела встроенный секвенсор на основе паттернов (коротких секвенций), которые можно было бы объединить в одну последовательность для финального трека. Такой способ создания полной партии из отдельных кусочков выглядит намного более простым и быстрым, нежели прописывание каждой партии вручную. Во-первых, это занимает достаточно много времени. Во-вторых, в процессе игры можно наделать кучу ошибок или просто сбиться с ритма, а потом весь материал придется переписывать заново.

Наконец, нужно обратить внимание на ввод партий. Сделать это можно на виртуальной клавиатуре (piano roll), использовать кнопки или специальную сетку с расположением компонентов ударной установки или нот и тактовых долей (step sequencer), после чего можно объединять уже готовые лупы (loops) в одно целое. Естественно, не помешает и наличие хотя бы минимального набора звуковых эффектов, что придаст звучанию неповторимость и своеобразность.

Лучшие программы для битов и разных операционных систем

Сегодня музыкальная индустрия представлена очень широко. Среди компьютерных приложений можно найти программы на любой вкус - от примитивных игрушек до полноценных профессиональных виртуальных студий. Но, поскольку многим пользователя абсолютно все возможности компьютерных студий не понадобятся, пакеты вроде Cubase, Studio One Pro, Cakewalk Sonar и многие другие рассматриваться не будут. Они для начинающего рэпера могут оказаться слишком сложными, и разобраться с ними без музыкального образования или знания тонкостей сведения и обработки звука будет крайне сложно.

Однако и для тех, кто не обладает такими навыками, имеется специальное программное обеспечение. Среди всего того, что сегодня предлагается к использованию, можно выделить следующие программы для создания битов на русском или английском языках:

1. Windows/Mac

  • eJay Hip Hop;
  • MAGIX Music Maker;
  • Nero SoundTrax;
  • NanoStudio;
  • Beatcraft Drum Machine;
  • FL Studio.

2. Android

  • GrooveMixer;
  • G-Stomper Studio;
  • Beatmaker 2.
  • Novation Launchpad;
  • Drum Pads 24.

Естественно, это далеко не полный перечень музыкального ПО. По крайней мере, любая программа для битов из этого списка будет понятна большинству пользователей современных компьютерных и мобильных систем.

eJay Hip Hop

Музыкальные программы серии eJay имеют несколько версий, адаптированных под разные стили. Все они построены по одному принципу. Данная программа для записи битов специально «заточена» под хип-хоп.

Обратите внимание, что приложение предназначено не для написания собственных ударных партий, а для использования уже готовых лупов профессионального качества, которые просто объединяются в готовый трек путем установки последовательности их чередования. Суть работы проста: выбираете нужный бит и перетягиваете его на сетку секвенсора в той последовательности, которая вам нужна. При необходимости можете добавить эффекты или отредактировать имеющийся бит в специальном окне, где звук будет представлен в виде волны (как это делается в Wave-редакторах). В распоряжении музыканта порядка пяти тысяч готовых лупов, масса эффектов, возможность экспорта готового проекта в формат WAV и запись CD непосредственно из приложения.

MAGIX Music Maker Hip Hop Edition

Перед нами еще одна простая программа для битов, работающая по тому же принципу, что и предыдущее приложение. Опять же, среди продукции Magix можно найти несколько модификаций для разных музыкальных направлений.

Для создания полноценного трека используется обычная сетка с указанием дорожек инструментов и временной шкалы для размещения готовых партий в произвольной последовательности. Однако, в отличие от eJay, эффекты, представленные в этой программе, выглядят более профессиональными и более сложными, хотя при желании разобраться с ними не составит труда. Кстати сказать, сегодня можно найти не только Windows- или Mac-версии, но и модификации для мобильных устройств. К сожалению, любой такой программный продукт является платным.

Nero SoundTrax

Эта условно-бесплатная программа для написания битов (и не только) несколько отличается от предыдущих. Дело в том, что все сводимые треки представлены в волновой форме. Тем не менее в ней имеется достаточно много инструментов для редактирования каждой партии.

Для этого используется встроенный модуль Nero SoundBox, который представляет собой не что иное, как пошаговый секвенсор. В редакторе партии выбранного инструмента имеется виртуальная клавиатура с окном битов, разбитых по размеру 4/4 в виде шестнадцати блоков. Как уже понятно, каждый такой блок соответствует 1/16 ноте. Отмечая нужные блоки, можно создавать единичные паттерны, а затем установить последовательность их звучания. Кроме того, тут предусмотрена возможность записи из внешних источников (гитара, MIDI-клавиатура, вокал с микрофона), а конечный трек, состоящий из нескольких дорожек можно редактировать по типу профессиональных редакторов вроде Adobe Audition или Sound Forge. Интерфейс полностью русифицирован, прост и интуитивно понятен, так что сложностей с использованием этого приложения возникнуть не должно.

NanoStudio

Перед нами еще одна, на сей раз бесплатная программа для создания битов, гитарных или синтезаторных партий, выполненная в виде клавишного синтезатора. Несмотря на свою простоту в оформлении и достаточно небольшой набор инструментов, в ней можно создать полноценную композицию в течение относительного небольшого времени.

Конечно, работа с этим приложением многим сначала покажется достаточно сложным процессом, однако в самой программе имеется подробнейшая справочная система, изучив которую, можно освоить азы создания музыкальной композиции в этом программном продукте.

Beatcraft Drum Machine

Данная программа для битов была разработана специалистами компании Acoustica специально для создания барабанных петель. В некотором роде приложение напоминает по виду некоторые из выше перечисленных программ.

Ввод осуществляется посредством выделения нужных кнопок, а конечная последовательность выставляется в плейлисте, который расположен ниже основной панели редактора паттернов. Ничего особенного, но, как говорится, просто и со вкусом.

FL Studio

Наконец, одна из самых популярных среди компьютерных музыкантов программа под названием FL Studio, которая на данный момент представляет собой достаточно серьезную виртуальную студию, с которой вот так слету не разберешься. Тем не менее, почему она включена в список? Да только потому, что изначально (еще на заре своего развития и последующей эволюции) это была именно программа для битов, созданных в виде объединения барабанных петель в плей-листе. В те времена она называлась Fruity Loops.

Сегодня этот пакет является достаточно серьезным программным продуктом, сложным для освоения. Но со времени первых релизов интерфейс не претерпел особых изменений. Поэтому даже впервые его увидев, можно сразу же приступать к созданию своих битов, устанавливая одиночные сэмплы на каждый канал или используя заготовки в виде набора лупов. Кстати, при открытии программы новый набор, состоящий из четырех барабанных дорожек, создается по умолчанию. Написать партию можно двояким способом: либо отмечая кнопочные блоки долей, либо вводя нотные блоки в piano roll. Объединяются паттерны в плейлисте.

Количество дорожек не ограничено, эффекты накладываются на любую дорожку, включая Master-трек. Имеется полная поддержка плагинов форматов DX, AAX, VST и VST3 версий 32 и 64 бита, а также возможность воспроизведения в качестве сэмплов файлов WAV, MP3, OGG, SF2 и т. д., экспорт в WAV, MP3, OGG и FLAC, не считая наличия встроенных синтезаторов и барабанных модулей вроде Drumaxx, Fruity Slicer, Drum Pad, Bass Drum, FPC, Slicex, Drum Synth и т. д. (если речь идет именно о создании ударных партий). Для мобильных девайсов с любой ОС на борту используется версия FL Studio Mobile.

GrooveMixer

Данное приложение - программа для битов на «Андроид». Как и многие другие апплеты, она разработана специально для создания барабанных петель. Базовая версия содержит не так много звуков, как хотелось бы, однако при желании можно догрузить расширенный набор из интернета.

Интерфейс представляет собой уже ранее описанную сетку, в которой вертикально выстроены используемые сэмплы, а в горизонтальной позиции расположены доли, которые и нужно отмечать. Конечно, профессионального звучания добиться вряд ли получится, зато быстро реализовать идею - запросто!

G-Stomper Studio

Эта программа для битов тоже рассчитана на работу в среде Android-систем и является платным программным продуктом. Демоверсия имеет несколько существенных ограничений, тем не менее, возможности ее весьма интересны.

Само приложение включает в себя секвенсор, аналоговый синтезатор и драм-машину, а интерфейс выполнен по образу и подобию популярного в свое время басового синтезатора TB-303 и барабанных модулей (ритм-машин) TR-808 и TR-909. Так что, если вы с ними знакомы, проблем с созданием собственных партий не будет. А тем, кто видит такой интерфейс впервые, придется немного поучиться, хотя осваивается программа достаточно быстро.

Beat Maker 2

Теперь еще об одной Android-программе. Ее интерфейс выполнен в виде кнопочного модуля, которым зачастую пользуются профессиональные диджеи. Каждая кнопка соответствует звуку определенного барабана.

Либо сыграв партию вручную, либо записав соответствующую последовательность битов в секвенсоре, пользователь получает лупы, которые можно объединять в полноценную звуковую дорожку с экспортом в форматы WAV, OGG, WMA и MP3. Несмотря на достаточно большой набор профессионально сэмплированных одиночных звуков (one-shot samples), в ней барабанный модуль можно перестраивать по своему усмотрению, назначая на каждую кнопку любой звук, записанный в WAV-формате. Вообще, выглядит программа очень интересно. И, если вы не научитесь создавать в ней собственные композиции, по крайней мере, можно просто поиграть в режиме реального времени и почувствовать себя профессиональным барабанщиком.

Novation Launchpad

Этот программный продукт изначально позиционируется не как «чистый» модуль для создания собственных композиций, а, скорее, как некий инструмент для ремикса.

Изначально из iTunes можно скачать ту же композицию в стиле рэп, принять соглашение о неиспользовании ее в коммерческих целях и обработать по собственному усмотрению при помощи загружаемых инструментов. Создать что-то свое не получится, но при использовании своеобразного грув-бокса с запрограммированными кнопками научиться основам обработки музыки и созданию ремиксов можно.

Drum Pads 24

Наконец, данная программа для битов позволяет создавать собственные композиции в течение нескольких минут.

Принцип ее использования похож одновременно на построение треков в программах eJay, MAGIX и Beatmaker 2. Нажатие на кнопку в главной панели соответствует проигрыванию определенного ритма или мелодии, высоту тона которых можно изменять в специальных настройках. Также из выбранных партий можно по кирпичикам собрать готовую композицию и сохранить ее в памяти мобильного девайса или сразу же отправить на свою страничку в соцсети. Бесплатный набор минимален, но за весьма символичную плату можно загрузить дополнительный контент.

Заключение

Вот, кажется, и все. Остается рассмотреть самый главный вопрос, связанный с выбором программного обеспечения для своих нужд. Начинающим музыкантам для начала можно посоветовать освоить eJay, MAGIX, Drum Pads 24 и Beatmaker 2, чтобы понять концепцию создания музыкальных партий и треков. Затем можно переходить к более сложным программам со встроенными степ-секвенсорами. По крайней мере, любой человек с врожденным чувством ритма сможет правильно расположить сильные и слабые доли в нужном порядке. Другое дело - сведение инструментов по уровню громкости или в плане их звучания после наложения определенных эффектов. Но и это при желании - задача не такая уж и непосильная.

Кроме выше предложенных программ, имеется еще много всего. Здесь не рассматривались программы для битов на компьютер, предназначенные для микширования и оборудованные виртуальными вертушками для создания скрэтч-эффектов, которые в рэпе достаточно популярны (хотя в eJay они есть). Если они пользователю интересны, в интернете их полно. Да и освоить такие приложения - дело достаточно простое. Но это будет именно диджеинг, а не творчество, которое предполагает выражение собственных мыслей и идей. Но для практики такие приложения тоже не повредят.